Впервые ввел понятие ощущений в психологии греческий философ Аристотель, именно он выделил основные чувства — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Далее представили новую классификацию чувств В. Вундт, Ч. Шеррингтон, Г. Хэд, именуя ощущения как «простые идеи» и «впечатления».
Сегодня задача по дифференциации ощущений усложнилась, так как увеличилось количество рецепторных воздействий согласно типу раздражителей, места их локализации и восприятия действительности.
Определение
Ощущения в психологии представляют собой процессы отражения определенных свойств и качеств явлений/ предметов в сознании человека. Это те механизмы, которые дают возможность органам чувств внедряться в кору головного мозга и информировать о происходящем.
Такая способность есть у всех живых существ, однако только разумные индивидуумы могут сознательно реагировать на раздражители, запуская в действие механизмы взаимодействующих катализаторов. А рецепторы кодируют набор электрических сигналов, которые поступают в полушарие мозга.
В 19 веке И.Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств», предполагая, что качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей рецепторной системы человека.
Сенсуалисты-феноменалисты Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах считали ощущения элементарными знаниями, без деления на субъект или объект, как акт осознания элементарного чувственного содержания физических веществ. Эту теорию продолжили в 20 веке Э.Мур, Б.Рассел и другие.
В отечественной психологии преобладает взгляд на первопричину ощущений как одну из функций мозга – результат отражения объективной реальности. Приняли участие в изучении этих вопросов С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, раскрывая механизмы функционирования психики человека.
Эксперименты по специфике развития ощущений проводили Х. Хэд, И.П. Павлов, Ч.Шеррингтон, П.Бугер, М. Вебер, В.Вундт, С.Л.Рубинштейн.
Каждый из представителей выделил свою теорию определения ощущений в психологии:
- по Хэду – ощущения как психологические процессы, которые основанные на взаимоотношении эмоций, еще без связи с мышлением, где нет четкой локализации и реальных раздражителей;
- определение по Павлову – ощущение представляет собой физиологический механизм воздействия внешних раздражителей на рецепторные каналы;
- Бугер и Вебер вывели определение в зависимости от показателей величины чувствительности порогов, математически рассчитывая степень влияние стимулятора.
Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко) пришли к выводу, что теория ощущений связана с рецепторной теорией чувственности как единственно правильный источник полученных знаний.
Ощущения в психологии трактовались Дружининым В.Н. как процесс первичной обработки информации, которая поступает в мозг человека. Происходит обработка данных извне, что рождает перечень чувств.
Все направления исследователей внесли вклад в современную формулировку понятия закономерностей ощущения, вывели классификацию видов согласно состоянию индивидуума.
Пороги чувствительности
Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.
Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).
Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.
Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу). Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.
Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.
Классификация ощущений
Процесс активизации ощущений проявляется как следствие прямого воздействия факторов на органы чувств. Результат – раздражение, что активизирует процесс возбуждения. Материальная основа ощущений – это анализаторы.
Они состоят из ряда блоков:
- рецепторный — воспринимает воздействие рецепторов и вырабатывает электрические потенциалы;
- блок настройки — локализуются в среднем мозге, отвечает за формирование четкого изображения на сетчатке глаза;
- блок анализа — участок коры больших полушарий, обеспечивает подробный анализ изображения;
- проводящий блок – проводит электрические импульсы от рецепторов к мозгу;
- блок фильтрации – обеспечивает проникновение новой информации в кору больших полушарий, отсеивая ненужные повторяющиеся сигналы.
Информация в виде энергетического сгустка передается в кору головного мозга и провоцирует ощущение.
Классификация Вундта
Виды ощущений по Вундту дифференцировались по признаку проявления — физические (слух, зрение), химические (вкус и обоняние), механические (осязание). Такая классификация не нашла научного подтверждения, со временем утратила свою актуальность.
Классификация Шеррингтона
Ощущения в психологии согласно классификации Чарльза Шеррингтона распределяются по принципу расположения рецепторов:
- экстероцептивные – располагаются на поверхности тела и имеют возможность принимать образы действительности;
- интероцептивные – внутри органов, являются объективным сигналом о состоянии всего организма (боль, голод, жажда);
- проприоцептивные – принимают активное участие в осуществлении движений человека.
Также ощущения могут вызываться положением тела в определенный момент или же возникать как действие раздражителя с определенной дистанции (запах кофе с кофейни, шум самолета).
