Нытик, плакса, меланхолик: как жить, если у ребёнка глаза всегда на мокром месте

Чаще всего дети используют плач для манипуляции родителями


Бывают ситуации, когда ребенок ударяется о что-либо и начинает плакать по объективным причинам. Или же его слезы провоцирует обида, которая вызвана неправильными действиями со стороны родителей. Например, безразличное их отношение. В этих случаях плач ребенка оправдан.

Однако, когда малыш начинает рыдать без видимых на то причин, скорее всего, он пытается вами манипулировать. Это может проявляться в ситуациях, подобных следующей. Например, вы общаетесь по телефону с подругой. Ребенок пытается завладеть вашим вниманием. Но вы не реагируете, поскольку разговариваете по телефону. Тогда ребенок начинает ни с того ни с сего плакать. Делать вид, что обиделся. И тем самым привлекает ваше внимание.

Если мама сразу же положит трубку и начнет успокаивать малыша (хотя сама не будет понимать, почему он плачет), это может негативно повлиять на дальнейшие отношения. Он поймет, что плач — рычаг давления, с помощью которого можно добиваться желаемого. Причем, в любых ситуациях.

Как отучить капризничать ребенка до 3 лет

Все причины, по которым капризничают малыши младше трех лет, можно условно разделить на две подгруппы: физическое (физиологическое) неудобство и исследование границ дозволенного. Маленький ребенок не может оповестить родителей о намокшем памперсе, чувстве голода, желании пить и так далее. Поэтому единственный способ заявить о возникшем дискомфорте – начать плакать. Это вкратце о физических причинах капризов.

Вторая группа причин, а именно исследование границ дозволенного, становится актуальной по мере развития и взросления малыша, когда он уже начинает ползать, а затем и ходить. В этот период жизни он активно познает мир и по объективным причинам не может знать, что именно представляет для него опасность.

Простой запрет родителей трогать горячий утюг, переворачивать посуду с водой, совать пальцы в розетку, выбегать на дорогу с машинами воспринимается ребенком негативно и сопровождается капризами. Абстрактные понятия наподобие «это опасно» или «ты можешь обжечься» детский мозг пока что воспринимать не в состоянии, а объяснить, что такое «опасно» и «обжечься» с учетом отсутствия абстрактного мышления весьма затруднительно.

Приходится находить общий язык с ребенком в самом прямом смысле этого слова, так, чтобы он понял взрослых. Это сложно, однако возможно. Расскажем, как это делать и как действовать в наиболее типовых ситуациях.

Как найти и устранить физические причины капризов

Начнем с простейшего, то есть с простейших физиологических реакций. Ребенок может капризничать потому, что проголодался или хочет пить. Поэтому для детей до годика самый действенный способ прекратить каприз – это устранить дискомфорт.

Предложите ребенку молоко или молочную смесь, проверьте, не намок ли памперс. Жидкость впитывается не мгновенно, поэтому примерно минуту после оправления естественных надобностей малышу может быть некомфортно. Когда малыш начинает улавливать взаимосвязь между оправлением и дискомфортом, он начинает хныкать и привлекать внимание уже в момент, когда захочет в туалет. Наиболее сообразительные родители используют этот момент, чтобы начать приучать ребенка проситься на горшок.

Если малыш не хочет кушать и при этом лежит сухой, но все равно капризничает, нужно искать причины дальше. У него может болеть животик, ему может быть душно или жарко. Сказать об этом он не сможет, пока не научится говорить, а терпеть такое неудобство молча тоже сложно.

Тут следует знать, что у детей терморегуляция отличается от процесса терморегуляции взрослого человека. И когда нам вполне тепло и комфортно, для малыша это может быть очень жарко и душно. Попробуйте сами одеться теплее, а помещение проветрить, или же сходить с малышом на прогулку по свежему воздуху.

Если же ничего не помогает, следует обратиться к врачу, так как капризы могут быть вызваны болезненным состоянием, даже если нет ни температуры, ни кашля. Некоторые мамы на свой страх и риск начинают с того, что дают ребенку самый простой и безопасный препарат для улучшения пищеварения, допустим, эспумизан. У физически здорового ребенка наиболее частой причиной плохого самочувствия являются процессы газообразования в желудке и кишечнике. Однако если это не помогло и капризы продолжились, откладывать визит к доктору уже нельзя.

