Стереотипы: понятие, виды, примеры, какие бывают в жизни человека

Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд. Какие бывают стереотипы, и стоит ли с ними бороться?

Что это такое

Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений. Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.

У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:

  • устойчивость;
  • избирательность;
  • эмоциональное основание.

Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.

В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.

Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.

Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:

  • вода может намочить;
  • зимой холодно;
  • пламя обжигает.

Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.

Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.

Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.

Шаблонная личность

Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.

Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.

Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.

Эффект стереотипизации

Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.

Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.

Что такое стереотипизация?

В психологии стереотипизация — это оценка, восприятие человека, события или явления исходя из полученного опыта и сформированных убеждений. В ходе данного процесса происходит «приписывание» знакомых черт характера, что упрощает процесс идентификации индивида, но создает и ряд трудностей.

Стереотип — это сформированное отношение к событиям, которое основывается на сравнении с внутренними идеалами. Хоть они не всегда объективно описывают существующую реальность, но достаточно прочно въедаются в быт.

Каждый человек делит всех знакомых на определенные типы. Это всего лишь результат жизненного опыта.

Если представить сознание отдельного человека набором ячеек, то каждая из них наполнена множеством личностей, которые ваш мозг относит к одной группе. Для вас они чем-то (или многим) схожи. Например, повадками, реакцией, голосом, целеустремленностью, лицом. Пустых ячеек в сознании не бывает, их количество увеличивается параллельно с жизненным опытом.

Так вот, при встрече с незнакомым человеком ваш мозг как бы сканирует его, выделяет главные черты и находит максимальные совпадения среди имеющихся данных. На основе такого анализа образ сразу же причисляется к определенной группе. Это упрощает жизнь: вы примерно знаете, как данная личность будет себя вести, чего от нее ожидать, как взаимодействовать.

Этот же механизм срабатывает для событий и явлений.

Особенности стереотипного мышления

Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.

Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.

Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
  • возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
  • «пропуск» в ту или иную группу социума.

Минусы:

  • отсутствие свободы мысли и действий;
  • замедление развития;
  • шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
  • возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
  • доверчивость, невозможность провести критический анализ.

Догма

Второй миф касается особенностей восприятия самого стереотипа. Человек, мыслящий устойчивыми образами, зачастую признается носителем скудных и бесперспективных умственных моделей. Стереотипизация в психологии — это явление, которое не может характеризоваться как плохое или хорошее. Другое дело, что возможности этого устойчивого образа отличаются локальностью. Они ограничиваются пределами действия ситуации ролевого, межгруппового восприятия. При переносе устойчивых моделей в события межличностного понимания, замене ими более тонких инструментов настройки на других индивидов происходит искажение, разрушение общения и взаимодействия.

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя. Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» – наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

Примеры стереотипов

Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:

  • Мужчины руководствуются логикой, а женщины – эмоциями.
  • Мужчина обязан содержать свою женщину.
  • Блондинки глупые.
  • Женщина может думать над несколькими темами одновременно, а мужчина – нет.
  • Женщина ждет от отношений любви, а мужчина — секса.
  • Все женщины мечтают выйти замуж.
  • Все женщины мечтают о детях.
  • Мужчины умнее женщин.
  • Мальчикам нельзя носить розовые вещи.
  • Ненормально, если мальчик проявляет интерес к куклам.
  • Гомосексуалисты не могут достойно воспитать ребенка.
  • Все женщины манипулируют мужчинами.
  • Женщины склонны к моногамии, а мужчины – к полигамии.
  • Мужчине постыдно заниматься домашними делами, это удел женщины.
  • Женщине стыдно содержать семью, это удел мужчины.
  • Нормальный мужчина не может быть застенчивым.
  • Младенцами должны заниматься матери.
  • Каждый китаец может смастерить телефон.
  • Женщины, красиво одевающиеся, рассчитывают «привлечь самца».
  • Все цыгане – аферисты.
  • Женщины сами провоцируют насильников.
  • Женщина не должна спорить с мужем.
  • Муж должен принимать решения, а женщина аккуратно направлять его.
  • У мужчин должна быть зарплата больше.
  • Мужчина не плачет.
  • Старики ворчливые и надоедливые.
  • В России одни алкаши.
  • Все мужики изменяют.
  • Все подростки проходят «трудный возраст».
  • Каждая хозяйка должна уметь сварить борщ.
  • Женщине не место на серьезных постах.
  • Индусы любят петь и танцевать.
  • Все лесбиянки мужеподобные.
  • Американцы в основном едят фастфуд.
  • Женщины должны стремиться стать хорошими женами и матерями.
  • Избил муж? Женщина спровоцировала.
  • Ушла жена? От хороших мужей не уходят.
  • Все нормальные женщины любят деток.
  • Женщины, не родившие детей, в старости сожалеют, все они несчастны и никому не нужны.
  • Родила – будет кому подать стакан воды в старости.
  • Все политики – воры.
  • В Сибири всегда снег.
  • Честно разбогатеть невозможно.
  • Не служил – не мужик.
  • Женщина может быть либо умная, либо красивая.
  • Женщины за рулем опасны для общества.
  • Для женщины естественно уметь готовить.
  • Англичане не могут прожить и дня без чая и овсянки.
  • Все итальянцы любвеобильны.
  • Все азиаты похожи.
  • В Индии полно всякой заразы и грязи.
  • В России всегда холодно.
  • Для мужчины естественно разбираться в технике.
  • Жена берет фамилию мужа, а не наоборот.
  • Женщины склонны к меркантильности.

