Что такое Совесть и как человек становится бессовестным?

Как услы­шать голос сове­сти?

Совесть про­яв­ля­ется в чело­веке в форме нрав­ствен­ного чув­ства. Наме­ре­ва­ясь совер­шить, совер­шая и/или уже совер­шив какое-нибудь дей­ствие, пред­по­ла­га­ю­щее воз­мож­ность его нрав­ствен­ной оценки, чело­век, в той или иной мере, внут­ренне ощу­щает, насколько это дей­ствие соот­вет­ствует добру или злу.

Пра­виль­ность осо­зна­ния чело­ве­ком своих нрав­ствен­ных дей­ствий зави­сит от ряда фак­то­ров, в том числе: от фак­тора вли­я­ния среды, внутри кото­рой он живет (обу­слов­лен­ной куль­тур­ными, рели­ги­оз­ными тра­ди­ци­ями, мест­ными зако­нами и т. п.), от фак­тора вос­пи­та­ния, само­вос­пи­та­ния, от инди­ви­ду­аль­ного нрав­ствен­ного состо­я­ния.

Под воз­дей­ствием этих и неко­то­рых других фак­то­ров голос сове­сти, как выра­зи­тель есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, может подав­ляться, при­глу­шаться, иска­жаться. В этой связи то, что может пред­став­ляться добром для пред­ста­ви­те­лей одних рели­ги­оз­ных, соци­аль­ных или этни­че­ских групп, пред­ста­ви­те­лями других может оце­ни­ваться как зло (напри­мер, кров­ная месть, поло­вая рас­пу­щен­ность, отно­ше­ние к абор­там и пр.).

В отно­ше­нии опре­де­ле­ния состо­я­ний сове­сти в Нрав­ствен­ном бого­сло­вии упо­треб­ля­ются такие при­ла­га­тель­ные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожжен­ная» (1Тим.4:2), «пороч­ная» (Евр.10:22), «осквер­нен­ная» (Тит.1:15) и др.

Разновидности искаженного чувства совести

Совесть не передается человеку на генетическом уровне – она приобретается в детстве, базируясь в недрах души в процессе воспитания. Если родители выбирают некорректную модель поведения со своим ребенком, то у отпрыска автоматически складывается мировоззрение, не соответствующее общепринятым моральным законам. В семьях, где отец бьет мать, малыша во взрослой жизни не будет мучить совесть, связанная с рукоприкладством. На подсознании ребенка четко сформируется понимание того, что подобное общение между мужчиной и женщиной – это классический формат взаимоотношений.

Если вовремя не скорректировать собственное мировоззрение, то человек становится аморальной, отвергнутой социумом личностью. Гармонично сосуществовать с подобными устоями с окружающим миром у него не получится. Неудивительно, что у людей, воспитанных в неблагополучных семьях, нередко смещены понятия «добра» и «зла». Объяснение таких последствий только одно – детям не прививались нравственные и моральные законы, по которым живет общество. С течением времени у человека, на подсознании которого сложилась неверная модель социума, появляются серьезные психические нарушения, сопровождающиеся внутренним конфликтом личности. В XXI веке выделяют четыре вида искаженной совести:

Неправильно сформированная.

Подобные чувства становятся объективным результатом неверной модели поведения, привитой ребенку в детстве. Например, ранее рабовладельческие отношения между людьми считались нормальным явлением, поэтому права на человека принадлежали высокопоставленному чиновнику или царю. Такой формат общения в социуме являлся стандартом, поэтому юношей и молодых девушек воспитывали, основываясь на этом «лекале». Неудивительно, что отпрыски впитывали свой ранг с молоком матери, зная свои привилегии и обязанности. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась, поэтому подобная модель поведения – проявление аморальных качеств, не соответствующих законам общества.

Безосновательное чувство вины.

Гнетущая форма совести, сопровождающаяся «кричащим» одиночеством и внутренними духовными истязаниями. Возникает такое чувство в процессе образования личностного конфликта, в котором общепринятые устои и социальные законы не соответствуют мировоззрению человека. Например, родители на протяжении длительного времени воспитывали в ребенке модель отношений, в которых мужчина должен строить семью с женщиной. Повзрослевший отпрыск осознает, что испытывает сексуальное влечение к представителям своего пола. Удовлетворяя собственные желания, ему приходится идти наперекор мнению мамы и папы, нарушая устоявшиеся социальные «законы». Неудивительно, что результатом такого поступка становится появления безосновательного чувства вины.

Консервативная совесть.

