Виды внимания человека: полная классификация + примеры из жизни

Что такое произвольное внимание

Краткий термин произвольности внимания обуславливает явления, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сфокусироваться на чем-то определенном.

Понятие и определение в психологии

Непроизвольное внимание в психологии – это явление, которое обратило все существо индивида на себя без его на то усилий. Также это определение носит название непреднамеренного внимания.

Послепроизвольное внимание это в психологии «продолжение» пассивного произвольного. Это натренированное внимание, когда усилия прилагаются, но небольшие, т. е. индивид умеет надолго сфокусироваться на нужном объекте или явлении. Такой вид является преимущественным, эффективным в быстром решении повседневных или неожиданных задач и ситуаций. К тому же послепроизвольность может характеризоваться как наиболее активное достижение результатов.

Управление сосредоточением сознания

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Причины возникновения произвольного внимания

Как не обращать внимание на чужое мнение — можно ли побороть страх

Произвольность внимания обычно сопровождается большим или малым усилием воли для того, чтобы сконцентрироваться на неком объекте, явлении. Чаще всего человек «подстегивает» себя самостоятельно, либо кто-то обращает его внимание к себе намеренно. Например, преподаватели учебных заведений часто окликают учеников, которые, очевидно, утратили интерес к происходящему. Отмечают поведение молодых водителей, которые пристально следят за дорогой, движением, сигналами знаков и т. д., чтобы не допустить нарушения правил. Даже посетители магазинов, музеев и т. п. вынуждены пользоваться произвольным вниманием, чтобы не пропустить что-то важное, отвлекаясь на разговоры или собственные мысли, пока может длиться экскурсия.

Чем обусловлено

Произвольность внимания это фактор, который можно обусловить несколькими параметрами. Среди них выделяют следующие:

  1. Объем. Это умение человека фокусироваться на нескольких объектах или явлениях одновременно. Суть заключается в том, какое количество способен охватить индивид. Зависит как от генетической предрасположенности, так и от физической тренировки, получения жизненного опыта и т. д. Для статистики можно отметить, что взрослый человек способен одновременно объять 4-6 объектов, а маленький ребенок – 2-3 объекта.


Многозадачность повышает достижение положительного результата

  1. Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Считается, что концентрация увеличивается, если вокруг мало раздражителей, что обеспечит качественное усвоение информации.
  2. Распределение – умение одновременно выполнять несколько заданий. При вождении автомобиля человек может просматривать карту, беседовать по телефону, следить при этом за дорогой, либо женщины, особенно матери, свободно выполняют несколько функций, хоть и неосознанно.
  3. Устойчивость, т. е. направленность внимания в процессе некой деятельности. Это не глубокая концентрация, но темперамент, мотивация по отношению к выполняемой задаче.
  4. Отвлекаемость – антоним устойчивости, т. е. внешнее торможение из-за одного или нескольких раздражителей.
  5. Колебание, наблюдаемое даже при высокой концентрации, поначалу проходит незаметно. Это смена торможения и возбудимости коры головного мозга. Однако по истечении получаса напряженной работы подобные колебания становятся очевидными.
  6. Переключение – умение переходить от одного дела к другому. Отличают произвольное и непроизвольное переключение, т. е. человек заставляет себя взяться за другое дело либо плавно сменяет одну деятельность на другую.

Примеры проявления внимания в нашей жизни

В жизни человека любое действие начинается с осознанности, а значит, с его внимания. В детстве он действует в рамках интереса, потом – с помощью силы воли, а потом (и это лучший вариант) совмещает интерес и силу воли.

Приведу пример. Студент заходит в новую аудиторию, садится на первый попавшийся стул, открывает книгу, готовится к семинару. И только потом, в процессе пары, начинает осознавать, что стены в персиковом цвете, на них интересные тематические плакаты, стул царапается, а у преподавателя прикольные ямки на щеках и очки допотопные. Это произвольное внимание – сначала сосредоточенность на деле.

