Всё об умении концентрироваться: что нам мешает и как перестать отвлекаться

Еще лет 10-15 назад, чтобы узнать необходимую информацию и получить ответы на свои вопросы, нужно было отправиться в библиотеку и найти желаемую книгу. Иногда в поисках нужного издания приходилось объехать не одно учреждение. Но времена меняются, и теперь достаточно открыть Google или Яндекс, ввести запрос и получить абсолютно любые данные.

Но с появление больших объемов информации возникла новая проблема – человек во всем этом теряется. Чтобы стать успешным, нужно научиться ориентироваться в обширном информационном пространстве. Причём делать это делать это быстро – обрабатывать получаемую информацию из книг, газет, сайтов, гажджетов и т.д. Развитие скорочтения приходит на помощь!

Умение быстро читать – одно из самых важных в современном мире. Развитие скорочтения позволяет в короткие сроки прочитать статью, книгу или учебник. Это сделает работу эффективнее и позволит сэкономить время. Не жалейте время на освоение методик, в дальнейшем благодаря им вы сможете эффективнее воспринимать и запоминать информацию. Специальные упражнения позволяют ускорить чтение в 3-4 раза, а если тренироваться постоянно, то можно читать в 8-10 раз быстрее и запоминать информацию надолго. Итак, что же делать для развития скорочтения.

Урок 1. Развитие скорочтения: тренируем внимание во время чтения

Первое, что необходимо для быстрого чтения, – внимательность. Рассеянный человек не может запомнить весь прочитанный материал, поэтому ему приходится возвращаться к предыдущим предложениям и вспоминать, о чем он читал. Чем чаще это приходится делать, тем ниже скорость чтения. Именно поэтому первый шаг на пути к развитию скорочтения – повысить внимание и сконцентрироваться на осваиваемом материале.

Но нельзя думать только о внимании, при чтении важен и интерес. Скорее всего, вы замечали, что в первые минуты процесс проходит медленнее, чем через 1,5-2 часа. Можно сказать, что вначале вы «разгоняетесь», а затем вас привлекает сюжет, и вы уже не замечаете, как перелистываете одну страницу за другой. Чем интереснее книга, тем быстрее она читается. Скучный материал с трудом запоминается, на нем трудно сосредоточится, а в памяти остаются лишь «крупицы» из прочитанного.

Но ведь не всегда мы читаем действительно интересный материал. Часто приходится концентрировать внимание на скучной книге или учебнике. Как в таких случаях повысить скорость чтения? Постарайтесь следовать рекомендациям, описанным ниже.

Рекомендация 1.1. Игры

Представьте, что вы не просто читаете, а играете. Вспомните, как поступают родители, когда хотят, чтобы их ребенок с радостью выполнил какое-то скучное и неприятное поручение. Они превращают неинтересный процесс в игру. Что важно в игре? Азарт, увлечённость. При этом перед началом игры нужно придумать четкие правила и условия победы. Если самостоятельно придумать что-то сложно, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Состязательность. Найдите себе «соперника», с которым вы будете читать один и тот же материал. Этот способ особенно эффективен при прочтении и запоминании учебного материала. Например, с одногруппником можно договориться, что выиграет тот, кто прочитает учебник и ответит на большее количество вопросов. Состязательность – это оружие преподавателей школ, колледжей и ВУЗов, ведь у человека на генетическом уровне заложено желание быть лучше соперника, превзойти его, победить. Именно поэтому групповые занятии при изучении материала намного эффективнее, чем индивидуальные. Здесь уже важно не просто качественно изучить и запомнить материал, но и превзойти соперника.
  • Личные рекорды.Но бороться можно не только с посторонним человеком, но и с самим собой. Ставьте перед собой новые цели и старайтесь их добиться. Например, посчитайте, сколько вы прочитываете страниц за один час, а затем постарайтесь побить свой рекорд. Но этим не стоит ограничиваться, ведь можно следить за количеством страниц, книг, освоенным материалом и т.д. Важно найти для себя стимул, который не просто заставит читать, а превратит это занятие в увлекательную игру. Конечно, в гонке за количеством прочитанного материала не стоит забывать о том, что вы читаете, нужно запоминать материал.

Состязательность и личные рекорды можно использовать отдельно друг от друга, но лучше их совмещать. Это поможет добиться максимального эффекта и действительно заинтересоваться материалом.