Как выявить и устранить психологические причины капризов

Теперь рассмотрим следующий этап развития малышей, а именно, когда они начинают познавать мир и изучать окружающее пространство. Начать стоит с того, чтобы максимально обезопасить малыша: закрыть розетки, поднять на недосягаемую высоту цветы, вазы, посуду, прочие бьющиеся предметы, следить, чтобы нигде не свисали сетевые шнуры от телевизора, утюга, кондиционера и так далее. Это уже заметно ограничивает круг запретов и, следовательно, возможных капризов из-за непонимания запретов.

Естественно, создать полностью безопасную среду возможно только дома, а на улице, за пределами песочницы, опасностей заметно больше. Тут в процессе воспитания важно найти баланс между жесткими запретами и пониманием ребенка, что к чему.

Для начала просто не гуляйте вблизи оживленных автодорог, но и не запрещайте фанатично залезть ребенку, например, на бортик песочницы. Случаев, чтобы при падении в песочницу кто-то убился насмерть, пока не зафиксировано, зато вы сможете объяснить ребенку, что такое «больно», если он ушибется. Тогда в будущем вы получите возможность оперировать данным понятием, объясняя детям, почему нельзя делать то или это: тебя укусит собачка, и будет больно, в тебя врежется машинка, и будет очень больно, и далее в меру вашей фантазии.

Точно так же не расстраивайтесь и не ругайтесь, если вы не уследили за малышом, и он залез в лужу. Да, и в теплую погоду не спешите его переодевать и переобувать: походив в мокром и ощутив дискомфорт, он легче воспримет объяснения, что в воду лезть нельзя, потому что от воды одежда и обувь становятся мокрыми, и потом в них неудобно ходить.

Отдельной темой является попытка родителей отучить малыша от соски. Слишком долго пользоваться соской вредно, т.к. может сформироваться неправильный прикус, а отъем соски часто сопровождается массой капризов, а то и просто истерик. Тут способов несколько: например, воззвать к амбициям ребенка, сказав, что он уже взрослый, а взрослые сосками не пользуются. В придачу можно придумать ритуал: обменять соску на нечто более подобающее взрослому человеку. Допустим, самокат или трехколесный велосипед.

Если такие уловки не дают эффекта, можно просто сделать соску неудобной: обрезать кончик, проткнуть и сдуть из нее воздух, прибить к дверному косяку на уровне роста малыша. В этих случаях соску как бы никто не отбирает, однако пользоваться ею становится неудобно, и малыш сам отказывается от этого атрибута младенчества.

Топ-7 способов отучить капризничать ребенка младше 3 лет:

  1. Устранить физический дискомфорт (голод, мокрый памперс, боль, жару, духоту, прочее).
  2. Изолировать от предметов, вызывающих интерес и одновременно представляющих опасность для ребенка (колющие, режущие, бьющиеся предметы, горячие жидкости и поверхности и так далее).
  3. Знакомить с окружающей средой под своим контролем (преодоление механических препятствий, общение с животными, пользование игрушками).
  4. Делать неуместное привлекательное неудобным и непривлекательным.
  5. Взывать к амбициям.
  6. Предлагать альтернативу.
  7. Не выдавать требуемое ребенком в случае его капризов.

Бывает и такое, что ребенок капризничает, невзирая на все объяснения, проверяя вас на прочность: разрешите вы ему что-то сделать или нет. Тут важно не поддаваться на провокации и твердо стоять на своем: ребенок должен понимать, что слово взрослого – закон. Правда, для этого вам следует научиться держать свое слово всегда и везде. Например, если вы пообещали детям конфеты, то придется купить и разрешить съесть.

Есть и еще один способ – это передразнивать ребенка: хныкать и орать вместе с ним (кто громче), тоже начать громко просить игрушку или звать бабушку и т.д. Но этот способ требует определенной артистичности и раскрепощенности от самих взрослых, поэтому в список рекомендуемых для всех мы этот способ не вносим.

Причины, по которым дети плачут


Существует несколько причин, которые могут спровоцировать у ребенка плач. Они — следующие:

  1. Ребенок хочет добиться с помощью плача желаемого

    . Слезы — очень мощный инструмент манипуляции, к которым прибегает большинство детей. Если родители не будут пресекать его в детстве, то ребенок будет пользоваться им даже в подростковом возрасте. Когда ему что-то не будет нравиться, он будет начинать плакать. Давить на жалость родителей. И заставлять их тем самым делать то, что ему хочется.

