Кто Такой Интеллигент: Для Чего Нужна Интеллигентность?

«Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева для многих — настольная книга, и неслучайно: перечитывая письма, которые 80-летний академик адресовал молодым людям 30 лет назад, чувствуешь тепло и поддержку — ты на правильном пути, так держать. Книга недавно переиздана, и мы решили вспомнить письма, которые больше всего откликаются летом, когда мы больше ездим, общаемся с разными людьми — о том, что значит путешествовать и что значит быть интеллигентным.

Кто такой интеллигент

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это приобретённое качество личности, черта характера. Она показывает, что человек изначально готов к общению в рамках приличного. Такой индивид достаточно образован и культурен.

Можно обладать несколькими дипломами и оставаться неинтеллигентным человеком. Это значит, что интеллигентность не всегда определяется уровнем образования. Но и без него стать интеллигентным, трудно.

Как правило, современные люди, особенно молодёжь, умаляют значимость интеллигентности. Они считают, её ненужной. Молодые люди уверены: данное качество мешает пробиться в жизни. Но это ошибочное мнение.

Человек работает над собой и своими недостатками, устраняет пробелы в знаниях, повышает культурный уровень, изучает правила этикета. Только тогда он может считаться интеллигентным.

Интеллигентный человек уважает общество и каждого человека в отдельности. Он не нарушает порядок, не привлекает к себе внимания. Но именно ему удаётся добиться уважения большинства. Он создаёт себе репутацию тактичного, воспитанного и деликатного человека.

Интеллигентом не рождаются, им становятся. Поэтому каждый может повысить свой уровень интеллигентности.

Стоит также отметить, что интеллигентность не показатель положения в обществе. Человек из низших социальных кругов может быть интеллигентом, а вот личность со статусом далеко не всегда показывает свою интеллигентность.

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Происхождение слова интеллигент

Выясним, откуда пошло слово «интеллигент». Этимология слова связана с латинским языком. Изначально термином «intellegens» обозначали человека сведущего, понимающего. Именно таково прямое значение слова.

Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.

Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.

Филолог В. Виноградов находит в масонской литературе 18-го века тексты с употреблением понятия. Это значит, что западные деятели уже использовали лексическую единицу. В русский язык слово проникло до начала 20-го века. Об этом говорят высказывания В. Ленина. Он далеко не лестно характеризует носителей данного качества.

Политик и революционер говорит: «Интеллигенты – подленькие натуры. В их речах звучит призыв к действию, но на деле они безвольны, бесполезны».

В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.

Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.

Современная российская интеллигенция.

Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова

Кто относится к интеллигенции?

Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.

А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.

Можно было встретить такое выражение: «Ведёшь себя, как базарная торговка». Оно подразумевало шумную, порой вульгарную личность.

Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.

Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.

Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.

Чтобы сказать человеку, что его поведение недостойно, укорить его, ему говорили: «Как же тебе не стыдно! Ты же интеллигентный человек!». Но в советские времена интеллигентность служила признаком неприспособленности к жизни.

Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.

В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.

Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.

Итак, назовём признаки интеллигента:

  • тактичность;
  • деликатность;
  • воспитанность;
  • знание правил этикета;
  • умение вести себя в обществе;
  • образование.

Интеллигент уважает интересы других людей, он не вмешивается в чужие дела, понимает, где нужно промолчать и не заметить очевидное.

Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.

Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.

Многие при разрыве со второй половинкой употребляют такое выражение, как: «Давай разойдёмся, как интеллигентные люди». Это значит, что инициатор разрыва ждёт: ссор, конфликтов, упрёков, подлостей, но истерик не последует. В этом случае говорят об эмоциональной интеллигентности. Эмоциональный интеллигент не позволяет себе дебоширить. Он держит свои чувства и эмоции в узде.

Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.

Российская интеллигенция.

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Примеры интеллигентности в жизни

Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.

Повторим утверждение: «Интеллигентными людьми не рождаются, ими становятся». Важно посвящать время своему саморазвитию, образованию. Всестороннее развитие повышает шансы стать интеллигентом.

В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.

Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.

Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.

Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.

Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.

Конечно, я не призываю вас стать писателем или музыкантом. Но ваше поведение и поступки должны оставлять о вас приятное впечатление. Тогда окружающие скажут: «какой интеллигентнейший человек!».

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Рекомендуем: Жизненные ценности человека

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Рекомендуем: Что значит: альтруизм?

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента предрассудков. Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

Чувство собственного достоинства. Умение размышлять. Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний. Открытость, способность услышать другого. Осторожность, нельзя быть скорым на суд. Деликатность. Осмотрительность относительно дел других. Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать волю, специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Нужна ли интеллигентность в современном мире?

Давайте подведём итог и установим, для чего нужна интеллигентность современным людям. Прежде всего, нам удастся избежать конфликтов, стычек, зависти, сплетен.

Мы научимся уважать друг друга, будем снисходительными к небольшим недостаткам окружающих, а значит, станем терпимее и добрее.

Интеллигентное общение даёт великолепные результаты. Необязательно кричать и толкаться в очереди, стоит следить за своей речью, учиться просить и отвечать на просьбы.

Многим детям, подросткам не достаёт интеллигентности. Они не считают нужным здороваться, грубят учителям, родителям, опускаются до выяснения отношений между собой при помощи кулаков. Они не воспитаны, и вряд ли станут интеллигентами.

Родителям своим примером нужно учить подрастающее поколение обходиться без грубостей, не снимать на телефон человека, который нуждается в помощи, а помогать ему.

К сожалению, примеров интеллигентности очень мало. Блогеры, снимающиеся на фоне святынь, подшучивающие над стариками, не служат образцом для подражания.