Рекомендация 1.2. Внешние раздражители

Шум и суматоха вокруг отвлекают человека и мешают ему сосредоточиться. Но некоторые люди, живущие в небольших квартирах и общежитиях, вынуждены заниматься какими-то делами и учиться не обращать внимание на происходящее вокруг. Человек, который смог адаптироваться к сложным условиям, становится внимательнее и умеет отключаться от внешних раздражителей. Чтобы тренировать внимание, создайте для себя внешние раздражители, например, включите музыку, телевизор, читайте в парке или другом общественном месте. Старайтесь не обращать внимания на происходящее вокруг, сконцентрируйтесь на сюжете книги. Например, в выходные можно отправиться в парк с книгой и читать на лавочке.

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.

Cтатистика На весь экран

***

Дополнительно. Чтобы избавиться от постоянных возвращений к уже прочитанному (регрессий), чтобы понять смысл, вам также могут пригодиться упражнения из Урока 2 и Урока 4. Избавление от артикуляции позволит приравнять понятия «прочитать» и «понять» текст, так как вы не будете механически проговаривать про себя прочитанное, а значит, не будете читать отдельно от понимания и создания чувственных образов прочитанного. Материал Урока 4 направлен, на тренировку навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание.

Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни — немного проще, другие — чуть сложнее.

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

← Скорочтение Подавление артикуляции →

Урок 2. Развитие скорочтения: подавляем артикуляцию

Если при чтении у вас работает речевой аппарат, значит, происходит процесс незаметной микро-артикуляции. С помощью звукового оформления человек лучше запоминает материал, но у проговаривания есть свои плюсы и минусы.

К преимуществам процесса артикуляции относится: совершенствование речи, так как слышно, как звучат слова. Это важно при чтении художественной литературы и поэзии. Но есть и существенные минусы: этот процесс значительно замедляет чтение, тратится намного больше времени, чем если бы вы просто видели текст и представляли визуальные образы. Избавляться от этого явления полностью не нужно, важно научиться подавлять артикуляцию во время скорочтения.

Люди, у которых хорошо развито воображение и зрительные навыки, читают с минимальной артикуляцией. Они видят текст и представляют образы. Если вы читаете книгу и полностью погружены в сюжет или заинтересованы портретными описаниями, то, скорее всего, не обращаете внимание, как звучат слова. Вам важно то, что происходит, кажется, что вы не читаете, а смотрите фильм. Именно в эти моменты вы читаете намного быстрее, чем когда обращаете внимание на каждое слово и проговариваете его.

При чтении без артикуляции важнее визуальные, а не аудиальные образы. Первые воспринимаются человеческим сознанием намного лучше и быстрее. Если вы хотите ускорить процесс чтения, нужно научиться не использовать артикуляцию. Для этого существуют специальные упражнения.

Упражнение 2.1. Альтернативный текст

Чтобы понять, насколько хорошо вы можете воспринимать текст без артикуляционного процесса, постарайтесь во время чтения произносить вслух другие фразы.

  1. Ерунда. Произносите не слова из книги, а какие-нибудь звуки, не имеющие смысла. Например, напевайте звукосочетания: ла-ла-ла, тра-та-та и т.д. Одновременно старайтесь понять содержимое читаемого материала. Для первых тренировок не берите слишком сложный текст, найдите что-нибудь простое. Можно использовать припевы хорошо известных песен.
  2. Счет.Чтобы избавиться от артикуляции во время чтения, считайте числа. Лучше всего использовать счет до 20, так как эти числа состоят из одного слова, они не будут отвлекать от содержания и восприятия читаемого текста. Сложные числительные, скорее всего, заставят вас забыть о книге.
  3. Фразы.Еще можно проговаривать пословицы, стихи, поговорки, скороговорки. Главное, чтобы во время чтения вы не смогли повторять тексты из книги. Если вы не уверены, что сможете говорить фразы и читать, то лучше отдать предпочтение другим способом избавления от артикуляции.

Если вам удается считать или проговаривать фразы и понимать читаемый текст, можете переходить к упражнениям следующей группы. Они помогут закрепить навыки чтения без артикуляции.

