Предмет конфликта
Характер конфликта определяется не только объективными условиями в этой стране, малой или большой группе, но и субъективным восприятием или образом конфликта, который создан у действующих в какой – либо конфликтной ситуации лиц или групп лиц. Данный образ или восприятия не обязательно соответствует истинному положению дел. Например, возник конфликт двух мужчин из-за внимания девушки, которая в этом случае является объектом конфликта, однако предметом конфликта может стать как желание каждого ею обладать, так и нежелание того, чтобы другой ею обладал. То есть в разных случаях объект конфликта может быть один и тот же, но предметы достаточно различаться.
Познание людей не только отражает объективную природу, но и включает в себя в качестве неотъемлемой составной части человеческую природу. Из – за этого отношения между образами, представлениями и реальностью достаточно сложны и не только ей никогда полностью не соответствуют, но и могут весьма серьезно расходиться с ней, что послужит еще одним источником конфликта.
Замечание 2
Следует иметь в виду при этом, что, каковы бы ни были представления и образы, восприятия о конфликтной ситуации, конфликт не начнется до тех пор, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Субъективные и объективные причины конфликта, возникающие на его ближних и дальних подступах, а также состав участников обусловливают и систему возможных вариантов действий, поведения сторон. По причине того, что каждое действие одного из участников конфликта приводит к соответствующему противодействию, они воздействуют друг на друга.
Конфликты
Многие наверняка хотя бы раз в жизни видели ссорящуюся пару, мать, ругающую ребенка, или подростка, который не хочет разговаривать с родителями. Это и есть явления, которые изучает социология. Социальные конфликты — это высшая степень проявления несогласия между людьми или их группами, борьба их интересов. Это слово пришло в русский язык из латыни, где оно означает «столкновение». Борьба мнений может проходить по-разному, иметь свои причины, последствия и т. д. Но возникновение социального конфликта всегда начинается с субъективного или объективного ущемления чьих-то прав и интересов, что вызывает ответную реакцию. Противоречия существуют постоянно, но стадии развития социального конфликта становятся видны лишь тогда, когда ситуация обостряется.
Понятие конфликтной ситуации
Конфликтная ситуация – наличие противоположных интересов, мотивов и взглядов на жизнь. Например, руководитель и его заместитель имеют разное видение стратегии компании, но оба заинтересованы в ее развитии. Это конфликтная ситуация. Потенциально она может развиться дальше, когда каждая из сторон будет навязывать другой свое видение. В таком случае ситуация перерастает в полноценный конфликт.
Основное отличие конфликтной ситуации от конфликта в том, что последний – это уже имеющееся столкновение, в то время как первая – лишь предпосылка к нему.
Конфликтная ситуация
В обыденной жизни эти понятия не различаются, как в литературе по психологии или конфликтологии. Поэтому для упрощения понимания темы можно считать конфликтную ситуацию и конфликт синонимами.
Внимание! В конфликтологии выделяются понятия предмета и объекта конфликта. Предмет – это противоречие, которое лежит в его основе
Объект – это та ценность, на почве которой конфликтуют. Это могут быть не только деньги, но и хорошие должности в организации или ролевые права (когда хотят стать начальником, например).
Процесс развития конфликта
Конфликт в своем развитии проходит пять основополагающих последовательных стадий.
Первая из стадий характеризуется возникновением условий, создающих определенные возможности для возникновения в будущем конфликта, а именно:
- проблем, которые связаны с общением (неудовлетворительное качество обмена информацией, отсутствие взаимопонимания внутри коллектива);
- проблем, которые связаны с некоторыми особенностями работы организации (авторитарность стиля управления, отсутствие четко сформулированной системы оценки работы сотрудников, стимулирования и вознаграждений);
- личностных качеств сотрудников (наличие несовместимых систем ценностей, догматизм, неуважение к интересам остальных членов коллектива).
Вторая стадия определяется таким развитием событий, при котором конфликт для его участников становится очевидным. О чем могут свидетельствовать трансформация взаимоотношений между участниками конфликта, появление напряженной обстановки, наличие ощущения психологического дискомфорта.
Третью стадию можно охарактеризовать очевидными намерениями участников конфликта создавшуюся конфликтную ситуацию разрешить. Здесь выделяют несколько основных стратегий разрешения конфликта:
- конфронтация, при котором одна из сторон хочет удовлетворять свои интересы, не считаясь при этом с тем, каким образом это повлияет на интересы остальных сторон;
- сотрудничество, в случае которого активно предпринимаются попытки более полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в конфликте;
- стремление избегать конфликта, при котором конфликт игнорируется, в стороны его существование не желают признавать, пытаются избегать людей, с которыми могут возникнуть разногласия по каким – либо вопросам;
- приспособленчество, когда одна сторона конфликта выражает стремление поставить интересы другой стороны выше своих собственных;
- компромисс, в котором каждая из конфликтующих сторон готова своими интересами частично пожертвовать во имя обших.
Четвертая стадия конфликта начинается тогда, когда намерения его участников находят воплощение в конкретных формах поведения. Поведение участников конфликта при этом может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.п.).
Пятую стадию конфликта можно охарактеризовать тем, какие последствия (негативные или позитивные) наступают сразу после разрешения конфликта.
Понятие конфликта и основные этапы развития
Определение 1
Конфликт –динамическое образование, сложной структуры, имеющее границы и этапы развития.
Границы конфликта представляют собой внешние структурно-динамические пределы конфликта, которые могут быть трех видов:
- субъектные, выраженные в количестве основных участников;
- пространственные, зависящие от территории конфликта;
- временные, обусловленные продолжительностью конфликта.
Замечание 1
Для погашении конфликта, сторонами должен быть заключен договор, определяющий процесс, результаты, соотношение сил, нормы и правила последующего взаимодействия оппонентов. Чем конкретнее обозначен предмет конфликта, тем быстрее и эффективнее будет локализован конфликт во времени и пространстве.
Длительность конфликта зависит от следующих факторов:
- ясность целей конфликтующих сторон;
- степень согласия сторон относительно смысла победы и поражения;
- способность лидеров оценить стоимость победы и убедить сторонников прекратить конфликт.
В динамике конфликта можно выделить три основных периода:
- латентный период (предконфликтный);
- открытый период (конфликт);
- латентный период (послеконфликтный).