И заходит ребенок в новый класс – он быстро переключается с одной парты на другую, рассматривает новые плакаты, дергает соседа по парте. И только потом, где-то к середине урока, понимает, что пришел на математику и пора бы заняться делом. Это непроизвольное внимание – сначала сосредоточенность на внешних стимулах, исходит от интереса.

В рекламе используется технология, направленная на несколько свойств и непроизвольный вид внимания. Постоянные переключения картинок стимулируют человека долгое время оставаться “во внимании”, то есть направлять осознанность к экрану. И тут главная хитрость – действие именно на непроизвольный вид, так как силу воли напрягать не надо, человек смотрит ее из-за интереса. И запоминает. И покупает.

Если не хотите попасть на крючок рекламщиков, проявите силу воли и отвлекитесь на что-то другое. Для этого нужно развивать внимание. Есть много инструментов и программ.

Но есть и нарушения работы этого процесса. Признаком проблем с ним является рассеянность – она возникает по разным причинам:

  • нет навыков к сосредоточенной работе;
  • сложно переключаться к разным видам деятельности;
  • переутомление.

Современные методики по развитию концентрации, переключения внимания помогают решать эту проблему. Есть много курсов по развитию внимания. В них уже готовые рецепты для решения проблем с внимательностью.

Виды и характеристики произвольного внимания

Как привлечь внимание девушки к себе — чем можно заинтересовать женщину

Внимание может представляться следующими видами:

  1. Природное – связанное с человеком с момента рождения, так называемые ориентировочные рефлексы, отражающие внешние и внутренние стимулы.
  2. Социально обусловленное – развивается с течением воспитания, обучения, получением жизненного опыта. Это внимание, связанное с избирательным реагированием на объекты и явления.
  3. Непосредственное – складывается на базе интересов, основных потребностей индивида.
  4. Опосредствованное – наступает, благодаря специальным средствам: жестам, словам, указателям и т. п.

Обратите внимание! Если некое явление или объект не вызывает интереса, на нем тяжело сфокусироваться. С другой стороны, бывают моменты, когда внимание приковывается вопреки воли человека.


Чем интереснее дело, тем глубже концентрация

Основные подходы к изучению внимания

  1. Совокупность внимания и сознания.
  2. Совокупность внимания и жизнедеятельности.
  3. Совокупность внимания и общественной культуры.

В рамках данных подходов разработаны следующие теории:

1. Моторная теория внимания Т. Рибо Рибо был уверен, что внимание имеет связь с эмоциями, а острота и интенсивность внимания определяется эмоциональной окраской от предмета или явления.

2. Стурная модель внимания Д.Е.Бродбента Считал внимание неким фильтром, отбирающим необходимую информацию.

3. Теория творческого синтеза, или циклическая модель У. Найссера Утверждал, что внимание достигается благодаря процессам предвкушения успешного результата.

4. Внимание как внутреннее усилие (Канеман) Подчёркивал связь внимания со способностью человека к организации и усилиям.

5. Теория внимания С.Л. Рубинштейна Считал внимание функцией интереса, связанной с потребностями человека.

6. Теория внимания Н.Ф. Добрынина Был уверен, что внимание всегда зависит от самого человека и его активности.

7. Теория внимания П.Я. Гальперина Считал, что внимание должно осуществлять контроль над чем-либо.

Особенности произвольного внимания

Целеустремленность — что это такое в психологии

Произвольным вниманием оперируют только человеческие существа, его происхождение берет начало из сознательной трудовой деятельности. Примечательно, что оно формируется не только из соображений интересного, но и необходимого. Главной мотивацией его развития выступает некая цель, которую необходимо достичь. В пример можно привести мечту подростка стать разработчиком игр, но ему придется пройти множество курсов программирования, компьютеризации, учить и практиковать математические формулы, что может стать для него малоинтересным испытанием.

Произвольность внимания имеет физический и психологический механизмы, где:

  • физический – возникает в коре головного мозга в ответ на сигнал извне, например, требование родителей к ребенку внять чему-либо;
  • психологический – характеризует усилие, напряжение воли для того, чтобы сфокусироваться на объекте или явлении, от чего порой возникает утомление, которое может протекать тяжелее и дольше физической усталости.