Упражнение 2.2. Помеха для артикуляции

Это упражнение воздействует на артикуляционный аппарат, и повторение становится неудобным физически. Сознанию при чтении приходится обходиться без повторений. С помощью этого упражнения можно научиться отключать артикуляцию при чтении, когда это необходимо. Организму делать это упражнение неудобно, поэтому ему проще обходиться без проговаривания.

Зажмите зубами карандаш, при чтении следите, чтобы губы и язык оставались неподвижными. Например, можно прижать язык к зубам. Читайте текст с одинаковой скоростью, не спешите. В дальнейшем, если вы можете контролировать артикуляционный аппарат, ускоряйтесь, но просто скользите по тексту глазами.

Упражнение 2.3. Музыка

Для подавления артикуляции можно использовать мелодии. Специалисты советуют включать джаз или музыку с меняющимся темпом. Чтобы отвлечься от проговаривания, настукивайте ритм или напевайте про себя мелодию. Существуют специальные композиции, которые помогает подавить артикуляцию во время чтения. Но это упражнение не универсальное, оно подходит далеко не всем людям. Ведь одни могут с легкостью абстрагироваться от внешних раздражителей, а другие перестанут понимать смысл прочитанного. Используйте музыку только в том случае, если она действительно отвлекает от артикуляции, но сохраняет возможность воспринимать текст.

Упражнение 2.4. Держать темп

Это еще одно эффективное упражнение на пути к развитию скорочтения. Задайте себе быстрый темп чтения. Ведите пальцем по строкам книги и старайтесь успевать за ним глазами. Времени на проговаривание материала не останется. Для первых тренировок не выбирайте сложный материал, лучше найти простые тексты, легкие для восприятия и не требующие предельной концентрации. Но это упражнение не стоит выполнять часто, оно необходимо только в том случае, если остальные методы не помогают. Если вы слишком часто будете «держать темп», то в скором времени заметите ухудшение зрительных навыков.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете прочитать здесь.

Урок 3. Развитие скорочтения: тренируем зрительные навыки во время чтения

После того, как вы научились подавлять артикуляцию, можно переходит к следующему этапу – тренировке зрительных навыков во время чтения. Они помогают быстрее и эффективнее воспринимать информацию. Зрительные навыки – самые главные в методике развития скорочтения. Они позволяют видеть полностью весь текст, читать его не построчно, а по диагонали сверху вниз или вертикально. Конечно, вам может показаться странным, как текст можно читать полностью, и для чего вообще такой навык нужен. Но выполняя упражнения, вы поймете, что это значительно экономит время и позволяет быстро запоминать большие объемы информации.

Дети, которые только учатся читать по слогам, удивляются, как взрослые могут сразу увидеть целое слово и быстро прочитать предложение. Но большинство ограничиваются именно на слове, а ведь можно полностью видеть целые предложения, абзацы и даже страницы. Нужно просто учиться этому и тренироваться. В этом вам помогут следующие упражнения для совершенствования зрительных навыков.

Упражнение 3.1 Таблица Шульте

Для тренировки зрительных навыков используется таблица Шульте. Она состоит из отдельных ячеек, в которых хаотично расположены числа. Например, можно использовать таблицу из 25 ячеек. Этот формат максимально приближен к книжному, его легче воспринимать и в дальнейшем использовать для чтения книг. Для развития своих зрительных навыков засеките время и найдите все числа по порядку, начиная с 1. Запомните время, в течение которого вам удалось справиться с заданием. Но как это сделать быстрее? Посмотрите не на отдельные ячейки, а на всю страницу сразу. Для этого расстояние от ваших глаз до таблицы должно быть не менее 50 см. Сконцентрируйте внимание на центральных ячейках, а периферийным зрением изучайте остальные части таблицы. Представьте, что перед вами картина, вы же воспринимаете ее цельно, а не изучаете частями. Постарайтесь представить, что таблица – это единое целое. Ищите числа, но не двигайте головой и глазами. Если это сделать сложно, отдвиньтесь еще дальше от монитора.

Попрактикуйтесь на таблицах Шульте:

Больше таблиц вы можете найти, загуглив их :) Я также приложения в Apple Store и Google Play, которые генерируют таблицы Шульте.