Беспрекословное следование общепринятым законам – нецелесообразное решение, присущее особо исполнительным или ответственным людям. Спеша на деловую встречу, они могут не обратить внимания на человека, который нуждается в помощи. Что делать в сложившейся ситуации? Какими принципами руководствоваться? Консервативная совесть будет настаивать на личной выгоде, объясняемой важностью предстоящего собеседования. Опираясь на моральные и нравственные устои, нужно остановиться и забыть о своих делах, если вы убедились в необходимости вашей помочь.

Проигнорированная или оправданная.

Угрызения совести заставляют человека испытывать духовные терзания, в процессе которых внутренний голос указывает ему на неправильность сделанного поступка. Подобное состояние неизменно сопровождается многообразием негативных мыслей, формирующих пессимистичное мышление. В попытках скрыться от гнетущего чувства вины люди придумывают способы утолить «голод» собственной совести. Оправдание своих действий – эффективный метод, позволяющий на время вернуться к нормальному образу жизни. Игнорирование внутренних «призывов» справедливости – еще один популярный вариант, которым с удовольствием пользуются психически больные люди. Нарушая на своем подсознательном уровне гармоничное соотношение «добра» и «зла», человек лишается моральных и нравственных качеств.

Три основ­ные функ­ции сове­сти

Среди функ­ций сове­сти выде­ляют три основ­ных. Как зако­но­да­тель совесть ука­зы­вает чело­веку на то, как он должен посту­пить в том или ином случае, чтобы этот посту­пок (замы­сел, дей­ствие и пр.) соот­вет­ство­вал уста­нов­лен­ному Богом нрав­ствен­ному закону. Как сви­де­тель или судья совесть опре­де­ляет, пре­сту­пил ли чело­век это закон или нет, прав он или не прав. Нако­нец, функ­ция мздо­воз­да­я­теля выра­жа­ется в том, что в зави­си­мо­сти от того, нару­шил ли чело­век тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона или не нару­шил, он испы­ты­вает либо угры­зе­ния и скорбь, либо радость и удо­вле­тво­ре­ние от совер­шен­ного дей­ствия.

Первый аргумент

Центральный персонаж рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Витька совершает довольно подлый поступок: съедает всю собранную землянику и набивает туесок травой, чтобы казалось, что ягод много. Для того чтобы Санька, с которым Витька собирал ягоду, ничего не рассказал бабушке героя, он решается украсть у нее калачи и отдать их Саньке.

Дважды обманув свою бабушку, Витька испытывает муки совести. Главный герой осознает, что поступил нехорошо. Витька не может заснуть из-за того, что все это время он сравнивает себя с настоящим преступником. Совесть мальчика не позволяет Витьке хранить от бабушки секрет, поэтому он решает сказать об обмане утром.

Однако Витька не рассказывает об обмане бабушке, и она продает кружку с земляникой, после чего самостоятельно узнает о поступке внука. Все это время Витька чувствует свою вину. Это говорит о том, что главный герой – совестливый мальчик, который понимает, что поступил неправильно.

Как очи­стить совесть?

Основ­ной же способ очи­ще­ния сове­сти есть пока­я­ние, для чего уста­нов­лено цер­ков­ное Таин­ство пока­я­ния.

«Трез­ве­ние до бли­ста­ния очи­щает совесть. Совесть же, будучи так очи­щена, изго­няет из внутрь всякую тьму, подобно свету вдруг вос­си­я­ва­ю­щему по снятии лежа­щего на нем покрова. А по изгна­нии тьмы, совесть, при непре­рывно про­дол­жа­ю­щемся истин­ном трез­ве­нии, снова пока­зы­вает то, что было забыто или что скры­ва­лось, не будучи созна­ва­емо». (прп. Фило­фей Синай­ский)

Есть ли в хри­сти­ан­стве поня­тие сво­боды сове­сти?

Про­то­и­е­рей Андрей Хвыля-Олин­тер: “В пра­во­слав­ном бого­сло­вии нет такого поня­тия, как «сво­бода сове­сти»: либо чело­век совест­ли­вый, либо бес­со­вест­ный, зато есть такое поня­тие, как «сво­бода воли». С точки зрения Пра­во­сла­вия поня­тие «сво­бода сове­сти» ‒ это нон­сенс. Возь­мите эти­мо­ло­гию слова «совесть». При­ставка со‒ ука­зы­вает на сотруд­ни­че­ство: сотруд­ник, сорат­ник, совет­ник, сора­бот­ник. Корень ‑весть ‒ это весть от Бога, значит, сво­бода может быть только в состо­я­нии сове­сти, а потому выра­же­ние «сво­бода сове­сти» ‒ это тав­то­ло­гия. Ведь сво­бода ‒ это прежде всего неза­ви­си­мость от греха. Как только мы начи­наем зави­сеть от греха, вся наша сво­бода сове­сти про­па­дает”.

