Как перестать откладывать всё на потом: 18 новых способов


Давайте не будем лукавить: с прокрастинацией каждый из нас знаком не понаслышке. Большинство даже способно мужественно признать, что время от времени мы намеренно (или нет?) оттягиваем принятие важного решения, способного повлиять на нашу жизнь. Это может быть поход к стоматологу, большая или маленькая задача, ожидающая выполнения, или банальная уборка дома. Сегодня мы постараемся выяснить, в каких ситуациях следует быть настороже и что может помочь в партизанской борьбе против этого невыгодного для человека качества.

Не откладывая в долгий ящик начнём.

Определите, действительно ли необходимо это делать

Возможно, причина вашей прокрастинации кроется в отсутствии веской причины, чтобы начать действовать. Работа, которую вы терпеть не можете, или что-то другое, нелюбимое с самого детства, от чего вам всегда хотелось избавиться, — это совсем из другой категории, к которой не относятся мечты и реальные цели.

В подобных ситуациях я бы посоветовал в первую очередь подойти к оценке предстоящей задачи критически: зачем тратить время на то, что решительно не по душе, если есть много других задач, взяться за которые одно удовольствие?

Просыпайтесь рано

Хотите все успевать? Придется пересмотреть свой режим. Да, сидеть до утра с чашкой кофе и судорожно печатать статьи — очень увлекательный процесс, но чтобы это не происходило регулярно, просыпайтесь пораньше. Так вы получите дополнительное время, которое можно потратить на доведение до ума уже начатых дел и планирование дальнейших действий. Особенно это актуально для людей, слишком занятых в дневные часы.

Проведите небольшую «разведку боем»

Выяснив, какие задачи находятся в состоянии простоя, возьмите одну из них и выполните небольшую её часть, чтобы понять уровень сложности выполнения. Опираясь на впечатления, полученные в процессе, примите решение, требуется ли вам помощь.

Зачастую мы перегружаем себя мыслями о том, как много дел необходимо успеть претворить в жизнь, а потом не можем сдвинуться с места, представляя себе бесконечный список задач: их много, а работник, то есть вы, один-одинёшенек. Такой подход является заведомо неправильным. А что если уделить насущному вопросу, скажем, 15 минут или полчаса? Вполне вероятно, что вы войдёте во вкус, тем самым сдвинувшись с мёртвой точки.

Как перестать откладывать

Кожным людям, по определению системно-векторной психологии Юрия Бурлана, свойственна дисциплина, контроль, режим и четкий распорядок дня. Лучшим образом здесь будет влиять самодисциплина и самоограничение — путем понимания, что это дело все равно необходимо сделать.

Ограничить все ненужные дела и сосредоточить свои силы на одной важной задаче.

Если в процессе возникнут мысли, что времени не хватит на все остальное, вспомнить то ужасное чувство, которое приходит вечером от зря потраченного времени в течение дня, несмотря на оставшееся так и не законченным важное дело.

Очень хорошо помогает — составить список дел заранее. Это дисциплинирует кожного человека. А если выписать задачи, расставляя приоритеты по степени важности, можно перестать откладывать. Анальный вектор не даст прыгать по списку, он будет идти последовательно от важного к менее важному.

Прислушайтесь к себе. И сделайте наоборот

Лучший друг «сделаю завтра» — «что-то не хочется». Если в душе растут мятежные настроения, бороться с ними надо так же решительно и жёстко, как с международным терроризмом. Ведь если пойти на поводу у своего желания ничего не делать, что случится дальше? Правильно, ничего.

Итак, прежде чем взяться за то, чего никак не избежать, попробуйте настроиться на новый лад: помедитируйте, прогуляйтесь пешком или прибегните к иному способу, действенному для вас.

Используйте метод помидора

Эта техника управления временем получила название в честь кухонного таймера-помидора. Ее создатель Франческо Чирилло предложил разбивать задачи на 25-минутные периоды (их называют “помидоры”) и делать между ними 5-минутные перерывы:

  • Выберите дело, которым займетесь прямо сейчас, и заведите таймер.
  • Как только один “помидор” подойдет к концу, поставьте отметку на листе бумаги.
  • После каждого 4-го “помидора” делайте перерыв в 15-30 минут.

Многие специалисты уверены: такой подход поможет справиться и с большим списком задач, и с одним проектом.

Порядок прежде всего

Окружающая вас обстановка может с успехом как способствовать прокрастинации, так и помочь в борьбе с ней же. Бегло осмотрите ваш рабочий стол, убранство дома или любое другое место, где вам предстоит работать.

Наверняка не всё вокруг вас находится в состоянии идеального порядка, поэтому найдите силы, чтобы прибраться: избавьтесь от мусора, расставьте всё по своим местам, чтобы и глаз радовался, и работа спорилась.

Кстати, после небольшой уборки и думается легче. Убедитесь в этом сами.

