Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия
Проявление эмоций и чувств
Эмоции – мгновенная реакция человека на происходящее вокруг него. Эмоции проявляются у человека на животном уровне, появляются и исчезают. Проявлением эмоций может быть:
- Огорчение
- Грусть
- Радость
- Уныние
- Равнодушие
- Злость
Чувства – это тоже эмоции, но на постоянной основе, они длятся долго. Чувства возникают в процессе долгих мышлений, переживаний, на основании жизненного опыта. Чувства бывают:
- Самое большое и постоянное чувство – любовь, но скорее всего, не мужчины и женщины, а матери и ребенка, и наоборот.
- Чувство долга перед родителями, семьей.
- Чувство преданности супругу.
- Чувство ответственности за семью и детей.
- Некоторым людям знакомо чувство вдохновения на интересной работе.
Список положительных и отрицательных чувств и эмоций: таблица с расшифровкой
Отрицательные и положительные эмоции
Положительные эмоции и чувства:
- Радость
- Восторг
- Удовольствие
- Гордость
- Ликование
- Уверенность
- Симпатия
- Доверие
- Восхищение
- Привязанность
- Благодарность
- Уважение
- Нежность
- Умиление
- Блаженство
- Предвкушение
- Чистая совесть
- Чувство безопасности
Отрицательные эмоции и чувства:
- Злорадство
- Недовольство чем-то
- Грусть
- Тревога
- Скорбь
- Тоска
- Огорчение
- Боязнь
- Отчаяние
- Обида
- Испуг
- Жалость
- Страх
- Сочувствие
- Сожаление
- Неприязнь
- Досада
- Ненависть
- Гнев
- Возмущение
- Уныние
- Ревность
- Зависть
- Скука
- Злоба
- Ужас
- Неуверенность
- Стыд
- Недоверие
- Ярость
- Растерянность
- Отвращение
- Презрение
- Разочарование
- Раскаяние
- Горечь
- Нетерпимость
Это далеко не все эмоции и чувства, проявляемые человеком. Все проявления эмоций невозможно посчитать, они наподобие двух или трех цветов, сложенных вместе, из которых появляется третий, совершенно новый цвет.
Эмоции и чувства названы положительными, поскольку они при проявлении их доставляют удовольствие человеку, а отрицательные – недовольство. Из списка эмоций видим, что отрицательных эмоций намного больше, чем положительных.
Виды, классификация чувств и эмоций
Основные чувства и эмоции, и производные от них
Эмоции – сиюминутные проявления нашей реакции на действия со стороны. С такими эмоциями как недовольство, удивление, радость, страх и гнев мы рождаемся. Если маленькому ребенку некомфортно – он плачет, покормили, перепеленали – он радуется.
Но не все эмоции врожденные, некоторые могут быть приобретены в определенных жизненных ситуациях. Это понимают даже малыши, устраивая истерику, если хотят добиться чего-либо.
Основных проявлений эмоций и чувств 5, а от них идут производные:
- Радость, а от нее пошли: восторг, веселье, удивление, нежность, благодарность, вдохновение, увлечение, умиротворение.
- Любовь и дальше: влюбленность, доверие, нежность, блаженство.
- Печаль, и пошли: разочарование, грусть, сожаление, отчаяние, одиночество, подавленность, горечь.
- Гнев, и пошло дальше: ярость, раздражение, злость, ненависть, месть, негодование, обида, зависть.
- Страх, и его производные: беспокойство, волнение, тревога, испуг, стыд, вина, ужас, месть.
Все эмоции, кроме тех, с которыми рождаемся, приобретены на нашем жизненном пути.
Эмоциональные и волевые психические процессы
5.1. Эмоциональные процессы
Эмоциональный процесс
– психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.
Эмоциональный интеллект
(англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Классификация эмоциональных процессов
по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:
- аффекты
(англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма; - эмоции
(англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
,
которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными; - чувства
(англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает; - настроения
(англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.
Страсть
(англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.
Физиологическая основа
эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.
Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.
В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.
Рис. 5.1.
Классификация эмоциональных психических процессов
Аффекты
Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.
Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.
Отличительные черты аффекта:
ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.
Формы проявления аффекта:
гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.
Эмоции
Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.
Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.
Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:
гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).
Компоненты
эмоций
:
- импрессивный –
внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления); - экспрессивный
– внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).
Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.
Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.
Составляющие эмоций:
- когнитивная оценка событий и ситуаций.
- физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
- тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
- экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
- чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.
Психологические теории эмоций:
- Эволюционная теория происхождения эмоций
, автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма. - Рудиментарная теория эмоций
, авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных. - Структурная теория эмоций
, автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система. - Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
, авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций. - Теория эмоций Кеннона-Барда
, авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма. - Активационная теория Линдсея-Хебба
, авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания. - Двухфакторная теория эмоций
, авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения). - Биологическая теория эмоций
, автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции. - Потребностно-информационная теория эмоций
, автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
Формула эмоции
«, предложенная П.В. Симоновым:
Э = П_(Ис – Ин)
, где
Э
– эмоция (сила, качество, знак),
П
– потребность,
Ин
– информация, необходимая для ее удовлетворения,
Ис
– информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности. - Теория когнитивного диссонанса
, автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
когнитивным диссонансом
(расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
когнитивным консонансом
(совпадением ожидаемого и действительного). - Единая концепция сознания и эмоций
(Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.
