Аутизм — расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений
Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово «аутизм» означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.
Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.
Простыми словами: «Аутизм
— это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».
Виды расстройств аутистического спектра
На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:
Ранний детский аутизм
Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.
При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
- отказ от общения с близкими;
- тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
- отсутствие интереса к окружающему миру;
- отказ от еды;
- отсутствие зрительного контакта;
- повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.
Атипичный аутизм
Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.
При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
- симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
- средний уровень интеллекта;
- наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
- заторможенность речи.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.
При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:
- низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
- нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
- интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.
Синдром Ретта
Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:
- малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
- рассредоточенность внимания;
- возможны судорожные припадки;
- отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.
Какие существуют виды аутизма, на чем основана его классификация?
Аутизм, как понятие, объединяет несколько патологических состояний, а именно: • Собственно аутизм, известный под названием синдрома/аутизма Каннера. Это наиболее тяжелая форма заболевания с полным набором симптомов. Больные полностью асоциальны, речь неразвита или вообще отсутствует, речевой аппарат атрофирован. Когнитивные способности на самом низком уровне. Отмечается умственная отсталость средней или тяжелой формы, важные нервные центры не развиты, поэтому самостоятельное существование невозможно, необходим постоянный присмотр. В особо тяжелых случаях – госпитализация в специализированные медучреждения. • Синдром/аутизм Аспергера, представляющий легкую форму аутизма, при которой имеются проблемы с социализацией и коммуникацией, но без нарушения когнитивно-речевых функций. Замкнутость, странности поведения и некоторая скованность не мешают им быть абсолютно самостоятельными и полноценными членами общества. • Синдром Ретта – психоневрологическое расстройство у женщин. Проявляется после года жизни и сопровождается быстрым регрессом костно-мышечной и нервной системы, который медикаментозно остановить невозможно. Обычно лишь редкие женщины с этим синдромом достигают тридцатилетнего возраста, поэтому встретить взрослых женщин с синдромом Ретта довольно трудно. • Атипичный аутизм, куда входят РАС, не поддающиеся идентификации по первым трем формам, т.е. все те, которые имеют нетипичную симптоматику.
У взрослых чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм. При этом они могут отличаться высоким интеллектом или другими выдающимися способностями, например, фотографической памятью. Могут даже совершать открытия и достигать значительного карьерного роста. Например, признаки аутизма были у выдающегося художника Ван Гога, хотя точный диагноз его психического расстройства до сих пор остается тайной.
Благодаря дифференциальной диагностике аутизма у взрослых удалось классифицировать 5 групп людей-аутистов с разной интенсивностью симптомов: 1. Пациенты, практически не взаимодействующие с окружающим миром. Это неизлечимые больные, нуждающиеся в повседневной помощи. 2. Замкнутые люди, редко стремящиеся к общению и то, только по собственной инициативе. Навязать им коммуникацию со стороны практически невозможно. Любят пребывать в одиночестве и часами заниматься одним делом без сна, еды и отдыха. Также требуют каждодневного присмотра и организации быта. 3. Люди, не понимающие и не воспринимающие правила поведения и общественные нормы. 4. Аутисты, склонные легко обижаться и не умеющие самостоятельно противостоять проблемам. Их довольно трудно отличить от здоровых, что может сделать только специалист по психотерапии или психиатр. 5. Взрослые аутисты с интеллектом выше среднего, у которых мутации проявились не только легким аутизмом, но и генами «гениальности», что подтверждает пример с Ван Гогом. Кстати, в исследованиях установлено, что только 33% людей с аутизмом способны жить самостоятельно или лишь эпизодично нуждаются в помощи.
Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий
Биологическая теория
В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.
Генетическая теория аутизма
Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.
Теория поствакцинального появления аутизма
Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.
Теория нарушения обмена веществ
Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.
Опиоидная теория возникновения аутизма
В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.
Нарушения мелкой моторики при аутизме
Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму. Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний. Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком — отсутствием контакта с окружающими.
Симптомы аутизма можно разделить на три группы
Нарушение в сфере социального взаимодействия:
- отсутствие интереса к другим людям
- отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
- низкий уровень интереса
- отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
- ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
- отсутствие реакции при обращении к нему по имени
- отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
- проявление сопротивления при объятьях
- нарушения в сфере коммуникации
- избегание контакта «глаза в глаза»
- эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
- могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации
Нарушение в сфере коммуникации:
- аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
- однообразие игр и интересов
- присутствием навязчивых движений
«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»
Проявление нарушений действий:
- продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
- раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
- отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
- желание есть несъедобное
- хождение на цыпочках
- нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
- повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
- неприятие нового и незнакомого
- неприятие прикосновений, объятий
- самоповреждение
- отсутствие ощущения опасности
- нарушение сна
- особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов
Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:
1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.
2. Медицинская и психологическая помощь.
3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.
Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.
Лечение аутизма у ребенка
Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.
Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:
Немедицинская психотерапия
- Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
- Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
- Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
- Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
- Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
- Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
- Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами.
Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих.
Посетить занятия с профессиональными собаками — терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.
Медикаментозная терапия
Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.
Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.
Основная задача медикаментозного лечения
– это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также
некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.
Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:
- Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
- Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
- Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
- Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.
ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!
Аутизм. Жестокая правда жизни.
Пятница, 3 Апреля 2020
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии?
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Каковы причины развития заболевания?
