Учение Дзен: направление какой религиозной философии?
Учение Дзен: направление религиозной философии под названием буддизм
Дзен — это неточное название религии, претерпевшее изменения уже в наши дни, и это не совсем религия. Сначала эту философию называли Дзэн. В переводе с японского Дзен означает: 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань. Это слово переводится, как «правильно мыслить», «сосредоточиться внутренне на чем-либо».
Учение Дзен — это направленность религиозной философии от Будды. Оно следует наследию Махаяны, которое зародилось в Поднебесной и после этого о нем узнали на всем Дальнем Востоке (Вьетнам, Корея, Япония). Но последователи считают, что Дзен — это философия именно японского буддизма, которую привезли в эту страну из Китая в двенадцатом веке.
Философия буддизма
«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»
Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире. Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум. Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.
Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия
Дзен буддизм
После 12 века традиции японского и китайского Дзена находили свое место в жизни отдельно друг от друга, но до сегодняшнего дня они сохранили единство и обрели свои особенности. Японский Дзен преподается в нескольких школах — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).
- Слово Дзэн своими корнями уходит в санскритско-палийскую эпоху «дхьяна/джхана».
- Китайцы раньше произносили «дзэн», как «чань».
- Японцы произносили правильно «Дзэн», так название и звучание этого слова дошло до наших дней.
- Сейчас Дзен — это популярная философия и практика буддийской направленности.
- Преподается эта философия в школах-дзен. Существует еще и иное официальное название этой религии — «Сердце Будды» или «Ум Будды». Правильными считаются оба варианта.
Основные идеи и суть учения Дзен заключаются в следующем:
- Дзэну невозможно научиться. Учителя подсказывают только пути, благодаря которым последователь может достичь просветления.
- Стоит отметить, что мастера этой религии не употребляют в своей лексике «достигать просветления». Правильно будет так: «прозреть и увидеть свое собственное «я»», чтобы изменить себя в лучшую сторону.
- Невозможно указать один путь для всех, так как каждый человек индивидуален — со своими представлениями о жизненных позициях, опытом и условиями проживания. Человек должен найти свой вход, не подменяя сознание специальным выполнением практических занятий или следованием идеям.
- Человеческий язык, образы и слова бессмысленны. С их помощью невозможно достичь прозрения. Такое состояние станет доступным благодаря традиционным дзен-методическим указаниям и даже раздражителям извне — резкому воплю, сильному удару и так далее.
Принципы Дзен-буддизма заключаются в четырех истинах:
- Жизнь — это страдание. Когда человек это поймет, он будет воспринимать все как должное. Люди несовершенны и мир не идеальный. Если вы хотите достигнуть Дзен, то это нужно принять. Будда это узнал и принял. Он понял, что человеку во время жизни приходится пережить многое: страдания, болезни, лишения, неприятные ситуации, горе, боль.
Следующие 3 истины заключаются в желаниях:
- Желание привязанности. Будда утверждал, что главная причина психоэмоционального расстройства — это привязанность к своим желаниям. Если не можем что-то получить, то нам и жизнь не мила. Но не стоит из-за этого злиться и раздражаться, нужно принять.
- Окончание страданий. Если избавиться от привязанности к желаниям и освободиться от мук, то разум очистится от тревог и беспокойства. Это душевное состояние на санскрите называется нирваной.
- Прохождение пути к окончанию страданий. Нирваны достичь просто, если вести размеренную жизнь. Следуйте Восьмеричному пути, который представляет собой самосовершенствование в своих желаниях.
Учитель должен видеть свою природу, чтобы научить этому своих учеников. Кроме этого он должен увидеть реальное состояние ученика. Только так мастер сможет дать правильные советы и указания к толчку пробуждения.
Философия Дзен-буддизма состоит из учения о трех ядах. Именно из-за них появляются в жизни человека все неприятности, терзания и заблуждения. К такому злу стоит отнести следующее:
- Человек не понимает свою природу — ум замутнен, присутствует постоянное беспокойное внутреннее состояние и даже проявляется тупость.
- Присутствует отвращение к конкретным ситуациям, вещам — представление чего-либо, как самостоятельное зло, жесткие взгляды на жизнь.
