Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву — Личность


Личность

С самого начала Леонтьев привносит в эти работы фундаментальный отход от взглядов большинства своих современных психологов.

«В обычном, мирском понимании, — пишет А.Н. Леонтьев в своих Методических тетрадях, — это то, что управляет индивидуальными процессами деятельности, поведения. Это «мастер» процессов. Леонтьев считает, что это обычный способ мышления. Вообще-то, нет: Личность не является особым качеством или взаимосвязью психических процессов, она имеет иную природу: «Проблема личности — это проблема единства, взаимосвязь индивидуальной деятельности».

Разница между этими формулировками очень существенна. Взаимосвязь психических процессов — это то, что относится к психической реальности. Таким образом, мы относим личность к общей категории психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н. Леонтьев, с другой стороны, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики на уровень отношений с миром; как он впоследствии выразился, «проблема личности формирует новое психологическое измерение: новое, отличное от измерения, в котором происходит изучение того или иного ментального процесса». Эта позиция, идущая от Выготского, принципиально отличает подход А.Н. Леонтьева от взглядов А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно идеям А.Н. Леонтьева, личность — это особая реальность, заслуживающая особого внимания: «Личность — это не простое биологическое существо, это высшая сущность, историческая (социальная) природа». Это единство, идентичность, изначально не дано. Человек рождается не как личность. Личность человека возникает в процессе развития его жизни».

Таким образом, Леонтьев определяет личность как контекст, иерархию деятельности, а не психические процессы. «Человек становится личностью …. в ходе его биографии. В этом смысле личность — это «тромб» биографии». Иными словами, личность не является ни биологической, ни социальной, ни условиями, ни факторами, а является биографией, жизненным опытом! Личность — результат «кристаллизации» биографии. Это первая диссертация А.Н. Леонтьева.

Второй тезис: личность развивается, то есть существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют никакого отношения к развитию психических процессов. Третий тезис: личность имеет структуру. В самом начале вводится разграничение между человеком и личностью. Если человек является разновидностью биологического образования, единицей естественных органов и их функций, то личность является небиологической сущностью. Она возникает постепенно и обретает форму в течение жизни, так что возникает структура личности и в то же время личность, независимая от личности.

Действительно, та же самая общая идея, хотя и в несколько иных выражениях, перекликается в Деятельности более чем на три десятилетия позже. Сознание. Личность». Леонтьев начинает свой анализ личности с важного тезиса о том, что личность — это не все в человеке. Есть что-то, что не имеет ничего общего с личностью, и есть что-то, что делает, но это не известно заранее. «Одни и те же характеристики человека могут иметь разные отношения с его личностью». Наша задача, — пишет А.Н. Леонтьев, — требует от нас понимания личности как психологической реформации, которая формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — как природное, так и социальное — является необходимым условием развития личности, из которого невозможно вывести само развитие.

Личность впервые возникает, когда человек входит в историю, и он становится человеком только как субъект социальных отношений. «Личность человека ни в коей мере не существует по отношению к его деятельности, поскольку его сознание, оно порождено им».

Позиция А.Н. Леонтьева в отношении личности как «внутреннего момента» деятельности вызвала много критики, в которой его обвиняли в том, что он якобы сводил личность к деятельности, тем самым лишая ее специфичности. Однако Леонтьев никогда не говорил, что личность — это просто момент деятельности. Смысл этого тезиса состоит в том, что деятельность имеет «объектно-субъектную» структуру, она не может происходить без субъекта, который является личностью. Деятельность складывается из мотивов, а мотивы связаны с личностью, но не с личностью.

Кризис трех лет: основные симптомы

1. Негативизм. Активное противодействие КОНКРЕТНОМУ взрослому, стремление сделать все наоборот и противоречить (иногда малышу приходится отказываться даже от того, что ему хочется, лишь бы «досадить» взрослым), отчаянное сопротивление любой помощи («я сам!») и любому «нельзя» («а я буду!»), отрицание ради отрицания. На любую просьбу ответ один – «НЕТ!»


«Нет!» — это первая настоящая свобода ребенка.

Свобода, которую он осознает и которой может распоряжаться. Ему очень нужно ее почувствовать, это его внутренняя сила.

Через нее он понимает: он – отдельный, уникальный, всамделишный человек.

И чем сильнее потенциал его «Я», тем чаще, громче и настойчивее будет звучать его «Нет!» (на которое не стоит раздражаться, и за которое не надо наказывать).

Это «Нет!» потом позволит ему отказаться от плохой компании, наркотиков, плохих условий работы и неудовлетворительных отношений.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

2. Упрямство «из принципа». Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему сильно нужно, а просто потому что ОН так решил.

3. Своеволие. Желание ребенка все сделать самостоятельно и только так, как он считает правильным.

4. Конфликты «на ровном месте». Малыш может быть агрессивным и все время искать поводы поссориться с родителями.

5. Обесценивание. Все, что раньше было ценным и значимым для ребенка, перестает быть таковым: любимые игрушки ломаются, книжки – рвутся, прежние интересы объявляются глупыми. Уже усвоенные правила не соблюдаются.