Если вы считаете себя неинтеллигентным человеком, то значит, пора им становиться. Возьмитесь за себя и измените своё поведение и отношение к жизни.

Определение понятия

Интеллигентность

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Как стать интеллигентом?

Как вести себя интеллигентно? Прежде всего, нужно изучить правила поведения в обществе. Уделите время своему воспитанию и саморазвитию. Недаром говорят, что интеллигентность надо в себе развивать. Это качество, приобретённое с годами.

Следуйте следующим правилам:

1. Интеллигентный человек стремится понять мотив чужого поступка. Он не опускается до осуждения и сплетен.

2. Он требователен к своим недостаткам, стремится их устранить, но проявляет терпимость к недостаткам других людей.

3. Интеллигент скромен. Он не ведёт себя вызывающе, агрессивно, провокационно. Он ненавязчив, пунктуален, вежлив.

4. Интеллигент толерантен. Он понимает, что люди равны, независимо от цвета кожи, сексуальной ориентации, статуса, социального и материального положения. Он уважительно относится как к ребёнку и своему сверстнику, так и к старшему, пожилому человеку.

5. Интеллигент поддерживает интернациональные взгляды. Национальность никак не влияет на его отношение к тому или иному человеку.

Читайте классическую литературу, наблюдайте за поведением уважаемых людей, перенимайте их привычки, будьте терпимы к людям, но не переходите к самолюбованию, не становитесь гордецом. Тогда о вас и скажут, что вы интеллигентный человек.

Как стать интеллигентнее

Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

Стремитесь к эстетике

Интеллигент — эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты — главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Стремитесь ко внутренней свободе

Кто-то вообще ставит ощущение свободы во главу угла в вопросе интеллигентов и интеллигентности. И действительно, интеллигентный человек свободен от массы вещей, зависимость от которых испытывают остальные.

Как раз свобода от чужих мнений, авторитетов, кумиров и стандартов способна на шаг приблизить вас к настоящей интеллигентности.

Как развить интеллект?

Есть популярная шутка: «Чтобы стать интеллигентом нужно сперва научиться правильно писать это слово, а потом получить парочку высших образований». Конечно, сам по себе диплом о высшем образовании не обеспечит человеку интеллигентности. Но ум, интеллект, образованность – это совсем другое. Это приобретенное саморазвитием в тяжелом труде над собой.

Сегодня можно найти немало книг с советами о том, как натренировать свой мозг и стать умнее. Мы собрали советы лучших тренеров по саморазвитию:

Выучить иностранный язык.

Любой язык – сложнейшая система, состоящая из мелких кирпичиков-фонем. Когда мозг начинает изучать правила сложения «кирпичиков» в слоги, слова, предложения, он активирует и создает новые нейронные связи. Если обучение проходит регулярно, мозг старается улучшить процесс, связывая с ним большее количество гормонов удовольствия.

Так что изучение иностранного языка – отличный тренажер для мышления и гибкости мозга. А еще – вызов самому себе и тренировка силы воли.

Заняться спортом.

Научно доказано, что физическая активность влияет на работоспособность мозга. Занятия спортом в пожилом возрасте не только улучшают память, но помогают отодвинуть старческую деменцию. Похожие исследования есть и для детей и для молодых людей. Дети с развитыми мышцами выполняют тесты на память лучше своих малоактивных сверстников. А разница в биологическом возрасте мозга физически активных и не активных людей достигает десяти лет.

Так что можно уверенно сказать: занятия спортом три раза в неделю напрямую связаны с карьерным ростом и зарплатой.

Учиться музыке.

Музыка – совершенно иной тип мозговой работы. Исследования о пользе музыки публиковались и опровергались не один раз. Но в современной научной литературе опубликованы доказанные факты: занятия музыкой в раннем возрасте активизируют работу мозга и отодвигают старческое слабоумие. У тех, кто занимается музыкой, улучшается качество нейронной сети, повышается пластичность мозга и способность к изучению языков.

Так что игра на музыкальном инструменте сравнима с интенсивной тренировкой нейронной сети мозга.

Решать головоломки.

Новый термин нейропластичность значит: чем интенсивнее вы нагружаете мозг, тем более восприимчивым к обучению он становится. Но для развития логического мышления компьютерные игры не подойдут. Зато помогут загадки, головоломки, стратегические игры, паззлы или старый добрый кубик Рубика. Еще один вариант – отвечать на нестандартные вопросы или принять участие в игре «Что? Где? Когда?».

Так что логически игры «оживляют» мозг, омолаживают память, развивают мышление, усидчивость.

Практиковать молитву или медитацию.

Научно доказано: сосредоточенная молитва помогает разгрузить мозг от психологических проблем и меняет его на физиологическом уровне. Но эффект достигается только при ежедневной практике. Когда молитва или медитация становятся привычкой, в мозге происходят позитивные вещи: ослабевают связи, отвечающие за тревожность, образуются сильные связи, отвечающие за сопереживание, интуицию.

Так что молитва или медитация улучшают когнитивные способности, расширяют объем рабочей памяти и делают человека счастливее.

Перейти на здоровый образ жизни.

Недосып, вредные продукты, недостаток воды губительны для мозга. Из-за торможения нейронных процессов усиливается стресс, ухудшается память, начинаются проблемы со зрением, скоростью реакции. Достаточное количество воды, качественный зеленый чай, продукты для стимуляции мозговой деятельности, послеобеденная сиеста и полноценный сон не менее 6-7 часов помогут вывести интеллект на новый уровень.

Так что правильное питание, разнообразный отдых и уход за собой – дополнительные составляющие интеллектуального роста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]