Современная интеллигентность. Что такое интеллигентность и что она дает

Обновлено: 26.05.2021 11:34:28

Эксперт: Белозерцева Евгения Александровна

«Знающим можно притвориться. И умным тоже можно притвориться. Нельзя притвориться интеллигентным». Д.С. Лихачев

Что вы имеете в виду, когда говорите об интеллигентности? Одни определяют это качество как культурное воспитание и безупречные манеры, другие считают его заслугой начитанности и образованности. Третьи думают, что интеллигентность – это набор личностных качеств, определяющих творческие наклонности. С точки зрения социологии и психологии, это понятие включает в себя все вышеописанные точки зрения и еще немного (толерантность, эмпатия, тяга к искусству и т.д.).

Выдающийся российский психотерапевт М.Е. Литвак занимался анализом понятия «интеллигентный человек». Рассмотрев определение с точки зрения разных сфер деятельности, он нашел несомненное сходство с определением «самоактуализированная личность», выдвинутым Абрахамом Маслоу (основателем гуманистического направления в психологии). Каким набором качеств наделена самоактуализированная (интеллигентная) личность:

  1. Трезвое, адекватное мышление

    . Человек имеет реалистичное мышление, спокойно принимает действительность. Для него не характерны расстройства невротического спектра.

  2. Интеллигенты принимают себя и других людей безусловно.

    Нет завышенных или заниженных ожиданий. Они осознают саму ценность своей личности и других, и понимают, что любой заслуживает принятия.

  3. Самоактуализированные личности демонстрируют естественное, не наигранное поведение.

    Для них нет причин пытаться выглядеть или вести себя иначе. Их ключевое качество – честность перед собой.

  4. Интеллигенты сосредоточены на конкретной задаче

    , которой горят, а не на самом себе. Эгоцентризм для них чуждое понятие.

  5. Развитый внутренний диало

    г. Такие люди умеют найти в самом себе компанию для светских бесед, и абсолютно независимы от окружения. Собственное общество приносит им удовлетворение, потому что у них достаточный багаж знаний и идей, чтобы обсудить их с самим собой.

  6. Объективность

    – яркая черта интеллигентов. При оценке явлений, вещей, событий, они опираются лишь на реалистичные факты, а не на субъективное мнение. Поэтому выражение их точки зрения всегда интересно, сдержанно, насыщенно интересными фактами и наблюдениями.

  7. Самоактуализированные личности оперируют не только существующими знаниями, они их создают. Креативность, творческое начало и потребность в созерцании заставляют их генерировать идеи, создавая потрясающие произведения искусства, науки.
  8. Они умеют остроумно шутить

    . Их чувство юмора не содержит в себе критики, ущемления прав и достоинств других людей. Поэтому так приятен и легок неформальный диалог с интеллигентным человеком.

Продемонстрированный набор качеств кажется недосягаемым идеалом. Кстати, Абрахам Маслоу именно так и думал. Он считал, что лишь 1 % людей могут полноценно называться самоактуализированными личностями. Быть интеллигентным человеком – не значит быть совершенным образцом человечества. И в представленной статье мы определим способы, которые помогут всем желающим стать интеллигентнее.

Способы обретения интеллигентности

По мнению Е. Пестеревой, чтобы обрести качества интеллигентного человека, необходимо качественно преобразовать следующие личностные сферы:

  1. Психологическое здоровье

    . Невротические расстройства мешают воспринимать картину мира адекватно и достойным образом взаимодействовать с людьми. Поэтому первым шагом на пути к интеллигентности становится избавление от неврозов и проработка внутренних конфликтов.

  2. Навыки взаимодействия с окружающими людьми

    . Важно проработать сферы межличностного взаимодействия, избавиться от субъективных, ригидных жизненных установок. Необходимо перейти из позиции манипулятора и манипулируемой личности в позицию актуализатора – того, кто взаимодействует без шантажа, упреков и других манипуляций.

  3. Круг интересов и постоянное совершенствование в профессии.

    Масса полезной информации, перерабатываемая нашим мозгом, подобно тренажеру, тренирует и укрепляет его. Развитый интеллект, особая компетентность в своей сфере деятельности, интерес в других сферах жизни, помогут обрести интеллигентность.