6. Деспотизм/ревность. Если в семье есть другие дети, у трехлетнего малыша может появиться к ним яркая ревность и нетерпение. Если он в семье один, то часто начинает вести себя как «маленький тиран», требуя от близких взрослых полного подчинения.

Развитие личности. Личность и биография

Человек — это сочетание естественных органов и их функций, возникающее в результате дифференциации и в то же время интеграции живых контуров. Именно связь естественных потребностей определяет естественную иерархию деятельности. Личность, с другой стороны, является «связующим звеном и иерархии деятельности, не биологической, а исторической». Она определяется процессом дифференциации деятельности и ее переподчинения, возникает новая иерархия, новые, вторичные, высшие связи.

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. По его мнению, помимо естественных функций, существуют и более высокие функции человека. Они появляются в жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства во внутриличностное (в этом суть процесса интернационализации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с другими людьми.

Ниже приведен раздел «Филогенез личности. «Первоначальная личность…», — пишет Леонтьев, «еще не является индивидуальной личностью». Люди первобытного кланового общества… еще не… «отделенный от пуповины первобытного общества». Они образуют некое единое целое. Исторически сложилось так, что личность развивается как отделение и автономизация индивидуумов от первичной тотальной личности. Первоначально сообщество, социальная группа — это единая личность, затем из нее постепенно выкристаллизуется автономная личность.

Следующий основной тезис характеризует направление развития личности: от «действия для удовлетворения своих естественных потребностей и призывает» к «удовлетворению своих потребностей, чтобы действовать, чтобы выполнить свою жизненную задачу, чтобы выполнить свои жизненно важные человеческие цели». Причинно-следственная структура перевернута: сначала действия ради нужд, затем нужды ради действий.

Теория личности активно развивалась А. Н. Леонтьевым.

Основные положения этой теории можно резюмировать следующим образом.

По мнению исследователя, личность — это не просто человек с определенным жизненным опытом, а человек, развитие которого связано с формированием мотивационной сферы. Человек может быть признан личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями общества. Качество и масштаб ценностей, которые человек усваивает и принимает, определяют качество и масштаб его личностных характеристик.

А. Леонтьев определил этапы развития личности, которые, как правило, отражены в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» происходит в дошкольном возрасте и знаменует собой формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение бессознательных мотивов и побуждений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Можно определить временные рамки «рождения первого ребенка»: Она начинается примерно в 3 года и продолжается до младшего школьного возраста. Таким образом, это не одновременный, а длительный процесс.

Основным критерием существования этого этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социальной структуры в качестве основных мотивов поведения. Внешним проявлением такого принятия является, например, способность ребенка «не брать» желанный предмет просто потому, что взрослый, который его воспитывает, запретил это. Важно, чтобы эта способность вступала в игру даже тогда, когда ребенок находится наедине с объектом, о котором идет речь, — ребенок должен понимать, что объект не должен быть взят ни при каких обстоятельствах. Когда ребенок способен таким образом подчинить желания распоряжениям взрослого, можно сказать, что социальная норма, действовавшая как внешний регулятор деятельности ребенка (т.е. родителю приходилось повторять его требования), превратилась во внутреннюю форму регулирования.

Отдельно необходимо описать «эффект горьких конфет», выявленный в ходе одного из экспериментов Леонтьева. В этом расследовании участвовал ребенок дошкольного возраста. Суть эксперимента была суммирована следующим образом. Ребенку было дано задание забрать предмет со стола, не выходя из комнаты, при этом стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз ребенок получал конфетку за успешное выполнение задания. За это время, в то время как взрослый контролировал процесс, ребенок выполнял задание по мере необходимости — не вставая. В середине эксперимента взрослого якобы попросили ненадолго покинуть комнату, и он вышел (на самом деле, он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок остался один, чтобы забрать предмет, он просто встал со своего места, подошел к предмету и взял его. Взрослый, который вернулся в комнату и нашел предмет в руках ребенка, предложил ему кусочек конфеты для правильного выполнения задания. Но ребенок сначала отказался от награды, а когда взрослый настаивал, то плакал тихо.

А. Н. Леонтьев предложил следующее объяснение явления. Каждое действие ребенка объективно вписывается в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок — взрослый», другим — «ребенок — субъект». А поскольку любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано только в форме деятельности этого субъекта, движимого определенным мотивом, А.Н. Леонтьев отмечает, что действие ребенка по-разному коррелировало с двумя значимыми мотивами: желанием забрать объект (поскольку за него ожидается награда), но получить его социально-утвержденным способом сложно (а ребенок в этом возрасте старается оправдать ожидания взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил вознаграждение за «правильное» решение задания, ребенок испытал мотивный конфликт, сделав конфету «горькой» для него в личном смысле.

Этот эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс со-подчинения мотивов, и социально значимые мотивы, отражающие соблюдение социальной нормы, представляются наиболее важными.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]