Одной из составляющих человеческого характера является воля, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека.
Волей принято считать черту характера, при помощи которой человек способен преодолевать жизненные сложности, принимать решения и воплощать их в жизнь, вести правильный и надлежащий образ жизни.
Данная черта характера не относится к разряду врожденных, каждый человек самостоятельно воспитывает и развивает силу воли, поэтому, она проявляется у людей не в равной степени. Например, у одного индивида может быть более сильный и волевой характер, нежели у другого.
Что такое самовоспитание? Узнайте об этом из нашей статьи.
Характеристика основных понятий
Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.
Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.
Все эти понятия имеют одну общую черту , необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.
Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.
Акт
Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.
Такой акт характеризуется следующими признаками:
- Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
- Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
- Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
- Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.
Действия
Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.
Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.
Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.
Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.
Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.
Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.
Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).
Усилие
Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.
Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.
И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.
Структура волевого акта
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
- Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
- Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.
- Третья фаза — принятие решения.
- Четвертая фаза — исполнение решения.
Охарактеризуем каждую фазу волевого акта.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать.
По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка.
Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.
Интересно
Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств.
Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность — это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами.
Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности.
Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.
Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия.
Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов.
Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия. Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Интересно
Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель.
С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.
На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества — энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль.
Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве.
Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Интересно
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.
В чем заключается волевое усилие?
Подобное понятие заключается в выполнении определенных намерений, направленных на преодоление препятствий и преград на пути к желаемому эффекту. Это сила воли , способность, которая формируется у человека на протяжении всей жизни.
На этот процесс оказывает влияние множество факторов, в частности, привычки, социальные условия проживания, восприятие окружающего мира (позитивное или негативное), скорость психических реакций (способность быстро принимать решения).
Человек обладает разумом, а значит, он понимает, что прилагать усилия необходимо только тогда, когда это действительно необходимо.
Это понимание считается своеобразным защитным механизмом, ограждающим индивида от выполнения бессмысленных дел, которые ни к чему не приведут.
А значит данный аспект имеет 2 важные особенности:
- Наличие цели, то есть необходимость действовать возникает только в том случае, когда человеку действительно необходимо добиться того или иного результата.
- Жизненные проблемы. Человек способен прикладывать волевые усилия не только по собственному желанию, но и для того, чтобы преодолеть возникающие жизненные неурядицы.
Есть ли место волевым усилиям при интегральном взаимодействии человека с группой:
Виды волевых действий
Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.
Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.
Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).
Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.
Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.
Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.
В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.
Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.
Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.
После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.
Психологическая структура
Любой акт воли имеет определенную структуру, которая зависит от его сложности.
Так, простые действия представляют собой процесс, при котором человек принимает решение, а затем совершает определенные действия для его реализации.
Сложные действия более многообразны. Здесь также выделяют 2 этапа: подготовительный и реализующий.
Подготовительный этап включает в себя постановку цели, определение мотивов (и их борьба, когда человек находится в раздумьях, действительно ли ему нужна данная цель) и возможностей, позволяющих добиться результата.
Реализующий этап предполагает наличие особой деятельности, например, разработку плана действий и их осуществление.
Понятие
Воля — это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество — не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.
Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.
Простые и сложные действия: отличия
Чем простое волевое действие отличается от сложного?
Волевой акт состоит из определенных элементов, таких как постановка цели, побуждение к действию (мотивация), оценка имеющихся возможностей для ее достижения, разработка конкретного плана действий и их последующая реализация.
Это является примером сложного волевого акта, направленного на получение более труднодоступного результата.
Простые цели не требуют такого большого количества психологических и физических действий, следовательно, структура волевого акта, направленного на их получение, менее многоступенчатая.
Таким образом, человек задумывает простое желание и начинает реализовывать его. В этом состоит отличие сложных и простых волевых действий.
Воля и регуляция деятельности.
Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.
Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный
- эмоциональный
- поведенческий (деятельный)
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
- побуждение и осознание цели;
- борьба мотивов;
- акт принятия решения;
- исполнение.
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.
Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).
Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:
- Фаза воления: желание + стремление + мотив.
- Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
- Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.
Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.
Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:
- либо как самостоятельное психическое образование,
- либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
- либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
- либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.
В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:
- Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
- Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).
Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).
В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.
Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие — форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.