Классификация Хэда
Г. Хэд разделил ощущения по степени чувствительности:
- протопатическую – сложно дифференцированную, когда категорию чувств трудно описать словами или обозначить действиями.
- эпикритическую – связь с мыслительным аппаратом с четкой локализацией чувствительности (красный цвет).
Внимание! Зафиксированы случаи возникновения ощущений-фантомов, когда пациент чувствует боль в ампутированной ноге.
Классификация по контакту с раздражителем
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств материальных факторов, раздражителей.
В таком случае ощущения классифицируются на:
- контактные – кожные, вкусовые, органические, как результат прямого воздействия на рецепторы с самим предметом;
- дистантные – слуховые, зрительные, дают информацию о свойствах предмета без наличия тесного контакта с ним.
Классификация ощущений в психологии
Ученые выделяют еще один вид ощущений – метафорические. Это ощущение свободы, легкого тела, эйфории, груза на душе, тепла в теле, как статус иллюзорной жизненной реальности, нежели действительности.
Например, девушка лежит на песке и ощущает его тепло под своей спиной. Также она чувствует запах гибискуса, который держит в руках, хотя цветок не выделяет характерных веществ. Может слышать шум волн, при этом испытывать целую гамму ощущений в теле.
Такие психические процессы, которые возникают в коре больших полушарий, являются субъективными и виртуальными. Они не могут быть измеримыми определенными приборами.
Физиологический механизм ощущений
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.
Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
Виды по модальности
Ощущения делятся на несколько групп. Первая – это те, которые вызываются рецепторами, что расположены на поверхности тела. Вторая – как отражение движения отдельных частей организма. По модальности выделяют следующие категории ощущений.
Кожные
Кожные покровы дают информацию о предмете/объекте путем соприкосновения. Одни точки провоцируют тактильные ощущения, другие – тепловые, третьи — болевые. При этом фиксируется разная чувствительность участков кожи.
В описаниях исследователя Вундта сказано, что «кожные ощущения хоть являются следствием прямого контакта с реальным предметом, однако существуют и исключения». Например, если держать руку вблизи огня, то можно кожными рецепторами ощутить тепло (степень воздействия определяется величиной порога).
Также важно учитывать понятие плотности рецепторов. Самый низкий показатель чувствительности – кончик языка.
Вкусовые
Вкусовые луковицы располагаются на таких участках как нёбо, лимфоидные ткани, задняя стенка глотки и языка. Они прочно соединены с нервными окончаниями, а в одном вкусовом сосочке содержится от 10 до 150 рецепторов.
У детей эта рецепторная область расширена, погружена в слизистую оболочку ротовой части. С возрастом площадь расположения рецепторов видоизменяется, фокусируясь на зрительных и обонятельных.
Вкусовые ощущения дают человечеству 3% информации об окружающем мире. Полный вкусовой букет формируется в мозге. Вкус совместно с обонянием влияет на остроту слуха, зрения, состояние кожных рецепторов.
Обонятельные
Дистантные ощущения вызываются микроскопическими частицами, которые проникают с потоком воздуха в носовую полость, где и растворяются. В период голода порог чувствительности увеличивается, а после поглощения пищи – снижается.
В распознании запаха принимает участие обонятельный анализатор. Результат – человек испытывает разную степень удовольствия от употребления пищи, как «весомый природный стимул» поддерживающий жизнеспособность организма.
Слуховые
Звуковые волны вызывают колебание частиц воздуха, формируя источник звука. Различают частоту колебаний, размах и форму. Соответственно выделяют такие понятия как высота звука, громкость, тембр.
Еще академик Павлов утверждал, что орган слуха чувствительный к колебаниям с частотой до 20 000 к/с. Такая частота именуется ультразвуком.
Ученые классифицируют следующие звуки музыки — пение птиц, звучание музыкальных инструментов и шумы (скрипы, трески, стуки, грохот).
Зрительные
Зрительным аппаратом восприятия является глаз. Изображение отображается на его сетчатке посредством преломления световой волны, проходящей через хрусталик.
Благодаря зрению человек может воспринимать действительность вне поля досягаемости органов чувств.
Двигательные
Рецепторы находятся в суставах, сухожилиях и мышцах. Активизируются в период физической активности (бег, приседание), информируют о степени твердости или мягкости предметов, объектов.
