Мышление как высший психический познавательный процесс. Операции, виды, формы.


Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

  • познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
  • эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
  • волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Физиологические основы мышления

Как и все психические процессы, мышление — это деятельность мозга.

Физиологической основой мышления являются временные нейронные связи (условные рефлексы), сформированные в коре головного мозга.

Эти условные рефлексы вырабатываются под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), которые отражают реальную ситуацию, но обязательно должны основываться на первой сигнальной системе (восприятие, ощущения и идеи).

И. И.П. Павлов писал, что «кинестетические раздражители, идущие от органов речи к коре головного мозга, являются вторыми сигналами, сигналами сигналов». Они представляют собой абстракцию от реальности и делают возможным обобщение, которое составляет наше дополнительное, особенно человеческое, высшее мышление…»..

То есть, физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые лежат в основе более элементарных психических процессов, таких как чувство. Однако нет единого мнения о важности и порядке взаимодействия всех физиологических структур, которые делают возможным процесс мышления. Несомненно, лобные доли мозга играют значительную роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Более того, нет сомнений в важности тех областей коры головного мозга, которые отвечают за гносеологические (когнитивные) функции мышления. Также очевидно, что вербальные центры коры головного мозга участвуют в обеспечении когнитивного процесса.

В отличие от восприятия, ощущений и памяти, вторичные сигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между объектами и явлениями.

В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире, через нее же создается «высшее приспособление человека — наука».

Однако вторая сигнальная система зависит от первой. Если слова не имеют для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами реальности.

Мышление обычно имеет место только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе, поскольку слово — сигнал более богатый по содержанию и связанный с процессами абстракций и обобщений.

Трудность изучения физиологических основ мышления объясняется тем, что мышление как отдельный психический процесс на практике не существует. Мышление присутствует во всех других когнитивных психических процессах, включая восприятие, внимание, воображение, память и язык. Все высшие формы этих процессов в той или иной степени связаны с мышлением, в зависимости от стадии развития.

Таким образом, мышление — это сложная аналитическая и синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. Поскольку мышление — это отражение действительности, обобщенной с помощью слов, то в этой деятельности главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой устанавливает неразрывную связь между обобщенным отражением действительности, которым является мышление, и познанием объективного мира через ощущения, восприятия и представления.

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Замечание 1

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды психических процессов: мышление 440 ₽ Реферат Виды психических процессов: мышление 280 ₽ Контрольная работа Виды психических процессов: мышление 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

ВВЕДЕНИЕ

«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». И.П. Павлов.

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение мышления как познавательного процесса.

Задачами для выполнения поставленной цели являются:

  1. Дать определение мышления.
  2. Описать виды мышления.
  3. Рассмотреть основные мыслительные операции и приемы мышления.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса — этот и есть фаза возникновения проблемы. Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу. После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.

Мыслительные процессы

Любой мыслительный процесс реализуется в форме суждений, которые всегда выражаются в словах, даже если эти слова не произносятся вслух.

Мнение — это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание связи между предметами или явлениями, между некоторыми их характеристиками.

Другими словами, суждение — это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается. Работа мышления над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется аргументацией.

Мы приходим к суждениям как непосредственно, когда они констатируют то, что воспринимается («В классе довольно шумно», «Все дороги покрыты снегом» и т.д.), так и косвенно, путем дедукции.

Суждения могут соответствовать или не соответствовать реальности, поэтому различают истинные, ложные (ошибочные) и гипотетические суждения.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен непосредственно из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, но требует делать выводы из приобретенных знаний, является мыслительной деятельностью. И самая существенная особенность мыслительных процессов заключается в том, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить наши знания о реальности. Объем того, что мы думаем, превышает объем того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы в результате размышлений узнаем далекое прошлое Земли, эволюцию фауны и флоры, историю человечества, открываем новые законы и т.д. Следуя этому аргументу, мы можем теперь сказать, что мышление — это опосредованное познание (или отражение) реальности.

Однако мышление — это не только опосредованное познание, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира.

Восприятия и ощущения дают нам знания об отдельных, индивидуальных вещах и явлениях (или их сторонах, свойствах, качествах) реального мира. Этого знания ни в коем случае не может быть достаточно. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствия различных явлений и событий, которые мы воспринимаем. Знание единственного числа не дает достаточной основы для предвидения. Любой вывод, даже самый простой, требует определенного объема знаний и обобщений, сделанных ранее.

Умозаключение — это форма рассуждения, которая позволяет человеку сделать новый вывод из набора суждений. Другими словами, новое мнение формируется на основе анализа и сравнения существующих мнений.

Существует два основных типа умозаключений — индуктивные и дедуктивные, или индукция и дедукция.

Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему утверждению.

Дедукция — это умозаключение от общего суждения к конкретному суждению или от общего утверждения к конкретному случаю. Оба типа умозаключений, индукция и дедукция, тесно связаны между собой. Сложные процессы рассуждения всегда представляют собой цепочку умозаключений, в которой оба типа умозаключений переплетаются и взаимодействуют.

Формы мышления

Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Когда в сознании индивида происходит отражение специфических черт предметов и явлений, их общих и частных признаков, это значит, что в его сознании формируется некое «понятие». Понятие может быть выраженно одним или несколькими словами.

Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:

  • общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
  • частные (утверждения о некоторых объектах группы)
  • единичные (утверждение об одном предмете группы)

Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Сущность и механизмы мышления

Сущность человеческого мышления состоит в установке всеобщих взаимосвязей, обобщении свойств однородной группы явлений, понимании сути конкретного явления в качестве некоторого класса явлений. Мышление и взаимосвязь познавательных процессов состоит в том, что первое из них выходит за рамки ощущений и восприятия. Тем не менее, оно в любом случае остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Формирование обобщения производится на основании восприятия единичных объектов, а проверка их истинности осуществляется с помощью практики.

Мышление представляет собой идеальное отражение действительности. Оно обладает материальной формой проявления. Механизмом человеческого мышления представлен скрытой, беззвучной, внутренней речью, которая характеризуется скрытой и незаметной для людей артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.

Механизмы мышления относятся к возбуждению в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенность внутренней речи при этом представлена следующими свойствами:

  • Сокращенность,
  • Конспективность,
  • Свернутость.

При возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь начинает принимать развернутую форму, нередко переходя в шепотную или громкую речь. Это дает возможность более эффективно проводить анализ и закреплять абстрактный речевой материал с помощью формулировок и условий задач.

Язык становится средством абстрагирования. Он позволяет производить отвлечение существенных признаков предметов и является средством фиксации и хранения знаний (средство передачи знаний другим людям). Лишь благодаря ему общественно-исторический опыт всего человечества стал достоянием отдельной личности. В качестве орудия мышления выступает значение слова.

Мышление социально обусловлено, поскольку способно проявляться в общественных условиях человеческого существования. В его основе лежат знания и общественно-исторический опыт человечества. Первоначально мышление человека непосредственно вплеталось в материальную деятельность, при этом человек мыслил и действовал практически.

Со временем из практических действий стали выделяться самостоятельные умственные, мыслительные действия. Они способны подготавливать, ориентировать практические действия. В ходе исторического развития мыслительные действия начинают подчиняться определенным логическим правилам. Это происходило путем постоянного повторения и проверки на практике. Правила закрепились в сознании людей, начиная приобретать аксиоматический характер.

Мыслительные операции

Мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью мыслительных операций: Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. выявления все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия между ними. Когда мы сравниваем предметы или явления, мы всегда можем обнаружить, что в чем-то они похожи, в чем-то — различны.

Сравнение вещей, явлений, их свойств, сравнение выявляет тождество и различие. Сравнение выявляет тождество одних вещей и различие других, что приводит к их классификации. Классификация основана на определенной характеристике, которая, как выясняется, присуща каждому объекту определенной группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, содержанию, жанру, переплету, формату и т.д. Признак, на основании которого производится классификация, называется основой классификации.

Анализ и синтез — важнейшие операции мышления, которые неразделимы. Как единое целое, они дают полное и всестороннее знание о реальности.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления с целью составления его частей или мысленного выделения отдельных его свойств, характеристик, качеств. Когда мы воспринимаем объект, мы можем различать в нем одну часть за другой и таким образом определять, из каких частей он состоит. Например, в растении мы различаем стебель, корень, цветы, листья и т.д. Анализ в данном случае — это мысленное расчленение целого на составные части.

Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание их отдельных свойств. Если анализ дает знания об отдельных элементах, то синтез, основываясь на результатах анализа, объединяющего эти элементы, дает знания об объекте в целом. Таким образом, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, предложения, но при этом они постоянно связаны друг с другом: Буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в отдельные части текста.

Абстракция. Часто при изучении какого-либо явления необходимо выделить одну черту, одну характеристику, одну его часть для более глубокого познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных и не принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное исключение существенных свойств и признаков предметов или явлений при абстрагировании от несущественных свойств и признаков. С помощью абстракции мы можем получить абстрактные понятия — смелость, красота, расстояние, тяжесть, длина, широта, равенство, стоимость и т.д.

Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстрагированием. Человек не может обобщать, не абстрагируясь от различий в том, что он обобщает. Нельзя мысленно объединить все деревья, не абстрагируясь от различий между ними. Обобщение предполагает объединение предметов и явлений на основе их общих и существенных характеристик. Обобщение, как и абстрагирование, осуществляется с помощью слов. Каждое слово относится не к одному предмету или явлению, а к совокупности похожих отдельных предметов. Например, понятие, которое мы выражаем словом «фрукт», объединяет похожие (существенные) признаки, встречающиеся в яблоках, грушах, сливах и т.д.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях, умозаключениях, правилах….. Детям часто бывает трудно обобщать, потому что они не всегда могут выделить не только общие, но и существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.

Конкретность — это мысленное представление чего-то единичного, соответствующего тому или иному понятию или общей цели. Мы уже не отвлекаемся на различные признаки или характеристики предметов и явлений, а, наоборот, стараемся представить эти предметы или явления в значительной полноте их свойств. В принципе, частное всегда является ссылкой на пример, иллюстрацией общего. Конкретность играет важную роль в объяснении, которое мы даем другим. Это особенно важно в объяснениях, которые учитель дает детям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]