Процесс усвоения знаний: как правильно донести информацию


Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Дзен-притча

Старинная история о профессоре, который отправился к мастеру узнать, что такое дзен. Наливая чай профессору, мастер не остановился, наполнив чашку до краев, а продолжал лить. Профессор наблюдал за этим ровно до тех пор, пока мог себя сдерживать, но в конце концов воскликнул:
— Чашка уже полная, больше в нее ничего не поместится!

Мастер ответил:

— Подобно чашке, твоя голова полна идей и мнений. Как же я смогу научить тебя дзену до тех пор, пока ты не опустошишь свою чашку?

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Как можно улучшить память

Чтобы эффективно учиться, не нужно проводить за книгами 24 часа в сутки. Напротив, важно придерживаться баланса между работой и отдыхом. Сон и регулярные упражнения важны не только для физического здоровья, но и для работы мозга, в том числе памяти.

Высыпайтесь

Взрослому человеку нужно спатьThe Importance of Sleep от 7 до 9 часов в сутки. Полноценный сон важен для всех органов и систем организма, в том числе для мозга.

Невролог и учёный Мэттью Уолкер в книге «Зачем мы спим: новая наука о сне и сновидениях» говорит, что ночной сон перед учёбой обновляет способность мозга создавать новые воспоминания, а после учёбы — закрепляет полученные знания. По сравнению с тем же временем бодрствования сон на 20–40% усиливает способность человека запоминать информацию. Причём важнее для сохранения воспоминаний ранний ночной сон. Так что если вы много учитесь, лучше не засиживаться допоздна.

Выполняйте упражнения

Фото: Yuttana Jaowattana / Shutterstock
Занятия физкультурой полезны для мозга. Во время тренировок клетки получают больше кислорода. Упражнения повышаютInsulin‑like growth factor I interfaces with brain‑derived neurotrophic factor‑mediated synaptic plasticity to modulate aspects of exercise‑induced cognitive function синаптическую пластичность и стимулируют производство факторов роста нервов, что помогает мозгу строить новые нейронные связи.

Если хотите быстрее запоминать информацию, выбирайте аэробные упражнения высокой интенсивности — учёные предполагаютThe effects of aerobic exercise intensity on memory in older adults, что они влияют на память лучше, чем умеренные тренировки.

Учитесь в подходящее время

Мы с детства привыкаем учиться с раннего утра — во многих странах школьные уроки начинаются в восемь. Но некоторые исследователи считают, что садиться за учебники нужно позже. Например, учёные из Университета Невады в США и Открытого университета в Великобритании пришли к выводуIdentifying the Best Times for Cognitive Functioning Using New Methods: Matching University Times to Undergraduate Chronotypes, что занятия в университетах должны начинаться в 11–12 часов.

Клинический психолог Майкл Бреус в книге «Всегда вовремя» при выборе оптимального времени для учёбы предлагает учитывать хронотип — индивидуальную особенность суточных ритмов организма. Некоторые люди лучше запоминают новые данные с 10:00 до 14:00, а другие — с 16:00 до 22:00. Проводить ночь за учёбой Бреус не рекомендует никому: с 4:00 до 7:00 утра информация усваивается хуже всего.

Понаблюдайте за собой и попробуйте найти время, в которое вам проще воспринимать что‑то новое.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)

Это метод подразумевает объединение нескольких элементов, которые нужно запомнить, в одну небольшую группу. Многие люди пользуются им, когда пытаются запомнить номера телефонов, номера банковских счетов, но этот метод может быть использован и для других типов информации. Чанкинг-подход часто отражается в том, как мы записываем номера телефонов — через черточку. Мы делаем это именно так, чтобы лучше воспринимать набор цифр и быстрее их запомнить. Есть разница между восприятием набора цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.

Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.

Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.

Опустошение своей чашки

Это гораздо сложнее, чем кажется. Необходимо как будто закрыть глаза, хотя бы на время, и забыть все, что вы знаете как свои пять пальцев. Перестаньте считать очевидным то, что вам таковым кажется, будьте готовы к восприятию информации, принятию новых идей — пусть они вам покажутся странными, нелепыми, бестолковыми или даже невозможными.

Открытость новому, восприимчивость, желание побыть глупцом перепрограммируют ваш разум, когда вы меняетесь. Именно они и нужны для того, чтобы научиться лиминальному мышлению. Опустошите свою чашку.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.

Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.

Создавайте аналоги готовых проектов

По завершению проекта «Крестики-нолики» вы, возможно, будете в некотором недоумении: что же делать дальше?

Прежде чем переходить к новой учебной практике, попробуйте создать похожий проект с нуля.

Например, сделать игру под названием «Бинго»! Вы сможете использовать некоторые из своих новых навыков, такие как управление состояниями и прослушивание событий, но уже в другом контексте. Вероятно, вы столкнетесь с непониманием, как сделать то или иное действие, потому что о нем не говорилось в учебнике; вы всегда можете посерфить в Google и найти решение!

Если вы действительно не можете разобраться, то отложите на время проект «Бинго». Изучите еще несколько пособий, а позже вернитесь и посмотрите, освоили ли вы достаточно, чтобы продвинуться дальше.

Данную стратегию описывают как «one on, one off». Изучите какой-нибудь ресурс в качестве учебника для выполнения той или иной задачи, а затем потратьте столько же времени на создание аналогичного проекта, но уже без инструкций. Если пособие учит вас, как создавать клон Instagram, попробуйте создать клон Twitter самостоятельно!

Поиск правильного баланса

На ранних этапах освоения новых навыков я стараюсь делать акцент на «управляемом» обучении. Достаточно сложно создать что-то без инструкций, пока я все еще не разобрался с синтаксисом и основами. Как только я чувствую себя увереннее и комфортнее, баланс меняется. Я трачу все больше времени на «независимое» обучение и создаю проекты, которые мне интересны. Я обращаюсь к учебникам, когда сталкиваюсь с новой и незнакомой мне сложностью, но по мере увеличения опыта таких случаев становится все меньше и меньше. Мой график обучения выглядит следующим образом:

Шкала X отражает общую продолжительность моих занятий, а Y — время, которое я тратил на тот или иной вид обучения.
Шкала X отражает общую продолжительность моих занятий, а Y — время, которое я тратил на тот или иной вид обучения.

Линейный график показывает, как «управляемое» обучение стремится от высокого уровня к низкому, в то время как «независимое» обучение смещается от низкого уровня к высокому.

Ваш график может выглядеть иначе, в конечном счете вы сами должны найти свой баланс. Главное, не фокусировать внимание только на «управляемом» или «независимом» обучении.

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.

Пробуйте мнемонические приёмы

способы быстрого обучения

Способы быстрого обучения часто включают в себя мнемонику. Такие практики помогают запоминать большое количество информации с помощью звуков, образов и ассоциаций. Распространённый пример мнемонического приёма – поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она помогает по первым буквам вспомнить, в каком порядке идут цвета в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Мнемоника упрощает, обобщает и сжимает информацию. Такой навык будет серьёзным преимуществом для студентов-юристов или медиков, а также для людей, которые изучают новый язык.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]