Общение в системе межличностных и общественных отношений


Введение

Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи; в такие отношения часто вступают люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

Общим фактором этих отношений являются различные чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить отношения. Если ваш начальник усложняет вам жизнь, вы можете попрощаться с ним; если продавец в магазине не уделяет вам должного внимания, вы больше туда не пойдете; если сотрудник ведет себя нелояльно по отношению к вам, вы предпочтете по возможности не общаться с ним и т. д.

Но если между нами и самыми близкими нам людьми возникают проблемы, это обычно приобретает для нас первостепенное значение.

Сколько людей обращаются к психологу из-за плохих отношений с парикмахером? С другой стороны, мы видим так много людей, обращающихся за консультацией и помощью в связи с домашними, семейными и коллективными неурядицами.

Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся межличностных отношений, не только не потеряли своей актуальности на протяжении нескольких веков, но и становятся все более значимыми для многих социальных и гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможность достижения в них взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом человеческой жизни, межличностные отношения играют важную роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от достигнутого уровня взаимопонимания.

Роль коммуникации в межличностных отношениях, несмотря на повышенный интерес к ней со стороны ряда социально-гуманитарных наук, все еще недостаточно изучена. Поэтому выбор темы курсовой работы обусловлен следующими моментами:

  1. Необходимостью четкого выделения категории общения из области взаимосвязанных категорий отношения;
  2. Попыткой структурировать межличностное отношение в соответствии с уровнями общения.
  3. Потребность общества в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов, связанных с непониманием.

Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностных отношениях, а также в попытке структурировать межличностные отношения в соответствии с уровнями общения.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи :

  • Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения и общение»;
  • Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;
  • Проанализировать различные подходы к изучению процесса общения, выявить основные формы, уровни, функции этого процесса;
  • Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений посредством общения.
  • Интерпретация и формулировка выводов.

Объектом исследования являются межличностные отношения.

Предмет исследования — роль общения в межличностных отношениях.

Гипотеза исследования: коммуникативный тренинг повышает социальный статус личности.

Методологической и теоретической основой курсовой работы является реляционный подход, который позволяет достаточно полно раскрыть сущностные основы межличностного отношения и общения.

Для изучения данной темы я исследовала следующие методы: на теоретическом уровне — анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом уровне — проведение тренинговых занятий. Метод социометрии, шкала самооценки Спилберга-Ханина, методика критериев G-знака.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

  1. Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
  2. Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
  3. «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
  4. Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
  5. Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
  6. Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
  7. Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

На качелях

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

  1. Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  2. Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  3. Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  4. Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.

Место и характер межличностных отношений

В социально-психологической литературе высказывались различные точки зрения на вопрос о том, где «располагаются» межличностные отношения, прежде всего по отношению к системе социальных отношений. Природу межличностных отношений можно правильно понять, если не ставить их в один ряд с социальными отношениями, а рассматривать их как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа социальных отношений, а не вне их.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы социальных отношений: их важнейшей специфической чертой является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Отечественная школа психологии выделяет три типа, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все типы этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми формируются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе — как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними социальных отношений.

Все это ставит вопрос о методологических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология уделяла внимание в основном межличностным отношениям, поэтому для их изучения гораздо раньше и полнее был разработан арсенал методологических средств. Основным из этих средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого он является приложением к его конкретной теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергается критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась очень популярной.

Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования используется социометрическая методика, основателем которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Психология межличностного воздействия

В предыдущих разделах были подробно рассмотрены проблемы межличностного восприятия и формирования межличностных отношений с партнером по общению, что в целом является благоприятным условием для психологического воздействия на партнера.

Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью вызвать изменение психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Передаваемая информация может быть вербальной или невербальной. В большинстве случаев психологический эффект основан на взаимном обмене информацией, влиянии и взаимовлиянии, взаимном действии. Роль психологического воздействия в практике очень велика (например, с его помощью можно управлять людьми в реальной жизни). В связи с этим психологическое воздействие часто может быть конечной целью общения, что подразумевает формирование определенных убеждений и мотивации партнера по межличностному контакту. По содержанию психологическое воздействие может быть воспитательным, управленческим, идеологическим и т.д.

