Содержание понятия межличностных отношений статья по теме


Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Межличностное общение — взаимодействие, характеристики, психология, молодежная среда, культура

Человек рождается и живет среди других людей, поэтому общение с ними становится обязательным. Межличностное общение – это один из способов контакта человека с другими людьми. Причем данному способу взаимодействия нужно учиться, чем и занимаются родители с самого рождения ребенка.
Общение происходит в непосредственных межличностных отношениях, психология чего до сих пор изучается.

Межличностным общением называется просто словесный контакт двух людей. Носит он различный характер, что зависит от отношений, в которых собеседники находятся, и от ситуации, в которой общение возникает.

Однако именно на уровне общения читатели сайта психологической помощи psymedcare.ru развивают свои проблемы, из-за которых потом обращаются к специалистам за помощью.

Следует понять, что основной и главный вид взаимодействия между людьми является общение. С кем бы вы ни столкнулись, а вы с ним в первую очередь пытаетесь поговорить. Именно от того, насколько хорошо вы подберете слова и выразите свои мысли, зависит дальнейшее качество вашего взаимодействия и развития отношений.

Не отдавайте инициативу в чужие руки за исход принятия решения. Если речь идет о том, что вы будете совершать какие-то поступки, от вас будет что-то зависеть, вы желаете достичь некой цели, тогда и инициатива в переговорах должна оставаться за вами. Вы имеете право отказать, если вас не услышали.

Вы вправе согласиться, если оппонент учитывает ваши интересы. Вы имеете право менять свои желания, если видите, что не можете договориться с другими людьми. В любом случае от вашей инициативности и активного участия зависит получаемый результат.

Если вы передадите инициативу за принятие решения, тогда вас просто сделают рабом для удовлетворения чужих желаний.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Конечно, ваш собеседник тоже проявляет инициативу в поддержании разговора, высказывании своего мнения и стремлении достичь собственных целей. Это нормально. Важно другое – то, чтобы у каждого из собеседников оставалась его инициатива и никто ее не подавлял.

Довольно часто манипуляторы получают желаемое посредством того, что подавляют волю своих собеседников. Один из способов этого достичь – отнять инициативу у другого человека. Собеседник должен перестать думать о себе, своих желаниях. Он должен полностью подчиниться воле партнера.

Это можно сделать разными способами, например, высмеивать любые сказанные слова или оскорблять оппонента. В любом случае, как только человек перестает бороться за свои желания и пытаться договориться (иначе не собирается сотрудничать с людьми), в тот момент им начинают манипулировать.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Вы имеете право отстаивать свои интересы и желания. Вы имеете право договариваться с другими людьми, а не слушаться их указаний.

Вы имеете право им отказать, если они не желают выполнять условий, которые вы им выдвигаете. В любом случае вы вправе защищать собственные границы.

Это можно сделать путем сохранения собственной инициативы во время общения с людьми.

Общение по интересам

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер.

Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде.

Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций.

Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет.

Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Стойкое неприятие оттенков

Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету.

Главное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения.

Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы.

Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.

Способность иметь свое мнение

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко.

Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями.

Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями.

Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости.

Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Молодежный жаргон

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе.

Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску.

К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

Неформальные объединения

Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.

Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ.

Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени.

Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.

Классификация

Массовое общение в принципе не является отдельным видом. Психология подразумевает целый ряд таких видов, каждый из которых имеет свое название и характеристику. Общение – довольно сложный процесс. Именно поэтому его разделяют вот на какие виды:

  1. Во-первых, это необходимое общение. Это те самые межличностные контакты, те люди, без которые практически сводится к нулю совместная деятельность.
  2. Желательные контакты. Такие контакты позволяют вам решить проблему, причем в крайне благоприятном для вас свете. Решение любых воспитательных, производственных и других отношений невозможно без желательного общения.
  3. Нейтральное. Не сказать, что данные контакты являются позитивными, но негатива в них тоже нет. Это просто общение между людьми, которое не приводит ни к каким результатам – будь они решающими или простыми, повседневными. Такое общение не мешает, но и не приводит к необходимому воздействию.
  4. Нежелательное общение. Крайне затрудняют позитивный исход поставленных задач, взаимодействие довольно неблагоприятно сказывается на решении проблем. Такое общение может привести к еще большим дополнительным неприятностям.

К слову, именно общение приводит к продуктивности. Практически все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и достигают этого различными способами, не зная, что простое общение может действительно повлиять на повышение работоспособности.

