Человек желает подвергать окружающий мир логическому объяснению. Чтобы все было понятным и ясным, что позволит человеку не бояться и даже предугадывать дальнейшие события, необходимо всему находить причинно-следственную связь. Это называется детерминизмом, которому противопоставляется индетерминизм в философии. Что это за понятия, рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com.
Если человек увидит на дороге яйцо, то он естественным образом подумает, что здесь могла проходить курица либо оно выкатилось из чьей-то сумки. Как яйцо могло оказаться на дороге, если его никто туда не прикатил или не принес? Данное объяснение является логичным, что может в свою очередь побудить человека найти решение проблемы, если оно имеется. К примеру, поднять яйцо и поискать неподалеку его хозяйку.
Человек без логического объяснения происходящих событий просто лишен способности находить решения возникающих проблем. Это, например, можно связать с тем, что человек не знает истинной истории своего происхождения. Пока человек не знает достоверно, как он был сотворен, ему трудно ответить на другой вопрос: как ему жить, чтобы бытие было полноценным и осмысленным?
Человек без прошлого – потерянное существо. Однако философы древних времен предполагали, что не все в этом мире имеет причинность. Это называется индетерминизмом. Когда человек не знает причины возникновения того или иного явления, он прибегает к ритуалам и вере. Вот откуда взялась религия, которая основывается на слепой вере человека в то, что невозможно проверить и опровергнуть.
Когда невозможно логически объяснить, тогда выдвигаются предположения, в которые остается только верить. Так устроена психика человека, который не может жить без ответов на свои вопросы.
Объяснение понятия «детерминизм»
«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.
Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.
Эволюция принципа
Современное назначение детерминизма заключается в организации знаний в разных науках. В развитии этого принципа применительно к психологии выделяют несколько этапов. Один из них связан с гилозоизмом – учением, пришедшим к нам из античных времен. Его смысл заключался в том, что природа представляет собой единое материальное целое, наделенное жизнью, при этом отсутствовало разделение всего сущего на живое и неживое.
Следующий этап эволюции детерминизма был обусловлен развитием биологии и выразился в делении всей материи на живую и неживую. Была выдвинута революционная гипотеза о существовании неразрывной связи между душой и телом, а также биологическими и психическими элементами.
Так возник пробиологический детерминизм, предполагающий, что движущим фактором служат не столько внешние обстоятельства, сколько ориентация на конечную цель. Позднее именно его использовали как основу для теологической концепции, но впоследствии он был отвергнут как несостоятельный.
Дальнейшее развитие детерминизма связано с именем древнего философа Августина, утверждавшего, что душа – источник неисчерпаемых знаний, которые извлекаются из нее силой воли, направленной на реализацию определенной цели
Огромное внимание ученый уделил так называемому внутреннему опыту как единственно правильному средству познания психики человека. Все эти теории можно отнести к так называемому предмеханическому детерминизму
Рекомендуем: Апперцепция: этап познания
Теория детерминизма приобрела новую форму в эпоху развития мануфактурного производства. Так называемый механический детерминизм объяснял все происходящие процессы с точки зрения причинно-механических связей. В своем развитии он прошел несколько ступеней:
- Декарт рассматривал тело человека как механизм, действующий сообразно принципам рациональности. Вместо души ученый предположил существование сознания как независимой сущности. Так возникла дуалистическая, то есть двойственная картина, разделявшая человека на две половины.
- Спиноза, напротив, развивал учение о единстве субстанции. Он выделял явление аффекта, который мог проявляться в радости или печали. Спиноза полностью отрицал случайность, тем самым давая повод считать его подход фаталистическим.
- В XVIII веке французские и английские ученые рассматривали человека как телесную машину, организованную по принципу иерархической системы с выделением психических свойств по степени сложности.
- В прошлом веке ученые стали придавать огромное значение биологической составляющей. Детерминизм стал применяться при разработке концепций, объясняющих корреляцию между происходящими явлениями и особенностями строения живого организма.
Биологический принцип детерминизма был разработан в XIX веке, после того как получили широкую известность теории физиологии Бернара, естественного отбора Дарвина. Принцип устанавливал взаимосвязь между отбором и сохранением наиболее успешно приспособленных к внешней среде жизненных форм, а также их способностью заблаговременно активировать механизмы, обеспечивающие стабильность биологических процессов. Иными словами, детерминация стала рассматриваться не как жесткая последовательность между причиной и событием, а как вероятностная величина.
Такой подход натолкнул ученых на мысль о возможности использовать в психологии статистические методы, что дало науке новый виток развития. Известная работа бельгийца Адольфа Кетле позволила детерминировать подчиненность поведения группы людей определенным закономерностям.