В последнее время в социально-психологической литературе стали использоваться узкие понятия «личное влияние» и «личностное влияние». Интересное определение личного влияния дает В. М. Погольша, который трактует его не как процесс, а как «способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим или другим развивающим способом, изменяя не только поведение человека, но и установки, мотивы, сознание и даже характер». Личное влияние, по ее мнению, проявляется практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в обществе, когда удовлетворяются потребности в безопасности, любви, власти и самоуважении. Когда реализуются высшие потребности (самоактуализация, мотивация к росту и помощи, служение другим), проявляется способность к личному влиянию. Оно может быть ненаправленным (например, через влияние авторитарного человека) и направленным. В последнем случае он совпадает с психологическим воздействием.

В России изучение проблемы психологического влияния традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов влияния, а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время особенности акмеологического воздействия рассматривались в профессиональной деятельности А. В. Кириченко. За рубежом наиболее известными являются эмпирические исследования Йельского университета -K. Ховланд, посвященный комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком информации, касающейся его самого. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, эффективность которых зависит от статуса и положения человека, психологических характеристик взаимодействующих лиц, ситуации и так далее. Психологическое влияние может быть направлено на других людей и на себя (психическое самовлияние — уверенность в себе, саморегуляция, самопрограммирование и т.д.), но это явление не является предметом данной темы. Психологическое воздействие может происходить на разных уровнях психики: сознательном и бессознательном. Мы также не рассматриваем методы и средства сублиминального воздействия для изменения поведения людей, хотя они широко используются в жизни (например, в рок-культуре, поп-арте, рекламе и т.д.).

Системный подход к психологическим воздействиям схож с межличностным восприятием. Она включает в себя субъект, объект и процесс психологического воздействия. Выделение вышеперечисленных элементов необходимо для глубокого и тщательного анализа. В реальной жизни инициатива влияния может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Того, кто первым инициировал серию воздействий, можно назвать субъектом (инициатором), а того, кто испытал его воздействие, — объектом (адресатом воздействия, реципиентом).

Сущность межличностных отношений

Межличностные отношения — это совокупность связей, образующихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают в себя:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;
  2. межличностное притяжение (влечение и симпатия);
  3. взаимодействие и поведение (особенно ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

  • адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;
  • идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека в процессе межличностного общения с другими людьми:

  • симпатия или антипатия;
  • удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д;
  • эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться как сочувствие (переживание тех чувств, которые испытывает другой), симпатия (личное отношение к переживаниям другого) и соучастие (сочувствие, сопровождаемое помощью);

3) поведенческий компонент включает мимику, жесты, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение человека к другим людям и к группе в целом. Он играет ведущую роль в регуляции отношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения — складываются между работниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и т.п. проблем и предполагают фиксированные правила поведения работников по отношению друг к другу. Они делятся на отношения

  • по вертикали — между руководителями и подчиненными;
  • по горизонтали — отношения между работниками с одинаковым статусом;
  • по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения и рядовыми работниками другого подразделения;

2) повседневные отношения — отношения, складывающиеся вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения — нормативно закрепленные отношения, зафиксированные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения — отношения, которые реально складываются в процессе взаимоотношений между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений влияют такие личностные характеристики, как пол, национальность, возраст, темперамент, здоровье, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Стадии развития межличностных отношений:

  1. стадия знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки друг друга, что во многом определяет характер отношений между ними;
  2. стадия приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.)
  3. товарищество — совпадение взглядов и поддержка друг друга; характеризуется доверием.

ЛЕКЦИЯ 1. Общение в системе отношений. Дисциплина «Психология общения»

Дисциплина «Психология общения»

Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

курс II группы: 1c2, 2с2, 3с2, 4с2

Преподаватель Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ 1.
Общение в системе отношений. (2 часа).
План лекции:

Введение.