Обратите внимание! То, что мешает концентрации, может ей поспособствовать.

Недаром многие люди привыкли делать работу, вооружившись наушниками, в которых играет музыка, либо некто слушает радио или новости по телевизору, а многие целенаправленно идут в кафе или парк, чтобы поработать над проектом или книгой. Суть в том, что человек может абстрагироваться от этих раздражителей, превратив их в так называемый «белый шум». Концентрация внимания в разы увеличивается, индивид делает свою работу, выполняет задачу успешнее, чем, если бы он находился в тишине. Примечательно, что многим людям, буквально, мешают работать собственные обычные мысли, поэтому их перебивают пресловутым белым шумом.

Описание

Если попытаться обозначить понятие общими словами – эта функция является тем самым механизмом, который запускает познавательную активность мозга в отношении конкретного явления окружающего мира или предмета. Далее, подключаются и другие процессы, решающие самые разные задачи. В конечном итоге мы имеем некое представление обо всем, что существует вокруг нас.

Я выделю три вида внимательности:

  1. Произвольное внимание характеризуется тем, что индивид заранее ставит себе цель – понять и запомнить что-либо.
  2. Непроизвольное не требует от человека прикладывания каких-либо стараний.
  3. Послепроизвольное является своеобразным продолжением произвольного, но силы уже не затрачиваются, а выполняются в автоматическом режиме.

Необходимость использования усилий к пониманию и запоминанию определяется самим отношением личности к событию, его личным опытом, испытываемым интересом или его отсутствием. Со временем даже самая важная ситуация, требуемая обращения к силе воли, несколько сглаживается и становится безразличной – тогда происходит переход первого вида ко второму.

Особенности произвольного внимания

Отличительных черт у этого типа психических процессов не мало, но главной остается постановка конкретной задачи. Человек сам определяет то, что хочет понять, запомнить, чему желает научиться. Следующим этапом является некая программа, которая реализуется с использованием познавательной функции.

При этом произвольное внимание не обусловлено врожденными навыками и талантами, кроме силы воли. Оно развивается постепенно, шаг за шагом, в конечном итоге переходя в новую форму. Одним людям проще развить его, другим – сложнее. Но главной функцией в любом случае останется активное регулирование всех психических процессов, происходящих в головном мозге, в том числе памяти, мышления.

Отдельно выделю следующие особенности:

  1. Опосредованность и осознанность использования. Приложение волевых усилий для сосредоточения происходит в определенной ситуации, выбранной индивидом и всегда контролируемой им.
  2. Произвольность. У личности должно существовать намерение сделать или понять что-либо.
  3. Возникновение в ходе эволюции и развития человеческого общества. Этот вид внимания недоступен животным.
  4. Формирование на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства.
  5. Прохождение нескольких фаз развития.
  6. Зависимость от обучения со взрослыми, особенно если речь идет о школе.

Дополнительно отмечу, с точки зрения физиологии, эта познавательная функция живет в коре больших полушарий. Та же часть мозга отвечает за поведение человека и его деятельность.

Причины возникновения

Поводом к появлению психического процесса можно назвать взаимосвязь, возникающую между уже полученным ранее опытом и новой поставленной задачей. Как только определяется цель и план, способствующий ее достижению, запускается механизм намеренного сосредоточения. Чем чаще используется функция, тем быстрее происходит переключение, а значит, результат достигается все лучше, стремительнее и эффективнее.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Всю эту работу можно сравнить с выработкой условного рефлекса в практике бихевиоризма. Простой пример произвольного внимания – усвоения ребенком правил дорожного движения: изо дня в день при приближении к пешеходному переходу его учат, что необходимо посмотреть по сторонам, убедиться в безопасности и лишь после этого идти. В конечном итоге напоминание к совершению этих действий перестает требоваться, так как входит в привычку.

