О чем говорит язык тела вашего ребенка: кинесика, просодика, такесика и проксемика

О чем говорит язык тела вашего ребенка. Разбираемся в кинесике, просодике, такесике и проксемике
Человеческое общение состоит из множества аспектов, о которых многие не задумываются, но именно они помогают нам считывать информацию и воспринимать окружающих так, а не иначе. Важно не только, что говорит и как хорошо произносит слова ребенок, но и то насколько гармоничен его язык тела. Говоря о всестороннем развитии малышей данный вопрос также нельзя игнорировать или обходить стороной, ведь все это закладывает основу для будущих коммуникаций и общего развития.

Что такое кинесика?

Часть науки коммуникологии, изучающая невербальный язык тела, другими словами, это все действия, которыми человек дополняет сказанное. Сюда относятся жесты, мимика, позы, взгляд, которые могут быть как произвольными, так и врожденными.

Почему это так важно при развитии речи ребенка?

Активность тела во время общения позволяет определить индивидуальные особенности малыша, а отдельные движения порой могут продемонстрировать гораздо больше слов.

Так все жесты и движения тела делятся на несколько функциональных групп:

  • Иллюстраторы – дополняют сказанное, помогают ребенку донести весь смысл его слов.
  • Регуляторы – отражают отношение ребенка к тем или иным предметам, темам. К данной категории относятся взгляд, мимика, кивки и движения руками.
  • Эмблемы – своеобразные заменители слов, среди которых можно встретить большое количество общепризнанных жестов.
  • Адапторы – индивидуальные привычки ребенка связанные с движениями рук. Данная группа затрагивает большое количество привычек человека, начиная от необходимости перебирать или вертеть предмет в руках при разговоре до почесываний и подергиваний разный частей тела.
  • Аффекторы – выражают те или иные эмоции через движение рук, мимики.

Наблюдая за ребенком в комплексе этих групп, опытный логопед сможет лучше понять ребенка и найти причину в медленном развитии речи или ее дефектах.

Формы невербальной коммуникации: кинесика, такесика.

Кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела.

«Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считав которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения. Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений фраз. Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зрительно воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную функцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, предмету и свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большинство людей во время общения используют жесты рук, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль и проиллюстрировать свое высказывание. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету, о желании человека, о его состоянии. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, и поэтому межкультуриые различия проявляются в них особенно ярко.

Используемые во всех культурах жесты можно условно разделить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловленные и физиологичные. Так, зевота или почесывание могут быть отнесены только к физиологичным жестам. Это так называемые жесты-адап- торы — движения, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках и т.п.). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный характер.

Их можно классифицировать определенным образом.

1. Иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные лсесты, сопровоясдающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушающий это не понимает.

2. Конвенциональные жесты, или эмблемы, использующиеся при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их применяют вместо слов, которые неловко высказать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

3. Модальные жесты — одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

4. Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Все эти жесты культурно обусловлены, поэтому в разных культурах одни и те лее жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в МКК. Особенно разнообразными являются жесты приветствия, которые в различных культурах могут вы- ражаться поклоном, поднятием бровей, кивком, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, разбиванием черепа до крови и т.д.

Поза является весьма значимой формой невербальной коммуникации. Поза — положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из форм невербального поведения, поэтому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Наблюдение за позами дает значимую информацию о состоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое изменение показывает на изменение отношений между участниками общения.

Специалистам известно около тысячи различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз.

1. Включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2. Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости.

3. Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Мимика — все изменения выражения лица, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации, поскольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека, именно поэтому выражение лица партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание: таким образом у нас появляется возможность установить обратную связь с собеседником, т.е. узнать, понимает он нас или нет. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 тыс. смыслов. В мимике лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто продемонстрировать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным, потому что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица, и осознанный контроль над выражением лица позволил усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Следовательно, при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность усиливается, это сразу же становится понятным даже неопытному человеку.

Такесика — тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающей самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении они используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К прикосновениям относят прежде всего рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.п. Как показали специальные наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.

Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования показывают, что разнообразные прикосновения необходимы человеку, поскольку стимулируют и регулируют его общение с другими. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

· профессиональные — носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

· ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

· дружеские;

· любовные.

С помощью прикосновений человек делает процесс общения более или менее эффективным. Использование прикосновений зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важными являются тип культуры, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Каждая культуры выработала свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и принадлежностью взаимодействующих к тому или иному полу. Очень часто это зависит от ролей, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В некоторых культурах запрещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничивается прикосновение женщины к женщине. В других культурах женщинам запрещается прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении.

С этой точки зрения культуры можно разделить на контактные, в которых прикосновения очень распространены, и дистантные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат латиноамериканские, восточные, южноевропейские культуры.