Интеллектуальная составляющая – одна из самых важных для настоящего интеллигента. И здесь понимается не только биологический, а также социальный и эмоциональный интеллект. А.И. Полянского и Л.И. Быковской

отражает важность эмоционального интеллекта в формировании и качественном преобразовании коммуникативных навыков. Согласно полученным данным, у людей, обладающих развитым пониманием чужих и своих эмоций, умение взаимодействовать с окружающими и организовывать рабочие процессы выше, чем у респондентов с низкими показателями эмпатии.

Способ 1. Работаем над психологическим здоровьем

Качественная работа по избавлению от неврозов, проработке внутренних конфликтов возможна только с помощью психолога-консультанта. Причины невротических расстройств лежат глубоко, и их поиск и анализ требуют постороннего вмешательства специалиста. Однако вы можете самостоятельно начать работу над собой и осветить корни проблемы с помощью следующих действий и методов:

Способ Как его реализовать
Уважайте свои ресурсы Пытаясь достичь профессиональных высот, вы работаете на предельной точке усилий, компенсируя качество выполненной работы объемом.

Систематическое утомление негативно отражается на психологическом здоровье, поэтому научитесь прислушиваться к организму и вовремя останавливаться. И если вас просят выполнить задачу, которая будет стоить вам потери внутренних ресурсов, умейте сказать «нет».

Повышение физической активности Физическая активность положительно влияет на состояние организма.

После хорошей тренировки вырабатываются эндорфины – гормоны удовольствия. Они позволяют чувствовать себя лучше и ускорят борьбу с неврозом.

Ведите дневник ощущений Систематически записывайте испытываемые ощущения и события, в ответ на которые они возникают.

После вы сможете проанализировать ощущения, расположить их по группам по признаку схожести. Тем самым вы выделите сферы проработки.

Составьте список целей по преодолению невроза Глобальная цель «избавиться от невроза» несет в себе негативный подтекст. Поэтому мы постараемся разбить ее на несколько целей и правильно их сформулировать.

Например, не избавиться от бессонницы, а наладить сон и довести его до положенных 7-8 часов.

Проанализируйте свои неактуализированные потребности Нереализованные цели и стремления составляют основу внутренних конфликтов. Перенесите на бумагу те потребности, которые для вас все еще актуальны, но не удовлетворены.

Затем для каждой потребности составьте список действий, которые направлены на их актуализацию.

После детального анализа, приступайте к действиям. Закрывая проблемные точки, вы освобождаетесь от негативных чувств, разрушающих внутреннюю гармонию.

Найдите факторы стресса в вашей жизни Подумайте, что больше всего в жизни заставляет вас испытывать стресс?

Когда обнаружили эти факторы, приступайте к избавлению от них. Знакомые-манипуляторы, заставляющие вас чувствовать себя униженным и использованным, должны остаться в прошлом.

Ненавистная работа, раздражающие вещи – от всего этого пришло время избавиться. Это сложно, но пройдя через трудности, вы станете более спокойным и уравновешенным человеком.

Тщательно следите за чувством комфорта Психотерапевт А.С. Кузьмичев предлагает составить личную шкалу комфорта. Например, где 10 баллов – это высший уровень спокойствия, гармонии, счастья, а 1 балл – максимально стрессовая ситуация.

Если обстоятельства вокруг заставляют вас чувствовать комфорт на 3-4 балла, то стоит избегать подобных ситуаций. Допустимость стресса в жизни вы определяете с точки зрения субъективных ощущений.

Бороться с тревожностью, стрессовыми состояниями можно с помощью медитации, растяжки, аффирмаций, занятий любимыми хобби и т.д. Поддержка внутренней гармонии – важная составляющая интеллигентной личности.

Способ 2. Прорабатываем сферу межличностного взаимодействия

Интеллигентные люди имеют взаимодействовать с людьми эффективно. Стратегии их поведения направлены на достижение личных целей без манипуляций, зависимых позиций. Поэтому первым шагом на пути к обретению эффективных коммуникативных навыков станет анализ актуальных поведенческих позиций. Если ваши стратегии поведения не помогают достичь желаемых целей, значит пора их изменить.