Какими бывают стереотипные установки

Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.

Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины

  • Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
  • Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
  • Сильные дамы, как правило, одиночки.
  • Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
  • У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
  • Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
  • Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства, выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
  • Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.

Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.

На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности.

Дети

Они обязаны:

  • Во всем слушать взрослых.
  • Воплощать нереализованные планы родителей.
  • Получать хорошие оценки в школе.
  • Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
  • Не умничать.

При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.

Счастье

Обязательными элементами счастливой жизни являются:

  • Деньги.
  • Исполненная мечта.
  • Высокое социальное положение.

А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.

«Правильное»

  • Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
  • «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
  • Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
  • Необходимо следовать трендам.
  • Одеваться надо в дорогих магазинах.
  • Нельзя жить без веры в бога.
  • Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация — это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи — жадный народ;
  • итальянцы — вспыльчивые;
  • молдаване — глупые;
  • эстонцы — медленные;
  • русские — любители выпить;
  • англичане — чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы — очень пунктуальные;
  • цыгане — воры-кочевники;
  • кавказцы — очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники — любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры

К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.

Задайте вопрос

Полицейские

Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:

  • каждый служащий смел и самоотвержен;
  • на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
  • при этом все сотрудники полиции берут взятки.

Врачи

  • Они ничем не болеют.
  • Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
  • Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.

Юристы

  • Всегда ходят в костюме.
  • Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
  • Они зарабатывают большую сумму.

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как меняются и от чего это зависит

Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.

Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

Виды и примеры

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:

  • социальный стереотип;
  • этнические стереотипы;
  • стереотипы восприятия;
  • стереотипы в общении;
  • гендерные стереотипы в современном обществе;
  • гетеростереотипы;
  • возрастные стереотипы;
  • поло-ролевые стереотипы;
  • современные стереотипы;
  • распространенные стереотипы;
  • общественные стереотипы.

Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.

Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

Примеры стереотипов:

  • бабы — зло;
  • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
  • евреи — хитрый народ;
  • мужчина пообещал — обязан делать;
  • мальчикам плакать нельзя;
  • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
  • высокая цена означает высокое качество;
  • по улицам России ходят медведи;
  • французы — отличные любовники.

Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

Роль в жизни личности

Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.

Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.

Стереотипизация как механизм восприятия.

Социальные сте­реотипы представляются нам основой формирования первого. впечатления, а социальная стереотипизация — главным меха­низмом этого процесса [2]. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или

людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень существенно для правильного понимания роли стерео­типа в социальной перцепции то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность оп­ределенной группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. В этом пункте заключена основная загадка социальных стереотипов, которая очень часто мешает правильному пониманию их проис­хождения и функционирования.