- Непомерная привязанность — к чему-то приятному, цепкость за ненужные вещи в этой жизни.
Поэтому правила Дзен-буддизма гласят:
- Успокой свой ум. Будь спокойнее, не нервничай по пустякам, чтобы жизнь протекала умиротворенно и слажено.
- Освободись от жестких взглядов. Поймите, что зло человек создает вокруг себя своими руками. Если мы будем по-другому смотреть на жизнь, то и все вокруг нас поменяется.
- Освободитесь от привязанности. Поймите, что хорошего понемногу, иначе жизнь потеряет вкус и яркие краски. Не должно быть неутолимой жажды к приятному. Все хорошее в меру.
Ученикам даются разные советы, но такие, чтобы они были понятны конкретному человеку. Например:
- Занимайтесь медитацией, чтобы усмирить и успокоить свой ум. При этом старайтесь и следуйте всем советам учителя.
- Не старайтесь достичь умиротворения и просветления, а отпускайте все, что происходит вокруг вас.
Последователи практики Дзен много занимаются медитацией в положении сидя и выполняют простую работу. Это может быть выращивание каких-то культур в горах или обычная уборка. Основная цель — это успокоить свой ум и объединить мысли. Затем прекращаются самовзбалтывания, исчезает помутнение разума (мастера Дзэн считают, что у современных людей у всех помутнен разум) и стабилизируется беспокойное состояние. После просветления легче видеть свою природную сущность.
Дзен — что это за философия
Будучи одной из самых многочисленных и главных школ в буддизме, эта философская система сформировалась на Востоке приблизительно в IV-V вв. до н.э. благодаря первому буддийскому патриарху Будде Шакьямуни.
Затем состоялась так называемая духовная передача откровения Махакашьяпе, одному из достойнейших учеников Будды, которого позже стали называть первым патриархом дзен.
Он поселился в знаменитом центрально-китайском монастыре Шаолинь и оттуда, через множество своих последователей, стал разносить миру свое учение.
Основой становления этой философской системы стали идеи и духовные практики буддизма и даосизма.
Со временем дзен распространился по всей Индии, затем перекочевал в Поднебесную, а оттуда, уже в V-VI вв. н. э., – на Дальний Восток, в Японию, Корею, Вьетнам.
Сейчас это учение представлено несколькими школами, и самая многочисленная и знаменитая из них – японская, которая сформировалась в XII веке.
К текущему моменту дзен становится все популярнее, обретая множество приверженцев на Западе, особенно в Северной Америке и Центральной Европе.
Само определение «дзен» может иметь около трех десятков значений в соответствии со своей природой и трактуется не как религия, а как набор духовных практик, направленных на совершенствование внутренней алхимии человека.
Самые непосредственные значения дзен связаны в основном с двумя аспектами:
- духовное состояние, под которым чаще всего подразумевают обычную медитацию и погружение в собственную душу ради сближения с божественным. Это состояние сродни просветлению, когда человек ощущает понимание своей природы и основ мирового порядка.
Таким же образом трактуется дзен и в учении дао. Тот, кому удается добиться таких ощущений, становится гуру; - философская система – стоит понимать, что дзен – это не религия, а учение, особая форма мышления, объединенная с жизненной философией.
Почему не религия? В отличие от других верований, дзен не учит человека искать смысл жизни, но пытается помочь ему познать законы миропорядка, наделить его способностью видеть свою душу, а через нее – и все сущее.
В целом и общем дзен абсолютно лишен какой бы то ни было обрядности, характерной для всех религий. Здесь нет никаких строгих, неподвижных рамок, устанавливаемых религиозными догмами и канонами, а значит, нет и культовых действий, слепого поклонения божествам или Всесоздателю. Только человек и его разум, готовый постичь непостижимое.
Полезно знать: в русском языке слово «дзен» может употребляться как в склоняемой форме, так и в несклоняемой!
Японский и китайский Дзен: это одно и то же?
Японский или китайский Дзен
Японский и китайский Дзен — это одно и то же, но со своими характерными отличительными особенностями.
Чань-буддизм — китайцы так называют религию Дзен. Многие последователи в начале своего пути не могут понять чань-буддизм. Кажется, что это что-то недостижимое, иррациональное и даже мистическое. Но прозрение Дзен наделяется универсальными характерными чертами.