Органические
Информируют о нарушении внутренних органов. Когда человек здоров, не испытывает чувства голода, холода, то органические ощущения не проявляются. Работа К. М. Быкова показала, что внутренние катализаторы способны проверять химический состав и давление крови, вступая во временную связь с другими ощущениями, принося сведения о внешних предметах.
Развитие ощущений: зачем и как это делать?
Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.
Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.
Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.
Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.
В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.
Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.
С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:
- Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
- Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
- «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
- Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).
Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.
Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:
- Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
- Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
- Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
- Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
- Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.
Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.
Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Сферы личности
- Когнитивная сфера личности
- Два важных закона памяти
- Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
- Психическое отражение
- Ощущение и восприятие
- Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Метод изучения психологии Вундта
- Познавательные процессы
Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание
Характеристики и свойства ощущений
У каждого вида ощущений имеются специфические характеристики, которые контролируют процесс взаимодействия стимулятора и рецепторов.
Основные среди которых:
- качество – возможность отличать один объект/предмет от другого по следующим характеристикам (тон, оттенок, звук, запах, вкус);
- интенсивность – степень выражения ощущения (сильнее, слабее);
- продолжительность – временной отрезок действия раздражителя;
- локализация – пространственное расположение раздражителя, при этом степень выраженности ощущений может быть точной или размытой;
- эмоциональная насыщенность ощущений – степень чувствительности действующего раздражителя.
Благодаря таким сигналам одни и те же ощущения в теле человека дифференцируются, заменяются один на другой, имеют тенденцию к возрастанию и угасанию.
Свойства
Под свойством ощущения имеется в виду конкретная информация (ее вид), которую получает человек. Совокупность всех свойств условно делится на 4 группы:
- модальность – качество. Принадлежность к определенной сенсорной системе (звуковая модальность, зрительная и т.д.);
- интенсивность – количество. Например, чрезмерно интенсивная боль – это сильная боль (ее много);
- длительность – время. Продолжительность конкретного ощущения;
- пространственная локализация – пространство. Это свойство дает нам информацию о местонахождении раздражителя.
Ранее шла речь о том, что в конкретный момент времени мы можем переживать одно ощущение, отражая, таким образом, лишь одно свойство предмета или объекта. Это в норме.
Однако существуют особенные люди, которые умеют чувствовать две и более модальности одновременно. Этот феномен называется синестезия.
Например, у кого-то при прослушивании музыки могут возникать зрительные ощущения, определенные буквы или слова иметь свой цвет, вкус и даже запах.
Функции и роль
Функции ощущений | Роль в жизни | Пример |
Сигнальная | Организм получает сигнал о жизненноважных объектах или свойствах окружающего мира. | Кипит чайник – при открытии крышки появляется пар, который может обжечь руку. |
Отражательная или образная | Ориентация в пространстве. Возможность определить уровень полезности/вредности воздействующих факторов. | Вредно пить много кофе, что впоследствии отразится на работе сердечнососудистой системы. |
Побудительная | Побуждает человека к действию, возможность найти адекватный выход из опасной ситуации. | При нападении собаки – бежать. |
Регулирующая или подкрепляющая | Вызывает сильную эмоциональную реакцию, которая обладает побуждающей силой и определяет дальнейший выбор поведения. | Любовь к спорту может стать стимулом к получению звания чемпиона на спортивных соревнованиях. |
Приспособительная | Приспособление к разным условиям окружающего мира | Возможность жизни человека в местах отсутствия цивилизации. |
Чувства стимулируют к действиям, способствуют развитию таких умственных процессов как восприятие, память, мышление. Положительные эмоции повышают энергетический баланс во всех сферах, делают жизнь яркой и насыщенной.
Базовые свойства
Все ощущения обладают одинаковыми свойствами:
- Продолжительность — время воздействия. У этого показателя возможен скрытый период: боль появляется не мгновенно после воздействия, а через какой-то промежуток времени. Этот период может варьироваться.
- Интенсивность — количественная характеристика, обозначающая силу действия того или иного раздражителя. В этом случае существует зависимость и от самого рецептора: при сильном насморке запахи ощущаются по-другому.
- Качество (модальность) — у этой характеристики особенные свойства, которые помогают отличить один вид воздействия от другого. У каждого свои особые параметры. К ним относится: зрение — свет, цветовой фон, его насыщенность; тактильные ощущения — мягкость, твердость, шероховатость и др.
- Локализация в пространстве — органы чувств сообщают о нахождении раздражителя в окружающем мире. Благодаря этому свойству можно определить, где источник света или холода, откуда раздается звук, на какую часть тела действует раздражитель, но местонахождение не всегда можно выяснить.