Прокрастинация защищает от давления культа успеха

Однако существует и другой, вполне оптимистичный взгляд на прокрастинацию. По мнению тех, кто придерживается такого мнения, у этого явления есть свои плюсы.

Например, ряд исследователей считает эффект откладывания адаптивным механизмом, позволяющим человеку сохранить ресурсы в условиях бесконечной гонки, которые диктует повсеместно пропагандируемый культ успешности.

Со страниц социальных сетей, разворотов журналов и телеэкранов нам ежедневно твердят: «Будь лучше других! Будь лучше самого себя!» Складывается впечатление, что вся жизнь — постоянное соревнование без права на передышку. В этом случае прокрастинация становится своего рода экстренным торможением, вынуждающим человека отложить дела и заняться малопродуктивной деятельностью: посмотреть кино, съесть что-нибудь вкусное или просто полистать фейсбук — и восстановить баланс между активностью и необходимым отдыхом.

Приучите себя к мысли: теперь так будет всегда

Как правило, первые шаги в чём бы то ни было, будь то спорт или новые обязанности на работе, всегда даются нелегко. Наверное, самым простым примером будет ситуация, в которой каждый из нас оказывался хотя бы раз в жизни. Помните волшебную кнопку Snooze на будильнике? Держу пари, вы можете не знать, что означает это английское слово, но совершенно точно знаете, как эта кнопка работает: нет ничего проще, чем нажать на неё и спокойненько спать себе дальше.

Так вот, нельзя поддаваться такого рода искушениям, слушая свой внутренний голос, призывающий отложить все дела в долгий ящик. Забудьте о правилах этикета, когда он в очередной раз зазвучит у вас в голове: оборвите его тираду на полуслове и делайте, что должно.

Делайте дела по очереди

В любой момент времени нужно заниматься только одной задачей. Переходите к следующему делу только тогда, когда завершите предыдущее. Так вы будете завершать все дела, а ваши закрытые списки будут сокращаться.

Как это работает

Сегодня вы планируете снять заявку по вакансии, разместить объявление на Хедхантере и сформировать оффер кандидату. Делайте все поступательно:

  • встретьтесь с нанимающим менеджером, задайте ему уточняющие вопросы по вакансии и поймите, какого кандидата нужно найти;
  • когда завершите первую задачу, переходите к публикации вакансии на Хедхантере;
  • только когда вакансия уже размещена, переходите к созданию оффера. В Хантфлоу его можно сформировать всего одним кликом — так у вас останется больше времени на следующие задачи.

Расскажите доверенному лицу о своём важном решении

Им может стать ваш партнёр по бизнесу, жена или лучший друг — да кто угодно, главное, чтобы он был в курсе. Озвучьте этому человеку свои намерения, обозначив ключевые моменты, даты и сроки выполнения. Попросите его проконтролировать вас в качестве эксперимента.

Очень может быть, что вашему союзнику в борьбе за продуктивность и самому требуется помощь и дополнительная мотивация в жизни. Посему мы призываем вас быть честными по отношению друг к другу: мягко, но решительно укажите на места, требующие, на ваш взгляд, особого к себе внимания. И действуйте.

Слушайте индийские мантры


twentyfreee/Depositphotos.com
Даже если вы не завсегдатай этнофестивалей и никогда не помышляли о поездке в Непал или Гоа, обратите внимание на национальную музыку страны слонов и соуса карри. Мантры — это позитивные установки, слушая которые и медитируя, вы можете обрести спокойствие и настроиться на нужный лад. Первое, чему стоит научиться, — это контролировать дыхание. Когда это будет вам по силам, можно приступать к постижению более сложных состояний — концентрации на том, что нужно именно вам.

Кстати, мантр существует немало. Вы можете поэкспериментировать и выбрать ту, что нравится и работает.

Создайте себе немного проблем

Или много, это кому сколько потребуется. О чём я? Дело в том, что страдания и разного толка огорчения также являются источниками мотивации: чувство неустроенности толкает нас вперёд, и мы меняем работу, переезжаем, учимся чему-нибудь новому.

Дойдя до определённой точки осознания ситуации, которая не нравится, нормальный человек начинает действовать. Так вот, если вы всё ещё сидите на месте и предпочитаете не думать о проблеме, значит, вас всё устраивает, не иначе.

В общем-то, вы и есть тот самый волшебник, который может вам помочь со всем справиться. Как учил нас мудрый Махатма Ганди, если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем.

Все дела на потом: лень или прокрастинация?

Далеко не всегда человек, который постоянно откладывает дела на потом, ленив и безответственен по своей сути. Чаще такое поведение вызвано сложившейся моделью поведения — привычкой лениться — и человека действительно мучает эта проблема.