Далее вы можете ознакомиться с базовыми навыками, которые значительно улучшают качество межличностного взаимодействия. Они условно разделены на две группы. В первую входят навыки ведения диалога. Во вторую – способы преобразовать смысловую и эмоциональную составляющую взаимодействия. Итак, первую группу составляют:

  1. Умение поддержать как развернутый, открытый диалог, так и формальную светскую беседу. Освоение этого навыка возможно при широком круге знаний, способности проявлять интерес к собеседнику, уважении к чужой точке зрения.
  2. Умение слушать и слышать. Если поставите свои цели взаимодействия выше целей других, то коммуникативный процесс не задастся. Чтобы обрести доверие партнера, необходимо сохранять свои целевые ориентиры, и уважать ориентиры других людей.
  3. Владение речевым этикетом.
  4. Совпадение невербальных сигналов с тем, что вы говорите. Язык тела повествует о наших чувствах и ощущениях. Если вербально вы говорите одно, а тело отражает другие чувства, к вам пропадает доверие со стороны собеседника.
  5. Вторую группу образуют:
  6. Умение рассуждать без субъективных оценок. Этот навык происходит из внутреннего равновесия и отсутствия конфликтов. Поэтому так важна работа над собой.
  7. Эмпатическая составляющая диалога. Искусное распознавание чужих и собственных эмоций поможет построить взаимодействие соответствующим образом.
  8. Искренний интерес к партнеру. Естественный интерес и уважение к точке зрения другого человека поможет вывести процесс общения на новый уровень.
  9. Навык честности, открытости. Интеллигентные люди выражают свое мнение честно, прямо. Поэтому необходимо научиться литературному языку и правильно обозначить границы общения.
  10. Адекватные способы реагирования на собеседника. Вы решили стать интеллигентным, но не все придерживаются такой точки зрения. Поэтому, вероятно, ваши собеседники будут позволять себе вольности и пытаться проникнуть через личные границы. Ваша задача – реагировать на чужие выпады сдержанно и избавляться от взаимодействия с токсичными людьми.

Способ 3. Занимаемся саморазвитием в личном и профессиональном плане

Интеллигентный человек обладает обширной базой знаний и тягой к самосовершенствованию. Если у вас еще нет круга сторонних интересов, стоит поэкспериментировать и найти их. Как это сделать:

  1. Вспомните о мечтах детства

    . Может, вы хотели играть на барабанах, писать стихи, петь и т.д.? Реализуйте забытые цели, возможно в них есть ключ к обретению новых увлечений.

  2. Ищите интересы среди примеров других людей

    . Когда сложно понять, чем вы хотели бы заняться, посмотрите на хобби людей, которых считаете реализовавшимися личностями. То занятие, которое разожжет в вас любопытство, можно смело пробовать.

  3. Читайте книги

    . Художественная, научная, биографическая литература помогут развить лексикон и научиться выражать ясные, точные, красочные мысли.

Развитие в профессии, обретение новых знаний в профессиональной области, повышение рабочей компетентности, изучение специфики смежных областей поможет вам укрепить свои позиции на работе. Интеллигентные люди – это те, кто свободно ориентируется в своей сфере деятельности.

Кто такой интеллигент

Интеллигентность — это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <�…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв

«Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Советская интеллигенция

После того как в советской культуре понятие «интеллигент» оказалось все же реабилитировано, сам Ленин был признан неким эталоном этого типа личности, носителем величайшей культуры и образованности. Один из выдающихся русских писателей последнего времени Владимир Солоухин на этот счет высказался так: «Нельзя было бы, любя интеллигенцию или хотя бы не ненавидя ее, убить Гумилева, выплеснуть за пределы страны десятки и сотни тысяч образованных, культурных людей, цвет нации, общества: писателей, художников, артистов, философов, ученых, балерин, шахматистов… А офицеры? Ведь их […] по всем городам России расстреливали десятками тысяч, а ведь офицеры — это тоже интеллигент, если он и не совмещает в себе, подобно Гумилеву, офицерского звания и политического дарования. […] Интеллигенция уничтожалась с «заделом» вперед на многие годы».

Разумеется, человек, истребляющих интеллигенцию, сам интеллигентом являться не может. Впрочем, не был ли Владимир Ильич все-таки зачинателем некоей новой ее разновидности — советской, с абсолютно другими представлениями о морали?

Принято считать, что интеллигент в первом поколении как бы неполноценен. Луначарский, который, впрочем, имел прямое отношение к большевистским зверствам («эта гадина», отозвался о нем Бунин), говорил, что для осознания себя истинным интеллигентом нужно три университета, первый из которых закончил твой дед, второй — отец, а третий — ты сам. Однако ясно, что наличие диплома (а также дипломов дедушкиного и отцовского) о высшем образовании само по себе еще не гарантирует внутренней культуры и серьезного интеллекта. А в ситуации, когда большинство образованных людей старой России было уничтожено или вынуждено эмигрировать, откуда взяться настоящим интеллигентам даже и в понимании Луначарского?..