  2. Чаду нравится быть маленьким

    . Существует мнение о том, что дети в более старшем возрасте используют плач из-за инфантильности. Они еще не переросли тот период, когда определенных компромиссов с родителями можно добиться диалогом. И используют плач всегда, когда им не нравится определенное решение взрослых. Или их поведение. Например, когда папа смотрит по телевизору политическую программу, взрослая дочка может попросить выключить ее. Конечно, отец не будет этого делать. Поскольку ему будет интересно, что скажут участники программы дальше. Тогда дочка начинает рыдать. Говорить маме: «Попроси папу выключить телевизор! Мне не нравится эта программа!». Мама, чтобы успокоить дочь, настоит на выключении телевизора. И девочка начнет манипулировать плачем в дальнейшем.

  3. С помощью плача ребенок старается привлечь внимание

    . Слезы применяются детьми и в том случае, если родители уделяют им мало внимания. Или не общаются с ними вовсе. Если вы уделяете ребенку мало внимания, то он гарантированно будет плакать. И подобным образом будет пытаться добиться того, чтобы вы проявили по отношению к нему хоть какие-то эмоции. Пусть они даже будут негативными. Например: «Хватит плакать! Ты мне уже надоел!».

  4. С помощью плача ребенок пытается избежать оскорблений со стороны родителей или серьезных наказаний

    . Этот метод может использоваться малышом как в качестве манипуляции, так и будучи защитной реакцией. Проявляется это следующим образом. К примеру, ребенок разбил мамину любимую кружку из-за своей неосторожности. Он понимает, что мама его накажет. Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: «Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий». При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное.

Как отучить капризничать ребенка старше 3 лет

Следующий этап начинается, когда вы с ребенком, что называется, «выходите в свет»: идете в магазин, где есть игрушки и сладости, в гости, где мирно дремлет кошка, которую, конечно же, нужно разбудить и срочно погладить. Оптимальным вариантом будет вообще не брать ребенка в общественные места с какой-то свободой действий ранее, чем он начнет связно говорить и понимать хотя бы простейшие абстракции. Именно поэтому большинство детских психологов и педиатров рекомендуют отправлять ребенка в детский сад не ранее, чем в 3 годика.

Если ребенок хочет игрушку, а у вас на это нет денег, вам будет сложно объяснить ему такие понятия как «деньги» и почему у вас их нет. Если кошка мирно дремлет, вам тоже придется объяснять достаточно абстрактные вещи. Например, что нельзя мешать спать ни людям, ни кошкам.

Если просто запретить ребенку что-то трогать руками или сказать «куплю, но потом», это часто приводит к тем самым истерикам с воплями, падением на пол и дрыганьем ногами. В случае, когда такие капризы застали вас врасплох, просто уведите ребенка из людного места или гостей: лишившись зрителей, дети обычно прекращают истерику достаточно быстро. Когда ребенок успокоится, объясните ему, что взрослые так себя не ведут, и он таким способом ничего не добьется.

Лучше, если родители заблаговременно научат детей озвучивать свои просьбы и расскажут, в каких случаях эти просьбы будут выполнены. Другими словами, у детей должна появиться реальная альтернатива, как получить желаемое. И понимание, что капризами и истериками они ничего не добьются. Эту закономерность можно объяснить ребенку прямо: если ты будешь кричать и плакать, ты не получишь то, что просишь.

Еще одна группа капризов связана с простейшими бытовыми обязанностями, которые, конечно же, должны быть у каждого подрастающего малыша: убирать за собой игрушки, заправлять кровать, самостоятельно одеваться. Эти требования тоже часто приводят к сопротивлению и капризам, и тут важно разделять два момента: связаны ли капризы с тем, что ребенок пока не умеет что-то делать, или он таким способом демонстрирует характер и борется за независимость.

