По мере роста и развития ребенка сфера его возможностей постоянно расширяется. Со временем у него происходит переход от примитивных манипуляций с предметами к более осознанной деятельности. Различные виды ведущей деятельности в младенческом возрасте смогут положительно сказаться на психологическом развитии ребенка и сформировать из него действительно разностороннего и интересного человека. Любые изменения, происходящие в этот промежуток времени, оказывают сильное воздействие на формирование малыша и процесс становления его личности.
Характеристики
Педиатры и психологи определили основные отличительные черты ведущих видов деятельности ребенка в младенческом возрасте:
- помогают выработать у малыша ряд новых действий, которые в будущем он осваивает в полной мере;
- с их помощью происходит возникновение и перестройка определенных функций психики растущего малыша;
- влияют на личность, вносят в нее видимые изменения.
Психическое развитие ребенка зависит от соответствующего типа ведущей деятельности. При смене деятельности можно четко сказать, что ребенок перешел на другую, более совершенную ступень своего развития.
Структура и основные разновидности
Процесс психического развития человека в период от младенчества до дошкольного возраста классифицируется на три отдельные структуры:
- сохраняющаяся – перешла с прошлого этапа;
- непосредственная – определяет текущую стадию ведущей деятельности;
- нарождающаяся – это стадия, которая находится только на начальном этапе своего развития и будет являться главной на следующей стадии.
К ведущим типам деятельности в младенческом возрасте и в последующие периоды специалисты относят:
- непосредственное общение ребенка со взрослыми и окружающими его людьми с помощью эмоций (промежуток возраста от рождения и до года);
- предметно-манипулятивная (от года до трех лет);
- игровая (от трех лет и до начала обучения в школе).
У школьников возраста от 6 до 11 лет приоритетом является образовательный процесс, а у подростков возраста от 11 до 15 лет – общение со сверстниками. Самым важным периодом развития для ребенка является отрезок времени с 0 до 7 лет.
Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.
С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.
Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.
Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенчество 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания. |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека. В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
Деятельность от 0 до 1 года
В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.
С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:
- возможность на сознательном уровне делить ощущения и эмоциональное состояние;
- непроизвольное внимание (ребенок получает возможность самостоятельно на короткий промежуток времени фиксировать свое внимание на конкретных предметах вокруг);
- в его сознании начинают зарождаться зачатки наглядно-действенного мышления;
- восприятие окружающих объектов;
- появление автономной речи.
Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.
Вопрос 8. Раскрыть особенности психического развития детей младенческого возраста
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности
– это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
Одним из важных показателей будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных рефлексов: сосательного, ориентировочно-пищевого, хватательного и др. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для формирования новых социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью.
Аффективная сфера младенца характеризуется достаточно бурными изменениями. Важной потребностью младенца является потребность в эмоциональных отношениях с окружающими. Об этом свидетельствует появление на 2-м месяце жизни так называемого «комплекса оживления». Это положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, возникающая при появлении взрослого, включающая зрительное сосредоточение на лице взрослого, вокализации (голосовые реакции), движения ручками и ножками и улыбку.
Ведущие виды деятельности в младенчестве:
· непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
· переход к предметно-манипулятивной деятельности.
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).
1.Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку (пространство вытянутой руки). Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – ситуативно-деловое.
2. Ходьба (к 9-ти месяцам). Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
3. Появление первого слова (речи).
Младенческий возраст заканчивается кризисом 1 года. Эта стадия называется – «выходим из младенчества», девиз которой – Я ЕСТЬ!
Возникновение кризиса 1 года обусловлено следующими фактами:
— «ребёнок пошёл» – освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребёнка, с другой – порождает ощущение самостоятельности;
— «ребёнок заговорил» – ребёнок с интересом узнаёт, что каждый объект имеет своё название;
— «ребёнок ощутил своё «Я» – первые достижения ребёнка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зон самостоятельности».
Кризис 1 года может вызвать ряд неприятных последствий:
— нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование);
— нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей;
— эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребёнка).
Таким образом, ведущими достижениями в младенческом возрасте являются:
складываются первые две формы общения со взрослым (ситуативно-личностное и ситуативно-деловое);
начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование – активность;
в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; появляются зачатки мышления, возникают предпосылки для освоения речи.
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности
– это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
Одним из важных показателей будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных рефлексов: сосательного, ориентировочно-пищевого, хватательного и др. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для формирования новых социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью.