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
· ДЦП;
· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Симптомы и признаки аутизма
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
· часто устраивает истерики;
· пассивен или, наоборот, гиперактивен;
· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
· нарушение социального взаимодействия;
· нарушение коммуникации;
· стереотипное поведение;
· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Нарушение социального взаимодействия
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
Нарушение коммуникации
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
Стереотипное поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
Интеллект у ребенка с аутизмом
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Виды аутических расстройств
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
· нормальные навыки речи, внятность речи;
· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Синдром Ретта
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
· замедление роста головы после года;
· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
· ухудшение координации движений;
· отсутствие речи.
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
· проведение тестов со специальными опросниками;
· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый? | Не является признаком | С высокой долей вероятности означает |
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный | Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания | Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя |
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое | Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя | Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены |
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение | Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми | Ему сложно понять предоставленную информацию |
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса | Непослушание, гиперактивность, невнимательность | У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки |
Можно ли вылечить аутизм?
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
· учат играть в ролевые игры;
· учат устанавливать эмоциональный контакт.
Поведенческое лечение аутизма у детей
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Логопедическое лечение
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Аутизм или другое заболевание?
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Прогноз
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Берегите друг друга!
Коррекция поведения
Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:
- организован правильный подход;
- коррекционная работа;
- лечение, если это необходимо.
Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.
Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.
Отличие аутизма от слабоумия
Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:
- насыщенной эмоциональностью;
- абстрактным мышлением;
- большим словарным запасом.
Такие симптомы не характерны для аутизма, но при таком заболевании у пациентов может наблюдаться и умственная отсталость.
Признаки у плода при беременности
Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.
Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.
Какие прогнозы делают врачи
Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.
Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.
Следует помнить что:
- Аутисты как и все люди способны любить, просто проявляют данное чувство не так как все.
- Не стоит избегать контакта с такими детьми, болезнь не определяет человека.
- Выставленный диагноз не приговор и не надо впадать в панику. Жизнь продолжается.
- Ребенок, так же как и его сверстники может учиться, но с особым подходом.
- При отсутствии видимых улучшений нельзя лишать малыша возможности радоваться жизни. Он может быть счастлив без исцеления.
- Больные аутизмом тоже нуждаются в любви и поддержке.
Особенности восприятия у детей-аутистов
Окружающий мир, включая близких им людей, дети-аутисты зачастую воспринимают фрагментарно. Например, на картине, где изображен человеческий профиль, такой ребёнок увидит только нос, глаз, ухо или брови. В редких случаях аутисты могут воспринимать группы деталей, но никогда не способны сформировать в сознании полную картину, которая складывается из них. Такое восприятие характерно для той группы аутистов, которую называют «савантами». Это дети, феноменально одарённые в музыке, математике, изучении языков или запоминании огромных массивов информации. Именно им присуща способность вычленять мелкие детали из общей картины, которая впоследствии приводит порой к гениальным открытиям и уникальным способностям.
Обострённая чувствительность при аутизме
Другим характерным проявлением аутизма является обострённая тактильная и аудиальная чувствительность ребёнка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребёнку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи — он будет носить только просторную одежду. Или ему претят комбинезоны — он готов надевать только раздельные вещи. Аутисту могут быть неприятны определённые ткани или детали одежды (скажем, ярлычок). Если у ребёнка бурная и неадекватная реакция на подобные мелочи, её можно рассматривать как проявление аутизма.
Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и, что самое сложное для родителей, на еду и игрушки. Мелкие кусочки гречи, мясные волокна или густая кашеобразная масса тоже могут быть непереносимы аутистами. Вопреки распространённому мнению подобная реакция никак не связана с расстройством пищеварения — дело именно в физической текстуре пищи: будь то жидкий йогурт или сосиска в тесте, ребёнок-аутист безошибочно определит и отвергнет любую попытку предложить ненавистный ему продукт в замаскированном или переработанном виде. Такие предпочтения у аутистов всегда индивидуальны и, как правило, обусловлены генетическими факторами.
Обострённая чувствительность распространяется и на определённые звуки: механический шум (автомобиля, принтера, газонокосилки) или крик могут спровоцировать агрессию у аутиста. Он будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ. Хорошая новость в данном случае заключается, пожалуй, только в том, что по реакции ребёнка легко определить и впредь избегать раздражителя, который её спровоцировал. В процессе лечения аутизма можно научить ребёнка не бояться, а с течением времени и вовсе не замечать этих звуков.
Как проявляются РАС
Проблемы с социальным взаимодействием.
Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы.
Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут.
Игры неигровыми предметами
(например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету.
Главенствующая тема интересов.
Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).
Нарушения в общении.
Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ, или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, продавцу в супермаркете.
Прогноз и профилактика аутизма
Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи.
Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии. Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми.
Особая одаренность аутистов
«Существует такое понятие как «савантизм» (от французского слова «саванта», что переводится как «ученый») — состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарен в какой-либо определенной отрасли. У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в определенной сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии легкой умственной отсталости. Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – следствие перинатальной патологии. Все причины возникновения аномалии до конца не известны, однако специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, способствующих рождению ребенка с указанным недугом. Некоторые ученые предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. Результаты МРТ и КТ вещества головного мозга доказывают, что у людей с синдромом саванта правое полушарие («ответственное» за творчество, пространственное и образное мышление) намного лучше развито, чем левое («ответственное» за аналитическое мышление, вербальная информация). Именно поэтому у аутистов и выявляются особые способности».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Детский кататонический аутизм
Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:
- однообразная ходьба, переходящая в бег;
- крик;
- смех, плач;
- длительные стереотипные движения;
- импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.
Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.
Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.