Таким образом, такесика — тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающей самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера, однако в межкультурной следует учитывать различия во взглядах на значение рукопожатия у иностранцев.

Кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела.

«Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считав которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения. Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений фраз. Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зрительно воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную функцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, предмету и свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большинство людей во время общения используют жесты рук, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль и проиллюстрировать свое высказывание. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету, о желании человека, о его состоянии. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, и поэтому межкультуриые различия проявляются в них особенно ярко.

Используемые во всех культурах жесты можно условно разделить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловленные и физиологичные. Так, зевота или почесывание могут быть отнесены только к физиологичным жестам. Это так называемые жесты-адап- торы — движения, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках и т.п.). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный характер.

Их можно классифицировать определенным образом.

1. Иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные лсесты, сопровоясдающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушающий это не понимает.

2. Конвенциональные жесты, или эмблемы, использующиеся при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их применяют вместо слов, которые неловко высказать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

3. Модальные жесты — одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

4. Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Все эти жесты культурно обусловлены, поэтому в разных культурах одни и те лее жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в МКК. Особенно разнообразными являются жесты приветствия, которые в различных культурах могут вы- ражаться поклоном, поднятием бровей, кивком, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, разбиванием черепа до крови и т.д.

Поза является весьма значимой формой невербальной коммуникации. Поза — положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из форм невербального поведения, поэтому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Наблюдение за позами дает значимую информацию о состоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое изменение показывает на изменение отношений между участниками общения.

Специалистам известно около тысячи различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз.

1. Включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2. Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости.

3. Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Мимика — все изменения выражения лица, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации, поскольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека, именно поэтому выражение лица партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание: таким образом у нас появляется возможность установить обратную связь с собеседником, т.е. узнать, понимает он нас или нет. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 тыс. смыслов. В мимике лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто продемонстрировать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным, потому что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица, и осознанный контроль над выражением лица позволил усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Следовательно, при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность усиливается, это сразу же становится понятным даже неопытному человеку.

Такесика — тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающей самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении они используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К прикосновениям относят прежде всего рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.п. Как показали специальные наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.

Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования показывают, что разнообразные прикосновения необходимы человеку, поскольку стимулируют и регулируют его общение с другими. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

· профессиональные — носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

· ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

· дружеские;

· любовные.

С помощью прикосновений человек делает процесс общения более или менее эффективным. Использование прикосновений зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важными являются тип культуры, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Каждая культуры выработала свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и принадлежностью взаимодействующих к тому или иному полу. Очень часто это зависит от ролей, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В некоторых культурах запрещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничивается прикосновение женщины к женщине. В других культурах женщинам запрещается прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении.

С этой точки зрения культуры можно разделить на контактные, в которых прикосновения очень распространены, и дистантные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат латиноамериканские, восточные, южноевропейские культуры.

Таким образом, такесика — тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающей самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера, однако в межкультурной следует учитывать различия во взглядах на значение рукопожатия у иностранцев.

Что такое просодика?

Здесь процесс коммуникации рассматривается с позиции наблюдения за интонациями, тембром, количеством и продолжительностью пауз, наличием вздохов и общей грамотностью. Важно голосовое оформление всего сказанного, со всеми «эээ», «ммм».

Слушая малыша, логопед может определить эмоциональное состояние ребенка в момент разговора. Это необходимо если вы хотите понять тревогу малыша и разобраться с глубинными причинами, вызывающими проблемы развития речи.

К этой области относятся и психофизические проявления, среди которых плач, кашель, вздохи и смех. То есть все, что дополняет любую речь и не кажется чем-то мудреным, хотя на самом деле сложно переоценить важность подобных наблюдений, особенно в юном возрасте.

Что такое такесика?

Раздел коммуникологии, который заостряет внимание на взаимодействии ребенка с окружением. В данном случае специалист наблюдает за тем, как малыш осуществляет свое непосредственное общение путем пожатия рук и разнообразных прикосновений.

С возрастом количество типов общения возрастает, однако простые и эффективные средства и способы учебы даются нам с рождения в условно-рефлекторных и вербальных формах. В конечном итоге при общении человек может демонстрировать различные виды взаимодействий: Выделяются профессиональные или деловые, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

Невербальные коды и языки

    • Акцентирование (жест рукой сверху вниз).
    • Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).

  • Указание (указкой лектор показывает на график, схему).
  • Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).
  • Ритмические движения (в такт произносимым словам).
  • Изображение физических действий («Я его как стукну!»).
  • Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).
  • Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).
  • Адаптаторы — это мимика, движения рук, ног и т.д., они отражают эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.) Адаптаторы делятся на:

    • Самоадаптаторы
      — жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).
    • Альтерадапторы
      — движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).
    • Объект-адапторы
      — движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).