***

свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов: «Совесть руко­вод­ство­вала чело­века до Закона пись­мен­ного. Падшее чело­ве­че­ство посте­пенно усва­и­вало себе непра­виль­ный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лже­имен­ный разум сооб­щил свою непра­виль­ность сове­сти. Пись­мен­ный Закон соде­лался необ­хо­ди­мо­стью для руко­вод­ства к истин­ному Бого­по­зна­нию и к Бого­угод­ной дея­тель­но­сти. Учение Хри­стово, запе­чат­лен­ное святым кре­ще­нием, исце­ляет совесть от лукав­ства, кото­рым зара­зил ее грех. Воз­вра­щен­ное нам, пра­виль­ное дей­ствие сове­сти, под­дер­жи­ва­ется, воз­вы­ша­ется после­до­ва­нием учению Хри­стову».

ств. Феофан Затвор­ник: Совесть. Созна­вая себя обя­зан­ным уго­ждать Богу, дух не знал бы, как удо­вле­тво­рить сей обя­зан­но­сти, если бы не руко­во­дила его в сем совесть. Сооб­щив духу частичку своего все­ве­де­ния в ука­зан­ном есте­ствен­ном сим­воле веры, Бог начер­тал в нем и тре­бо­ва­ния Своей свя­то­сти, правды и бла­го­сти, пору­чив ему же самому наблю­дать за испол­не­нием их и судить себя в исправ­но­сти или неис­прав­но­сти. Сия сто­рона духа и есть совесть, кото­рая ука­зы­вает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуж­дает испол­нить то, а потом за испол­не­ние награж­дает уте­ше­нием, а за неис­пол­не­ние нака­зы­вает угры­зе­нием. Совесть есть зако­но­да­тель, блю­сти­тель закона, судия и воз­да­я­тель. Она есть есте­ствен­ные скри­жали завета Божия, про­сти­ра­ю­ще­гося на всех людей.

пат­ри­арх Кирилл:Мы чаще всего пред­став­ляем Суд Божий таким, каким бывает суд чело­ве­че­ский. Но Боже­ствен­ный суд дей­ствует уже сейчас, ибо Гос­поду было угодно вклю­чить суд в саму при­роду чело­века. Чело­век спо­со­бен судить себя сам. По какому закону? Госу­дар­ствен­ному? Нет, по закону своей сове­сти. И мы знаем, что очень часто суд сове­сти ока­зы­ва­ется для нас самым гроз­ным. Мне при­хо­ди­лось встре­чаться с пре­ступ­ни­ками, при­го­во­рен­ными к дли­тель­ным срокам заклю­че­ния. И когда в дове­ри­тель­ном раз­го­воре я спра­ши­вал, что для них сейчас самое тяже­лое, очень часто мне гово­рили: «Совесть. Не могу успо­ко­иться. Уже и нака­за­ние позади, а совесть не отсту­пает». Суд сове­сти — это самый суро­вый и самый бес­при­страст­ный суд, это и есть суд Божий, потому что Гос­подь вложил нрав­ствен­ное чув­ство в нашу при­роду. Чело­век — это един­ствен­ное живое суще­ство, кото­рое спо­собно само себя судить. И, навер­ное, Страш­ный Суд будет про­дол­же­нием этого суда. По чело­ве­че­ской огра­ни­чен­но­сти мы многое забы­ваем, из памяти уходят грехи и кон­фликты, и совесть успо­ка­и­ва­ется. А иногда совесть раз­ру­ша­ется поро­ками, пьян­ством или просто при­выч­кой совер­шать без­за­ко­ние. Но Страш­ный Божий Суд вос­пол­нит все несо­вер­шен­ство нашего соб­ствен­ного чело­ве­че­ского суда: плохую память, цинизм, небре­же­ние, отступ­ле­ние от Боже­ствен­ных запо­ве­дей — все то, что не давало воз­мож­ность нам самим спра­вед­ливо осу­дить себя при жизни. Из слова в Неделю мясо­пуст­ную после Литур­гии в Храме Христа Спа­си­теля г. Москвы, 19 фев­раля 2022 года

Что такое угрызения совести, чем опасны

Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.

Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного. Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]