АНИМИЗМ — что это. Анимизм в философии и психологии


Анимизм — что это?

Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это — «анима», «анимус» — душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух — субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух — это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.


Анимизм

Польза и вред анимизма

Во-первых, конечно, ни об одном явлении в мире нельзя сказать, как об однозначно вредном и однозначно полезном. Кто-то скажет, что анимизм — это первобытные верования, кто-то свяжет анимизм с язычеством, которое сейчас многим кажется устаревшим. Но давайте рассмотрим проявление анимизма с точки зрения объективной пользы. Подумаем логически: если человек верит в то, что всё вокруг имеет душу, сознание, то совершенно очевидно, что он будет жить более гармонично, и его отношение к окружающему миру будет гораздо менее потребительским. Именно этому и учило так называемое язычество у наших предков — древних славян, которое сегодня многим кажется пережитком прошлого.

И что мы можем видеть сегодня?

Потребительское отношение к окружающей природе и друг к другу привело, как минимум, к ухудшению экологической ситуации. Было бы это возможно в обществе, где люди верят (а точнее, не верят, а знают), что у всего есть душа? Вопрос риторический.

Славянская культура позволяла взращивать в человеке нравственность не из страха перед Богом, как сегодня это делают многие религии, а просто из понимания того, что любая душа имеет право на существование без страданий. И поэтому ни у кого не возникало даже мыслей о том, что можно вырубить лес, а на его месте построить скотобойню, а заодно и ракетный комплекс для испытания ядерных боеголовок.

Жизнь «в ладу с природой» у славян проистекала именно из понимания взаимосвязанности всего, что окружает

. Таким образом, анимизм, если кратко, — то это не просто понимание того, что всё вокруг является живым, это ощущение себя как части одного живого организма, которым является Вселенная. И научную основу под это понимание подвёл великий немецкий учёный Карл Густав Юнг. Своей концепцией о «коллективном бессознательном», которое находится под слоем индивидуального бессознательного (или, как нам привычнее звучит, подсознания), с научной точки зрения он объяснил и упорядочил все эти философско-религиозные представления о том, что есть некое единое сознание, в котором каждое индивидуальное сознание существует как капля в океане.

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм — историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, фетишизм, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли сверхъестественными способностями и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Примеры Анимизма

Тотемизм рассматривается как подкатегория анимизма. Точно так же фетишизм – это приписывание силы объекту, например, в магии вуду. Практикующие вуду служат духам и имеют дело со скрытым миром тайн, призраков, невидимок и ангелов.

Шаманизм также рассматривается как подкатегория анимизма. Исследователи утверждают, что шаманы общаются с духовным миром и входят в него, погружаясь в транс. Они верят, что чтобы вылечить болезнь в теле, им нужно сначала исцелить душу. Опытные шаманы «общаются» с доброжелательными духами, в то время как менее искусные, или черные шаманы, часто полагаются на помощь злых божеств.

Анимизм в философии

Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись — повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии — это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.

Анимизм. Зачем он нужен?

Итак, давайте разберёмся, что же такое анимизм? Ранние формы религии? Можно ли сказать, что анимизм первобытных людей — это просто недостаток знаний, нечто вроде страха перед гневом богов, когда сверкает молния? И да, и нет. Как бы там ни было, именно благодаря такому проявлению анимизма люди, возможно, и пришли к пониманию того, как гармонично жить в ладу с природой. Сегодня во многих религиях остались отголоски анимизма.

Так, и в исламе, и буддизме присутствует анимизм. Например, в исламе есть такие сущности, как джинны. Это нечто вроде демонов в христианстве, но есть важное отличие: они не представлены как некие злобные существа, которые могут только вредить. В исламе данный вопрос рассматривается более широко, и даётся понимание того, что все демоны — немного ангелы, а все ангелы — немного демоны, что, конечно, кощунственно звучит для тех, кто привык делить мир на чёрное и белое. Чему же учит нас анимизм? Во-первых, пониманию того, что «царь природы», звание которого человек себе сам присвоил, — это не тот, кто казнит, рубит, сжигает и убивает. Царь — это тот, кто заботится о каждом своём подданном.

И уж коли мы объявили себя царями природы, это отнюдь не развязывает нам руки в плане потребления всего и вся, а напротив, возлагает дополнительную ответственность. Ведь вокруг нас не глухие камни и мертвая вода, вокруг нас — всё живое.

Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии — это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет чувства и эмоции. Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Теории Анимизма

Развитие и понимание примитивных культур и религий произошло после того, как европейские исследователи открыли для себя Африку, Индию и Новый Свет — Америку и Австралию. Эти колонизаторы принесли с собой свою религию – христианство и использовали свои собственные стандарты и понимание религии и культуры как критерий для новых цивилизаций, с которыми они столкнулись.

По словам авторов, написавших об этом периоде, колонизаторы были в основном миссионерами. Благодаря своим личным взглядам, миссионеры помечали культуры как примитивные, если аборигены приписывали души вещам (предметам, животным) и верили, что эти «духи» способны общаться с людьми и влиять на их повседневную жизнь.

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Ранние теории

Сэр Эдвард Тэйлор опубликовал книгу под названием «Первобытная культура» в 1871 году, в которой описан предполагаемый переход религии от анимизма к политеизму, а позже – монотеизму. Тэйлор оценивал культуру по стандартам Европы 19-го века и поэтому рассматривал анимизм как ошибочную религиозную систему.

Тэйлор предполагал, что примитивная система верований со временем развивалась и становилась более сложной. Учение дополнялось обрядами, призванными повлиять на божеств и демонов. Некоторые ученые полагают, что Тэйлор, возможно, был слишком оторван от культур с анимистическими убеждениями и не понимал, насколько фундаментальны их религиозные взгляды и насколько они связаны с повседневной борьбой за выживание.


Металл, в котором заключена душа

Дискуссия об анимизме и примитивных обществах была распространена во времена Тэйлора и привела к появлению новых религиозных теорий, таких как тотемизм. Концепция тотемизма первоначально была определена как вера в животное, представляющее дух-хранитель человека. Некоторые ученые полагали, что вера в магию и сверхъестественное предшествовала развитию религии.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же — только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Магия

Еще одна древнейшая проторелигия – магия, при этом нередко в ней органичным образом переплетаются черты трех предыдущих. Сравним магию и анимизм:

  • Магия подразумевает веру в высшие силы, как и анимизм.
  • Лицо, наделенное особым даром – маг, колдун – могло вступать в контакт с ними и даже сделать так, чтобы эти силы оказали покровительство на охоте или войне. В анимизме ничего подобного не наблюдалось, духов пытались задабривать, но каким-то образом повлиять на них люди не могли.

Постепенно во многих племенах появились свои маги, которые занимались лишь проведением специальных обрядов, они пользовались уважением, нередко их боялись даже самые отважные воины.

Магия сохранилась и в наше время, многие люди верят в то, что при помощи специальных обрядов можно привлечь удачу в бизнесе, добиться благосклонности избранника. Иногда современные черные колдуны используют свои способности со злым умыслом, насылая проклятия. Кто-то относится к магии скептически, но, поскольку это верование существует уже много тысяч лет, полностью отрицать его значимость не следует.

Анимизм – интересные факты

Следует отметить, что многие взгляды, характерные для анимизма, широко используются в различных эзотерических теориях, существующих в современном мире. Действительно, не только мировые религии, но и различные практики признают существование духов, возможность общения с ними и их влияние на материальный мир. Ключевым постулатом является разделение мира на физический и духовный, которое, наряду с изначальным анимизмом, признается практически всеми эзотерическими школами (концепция астрала, информационного поля и т.д.).В узком смысле учение, объясняющее жизнь через наличие в каждом теле души. Таким образом, анимизм противостоит материализму (который объясняет жизнь существованием неживой материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять). Зачем он нам нужен?”

Многие антропологи перестали использовать термин анимизм, находя его слишком близким к ранней антропологической теории и религиозной полемике. Согласно определенным критериям, они были идентифицированы как “анимисты”, которые были идентифицированы как “анимисты”. Поэтому он начал опираться на различных ученых, которые стали использовать этот термин по-другому, используя его “по-другому”, “фокусируясь на знаниях о других людях, о том, как вести себя по отношению к другим людям”. Как заявил религиовед Грэм Харви, определение “старого анимизма” проблематично, термин “анимизм”, тем не менее, “имеет значительную ценность как критический, академический термин для обозначения стиля религиозного и культурного мира”. “АНИМИЗМ, -а, м. Религиозное убеждение в том, что в каждом человеке, животном или растении (в примитивных религиях также в каждой вещи) есть независимый дух, душа, и что человек может свободно общаться со своим духом, душой. II пр. анимистический, -ая, -ое. См.

О природе

Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Фетишизм

Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.

Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.

В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.

Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]