Самое большое преступление — сказать: «Сам разбирайся». Как устроен школьный буллинг


Причины буллинга в школах

Коренная причина буллинга в школе — это нежелание и даже страх быть изгоем внутри группы. Именно из-за него дети, повинуясь коллективу, сплочаются против одного общего врага и регулярно травят его, боясь оказаться на его месте. Чаще всего это происходит в средних и начальных классах, когда дети стремятся стать частью группы, находятся под ее влиянием.

Также буллинг в школе возникает из-за трех других причин:

  1. Группа создана искусственно — дети не выбирали, с кем им учиться, так как ученики распределяются по классам сверху, поэтому в ней нет общности, характерной самостоятельно возникшим группам. Она создана администрацией школы и должна находиться под ее контролем.
  2. Нет общности — группы объединяет единая цель, для достижения которой дети и собираются вместе. В случае со школьными классами такой цели нет, каждый ребенок работает на свой результат, ради своего будущего. Поэтому дети, нуждающиеся в группе, ищут способ сплотиться, и буллинг в школе им его дает.
  3. Провокация авторитетного взрослого — учителя, выражая свою оценку (хваля или отчитывая), могут стать причиной буллинга в школе. Также к нему может привести и неудачное распределение мест в групповой игре: если команда проиграет из-за слабого ученика, его как виновного в поражении будут травить.

Участники буллинга

Агрессор

Человека, который буллит кого-то называют булли (от анг. bully – хулиган, задира, бык). Такой ребенок пытается самоутвердиться за счет своей силы над другим ребенком. Часто это грубые, раздражительные, неуравновешенные и агрессивно настроенные дети. Они жестоки, не проявляют сострадания, кроме того могут манипулировать другими людьми.

Проявление нарциссизма усиливает агрессивное состояние – такие дети считают, что они совершенны, а их способности недооценивают.

Жертва

В роли жертвы чаще всего:

  • Необщительные, замкнутые и неконтактные дети.
  • Слабые, очень худые.
  • Дети, имеющие яркие отличительные особенности (например, веснушки, рыжий цвет волос, лишний вес, хромота.)
  • Дети с особенностями развития (инвалидность, дефекты речи) .
  • Отличники, которых учитель постоянно выделяет и поощряет.
  • Дети, которые часто жалуются взрослым на поведение сверстников
  • Неряшливые или плохоодетые дети.

Однако важно понимать, что жертвой травли может стать самый обычный ребенок из благополучной семьи. Для агрессора причина может найтись всегда, даже если нет видимого повода.

Зрители

Зрители или наблюдатели – самая большая группа в конфликте. Они могут испытывать жалость или сострадание к жертве, но зачастую не предпринимают никаких действий для защиты пострадавшего, чтобы не принять всю агрессию на себя.

Однако зрители могут являться двигателем жертвы: массовое неодобрение поступков агрессора способно пресечь такое поведение, или наоборот – разжигать конфликт при одобрении жестоких поступков.

Как избавиться от травли в школе?

Искоренить буллинг в школе возможно только совместными усилиями учителей, родителей и учеников. Поэтому, в первую очередь, нужно обнаружить проблему и сплотиться вокруг нее. Ни в коем случае нельзя закрывать на буллинг в школе глаза и делать вид, что проблема не касается вас.

Нужно проводить беседы с группой, не порицая ни одного из участников травли: обвинения и защита жертвы могут привести к усилению нападок. Внимание детей нужно переключить на более созидательные вещи, сплотить их вокруг одной или нескольких задач и мягко контролировать, задавая направление.

Буллинг: как защититься в школе

Подводя итог…

Эффективного средства от буллинга среди подростков, к сожалению, не существует. Это проблема не только жертвы и агрессора. Это проблема общества, в котором находятся конфликтующие дети. Несмотря на то, что причина конфликта может быть ясна и понятна, суть психологического конфликта внутри личности требует проработки. Необходимо наладить микроклимат внутри семей конфликтующих сторон, а также отношения в коллективе внутри школы.