    Регуляторы — это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и др.) Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты.

    Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.)

    Вокалика (паралингвистика)

    Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.

    Они говорят об эмоциях людей

    . Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.

    Паралингвистика также характеризует личность

    . Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.

    Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи

    . Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

    Физические свойства (физикатика)

    Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.

    Хаптика (такесика)

    Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

    Проксемика в коммуникации

    Связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.) Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.

    Выделяют три типа пространства:

    • Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.
    • Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.
    • Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

    В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров — это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства.

    Хрономика в коммуникации

    Изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.

    Артефакты (артефактика)

    К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.

    Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.

    Ольфактика

    Занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.

    Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:

    • Слепота на запахи
      — это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми.
    • Адаптация к запаху
      — это привыкание к определенным запахам.
    • Память о запахе
      — некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания.
    • Неумеренный запах
      — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр.
    • Различие запахов
      — это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.

    Человек может выявлять до десяти тысяч запахов.

    Эстетика

    Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод.

    Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.

    Автор: Игорь Петрович Якoвлeв

    , доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.

    Источник

    Что такое проксемика?

    Здесь затрагиваются нормы происходящего общения и реакции ребенка на них. При любом диалоге человек выстраивает сразу несколько ограничителей с пространственной и временной нормой. Цель специалиста в данном случае заключается в том, чтобы понять, как малыш воспринимает и использует в беседе личное пространство, насколько он открыт для посторонних и как близко готов взаимодействовать с родителями. При этом учитывается реакция малыша на нарушение данных границ и связанные с этим жесты.

    Почему необходимо учитывать кинесику, просодику, такесику и проксемику в комплексе?

    Все дело в том, что некоторые знания к нам приходят на физиологическом уровне, они помогают ребенку с рождения и способствуют первым удачным взаимоотношениям с миром. Но большинство из обязательных умений и реакций не встроены в человеческую психику на уровне инстинктов, поэтому требуется время и силы для их развития.

    Можно ли этим пренебречь? Современный мир – это сплетение множества умений и знаний. Недостаточно четко произносить звуки, необходимо уметь говорить и взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, а эти возможности не развиваются без посторонней помощи.

    Яркий пример подобной «запущенности» – неприспособленные к жизни дети «Маугли», у которых отсутствие данных навыков выражено максимально наглядно. Во многих случаях человеческие нормы общения и жесты заменяются животными, которые растили этих малышей. Дети, выросшие в обычной среде, подобные знания перенимают у родителей и ближнего окружения, но и этого недостаточно.

    Наблюдение и изучение данных аспектов социального взаимодействия позволяет не только улучшить навыки общения, но и повлиять на становление личности. Доказано, что роль воспитания и развития огромна, при которой развиваются не только заложенные данные, но и формируются не всегда читаемые проявления индивидуальности, вплоть до привычки организовывать личное пространство тем или иным образом.

    Функции невербальной коммуникации

    Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы.

    При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.

    Основными функциями невербалики являются:

    1. Получение информации о личности собеседника – его темперамент, эмоциональное состояние, самооценка, социальный статус, принадлежность к определенной группе.
    2. Сведения о взаимоотношениях участников коммуникации – уровень общения, характер и тип отношений, динамика взаимоотношений.
    3. Сведения об отношении коммуникаторов к ситуации общения – включенность в ситуацию, стремление выйти из нее.

    Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:

    • Регулирование – невербальные средства используются для координации взаимодействия между собеседниками, снятие напряжения во время общения.
    • Дополнение – невербальные средства дополняют речь, делают ее выразительной.
    • Замещение – невербальное сообщение используется вместо вербальных средств (например, взгляд может сообщить о желании, мнении).
    • Опровержение – невербальное общение может противоречить вербальному.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Функции и задачи невербальной коммуникации 400 ₽ Реферат Функции и задачи невербальной коммуникации 270 ₽ Контрольная работа Функции и задачи невербальной коммуникации 240 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    Успешность коммуникации зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседников. Такой контакт зависит не только от умения человека говорить, но и от умения контролировать себя во время общения.

    Почему стоит обращаться к специалистам?

    Порой, самые простые и на первый взгляд безобидные привычки ребенка, могут быть тревожными признаками, которые будут влиять на будущий успех и самореализацию малыша.

    Отследить все эти моменты без подготовки и практики невозможно, поэтому если ваша цель – всесторонне развить ребенка, дав ему все необходимые навыки, то без опытных логопедов просто не обойтись. Наши специалисты разработают план занятий, исходя из индивидуальных потребностей и особенностей малыша.

    Дата публикации: 11.01.2022. Последнее изменение: 11.01.2022.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]