Это касалось актов, носивших социальный характер, как, например, вступление в брак, развод и прочее. При этом ученый рассматривал некоего среднего человека, от которого остальные индивиды отклоняются в ту или иную сторону.
Детерминизм позволил психологии подняться на новый качественный уровень. Предположение о постоянстве среднего числа, то есть набора характеристик среднего индивида, позволило доказать существование реальности, сопоставимой с физической. Иными словами, психология с помощью математического аппарата может:
- Предсказывать вероятность того или иного явления, например социальных волнений, революций.
- Анализировать с помощью методов вариационной статистики поведение больших групп людей.
- Предсказывать вероятность рождения людей, обладающих гениальными способностями.
Происхождение термина «детерминизм»
Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.
Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.
Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.
Детерминант — что это такое в языкознании и математике
Понятие «детерминант» (от лат. determinare – ограничивать, определять) используется в русском языке и математике.
Они часто находятся в начале предложения и выражаются разными способами:
- существительными («ПОЕЗДКА В НЕТЕРПЕНИИ казалась особенно долгой»);
- обстоятельствами («У МЕНЯ нет сил»);
- наречиями («ПО СОВЕСТИ управляющий должен был бы сам уйти с предприятия»);
- причастными и деепричастными оборотами («ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, удача улыбнулась нам»).
Определения в роли детерминанта не используются. Существительные и местоимения часто употребляются с предлогами.
Детерминанты свободно присоединяются к разным предложениям и формируют его смысловую структуру, нередко являясь её обязательным компонентом. В одном предложении — особенно в разговорной речи — может встречаться несколько подобных словоформ («Для тебя у людей одни только отговорки»).
Детерминант был впервые открыт лингвистом Н.Ю. Шведовой – соавтором известного русского толкового словаря. Она выделила главный отличительный признак – отсутствие грамматической связи между детерминантом и глаголом («В город ожидается приезд высокопоставленного чиновника»).
В толковом словаре иностранных слов имеется ещё одно значение слова (употребляется только в мужском роде).
Используется в задачах из разделов математического анализа и аналитической геометрии. В теории вероятности определитель матрицы называют дисперсией многомерного случайного признака.
Формирование детерминистского взгляда в античный период
Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.
В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.
В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.
Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.
Диалектический материализм как детерминизм
Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.
Однозначный детерминизм
Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.
Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.
Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:
- масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
- течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
- мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
- движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.
Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.
Индетерминизм как уничтожение науки
Определение детерминизма нуждается в доработке. Квантовая физика уничтожила детерминизм в прежнем, Лапласовом понимании, как теоретическую возможность из наблюдаемого состояния мира ретроспективно восстановить его прошлое состояние и проспективно предсказать будущее. Но, утвердив индетерминизм в микромире, квантовая физика не покончила с детерминизмом во всём естествознании. Детерминизм нечто большее, чем причино-следственная цепочка явлений, мыслимая как последовательность производящих, или движущих, причин, в которой всякое последующее состояние детерминировано предыдущим. В действительности движущие причины явлений всегда закономерным образом задаются и детерминируются непосредственно конечной причиной, или целью, и это спасает положение детерминизма, поколебленное вероятностным характером явлений микромира, проистекающим из волновой природы частиц.
«Непрерывная причинная цепочка явлений классической физики представляет иллюзию» (Н. Бор). «После этого
не значит
вследствие этого
» (Латинская пословица). Материализм полагает, что причина всегда предшествует следствию; но этот принцип отнюдь не является общим, ибо применим лишь к движущим (производящим) причинам и неверен для конечных причин. Его безоговорочное принятие – следствие эволюционизма, представления, что мир складывался случайно и постепенно, так что всякий предыдущий этап был необходим для последующего, был его причиной. Порочность такого взгляда состоит в том, что он отрицает разумное устройство мира, ибо игнорирует свойственную миру первичную целесообразность, целестремительность и принцип условий существования (соответствие частей целому и их взаимную обусловленность).