Если что-то не получается, малышу нужно помочь, но не делать за него: помочь застелить кровать, надеть футболку через голову, застегнуть пуговицы на рубашке и так далее. Если каприз обусловлен упрямством, придется потратить время на объяснения, что он обязан обслуживать себя сам: сам одеваться, как это делают взрослые, сам поддерживать порядок в комнате, как мама и папа поддерживают порядок на кухне, в гостиной и т.д. Можно пойти на хитрость и попытаться устроить игру-квест: найти все вещи, лежащие не на своих местах, и вернуть их на место. Или отработать ежевечерний ритуал: укладывать игрушки спать, и только потом отправляться спать самому.

В принципе, физически и психически здоровые дети обычно прекращают демонстративные истерики и бурные капризы, рассчитанные на публику, ближе к школьному возрасту сами, даже если вам не удалось взять ситуацию под контроль сразу. Однако тут начинаются капризы другого плана: не хочу в школу, не хочу учить уроки, не хочу на тренировку или в музыкальную школу, это моя комната, поэтому не хочу и не убираю.

Выход один: постоянный диалог и построение доверительных отношений. В противном случае вы никогда не узнаете истинные причины капризов, а значит, не сможете с ними бороться. Если ребенок говорит, что не хочет в школу, потому что у него что-то болит, то сначала оставляйте дома и вызывайте врача, а уж потом подозревайте обман, если врач не нашел никаких отклонений в здоровье.

Обязательно пытайтесь добраться до истинной причины капризов. Согласитесь, есть разница, не хочет ребенок в школу, потому что у него не получается математика, или потому, что на него кричит учительница, его обижают старшие. Тут уже осталось совсем недалеко и до депрессии. И никогда не ругайте ребенка, если даже выяснится, что конфликт с другими детьми спровоцировал он сам или, допустим, не слушал урок, поэтому сейчас отстал по какому-либо предмету. Всегда ищите выход, по существу и вместе с ребенком, добивайтесь, чтобы он вам доверял, сейчас и в дальнейшем.

Такой подход выручит вас в переходном подростковом возрасте, когда борьба за независимость разгорается с новой силой, а самостоятельность подтверждается не всегда цивилизованными методами: курение, алкоголь, прогулы в школе и прочее. При наличии доверительных отношений ребенок с большей вероятностью прислушается к вам и поймет, что курить – это давно не модно, модно – не курить и вести здоровый образ жизни.

Не исключено, что придется набраться терпения и объяснять, что хорошая успеваемость и аттестат нужны ему, а не вам или учительнице, потому как у вас и учительницы аттестат уже есть. Что быть глупым и плохо образованным вовсе не круто, потому что по-настоящему крутые бизнесмены имеют по два высших образования, и это уже давно норма. Что выйти замуж за богатого будет проще, если поступить в престижный вуз, где учатся мальчики из обеспеченных семей. В любом случае ваша позиция должна быть аргументирована и понятна ребенку с учетом его текущего уровня развития.

Топ-7 эффективных способов отучить от капризов детей старшего возраста:

  1. Научить выражать свои мысли и просьбы цивилизованным способом.
  2. Не потакать капризам и истерикам.
  3. Помогать в освоении бытовых навыков и школьных предметов, но не делать ничего вместо ребенка.
  4. Использовать игровые способы взаимодействия.
  5. Вести постоянный диалог и строить доверительные отношения.
  6. Аргументировать свою позицию.
  7. Отказаться от тоталитарного давления.

Уточним, что отказ от тоталитарного давления мы пропагандируем не столько из гуманистических соображений, сколько по причине его вреда и бесполезности. Если ваши требования будут непонятны ребенку, он будет искать способы увильнуть от них. По существу, это тот же самый каприз, но выраженный не криком или плачем, а действием. Если у вас не будет диалога, а будут только запреты и наказания, капризы сменятся апатией и синдромом приобретенной беспомощности, так как ребенок не будет видеть смысла что-либо просить у вас или что-либо осваивать. В общем, коммуникациям нужно учиться, и вам, как взрослому, в первую очередь.

И в заключение еще об одной капризной напасти, постигающей особо сознательных родителей, всеми силами желающих вырастить из детей разносторонне развитую личность и, разумеется, лучше детей знающих, что для этого нужно. Очень часто, отправив детей на спорт, английский, музыку, театральный кружок и рисование родители получают капризы в виде нежелания детей туда ходить.