Предмет, цели, задачи психологии общения.

Отрасли психологии.

Методы психологии.

Общение

– это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Общение бывает деловым

(официальным) и
неофициальным
(неформальным, светским).
Деловое общение
связано с трудовой, хозяйственной деятельностью, неофициальное – с досугом. В настоящем конспекте внимание концентрируется преимущественно на деловом общении.
Неофициальное
взаимодействие людей рассматривается постольку, поскольку оно связано с тем или иным бизнесом. Деловое общение включает также служебное общение.

Служебное общение

– это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Деловое общение шире служебного, так как включает в себя взаимодействие и работников, находящихся на службе у кого-то, и бизнесменов-работодателей. Деловое общение происходит не только на предприятиях и в офисах, но и на деловых приемах, семинарах, выставках и т. д.

Есть различия и у понятий «деловое общение» и «деловые (служебные) отношения». Отношения – это устойчивые связи и состояния взаимодействия людей. Они бывают хорошими или плохими, производственными, политическими, семейными, дружескими. Общение, в отличие от отношений, включает в себя не только процесс взаимодействия, но и различные виды коммуникаций: деловую переписку, беседы и переговоры, общение по телефону, электронной почте, интернету и т. д.

Понятие культура употребляется в разных значениях. В самом общем значении это совокупность созданных человечеством (народом или группой народов) материальных и духовных ценностей (именно людьми, а не природой). В зависимости от характера этих ценностей культуру делят на материальную и духовную. Однако нередко бывает, что между творениями ума и рук человеческих трудно провести четкую грань с позиции материального и духовного. Книга, идея, воплощенная в компьютер или станок, письмо, скульптура и многие другие предметы и результаты умственной деятельности можно отнести одновременно к материальной и духовной культуре.

В обиходе под культурой часто понимают явления духовной жизни людей: образование, науку, мораль, искусство. Безусловно, все они имеют прямое отношение и к деловому общению. Чтобы умело организовать и вести его, необходимы научные знания и обучение людей. Деловое общение строится на основе совокупности нравственных принципов, этических правил и норм. Оно требует также творческого подхода и высокой степени умений, мастерства, т. е. искусства. Деловая культура предполагает эстетичность в одежде, в оформлении рабочих помещений, деловых приемов (застолья) и т. д.

У понятия «культура» есть еще один важный аспект. Им обозначают уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, а также уровень развития личностных качеств людей. При всем многообразии смыслов и значений, которые могут быть применены к понятию “культура”, относительно общения рассмотрим основные.

Культура общения как альтернатива варварству. В этом качестве культура общения может трактоваться как первый опыт нормативной регуляции человеческих отношений и общения в условиях первобытной общины. На смену сексуально неупорядоченным отношениям пришла система нравственных запретов “табу”, пресекавшая кровно-родственную сексуальную связь, чреватую вырождением рода. В роли инструмента нормативной регуляции человеческих отношений культура общения сохранилась и до наших дней, закрепившись в этике и этикете коммуникативного поведения.

Культура как исторический тип человеческого общения. Это подтверждают различия коммуникативной практики в эпоху варварства и цивилизации, матриархата и патриархата, в процессе смены общественно-экономических формаций и в период переходных состояний от одной эпохи к другой.

Культура как уровневая характеристика общения. Определение уровня адекватности всех коммуникативных функций индивида в ситуации взаимодействия с другими: восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, их отношения и обращения друг к другу, способов реагирования и воздействия друг на друга и др. В зависимости от степени реализованности этих характеристик можно весьма условно говорить, например, о трех уровнях культуры общения – высоком, среднем и низком. Высокий уровень культуры общения предполагает максимальную обращенность субъектов общения к несиловым средствам достижения согласия и взаимопонимания в отличие от практики грубого психологического давления друг на друга или манипуляции; богатство средств вербальной и невербальной выразительности коммуникативного поведения; формирование и развитие атмосферы взаимной симпатии, расположенности к взаимопомощи и сотрудничеству. По мере снижения уровня общения происходит “вычитание” из коммуникативного взаимодействия партнеров тех или иных качественных характеристик, названных выше.