Влияние Дзен на культурное наследие Японии заставляет признать эту школу важной и актуальной в изучении идей дзен-буддизма. Она помогает раскрыть пути развития философии и мысли.
Психологические аспекты, психотерапия Дзен-буддизма: практика
Психотерапия Дзен буддизма
Для достижения сатори человек не должен сидеть просто под деревом Бо и ждать снисхождения, просветления. Выстраиваются особые взаимоотношения с мастером и проводится конкретная система процедур. Поэтому важны психологические аспекты и психотерапия Дзен буддизма, чтобы освободить личность для духовного развития.
- Многие психологи используют в своей практике основы Дзен буддизма.
- Особенно хорош тот психолог, который окрылен идеями Дзен и знаком с ними не понаслышке.
- Люди сложные по своей натуре. Кто-то обладает навязчивыми идеями отомстить другому человеку, другой стремится быстрее попасть в будущее или, наоборот, тревожится о том, что может произойти, а третий поглощен своим прошлым.
- Человек может сам повторять действия, которые причиняют ему неприятности, но на подсознании и в словах, он хочет вырваться из этого круга.
Психология Дзен показывает, что все эти пристрастия и фиксации мешают жить и переживать настоящее. Настоящий и правильный Дзен-путь приведет к просветлению и правильному осознанию человеком бытия.
Практика
В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.
Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.
Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.
Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.
Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».
Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры
Дзен буддизм — философия и искусство жизни
Главная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.
Вот примеры такого искусства жизни:
Наставник разговаривает со своим учеником:
— Утверждаешься ли ты в истине? — Да, мастер. — Что ты делаешь для своего воспитания? — Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший. — Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди? — Нет. — Почему? — Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.
Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.
Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:
Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами».
Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет. Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа.
Отличие от других направлений буддизма
Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.
Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.
Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:
- Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
- Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
- Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
- Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.
Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.
Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.
Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.
Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?
Состояние дзен, внутренний дзен
Среди людей можно услышать: «Познал Дзен». Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум». Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.
Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.
Дзен и Дао
Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.
Как достичь состояния Дзена?
Достичь состояния дзена могут только избранные
Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.
- Гармоничность во всем — это самое главное.
- Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
- Все проблемы вокруг пропадают, особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
- Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
- Вы должны почувствовать себя как во сне. В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.
Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».
Что такое Дзен медитация?
Дзен медитация
Дзен медитация — это медитативная техника расслабления от Будды. Она самая популярная техника в мире — это сердце буддийского учения. К преимуществам Дзен медитации стоит отнести следующее:
- Обучение хорошей концентрации
- Возможность самопознания
- Получение спокойствия и радости
- Улучшение здоровья
- Появление сила воли
- Увеличение внутренней энергии
Предупреждение: Если вы все сделаете правильно, то внутри вас произойдет эмоциональная буря. Такое состояние может наблюдаться через несколько дней или недель практики. Ваши подавленные эмоции поднимутся вверх — в сознание. В этот момент важно не бороться с ними, а дать возможность выплеснуться. После этого наступит умиротворенность, ясность ума и радость.
Техника выполнения Дзен медитации:
Дзен-буддизм медитация
Существует две основных техники Дзен медитации: промежуточной и расширенной:
Две основных техники Дзен медитации
Совет: Не пытайтесь искусственным путем осознать тайну Дзен. Не зацикливайтесь на вдохе и выдохе. Самое главное будет происходить между этими процессами: раскроются тайны Вселенной, вы познаете себя и так далее. Просто правильно медитируйте и все произойдет естественным путем.
Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности
Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:
- Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
- Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.
Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума. Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез. Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.
Практика дзен. Пустота и спокойствие
Качество бытия
Цель дзадзен — достижение свободы нашего бытия в физической и душевной сферах.
«Все существующее — это лишь вспышка внутри огромного феноменального мира» Доген
Эти слова означают свободу нашей деятельности и нашего бытия. Каждое существование — это иное выражение качества самого бытия.
Внутри данного мгновения это временное существование не меняется, не движется, оно всегда независимо от других существований. В следующее мгновенье возникает другое существование, мы можем измениться в нечто другое. Строго говоря, не существует связи между мной вчерашним и мной данного момента; между нами нет никакой связи.