Функции эмоций:
- отражательно-оценочная
– позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне; - сигнальная
– психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде; - подкрепляющая
– эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию; - коммуникативная
– эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта; - управляющая
– эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения; - мобилизующая
– физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида; - компенсаторная
– эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.
Классификация видов эмоций
- По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
- низшие
– эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
высшие
– социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку. - низшие
- По валентности
(
тону
) эмоции могут быть
положительными
(радость, интерес) или
отрицательными
(страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.Амбивалентность
– одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.
- По интенсивности
(
силе
) выделяют
сильные
и
слабые
эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты. - По влиянию на активность
различают виды эмоций:- стенические
(от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
астенические
(от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.). - стенические
Нарушения эмоций
Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:
- аффективная возбудимость
– склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации; - аффективная слабость
– чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости; - аффективная вялость
– ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью; - аффективная истощаемостъ –
кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.
Слова, выражающие чувства и эмоции: список
Выражение эмоций на лице
С некоторыми эмоциями мы рождаемся. Эмоции хорошо проявляются на нашем лице. Маленький ребенок, не умеющий говорить, уже отлично показывает свои эмоции.
Выражение самых простых эмоций и чувств:
- Апатия – полное равнодушие.
- Безнадежность – потеря всяких надежд.
- Беспокойство – проявление тревоги, волнения, дурных предчувствий.
- Веселье – хочется смеяться.
- Возмущение – недовольство всеми.
- Высокомерие – презрительное отношение к другим людям.
- Грусть – состояние, когда кажется, что кругом все в серых тонах.
- Жалость – чувство сострадания к другим.
- Зависть – испытание чувства горечи от того, что у других получается, а у тебя нет.
- Злость – негодование, и желание сделать неприятное другому объекту.
- Испуг – реакция на внезапную опасность.
- Наслаждение – чувство, связанное с удовлетворением своих интересов.
- Ненависть – сильная злость к другому объекту.
- Одиночество – состояние, когда не с кем поговорить по душам.
- Печаль – состояние тоски по прошедшему или настоящему.
- Стыд – переживания по поводу недостойного поступка.
- Счастье – состояние внутренней удовлетворенности чем-нибудь.
- Тревога – состояние, вызванное внутренним напряжением.
- Удивление – быстрая реакция на увиденное внезапное событие.
- Ужас – сильный страх при столкновении с угрожающим объектом.
- Ярость – проявление гнева в агрессивной форме.
Для чего нужны чувства?
Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.
- отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
- стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
- подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
- переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
- приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
- коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.
Источники
- https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/funktsii-i-osnovnye-vidy-emotsij/
- https://psychologist.tips/1086-emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-sushhnost-vidy-funktsii-chem-otlichayutsya-emotsii-ot-chuvstv.html
- https://psylib.org/emocii/
- https://srazu.pro/teoriya/emocii-v-psixologii.html
- https://ProPanika.ru/psihologiya/psihologiya-emotsij-i-vidy-chuvstv/
[свернуть]Tweet Pin It
Лууле Виилма — Женщина живет эмоциями, мужчина чувствами: что это значит?
В зависимости от преобладающих эмоций у каждого человека свои заболевания
Лууле Виилма – эстонский врач гинеколог и большой знаток души человеческой, автор 8 книг. В своих статьях она пыталась донести до людей, что наше здоровье связано с состоянием ума, наши эмоции связаны с болезнями, и только мы, корректировкой своих эмоций в состоянии вылечить себя.
О том, что женщина живет эмоциями, а мужчина чувствами можно узнать из книги Лууле Виилма «Начало мужское и женское». Если кому-то интересно, можно
прочитать здесь.
Можно ли и как управлять эмоциями и чувствами: воспитание эмоций и чувств
Эмоции можно направлять в правильное русло с детства
Благодаря эмоциям и чувствам наша жизнь становится интересной, но вместе с тем, чрезмерные эмоции влияют на наше здоровье и психику, поэтому нужно научиться управлять нашими эмоциями.
Как управлять эмоциями?
- Вначале нужно признаться себе, что не все эмоции, проявляющиеся у вас позитивные.
- Разобраться с каждым проявлением негативных эмоций.
- Не принимать все негативные эмоции на свой счет. Если на вас накричал начальник – это не значит, что вы плохой работник, может, у него было плохое настроение.
- Контролировать свои негативные эмоции и не допускать проявления их в следующий раз.
- Научиться контролировать свой взрывной характер и проявление бурных эмоций, например, с помощью простых способов медитации, специальных тренингов.
- Теперь есть куча книг и фильмов, с помощью которых можно научиться контролировать свои эмоции.
Итак, мы немного больше узнали, и познакомились со своими чувствами и эмоциями.
Функции эмоций
Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.
- Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
- Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
- Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
- Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
- Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.
Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.
Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.