Рефлексия и саморефлексия часто воспринимаются как слова-синонимы, что на самом деле не совсем верно. Между ними есть тонкая грань. Рефлексия – это отражение окружающей реальности в сознании человека. То, что человек видит, воспринимает – это не есть объективная реальность, а только её отражение. Через все сенсорные системы ты считываешь мир вокруг, но объять его полностью никому не дано. И что такое объективная реальность – тоже недостижимо для человеческого восприятия.
Саморефлексия – это способность человека анализировать то, что отражается у него внутри. Любые события, внешние стимулы рождают ответную реакцию человеческого мозга. Это мысли, чувства и ощущения. Внимательное наблюдение за своими внутренними процессами, их анализ, изменение поведения – это и есть саморефлексия.
В этой статье:
Что это за способностьУ всех ли развита эта способностьТренировка саморефлексии
Определение понятий рефлексия и саморефлексия
Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.
Что понимают под рефлексией
Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.
Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.
Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков. Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:
- интеллектуальная;
- духовная;
- эмоциональная;
- оценочная.
Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.
В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:
- Когнитивный. Подразумевает изучение внутреннего мира, его соотнесение с нормами, стандартами, требованиями, принятыми в обществе.
- Эмоциональный. Выражается в переживании по поводу отношения к себе окружающих людей. Человека заботит его сознание и поведение.
Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа. Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.
Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания. В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.
Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития.
Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение». Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
- знание о знании (например, человек знает таблицу умножения и осознает при этом данный факт);
- незнание о знании (например, индивид знает много иностранных слов, услышанных или прочитанных в разных местах, но не осознает этих познаний);
- знание о незнании (например, человек не знает, где расположена гора Эверест, и осознает свое невежество);
- незнание о незнании (например, человек не знает, какие картины написал Рафаэль Санти, и в тоже время даже не подозревает сам факт неведения, по причине того, что никогда не слышал о Санти).
Тренировка саморефлексии
Приведённая ниже схема вопросов поможет тебе тренировать способность к саморефлексии, как мышцу.
- Опиши случившееся событие, которое тебя беспокоит (или сон).
- Опиши твои первые реакции и мысли на это событие.
- Опиши свои ощущения в теле.
- Опиши свои чувства и эмоции, поищи оттенки эмоций.
- Чего ты хочешь сейчас? И что для тебя означает это событие (или сон)?
Заведи «волшебный дневничок», в котором будешь тренироваться описывать по этой схеме любые события. Очень важно тренироваться не только на негативных событиях, а на позитивных тоже. Описывай и изучай, как на тебя действуют яркие события, счастливые минуты. Исследуй свой внутренний мир. Так ты расширишь свой кругозор и глубину внутреннего мира.
Саморефлексия – это один из инструментов успешного человека. Ты сможешь разбираться в своей голове и жизни, и этим же поможешь другим.
Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает
Саморефлексия необходима по следующим причинам:
- Является основой для самообучения. При отсутствии умения рефлексировать личность не развивается. В некоторых случаях это может свидетельствовать о психопатологии.
- Дает возможность переоценить свою точку зрения, лежит в основе социализации. Позволяет усвоить нормы и ценности общества.
Какие возможности открывает саморефлексия:
- Учит понимать людей. Рефлексируя, человек четче понимает себя. Он отражает себя, сопоставляя с окружающими. Важно, чтобы это не переросло в банальное сравнение. При правильном подходе открывается возможность глубже понять других, их цели, поведение, поступки.
- Дает возможность проанализировать личный опыт. Как удачный, так и отрицательный. Не следует забывать, что неблагоприятный опыт также представляет собой ценность. Иногда большую, чем позитивный.
- Способствует нахождению сильных сторон личности и недостатков.
- Учит развивать мышление.
- Позволяет переоценить личные ценности, суждения. Личность индивида не статична. Она изменчива. Первостепенные цели могут утратить свою актуальность. Порой с первого взгляда это не понятно. Саморефлексия предоставляет возможность переосмыслить свою позицию по отношению к некоторым событиям, изменить задачи и цели. Это шанс самосовершенствоваться.