Закономерности
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги
Чтобы ощущение проявилось необходимо достигнуть величины – порога.
Они бывают абсолютными или дифференциальными, а при определении силы стимулятора – нижними или верхними (слабый звук, яркий свет, резкая боль, сильный порыв ветра).
Эти закономерности были зафиксированы в первой половине ХIХ в. французским физиком П.Бугером и психофизиком Э.Г.Вебером. Так появился закон Бугера-Вебера, подтверждающий разную степень проявления порога чувств.
Результат – когда снижается порог ощущений, то чувствительность увеличивается. Такая закономерность проявляется в начальных классах, когда для усиления слуховой и зрительной чувствительности создаются определенные условия (запись информации на доске, игра с большими кубиками, на которых расположены цифры и буквы, использование различного инвентаря для усиления тактильных ощущений, активизации мелкой моторики).
Ощущения в психологии под воздействием физиологических и психологических факторов подразделяются на несколько категорий.
Адаптация
Чувствительность анализатора под действием различных условий изменяется. Например, когда мы долго находимся в помещении с запахом табака, то со временем вовсе не воспринимаем этот «аромат». Именно такое изменение к действию раздражителя именуется адаптацией.
Различают темновую и световую адаптацию, которая проявляется в период приспособления человека в помещении. Изначально активизируются тактильные, обонятельные и слуховые функции, а после — зрительные.
Незначительная болевая адаптация может быть негативной, ведь при отсутствии жалоб пациента на той или иной разрушающий орган гибель его неизбежна. При длительном раздражении анализатора снижается чувствительность. Притупление чувств именуется негативной адаптацией.
Взаимодействие
Это изменение чувствительности анализаторной системы под действием другой. В результате слабые раздражители повышают чувствительной другой системы, а сильные – снижают.
Такое взаимодействие порождает сенсибилизацию (при отсутствии зрения развивается слух, обоняние, усиливается точность координации в пространстве) и десенсибилизацию (чувствительность зрительного канала понижается при резком, громком звучании).
Контраст
Процесс изменения ощущения на фоне сопутствующего раздражителя именуется контрастом. При одновременном воздействии нескольких раздражителей возникает одновременный контраст.
Примеры: После холодного струя теплой воды кажется горячей. Квадрат голубого цвета на темном фоне будет смотреться синим.
Синестезия
Понятие синестезии переводится с греческого языка как одновременное ощущение, когда один раздражитель при воздействии на субъект вызывает добавочное ощущение. Например, красный цвет ассоциируется с горячим пламенем, опасностью, страстью, агрессивностью.
Известными композиторами синестетиками были Скрябин, Римский-Корсаков, которые могли воспроизводить в уме цветные картинки под влиянием музыки.
Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
Изменение чувствительности, происходящее вследствие прис-пособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:
1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.
2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зри-тельного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная мо-дальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора.
Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.
3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).
Данную закономерность следует учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин. Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными и неполными. Однако это не должно явиться основанием проявления к нему недоверия со стороны следователя.
Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).
Взаимодействие ощущений
Взаимодействие между ощущениями одного вида. Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее
Взаимодействие между ощущениями различных видов. Так, звуковое раздражение может обострить работу зрительного анализатора, повысив его чувствительность к световым раздражителям
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (сенсибилизация)
Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов (синестезия)
Рис. 7. Взаимодействие ощущений
Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:
- взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;
- физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);
- ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение определенных раздражителей;
- упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).
Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на качество следственного эксперимента, на полноту и объективность свидетельских показаний. Например, известно, что зрительная чувствительность значительно понижается при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Данное обстоятельство необходимо учитывать при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях для того, чтобы выполнить на должном уровне весь объем работы, следственной бригаде необходимо делать перерывы в работе.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.
Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощущения и т.д.
При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Контрастные явления нередко приводят к ошибкам в ощущениях, что, в свою очередь, ведет к ошибкам в свидетельских показаниях. Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник был одет в белый костюм и был очень высоким, в действительности они видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне. Знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированному раскрытию преступлений.
В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполнением профессиональной деятельности и оказывают на нее существенное влияние.
Психологические теории и школы
В изучении закономерностей ощущения было использовано несколько психологических теорий, от цветовой — Э.Геринга до современной – Л.В.Кузнецова.