Самое главное, чтобы ребенок не оказался один на один с агрессорами. Для этого важно иметь доверительные отношения между родителями и подростком. Решение проблемной ситуации, связанной с буллингом лежит в трех ключевых областях:

  1. Психолого-педагогическая работа. В первую очередь необходима работа психолога и педагога с коллективом и участниками травли. Необходимо провести разъяснительную работу — как с агрессором, так и с его родителями. В первую очередь психологическая поддержка крайне необходима жертве буллинга. Психолог может оказать своевременную помощь подростку, помочь родителям выстроить эффективную траекторию действий.
  2. Административные решения. Не всегда психолого-педагогических решений достаточно для прекращения травли. В некоторых случаях необходимо подключать администрацию учебного заведения. Важно, чтобы педагоги и администрация учебного заведения занимали однозначную позицию осуждения травли и проводили комплекс мер по профилактике и недопущению подобных проявлений.
  3. Юридический аспект. Некоторые виды буллинга являются нарушением законодательства и наказываются законом (побои, шантаж, воровство, раскрытие конфиденциальной информации). В определенных случаях необходимо быть готовыми к обращению в правоохранительные органы.

Подросток, подвергшейся травле часто закрывается, испытывает депрессию, боится заводить новые знакомства и вступать в новые коллективы. В нашу Студию практической психологии «Эмпатия» нередко приходят ребята, у которых был опыт травли. Для них доброжелательная, безопасная и дружеская атмосфера группы является важнейшей опорой и поддержкой.

Для некоторых ребят это вообще новый опыт, когда в коллективе отсутствует агрессия, травля, но есть понимание и поддержка. Получение такого опыта конструктивного и дружеского общения зачастую является терапевтическим, показывает иную альтернативу взаимоотношений и создает мощный задел для построения гармоничных отношений со сверстниками.

Подробнее о психологической группе «Искусство общения».

Травля в школе: что делать родителям?

Буллинг в школе сильно влияет на психику ребенка, какую бы роль в происходящем он ни играл. Будьте рядом и не игнорируйте происходящее, не думайте и не говорите, что такое поведение является нормой для современного общества, но и не обвиняйте ребенка: он не должен чувствовать себя плохим. После столкновения с буллингом в школе ему потребуются сеансы психотерапии, возможно, он захочет покинуть группу.

Также стоит обратиться за помощью к администрации школы и другим родителям, ведь только вместе вы сможете справиться с буллингом в школе.

Последствия и опасность подростковой травли

С какими проблемами сталкивается ребенок, являясь жертвой буллинга?

  • Заниженная самооценка негативно влияет на успеваемость и общение с другими детьми.
  • Частое тревожное состояние.
  • Развитие депрессии.
  • Пропадает доверие к людям.
  • Возможно развитие антисоциального поведения
  • На нервной почве могут развиться проблемы со сном, энурез, прогрессирующие головные боли.
  • Пониженный иммунитет.
  • Склонность к суицидальным мыслям.

Что делать ребенку?

Если вы стали жертвой буллинга в школе, запомните: проблема не в вас, а в агрессорах, в группе. Определите, насколько все запущено. Если насилие остается психологическим и физически вас никто не трогает, можно предпринять следующие меры:

  • пожмите плечами, отпуская ситуацию,
  • улыбайтесь, дизориентируя обидчиков,
  • задавайте невинные встречные вопросы («Тебе хочется так думать?»),
  • согласитесь со своими недостатками,
  • разрешите обидчикам считать так, как им нравится.

Самое важное здесь помнить: мнение обидчиков не является правильным. Оно не должно сказаться на вашей оценке себя и вы не должны на самом деле с ним соглашаться.

Если же буллинг в школе перешел черту и к вам применяют грубую силу (бьют, отбирают и прячут вещи, мешают заниматься своими делами и др.), это уже серьезное уголовное преступление, скрывать которое нельзя. Сообщите об этом взрослым — своим родителям и школьному учителю. Ничего не бойтесь: агрессоры не смогут вас достать, а обращение за помощью не признак слабости и не «ябедничество».

