Как услышать голос совести?
Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.
Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.
Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).
В отношении определения состояний совести в Нравственном богословии употребляются такие прилагательные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожженная» (1Тим.4:2), «порочная» (Евр.10:22), «оскверненная» (Тит.1:15) и др.
Разновидности искаженного чувства совести
Совесть не передается человеку на генетическом уровне – она приобретается в детстве, базируясь в недрах души в процессе воспитания. Если родители выбирают некорректную модель поведения со своим ребенком, то у отпрыска автоматически складывается мировоззрение, не соответствующее общепринятым моральным законам. В семьях, где отец бьет мать, малыша во взрослой жизни не будет мучить совесть, связанная с рукоприкладством. На подсознании ребенка четко сформируется понимание того, что подобное общение между мужчиной и женщиной – это классический формат взаимоотношений.
Если вовремя не скорректировать собственное мировоззрение, то человек становится аморальной, отвергнутой социумом личностью. Гармонично сосуществовать с подобными устоями с окружающим миром у него не получится. Неудивительно, что у людей, воспитанных в неблагополучных семьях, нередко смещены понятия «добра» и «зла». Объяснение таких последствий только одно – детям не прививались нравственные и моральные законы, по которым живет общество. С течением времени у человека, на подсознании которого сложилась неверная модель социума, появляются серьезные психические нарушения, сопровождающиеся внутренним конфликтом личности. В XXI веке выделяют четыре вида искаженной совести:
Неправильно сформированная.
Подобные чувства становятся объективным результатом неверной модели поведения, привитой ребенку в детстве. Например, ранее рабовладельческие отношения между людьми считались нормальным явлением, поэтому права на человека принадлежали высокопоставленному чиновнику или царю. Такой формат общения в социуме являлся стандартом, поэтому юношей и молодых девушек воспитывали, основываясь на этом «лекале». Неудивительно, что отпрыски впитывали свой ранг с молоком матери, зная свои привилегии и обязанности. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась, поэтому подобная модель поведения – проявление аморальных качеств, не соответствующих законам общества.
Безосновательное чувство вины.
Гнетущая форма совести, сопровождающаяся «кричащим» одиночеством и внутренними духовными истязаниями. Возникает такое чувство в процессе образования личностного конфликта, в котором общепринятые устои и социальные законы не соответствуют мировоззрению человека. Например, родители на протяжении длительного времени воспитывали в ребенке модель отношений, в которых мужчина должен строить семью с женщиной. Повзрослевший отпрыск осознает, что испытывает сексуальное влечение к представителям своего пола. Удовлетворяя собственные желания, ему приходится идти наперекор мнению мамы и папы, нарушая устоявшиеся социальные «законы». Неудивительно, что результатом такого поступка становится появления безосновательного чувства вины.
Консервативная совесть.
Беспрекословное следование общепринятым законам – нецелесообразное решение, присущее особо исполнительным или ответственным людям. Спеша на деловую встречу, они могут не обратить внимания на человека, который нуждается в помощи. Что делать в сложившейся ситуации? Какими принципами руководствоваться? Консервативная совесть будет настаивать на личной выгоде, объясняемой важностью предстоящего собеседования. Опираясь на моральные и нравственные устои, нужно остановиться и забыть о своих делах, если вы убедились в необходимости вашей помочь.
Проигнорированная или оправданная.
Угрызения совести заставляют человека испытывать духовные терзания, в процессе которых внутренний голос указывает ему на неправильность сделанного поступка. Подобное состояние неизменно сопровождается многообразием негативных мыслей, формирующих пессимистичное мышление. В попытках скрыться от гнетущего чувства вины люди придумывают способы утолить «голод» собственной совести. Оправдание своих действий – эффективный метод, позволяющий на время вернуться к нормальному образу жизни. Игнорирование внутренних «призывов» справедливости – еще один популярный вариант, которым с удовольствием пользуются психически больные люди. Нарушая на своем подсознательном уровне гармоничное соотношение «добра» и «зла», человек лишается моральных и нравственных качеств.
Три основные функции совести
Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом нравственному закону. Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и скорбь, либо радость и удовлетворение от совершенного действия.
Первый аргумент
Центральный персонаж рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Витька совершает довольно подлый поступок: съедает всю собранную землянику и набивает туесок травой, чтобы казалось, что ягод много. Для того чтобы Санька, с которым Витька собирал ягоду, ничего не рассказал бабушке героя, он решается украсть у нее калачи и отдать их Саньке.
Дважды обманув свою бабушку, Витька испытывает муки совести. Главный герой осознает, что поступил нехорошо. Витька не может заснуть из-за того, что все это время он сравнивает себя с настоящим преступником. Совесть мальчика не позволяет Витьке хранить от бабушки секрет, поэтому он решает сказать об обмане утром.
Однако Витька не рассказывает об обмане бабушке, и она продает кружку с земляникой, после чего самостоятельно узнает о поступке внука. Все это время Витька чувствует свою вину. Это говорит о том, что главный герой – совестливый мальчик, который понимает, что поступил неправильно.
Как очистить совесть?
Основной же способ очищения совести есть покаяние, для чего установлено церковное Таинство покаяния.
«Трезвение до блистания очищает совесть. Совесть же, будучи так очищена, изгоняет из внутрь всякую тьму, подобно свету вдруг воссиявающему по снятии лежащего на нем покрова. А по изгнании тьмы, совесть, при непрерывно продолжающемся истинном трезвении, снова показывает то, что было забыто или что скрывалось, не будучи сознаваемо». (прп. Филофей Синайский)
Есть ли в христианстве понятие свободы совести?
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер: “В православном богословии нет такого понятия, как «свобода совести»: либо человек совестливый, либо бессовестный, зато есть такое понятие, как «свобода воли». С точки зрения Православия понятие «свобода совести» ‒ это нонсенс. Возьмите этимологию слова «совесть». Приставка со‒ указывает на сотрудничество: сотрудник, соратник, советник, соработник. Корень ‑весть ‒ это весть от Бога, значит, свобода может быть только в состоянии совести, а потому выражение «свобода совести» ‒ это тавтология. Ведь свобода ‒ это прежде всего независимость от греха. Как только мы начинаем зависеть от греха, вся наша свобода совести пропадает”.
***
свт. Игнатий Брянчанинов: «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
ств. Феофан Затворник: Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.
патриарх Кирилл:Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает». Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни. Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2022 года
Что такое угрызения совести, чем опасны
Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.
Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного. Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.