- Совершенствует интуицию. Человек учиться практически задействовать интуицию.
- Позволяет избавиться от вредных привычек. Например, в процессе саморефлексии можно осознать, что нездоровое питание пагубно влияет на здоровье либо чтение при плохом освещении негативно сказывается на зрении.
- Ликвидирует излишние преграды, которые препятствуют раскрытию внутреннего потенциала. Данные преграды являются следствием излишней стеснительности и застенчивости, коммуникативными сложностями.
- Развивает способность принимать обдуманные и рациональные решения.
При реализации всего лишь одного из перечисленных пунктов и достижении хотя бы единственной определенной жизненной цели вы сможете почувствовать себя увереннее. Этот приведет к повышению самооценки.
Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно
В психологии саморефлексия — это отличный метод развития личности, самосовершенствования, изменения, усовершенствования окружающего мира посредством своей деятельности. Это мощный способ развиться как личность, сделать себя лучше, добиться значительных успехов в жизни.
Однако, не смотря на такие радужные перспективы, у людей возникает множество психологических трудностей. В чем причина? Ответ заключается в том, что зачастую саморефлексию ошибочно принимают за «самокопание». Это и является основной проблемой.
Что приводит к тому, что человек начинает жалеть себя либо заменяет продуктивную деятельность самобичеванием? Существует ряд причин данного феномена и методы борьбы с ними.
Дефицит внимания и заботы в детские годы
В большинстве случаев при отсутствии должной любви и ласки ребенок ощущает себя ненужным, покинутым, одиноким. Ощущение ущербности, своего рода дефективности преследует человека на всем жизненном пути, лишает возможности объективной оценки самого себя. Хотя объективность является фундаментом саморефлексии. Искажения затрагивают все — от умений до личностных ресурсов. Закономерно, что индивид с заниженной самооценкой лишен продуктивного мышления.
В данной ситуации решением проблемы выступает совокупность двух методов:
- Самовнушение. Ежедневно следует говорить о себе лишь положительно, находить личностные качества, достойные похвалы.
- Определение жизненных целей и их достижение.
Психологическое насилие в детстве
Приводит к таким же, как в предыдущем случае, последствиям, зачастую даже в более тяжелой форме. Это связано с тем, что ребенка в подобной ситуации вынуждают осознавать, что он ничтожество. Иногда это несет большую опасность, чем физическое насилие.
При нестабильном состоянии психики подобная картина может наблюдаться и во взрослом возрасте. Деспотичный и ревнивый супруг, истеричная и склочная жена, родственники «душащие» своей заботой.
Методики борьбы с проблемой такие же, как описано выше. Однако главным условием является избавление от «гнетущего» окружения. И лишь после этого может идти речь об эффективной саморефлексии.
Неспособность к самоорганизации
Характерна для людей с определенными особенностями личности. Это шизоиды, истериоиды и прочие. В такой ситуации саморефлексия патологическая, несвязная, путанная. Такой тип людей хаотично переключается с одной мысли на другую, что приводит к отсутствию проработки и осознания какого-либо качества, привычки.
В такой ситуации возможно проявление чувства неполноценности. Однако реже, чем в приведенных ранее случаях.
Здесь для эффективного рефлексирования необходима прицельная личностная организация. Следует ежедневно выделять 15 минут на упорядоченную систематизацию и анализ произошедших за текущий день событий. Главное — не переусердствовать. В противном случае процесс перерастет в банальное «самокопание».
Коммуникативные проблемы, глубокая интроверсия
Неспособность налаживать общественные отношения формируется как вторичный процесс. Интроверты не испытывает потребность в них.
Зачастую они легко справляются с саморефлексией. Однако она носит негативный характер. Они, как правило, ищут недостатки в себе. Хотя стараются адекватно взвешивать и систематизировать ситуацию:
- Я испытываю затруднения в общении? Ничего страшного.
- Не стоит злоупотреблять алкоголем. Но многие выпивает и с ними ничего не случилось.