Аффективная сфера младенца характеризуется достаточно бурными изменениями. Важной потребностью младенца является потребность в эмоциональных отношениях с окружающими. Об этом свидетельствует появление на 2-м месяце жизни так называемого «комплекса оживления». Это положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, возникающая при появлении взрослого, включающая зрительное сосредоточение на лице взрослого, вокализации (голосовые реакции), движения ручками и ножками и улыбку.
Ведущие виды деятельности в младенчестве:
· непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
· переход к предметно-манипулятивной деятельности.
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).
1.Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку (пространство вытянутой руки). Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – ситуативно-деловое.
2. Ходьба (к 9-ти месяцам). Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
3. Появление первого слова (речи).
Младенческий возраст заканчивается кризисом 1 года. Эта стадия называется – «выходим из младенчества», девиз которой – Я ЕСТЬ!
Возникновение кризиса 1 года обусловлено следующими фактами:
— «ребёнок пошёл» – освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребёнка, с другой – порождает ощущение самостоятельности;
— «ребёнок заговорил» – ребёнок с интересом узнаёт, что каждый объект имеет своё название;
— «ребёнок ощутил своё «Я» – первые достижения ребёнка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зон самостоятельности».
Кризис 1 года может вызвать ряд неприятных последствий:
— нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование);
— нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей;
— эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребёнка).
Таким образом, ведущими достижениями в младенческом возрасте являются:
складываются первые две формы общения со взрослым (ситуативно-личностное и ситуативно-деловое);
начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование – активность;
в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; появляются зачатки мышления, возникают предпосылки для освоения речи.
Цели
Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является процесс, помогающий сформировать полноценную психику малыша, которая позволяет перейти ему к более высокому уровню развития. На этом этапе жизни главную роль играют предметно-манипулятивные действия, с помощью которых ребенок изучает мир вокруг, познает реальность, в которой находится большое количество разных и интересных предметов. Все эти процессы осуществляются под пристальным вниманием родителей.
Главной отличительной чертой младенческого возраста является разделение линий развития психики девочек и мальчиков. Мальчикам очень важна предметно-орудийная деятельность, для девочек же – коммуникативная.
Такие процессы можно объяснить спецификой общения с детьми: культурные нормы отношений в обществе направлены на формирование отличительных признаков девочек от мальчиков с помощью различных типов деятельности. Именно по этой причине у мальчиков сильнее всего выработано абстрактное мышление, а у девочек — навык социализации.
Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.
Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления
Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность….
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста…..ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно
Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 13.Акт хватания возникает…ответ: 5 — 6 месяцев
Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Рубежный контроль
Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:
Устремление в будущее– Психологические новообразования,
Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,
«Порог» самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,
Развитие самосознания– Психологические новообразования,
Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,
Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,
Формирование мировоззрения– Психологические новообразования
Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте….ответ: предметно-манипулятивная
Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой
Ответ: ребенок-предмет-взрослый
Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов
Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых
Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок — общественный взрослый
Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов
Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 9.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность —
Ответ: стремление стать школьником
Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 11.Хронологические рамки ранней юности —ответ: 15-18 лет
Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения
Ответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность….
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:
Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 16.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 17.Общение ребенка со взрослым начинается с …ответ: «внеситуативно-личностное»
Вопрос 18.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи
Вопрос 19.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое
Вопрос 20.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 21.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию
Вопрос 22.Новообразованием подросткового возраста не является:ответ: соподчинение мотивов
Вопрос 23.Как называется период психического развития ребенка, в котором ведущим видом деятельности является ролевая игра:ответ: дошкольное детство
Вопрос 24.Для дошкольного возраста характерна следующая социальная ситуация развития:ответ: Ребенок – взрослый (общественный)
Вопрос 25.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития…ответ: воображения
Вопрос 26.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:: кризиса 3-х лет
Вопрос 27.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых
Вопрос 28.Высшим уровнем развития игровой деятельности является:ответ: сюжетно-ролевая игра
Вопрос 29.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это — …ответ: мотивация
Вопрос 30.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым
Вопрос 31.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации
Вопрос 32.Хронологические границы юности в российской психологии:ответ: 15 лет-23 года
Вопрос 33.Ведущим видом деятельности в юности является:ответ: учебно-профессиональная деятельность
Вопрос 34.Ведущей потребностью дошкольного возраста является:
Ответ: переживание положительных эмоций при моделировании более взрослых отношений в игре
Вопрос 35.Комплекс оживления характеризуется:активизациейдвижений,первой социальной улыбкой,вокализацией,
Зрительным сосредоточением.
Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:
Ответ: активная речь, предметно-действенное мышление, сенсорная чувствительность
Вопрос 37.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 38.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления
Вопрос 39.Хронологические рамки младенческого возраста…..ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 40.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 41.Нельзя считать ведущим тот вид деятельности…
Ответ: которым ребенок занимается большую часть своего времени
Вопрос 42.Акт хватания возникает…ответ: 5 — 6 месяцев
Вопрос 43.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
Вопрос 44.Орудийные действия — это действия с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотнести свойства разных объектовответ: Неверно
Вопрос 45.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно
Вопрос 46.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: Верно
Вопрос 47.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 48.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно
Вопрос 49.Поведение ребенка в дошкольном возрасте превращается из волевого в полевое (ситуативное)ответ: Неверно
Вопрос 50.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно
Вопрос 51.К концу поздней юности человек переживает кризис отрывания от родительских корнейответ: Верно
Вопрос 52.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них угасают в первое полугодиеответ: Верно
Вопрос 53.В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Конец формы
Дошкольный возраст
Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции
Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов
Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок — общественный взрослыйВопрос
7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно
Вопрос 10.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность —ответ: стремление стать школьникомКонец формы
Юнность
Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает…….
Что включает в себя?
Независимо от половой принадлежности детей ведущая деятельность в младенческом возрасте является фактором, который помогает при:
- формировании самооценки;
- появлении наглядно-действенного мышления;
- узнавании окружающих людей, их образа, голоса, речи, типа поведения;
- развитии активной речи;
- выработке у ребенка непроизвольного внимания;
- развитии личностных качеств, концепции «Я — сам».
В этот отрезок времени малыш нуждается в доверии и предоставлении ему большей самостоятельности.
Основные особенности младенческого возраста
В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:
- формируется моторика (общая, мелкая);
- нормализуется координация движений;
- совершенствуется механизм тонуса мышц;
- развивается зрение и слух.
К концу периода активно формируется речь, ходьба.
К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.
Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.
Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.
По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.
Воспитание на первом месяце жизни
Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста. Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения.
У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.
В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.
Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.
Второй месяц жизни
Общение – ведущая деятельность младенческого возраста. К общению дополнительно подключаются физические контакты с родителями. Ребенку нужно давать ощущение защищенности и близости, носить его на руках, делать массаж, улыбаться и стараться вызвать ответную реакцию.
На втором месяце жизни воспитание родителей продолжает заключаться в развитии зрения и слуха. Предметы для изучения уже располагают на расстоянии от 30 до 50 сантиметров. Звуки для изучения становятся многогранными.
С целью развития тактильной чувствительности малышу нужно давать игрушки и предметы разной формы. Чтобы ребенок смог в будущем самостоятельно без проблем удерживать головку, перед ним начинают катать яркий шарик. Младенец будет внимательно следить за ним, тем самым напрягая мышцы шеи.
Третий месяц жизни младенца
Ведущим типом деятельности в младенческом возрасте трех месяцев станет умение проявлять эмоции. Чтобы малыш развил мимические мышцы лица, начал смеяться, гулить, проявлять разные эмоции, ему важно уделять повышенное внимание. Родитель должен часто брать младенца на руки, подолгу разговаривать с ним, рассказывать истории, читать книги, смеяться.
Игрушками в этом возрасте станут колокольчики, бубенчики, воздушные шарики, погремушки и все, до чего малыш сможет дотянуться и что сможет тактильно почувствовать. Родитель обязан помогать ребенку изучать окружающий мир и не запрещать быть любопытным.
На этом этапе развития малыш начинает копировать многие жесты и привычки родителей, а также учитывает их мироощущение. К примеру, если мама малыша будет ощущать страх, то же самое будет чувствовать и ребенок.
Чтобы развить в ребенке лишь положительные качества, следует показывать ему как можно больше позитивных эмоций, часто улыбаться и дарить хорошее настроение.
Четвертый месяц жизни
На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.
Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.
Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.
Особенности воспитания на пятом месяце
Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.
Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки. Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем.
Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку.
Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело. Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет.
Основные новообразования младенческого возраста
Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.
К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.
Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.
К году ребенок освоит:
- назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
- способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
- технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).
Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.
Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.
Для автономной речи характерно:
- Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
- Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
- Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.
Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.