Теория константности
Тория восприятия ощущений Э. Геринга открыла феномен константности взаимодействия раздражителя с рецепторами. В изучении была описана химическая реакция на определенном участке сетчатки глаза. Так возникла теория цветового зрения (1875г.), которая открыла человечеству процессы сенсорной адаптации.
Теория рецепторов
Рецепторная теория сформировалась философами-идеалистами, носит название – теория специфической энергии органов и чувств. Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах сформировали утверждение, что каждому органу чувств отвечает определенный виток энергетического баланса, а внешняя причина проявления чувств зависит от природы чувствительности нерва.
А потому ощущения не могут быть источником познания окружающего мира.
Теория рефлексов
Рефлекторная теория возникла на основе эволюционного подхода к познанию психики человека. Результат – органы чувств являются продуктом приспособления к действительности. Каждый орган реагирует на некое воздействие извне – глаз реагирует на свет, нос — на запахи, ухо – на звук. Поддерживали эту теорию Э.Мур, Б.Рассел, в дальнейшем – И.П.Павлов.
Теория перцептивных действий
Понятие ощущений в психологии отобразились в теории формирования перцептивных действий как активизатора развития раздражения А.В.Запорожца в 1941 г. Здесь рассматривались структурные единицы процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов влияния стимуляторов на анализаторы.
Теория сенсорной адаптации
В учебнике Кузнецова Л.В «Основы специальной психологии» раскрыто явление сенсорной адаптации, как метод приспособления систем человека к характеристикам возбудителя.
Речь идет о системной реакции сенсорной системы, изменении чувствительности порога (если опустить руку в холодную воду после горячей, то кисть быстро адаптируется к изменениям, в отличие от варианта, когда рука сразу будет помещена в емкость с ледяной жидкостью).
Краткая характеристика
Рассмотрим различные виды ощущений.
- Зрение — различение света и цвета, является результатом воздействия на сетчатку глаза.
- Слух — раздражителями являются звуковые волны. Человек различает громкость, длительность, высоту и тембр звука, он слышит шум, речь и музыку.
- Вибрационная чувствительность близка к слуховому восприятию, ее часто называют контактным слухом. Этот вид чувственного опыта особенно важен для слепых людей.
- Органами обоняния являются клетки в верхней части носовой полости.
- Вкус. Эти рецепторы (на языке, небе, в глотке) различают 4 основных вкуса и их вариации.
- Кожа отвечает за несколько параметров: прикосновения, холод-тепло, боль. Эти рецепторы очень неравномерно распределены на теле, наибольшее их скопление на ладошках, губах и пальцах.
Нарушение ощущений связано с изменением их порогов, оно может быть как в большую, так и в меньшую сторону. Бывают сбои, последствия которых проявляются в онемении, покалывании. Понятие ощущения подразумевает чувственное отражение реальности.
Восприятие организмом воздействий окружающей среды необходимо для поддержания жизни и сохранения здоровья человека.
Этот опыт помогает нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки, световые сигналы предупреждают нас об опасности.
Диагностика ощущений
Диагностика потребностей в поисках ощущений проводится в виде письменного теста М. Цукермана, где указаны варианты утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары нужно выбрать тот вариант, который характерен пользователю.
Каждое совпадение оценивается в 1 балл. В результате, чем больше баллов, тем выше уровень потребности в ощущениях (от авантюризма до стабильности и упорядоченности к неизвестному).
Пройти такой опрос можно онлайн. Достоверность результатов зависит от состояния пациента в текущий момент. В разные периоды жизни потребность в проявлении ощущений может увеличиваться/снижаться. Благодаря тесту можно определить эмоциональные нарушения в психике человека.
Еще один тест на определение уровня качественной адаптации от Н.Е.Водопьяновой, показывает степень удовлетворения индивидуума в разных сферах жизни. Опрос содержит 21 пункт, удобная онлайн-версия, тест проводится анонимно и без регистрации. Для каждого результата формируется ссылка, которую можно сохранить и использовать в дальнейшем изучении.
Методы управления
Методы управления ощущениями различаются в способе предъявления раздражителя и статистической обработки первичных результатов диагностики.
Метод границ
Предусматривает определение величины порога путем предъявления испытуемому ряда раздражителей, с наличием минимального и возрастающего уровня интенсивности анализатора.