- У меня проблемы с дикцией. Но ведь я не общительный, мне это совершенно не нужно.
Отрицательная саморефлексия не дает положительный результат.
Преодолеть данную ситуацию возможно. Следует лишь систематизировать процессы осмысления. Необходимо задавать корректные вопросы. Ключевым моментом является структурирование действий.
В сутки стоит задавать себе лишь 4 вопроса. Мое мнение о текущем дне? Мои положительные и отрицательные действия за прошедший день? Какие недочеты в моих поступках были в течение дня? Мои дальнейшие действия на завтрашний день?
Со временем перечень вопросов можно расширить. В осмыслении необходимо задействовать привычки, чувства, мысли, действия.
Предрасположенность к перфекционизму
Умение рефлексировать не играет на руку перфекционистам. Подобные личности болезненно реагируют на способность легко критиковать себя. Они моментально углубляются в «самокопание» и находят недостатки в себе.
Подобная устремленность к ложному идеалу лишает возможности действовать. А это выступает основной проблемой.
Сегодня я не смогу научиться кататься на коньках. И значит, я не научусь никогда. Соответственно, не стоит даже продолжать обучение.
В данной ситуации необходимо усвоить одну аксиому. Идеала, к которому так стремятся перфекционисты, не существует! Ошибки являются отличительной частью практики. Они — закономерная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно их следует анализировать и прорабатывать в целях недопущения подобных огрехов.
Перфекционизм является отличительной чертой характера. И с ним совладать в полной мере самостоятельно невозможно. В подобной ситуации необходимо прибегнуть к квалифицированной помощи психолога.
Особенности личности. Нарциссический склад
Здесь уместна, скорее, жалость к себе, а не «самокопание». Стремление к самоутверждению и саморефлексии у нарциссов выше, чем у людей с иным складом личности. Испытывая постоянную потребность в признании, они часто ведут себя нелогично. А это влечет за собой ряд ошибок. Что, в свою очередь, является идеальной почвой для самобичевания. К нему нарциссы и прибегают, одновременно проявляя жалость к себе.
При ярком акцентировании внимания процесс перерастает в некое театральное действо, при которым окружению демонстрируются мысли нарцисса. Для коррекции подобной проблемы необходимо грамотно организовать процесс саморефлексии. Это не составит труда. Следует задавать себе по истечении дня все те же вопросы. По мере необходимости список следует дополнить.
Избавиться от наиболее «укоренившихся» нарциссических качеств поможет психолог. К самоконтролю склонны не все, особенно излишне эмоциональные личности, такие как истероиды и нарциссы.
Все перечисленные причины возможно исправить. Это зависит от решимости и стремления к работе над собой.
Что значит рефлексировать
Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
- Рационально думать.
- Останавливать мыслительный «мусор».
Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
- «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
- Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
- Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Что делать, если саморефлексия отсутствует
Процесс саморефлексии свойственен всем, но в разной степени. Это зависит от психотипа, складов личности, различных жизненных приоритетов, общего уровня психического и интеллектуального развития.
Зачастую более склоны к саморефлексии люди с высоким интеллектуальным уровнем.
Однако встречаются случаи, когда саморефлексия отсутствует. Что является причиной такого феномена и как поступать в данном случае?
- Недостаток воспитания. Ребенок не получает необходимой информации о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем случае ребенку практически не демонстрируют общепринятые модели поведения. Не заинтересовывают ребенка. В данном случае не обойтись без квалифицированной психологической помощи. На анализ событий, произошедших за текущий день, необходимо систематически выделять 15 минут.
- Чрезмерная опека. Ребенка в прямом смысле душат опекой и любовью. В таком случае отпадает необходимость осознания своего поведения. Ребенок не постигает навыков и умений изменять свою линию поведения, что преследует его и во взрослой жизни. Метод борьбы с данной проблемой аналогичен предыдущему. Работу также следует проводить, опираясь на помощь квалифицированного психолога.
- Педагогическая запущенность. В таком случае воспитанием ребенка никто не занимается. Это наивысшая точка неполноценного воспитания. Бороться с такой проблемой необходимо посредством психологического консультирования. Причем, ликвидировать ее необходимо в детстве. Во взрослом возрасте это достаточно затруднительно.