Говоря о первопричинах, обязательно следует отметить и важность процесса в контексте защищенности, а возможно, и выживаемости. Механизм не зря формировался на протяжении всего периода эволюции и развитии человека. Чем важнее ситуация для сохранения жизни и здоровья, тем быстрее усвоится процесс – оперативнее перейдет от произвольного к постпроизвольному. Влияет на лучшее освоение программы и собственный интерес индивида.

Виды и характеристики

Принято выделять несколько типов произвольного сосредоточения, каждый из них обладает собственными уникальными чертами. Разделить внимательность можно по общим признакам на следующие формы:

  1. Волевая – механизм включается только в конфликтных ситуациях между условиями «мне надо» или «я должен», диктуемыми обществом, родительскими установками, правилами, и индивидуальными «я хочу». При этом переключиться на обязательное выполнение установленных кем-то положений помогает именно сила воли и усилия.
  2. Выжидательная – требуется, когда определенная ситуация продолжается длительное время, и на протяжении всего срока от человека требуется проявление бдительности. При этом ошибка может привести к неприятным последствиям. Особенно актуален этот вид сосредоточения во взрослой жизни, например, в трудовой сфере.
  3. Сознательная – этот тип уникален вдвойне. С одной стороны, его выполнение всегда намеренно, но с другой – усилия прикладываются незначительные, например, в силу собственного интереса человека, привлекательности ситуации.
  4. Спонтанная – такая форма проявляется, если трудно начать новое действие, но после преодоления первого барьера происходит переключение на постпроизвольный тип внимательности, а значит, больше стараний прилагать не нужно или они минимальны.

В раннем и дошкольном возрасте любая из представленных выше разновидностей сосредоточения развита слабо – основной задачей педагогов и родителей становится обучение и тренировка.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Формирование произвольного внимания

Процесс тренировки произвольного внимания нужно начинать с младшего возраста, причем эта задача ложится на педагогику. Однако следует отметить, что хорошей концентрации способствуют некоторые условия:

  • стабильное психическое и физическое здоровье индивида;
  • воссоздание благоприятной атмосферы;
  • постановка определенной цели;
  • сочетание физических и умственных действий (проверка теории на практике);
  • чередование деятельности (метод «помидора», когда человек сосредотачивается на работе примерно полчаса, затем 5 минут отдыхает и повторяет цикл, пока ни сделает работу).


Чтобы все успеть, нужно правильно распределить время и усилия

Существует ряд методик, которые научат фокусировке, а заодно покажут имеющийся уровень ее развития:

  1. Нужно посмотреть на некую картинку в течение 5 секунд, затем перечислить запомнившиеся детали. Если индивид запомнил меньше 5 объектов, внимание нужно тренировать, если он назвал до 9 деталей, концентрация хорошая, а больше 9 – произвольное внимание на высоте.
  2. Перед работающим телевизором или компьютером, вещающим любимую программу, фильм или телесериал, нужно поставить будильник с циферблатом. В течение 2 минут необходимо пристально наблюдать за секундной стрелкой, не отвлекаясь на тв или монитор.
  3. Один знаменитый способ проверить и натренировать внимание работает и на взрослых, и на детях. Берется книга, газета или журнал. В тексте (статье) нужно искать что-то определенное, например, выделить все буквы «м» (или любую другую) либо подчеркнуть имена людей, названия городов, животных и т. д.

Произвольное внимание это необходимый инструмент современного общества, когда вокруг столько раздражителей. Статистика показывает, что люди стали рассеяннее ввиду того, что легко отвлекаются. Это можно исправить, главное, чтобы была цель.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

Выбрав на своё усмотрение произвольный объект для наблюдения, рекомендуется сконцентрировать на нём внимание на протяжении определённого промежутка времени, длительность которого в дальнейшем следует постепенно увеличивать. Чем проще для восприятия будет выбранный предмет, тем легче будет справиться с поставленной задачей — это важно для начала тренировок, когда ещё нет привычки концентрироваться на объекте.

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]