Иногда наша продуктивность повышается после общения с человеком, который нас вдохновляет и заставляет двигаться дальше.

А иногда просто побывав на одной лекции и послушав мнения других людей, делаешь определенные выводы, которые тоже приводят к повышению собственной работоспособности в целом.

Виртуальное общение

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ».

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но и одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

В большинстве случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности [1, c.211].

В работах Л.С. Высотского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Очень часто межличностные отношения в подростковом периоде развиваются не совсем гладко, что в свою очередь не может не повлиять на самооценку в течение всей его жизни. Таким образом, главной проблемой в становлении личности, можно считать именно самооценку.

Любому человеку в любом возрасте нужно быть замеченным другими, чтобы получить позитивные оценки своей деятельности. Когда человек только осознает самостоятельность, такая потребность быть заметным выражена сильнее всего. Предпочтительным для большинства подростков является групповое общение, взаимодействие в больших или малых компаниях сверстников. Но включенность в группу у каждого подростка разная, и она определяет направленность развития его личности и стиль социального взаимодействия. Трудности и проблемы в общении, встречающиеся чаще всего, могут быть вызваны индивидуально-психологическими особенностями каждого человека, а так же его интеллектуальными, волевыми и личными проявлениями.

Многие упрекают подростков в эгоизме, эмоциональной глухоте и зацикленности на себе, эти обвинения можно считать верными. Тем не менее этот эгоизм необходим, так как только если подросток много думает о себе, и постепенно принимает себя как отдельную от родительского дома фигуру, это ощущение взросления помогает расти его самооценке и определяет отношение к жизни. Самооценка должна быть адекватной для развития сознания, чтобы верно воспринимать собственные физические и умственные способности, и принимать особенности за неизбежность.

Для подростков в личном общении часто характерна имитация поведения человека-ориентира или авторитета. Чаще всего это какой-то значимый взрослый, достигший внешнего успеха. В связи с недостаточной базой для критики и некоторой несамостоятельности в суждениях, для подростка такие люди-образцы могут негативно влиять на их поведение и дальнейшую жизнь. Поэтому именно задача максимального развития навыков взаимодействия в коллективе должна быть для подростка и его окружения значимой и актуальной настолько, чтобы поставить ее на первое место.

Уровень коммуникативных навыков может поначалу быть очень низким, но если вовремя обратить на проблему внимание, он восстановится быстрее, чем в более позднем возрасте. Отсутствие общения обычно связано с отставанием в учебе, к конфликтам не только с учителями, но и со сверстниками, порой со всем классом или школой. У подростка нет навыка в решении таких конфликтов, поэтому для подобных ситуаций вмешательство взрослых неизбежно.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении — аффилиативной потребности.

Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

В 7 — 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой — происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы.

К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 1994.- 364с.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Виды межличностных отношений

Межличностные отношения по-разному квалифицируют, есть множество типов и видов. Они определяются психологической близостью между личностями, оценкой общения, позицией возвышения, унижения или равенства и степенью знакомства. Связи между лицами бывают двух основных видов:

  • Первичные.
  • Вторичные.

К первичным контактам относятся знакомства и связи, возникающие сами по себе. Часто это продолжительное общение, основывается на эмоциях и ощущении обязательств перед другим лицом. Охватывают множество ролей, моделей поведения, ситуаций; они не ограничиваются нормами взаимодействия, личности первичных связей достаточно друг друга знают. Один их участник не может просто заменить другого новым индивидом.

К вторичным контактам относятся связи для выполнения задачи, для совместного и быстрого обучения. Относительно кратковременная связь между собеседниками, она характеризуется ограниченным взаимодействием, четкими правилами. Они редко характеризуются большой эмоциональной вовлеченностью, собеседники легко заменяются. Наиболее распространенный вид отношений — это знакомство.

Главный критерий в квалификации контактов – как долго готова личность общаться.

Второй критерий – как индивид выбирает себе собеседника. Избирательность определяется вещами, ради которых устанавливаются и производятся связи. Большая селективность — отношения дружбы, любви. Наименьшая – знакомства.

Третий критерий – это вопросы, задачи; они решаются во время межличностных связей. К примеру, в одной группе, посвященной рисованию. есть межгрупповые связи. Но цели у индивидов расходятся: стать дизайнером или повысить навыки.

Еще три критерия, с помощью которых разделяют межличностное общение:

  • расстояние между личностями;
  • как часто они общаются;
  • требования к собеседнику.

Если личности долго и часто общаются, расстояние не может повлиять на их связи.

