Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан


Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния;
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие;
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А.М.)

метки:

Ответ, Тревожность, Верно, Делать, Пункт, Ребенок, Кажется, Примечание
Инструкция к тесту
На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта).

Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

Утверждения Верно Неверно

1. Ты мальчик. 2. Тебе нравится играть на улице, а не дома. 3. Твой любимый урок – математика.

Примечание

• Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен. • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.

ТЕСТ

№ Утверждения Верно Неверно

1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном. 2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь. 3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех. 4 Ты легко краснеешь. 5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся. 6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце. 7 Ты очень сильно стесняешься. 8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда. 9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя. 10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать. 11 В глубине души ты многого боишься. 12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой. 13 Ты боишься остаться дома в одиночестве. 14 Тебе трудно решиться на что-либо. 15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется. 16 Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять. 17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо. 18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители. 19 Тебя легко разозлить. 20 Часто тебе трудно дышать. 21 Ты всегда хорошо себя ведешь. 22 У тебя потеют руки. 23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям. 24 Другие ребята удачливее тебя. 25 Для тебя важно, что о тебе думают другие. 26 Часто тебе трудно глотать. 27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения. 28 Тебя легко обидеть. 29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует. 30 Ты никогда не хвастаешься. 31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться. 32 Вечером тебе трудно уснуть. 33 Ты очень переживаешь из-за оценок. 34 Ты никогда не опаздываешь. 35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе. 36 Ты всегда говоришь только правду. 37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает. 38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо». 39 Ты боишься темноты. 40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе. 41 Иногда ты злишься. 42 У тебя часто болит живот. 43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате. 44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать. 45 У тебя часто болит голова. 46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится. 47 Ты иногда не выполняешь свои обещания. 48 Ты часто устаешь. 49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым. 50 Тебе нередко снятся страшные сны. 51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой. 52 Бывает, что ты врешь. 53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
4 стр., 1781 слов

Совершенно неверно пожалуй, неверно пожалуй, верно совершенно верно

… шкалу: 1 2 3 4 совершенно неверно пожалуй, неверно пожалуй, верно совершенно верно Номер ответа вписывайте напротив номера соответствующего утверждения … себе внимание учащихся? 14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со … занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать: а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают …

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной

желательности» (номера пунктов CMAS)

• Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36. • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

• Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1

. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»).

Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2

. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1

. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2

. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3

. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены).

Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12 лет
д м д м д м д м
1 0-2 0-3 0 0-1 0-3 0-2 0-6 0-5
2 3-4 4-6 1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
3 5-7 7-9 4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 9-11
4 8-10 10-12 8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
5 11-14 13-15 12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
6 15-18 16-18 16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
7 19-21 19-21 20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
8 22-25 22-24 23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
9 26-29 24-26 27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Примечание к таблице норм:

д

– нормы для девочек, •
м
– нормы для мальчиков.

4.

На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

Стены Характеристика Примечание
1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой», генерализованный характер
10 Очень высокая тревожность Группа риска

ИСТОЧНИКИ

Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

Примеры похожих учебных работ

Ответы на билеты по психологии развития

Также есть понятие социальный возраст, который определяет место и обязанности человека в обществе. Проблема созревания и развития в возрастной психологии. Когда весь организм или какой-нибудь его орган увеличивается, становится сильнее, …

Ответ на замечания ведущей организации

… к содержанию диссертации. Это неверно, потому что в её … Согласно Ливию, во время следующей переписи 209/208 гг. они были … мы не находим прямого ответа на этот вопрос. Автор … Республики. По этой причине трудно признать данное замечание корректным. …

Выберите один, несколько ответов из предложенных или впишите правильный ответ.

… Функции ретикулярной формации являются модально-специфическими А) верно Б) не верно В) верно частично 21. Анализаторные системы … ВАРИАНТ Выберите один, несколько ответов из предложенных или впишите правильный ответ. 1. Кто из …

Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи

… 2-ой вопрос. 4. Определите порядок госпитализации. 5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации? Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную опасность пациента …

Подготовка эффективных ответов на возражения.

… подумать. При продаже можно также использовать следующие техники работы с возражениями: § … оба образца. § Опережение возражений. Ответы на возможные возражения вставляются в … фиксировать на практике. Это утверждение верно еще и из-за того, что …

Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»

… внепсихическая реальность – объективный дух 4) все сказанное верно Ответ: 2 3. Предметом рефлексии является: 1) окружающий мир … 7. Задание на дом (на следующее занятие). 5 Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для …

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние;
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства;
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом;
  • инструкция по применению;
  • содержание методики.

с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет;
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

ОтветНетНемногоДостаточноЗначительноОчень
Цифровое значение01234

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет.