В психологии откладывание дел на потом называют прокрастинацией. Психолог Н. Милграм, который первым изучил этот феномен, выделяет 5 видов прокрастинации: [1]

  1. Ежедневная — откладывание бытовых дел, которые необходимо выполнять регулярно.
  2. Невротическая — сложности при выборе профессии или хобби, спутника жизни.
  3. Академическая — откладывание выполнения учебных заданий, подготовки курсовых, экзаменов и т. п.
  4. Прокрастинация принятия решений — человек не может в заданные сроки найти выход из сложившейся ситуации.
  5. Компульсивная — сочетание откладывания любых дел с откладыванием принятия решений.

Проблема прокрастинации намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Откладывание важных дел на потом начинается с разовых отсрочек задач на неопределенный период, но со временем превращается в выученную модель поведения — формируется привычка. Прокрастинация может привести к ряду негативных последствий:

  • отсутствие карьерного роста;
  • увольнение;
  • раздражительность и подавленность вследствие постоянного чувства вины;
  • недосыпание и бессонница;
  • низкая личная эффективность;
  • конфликты в семье и на работе;
  • финансовая несостоятельность.

Поможем выработать волевые качества

КУПИТЬ УСЛУГУ СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Кто отваживается, тот побеждает

Обуздайте свой страх! Боязнь чего-либо — самый верный пособник прокрастинации. Просто скажите себе: «Нет, я ничего не боюсь, у меня всё получится». Повторяйте это почаще, запишите на листке и повесьте на видное место — мы уже говорили о пользе визуализации мыслей в пункте под номером 12. Если у вас получится обрести контроль над страхом хотя бы раз, то будет получаться и впредь.

Как это сделать? Поговорите с самим собой — все ведь делали это хотя бы раз в жизни. Так почему же не сделать из этого хорошую, полезную привычку? Наедине со своими мыслями можно не кривить душой и не искать оправдания своим отрицательным чертам: страху, лени, нежеланию что-то менять. Постарайтесь выявить свои проблемные места и начните бороться с ними.

Привлеките друзей

Нет, мы не призываем просить близких сделать за вас всю работу. Просто пообещайте друзьям или коллегам, что выполните задание точно в сроки. Найдите группу людей, практикующих правильное питание, или создайте собственный чат в Whatsapp или Telegram, где вы и другие худеющие будете ежедневно выкладывать отчеты о съеденном и тренировках.

Исследователи полагают, что люди, взявшие на себя обязательства перед другими и время от времени сообщающие о своих результатах, в два раза чаще достигают своих целей. Не считайте зазорным попросить близких мотивировать вас, когда вы сбились с пути или чувствуете себя опустошенно.

Работайте над самодисциплиной

Если честно, выбор зачастую не так уж велик: либо собрать всю волю в кулак сегодня и встать на путь изменений, либо пожинать горькие плоды разочарования в уже обозримом будущем. Оставить решение важных жизненных вопросов на потом — это слишком легко и, увы, совершенно неэффективно.

Многим известна пословица «Посеешь мысль — пожнёшь действие, посеешь действие — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». Заряжайте себя правильными мыслями, обзаводитесь хорошими привычками, ведь всё в ваших руках.

Вообще, каждый из нас — не что иное, как совокупность привычек и укладов. Приучить себя можно абсолютно ко всему. Воспользуйтесь этой особенностью человеческого сознания в своих интересах!

Объявите войну перфекционизму

На самом деле в нём нет ровным счётом ничего хорошего. Для начала обратимся к определению. Перфекционизм — это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. Казалось бы, ничего плохого, но, размышляя в подобном ключе, мы бесконечно отдаляемся от истинной цели, которая заключается в том, чтобы сделать дело — get sh*t done, как говорят за океаном.

Основная ошибка, которую склонны совершать многие, — подмена понятий. Перфекционизм не имеет ничего общего с высоким качеством. Кто бы что нам по этому поводу ни говорил, ответ будет один: время — деньги. Учитесь управлять им так же, как опытный полководец управляет своей армией.

Не забывайте поощрять себя

Бывает, что нам не хватает награды за дело, выполненное с успехом. Нельзя забывать о поощрении, ведь это один из самых сильных источников внутренней мотивации. Вот почему так важно праздновать свои победы, как большие, так и маленькие. Устройте внеочередной выходной, порадуйте себя покупкой, о которой давно мечтали, проникнитесь радостью триумфа!

В конце концов, борьба с прокрастинацией — дело непростое. Как сказал в своей книге «Витамины для ума» Джим Рон (Jim Rohn), известный американский оратор и бизнес-тренер:

Мы все должны испытывать два вида боли: боль дисциплины и боль сожаления. Разница в том, что дисциплина весит унции, в то время как сожаление весит тонны.

А вы подвержены прокрастинации? Что и по какой причине вы склонны раз за разом откладывать? Поделитесь с нами своим мнением и успешным опытом борьбы с напастью!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]