Давайте так: ребенок не железный, и может элементарно уставать от избытка нагрузок. Смотрим дальше: если вы желаете, чтобы ребенок добился каких-то успехов, то после школы он должен заниматься тем, что ему нравится и где у него хоть что-то получается, иначе никакой мотивации не будет. И, наконец, если вы хотите, чтобы все ваши усилия пошли впрок, вы обязаны предусмотреть в режиме дня время, которым ребенок будет распоряжаться на свое усмотрение. Иначе вы получите инфантильного «овоща», за которого всегда будут решать другие, и который не научится делать выбор, анализировать ситуацию и понимать, чего он хочет.

И уж совсем недопустимо за счет ребенка компенсировать свои детские желания и комплексы: если вам когда-то хотелось играть на пианино или в футбол, ребенок не обязан хотеть того же самого. Поэтому оставьте ребенка в покое и запишитесь на курсы, музыку, в любительскую спортивную команду и займитесь собой. Кстати, собственная самодостаточность зачастую помогает наладить контакт с ребенком лучше, чем все советы психологов вместе взятые. Поэтому удачи вам, любви и взаимопонимания в семье!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Как мотивировать ребёнка к чтению?
  • Развитие коммуникационных навыков у детей
  • Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Позитивная терапия для детей
  • Настраиваемся на новый учебный год
  • Как правильно воспитать ребенка?
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?

Ключевые слова:1Дети, 1Коммуникации

Определите, какие ситуации провоцируют ребенка на манипулирование с помощью плача


На первом этапе вам нужно выяснить, когда ребенок начинает применять плач для дальнейших манипуляций. Если почувствуете, что на лице малыша скоро появятся слезы, поговорите с ним. Узнайте, что у него случилось. По какой причине он погрустнел. Дайте возможность высказаться. И обозначить, что его не устраивает. А затем попытайтесь спокойно решить вопрос. Без криков и слез.

Так вы дадите ребенку понять, что решать вопросы можно спокойно. И что это намного эффективнее, быстрее, чем если устраивать скандал.

Как другие мамы справляются с истериками ребёнка

«Мой мальчик любит помогать, поэтому, если я предвижу пришествие истерики, я быстро хватаю игрушку животных, и игрушка «начинает бросать истерику». Мой сын знает, что животному нужна помощь, чтобы успокоиться. Поэтому он будет считать до 10 с игрушкой и делать глубокие вдохи, пока животное не почувствует себя лучше».

«Я записываю своих детей во время истерики и показываю им видео позже, чтобы они увидели, как они выглядят. Теперь мои дети рассказывают, что с ними случилось, без крика и ударов».

«Всякий раз, когда мои дочери и я видели истерику у другого ребёнка, я обнимала девочек и шептала: «Этот ребёнок ведёт себя отвратительно. Я рада, что вы этого не делаете». Они любили чувствовать своё превосходство, и я думаю, что это сократило количество истерик».

«Мы сделали так называемую «успокаивающую банку» — пластиковую бутылку с крышкой, наполненную 1 столовой ложкой прозрачного клея на каждую чашку горячей воды, а также блеск и пищевую окраску. Когда моя дочь расстроена, она получает разрешение встряхнуть бутылку, чтобы смешать блеск. Затем устанавливает её и наблюдает, пока весь блеск не опустится на дно. Это делает её счастливой».

Рецептов справиться с истериками у ребёнка множество. И у каждой мамочки свой арсенал. Но эти советы психологов и других мамочек помогут вам отучить ребёнка от истерик. А как вы успокаиваете детей, когда у них истерика? Поделитесь своим опытом. Для кого-то он может стать полезным.

Уделяйте ребенку внимание

Уделяйте ребенку внимание — так вы лишите его основной причины для манипуляции с помощью плача:

  1. Разговаривайте с ребенком.
  2. Давайте ему возможность высказаться о своих проблемах в детском саду или школе.
  3. Играйте с ребенком.
  4. Ходите в город, в парки аттракционов.
  5. Проводите время вместе.

Когда ребенок будет получать от вас достаточное количество внимания, ему будет незачем плакать. Поскольку то, ради чего он это делает, и так у него есть. Наоборот, ребенок будет благодарен вам за то внимание и поддержку, которую вы ему дарите.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Если что-то обещаете ребенку, то обязательно это выполняйте


На протяжении всего процесса воспитания ребенка вы должны выполнять свои обещания. Если дали слово что-то сделать, то в обязательном порядке сдержите его. Чтобы в подсознании ребенка отложилось: обещания нужно выполнять.

