Интериоризация: примеры механизма, этапы, применение


Интериоризация в психологии – это именно тот процесс, с которого начинается взаимодействие едва появившегося на свет человека с окружающим миром. Это пути его взросления и последующее постоянное взаимодействие с социумом уже взрослого индивида. Это присвоение фрагментов опыта и знаний всего человечества, применение постепенно накапливающегося собственного жизненного опыта и включение всего этого в свою внутреннюю психологию. Собственно, это и есть процесс человеческого развития. Именно интериоризация помогает человеческой психике научиться свободно оперировать образами, думать, мысленно перемещаться в прошлое или будущее и др.

Что такое интериоризация

Интериоризация – это процесс формирования психических структур человека посредством приобретения жизненного опыта. В переводе с латинского языка это слово означает переход от внешнего к внутреннему, то есть в процессе интериоризации внешняя деятельность постепенно переходит в мысленные операции.

В психологии

Интериоризация в психологии определяется кратко как процесс формирования психических процессов посредством усвоения внешней деятельности, которая принята в социуме.

В педагогике

В педагогике интериоризация, простыми словами, – это процесс формирования у ребенка способности обращаться с символами. То есть сначала ребенок выполняет внешнюю деятельность, а со временем она «сворачивается» и становится все более символичной. В теории воспитания чаще всего говорят об этапах интериоризации ценностных ориентиров.

История открытия и изучения процесса интериоризации

Первыми заговорил об интериоризации еще в конце 19 века французский социолог Эмиль Дюркгейм, он связывал ее с социализацией личности. Философ Ницше писал об интериоризации, как об инстинктах не проявленных наружу и закрепившихся внутри.

Пиаже и другие французские психологи начала 20 столетия рассматривали интериоризацию, как процесс, в ходе которого ребенок усваивает внешние действия и интегрирует их во внутренние структуры психики.

Их идею развил Лев Выготский. Он считал, что человеческая психика формируется в ходе внешних действий, социального взаимодействия, в ходе обучения и работы. Только после выполнения определенного действия посредством интериоризации приобретенный опыт преобразуется в компоненты психики.

Советские психологи Лурия, Гальперин продолжили изучение процесса интериоризации вслед за Выготским. Их модель социализации ребенка и интериоризации стала основой для когнитивно-поведенческого направления в детской психологии.

Этапы интериоризации

На первом этапе взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к деятельности. Например, говорит ему: «давай, соберем пирамидку».

На втором – малыш осваивает способ обращения к себе, пытается сам на себя воздействовать с помощью слов и выполняет действие. Он может обратиться к себе сам: «Миша, давай соберем пирамидку?», и после этого начинает деятельность.

На третьем этапе ребенок уже уверенно воздействует словом сам на себя, причем делает это уже в уме, а не вслух.

Последовательность этапов интериоризации ценностных ориентиров точно такие же: сначала взрослый сообщает о правильности того или иного поступка, затем ребенок проговаривает его вслух, и, в конечном итоге, усваивает на мыслительном уровне.

Экстериоризация и творчество

Считается, что особое положение экстериоризация занимает в творчестве. Порой специалисты не упоминают другие примеры механизма экстериоризации в психологии, считая, что творческая сторона превосходит при трактовании этого понятия.

Популярные статьи Подростковый кризис — причины, признаки, рекомендации родителям

Это не совсем верный подход, ведь экстериоризация напрямую влияет на ваши мыслительные процессы, не будучи зависимой от того, какую специализацию вы выбрали. Вы лишь применяете метод мышления

И учителю, и бизнесмену, и любому спортсмену важно уметь им пользоваться. Даже среднестатистическая домохозяйка планирует свою деятельность и задает тип мышления, создавая списки продуктов для магазина

Но вернемся к творческой сфере. Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Художники. Картина не создается с нуля – её созданию предшествует долгая работа. Если заказ коммерческий, сначала утверждается план работы, если нет – художник сразу переходит к этапу создания наброска. Приходится использовать десятки черновиков, прежде чем идея из подсознания перейдет на бумагу в нужном виде.

Лишь после создания четкого плана исполнитель приступает к творческому процессу.

Писатели. Романы и повести тоже не создаются «из ниоткуда». Все мы знаем историю Джоан Роуллинг: она придумала знаменитую серию про Гарри Поттера в метро, но не засела за черновики будущих книг сразу же, а набросала приблизительный план персонажей.

Очень важно очертания героев и их характеристики перенести в реальный мир, позволить внутреннему стать внешним. Ведь одна из частых проблем писателей – недостаток мотивации, частая прокрастинация

Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов.