Культура общения как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. Культура восприятия партнерами друг друга или культура взаимного обращения друг к другу, культура речевого контакта или культура их невербального поведения, культура психического состояния (психологическая включенность, взаимное внимание или, наоборот, безразличие, индифферентность) и реагирования. Здесь же уместно говорить о культуре политического или экономического, научного или духовного, религиозного или эстетического общения и т. д. Сюда могут быть отнесены и типологические характеристики делового или межличностного, делового или игрового, личностного или безличного общения и т. д.

Культура общения как способ регуляции человеческих отношений, отличный от науки и искусства. Культура общения носит нормативный характер, ее предписания, адресованные коммуникативному поведению людей, определенны и однозначны, носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.

Применительно к современному деловому общению культура характеризует, прежде всего, соответствие делового взаимодействия требованиям цивилизованных рыночных отношений, которые обеспечивают высокий уровень производства и бытовых услуг, торговли и других отраслей хозяйственной деятельности, социальную направленность экономики, развитие личностных качеств субъектов рынка (бизнесмены, предприниматели, коммерсанты, потребители).

Культура делового общения

– это уровень речевого, письменного и неречевого взаимодействия, который позволяет устанавливать точное межличностное восприятие, понимание и взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности. Главными показателями культуры делового общения являются уровень его мастерства, искусства (технология), соответствие его общечеловеческим и профессиональным этическим требованиям, учет в общении личностных и групповых психологических характеристик. Проблемы, связанные с данными культурными показателями, изучаются в курсе “Коммуникативная культура”. Поскольку понятия “этика” и “психология” являются основными для культуры общения, рассмотрим их содержание.

Этика

в научной литературе рассматривается как наука, изучающая мораль.
Мораль
(нравственность) – это способ регуляции поведения людей в обществе с помощью принятых в нем норм и правил. Нравственность упорядочивает действия человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и хозяйственной. В отличие от права, призванного регламентировать человеческие взаимоотношения посредством государственных законов, выполнение моральных норм контролируется общественным мнением и таким свойством человека, как совесть. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла.

Психология

в самом общем смысле – это наука о психике человека или групп людей. Психика представляет собой особую форму активного отражения субъектом объективного мира. Ее образуют различные виды психической деятельности, состояний и свойств человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, мотивы, желания, стремления, воля, эмоции, чувства и др. Определяя предмет психологии делового общения, психологи на первый план выдвигают следующие проблемы: 1) психологические функции общения; 2) формирование и функционирование механизмов и средств общения в зависимости от функций общения, от особенностей личности и других психологических факторов; 3) взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.

Выделяя личность как субъекта делового общения в контексте категории “культура”, следует определить понятие “культурный деловой человек”. В основе этого понятия лежат качества, характерные для человека как существа разумного, общественного, сознание и поведение которого определяются общечеловеческими духовными ценностями и культурными требованиями, предъявляемыми ему теми общественными группами, в системе которых осуществляется его жизнедеятельность. Еще древними мыслителями, в частности греческими, выделены такие основные критерии культурного делового человека, как образованность, нравственность, внутренняя собранность и организованность. Позднее, в капиталистическую эпоху, к ним стали добавлять такое качество, как гуманизм (человеколюбие). В последнее время понятие “культурный деловой человек” обогатилось за счет конкретных деловых свойств: высокого профессионализма, предприимчивости, умения общаться с равными себе, подчиненными и др. Безусловно, в определении уровня культуры человека важнейшим критерием является его нравственность.

Вопросы для повторения:

1. Какое из понятий является более общим: “коммуникация” или “общение”?

2. Какое общение называют опосредованным?

3. Назовите различия между деловым и служебным общением.

4. Какие качества присущи культурному деловому человеку?

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский , 2008. – 178с.

4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) — М.: Издательский , 2006. – 240с.