Дружеские обращения делятся на инструментальные и эмоционально-исповедные. Инструментальная дружба похожа на товарищеские контакты; в этой дружбе индивид помогает другому в случае беды. Но эта дружба не выходит за рамки выгоды для товарища. Эмоционально- исповедные дружеские связи строятся на взаимной симпатии и доверчивости.

Характеристика межличностных отношений разделяется на два типа: официальные (формальные) и неофициальные (личные).

Формальные контакты между лицами строятся на взаимодействиях по поводу работы; эти отношения имеют нормы и правила.

Личные симпатии создаются на основе эмоций, чувств индивидов, их привязанности. Формальные и личные расположения в реальной жизни дополняют друг друга.

Когда начинается контакт, происходит первый уровень общения – знакомство. После этого уровня отношения могут развиваться или остаться на прежнем уровне. Следующий уровень – приятельство. Эти отношения не предполагают доверия и поддержки, но личности находят общие темы и интересы. Когда интересы становятся ближе, личности хорошо знают друг друга – третий уровень, товарищество. Высокий уровень межличностных связей – это дружба. Это помощь, поддержка в любой ситуации, высокое доверие. Крепкий и надежный уровень связей – супружество. Партнеры закрепляют связи своими чувствами, становятся близкими друг для друга.

Межличностные отношения бывают трех форм:

  1. Позитивные:
  • любовь;
  • близость;
  • дружба;
  • приятельские;
  • альтруизм – бескорыстная забота о других.
  1. Нейтральные:
  • аутизм – уход от других личностей и погружение в свой внутренний мир;
  • безразличие;
  • конформизм – соглашательство, примирение;
  • эгоизм – удовлетворение своих требований за счет других.
  1. Негативные:
  • ненависть;
  • агрессия;
  • неприязнь.

Уровни межличностных отношений

Изначально, перед тем как люди начали общаться друг с другом, между ними происходит знакомство. После этого отношения могут развиваться и переходить на другой уровень либо остановиться на этой ступени. Большинство людей, с которыми нам приходится взаимодействовать, мы можем назвать знакомыми.

Следующим уровнем межличностных отношений является приятельство. Здесь люди уже имеют общие интересы, могут поговорить друг с другом на различные темы, предложить или попросить помощи и дать дельные советы. Однако такие межличностные отношения в группе не предполагают абсолютного доверия и бескорыстной поддержки в любых трудных ситуациях.

На уровне товарищеских отношений межличностные связи становятся более прочными. Человек хорошо знает своего товарища, а их интересы очень близки.

Одним из высших уровней межличностных отношений считается дружба. Она предполагает искренность и открытость, готовность помочь в любой ситуации, характеризуется сопереживанием и беспокойством за своего друга. Как правило, настоящих друзей не так много, и люди стараются ценить тех, кого могут считать таковыми.

Самой крепкой и надежной связью можно назвать супружество. При этом партнеры закрепляют чувствами свои отношения и становятся по-настоящему близкими друг для друга.

СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна, человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Читать реферат по психологии:

Проблемы межличностного общения в молодежной среде – это серьезный пласт в развитии психологии отношений. Данная тема представляет собой общественный интерес, поскольку затрагивает модели человеческого взаимодействия. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, но порой не знает, что сделать для воспитания самодостаточности, не умеет понять его до конца.

Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами. Стоит обратить внимание на настроение участников.

Как правило, взаимодействие нескольких подростков между собой носит сугубо эмоциональный характер. Юношеский возраст предполагает глубоко интимные беседы о том, что в данный момент является значительным, представляет личный интерес для всех собеседников.

Подростки редко отличаются особенной тактичностью, поэтому в процессе их взаимодействия друг с другом то и дело вспыхивают споры, и даже случаются ссоры.

Стратегии межличностного взаимодействия

Различные исследователи выделяют следующие важнейшие виды мотивов, которые побуждают людей вступать во взаимодействие с другими людьми:

  • мотив кооперации – максимизация выигрыша в общем.
  • мотив индивидуализма – максимизация своᴇᴦο выигрыша.
  • мотив конкуренции – максимизация выигрыша в относительном выражении.
  • мотив альтруизма – максимизация выигрыша иного человека.
  • мотив агрессии – минимизация выигрыша других.
  • мотив равенства – минимизация разности выигрышей.