«Исчезнувший или, по крайней мере, сильно ослабленный детерминизм в квантовой физике, заменяется законами вероятностей. Однако обращение к вероятности имеет здесь совершенно иное значение, чем, скажем, в статистической механике. В классических теориях, где появляются вероятности, считают, что элементарные процессы подчинены строгим законам. Вероятности вводятся там для описания явлений крупного масштаба, включающих большое число элементарных процессов. Иное дело в квантовой физике, где вероятности прямо вводятся для описания хода элементарных процессов» (Луи де Бройль). Вероятность в микромире есть закон, непосредственно данный Богом. Поэтому случай в микромире имеет постоянную вероятность и не аналогичен случаю в макромире, где вероятность случайного события зависит от констелляции множества условий, а мы её осредняем, заменяя определяемой из опыта статистической частотой. В микромире, напр., атом радия имеет одну и ту же вероятность распада при всяких физических условиях. В макромире вероятность, напр., перелёта или недолёта до цели орудийного снаряда, зависит от многих условий: от его веса и формы, от заряда пороха, от направления и силы ветра, от температуры и давления воздуха, и т.п. Случайность в микромире – закон, а в макромире – стечение закономерных обстоятельств.
Однако элементарные явления субатомного уровня, случайные по природе, не влияют на закономерное течение событий макромира. Явления макромира отделены и тем самым защищены от вероятностных событий микромира непроницаемым барьером, устраняющим всё, что могло бы повлиять на неслучайный ход макроскопических событий, предусматриваемый конечными целями, и пропускающим только то, что согласно с ними. Действие этого барьера проявляется, напр., в том, что мутации хромосомных генов (события микромира) не вызывают трансмутацию, или превращение видов (событие макромира), и потому не нарушают экосистему. Наоборот, мутации служат для регуляции экосистемы, ограничивая численность вида при высокой плотности популяции, что согласно с целью Творца. Достигается это тем, что все без исключения мутации деструктивны. Случайности микромира (в действительности строго закономерные, как и всё в мире) не влияют на события макромира и не мешают предопределению (фатализму), т.е. не исключают детерминизм, в явлениях жизни. Это тот самый случай, где необходимо учитывать несводимость событий высшего уровня организации к событиям низшего и качественную их разницу.
Несмотря на высшие достижения науки, воплощённые в физике микромира, я позволяю себе критику в адрес её создателей, потому что вижу ошибку экстраполяции и недостаточность и даже бесполезность знаний микромира для постижения основной науки естествознания – науки о жизни и человеке. Биология и гуманитарные науки от успехов атомной физики не получили ничего, если, конечно, исключить, что научный метод сильно обогатился опытом. Наоборот, самонадеянное вмешательство авторитетных корифеев небиологического естествознания (в лице Э. Шредингера и др.) в биологию нанесло ей огромный вред по причине их эволюционизма, отринувшего Бога-Творца и связавшего микромир с макромиром причино-следственной связью, так что истоки всех природных событий высших уровней стали искать на атомном и молекулярном уровне. Неприятие Бога подрывает науку, которая есть постижение Божьего Промысла в устройстве мира. Индетерминизм как противопоставление случая Промыслу распространился на всё естествознание и практически уничтожил науку как таковую. В результате мир представляют переполненным случайностями, как «случайно случившийся случайный случай», поддерживаемый отбором как наиболее устойчивое состояние. Однако явления пониженной приспособленности видов (аллоцентризм) в целях сохранения экосистемы от стравливания показывают, что отбор не имеет отношения к становлению видов и экосистем и что состояние мира неустойчиво: к наиболее устойчивому состоянию с минимумом свободной энергии ведёт не отбор, а вездесущий II закон термодинамики, разрушительный для любых структур. Вспоминается предостережение Н. Бора бояться успехов блестящей теории вследствие риска переоценить их.
Если бы микромир не был создан так же разумно и строго закономерно, как и весь мир вообще, то возможно ли было его столь блистательное постижение, какое продемонстрировала физика? Значит, вопреки индетерминизму, микромир тоже детерминирован в том смысле, что заключает в себе умопостижимую гармонию. Термин индетерминизм следует ограничить только субатомным микромиром, а права детерминизма восстановить в науке, разумея под ним гармонию мира, делающую мир правильным, закономерным и познаваемым, несмотря на индетерминизм микромира и свободу воли Творца. Ведь наука всё же существует, несмотря на её извращения и такие грубые ошибки, как экстраполяция индетерминизма с микромира на остальной мир, тогда как её успехи, не будь детерминизма, были бы невозможны вообще.
Вследствие пустого бахвальства атеистической науки, рекламирующей свои сомнительной полезности достижения непосредственно или через научно-фантастическую литературу, предсказательная её способность относительно социальных явлений и истории человечества чрезмерно преувеличена. Именно в этих важнейших вопросах жизни она отсутствует и касается только мало существенных для такого предсказания технических достижений. Более того, переоценка наукой своей способности предвидения находится в непримиримом противоречии с тем, что эволюционизм, положенный в фундамент атеистической науки, ведёт к индетерминизму, а следовательно, к представлению о принципиальной непредсказуемости мира.