Однако советская интеллигенция все же появилась: это название априори было присвоено всем, кто занимался т.н. умственным (то есть не физическим) трудом. Любопытно отметить поверхностный лоск и ханжество советской власти, ее вечное радение о «духовности», под прикрытием которого творилось любое беззаконие. (По сей день против, скажем, бездуховной, агрессивной и так далее массовой культуры особенно яро протестуют именно коммунисты, т.е. идеологические наследники тех людей, каждое злодеяние которых с лихвой перевесит все американские «ужастики» вместе взятые — не говоря уж о том, что фильмы представляют собой фантазию, в отличие от проделок ЧК-НКВД-МГБ-КГБ.) В русле этого радения государство заботилось о людях «интеллигентных» профессий, «обласкивая» верных режиму ученых (особенно работавших на «оборонку»), писателей, артистов… Они пользовались разнообразными льготами и привилегиями, имели высокий социальный статус, а их доходы серьезно превышали среднестатистические советские зарплаты. Это относилось, правда, только к научно-технической и культурной элите — мизерная зарплата рядовых инженеров и смехотворные официальные ставки за артистический труд были притчей во языцех.

Обеспечивая высокий по советским стандартам уровень жизни избранных интеллектуалов, власть, однако, никогда не отказывалась от известного марксистско-ленинского постулата, гласящего, что интеллигенция — лишь некая «прослойка» между классами. На протяжении десятилетий отечественная публицистика, литература и кинематограф воспевали преимущественно «простых тружеников». Интеллигент если и появлялся на экране или на страницах книг, то в образе «милого чудака», который и укоренился в массовом сознании: очки, рассеянность, физическая немощь, житейская неприспособленность — словом, нечто комическое, карикатурное.

С другой стороны, жизненные реалии все больше убеждали граждан СССР, что быть «работником умственного труда» в целом «легче» и лучше, чем пролетарием, как бы пропаганда ни старалась доказать обратное. Соответственно рос престиж высшего образования. Наша страна вышла на первое место в мире по числу дипломированных специалистов. Язык не повернется сказать — «по числу интеллигентов». Тем не менее мы вряд ли ошибемся, если скажем, что отныне на репутацию интеллигентного человека в глазах общества мог рассчитывать только тот, кто имел документ об окончании высшего учебного заведения. Отсутствие институтского или университетского диплома стало некоей «черной меткой», означающей априори низкий социальный статус индивида. (Это соответствовало и общей государственной политике: скажем, публично музицировать на законном основании мог только член Союза композиторов, издавать книги — только член Союза писателей; иначе говоря, на право заниматься каким бы то ни было «умственным трудом» требовалось документально оформленное «официальное разрешение».)

Между всеми категориями советской интеллигенции общим было одно: чем больше времени проходило, чем дальше отодвигались в прошлое времена становления Советской власти, тем слабее становилась власть коммунистической догмы, тем сильнее лучшие представители «прослойки» тяготели к образу мысли дореволюционных интеллигентов. Иными словами, советская интеллигенция постепенно переставала быть советской: от взращенного хрущевской «оттепелью» поколения «шестидесятников», которое еще видело альтернативу сталинщине в некоем «подлинном ленинизме» (мерзости которого были строго засекречены), — к интеллектуалам 70-х с их «кухонным» вольнодумством, из среды которых вышли т.н. диссиденты, которые вели деятельность уже откровенно антисоветскую. Появился самиздат, отражающий эту подспудную, теневую духовную жизнь, работу независимой от официальной идеологии мысли.

При этом интеллигенция снова — как во второй половине XIX века — разделилась на западников и славянофилов, в современной терминологии — либералов-рыночников и национал-патриотов. Эти группировки, существующие и противоборствующие по сей день, объединяло неприятие (частичное или полное) существующего положения дел в стране. В итоге к исходу брежневской поры (т.н. застоя) сложилась ситуация, когда практически ни один человек, причисляемый к духовной элите нации, не мыслил в соответствии с официальными партийными установками. Таким образом (опять же как в дореволюционную эпоху!) в понятие «интеллигентный человек» составной частью вошла оппозиционность по отношению к государственной власти.

В этом был залог крушения социалистической системы в СССР. Но та эпоха, которая началась после августа 1991 года, многим интеллигентам, так рьяно ее приближавшим, также оказалась не по вкусу…

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование — преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры — обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]