«Зола — это зола, она не принадлежит углю, а уголь не становится золой» Доген
Вы думаете, что обладаете умом и телом, потому вы и испытываете чувство одиночества. Но, когда вы постигнете, что все существующее это только вспышка внутри огромной вселенной, вы станете очень сильным и ваше существование приобретет глубокую осмысленность. Таким было просветление Догена-дзендзи, и в этом — наша практика.
Естественность
Что бы вы не делали, если ваше действие и исходит из небытия, оно будет естественным, и такая деятельность окажется истинной. Вы ощутите в ней подлинную радость жизни.
Мгновенье за мгновеньем каждый человек выступает из небытия, мгновенье за мгновеньем мы ощущаем подлинную радость жизни.
Практикующие дзен говорят: «Син ку ме у», т. е. «Из настоящей пустоты появляется чудесное бытие». Без небытия нет естественности, нет истинного бытия. Истинное бытие выступает из небытия, мгновенье за мгновеньем.
Ничего не иметь в уме естественно. Тогда вы поймете сказанное, но, если у вас есть какая-то идея для сравнения с тем, что говорит собеседник, вы ничего не услышите, ваше понимание будет односторонним, и в этом нет естественности. Когда вы что-то делаете, вы должны целиком быть вовлечены в действие, должны полностью посвятить себя ему. Тогда вы ничего не имеете. Поэтому, если в вашей деятельности нет подлинной пустоты, эта деятельность не будет естественной.
Пустота
Пока у нас существует какая-то определенная идея будущего, какая-то надежда на будущее, мы не сможем по-настоящему серьезно относиться к тому мгновению, которое существует как раз сию минуту.
В каждое мгновенье, следующее за другим мгновеньем, нам нужно найти свой собственный путь. Какая-то идея совершенства или некоего совершенного пути, установленного для нас кем-то другим, не является нашим истинным путем. Каждый из нас должен сам идти по своему настоящему пути, и когда мы будем поступать именно так, наш путь выразит универсальный путь. Здесь заключена тайна.
Практикующие дзен говорят: «Шаг за шагом я останавливаю звук журчащего ручейка». Когда вы шагаете вдоль ручья, вы услышите, как бежит его вода. Этот звук слышен непрерывно, но вы должны суметь остановить его, если пожелаете это сделать; и в этом — свобода, в этом — отречение.
Сосредоточение означает свободу. Поэтому ваше усилие не должно быть направлено на какой-то объект. Вы должны быть сосредоточены на пустоте. Считается, что ум следует сосредоточить на дыхании, но способ удерживать ум на дыхании заключается в том, чтобы совершенно забыть о себе, сидеть и ощущать свое дыхание. Если вы сосредоточитесь на дыхании, вы забудете о себе, а если вы забудете о себе, вы сосредоточитесь на своем дыхании. Просто делайте столько, сколько сможете, и если вы будете продолжать эту практику, вы в конце концов получите переживание истинного существования, которое приходит из пустоты
Готовность, внимательность
Важной вещью в практике является обладание спокойным, свободомыслящим способом наблюдения. Нам нужно принимать вещи без затруднений, такими, каковы они есть. Когда наше мышление отзывчиво, его называют невозмутимым мышлением. Мышление, которое разделяется по многим путям, не является подлинным мышлением. В нашем мышлении должно присутствовать сосредоточение. Это и будет вдумчивость. Независимо от того, имеете ли вы объект мышления или нет, ваш ум должен быть устойчивым и неразделимым. Это — дзадзен.
Мы просто мыслим всем своим умом и видим вещи такими, каковы они есть, без усилия. Просто видеть — и быть готовым видеть вещи все нашим умом — вот практика дзадзен.
Именно готовность ума — вот что такое мудрость. Поэтому дело здесь в том, чтобы оставаться готовым к наблюдению вещей, готовыми к мышлению. Это называется пустотой, пустотой вашего ума. Пустота — это ничто иное, как практика дзадзен.
Вера в небытие
Сюнрю Судзуки убежден, что верить в небытие необходимо, абсолютно необходимо. Иными словами, мы должны верить в нечто, не имеющее ни формы, ни цвета, нечто, существующее еще до того, как появляются все формы и цвет. Это очень важный пункт.