Музыканты. Написание нот, продумывание строчек песен, даже тщательный подбор музыкальных инструментов – всё это характеризует мыслительную деятельность музыкантов. Вдохновение может лишь дать толчок, всё остальное зависит от мыслительных процессов.

Тщательное планирование помогает создать концепцию будущего альбома, а переход подсознательных желаний и образов на бумагу обеспечивает сотворение новой музыкальной обложки

В творчестве как нигде важно передать корректный посыл зрителю, читателю или слушателю

Как вы видите, творчество работает не только за счет вдохновения. От правильности мыслительных процессов зависит слишком много.

Механизм интериоризации

Механизм интериоризации или преобразования действий, по мнению П.Я. Гальперина, включает в себя 6 этапов.

На первом этапе включается мотивационный компонент, лучше всего, если это будет проявление естественного познавательного интереса. Но здесь может быть и призыв взрослого к деятельности, например: «Сегодня мы будем учиться складывать предметы».

На втором этапе – ориентировочный компонент. Малыш наблюдает за тем, как взрослый добавляет к двум кубикам один и получает три.

Третий этап – материальный. Ребенок берет предметы и сам их складывает.

Четвертый – этап внешней речи. Ребенок уже без предметов может проговорить: «Если к двум прибавить три, то будет пять».

Пятый – этап внутренней речи. Малыш проговаривает про себя фразу целиком: «Если к одному прибавить три, то будет четыре».

Шестой – этап умственного действия. Речь сворачивается и мыслительное действие выполняется с очень высокой скоростью, то есть ребенок учится считать в уме.

Понятие «экстериоризация»

Экстериоризация — это процесс, результатом которого является переход внутренней (психической, незримой) деятельности человека во внешнюю, практическую. Этот переход приобретает знаково-символическую форму, что означает существование этой деятельности в социуме.

Развитием понятия занимались представители отечественной психологии (А. Леонтьев, П. Гальперин), но первое обозначение ему дал Л. Выготский. В своей культурно-исторической теории психолог высказывал мнение, что процесс становления психики человека, развитие его личности происходят через усвоение культурных знаков общества.

В современном понимании экстериоризация — это процесс построения и реализации внешних действий человека, включая словесное выражение, на основе его внутренней психической жизни: личного опыта, плана действий, сформировавшихся идей и переживаемых чувств. Примером этого может быть усвоение воспитательного влияния ребенком и его проявление внешне через нравственные поступки и суждения.

Популярные статьи Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

Сферы применения

Наиболее часто интериоризация используется в образовательном процессе, когда педагогу необходимо научить ребенка выполнять различные умственные действия. Также она используется в процессе воспитания: у ребенка формируются умственные действия относительно правильного поведения в обществе.

Во взрослой жизни интериоризация также может быть использована в отношениях между начальником и подчиненным или между наставником и стажером.

Основоположники метода

Слово «интериоризация» впервые применил Эмиль Дюркгейм, социолог из Франции. В его понимании это понятие означает связь между внутренним и внешним миром психики человека. В то время этот термин представлял собой один из элементов социализации. Последователи Дюркгейма Пьер Жане, Жан Пиаже, Анри Валлон продолжили развивать его как психологическое понятие. Под термином стали понимать перенос во внутреннюю психику взрослеющего человека общественного мышления, сложившегося вокруг него.

Современное значение понятие интериоризации приобрело уже в советское время. Лев Семенович Выготский подразумевал под ним один из наиболее важных факторов формирования мышления и психики человека. Эту работу основательно дополнил и продолжил его последователь Петр Гальперин. Он называл процесс интериоризации «теорией поэтапного формирования умственных действий». Изначально эта теория охватывала только механизмы становления мышления у маленьких детей, трактуя термин «интериоризация» как синоним воспитания и развития. И сейчас актуальна фраза, что воспитание представляет собой интериоризацию общечеловеческих ценностей. Современная наука экстраполирует выводы, полученные при изучении этого процесса, на психосферу людей любого возраста.

Пример интериоризации в психологии

Процесс интериоризации в психологии можно ярко увидеть на примере малыша, который собирает сортер. Сначала взрослый ему показывает и говорит: «Круглую фигурку — в круглую дырочку, звездочку – в звездочку». Дальше малыш проговаривает сам для себя вслух то же самое и выполняет действие. На следующем этапе он проговаривает необходимые действия только мысленно. На последнем этапе он быстро соотносит фигурки с отверстиями и успешно выполняет действия с высокой скоростью, не раздумывая, и без ошибок.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых — умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.

Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]