Трудность состоит в том, что видимым «носителем» того или иного стереотипа всегда является конкретный человек. И по­этому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения личного опыта человека, его

знаний о предмете стереотипа, т. е. от его индивидуальных осо­бенностей. Это приводит к совершенно неверным выводам о том, будто социальные стереотипы возникают, как правило, на ос­нове ограниченного прошлого опыта, появляются от «незнания» и что их основной смысл для человека — «сокращать» процесс познания за счет скороспелых обобщений. Однако такие объ­яснения приходят в противоречие не только с данными иссле­дований, но и просто с теми фактами, которые известны боль­шинству людей. К примеру, если существует стереотип «все ра­ботники торговли воруют», то сколько бы ни обогащался личный опыт общения с честными работниками торговли, стереотип от этого мало изменяется. Мало того, человек может быть женат на безусловно честном работнике торговли и все равно считать работников торговли склонными к воровству (за исключением своей Машеньки). Все дело как раз в том и состоит, что вопре­ки прямой видимости социальный стереотип не имеет никакого отношения к конкретному человеку и, следовательно, к его опы­ту и знаниям.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэто­му именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Разные социальные группы, реальные или воображаемые, вза­имодействуя между собой, вырабатывают определенные соци­альные стереотипы. Наиболее известны этнические или нацио­нальные стереотипы — представления о членах одних нацио­нальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентрич­ности итальянцев, легкомысленности французов или «загадоч­ной славянской душе». Стереотипные представления использу­ются и при взаимодействии гораздо менее значимых и выде­ленных групп — каждый может вспомнить такие стереотипы:

мальчишки из соседнего «вражеского» двора были другие, чем «наши»; живущие «за рекой»—другие, чем «на нашем берегу». Вот пример «территориального» стереотипа.

«По общеприятпому мнению, жителя Романьи обычно представляют экст­равертом, человеком чувственным, щедрым, очень общительным, любящим компанию и споры, не дураком поесть, страстно обожающим политику, бо­гохульником, который называет себя безбожником, но посылает жену и де­тей в церковь, ибо должен же кто-то в семье иметь дело с этим ,,болва­ном и бездельником» господом богом…» (Ф.

Феллини. Феллини о Феллини [106, с. 12]).

Везде, где по тем или иным причинам можно выделить раз­личные группы, существуют и стереотипы, определяющие пред­ставления этих групп друг о друге. Вот скажем, стереотипы времен гражданской войны:

«Донская учредиловка и левая эсеровщина. Так и осталось вроде несмы­ваемой красно-сургучной печати. Наум Орлик! Тоже любил определять со­став и навешивать сигнатурки. Аптекарский подход к человечеству — точнее сказать, к человеку — длился десятилетиями, нет ничего удобней готовых формул…» (Ю. Трифонов. «Старик» [103, с. 147]).

В любых, даже самых странных, стереотипах всегда можно отыскать ту группу, принадлежностью которой они являются. Согласитесь, что в следующих двух примерах социальный под­текст очевиден. Для носителей этих стереотипов очень важно

происхождение:

«Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были черные — при­знак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лоша­ди» (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» [59, т. 4, с. 50]).

«Ноги у него начинаются чуть ли не с самой груди; это, значит, порода»

(Ф. М. Достоевский. «Игрок» [35, т. 4, с. 319]).

Таким образом, социальный стереотип — это порождение группы; адекватно он может использоваться только в межгруп­повых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и оп­ределения людей как представителей различных групп. Ориен­тировка и определение происходят мгновенно — по знакам груп­повой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно неваж­но, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа — главное не ошибиться в ориентировке. Показателен в этом отношении литературный пример из «Мерт­вых душ» Н. В. Гоголя — восприятие Чичикова Плюшкиным, который не любил военных «по странному предубеждению, буд­то все военные картежники и мотишки». Павел Иванович Чичи­ков — новое лицо, а надо знать, с кем имеешь дело, тем более после такого странного предложения — купить мертвые души.

«Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он, вытаращив глаза, долго смотрел на него и, наконец, спросил: „Да вы, батюшка, не слу­жили ли в военной службе?» „Нет, — отвечал Чичиков довольно лукаво, — служил по статской». „По статской? — повторил Плюшкин и стал жевать губами, как будто что-нибудь кушал.—Да ведь как же? Ведь это вам самим-то в убыток?» „Для удовольствия вашего готов и на убыток». „Ах, батюшка!