Исходя ᴎɜ первоначальнои̌ социальнои̌ мотивации участников межличностного взаимодействия, принято выделять следующие главные стратегии их поведения:

  1. Противодействие, подразумевающее использование мотива максимизации собственного выигрыша. Сотрудник организации полностью ориентирован только на собственные цели, не учитывая цели ᴇᴦο партнеров и коллег.
  2. Избегание, соответствующее мотиву минимизации выигрыша у других. Эта стратегия заключается в том, чтобы уйти от истинного взаимодействия, контакта, собственные цели теряются ради исключения возможности выигрыша кем-либо другим.
  3. Уступчивость, которая ориентирована на использование мотивов альтруизма. Сотрудник организации в таком случае готов пожертвовать собственными целями достижения цели ᴇᴦο партнерами по организации.
  4. Компромисс, который позволяет реализовать мотивы минимизации различий в выигрыше. Сущность стратегии компромисса заключается в том, что партнеры по организации идут на неполное достижение своих целей ради условного равенства.
  5. Сотрудничество, направленное на наиболее полное удовлетворение участниками межличностного взаимодействия их потребностей. С помощью даннои̌ стратегии можно реализовать такие мотивы социального поведения людей в организации, как мотив кооперации и мотив конкуренции.

Дополнительный материал 2

Последнюю ᴎɜ перечисленных стратегий можно назвать наиболее продуктивнои̌ с позиции эффективности взаимодействия и наиболее успешнои̌ с точки зрения самочувствия всœех участников общения и их взаимоотношений.

При ϶том, в реализации она весьма сложна, так как от партнеров по общению требуются значительные психологические усилия по формированию благоприятного климата, сглаживанию появляющихся противоречий при соблюдении взаимоуважения и взаимопонимания.

Императивное общение

Определение 1 Императивное общение представляет собой авторитарную, директивную форму взаимодействия на партнера для достижения контроля его поведения и внутренних установок, принуждения к каким-либо решениям или действиям.

Партнер по общению в этом случае является объектом воздействия, пассивной стороной. Особенностью императива можно назвать отсутствие завуалированности конечно цели. Средством оказания такого влияния могут стать приказы, предписания, указания и требования.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов – паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Речевой этикет молодежи

Речевой этикет отражает нормы языка, принятые в определенной среде. Соблюдение установленных правил позволяет наладить коммуникацию, избежать конфликтов, донести свою мысль до собеседника. Манера речи определяется социальным статусом, воспитанием, возрастом говорящего.

Особенности речевого этикета в молодежной среде

Для общения со сверстниками среди молодежи принято обращение на «Ты». В данной среде не обращаются к собеседнику по фамилии и имени, если это происходит, то может означать ироничное или негативное отношение к человеку. Если приятель хочет дать совет или пожелать что-то сверстнику, используются глаголы повелительного наклонения: «Начинай», «Делай», «Забей».

В речи практически отсутствуют формулы сверхвежливости, выражения из высокого стиля, которые могут использоваться людьми старшего поколения. Вербальное выражение вежливости ограничивается устойчивыми фразами, разбавленными заимствованной или жаргонной лексикой, нередко в общении проскальзывают слова-паразиты.

В процессе разговора в речь часто включается много иностранных слов, что связано с влиянием западной музыки и киноиндустрии. Молодые люди общаются преимущественно резкими, лаконичными фразами, используют грубую лексику. Упрощение языка во многом связано с развитием социальных сетей, ведением переписки, которая требует сокращения слов.

Женщины часто отличаются многословием, применением уменьшительно-ласкательных форм. Общение между девушками носит эмоциональный характер, собеседницы могут делать друг другу комплименты, говорить в компании на личные темы. Женское общение более тактичное и вежливое, мужчины менее сдержаны.

Виды межличностных отношений

В зависимости от тех или иных критериев, существует несколько классификаций межличностных отношений. Исходя из целей, преследуемых индивидами во время взаимодействия, выделяют первичные и вторичные отношения. Первые из них возникают, как правило, самостоятельно и непроизвольно. Вторичные межличностные отношения определяются конкретными функциями и задачами людей в процессе общения.

По своему характеру межличностные отношения могут быть деловыми (формальными) либо личными (неформальными). Деловые коммуникации основаны на взаимодействии людей по поводу работы и служебных обязанностей. Они носят официальный характер и регламентируются некими правилами и нормами. В чем состоят основные особенности межличностных отношений личного типа? В отличие от деловых, они диктуются чувствами и эмоциями людей, их привязанностями и интересами. Такие отношения строятся на доверии и взаимопонимании.