Например, при повышенной громкости говорить утвердительно, а если звук снижается – отрицательно. Процедура проводится до тех пор, пока ответы не изменятся (ошибки привыкания и ошибки ожидания). Для оценки полученных данных используется среднеквадратичное отклонение.
Метод постоянных раздражителей
Проводится после предварительного исследования с целью определения порога чувствительности человека. Во время опроса испытуемый перестает ощущать воздействие стимула, изменяется порог чувствительности. В ходе такого воздействия формируются целостные образы предметов и событий, по которым определяется роль активности субъекта.
От правильности восприятия ощущений в психологии создается наиболее полное представление о состоянии организма в целом. Это ключ к поиску методов своевременной диагностики психических нарушений и корреляции свойств личности.
Ощущения и восприятие
Ощущение и восприятие считаются неразрывно связанными.
Под восприятием мы пониманием психический процесс получения информации об объекте через анализ совокупности разных ощущений. Можно сказать, что восприятие – это процесс обработки.
Пример: я вижу нечто небольшое, мягкое, белого цвета, прямоугольной формы, легкое…В процессе восприятия мозг активно перебирает варианты хранящихся в памяти образов, чтобы выбрать тот, которому подойдут все свойства. А! Это подушка! Произошло узнавание объекта. Узнавания не происходит, если объекта нет в вашей «базе данных».
Восприятие – не врожденная способность. С рождения ребенок поэтапно учиться различать предметы – рассматривает, трогает, пробует на вкус, нюхает, собирая в голове целостный образ. Это сложный процесс, требующий активной работы других психических сфер – памяти, внимания, мышления, моторики, эмоций.
Качество и интенсивность ощущений
Эмпатия — что это в психологии
Качество и интенсивность – главные характеристики реакции на раздражение рецепторов. Качество дает исследователю информацию о том, чем данная реакция рецепторов отличается от других аналогичных реакций. Так, например, вкусовые ощущения очень разнообразны: человек точно может отличить горький вкус от сладкого. Та или иная характеристика вкуса зависит от химического состава продукта, именно этим определяется качество вкусовых ощущений.
Дополнительная информация. Качество ощущений часто отождествляют с их модальностью, так как она отражает основное свойство того или иного анализатора.
Количественной величиной рецепторных реакций является интенсивность. Она определяет силу действия раздражителя и силу работы рецептора. Примером изменения интенсивности впечатлений может служить способность человека воспринимать запахи: во время простудного заболевания, сопровождающегося заложенностью носа, она снижается.
Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов.
Стр 1 из 16Следующая ⇒
Место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.
Ощущение
Ощущение – это отражение в сознании свойств и качеств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный этап всякого познания.
Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.
Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.
Каждый орган чувств характеризуется чувствительностью, которая, в свою очередь, определяется минимальным порогом ощущения. Последний оценивается по минимальной силе раздражителя, впервые ощущаемого данным органом чувств. Например, нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света – 0,001 свечи и т.д.
Качество ощущений зависит от различительной чувствительности органов чувств, которая, в свою очередь, характеризуется минимальной величиной различия между раздражителями, впервые замечаемого человеком. По данным психологических исследований, величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины.
Существует и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковое колебание силой более 12000 дб ощущается уже как болевое.
Важным в определении рабочих возможностей человека показателем является диапазон чувствительности, которым может характеризоваться каждый орган чувств. Им определяется пропускная способность органа чувств. Она равна «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами.
Органы чувств не сразу включаются в оптимальный режим работы. Этот процесс называют адаптацией, и он происходит в течение определенного времени для различных органов чувств и различных людей и условий. Например, глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут – достаточно и 80 минут полностью.
Влияет на пропускную способность органов чувств и взаимодействие между ними. Это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
2. Восприятие
Восприятие — это процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих на человека. Восприятие происходит на основе ощущений. Однако это не значит, что закономерностями ощущений исчерпывается содержание этого процесса. Как познавательный процесс, восприятие характеризуется рядом особенностей.
Восприятие носит предметный характер. Это выражается в том, что человеку присуща тенденция вычленять предметное содержание во всякой отражаемой информации. И если информация недостаточна, то он вносит в нее эту предметность. Осмысленность – другая особенность восприятия. Она заключается в том, что любая информация имеет то или иное объективное отношение к человеку. Восприятие носит избирательный характер. Это значит, что из всего потока информации какая-то ее часть составляет объект восприятия, а все остальное – фон. Объект воспринимается полно и отчетливо.