- Экстраверсия. Излишняя коммуникабельность, зачастую переходящая в навязчивость и болтливость. В данном случае необходимо акцентировать внимание человека на пользу саморефлексии: перспективы продуктивного общения, налаживание социальных связей.
Развивайте критическое и творческое мышление
Нил Томпсон в своей книге « Навыки людей» предлагает шесть шагов:
- Читайте — те книги, которые вы изучаете или хотите изучать и развивать
- Спросите других о том, как они поступают и почему именно это они предпринимают
- Смотрите — что происходит вокруг вас
- Почувствуйте — обратите внимание на свои эмоции, что их побуждает и как вы справляетесь с негативными
- Общайтесь — делитесь своими взглядами и опытом с другими людьми в вашей организации
- Думайте — учись ценить время, потраченное на размышления о своей работе
Другими словами, важно не только мышление. Вы также должны развить понимание теории и практики, а также изучить идеи других людей.
Рефлексивная практика может быть общей деятельностью: ею не нужно занимать в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предполагают, что обучение происходит только тогда, когда мысль переводится на язык, письменный или устный.
- Это может объяснить, почему мы заинтересованы в том, чтобы громко объявить о том или ином достижении! Тем не менее, это также имеет значение для рефлексивной практики и означает, что мысли, которые не ясно сформулированы, могут не переноситься.
- Может быть трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на занятом рабочем месте. Конечно, есть некоторые очевидные, такие как оценочные интервью или обзоры определенных событий, но они не происходят каждый день. Таким образом, вам нужно найти другие способы выразиться словами.
- Хотя это может показаться немного надуманным, полезно, особенно на первый взгляд, вести журнал изучения опыта. Речь идет не о документировании официальных курсов, а о повседневных занятиях и мероприятиях.
- А также о том, что произошло, а затем о том, чтобы подумать о том, что вы узнали от них, и о том, что вы могли или должны были сделать по-другому. Речь идет не только об изменениях: учебный журнал и рефлексивная практика могут также выделить, когда вы сделали что-то хорошее.
Читать далее: Когда нет смысла больше жить…
Взаимосвязь самопознания с саморефлексией
Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.
Основными этапами процесса являются:
- Анализ личной деятельности и поведения, исходя из сравнения с окружающими.
- Эмпиризм. Делится на внешний (осуществляется посредством аудио и видеозаписи) и внутренний (самонаблюдение мыслей, чувств, реакций на различные ситуации и события).
- Самоотчет (внутренний личностный отчет).
Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.
В трезвости
Смотрите также: Трезвость
Исследование с участием клиентов в программа из двенадцати шагов исследовали роль саморефлексии через ведение дневника не только как ежедневную терапию, но и в ретроспективном контексте. Исследование пришло к выводу, что клиенты, которые читали и размышляли над своими прошлыми дневниковыми записями, продемонстрировали более активное участие в программе лечения.[4] Программа из двенадцати шагов основана на саморефлексии и ответственности за прошлые действия. В статье Митчелла Фридмана указывается, что успех в выздоровлении зависит от саморефлексии.[5]
Саморефлексия в различных профессиональных сферах
Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.
Саморефлексия в психологии
В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.
Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.
Использование саморефлексии в медицине
Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:
- Позволяет более точно чувствовать и контролировать свое мышление. Это подтверждает факт взаимосвязи саморефлексии с саморегуляцией.
- Позволяет судить об объективности суждений, их логической систематичности, обоснованности и закономерности.
- Позволяет получить верный ответ на большинство возникающих в процессе практики вопросов. В особенности сопряженных с трудностями взаимодействия с пациентами. Без применения саморефлексии они оставались бы неопределенными и нерешенными.
При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.
Саморефлексия в педагогике
Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.
Саморефлексия в экономике
Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.
Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.
Сравнение с другими видами
Были предприняты различные попытки идентифицировать одну поведенческую характеристику, которая отличает человека от всех других животных.