С точки зрения статуса и равноправия людей, вступающих в отношения, выделяют субординацию и паритет. В первом случае один из участников взаимодействия занимает по отношению к другому руководящую позицию. При втором варианте люди общаются на равных.

Социальное общение

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Конфликты в межличностных отношениях

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Нет, он не может. Человек формируется как личность, это происходит в обществе; оценки и мнения других влияют на мнение человека о себе. При общении с другими людьми, он получает новые знания, эмоции и чувства. При отсутствии этих компонентов, человек не может развиваться.

Но при общении также возникают конфликты. Общению мешают такие вещи, как:

  • отсутствие уважения. Каждая личность заинтересована в уважении и почете к ней. При невыполнении этих требований общение не развивается, человек не желает общаться с другим;
  • неуверенность в себе. При низкой самооценке человека не будут уважать, соответственно, общение прекратиться;
  • нехватка в терпении и высокие ожидания. Когда у человека слишком высокие требования для другого человека, и он просит их выполнять ради общения, это говорит о неуважении к другому человеку;
  • привязанность – никто не в силах прожить с человеком всю жизнь. Если собеседник не может этого понять и требует уделять себе больше времени, это говорит о низкой самооценке и высоких потребностях.
  • Чтобы не допустить конфликт, личность должна работать над собой, своей самооценкой, требованиями. Но ради качественных межличностных связей желание измениться должно исходить от двух собеседников, иначе конфликт произойдет, рано или поздно.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Введение

Одно из основных желаний человека – желание быть понятым. Главную роль в процессе понимания играет язык. Вместе с тем понимания можно достичь и в результате «соответствующего использования комплекса экстралингвистических факторов, обусловленных, в первую очередь, национально-культурной спецификой носителя языка» [1, 112]. Понимание осуществляется в ходе коммуникации, на которую существенное влияние оказывают стереотипы, реализуемые представителями той или иной лингвокультурной общности. В каждой культуре есть свои стереотипы поведения и, по мнению , они составляют первый круг явлений, которые необходимо знать, чтобы избежать «культурного шока» [2, 14]. Процесс стереотипизации предполагает статичный взгляд на общество и человека, стремление свести всех людей к ограниченному числу типов со стандартным набором характеристик. Результатом данного процесса может стать несовпадение идентификации и самоидентификации коммуникантов, неверная оценка образа партнера по коммуникации, навязывание собеседнику определенного типа поведения [3, 142].

В настоящее время проблемы коммуникации являются предметом исследования во многих научных дисциплинах: психологии, педагогике, социологии, более всего – в лингвистике (в том числе в риторике, стилистике, культуре речи, психолингвистике, прагмалингвистике, прагматике общения, теории общения, теории речевых актов, дискурсивной лингвистике). Литературоведение обратилось к этой проблеме сравнительно недавно. Появился ряд работ, связанных с исследованиями проблем коммуникации в художественной литературе.

Целью нашей работы является исследование способов возникновения коммуникации в молодежной среде.

С этой целью решаются следующие задачи:

    проведение анкетирования среди людей подходящей возрастной категории; анализ результатов анкетирования; изучение специфики молодежной коммуникации в 19 веке на основе художественной литературы.

Материалом для исследования послужили статистические данные, изыскания в области теории и практики коммуникации, а также произведения художественной литературы 19 века.

Определение и сущность коммуникации

В статье Российской социологической энциклопедии читаем: «Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон» [4, 274].

В модели Лассуэлла отражается не только структура коммуникации, но и способ ее исследования: «Кто сообщает? (коммуникатор) – Что? (информация) – По какому каналу? (канал передачи) – Кому? (коммуникант, аудитория) – С каким эффектом? (обратная связь)» [6, электронный ресурс].

В модели бихевиоризма основой коммуникации служат речевые сигналы. еннона – У. Уивера основана на математической теории коммуникации. У. Шрамм и Ч. Осгуд предложили циклическую модель коммуникации, считая, что «коммуникацию нельзя рассматривать как линейное взаимодействие, поскольку это цикличный процесс и в ходе коммуникации ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями. Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами), в результате чего коммуникация превращается в диалог» [6, электронный ресурс].

Отечественный психолог разработал двухканальную модель, в которой коммуникация представлена как «двухканальный процесс, состоящий из вербального, речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов» [6, электронный ресурс].

Кроме того в современной науке коммуникация понимается «либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в котором коммуникаторы поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации» [6, электронный ресурс].

Таким образом, в данной работе под коммуникацией подразумевается взаимодействие индивидов в ходе передачи информации друг другу при наличии заинтересованности в коммуниканте.