В постоянных стремлениях воплотить в жизнь свой идеал вы не будете иметь спокойного времени, но если вы всегда готовы к тому, чтобы принять все, невидимое нами, как нечто появляющееся из небытия, зная, что существует какая-то причина, по которой появляется феноменальное существование такой-то формы и цвета,— тогда вы в этот самый момент будете обладать совершенным спокойствием.
Когда вы практикуете дзадзен, вы можете слышать, как в темноте с крыши падают капли воды — идет дождь. Потом между высокими деревьями появится чудесный туман, а еще позже, когда люди примутся за работу, они увидят красивые горы. Но некоторые почувствуют раздражение, если, лежа утром в постели, услышат дождь, ибо не знают, что позднее увидят, как с востока поднимается великолепное солнце. Если наш ум будет сосредоточен на себе, у нас всегда окажутся такие тревоги, но если мы станем принимать самих себя, как воплощение истины, как воплощение природы Будды, мы не будем иметь никаких тревог. Мы подумаем: «Сейчас идет дождь, но мы знаем, что случится через минуту. И, возможно, когда мы выйдем, уже пояснится или поднимется ветер. А раз мы этого не знаем, послушаем сейчас звук дождя! Такой подход — правильный. Если вы поймете, что сами представляете собой временное воплощение истины, у вас не будет никаких трудностей. Даже в самом центре всяческих тягот вы будете радоваться тому, что вас окружает, вы будете радоваться себе, как чудесной части великой деятельности Будды. Это и есть наш образ жизни. Сюнрю Судзуки
Под просветлением мастер подразумевает веру в небытие, веру в нечто без формы и окраски, но готовое принять форму и окраску. Это просветление есть неизменная истина.
Привязанность и ее отсутствие
То что мы привязаны к чему-то прекрасному, это тоже деятельность Будды.
«Даже хотя сейчас полночь —это рассвет. Хотя и наступает рассвет, сейчас ночь» Доген
Утверждение Догена сообщает нам понимание, переданное от Будды патриархам, а от патриархов — Догену и нам. Ночь и день не отличаются друг от друга. Одно и то же время иногда называют ночью, а иногда днем. Оба они суть одно. Практика дзадзен и повседневная деятельность — это одно и то же.
«Хотя все обладает природой Будды, мы любим цветы и не заботимся о сорняках» Доген
Это справедливо и по отношению к природе человека. Однако, то, что мы привязаны к чему-то прекрасному,— это тоже деятельность Будды. Нам следует это знать. Когда вы это знаете, не происходит ничего страшного, если вы к чему-то привяжитесь.
«Цветок опадает, даже если мы его любим, и сорняк растет, несмотря на то, что мы его не любим » Доген
Хотя это и верно, такова наша жизнь. Нашу жизнь следует принимать именно таким образом.
У нас есть множество эмоциональных проблем, но эти проблемы не являются действительными, они суть нечто сделанное. Эти проблемы отысканы нашими эгоцентрическими идеями или взглядами. Проблемы существуют, поскольку мы выискиваем нечто. Но в действительности отыскать что-либо отдельное невозможно. Счастье — это печаль, а печаль — это счастье. Есть счастье в трудностях, и трудности представляют собой счастье. Даже хотя бы мы чувствовали по-разному, на самом деле этой разницы нет, в сути своей мы чувствуем одинаково. Таково истинное понимание, переданное нам от Будды.
Спокойствие
«Утихает ветер, и я вижу, как падает цветок. Потому что поет птица, я нахожу полный покой». из дзенского стихотворения
Мы не ощущаем спокойствия до тех пор, пока в его сфере что-то случится, и только, когда внутри него что-то произойдет, мы обнаруживаем наличие покоя. Есть японское изречение: «Для луны —облако, для цветка — ветер». Когда мы видим, как облако, дерево или стебель сорной травы прикрывает часть луны, мы ощущаем, как она кругла. Но когда мы видим полную ничем не прикрытую луну, мы не ощущаем ее круглой формы с такой же остротой, как это бывает, когда мы рассматриваем ее сквозь какой-то другой предмет.