Много антропологи думаю, что легко наблюдаемые характеристики (инструмент-изготовление и язык) основаны на менее наблюдаемых мыслительный процесс что может быть уникальным среди людей: способность думать символически, в аннотации, или логически; однако некоторые виды продемонстрировали некоторые способности в этих областях, и неясно, в какой момент эволюции человека эти черты стали преобладающими. Такие характеристики не могут быть ограничены одним видом, Homo sapiens
, как вымерший вид рода
Гомо
, поскольку
Homo neanderthalensis
и
человек прямоходящий
были искусными изготовителями инструментов и, возможно, обладали лингвистическими навыками.[
нужна цитата
]
В учебной среде размышления — важная часть обработки, чтобы максимизировать полезность опыта. Вместо того, чтобы переходить к следующей «задаче», люди могут проанализировать процесс и результат задачи и — с преимуществом небольшого расстояния (прошедшего времени) — могут пересмотреть, какова может быть ценность опыта и в контексте которого он был частью.[нужна цитата
]
Значение рефлексии в психологии
Будучи взрослым человеком, нужно брать ответственность за свои поступки, судьбу, жизнь. Ведь именно зрелая личность имеет ту жизнь, о которой мечтает, если обладает способностью к самоанализу. Слабаком заклеймят человека, имеющего пристрастие обвинять во всех своих бедах окружающий мир. Редко кому-то удаётся расстаться со старым мировоззрением.
А. Буземан открыл рефлексии дорогу в психологию, сделал её самостоятельной темой. Он понимал, для каких целей внедряет саморефлексию в область психологических методик. Прочувствовать внешний мир, пропустить сквозь себя – это то, что А. Буземан определил понятием рефлексия.
Также были и отечественные психологи, которые занимались этой темой особенно углублённо — Р. Зейгарник и С. Рубинштейн.
Самопринятие, самоосознание, поиск себя во внешнем мире и понимание собственной мотивации. Всё это они приписывали к понятию саморефлексии. Познание истины про себя самого – вот, как преподносилась рефлексия впервые.
Сегодня рефлексия – это один из инструментов саморазвития, расширения сознания человека
.
Личностные характеристики и прочие нюансы психики будут во власти того, кто решит всерьёз заниматься саморефлексией. Чтобы, например, избавиться от дурного настроения, достаточно выйти на его глубинную первопричину. Подобрав правильные шаги, можно не только исцелить душевную боль единожды, но и не допустить в дальнейшем.
Главное всё время возвращаться в пресловутое «здесь и сейчас». Как только мыслеформы заполняют мозг, избавляться от них путём понимания и принятия.
Также существует практика «взгляда из кинозала», будто человек видит себя в каком-то фильме и наблюдает свои действия со стороны.
Профессиональный психолог не станет злоупотреблять средствами клиента, а научит «уходить в себя» самостоятельно, осознанно.
Все мучительные вопросы отпадут, решатся сами собой.
Самоанализ и рефлексия идентичны друг другу по описанию в психологических справочниках.
Для каждой конкретной ситуации существует свой, индивидуальный подход. Прежде всего в осознании нуждаются следующие моменты жизни:
1. То, что человек чувствует именно сейчас, в эту секунду. Необходимо отследить такие негативные чувства, как обиду, чувство вины, страх, саможалость;
2. Вычислить слабое место. Ту часть реагирования, на которую общие проблемы давят превыше всего. Например, человека постоянно ввергает в стресс супруг (а) или любой другой член семьи;
3. Умение извлечь выгоду из сложившейся ситуации, получить опыт.
Человек как бы начинает видеть себя со стороны. Так, как его видят в социуме, как отражаются на внешнем мире его поступки.
В конечном итоге – это глубокий самоанализ. Умение превратить желаемое в действительное, достичь цели, перешагнуть через фобии, найти новый внутренний ресурс.