Одной из особенностей восприятия является его зависимость от прошлого опыта, полноты и содержания знаний, настроения человека. Это явление получило название капперцепции.
Восприятие может носить искаженный характер, что называется иллюзией. Наиболее распространенной является зрительная иллюзия.
В зависимости от наличия сознательно-познавательной цели и волевых усилий различают восприятие непроизвольное и произвольное (преднамеренное). Особой формой произвольного восприятия является наблюдение. Оно представляет собой целенаправленное, организованное и непосредственное восприятие какого-либо объекта или деятельности. В зависимости от того, что воспринимает человек, бывает восприятие движения, пространства и времени.
3. Представление
Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов.
Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Ведь человек планирует свои действия в сознании на базе представлений. Затем он действует в соответствии с планами. Планы предопределяют результативность действий, но сами зависят от верности представлений, от их соответствия действительности.
От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные практическим знакомством с лежащей в их основе действительностью, менее практичны, менее действенны.
Мера связи с действительностью и действенность представлений зависит от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Например, представление или образ знакомого лица, образ оборудования, на котором проводятся практические занятия. Обобщенность представлений – в преимущественной выраженности в них сущности предметов или явлений. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными. Например, представление о работе ракетного двигателя. В обобщенных представлениях расширяется понимание действительности и углубляется понимание конкретного.
Представления человека могут характеризоваться также их яркостью, отчетливостью, образностью. В этих качествах отражается опорная возможность представлений для творческой деятельности сознания: понимание учебного материала, осмысление событий, принятия планов, предвидения. Яркость, отчетливость и образность представлений развиваются на базе всестороннего изучения предметов и материалов, на базе широкого использования всех средств обучения. Существуют различные виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, осязательные и смешанные представления. Причем тот или иной вид может быть преимущественно развит. И это зависит от жизненного и профессионального опыта, а также от уровня развития соответствующих органов чувств. Например, телеграфист обладает большим запасом звуковых представлений, механик-водитель – двигательных и т.д.
4. Внимание
Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.
Устойчивость внимания измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельности.
Противоположностью устойчивости является колебание внимания, когда человек не может длительно сосредоточится на чем-либо одном. Главная причина такого явления – слабая воля.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Он равен примерно 5-8 объектам.
Концентрация – это степень его сосредоточенности на каком-либо объекте или виде деятельности с одновременным отвлечением от всего остального. При большой концентрации внимания человек не замечает, что происходит вокруг. Антиподом этого свойства выступает рассеянность, когда человек не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.
Распределением внимания оценивается возможность человека одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя при этом сознательный контроль над ними. Классическим примером распределения внимания на занятиях является прослушивание, осмысление и запись лекции слушателями. Переключение внимания – это способность последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на выполняемой деятельности.
Различают внимание непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. При непроизвольном внимании человек не ставит перед собой цели на чем-то сосредоточится и не напрягает для этого волевые усилия. Причиной такого внимания является новизна, яркость, сила, значимость раздражителя. Если же человек сознательно поставил цель быть внимательным и напрягает при этом волевое усилие, такое внимание называется произвольным. На основе произвольного внимания может возникнуть послепроизвольное, характеризующееся усилением интереса человека и ослаблением его волевых усилий.
5. Воображение и мышление
Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов на основе материалов прошлых восприятий. Строительным материалом для воображения выступают представления. От качества представлений человека зависят его творческие возможности.
Сам процесс воображения заключается в реконструкции представлений путем оттенения и усугубления одних элементов, ослабления – других; путем сочетания представлений.
Различают воображение непроизвольное, возникающее помимо воли человека и не требующее от него волевых усилий, и произвольные, когда человек сознательно поставил цель создать что-то новое и для ее достижения прилагает волевые усилия. В свою очередь, произвольное воображение подразделяется на воссоздающее, при котором новые образы создаются по описаниям, чертежам, схемам, и творческое, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В отличие от ощущения и восприятия, оно заключается в отражении сущности предметов и явлений, сложных причинно-следственных связей между ними. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. Например, человек не может непосредственно охватить движения со скоростью света. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи. Сущность связи предметов и явлений раскрываются на основе их анализа, синтеза, сравнения, обобщения. При анализе изучаемый предмет, явление, учебный материал расчленяется на составные части, в каждом из которых выделяется основная мысль, между ними выявляются связи и отношения. Синтез – это обратный процесс. Он представляет собой восстановление расчлененного в целое на основе выявленных связей. В процессе сравнения человек сопоставляет изучаемые предметы и явления, находит в них общее и различия. При обобщении многие предметы и явления, их свойства объединяются на основе какого-либо общего признака.