ах, благодетель мой!»…»

«Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся

на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла, будто ее вовсе не бы­вало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение. Он даже утерся платком и, свернувши его в комок, стал им возить себя по верхней губе». «…Плюшкин заключил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а верно, был в офицерах и воло­чился за актерками» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души» [27, т. 2, с. 368—369]).

Действие стереотипа впечатляет: Плюшкин не любит воен­ных, подозревает, что Чичиков — военный, и поэтому не дове­ряет ему, потом выясняется, что его гость не служил, но дове­рия все равно не вызывает, и, следовательно (по логике стерео­типа) , он все-таки, скорее всего, военный.

Задачей первого впечатления, как мы уже сказали, является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Однако даль­ше, по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень, так как меха-

нйзмы восприятия на межлйчностном уровне общения совершен­но другие. Однако если стереотип слишком силен и продолжа­ет оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах. Скажем, мы систематически ошиба­емся в оценке собственных начальников, красивых женщин, а также все время попадаем в плен к подхалимам. В таких случаях необходимо попытаться уменьшить действие стереотипа. Сделать это можно, если не забывать о их существовании и знать те крючки, на которые «клюет» наш стереотип.

Если задуматься — все довольно просто. Раз нам одежда мешает правильно разглядеть человека, надо эту одежду… снять с него. Как? Например, просто вспомнить, как этот важный чи­новник в шикарном костюме, властно разговаривающий с нами в подавляющем своими размерами кабинете, бегает по утрам тру­сцой в тренировочном костюме, кедах и шапочке с кисточкой. Если бы видели, то никакой официоз в одежде потом на вас не подействовал бы. Хороший совет, но где же нам это увидеть? Да зачем именно видеть! Ведь мы можем себе; это просто представить, вообразить, провести мысленный эксперимент.

Действительно, есть такой способ защиты от ошибок соци­альной перцепции—способ мысленного эксперимента. Владение им заключается в умении быстро поменять b] воображении все те признаки превосходства, которые были обсуждены вы­ше — цена, силуэт, цвет одежды, независимость поведения,— на прямо противоположные. Ну, например, представить себе этого человека, перед вами по-хозяйски развалившегося в чер­ной «Волге», стоящим дома у плиты, в переднике (одежда) и под аккомпанимент ценных указаний жены жарящего блины (поведение). Эксперименты показывают, что такие мысленные опыты очень быстро «проясняют» восприятие — иногда видно’ действительное превосходство, иногда—его явное отсутствие. Интересно задуматься, не с этим ли связан обычно низко воспринимаемый статус членов семьи, которые за стенами дома имеют высокий статус («нет пророка в своем отечестве»). Не оттого ли это, что их как раз слишком часто видят то бега­ющими трусцой, то у плиты, то. играющими с внуками—не слишком ли часты «явные» эксперименты с одеждой и манерой поведения?

Таким образом, мысленный эксперимент может помочь уменьшить ошибку превосходства, ну а как с ошибками привле­кательности и отношения к нам? Можно ли в человеке с от­талкивающей внешностью разглядеть ум и доброту, а в льстеце неискренность и корысть?

Для управления впечатлением привлекательности (непривле­кательности) также прибегнем к «переодеваниям», но только теперь меняем не силуэт, цвет, цену одежды, а аккуратность человека, который привлекателен для нас. Представим его в грязной, неопрятной одежде или с разноцветными всклокочен-

Закаэ № 725

ными волосами, с прической типа «взрыв на макаронной фаб­рике», а человека непривлекательного мысленно оденем с иго­лочки и со вкусом. Думаем, что это поможет разобраться в истинных свойствах интересующих нас людей.

Теперь попробуем снять ошибки отношения к нам. Мыслен­но представим человека, относящегося к нам хорошо, спорящим с нами по важному для нас вопросу: как он смеется над вами, вертит пальцем у виска, показывает нам нашу тупость и т. д. Несколько трудней вообразить человека, относящегося к нам плохо, согласным с нами во всех важных для нас вопросах. Но если это нам удастся, то можем получить неожиданный эффект, понять вдруг, что этот человек не таков, как мы его привыкли представлять.