В качестве примера можем привести следующие ситуации:

  • Сказали, что завтра в 14:00 пойдете в парк аттракционов, отправляйтесь туда в обязательном порядке. Ровно в это же время. Раньше 14:00 идти в парк аттракционов можно. Позже — нет.
  • Сказали, что через неделю купите ребенку конструктор Lego. Обязательно приобретите его.
  • Пообещали, что возьмете ребенка на футбол в субботу, в обязательном порядке сдержите слово.

Это необходимо для того, чтобы ребенок стал более уверенным. Чтобы он чувствовал то, как вы его поддерживаете. И чтобы знал: если родители дали обещание, то они его выполнят. Это позволит избавиться от плаксивости в голосе ребенка за счет того, что он станет уверенным в завтрашнем дне.

Аналогичным образом нужно поступать и в отношении обещаний по поводу наказаний. Если вы сказали, что накажите ребенка, то делайте это. Вне зависимости от того, плачет он или нет.

Если вы решите наказать ребенка, он поплачет и вы его простите, то это будет иметь негативные последствия. В дальнейшем ребенок никогда не будет воспринимать ваши угрозы о наказаниях. Поскольку будет знать: от них можно легко отмахнуться, немного поплакав.

Ребенка беспокоят хронические болезни

Настроение и поведение ребенка всегда отражают его самочувствие и состояние здоровья. Если малыш весь день активный, в хорошем настроении, а к вечеру его поведение резко меняется – это не повод для тревог, так как, скорее всего, ребенок капризничает из-за усталости. Но если малыш с самого утра не в настроении, очень вялый, плаксивый, плохо кушает, маме и папе следует насторожиться – наверняка его что-то беспокоит.

В такой ситуации родителям нужно исключить возможные простудные заболевания, внимательно понаблюдать за поведением и состоянием ребенка, сообщить педиатру о замеченных симптомах.

Насторожить должны:

  • слабость;
  • если ребенок резко начинает плакать без видимых причин;
  • бледность;
  • резкая потеря веса (прибавка в весе).

За перечисленными симптомами может скрываться анемия, патологические процессы в почках, метаболические и гормональные нарушения. В такой ситуации нужно как можно раньше обратиться к врачу. Педиатр осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторное обследование, направит ребенка к другим профильным специалистам. Чем раньше будет диагностирована патология внутренних органов, тем выше шансы восстановления здоровья, а в некоторых случаях от своевременной диагностики и лечения может зависеть жизнь ребенка.

Создайте четкие договоренности со своим ребенком

Создайте ребенку рамки, за которые он не должен заходить с помощью плача. Например:

  • Если вы разговариваете с кем-то по телефону, то этот звонок для вас важен. А значит ребенок ни при каких обстоятельствах не должен вас от него отвлекать.
  • Если вы гуляете по магазину игрушек, ребенок просит купить что-нибудь дорогое, но у вас нет денег, то он должен отнестись к этому спокойно. Не начинать реветь прямо в магазине. И кричать: «Но я все равно хочу эту игрушку». Вместо этого ребенок может высказать претензии дома.
  • Если вы пошли на каток и арендовали ребенку коньки, которые не нравятся ему по цвету, он должен все равно надеть их. И не плакать. Вам нужно объяснить ребенку, что никто коньки менять из-за цвета не будет. И что его слезы ни к чему не приведут, кроме испорченных нервов.

Вы можете вводить и любые другие правила. Главное, чтобы ребенок знал рамки того, где плакать нельзя. Если вы сможете научить его этому, то ребенок не будет реветь без причины. И не будет вами манипулировать с помощью слез.

Помочь ребенку выразить чувства

Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им «имя», а значит, и задаем границы. «Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно» — и вот ребенок уже чувствует опору.

«Это маленькая проблема, средняя или большая?» Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.

«Как ты сердишься?» Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.

«Если бы у меня была волшебная палочка…» Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. «Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить. А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?». Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!

«На что похожа твоя злость?» Еще одна вариация выражения своих «огромных» чувств в человеческих масштабах. «Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!»

Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, «знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?»

Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.

Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании — способности мамы «вмещать» в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.

— Почему ты плачешь? Обидно?

— Да-а-а…

— Хорошо, так и запишем: обидно.

Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики. И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины. Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]