Способы коммуникации в среде современной молодежи.

Важную роль играет гендерная коммуникация. Взаимоотношения между полами во все времена находились под пристальным вниманием общества, однако особенное значение они приобретают в период социализации молодежи, поскольку именно в этот момент молодые люди стремятся соответствовать поведенческим стереотипам.

Как показывают исследования, современная молодежь «в условиях дромократии (власти скоростей) стремится к максимально быстрому обмену информацией», что делает социальные сети важнейшим элементом коммуникации [5, электронный ресурс]. Поэтому одна часть нашего исследования проводилась путем анкетирования, а вторая – в виде опроса в социальной сети «VKontakte».

В ходе нашего исследования было опрошено 67 юношей и 107 девушек в возрасте от 14 до 20 лет путем анкетирования и с использованием социальных сетей.

В ходе структурирования и анализа собранного материала были получены следующие результаты:

Знакомство Общественные места (улица, парк, торговый центр, кафе, клуб, библиотека) В компании, с помощью друзей В социальных сетях
Юноши 32 19 16
Девушки 56 41 34
Способность быть инициатором коммуникации Да Нет
Юноши 52 15
Девушки 41 66
Способ первичной коммуникации «Особая» фраза Первое, что придет в голову Передача инициативы партнеру по коммуникации Поиск общих тем
Юноши 21 16 4 26
Девушки 5 2 29 50
Способность проявить чувства первым Да Нет Возможно
Юноши 30 10 27
Девушки 16 34 57
Способы коммуникации с объектом симпатии Отсутствие коммуникации Прямое сообщение Приглашение куда-либо С помощью посредников Письменное сообщение Сообщение в социальных сетях «Лайк» в социальных сетях
Юноши 7 20 17 7 3 4 9
Девушки 21 18 22 10 5 19 24
Действия в случае коммуникативной неудачи Ничего Повторная попытка Поиск другого объекта
Юноши 30 23 14
Девушки 74 7 26

Таким образом, большинство современных юношей знакомятся самостоятельно и зачастую первыми, а девушек – с помощью посредников. Первыми в чувствах признаются юноши, тогда как девушки предпочитают проявлять знаки внимания в социальных сетях. 45% опрошенных молодых людей попытаются вновь привлечь внимание девушки в случае неудачи, среди девушек на повторную попытку готовы только 6%.

Способы коммуникации среди молодежи 19 века.

Для сравнения стандартных ситуаций начала коммуникации между юношей и девушкой были избраны художественные произведения 19 века. Материалом послужили «Евгений Онегин» , «Герой нашего времени» , «Отцы и дети» , «Обломов» .

В силу отсутствия в 19 веке целого ряда современных технологий и наличия строгого свода правил поведения, способы первичной коммуникации и коммуникации с объектом симпатии значительно отличаются от современных.

Коммуникативная ситуация Юноши Девушки
Знакомство С помощью посредников С помощью посредников
Способ первичной коммуникации С помощью посредников С помощью посредников
Способность проявить чувства первым Да Редко
Способы коммуникации с объектом симпатии Прямое сообщение.

С помощью посредников.

Письменное сообщение.

Прямое сообщение.

С помощью посредников.

Письменное сообщение.

Действия в случае коммуникативной неудачи Ничего.

Повторная попытка.

Поиск другого объекта.

Ничего.

Поиск другого объекта.

Однако, как видно из таблиц, способность проявить чувства первым и действия в случае коммуникативной неудачи сходны с современностью

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. Франсуаза Саган

Виртуальное общение

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Межличностные отношения в группе

Это система контактов личности с членами группы,которые субъективно переживаются. Группа состоит из людей, которые связаны общим делом. Между личностями в группе происходят деловые связи, так как члены группы объединены одним занятием, целью.

Существуют также вертикальные связи, которые формируются между людьми, занимающими различные позиции в официальном или неофициальном строении группы. Горизонтальные контакты — связи людей, которые занимают одинаковое положение в группе. Взаимодействие между преподавателем и студентом вертикальное, а между студентом и его одноклассниками – горизонтальное.

Также связи бывают рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге. Психологов интересуют закономерности эмоциональных: дружба, привязанность, любовь, симпатия между членами группы.

Межличностные и межгрупповые связи различаются количеством людей, участвующих в общении и общих интересах, занятиях.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость

Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы

Межличностное общение, его психология

Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

  • Поведение
  • Мышление
  • Личность
  • Отношения

Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]