Борясь с ошибками привлекательности и отношения, мы путем мысленного эксперимента меняем в воображении общую оценку данного человека. «Своего» мысленно делаем «чужим», а «чужого» на несколько мгновений—«своим». Не получается?! Возможно, вы не умеете быть объективным и принимаете свои предубеждения за истину в последней инстанции [34]. Но в лю­бом случае вы должны осознать, что ошибкой является .;е CciMO по себе первое впечатление, построенное по схеме, а исполь­зование этого впечатления не по адресу — не в ситуации меж­группового взаимодействия, а в длительном межличностном общении, в котором к успеху приводят совсем другие способы восприятия, о которых пойдс’ речь дальше.

Как сражаться со стереотипами

С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.

  • Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
  • Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
  • Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.

Зачем нужны стереотипы?

Устоявшиеся шаблоны и модели поведения значительно упрощают процесс мышления и познания. У каждого человека присутствует ряд умозаключений, которыми он пользуется неосознанно.

Особенности стереотипизации:

  1. Эффект проекции
    . Человеку свойственно переносить свои недостатки на неприятных личностей, а приятных наделять собственными достоинствами.
  2. Эффект усреднённости
    . Все яркие личностные особенности собеседника приводятся к среднему знаменателю.
  3. Эффект порядка
    . При знакомстве с новым человеком мы привыкли доверять первому впечатлению, пользуемся физиогномическими и социальными стереотипами, при встрече со старым знакомым – свежей информации.
  4. Эффект ореола
    . Нередко общее суждение об индивиде складывается на основании только одного хорошего или плохого действия.
  5. Эффект стереотипизации
    . Наделение индивида характерными чертами, в зависимости от профессии, национальности.

Стереотипы присутствуют везде – это и правила этикета, поведения в обществе, требования к учёбе и работе. Каждый человек вправе сам решать, какие установки ему нужно ослабить, или вовсе от них избавиться.

Роль, функции и влияние на жизнь

Основные свойства стереотипов – неизменность во времени, отсутствие динамичности, избирательность, эмоциональная полнота. Постепенно учёные и психологи вносят новшества в концепцию, но основная мысль не меняется.

Роль и функции – сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность, ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем.

Феномен стереотипизации рассматривают с нескольких позиций:

  • содержание;
  • адекватность – нередко в основе навязанных установок лежит правдивая информация;
  • происхождение – факторы и условия возникновения.

Правдивые стереотипы полезны, поскольку восприятию нужно периодически отдыхать. Но любая адекватная установка может стать неадекватной, если данные устаревают.

Плюсы и минусы стереотипизации

Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. Благодаря им мы знаем, что вода мокрая, а огонь горячий, если бросить камень в реку, от него разойдутся круги.

Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях.

Положительные и отрицательные стороны

ПреимуществаНедостатки
Содействуют ориентировке в многообразии проявлений жизни. Способствуют адаптации в обществе.
Значительно облегчают жизнь, поскольку снимают некоторый груз повседневных проблем. Позволяют выжить в трудных ситуациях, когда нет времени на долгий анализ ситуации.

Помогают проанализировать, сделать выводы из нескольких схожих ситуаций.

В негативных ситуациях оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть.
Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.

Стереотипизация внешности, личностных качеств и черт характера нередко способствует развитию комплекса неполноценности, заниженной самооценки.

Категоризация не позволяет видеть индивидуальность и уникальность индивида.

Стереотипы пытаются втиснуть всё происходящее в строгие рамки – хорошо и плохо, чёрное и белое. Но в жизни не всегда всё так однозначно.

Человек не видит все грани происходящего. В результате развивается эгоцентризм, упрямство, фанатизм.

Стрессы, разочарования, другие болезненные переживания – следствие завышенных ожиданий, которые внушают социальные стереотипы.

Без стереотипного упрощенного мышления человеку приходилось бы каждый раз до всего доходить собственным умом, вся жизнь превратилась в процесс бесконечного познания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]