Буллинг в школе основывается именно на массовости, на коллективе: если несколько человек перестанут поддерживать происходящее, то травля будет прекращена. Поэтому, если вы стали свидетелем подобного внутри своей школы, соберитесь небольшой группой и прекратите поддерживать насилие.

Как распознать, что над тобой пошутили или это буллинг?

Допустим, сосед по парте пошутил над твоей новой кофтой. Тебя это не задело, а о случае ты сразу забыл. Тогда это не буллинг. Комментарии одноклассника мешают учиться и вызывают тревогу? На переменах ребята пытаются тебя пнуть или поставить подножку? К сожалению, ты столкнулся с травлей. Давай разберёмся, какие виды буллинга бывают.

Вербальный буллинг

— словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов. Например, кто-то в классе говорит: «Как можно быть такой заучкой», «Ты жирная» и так далее.

Физический буллинг

— запугивание силой в виде ударов, пинков, толчков или неприятных прикосновений. Например, девочке на уроке прилюдно поднимают юбку.

Социальный буллинг

— изоляция жертвы. Например, тебя намеренно не пускают за стол на обеде, объявляют бойкот или отказываются играть вместе во время физкультуры.

Ответственность за буллинг и травлю в школе

Ответственность за буллинг в школе может и должен взять на себя именно учитель, так как именно под его контролем находится группа. Он задает цели, направляет детей, поэтому во многом именно он способен прекратить происходящее. Для этого учителю следует предпринять несколько действий:

  1. Обозначить проблему — проблема есть и она никуда не денется, поэтому закрывать на нее глаза дальше просто нельзя. Покажите это и детям: они должны понять, что это не просто игра, а настоящее насилие, что это действительно проблема.
  2. Взять ответственность на себя — группе нужна сильная рука, которая сможет проконтролировать и направить ее. И это может быть только взрослый, учитель.
  3. Показать различия — нужно научить детей принимать, что все люди разные и что различия между ними — это правильно и хорошо, а не повод для буллинга в школе.
  4. Продемонстрировать проблему — проблема должна быть наглядной и понятной, поэтому лучше всего изобразить буллинг в школе как болезнь класса, которую можно вылечить только сообща, избавившись от паразитов — «грязного общения».
  5. Показать альтернативы — дети должны знать, что у них есть выбор. При этом, учителю стоит поощрять морально правильные поступки и позитивные изменения, заключать с ребятами договора, чтобы подтолкнуть их к верному решению, показать, что хорошо, а что плохо.
  6. Создание здоровой структуры — буллинг в школе строится на том, что дети не могут найти себе места в обществе. Задача учителя на последнем этапе именно помочь каждому ребенку быть полезным группе.

Буллинг: как бороться с травлей в школе

Самое большое преступление — сказать: «Сам разбирайся». Как устроен школьный буллинг

На сайтах многих школ сегодня можно увидеть баннер «против буллинга». А в родительских чатах — рассказы о том, как чьих-то сына или дочь затравили одноклассники. Что вообще происходит и почему мы не можем победить травлю? Директор «Антибуллинг-центра» при ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова рассказала об этом и многом другом в эфире нашей «Радиошколы».

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Буллер — это не хулиган

В школах всегда есть конфликты, когда два человека что-то не поделили. Это ситуация, в которой страдают оба ребенка. Буллинг — это не конфликт. Его происхождение имеет другие корни.

История исследования буллинга прошла через несколько периодов заблуждения. Ориентированная на гуманистические традиции школьная педагогика считала, что буллер — это хулиган, ребенок, который таким образом ищет любви, понимания, дружбы. В школе есть такие дети, но это не буллеры. Также многие российские психологические исследования на эту тему почему-то построены вокруг жертвы. В них причиной буллинга ошибочно называют детей, которых били родители, которые ходят, спрятав голову в плечах, у кого в глазах видна боль. Это тоже глубочайшее заблуждение.

Современная западная психология считает наиболее адекватным подходом к буллингу клиническое объяснение. Некоторые дети в возрасте от шести лет имеют определенные типы личностных расстройств: нарциссические, диссоциальные, иногда пограничные. Они формируются в семьях, где есть игнорирование, манипулирование, потакание. Если мама внушает ребенку, что он самый лучший, что у него не должно быть сложностей, что мир существует для его удобства, и одновременно с этим все равно обесценивает и манипулирует, то очевидно, что он выходит из семьи с картиной своего грандиозного, безупречного «я».

Психология буллера

Такие дети не способны воспринимать критику, она для них разрушительна — они становятся безумно агрессивными, когда чувствуют даже намек на нее, даже иронию в свой адрес. Буллеры чрезвычайно обидчивы, потому что родители не сформировали здорового отношения, которое могло бы работать с негативной обратной связью. Такие дети хотят поломать мир так, чтобы на их пути не было трудностей. Самое главное — за первые шесть-семь лет своих специфических эмоциональных переживаний они теряют всякую чувствительность к страданиям, просто чтобы выжить.

Внешне семья такого ребенка может выглядеть идеальной: ему всегда говорили, что он имеет все, что хотел, — и это тоже правда, одно другому не мешает. При всем при этом ребенку приходилось тренировать проницательность — какое настроение у мамы, у папы, как к этому приспособиться. В результате мы получаем ребенка с нулевой эмпатией, которого невозможно разжалобить. Он приходит в школу после хорошего практикума манипулирования: холодное сердце, острый ум, постоянный дефицит чувства собственной ценности. Ему все время нужно как диабетику первого типа подкалывать себе извне это чувство, и он знает только один способ — сделать менее ценным кого-то другого.

В отличие от хулигана, буллер прекрасно знает, как себя вести, как понравиться

Он неосознанно этому научился, через подражание. Он изображает идеальное, безупречное, необыкновенно понимающее поведение, которое может ввести в заблуждение даже школьного психолога. Когда буллер приходит в класс, он своей проницательностью сканирует детей, очень точно находит среди них наиболее уязвимых. Поэтому, чтобы распознать буллера, первым делом нужно понять, действительно ли у ребенка есть эти качества: низкая эмпатия, неспособность сочувствовать, изворотливость, умение моментально переиграть ситуацию, манипулировать взрослыми. Это профессионал, и манипулировать им у вас не получится: он вас переиграет.

Спираль буллинга и нулевая толерантность

У агрессора, как правило, есть приспешники, он работает не своими руками, чтобы потом сказать: «Я ничего не делал». Но, кроме жертвы и агрессоров, есть еще и третья категория — свидетели. Это дети, на глазах которых всё происходит. Как правило, вначале они на стороне жертвы. Но попытки защитить ее ни к чему не приводят. Психодинамика человека так устроена, что они начинают злиться на жертву, говорят: «Ну, делай же что-нибудь ты сам». В конечном итоге они становятся равнодушными или даже начинают симпатизировать буллеру. Раскручивается спираль буллинга, атмосфера меняется от детского негодования к вот такой тупой атмосфере страха и равнодушия. Фактически в классе начинает властвовать буллер, он вкладывает в головы детей свои ценности. Тогда весь класс уже хочет, чтобы несчастная жертва ушла из школы.

Таким образом, когда родители забирают детей, они удовлетворяют желания агрессора

Поэтому нужно внятно работать со свидетелями, чтобы они понимали, что происходит. Но для этого нужен мудрый взрослый — не перепуганная учительница, которая сама плачет от беспомощности и которую саму в учительской травят, потому что она новенькая.

Личной позицией директора должна быть так называемая нулевая толерантность к буллингу. Когда директор на первом родительском собрании говорит об этом, когда это прописано в правилах школы, когда об этом написано в виде памятки. Потому что такие вещи, как суициды и школьный шутинг, — это следствие буллинга. Ведь что делает школьный стрелок или ребенок, который приходит с ножом? Это фактически то же самое самоубийство, только отсроченное. В таких случаях в анамнезе всегда есть буллинг.

Родителям нужно добиваться того, чтобы в классах велась в профилактических целях работа, которую раньше называли воспитательной. Я бы назвала это работой по сплоченности класса, работой над атмосферой, в которой можно обсуждать любые темы, чтобы вещи назывались своими именами. Наш центр уже сделал такую систему групповых занятий.


Фото: Syda Productions / shutterstock

Что делать, если ребенок столкнулся с буллингом

Стоит обратить внимание, если у вашего ребенка появляются нарушения сна, тревожность, резко ухудшается учеба, он теряет интерес к занятиям или не хочет идти в школу без всякой причины — допустим, у него начинает болеть живот по утрам, а когда вы разрешаете ему не идти, боль сразу проходит. Спросите у учителя — есть ли у ребенка неприятели, провоцируют ли его исподтишка на уроках, проводит ли он на перемене время один, например стоя у окна. Может быть, были случаи, когда у ребенка исчез дневник или учебник, а он говорил, что не знает, куда они пропали. Самый ужасный вариант — это распространение клеветы, порочащих фотографий и информации. Когда вся жизнь переходит в социальные сети, то возрастает опасность кибербуллинга.

Если ваши подозрения подтвердились, во-первых, нужно сказать ребенку, что в буллинге виноват не он, а тот нарушенный ребенок, который не может чувствовать себя нормально, пока кого-то не унизит. Этот ребенок — эмоциональный инвалид, но сочувствовать ему пока рано, потому что он сам не способен сочувствовать ни себе, ни другим. Скажите ребенку, что с этой ситуацией надо что-то делать и вы будете это делать.

Самое большое преступление — сказать ребенку: «Ты должен справиться сам». У детей, которых травят, возникает чувство стыда и вины из-за буллинга, они думают, что должны сами справиться с этим, как им родители велели. Но с этой задачей не справится ни один ребенок, даже самый талантливый, самый умный, самый сильный. Его могут сломать, такому виду борьбы его не учили. Один в поле не воин.

Как общаться со школой

Еще ребенок иногда не хочет расстраивать родителей, поэтому не говорит о травле. Запомните золотое правило родителя: оставаться спокойным, что бы он вам ни сказал. Иначе он перестанет вам рассказывать. Задавайте ребенку вопросы, чтобы собрать максимум информации. Если вы этого не делаете, он может молчать, потому что считает, что вы ему не сможете помочь. Сам разговор должен состояться перед походом в школу. После него родителю надо поработать над своими чувствами. Для кого-то будет иметь смысл сходить к психологу, потому что могут вылезти все родительские страхи, чувство вины, агрессии на школу, которая должна была бы предупредить эту ситуацию.

Прежде чем идти в школу, надо собрать доказательства. Есть такая простая, но действенная форма, как дневник буллинга, когда фиксируется все происходящее. Нужно собрать факты, страницу за страницей — когда и что было сделано или сказано, во сколько, при каких свидетелях. Что почувствовал ребенок, какие это имело последствия. Если это кибербуллинг, надо делать скриншоты. Каждый отдельный акт буллинга может казаться ерундой, но это как один из видов пыток, когда вода капает на череп и в итоге пробивает дырку. Когда имеешь пачку этих маленьких незаметных вещей, то они в конечном итоге становятся важным доказательством.

После того как вы подготовились, нужно непременно идти в школу

Но ни в коем случае не на глазах у всего класса, никто не должен видеть, что вы пришли. Не нужно разговаривать с родителями буллера: это бесполезно.

Первый разговор должен быть с классным руководителем. Если вы видите, что он беспомощен, — надо говорить с директором. Сказать, что у вас общая проблема, что под ударом репутация школы как организации. Если он не может помочь, пишите в Департамент образования и в комиссию по делам несовершеннолетних.

Есть целая система статей Уголовного и Административного кодекса, которые подходят под виды тех злодеяний, которыми развлекаются буллеры. Слова «буллинг» в них нет, но в них описаны такие ситуации. Есть штрафы и статьи о неисполнении родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, которые могут привести к ограничению в родительских правах. До 14 лет ребенка за это будут отвечать родители, а потом и сами дети.

Полную запись интервью со Светланой Кривцовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире Радиошколы — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Изображение на обложке: Syda Productions / shutterstock

Последствия буллинга во взрослой жизни

Негативные последствия буллинга в школе могут проявиться у любого участника происходящего. Так, агрессоры чувствую себя безнаказанными, не понимают неправильности своих действий, а потому уже во взрослой жизни не умеют выстраивать здоровые межличностные отношения, не добиваются успеха. У свидетелей буллинг в школе подрывает внутреннюю оценку себя: осознавая аморальность происходящего, они не могут вступиться за жертву, а потому не чувствуют себя «хорошим человеком». Страх оказаться на месте жертвы вызывают постоянную тревожность, из-за которой они не могут нормально учиться и жить. Наибольшее же влияние буллинг в школе оказывает на жертву: она морально ломается, впадает в депрессию. Это нередко приводит к самоубийству или к ответному насилию (к стрельбе в школе в частности).

Также свои последствия буллинг в школе имеет и для учителей: видя происходящее, но не имея возможности это остановить, педагоги сомневаются в своей компетенции и человечности, ищут виноватых среди родителей и детей.

Причины агрессивного поведения у подростков

За счет агрессивного поведения подросток чаще всего хочет самоутвердиться среди друзей и сверстников. Психологи выделяют цели подросткового буллинга:

  • Ребенок хочет доказать и показать свою силу и влияние в коллективе.
  • Обращает на себя внимание.
  • За таким поведением пытается скрыть комплексы и свою неуверенность в себе.
  • Жажда доминирования.

Своей агрессией ребенок пытается показать, что он главный, ему все можно. Пытается захватить инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвой агрессии самому.

Просто так человек не становится жестоким и безжалостным. Счастливый и жизнерадостный ребенок не будет смеяться над сверстником, потому что, например, у него футболка не того цвета. Должно быть объяснение поведения, которое побуждает подобные действия. К основным причинам буллинга среди подростков можно отнести:

  1. Недостаток воспитания. Родители, которые не уделяют должное внимание воспитанию детей, или своим примером показывают, что агрессия, крики, физическая сила – это норма поведения в семье, получают склонных к агрессии подростков. Бывают исключения: ребенок смотрит на происходящее в семье и принимает решение быть добрым, справедливым и благородным. Но чаще всего в рамках такого психологического климата взращиваются будущие тираны и агрессоры.
  2. Семейное насилие. Как известно, у большинства деспотов и тиранов были психологические травмы, полученные в детстве. Если над ребенком издеваются родители, а он не может дать им отпор, то свою агрессию он вымещает на более слабых сверстниках. К сожалению, такое поведение часто перетекает и во взрослую жизнь. Вместо консультации психолога и проработки детских травм и переживаний, человек выбирает новых жертв и подвергает их травле.
  3. Самоутверждение. Агрессия и нападки на более слабых – популярный способ доказать свое лидирующее положение в обществе. Когда ребенок не может показать свое первенство успешными результатами или выдающимися талантами, он скорее всего, выберет путь унижения слабых. Кроме того, если у буллера в семье нездоровые психологические отношения, ситуация только усугубляется.
  4. Различные психические отклонения:
  • Нарциссизм –самовлюбленный агрессор считает себя выше всех остальных. Позволяет себе любые действия по отношению к другим.
  • Театральное расстройство – желание всегда быть в центре внимания. А буллинг – самое простое средство достижения этой цели.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство – действует как средство снятия стресса при таком состоянии.

От школьного буллинга в первую очередь страдает жертва. В тяжелых случаях некоторые пострадавшие впадают в затяжную депрессию и могут быть склонны к суициду. Но стоит принять во внимание и самого буллера. В первую очередь это ребенок, которому нужна поддержка, любовь и забота. Если вовремя не оказать помощь агрессору, он не научится взаимодействовать с людьми. Как следствие, люди не смогут самореализоваться в жизни и еще больше будут страдать от этого.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence..

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]