Инструкция

На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4. Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Форма «А»

Нет Не много Достаточно Значительно Очень
Пример. Перейти в новую школу 0 1 2 3 4
1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Оказаться среди незнакомых ребят 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Слышать заклятия 0 1 2 3 4
5. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
6. Сравнивать себя с другими 0 1 2 3 4
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит 0 1 2 3 4
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4
10. Видеть плохие сны 0 1 2 3 4
Нет Не много Достаточно Значительно Очень
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 0 1 2 3 4
12. После контрольной, теста учитель называет отметки 0 1 2 3 4
13. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 0 1 2 3 4
15. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
16. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
17. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4
18. Слышать смех за своей спиной 0 1 2 3 4
19. Не понимать объяснений учителя 0 1 2 3 4
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 0 1 2 3 4
21. Слышать предсказания о космических катастрофах 0 1 2 3 4
22. Выступать перед зрителями 0 1 2 3 4
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 0 1 2 3 4
24. С тобой не хотят играть 0 1 2 3 4
25. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
26. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
Нет Не много Достаточно Значительно Очень
27. На экзамене тебе достался 13 билет 0 1 2 3 4
28. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
29. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
31. Засыпать в темной комнате 0 1 2 3 4
32. Не соглашаешься с родителями 0 1 2 3 4
33. Берешься за новое дело 0 1 2 3 4
34. Разговаривать со школьным психологом 0 1 2 3 4
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» 0 1 2 3 4
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
37. Слушать страшные истории 0 1 2 3 4
38. Спорить со своим другом (подругой) 0 1 2 3 4
39. Думать о своей внешности 0 1 2 3 4
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 0 1 2 3 4

Обработка результатов

Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.

Таблица 2. Ключ к шкале личностной тревожности

Субшкала Пункты шкалы
Школьная тревожность 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

При обработке результатов ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 3-7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам — отдельных видов тревожности. Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки («стены»).

Таблица 3. Общая тревожность

10-11 лет
Стены Девочки Мальчики
1 0-33 0-26
2 34-40 27-32
3 41-48 33-39
4 49-55 40-45
5 56-62 46-52
6 63-70 53-58
7 71-77 59-65
8 78-84 66-71
9 85-92 72-77
10 93 и более 78 и более

Таблица 4. Самооценочная тревожность

10-11 лет
Стены Девочки Мальчики
1 0-10 0-7
2 11 8-9
3 12-13 10
4 14 11-12
5 15-16 13
6 17-18 14-15
7 19 16-17
8 20-21 18
9 22-23 19-20
10 24 и более 21 и более

Таблица 5. Школьная тревожность

10-11 лет
Стены Девочки Мальчики
1 0-8 0-7
2 9-11 8-10
3 12-13 11-12
4 14-16 13-14
5 17-18 15-16
6 19-20 17-18
7 21-22 19-20
8 23-25 21-22
9 26-27 23-24
10 28 и более 25 и более

Таблица 6. Межличностная тревожность

10-11 лег
Стены Девочки Мальчики
1 0-8 0-7
2 9 8
3 10 9
4 11 10
5 12-13 11-12
6 14 13
7 15 14
8 16-17 15
9 18 16
10 19 и более 17 и более

Таблица 7. Магическая тревожность

10-11 лет
Стены Девочки Мальчики
1 0-7 0-6
2 8 7
3 9-10 8-9
4 11 12 10
5 13-14 11-12
6 15-16 13
1 17-18 14
8 19-20 15-16
9 21 22 17
10 23 и более 18 и более

На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Таблица 8. Характеристика уровней тревожности

Стены Характеристика Примечания
1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой», генерализованный характер
10 Очень высокая тревожность Группа риска

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Название: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности« Автор: А. М. Прихожан Область применения: выявление уровня школьной тревожности учащихся начальной школы. Формат:doc и pdf. в rar. архиве. Размер: 6,05 Мб Качество: хорошее

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954). В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10). Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Таблица 7 Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

№ картинки«Благополучные ответы»«Неблагополучные ответы»
2Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют
3Мальчики играют в футбол. Мальчику (с мячом) весело. Остальным тожеМальчик (с мячом) разозлился на остальных и лупит мячом в стену
4Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая мамеМама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет
5Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водитьКто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются
6Это математика. Девочка (на первой парте) решает задачу. У нее все решилось. Она ждет, что ее сейчас похвалят. Ей приятноЗадача трудная. Девочка (на первой парте) решила. Только не знает, правильно или не правильно. Не хочет, чтобы ее вызвали решать к доске. Боится
7Учительница говорит отметки за урок. Все хорошиеУчительница читает рассказ. Все случают, а девочка наказана (в углу). Ей грустно
8Мальчик дома делает математику. Он любит математикуМальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится
9Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостноС девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится
10Девочку вызвали к доске. Она выучила про существительное. Ей учительница поставит «пять». Она довольнаМальчик решил задачу, а учительница говорит: «Тройка!» Он обиделся и спорит с ней. Она всегда так
11Играет в конструктор. Это интересно. Я тоже люблюДевочка сказала, что заболела, и осталась дома. Это хорошо, потому что сегодня контрольная. Теперь она не боится получить «двойку»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.

Образец стимульного материала:

.

.

Похожие статьи:

  • «Тест Филлипса» — диагностики уровня школьной тревожности.
  • «Практическая психология. Проективные методики.«

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]