Однако нет оснований для принципиального отрицания детерминизма. Даже Лапласова форма детерминизма, далеко не везде применимая, и та пригодна для астрономии, предсказывая затмения и иные констелляции небесных светил с большой точностью. Даже и микромир детерминирован в том смысле, что вероятности в нём постоянны, а не подвержены случайностям внешних условий, и это их постоянство допускает возможность предсказания. Другая, на мой взгляд, основная форма детерминизма зиждется вовсе не на механике и не на движущих причинах, а на биологии в широком смысле слова и на причинах конечных, или целях, и состоит в возможности открывать Божий Промысел путём наблюдения жизни.
Примеры изобилуют. В геологии регулярно наблюдаются циклы биогенеза. Биота (фауна и флора) любой геологической формации создаётся внезапно (взрывом), испытывает расцвет, старение и вымирание. После неё создаётся биота новой формации, проходящая тот же цикл развития, и т.д. Для каждой формации характерна своя специфическая биота, изменения в таксономических группах которой, называемые филоциклами, позволяют узнать, в какой стадии жизненного цикла находится данная группа: создана ли она недавно, находится ли в расцвете, или стареет и близка к вымиранию. В истории человечества тоже нет поступательного, прогрессивного развития, и наблюдается закономерный расцвет и упадок цивилизаций. Наблюдения таких циклов ведут к открытию законов и к возможности предсказания на их основе. Согласно этим эмпирическим законам, человечество находится на пороге вымирания, которое подтверждается данными динамики населения мира и датируется 2160 годом.
Отрицая Бога, наука, сама не сознавая того, расписывается в собственной беспомощности. Тем самым она отрицает независимые от микромира законы макромира, каковы законы биологии, заданные Творцом особо, помимо законов микромира, и вынуждает себя к преувеличенному представлению о значении случая в природе и к отрицанию детерминизма. Хотя микромир построен на вероятностях, его случайное влияние на промыслительные и закономерные события макромира ещё более исключено, чем действие малого волнения на море на ход большого океанского лайнера. Спрашивается, зачем нужна атеистическая наука, не только лишённая прогностической ценности, но ещё и отрицающая самоё возможность предсказания принятием полного индетерминизма? Индетерминизм – главный изъян, внесённый в науку революцией, которую произвело в ней материалистическое учение Дарвина.
Описание вероятностного детерминизма
После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.
Детерминистский подход
Научная концепция подразумевает взаимосвязь отдельных событий и явлений. При этом признается факт, что не все действия живых существ можно связать с причинностью. Детерминизм в психологии может иметь другие формы:
- Системную
. Отдельные части определяются характеристиками целого. - Обратной связи
. Последствия действий оказывают влияние на причину, вызвавшую их. - Статистическую
. Одни и те же факторы могут стать причиной разных последствий у одного и того же человека. - Целевая
. Детерминизм подразумевает достижение поставленных целей в процессе деятельности. - Селф-детерминизм
– способность управлять своими действиями в соответствии с реальными потребностями.
Основы современного детерминизма
Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:
- первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
- между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
- одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.
Детерминаты психологического развития
Под этим термином подразумевают комплекс факторов, влияющих на манеру поведения и развитие личности. К списку ведущих детерминантов относят:
- Генетическую предрасположенность
. Людям свойственно повторять сходные с близкими родственниками действия. Генотип каждого из людей определяется информацией о его предках и полученной в семье программой индивидуального развития. На поведение отдельной личности могут влиять генетические заболевания нервной системы, которые передаются от одного поколения к другому. - Среда
. Детерминизм в психологии объясняет взаимосвязь качеств человека с условиями его существования. - Активное преодоление среды
. Человек обособляет себя от общественных стереотипов. Это проявляется в его волевых качествах и произвольных актах. - Психологическое развитие
. Оно выражается в противоречии достигнутого уровня познания, способностей и навыков с окружающей действительностью.
Представители детерминизма и индетерминизма
Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.
Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.
Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.
Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.
Применение принципа в психологии
Новый виток в развитии психологии как отдельной отрасли знаний связан с выделением психических детерминант. Считается, что действие детерминант объективно, направлено на регулирование отношений между организмом и средой, в которую он помещен.
Так возник психический детерминизм, развитию которого способствовали многие известные ученые: Дарвин объяснил причины возникновения инстинктивного поведения, а также роль эмоциональной составляющей в адаптации; Сеченов ввел понятие чувствований и их сигнальной роли; Гельмгольц разработал систему построения образа.