К мыслительным операциям, как способам подхода к изучаемым явлениям, относятся также абстракция, конкретизация, систематизация и классификация. Абстракция (абстрагирование) заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств и качеств изучаемого предмета и сосредоточении на главном, существенном. Конкретизация – это всесторонний анализ конкретного предмета или явления. Систематизация представляет собой мысленное упорядочение изучаемых предметов и явлений, расположение их в определенной логической последовательности. При классификации изучаемые предметы и явления относятся по какому-либо признаку к определенной их группе.
Мышление осуществляется в определенных формах, таких как понятие, суждение, умозаключение и рассуждение. Понятие представляет собой отражение в сознании человека общих и наиболее существенных свойств и качеств предметов и явлений. Пример понятий: граница, служба, охрана, автомат, карабин и т.д. В суждении излагается определенная мысль, утверждающая или отрицающая какие-либо факты, события. Например: «Воин-пограничник должен бдительно нести службу по охране государственной границы». Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение – наиболее результативный способ доказательства. Рассуждение представляет собой последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений.
Методами мышления, выведения умозаключения являются индукция, дедукция и аналогия.
Индукция – это такой метод мышления, при котором выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. При дедуктивном мышлении мысль движется в обратном направлений – от общего к частному.
Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.
В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления: наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и абстрактное.
Наглядно-действенное мышление функционирует на основе восприятия реальных предметов, обращения с ними. Этот вид мышления «вплетен» в деятельность, неотделим от нее. Те у кого он более развит, лучше понимают учебный материал, когда он излагается по ходу практических упражнений с реальными предметами.
Образное мышление – протекает на основе представлений, наглядных образов, демонстрации реальных объектов. Люди с более развитым образным мышлением лучше усваивают мысль, переведенную в наглядные образы. Словесно-логическое мышление функционирует преимущественно на основе речевых и логических эквивалентов действительности. Яркий рассказ, описывающий обстоятельства или факты, передающий во всей тонкости развитие событий или процессов, поднимающиеся над действительностью обобщения несут в себе очень большую информационную нагрузку, превосходящую непосредственные впечатления.
Абстрактное мышление осуществляется на основе понятий. Оно обладает самой высокой проникающей в суть действительности возможностью.
6. Память и речь
Память имеет большое общественное и личное значение. Благодаря памяти, накапливается, сохраняется и передается подрастающим поколениям общественный опыт, закрепленный в знаниях, навыках и умениях.
Память – слагаемое интеллектуального потенциала, от которого во многом зависит социально-экономическое развитие страны. Историческая память – необходимый атрибут человека – патриота своей Родины. В личном плане развитая память является важнейшей психологической предпосылкой успешного овладения знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.
Что же такое память как психический познавательный процесс?
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.
Основными процессами памяти, как это видно из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание может быть механическим как результат многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них выделяется и формулируется главная мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.
Сохранение изученного материала предполагает дальнейшую его доработку, повторение и практическое применение. Без этого активно будет протекать обратный процесс – забывание. Оно начинается сразу же после восприятия учебного материала и идет все быстрее: так, на пятые сутки в памяти остается только 25% изученного.
Воспроизведение – третий процесс памяти. Оно бывает двух видов: узнавание, которое не может быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный материал мысленно воспроизводится без использования каких-либо источников.
Различают следующие виды памяти: а) образная – память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная – память на движения; в) эмоциональная – память на переживания; г) словесно-логическая – память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.
В зависимости от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.
Качествами памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.
Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Она тесно связана с мышлением, ибо является процессом обмена мыслями между людьми. Слово выступает компонентом речи, а как носитель понятия является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.
Речь может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная сложность.
Устная речь выступает в виде монолога или диалога. Монолог – речь одного лица, диалог – двух лиц и более. Эффективность диалога во многом зависит от культуры речи собеседников.
Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов.
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.
Имеются различные классификации ощущений.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) — это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения — синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:
* экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
* проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
* интероцептивные (органические) ощущения — возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Общие свойства анализаторов.
* Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
* Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
* Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
* Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
* Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
* Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1969.
Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии — психофизика.
1Следующая ⇒
Воспользуйтесь поиском по сайту: