Алгоритм работы с детскими переживаниями и травмами


Из сборника Е. Петровой «Травма. Материалы к авторскому семинару по работе с последствиями шоковой травмы и экстренных ситуаций», номинант НК «Золотая Психея» по итогам 2022 года:

«Каждая встреча несет в себе расставание, каждое расставание несет в себе обещание новой встречи» Восточная мудрость

Представьте себе атмосферу, в которой группа психологов обсуждает тему изменений, потери, утраты и горевания. Вечер в пансионате в горах, на Военно-Осетинской дороге. За два дня до того шли ливни, а потом прошел сель, и мы утром ходили с любопытством смотреть, как на месте красивого разворота трассы над прозрачной горной рекой течет бурный желтый поток селя. И на склоне работает горная техника, для того, чтобы восстановить дорогу. То, что казалось контролируемым, прогнозируемым и незыблемым, рухнуло. И мы могли быть только свидетелями, но не могли ничего изменить. Буря и сель прошли по Северному Кавказу, смело мосты, тихие речки превратились в грозные потоки, были человеческие жертвы. А потом все стихло. И можно было подвести итоги. Как-то сразу стало очевидно, что есть силы природной стихии, которые мощнее и значительнее, чем возможности человека. И эти силы разрушают то, к чему мы привыкли или что нам дорого. Эта обстановка создала дополнительные оттенки для разговора. И некоторыми размышлениями хочется поделиться.

Функция и место «работы горя» при утрате

Сначала стоит поговорить о том, что потери бывают разные. Время от времени в течение нашей жизни мы теряем что-то, разными путями приходя к этому эпизоду. Мы добровольно отказываемся от важного ради новых перспектив, или под влиянием неотвратимых обстоятельств вынуждены столкнуться с переменами. Будет ли это расставание с друзьями из школьного класса, перемена места жительства, смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и т. д. и после этого неизбежно придется начать новую жизнь. Потому что прежняя, в тех формах, в которых она была, уже не реалистична, невозможна. И это находится не в области наших персональных возможностей, предпочтений или отвержений, а в области реального пространственно-временного устройства мира.

Задача человека, который попал в такую точку в движении по своей жизни, состоит в том, чтобы вернуться к связи с реальностью. Укрепиться в этой реальности. Прожить перемену. Эта задача понятна для внешнего наблюдателя. Хотя сам человек вряд ли может думать в такой момент в терминах «задачи». И чтобы «выполнить переход», человеку положено пройти через процесс, которые психологи называют «работа горевания». И пережить, в большей или меньшей интенсивности, аффект горя.

Аффект горя. Чувство, которого каждый хотел бы избежать в своей жизни у себя самого. Которое так ранит нас, когда его переживает близкий человек, мы даже скажем ему «не горюй, все пройдет!», для того, чтобы утешить и отвлечь от неприятных чувств. Важнейший или единственный врожденный адаптивный механизм, который функционирует как «способствователь перехода». Важность и уникальность этого взрыва аффекта (горя, или печали – если речь идет о более легкой форме переживания) в том, что в момент проживания этого аффекта разрушаются все старые связи ассоциативных цепочек (а возможно, если взять нейрофизиологическую перспективу, проторенные в прошлом опыте пути связей в нейронной сети). И этот процесс, как половодье весной, смывает старое, нереалистичное, относящееся к прошедшему времени, и создает основание для формирования новых связей, опирающихся на реальность. В этих связях то ценное, что должно быть взято в будущее, устоит и будет дальше включено в новые конфигурации отношений. То, что ушло в прошлое без возможности возврата, вернется нам в форме памяти как ценность и духовная опора.

Порядок естественного проживания чувств, тот эмоциональный путь, по которому пройдет человек, един для разных ситуаций. Терапевтам кажется, что можно помочь избежать чувства горевания. Но не в воле терапевта, как и любого другого живущего на земле человека, отменить этот путь, если изменение произошло в реальном предметном пространстве или времени. Даже если какие-то фазы этого пути кажутся терапевту «неправильными». Иногда те, кто старается помочь, стараются избежать боли, и потому предлагают «обесценить», сделать ничтожным значение того, что утрачено. И тем самым делают «медвежью услугу». Так как, признавая маловажным утраченное, тем самым предлагают признать «маловажным» целые этапы жизни и чувства, пережитые человеком.

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Авторская программа

Клинические проблемы в контексте психологического консультирования

Участвовать

Чем может помочь терапевт? Тем, чтобы помочь человеку пройти все, естественно следующие один за другим, этапы. Потому что в нашей ситуации переживаний, скорее, проблема в том, что человек не может «запустить», разрешить себе переживание горя. Его удерживают незавершенные дела. И человек остается в подвисающей, полуреалистической позиции, в мучении и тревоге. Не давая себе признавать уважительно прошлое как ценность и благодаря этому обращаться к опыту прошлого. И не разрешая себе двинуться вперед по пути жизни к будущему.

Терапевт не может своими действиями ускорить процесс перехода или дать команду «быстрее входи в процесс перехода». Но терапевт может быть свидетелем, присутствовать при том, как человека идет своим путем через кризис, от ситуации первой (ушедшей в прошлое) к ситуации актуальной. Создавать условия для такого движения. И помочь двинуться в тех случаях, если робость души, или ложная надежда, или страх общественного осуждения остановят человека на его пути к расставанию, печали и возрождению. И закроют путь к исцелению души.

Итак, какие бывают потери? Можно потерять (утратить) из-за неосторожности или случая кошелек с деньгами в общественном транспорте. Можно утратить веру в светлое будущее человечества. Можно утратить статус школьника в тот момент, когда в 10 классе ты навсегда покидаешь школу, получив, наконец, аттестат. Можно утратить родину (Советский Союз), бывших друзей, утратить врага или друга, если они поменяют личную ориентацию, потерять возможность контакта с человеком, который навсегда уехал жить в Австралию и не оставил адрес, утратить привычный ландшафт в том месте, где ты любишь отдыхать, потерять человека, который закончил свой жизненный путь и ушел «в лучший мир», утратить юность и многое другое… нет смысла перечислять потери. Смысл каждого расставания, каждой потери, в общем смысле, один и тот же. Человек оказывается перед ситуацией, которая резко отлична от предшествующей ситуации, привычной ему. Его картина мира разрушена. Не важно – по доброй воле он сам совершает это разрушение (как сын, который наконец уходит из дома во взрослую жизнь) или разрушение привнесено извне. В любом случае это разрушение старой картины.

Что мы можем ожидать в завершении цикла? Это тоже вполне ясно. Это завершенная, полноценная новая картина мира, в которой человек имеет понимание своего места, своего физического «Я», своих чувств, в которой он ориентирован и имеет планы на будущее и отношение к прошлому. В этой картине его СЕЛФ активен, функции ИД, ПЕРСОНА и ЭГО проявлены. В промежутке на этом пути лежит долгий или короткий участок кризисного опыта, в который входит завершение разрушения старой картины, опыт агрессии и дезориентации, и затем опыт создания нового мира. Новый мир формируется в контакте с реальностью, новая картина мира интегрирует в качестве ресурсов важные для человека компоненты из старой жизни (в форме ценностей, воспоминаний, навыков, уважительной памяти).

Человек может «застрять» на разных этапах этого процесса. В этой ситуации на многие дни и годы душа человека окажется во власти бесконечно воспроизводящихся чувств. Работа горевания останавливается. И процесс творческого приспособления оказывается прерван. Горе – универсальный опыт всех людей; и задача терапевта – диагностировать такую остановку. Понять причину и сюжет важного для личности незавершенного процесса, который удерживает человека. Дать место для того, чтобы в рамках кабинета терапевта создать эксперимент с «завершением незавершенной ситуации». Найти ресурсы для поддержки. И поддержать человека в том, чтобы встретился с опытом горя и опытом потери и смелее в осознанном состоянии пройти через этот процесс.

Алгоритм работы с детскими переживаниями и травмами

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич — Учредитель , Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

С детскими переживаниями и травмами работают многие направления психологии. Каждая из школ выделяет свой, особенный подход. Однако, анализируя различные подходы, можно выявить общие шаги, которые присутствуют в каждом методе. Эффективность работы с детскими травмами будет определяться как наличием этих шагов, в проводимой специалистом технологии, так и качеством прохождения каждого шага. В некоторых подходах какой-то из шагов может быть завуалирован, растянут на несколько действий. Четкое понимание проводимой технологии, ее анализ на последовательность шагов, понимание, когда необходимо включать следующий шаг – это основа эффективности и успешной повторяемости любой технологии.

Хорошее воспоминание прошлого инцидента

Консультанту необходимо попросить клиента достаточно чётко воспроизвести в памяти ситуацию детства, вспомнить переживания, образы, чувства, фигуры, события. Воспоминание должно быть таким, как оно воспроизводится в голове у клиента, при этом не является важным достоверность картинки, которую видит в своей голове клиент, с реальностью, которая была на самом деле.

Консультанту не стоит бояться инициировать воспоминание травматичной ситуации детства. Если для клиента она очень травматична, то он ее помнит и без вашего напоминания и научился уже как-то жить с этим воспоминанием. Если бессознательное клиента вытеснило воспоминание, то это будет возможностью активизировать переживания и проработать их.

При работе с детством достаточно важно инициировать воспоминание центрального, первичного эпизода. Иногда воспоминание первичного эпизода недоступно для клиента, память вытесняет такие переживания в бессознательное, чтобы уменьшить травматичность. Здесь возможны несколько направлений работы консультанта для выхода первичную психотравмирующую ситуацию:

  • длительность работы: при достаточно продолжительной работе клиента над одними и теми же переживаниями, память постепенно раскрывается и начинает выдавать все больше и больше воспоминаний, связанных с травмой.
  • проработка более поздних эпизодов, в которых работает травматический компонент, даёт необходимые ресурсы для доступа к более ранним переживаниям, а также эмоциональные ресурсы, чтобы справиться с возникающей эмоциональной болью.
  • использование технологии трансдеривационного поиска.

В этой работе консультант должен соблюдать достаточно тонкий баланс: между болезненностью детских переживаний и погруженностью клиента в эти переживания. С одной стороны, важно, чтобы клиент максимально полно погрузился в чувства и ощущения того времени – это позволит ему хорошо проработать эту проблему; с другой стороны, важно, чтобы клиент не «зависал» на переживаниях, или они стали чрезмерно сильной душевной болью, которая выведет клиента из психотерапевтического процесса. Консультант должен тонко калибровать состояние клиента и иметь в своем арсенале технологии как большего погружения в переживания, так и технологии уменьшения интенсивности переживания.

Обучение диссоциации

Вторым шагом на пути работы с детскими переживаниями является применение консультантом технологий, позволяющих достичь лёгкости клиента в диссоциации и ассоциации с переживаемым событием. Если в первом шаге, действия консультанта были направлены на ассоциацию клиента с переживанием, то на втором шаге, мы должны диссоциировать клиента от переживаний. Суть этого шага – в достижении легкости погружения и выхода клиента из детских переживаний. Это один из сложных шагов, особенно если консультант работает с высокоэмоциональными переживаниями детства.

Бывают переживания, от которых очень трудно диссоциироваться, клиент буквально «влетает» в эмоции при воспоминании о психотравмирующем инциденте. Поэтому задача консультанта на этом этапе с помощью различных психологических приемов научить клиента контролировать свои эмоции, научиться «брать себя в руки», научиться вспоминать себя маленького с позиции взрослого.

Состояние диссоциации консультант может калибровать по возможности контроля своих переживаний клиентом, возможности говорить об этом, по снижению невербальных признаков переживаний (снижение волнения голоса, восстановление нормального цвета кожных покровов, расслабление мускулатуры и др.). Если происходит работа с внутренними образами, то на диссоциацию указывает возможность видеть себя со стороны как одного из участников события.

Таким образом, мы создаём способность клиента легко получать доступ к центральному детскому переживание и, в то же время, создаём его способность легко от этого переживания отстранятся. Только после того, как консультант убедится или откалибрует это, стоит переходить к следующему шагу.

Достижение клиентом другого взгляда на переживаемое событие

Что достижимо, естественно, при возможности диссоциироваться от переживаний. Другие точки зрения – это взгляд на ситуацию глазами значимых фигур, присутствующих/отсутствующих во время события, глазами своего взрослого Я, мудреца или других фигур. Ключевым здесь является возможность применения клиентом различных установок, убеждений, ценностей для анализа ситуации. Расширение картины мира, включение других мировоззрений при воспоминании ситуации.

О достижении именно другого взгляда на ситуацию, консультант может судить по изменению мыслительных паттернов клиента при обсуждении этого события.

Вначале, интервенции консультанта могут не восприниматься клиентом, он как будто не слышит слов, не хочет принимать другую точку зрения. Здесь консультанту важно мягко предлагать варианты для обсуждения, а не категорично высказывать свое мнение. Клиент должен сам взять и принять новые установки. Если он просто согласится с консультантом, то внутренних изменений не произойдет.

Говоря языком НЛП, необходимо убедиться в достижении клиентом второй и(или) третьей позиции. Пройдя одну и более точек зрения, клиент становится способным подумать достаточно отстраненно о своем событии и получить ряд новых мыслей и рационализаций. Консультант здесь должен просить клиента озвучивать свои мысли, обсуждать их и иметь возможность дискуссии.

Подключение ресурсов для трансформации центрального переживания

Суть этого шага – это получить доступ к ресурсам, которые отсутствовали в детском переживаний и которые помогли бы пережить это событие по-другому.

Происходит это при диссоциации клиента, при обсуждении других взглядов на травматическое событие, при поиске возможных других способов поведения в той ситуации. Ресурсами могут быть качества и свойства личности, внутренние состояния самого клиента или окружающих его людей, которые помогают переживать это событие с другими эмоциями и чувствами.

На этом шаге консультанту необходимо следить за теми ресурсами, которые выбирает клиент для трансформации переживания. Здесь часто допускают две ошибки. Первая – консультант сам выбирает (помогает, навязывает, рассказывает) какие ресурсы нужны клиенту в его ситуации, тем самым навязывая свою «карту». И вторая — клиент подбирает какие-либо внешние, сторонние ресурсы, либо пытается изменить не свое поведение, а поведение окружающих людей. На этом шаге важно, чтобы клиент подобрал именно внутренние ресурсы (свойства и качества личности), которые помогут пережить центральное событие с более комфортными, нейтральными или положительными чувствами. Чем больше было использовано различных вторых позиций в предыдущем шаге, тем более разнообразные и специфические ресурсы способен подобрать клиент. В некоторых технологиях ресурсы могут подбираться не специфично, а с упором на общечеловеческие позитивные качества. Такие как любовь, уверенность, спокойствие, смелость, доброта, принятие и др. Также, в некоторых технологиях не акцентируют внимание на ресурсах, просто позволяя клиенту пережить различные состояния.

После определения ресурса необходимо включить его в текущее состояние клиента прямо во время сессии. То есть клиент должен быть способен почувствовать ресурс прямо «здесь и сейчас». Чаще всего, для этого производится воспоминание ситуаций из жизни клиента, в которых достаточно ярко присутствовал этот ресурс, ассоциации с этими событиями, перепроживанием их и ощущением наполненности этим ресурсом. В НЛП для закрепления состояния переживания ресурса применяется якорение. В других технологиях это может быть метафорическое или символическое закрепление. Как уже говорилось, можно с помощью дополнительных технологий просто изменять внутреннее состояние клиента, накапливая внутри позитивные общечеловеческие качества.

Трансформация первичного переживания

Этот шаг направлен на ассоциацию с центральным детским переживанием, но уже с внутренним состоянием ресурса (ресурсов). Здесь объединяется умение клиента диссоциироваться-ассоциироваться из второго шага, изменение мыслительных паттернов, достигнутое на третьем шаге, доступность позитивных состояний из четвертого шага. Эта совокупность приводит к изменениям переживаний центрального события и трансформации первичного воспоминания, его перезаписи в памяти или изменению отношения к нему.

Задача этого шага – это ассоциация клиента с первичным переживанием, при которой клиент становится способным контролировать свое эмоциональное состояние, ощущать присутствие ресурсов (например – любви родителей) и оценивать происходящее, исходя из своей взрослой части.

В этом шаге консультанту, с одной стороны, надо отстраниться и не мешать внутренним процессам клиента, а с другой стороны, помочь клиенту в случае его «застревания» на пути к завершению процесса трансформации.

6 …

Последующие шаги могут различаться в зависимости от парадигмы, в которой работает консультант или применяемой технологии. Это может быть отреагирование, рефлексия, подстройка к будущему, изменение конкретных поведенческих паттернов и др. В любом случае, должно произойти переключение клиента в эмоциональном плане и переоценка будущего поведения.

Разбор работы алгоритма на примере техники «реимпринтирования» НЛП

1. Первый шаг техники направлен на более четкое воспоминание события, а также эмоций, связанных с ним. Также в этом шаге есть возможность достичь первичного события, с которого все началось. (Первый шаг алгоритма)

Выберите детскую ситуацию, которую вы хотите проработать и каким симптомом она проявляется. Любым образом изобразите линию времени, встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигните времени этой травматичной детской ситуации.

Далее идет обучение ассоциации с первичным событием (этот шаг важен, если клиент слабо помнит событие). А также выявление «детской» модели мышления, закрепившейся там и тогда (что будет использоваться как критерий смены точки зрения при дальнейшей проработке этого события). (Начало второго шага алгоритма)

а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, что бы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).

Последующие шаги направлены на диссоциацию клиента от эмоций и установок того времени. (Продолжение второго шага алгоритма)

б) Отступите на шаг назад — на то место на линии времени, когда событие с импринтом ещё не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт ещё не оказывал на вас психического и физического воздействия.

2. Сойдите с линии времени и, вернувшись в настоящее, из метапозиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются «post factum»). На этот раз говорите в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Она (или моё молодое «Я») думала, что… И решила, что…»

б) Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий?

3. Этот шаг направлен на достижение клиентом других взглядов на ситуацию импринта. Расширение установок и картины мира относительно травматичной ситуации. При описании события с точки зрения значимых других важно оценивать, насколько слова клиента отличаются от той «детской» модели мышлении, которая была проявлена в предыдущих шагах. (Третий шаг алгоритма)

Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании значимых других.) Учтите, что значимые другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным» — т.е. как бы включёнными в себя).

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их позиции восприятия. Опишите их опыт, используя язык первого лица.

б) Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии времени, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите — оно обязательно было!).

4. Этот шаг направлен на подключение ресурсов для изменения травматичной ситуации. Здесь важно выбрать подходящие именно для клиента ресурсы, необходимые ему в той ситуации и обращать внимание клиента, что все ресурсы у него уже есть. (Четвертый шаг алгоритма)

А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) Определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде. Которых у него не было там и тогда, но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их — ваш» опыт.

б) Встаньте на вашу линию времени в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел.

Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энергии, света или звука.

в) Продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии времени каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук.

Последующие шаги техники направлены на трансформацию травматичного переживания. В основе трансформации здесь находится «коллапс якорей», поэтому важно следить за наличием достаточно высокой энергетики положительного (ресурсного) якоря. Второй механизм – это изменение ограничивающих «детских» убеждений. Здесь важно следить за лингвистикой клиента, не позволяя ему «скатываться» в старые убеждения и помогать осознавать и применять новые убеждения. (Пятый шаг алгоритма)

г) Когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии времени, вернитесь на то место, где произошёл импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом.

д) Снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которое вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени. Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.

5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии времени в точку до импринта. «введите» этот ресурс в ваше более молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии времени до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений…

Одним из принципов эффективности любого вида деятельности является понимание каждого шага процесса, понимание функции шагов и их последовательности. В психологии, в отличие от инженерных или математических областей, достаточно много отдается на откуп интуитивному подходу, методу проб и ошибок, использованию ограниченных моделей. Появление и внедрение четких алгоритмов действий, понимание механизмов изменений клиента, появление критериев эффективности в современной психологии, в последующем, может привести к разработке единой теории психотерапии и вывести эту область на принципиально другой уровень развития.

Каждый взрослый имеет право на счастливое детство!

Другие статьи

10 признаков того, что вы эмоционально привязаны к негативному прошлому

10 признаков того, что вы эмоционально привязаны к негативному прошлому

Алгоритм работы с детскими переживаниями и травмами

Алгоритм работы с детскими переживаниями и травмами

Базовые пресуппозиции: 20 правил НЛП на каждый день (часть 1)

Базовые пресуппозиции: 20 правил НЛП на каждый день (часть 1)

Алгоритм проживания при потере

Отрицание. Сначала неверие в то, что картина мира изменилась, что в ней утрата. Отрицание вплоть до формирования психотических состояний. Человек как будто бы говорит миру: «не верю, что ты изменился, у меня нет сил встретиться с этим фактом», попытка строить жизнь по старым принципам, «как если бы он был со мной». Диагностически это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание и организовать на психическом уровне жизнь заново. Ему страшно рискнуть — признать, что его система связей и организации жизни разрушена, и что надо рискнуть и принять новую реальность. Он надеется на «чудесное восстановление» прежней жизни, и мало видит перспективы построить в будущем новую жизнь, отказавшись от старой.

Обида. Переживание нестерпимого чувства разрушения своего мира и мира внешнего, переживание катастрофы и, одновременно, протеста против этого разрушения. Диагностически этот этап указывает на то, что человек нашел ресурсы и заметил реальность, и его душа начинает метаться между прошлым и будущим в поисках опоры. Это чувство должно быть выражено вовне, услышано в мире, для того, чтобы психика была способна перейти на следующий этап кризисного пути. По сюжету мы в разговоре с человеком не знаем заранее, куда она спроецируется – на ушедшего, на себя или на мир, на докторов, на друзей… – это нельзя сказать заранее. Обида как переживание символизирует то, что человек начал выходить из слияния, и тревога возросла. Это реакция на разрыв слияния.

Агрессия. Это направленная вовне энергия, бессильный гнев на то (на тех) кто «виноват». Эта агрессия диагностически означает, что из «замирания» при переживании катастрофы человек вышел и выражает чувства в адрес внешних по отношению к нему структур мира, однако понимая, что это только проекции. Даже если это агрессия на себя («ах, я дурак!»), мы заметим новые формы в активности тела, мышцы мобилизованы для драки, гнев рвется наружу. Выход из слияния уже произошел. Психическая функция гнева – последняя попытка силой гнева вернуть утраченные компоненты мира. Завершение этапа состоит в том, что силы гнева исчерпаны и истощены. Человек остается на некоторый интервал времени в одиночестве. Отчаяние, взрывы горя, которые сменяются печалью, умиротворение. Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что-то изменить. Печаль и светлая пустота — это эмоциональное выражение окончательного расставания со старой картиной мира и возвращение к первоистокам себя самого. Другой человек может быть рядом, его присутствие важно, но его вмешательство в процесс было бы неуместным.

Выход к людям, построение новой картины мира и плана на будущее. На руинах старого мира строится новый. Все хорошее, что было связано с ушедшим человеком, остается не как актуальная возможность активности и обмена ресурсами, но как память, как опыт пережитого и воспоминание, которые могут стать ресурсом для новой жизни. «То, что отделено от прошлого, что ценно, можно взять с собой в новой роли» («Я сохраню на память любовь и воспоминания». «Я новым способом буду воплощать те же идеалы!», «Мы пойдем другим путем!»).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Вебинар

ВЕБИНАР: Работа с последствиями психологической травмы

Участвовать

Терапевту важно знать о себе, что он может искренне в данный момент пропускать или забывать фазы этой работы, если в его собственной душе есть незавершенная работа прощания (работа горя). Поэтому представленный алгоритм может стать подсказкой или опорой для самоподдержки терапевта в работе с клиентами. Человек спонтанно переживает эти фазы, делая «работу горя». Терапевт может помочь ему пройти те этапы, в которых человек «застрял». Отменить этапы невозможно, зато стоит поддержать качественное «проецирование» на каждом этапе, и после «насыщения» – переход к следующим этапам. Ускорять переходы или перескакивать из жалости через этап невозможно. Часто непрохождение этапа связано с тем, что человек не решается пережить чувство, несанкционированное в данной культуре. Терапевт создает атмосферу принятия, и «легализации негативных чувств». Тем самым давая возможность «завершить незавершенные действия».

На первой фазе часто человеку мешают заверения друзей и близких о том, что не надо так переживать, все образуется. Как ни странно, больше поможет присутствие человека, который объективно скажет – «да, произошло действительно ужасное событие», «все рухнуло». («Все рухнуло буквально в воду – и мы больше не сможем пройтись по зеленом откосу горы, с которого мы смотрели на текущую воду горной реки еще вчера»).

На второй фазе человек может стесняться своей злости и обиды, считая, что «об ушедших или хорошо, или ничего». Он может опасаться осуждения со стороны общества. Или опасаться разрушения собственных представлений о самом себе, так как не мыслит в себе возможности обиды или агрессии к тем, кого любил. «Если я его любил, значит, во мне не должно быть злости. Если я злюсь, следовательно, я его не любил. А как даже тогда быть. Кто я?».

Такая наблюдаемая (временная) регрессия к примитивным детским логическим построениям кажется нелепой, но надо помнить, что под влиянием травмы человек часто возвращается на время к инфантильным формам поведения.

На четвертой фазе человек может встретиться с тем, что близкие люди не дадут ему пространства для переживания горя и для того, чтобы быть в печали. Им будет казаться, что субъект слишком уходит из контакта. Слишком отделяется. Что лучше было бы, чтобы человек, который пережил утрату, «был на людях». Надо признать, что «работа горя» требует своего времени и своего физического пространства.

На завершающей фазе человека может остановить предрассудок о том, что отказаться от памяти о человеке, отпустить его – это «предательство». Тем более, что построение планов на новую жизнь также может быть предметом осуждения со стороны окружающих.

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

Некоторые терапевтические тактики работы с утратой и горем

Работа горя – сложный процесс. Эта работа включает любовь, обиду, душевную боль, злость, фрустрацию, страх, растерянность, замешательство, надежду и одиночество. Прохождение по пути горя и расставания, когда этот путь завершен, полно экзистенциального смысла и терапевтично. Когда боль, двигавшая человеком, в процессе работы уходит и человек отыскивает ресурсы для восстановления, он получает уникальный опыт. Опыт вхождения в кризис, пребывания в кризисе, выхода из кризиса и обновления. Наличие невыраженных чувств, будут ли это любовь, агрессия или обида, препятствует истинному существованию человека «здесь и сейчас». Поэтому процесс проживания очень важен. Один из способов достижения этого – когда человек в фантазии/диалоге выражает свои чувства к тому, кто ушёл.

Первый шаг терапевта в практике работы с горем часто – озаботить клиента его «подвешенным состоянием» – обычно оно хорошо видно в том, что и как клиент говорит, в его телесных движениях или в различных идентификациях с ушедшим человеком. Часто об умершем человеке говорят в настоящем времени, как если бы внутренние беседы с ним продолжались. Как если бы он буквально телесно присутствовал «в теле» того человека, который никак не может начать совершать работу горя.

Второй шаг состоит в использовании техники «горячего стула», на котором «сидит» умерший. Человека можно просить представить себе умершего в том виде, в том образе, каким он его помнит в лучшие моменты их отношений. Для того, чтобы человеку было легче встретиться с чувствами, оживить свой опыт по отношению к ушедшему, можно буквально использовать фотографию или памятную вещь, помещаемые на подушку напротив. Стоит попросить клиента выразить в монологе, обращенном к умершему, то, что он испытывает, когда представляет умершего. Человека необходимо поощрять выразить чувства по отношению к умершему максимально экспрессивно, «как если бы он сейчас фантастическим образом мог слышать тебя!». Стоит подержать в этом разговоре сообщение об обидах и о благодарности, о злости и о нежности, о претензиях и о моральных долгах. Иногда в этом эксперименте стоит попросить клиента представить себе и рассказать о том, какие чувства, как ему кажется, мог бы испытать тот, к кому адресованы эти слова. И даже предложить «понарошку» ответить от имени умершего, «как он мог бы сказать?». Во время этого диалога терапевт поощряет телесные (физические) движения, например, прикосновение к подушке (умершему), к пустому стулу, совершение выразительного жеста-послания и т.п.

На переходе к фазе завершения отношений и построению новых жизненных планов стоит обратить внимание человека на реальность. Часто клиенты стараются «выбросить все», и им буквально можно подсказать, что есть что-то хорошее, что они реально могут взять с собой в новую жизнь. «Расставание с человеком не значит, что вы должны о нем забыть». Для того, чтобы поддержать эту тему, можно задать клиенту и следующие вопросы: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь оставить в прошлом, похоронить?», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?». Когда кажется, что человек закончил послание, терапевт спрашивает, чувствует ли он себя готовым сказать «до свидания». Это является ответственностью клиента. Если человек готов сказать «до свидания», поощрите его сделать это буквально в форме физической игры в пространстве. Вплоть до того, что можно отнести подушку в соседнюю комнату и произнести (вербализовать) «до свидания» или какое-либо другое подобное выражение.

Как ни кажется это странным, такой последовательный, ориентированный на последовательные этапы процесса, подход к работе с горем может быть применен к любой потере, будет ли это потеря человека, отношений, питомца, работы, предмета и так далее.

Прерывание естественного цикла может быть по причинам внешним и внутренним. Близкие люди могут препятствовать прохождению этапов. Часто говорят «не горюй!», и человек удерживает себя от аффекта ради близких и их душевного спокойствия, и тем самым оставляет себя в одиночестве. Или внутренние причины в душе человека могут стать причиной такого «застревания». Это может быть, например, интроект («злится только плохой человек»). Поэтому работа терапевта заключается в том, чтобы поддержать прохождение субъектом этапов в их «естественной» последовательности, сопровождать клиента в его душевной работе.

Наблюдения из обыденной жизни, вне кабинета терапевта

Вот небольшой пример естественного развития процесса последовательной адаптации человека к изменению системы (поля) в котором он находится. Я наблюдала сценку, в которой на крышу автомобиля, припаркованного около дома, на глазах у его владельца неожиданно обрушилась от небольшого ветра тяжелая ветка тополя. Ветка разбила лобовое стекло и повредила крышу. Последовательность переживаний владельца автомашины была иллюстрацией к тому, как описаны последовательные переживания при утрате.

Сначала он остолбенело ходил вокруг автомобиля и, кажется, никак не мог поверить в то, что произошло. Потом он стал говорить сбежавшимся соседям: «Ну как же так, почему именно мне так не повезло, ведь хотел выехать полчаса назад и только случайно задержался дома!», в его голосе была обида и беспомощность. Все это время он притрагивался и отдергивал руки от ветки, не начиная еще скидывать деревяшки с корпуса машины. Потом минуты через три он почти восстановил свое равновесие и признаком этого был развивающийся агрессивный паттерн. Он стал ругаться на городские власти и начал использовать матерные выражения. Тут женская часть аудитории разошлась, а мужчины поддержали его. И на фоне этой агрессии он начал сбрасывать ветки. Потом остановился, запечалился. Еще раз оглядел машину и сказал: «Ну как жалко, ведь недавно покрасил!». Потом огляделся по сторонам и сказал тем, кто помогал сбрасывать ветки: «Не надо дальше убирать ветки. Я сейчас позвоню в страховую кампанию. Вдруг для них важно засвидетельствовать причину повреждения. Надо, чтобы они все оплатили». Итак, мы видим, что автолюбитель спонтанно прошел пять фаз процесса расставания и восстановления целостности. И видим роль и вклад окружения в то, что эти этапы были пройдены без разрушения. Среда, в виде присутствующих людей и соседей, оказала поддержку. Соседи разговаривали и поддерживали выражение чувств на каждом этапе.

Частый пример в практике консультирования – это истории про расставания с любимыми. Часто есть сообщения о том, что, хотя человек ушел из отношений, в душе женщины или мужчины он сохраняет свое место. Незавершенность отношений – это феномен принудительного сохранения системы. Человек пытается избежать расставания и за счет своих эмоций сохраняет целостность там, где этой целостности уже нет. «Вот расстаешься, и он вроде бы ничего не обещал и вроде бы что-то есть». Такие житейские примеры могут дать иллюстрацию, аналогичную примерам потери и утраты в ситуациях, которые традиционно считаются поводами для стресса.

Как устроена психологическая травма

Прежде чем прорабатывать травму, разберемся, как она устроена.

Травма

— это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий на его психику. Часто она связана с физической травмой, угрожавшей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности.

Травма — это прерванный процесс горевания. Мы так сильно хотим, чтобы всё было как прежде, что вытесняем травмирующее событие и переживание о нем. Это часто происходит автоматически и неосознанно. Мы стараемся не касаться больной темы: избегаем разговоров, стараемся не вспоминать, а если вспоминаем, не погружаемся в чувства. Выходит, что травма таким образом защищает нашу психику от непереносимого.

В то же время такая защита влияет на нашу жизнь: чтобы держать свои переживания взаперти, нужно прикладывать много сил. Это угрожает нашему телу напряжением, истощением и тревогой. Кроме того, если мы не думаем о травмирующем событии, это не значит, что его не было. О нем могут напоминать различные ситуации, которые ассоциативно приводят туда, куда непереносимо смотреть. Таким образом, мы вновь и вновь не по своей воле погружаемся в сильные переживания, связанные с прошлым. Это может выражаться в кошмарных снах, в чрезмерных реакциях на происходящее, во вспышках гнева или слез.

Процесс исцеления начинается тогда, когда наши ресурсы перенаправляются с защиты на переработку ситуации. То есть когда мы набираемся смелости смотреть на то, что произошло, и проживать свои чувства, связанные с этими событиями.

Это важно делать в безопасной обстановке. Поэтому письмо хорошо помогает справиться с проживанием: оно обеспечивает безопасность, помогает выразить эмоции и присвоить свой опыт. Если для вербальной проработки нам нужен человек рядом, чтобы мы могли оставаться в контакте со своими эмоциями, то письмо позволяет удерживать внимание на переживаниях за счет возвращения к тексту.

Цикл контакта при работе горевания

Работу терапевта по сопровождению переживаний утраты можно рассматривать с точки зрения цикла контакта. Это цикл работы с переживанием горя и одиночества. Первая и вторая фаза указанного выше процесса, который состоит из 5 этапов, соответствует преконтакту. Переживание обиды и переживание события отделения – это выделение из фона переживания отрыва и утраты. Фазе контактинга соответствует этап проявления агрессии. Эта активность направлена вовне. Заметим, что это последняя фаза, когда рывок в агрессии со стороны человека, который переживает ситуацию утраты, может быть результативным. Он может восстановить систему, если в своей активности догонит и удержит уходящее в прошлое событие или утрачиваемый элемент системы. Если же утрата элементов системы необратима, эта агрессия «оформляет границу отрыва», и энергия рассеивается в пространстве, отделяя субъекта от прошлого. Фигурой, с конторой контактирует субъект, становится выражение горя.

В ситуации утраты эта фаза завершается тем, что субъект на 4 этапе встречается с переживанием горя и вступает в контакт с ним. И завершение этого события будет с точки зрения фазы интеграции по циклу контакта. Это контакт с переживанием одиночества, печали и утраты. На этом этапе в объем интеграции будет включено воспоминание о событиях прошлого.

Утрата в перспективе теории систем

Эти же этапы могут быть рассмотрены с точки зрения теории систем. До эпизода утраты мы имеем в системе ситуацию конфликтов разного рода. Сами по себе конфликты ведут к перестройке системы, но не разрушают границ системы. Выбывание из границ системы элемента создает принципиально новую ситуацию, которая классифицируется как ситуация кризиса. И затем мы вынуждены рассматривать этапы прохождения кризиса. Некоторое время система старается игнорировать тот факт, что часть ее ресурсов и структуры безвозвратно утрачена. И на первом этапе (отрицание) ведет себя так, как если бы ее «протест», ее усилия смогли вернуть все на свои места. Мы можем в качестве эмоциональной иллюстрации привести пример про известный эффект Кирлиана. Эффект заключается в том, что живой организм светится в лучах ультрафиолета. Так вот, при удалении части листа фиалки некоторое время картинка свечения сохраняется такой, как если бы лист был целым и только постепенно вырезанный кусочек листа становится виден на уровне светимости. Лист как будто бы «помнит» свою исходную форму, отрицая утрату. На фазе обиды мы заметим, что система начала распознавать, что часть того, что раньше было «ее частью», отошла в сторону. И обида – это феномен разрыва слияния. Что-то отделяется, начинает регистрироваться «перемычка». На следующем этапе система реагирует максимальным выплеском энергии в зоне разрыва, и этот выплеск сам по себе начинает образовывать «динамическую границу», эмоционально можно сказать, что система может контактировать с окружающей средой только болью.

На этапе горевания и грусти система выходит из контакта с окружающей средой. И содержанием жизни системы будет ее собственное переживание пустоты и переживание минимального объема собственной идентичности. На завершающем этапе система начнет реконструировать и забирать из внешней среды новые элементы. В психическом плане это будет идентификация себя, обращение к окружению, восстановление части памяти о прошлом и составление планов на будущее. Система прошла кризис и вошла в новый статус.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]