Но для ученика дзен сорняк, который для большинства людей ничего не стоит, представляет собой сокровище. И при таком отношении жизнь становится искусством, чем бы вы ни занимались. Когда вы практикуете дзадзен, вы не должны стараться чего-то достичь. Вам нужно просто сидеть в полном спокойствии ума, не ища ни в чем опоры. Держите только тело выпрямленным, не наклоняйтесь, и ни на что не опирайтесь. Держать тело выпрямленным — это значит не искать ни в чем опоры.
«Мы должны достичь просветления прежде, чем мы достигнем просветления». Доген
Мы находим истинный смысл просветления не после того, как мы его достигли. Старание что-то сделать само по себе есть просветление. Когда мы оказываемся в трудном положении или в опасности, мы обладаем просветлением. Когда мы попадаем в грязь, нам нужно иметь спокойствие. Обычно мы считаем, что жить в мимолетном мире очень трудно, но как раз только внутри этой мимолетной жизни мы можем найти радость жизни вечной.
Но с правильным пониманием вы сможете добиться некоторого прогресса. Тогда все, что вы делаете, хотя бы и несовершенным образом, будет основано на вашей глубочайшей внутренней природе, и понемногу вы чего-то достигнете.
Что более важно, достичь просветления или достичь его до того, как вы достигли просветления, нажить миллион долларов или наслаждаться жизнью в своих постепенных усилиях, хотя бы даже нажить этот миллион оказалось невозможным, добиться успеха или найти какой-то смысл в своем желании успеха?
Если ответ вам неизвестен, вы даже не сможете практиковать дзадзен, если же он вам известен, вы найдете истинное сокровище жизни.
Переживание, а не философия
Когда мы восстановим свою первоначальную природу и начнем совершать на этом основании неправильные усилия, мы оценим результат этих усилий, длившихся мгновенье за мгновеньем, день за днем, год за годом. Вот как нам следует оценивать свою жизнь. Те, кто привязан только к результату своих усилий, не будут иметь возможности дать им настоящую оценку, потому что этот результат никогда не придет.
Но если в каждое мгновение ваше усилие возникает из своего чистого источника, все, что вы делаете,окажется хорошим и принесет вам удовлетворение. Практика дзадзен — это такая практика, в котороймы восстанавливаем свой чистый образ жизни превыше какой-либо идеи приобретения, превыше славы и выгоды. Благодаря практике, мы только сохраняем свою первоначальную природу в ее подлинном виде.
По материал лекций Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki)
Символы Дзен-буддизма и их значение: фото
В буддизме, как и в Дзен-буддизме много разных символов. Но в Дзен самым важным и значимым считается Энсо — круг просветления и свободы. Такой символ Дзен-буддизма делают в виде татуировок, рисуют на стенах домов, особенно в Китае и Японии, и украшают его изображением интерьеры.
Энсо означает просветление, силу, изящность, пустоту, вселенную. Сам круг — это непрерывные кармические перерождения, а внутренне пространство — знак освобождения от жизненных тягостей.
Символ Дзен-буддизма
Этот символ может изображаться с цветком лотоса внутри, как свидетельство того, что человек стал белее, величественнее и неотделимым от природы — умиротворенной и спокойной.
Символы Дзен-буддизма с лотосом
На самом деле в круге Энсо можно изображать символы или даже Будду. Это все равно будет иметь правильно значение Дзен — просветление, очищение и умиротворение.
Как состояние
О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.
Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао».
В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.
Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.
Коаны Дзен-буддизма: примеры
Коаны Дзен-буддизма — это небольшие повествования с вопросами и диалогами. Они могут не иметь логики, но будут понятны человеку, который хочет познать Дзен. Цель коана заключается в создании психологического импульса для ученика, который должен понять и достичь просветления. Это своего рода притча, но коан не нужно переводить или понимать, он служит к пониманию истинной реальности.
Вот примеры коанов:
Коаны Дзен-буддизма: примеры
Коан Дзен-буддизма: пример
Коан Дзен-буддизма
Не пытайтесь понять Дзен-буддизм. Он должен быть внутри вас, это истинная ваша сущность. Практикуйте самодисциплину, познавайте радость существования, верьте, принимайте и тогда вы сможете постигнуть Дзен и принять его в себя.