Функции саморефлексии имеют несколько векторов направленности:
- Сознание становится подконтрольным, а не контролирующим действия человека фактором. Осознание себя, своих мыслей, идей, действий;
- Выработка такого качества, как самокритичность, оценочное восприятие своих действий, подсознательное разделение на «хорошо» и «плохо». Улавливая связующие нити между удачами и неудачами, человек делает выводы, учится;
- Видение рычагов давления на проблемы, неудачи. Умение справляться даже с самыми сложными решениями самостоятельно;
- Реальная возможность навсегда избавиться от преследующих мыслеформ, разрушительных мыслей, деструктивных установок;
- Подбор ключей к жизненно верным, созидательным решениям.
Популярные статьи Десоциализация личности детей, подростков — причины, примеры
Среди психологов бытует мнение, что рефлексия отнюдь не всегда полезна. Как говорится, «многие знания – многие скорби» или «горе от ума», если саморефлексия перерастает в дотошное самокопание, самобичевание, негативизм, непринятие себя и своих поступков.
Первый опыт саморефлексии желательно получать в сопровождении грамотного, квалицированного специалиста.
Саморефлексия: как размышлять над собой
Теперь, когда вы знаете, почему важно практиковать самоанализ и какую пользу это может принести, давайте рассмотрим, как вы можете это сделать.
Найдите тихое одиночество
Чтобы иметь возможность мыслить ясно, желательно, чтобы вы были в тихой и спокойной обстановке.
Это означает одиночество, хотя не обязательно быть полностью одиноким в физическом смысле, а скорее место, где вас не будут беспокоить люди и вещи вокруг вас.
Удобное место в доме, такое как уютная, теплая ванна или просто лежа на кровати, идеально, но вы также можете посидеть в саду или в парке, если это помогает вдохновить ваши мысли.
Спросите «почему»?
«Почему» — это первое, о чем нужно подумать. Почему вы действуете так, как вы действуете?
Почему вы думаете так, как ты думаете? Это может быть связано с конкретным событием в тот день, или это может быть более общий поиск причин определенных мыслей или поведения, которые вы заметили как обычное явление.
- 5 шагов, чтобы преодолеть застой в жизни
На некоторые «почему» легко ответить. Возможно, вы кричали на своего ребенка, потому что вы и ваш партнер спорили незадолго до этого.
На другие которые «почему» труднее ответить. Определить причины, по которым вы так сильно настроены за или против чего-либо, не всегда просто.
Спросите «что? где? и кто?»
Следующие вопросы, которые вы захотите задать и ответить после первоначального «почему», — это те, которые информируют вас о том, как вы хотели бы думать или действовать в будущем.
Они вращаются вокруг этих 3 основных вопросов:
- Что бы я сделал по-другому?
- Куда я хочу добраться?
- Кем я хочу быть?
Это основа более широких, более точных вопросов, которые вы захотите задать в зависимости от того, о какой стороне себя вы размышляете.
Вот некоторые примеры:
- Что я должен был сделать, когда мой начальник раскритиковал меня перед своими сверстниками?
- Где я хочу быть с точки зрения моих отношений в ближайшие несколько лет?
- На кого я смотрю?
- Каким должен быть мой ответ человеку, который плохо относится ко мне из-за моей расы?
- Сколько часов я хочу работать? (это вопрос «где», хотя он начинается с «как»)
- Отражает ли моя нынешняя диета мои взгляды на жестокое обращение с животными? (это вопрос «кто»)
Спросите «Как?»
После того, как вы определили что-то, что вы хотели бы изменить, вы подумали о том, почему вы в настоящее время делаете это, и вы рассматривали идеальную конечную точку, вы должны спросить, как вы собираетесь туда добраться.
Какие вещи вам нужно начать или прекратить делать, чтобы достичь той стадии, когда ваши мысли или поведение изменились так, как вам бы хотелось?
Другими словами, каков план для вас от А (где вы сейчас находитесь) до Б (где вы хотели бы быть)?
Формы философской рефлексии
Выделяют всего две формы философской рефлексии:
- Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
- Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.
Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.
Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.
Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией
В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии
Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.
Парадоксальная рефлексия
Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.
Трансдоксальная рефлексия
Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.
Фундаментальная рефлексия
В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.
Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».