Рекомендуем: Понятие гомеостаза в психологии
Современный детерминизм в психологии привел к возникновению течений, отрицающих главенствующую роль сознания в устремлении к достижению цели. Например, психоанализ выстраивает зависимость сознания от особенностей трансформации психической энергии индивида.
Сторонники теории полей утверждают, что существуют неуравновешенные «системы напряжений», которые являются движущими силами, влияющими на психику. Фрейдисты настаивают на том, что психическая энергия стремится к разрядке тем или иным способом, то есть не может безгранично накапливаться и должна быть истрачена.
Психологический детерминизм основывается на том, что внешняя среда включает не только природную зону обитания человека, а еще и социально-культурную, под влиянием которой и происходит развитие и становление личности. Это важный фактор осознания человеком себя как индивидуума, владеющего присущими только ему ценностями, духовными качествами, а также причастного к общности людей.
Отличительная особенность этого подхода в том, что человек может тратить свои духовные силы не только на адаптацию к окружающей среде, но и на противостояние. Например, в Средние века некоторые ученые были изгнаны или казнены инквизицией за отказ признать свои революционные открытия ересью.
Рекомендуем: Ассоциативная психология
Особое место в психологии занимает изучение влияния принципа детерминизма на микро- и макросоциум. В частности, изучение истории, этнографии, филологии различных народов позволило психологам выдвинуть гипотезу о социальной сущности человека.
Макросоциум способен подчинять человека детерминантам высшего порядка, отличным от примитивных физических и нервных раздражителей. Эти детерминанты порождаются не природой, а самими взаимодействующими людьми и определяют формы их бытия, уровня развития культуры и уровень развития общества в целом.
Микросоциум рассматривается психологией с точки зрения межличностных отношений и выявления детерминант, регулирующих эти процессы. Психологи сосредоточиваются на анализе малых групп, например, семей, ведь эти взаимоотношения всегда оказывают решающее влияние на формирование и развитие личности. Многие известные ученые, например Фрейд, утверждали, что изучение этого уровня взаимодействий позволяет выявить и снять многие психические травмы, полученные человеком в детстве.
Причины наших поступков
Человек не может существовать вне окружающей среды, вне контекста. В процессе своего формирования он активно взаимодействует с окружающей средой, социумом, культурой. Он, как личность, на все это влияет, но и окружающая среда влияет на него.
Даже будучи взрослой, ты постоянно меняешься под воздействием множества факторов окружающей среды. Причем, это доказано даже на физиологическом уровне. Читая эту статью, твой мозг меняется, в нем формируются новые нейронные связи. А если меняется твой мозг, то и меняешься ты сама и, как следствие, меняются твои действия и решения, которые ты принимаешь.
Для каждой перемены, которая в тебе происходит, есть своя причина.
Фото автора Jakayla Toney: Pexels
Разделяют детерминизм:
- биологический – связанный с выживанием;
- социальный – влияние других людей;
- активность личности – мы влияем на реальность, а она на нас;
- селф-детерминизм – мы способны влиять на самих себя.
Последнее важно при рассмотрении детерминизма и свободы воли.
Взаимодействия в теории детерминизма
Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:
- причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
- при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
- причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.
В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.
А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.
Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.
Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.
А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего
А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов
Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.
Индетерминизм в философии
Философия предшествует многим наукам, поскольку человек всегда старался что-либо объяснить, понять, упорядочить. Индетерминизм появляется не сразу в истории философии. Однако наибольшую популярность он получает в буржуазные времена, когда люди высмеивали различные материалистические объяснения. Веру в Бога можно также назвать своеобразным направлением индетерминизма, поскольку с объективной точки зрения никакого объяснения не дается, хотя люди все поясняют божественной силой и волей.
Индетерминизм является направлением в философии, которое исключает какую-либо причинность и закономерность явлений.
Поскольку человеку всегда становится легче, когда он находит объяснения, то данное направление кажется ему неприемлемым. Наука должна объяснять все происходящие явления. А если что-то необъяснимо, тогда оно относится к категории мистического или уникального, неповторимого, отвергаемого.
Так, человек всегда хотел объяснить историю развития событий, особенно в течение большого промежутка времени. Историки могут установить причинно-следственные связи. Однако сама история может указывать на то, что все, что лежит на поверхности, не всегда означает единственную причину происходящего. Многие явления и события происходили по непонятным причинам. Это поясняется тем, что люди на самом деле не знают, что стало причиной, либо причины не было вообще, а случилось то, что случилось.
перейти наверх
Гоббс, Декарт и другие просветители
Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.