Сущность общения

Межличностное общение является необходимым условием существования человека, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Именно поэтому изучение этого сложного психического явления как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и присущие ему характеристики, является актуальным для психологической науки.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно это отличает его от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо объектом или вещью.

Взаимодействующие лица при этом удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и т.д. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что стали, или общение, когда молодые люди знакомятся друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда вплетено в деятельность и выступает как условие ее выполнения.

Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственного коллектива рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращают на себя внимание как сходства, так и различия между ними.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает как необходимое условие бытия, этих объединений, фактор, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач.

На общение влияет не только основной вид деятельности для данного сообщества, но и то, что представляет собой само это сообщество. Например, если это школьный класс, то важно знать, как он формируется как коллектив, какие оценочные нормы в нем преобладают, если это коллектив, то какова степень развития трудовой деятельности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д.

Особенности межличностного взаимодействия в любом сообществе во многом определяются тем, как его члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они в основном вызывают друг у друга и какой стиль поведения выбирают.

Сообщества, к которым принадлежит человек, формируют стандарты общения, задают образцы поведения, которым человек учится следовать ежедневно при взаимодействии с другими людьми. Эти сообщества оказывают непосредственное влияние на формирование его оценок, которые определяют его восприятие других людей, отношения и стиль общения с ними. И чем сильнее это влияние, тем авторитетнее сообщество в глазах человека.

Взаимодействуя с другими людьми, человек может выступать и как субъект, и как объект общения. В качестве субъекта он изучает своего партнера, определяет свое отношение к нему (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него для решения какой-то конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и пытается воздействовать на него. Следует подчеркнуть, что нахождение одновременно в двух «ипостасях» — объекта и субъекта — характерно для любого вида непосредственного человеческого общения, будь то общение одного ученика с другим или ученика и учителя.

Общение, являясь одним из основных видов человеческой деятельности, не только постоянно раскрывает сущностные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, прежде всего на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к самому себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением разворачивающегося общения, влияют в большей или меньшей степени на такие основные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, труду.

Теоретические подходы к изучению коммуникации

Информационные подходы базируются на трех основных положениях:

  1. содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
  2. человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и обработки;
  3. существует определенное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода были разработаны две основные модели:
  • модель К. Шеннона и У. Уивера, представляющая изменение сообщений в различные образы, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующее декодирование. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации — передатчик информации (кодер) — канал для передачи сигналов — приемник информации (декодер) — получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (реакция приемника информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при прохождении его через канал), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает кодера или выходит из декодера) и т.д. Основным недостатком этой модели была недооценка других подходов в изучении проблемы коммуникации;
  • модель коммуникационного обмена, которая включала: условия коммуникации;
  • коммуникативное поведение;
  • коммуникативные ограничения на выбор коммуникативной стратегии;
  • критерии интерпретации, определяющие и направляющие способ восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интерактивные подходы — рассматривают коммуникацию как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми посредством различных форм поведения и внешних атрибутов (внешний вид, предметы, обстановка и т.д.). В рамках интерактивных подходов разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель, согласно которой все взаимодействия формируются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз человеческого тела, а формируемые из этих единиц поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в слова;

2) модель социальных навыков основана на идее обучения общению в самом общении;

3) равновесная модель предполагает, что любое изменение в поведении обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог — монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) Программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия формируется в результате действия по крайней мере трех типов программ:

  • программа, имеющая дело с простой координацией движений;
  • программа, контролирующая изменения в деятельности индивидов при возникновении тревог или неопределенности;
  • программа, управляющая сложной задачей мета-коммуникации.

Эти программы усваиваются индивидами по мере обучения и позволяют им организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;

5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию поведенческих систем, регулирующих обмен речевыми высказываниями и использование пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход основан на том, что коммуникация — это система отношений, которые люди устанавливают друг с другом, с обществом и средой, в которой они живут. Информация, с другой стороны, относится к любому изменению в любой части этой системы, которое вызывает изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса коммуникации с момента рождения до момента смерти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]