Упражнение 3.2 Упражнения для глаз

Для развития зрительных навыков регулярно выполняйте следующее упражнение: «пишите» глазами все буквы алфавита. Кроме этого, для тренировки глаз можно пользоваться распространенными и простыми упражнениями:

  1. Выберите два объекта: один должен быть расположен рядом с вами, другой намного дальше. Смотрите сначала на один, затем переводите взгляд на другой. Повторите упражнение несколько раз.
  2. Часто моргайте в течение 10-15 секунд.
  3. Сильно зажмурьте, затем откройте и расслабьте глаза.

Во время чтения делайте перерывы через каждые 30-60 минут. Книги должны быть с широкими полями, чтобы ваши глаза меньше уставали.

Упражнение 3.3. Сверху вниз

Это упражнение необходимо для тренировки зрения. Чтобы вы смогли читать по диагонали и сверху вниз, а не построчно, начните тренировку с простых упражнений. Возьмите газету или журнал и постарайтесь прочитать узкие колонки сверху вниз, но не двигать глазами слева направо. Также для этого можно использовать небольшие стихотворения без глубокой смысловой нагрузки, чтобы не отвлекаться на восприятие материала.

Когда вы почувствуете, что можете читать вертикально и без проговаривания, увеличивайте объемы материала. Например, можно использовать широкие колонки или книги с узкими страницами. Со временем вы почувствуете, что читать вертикально или по диагонали несложно, а этот процесс позволяет сэкономить время.

Подавление субвокализации

Еще один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: «Тише». Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов «сбивается» хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой.

Урок 4. Развитие скорочтения: скорочтение и управление информацией

Предыдущие упражнения помогают ускорить процесс чтения и избавиться от артикуляции, но подходя к четвертому этапу, многие замечали, что ухудшается восприятие и запоминание прочитанной информации. Это естественное явление, ведь при скорочтении в мозг в течение короткого времени попадает большое количество информации, которую нужно обработать. Справиться с этим не так просто, но существуют упражнения, которые научат вас управлять получаемой информацией.

Упражнение 4.1. Абзацы

При развитии скорочтения ориентируйтесь на особенности оформления письменной речи. Например, одна из единиц текста – абзац. Его цель – раскрыть определенную мысль. Когда это произошло, начинается новый абзац. При скорочтении обязательно учитывайте эту информацию и ориентируйтесь на абзацы. Если у вас уже получается целостно воспринимать информацию небольших абзацев, то можно переходить к чтению книг. Старайтесь понимать смысл каждого абзаца, не читая его, а охватывая взглядом. Посмотрите на целый абзац и определите его основную мысль. Как это сделать? Вспомните таблицы Шульте, где нужно было находить числа по порядку. Но если там информация находится в хаотичном порядке, то здесь все более-менее понятно. Постановка проблемы обычно находится в начале абзаца, а ее решение располагается в конце. Практически все авторы соблюдают эти правила, хотя помните, что могут быть и исключения.

Упражнение 4.2. Восстановление пробелов

Это еще одно упражнение, помогающее найти необходимую информацию при скорочтении. Чтобы его выполнить, приготовьте две полоски бумаги. Закройте ими первые и последние буквы строк на странице. Даже если вы не можете понять, что именно закрыто, сконцентрируйтесь и определите основной смысл. Как только вы сможете легко воспринимать информацию, закрывайте больше текста и увеличивайте скорость чтения. Это упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не начнете хорошо понимать основной смысл прочитанного.

Рекомендация 1.2. Мотивация

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Урок 5. Развитие скорочтения: работа с памятью

Последний этап для освоений навыков скорочтения – работа с памятью. Нужно научиться запоминать прочитанную информацию надолго. Многие видели легендарный фильм «Человек Дождя» про двух братьев, один из которых страдает аутизмом. В главных ролях играют Том Круз и Дастин Хофман. Героя Дастина Хофмана зовут Реймонд, он – аутист, у него феноменальная память. Но, оказывается, у Реймонда есть реальный прототип – Ким Пик. Этот человек мог одновременно прочитать два разворота книги и воспроизвести всю информацию дословно. Для прочтения двух страниц ему было достаточно 8-10 секунд. Несмотря на строение головного мозга Пика и дара, которым его наделила природа, он не родился с умением читать, он его приобрел в течение жизни. А чтобы читать несколько разворотов книги и запоминать большие объемы информации, ему все равно пришлось многому учиться.

Дастин Хоффман и Том Круз в фильме «Человек Дождя»

Если вы решили овладеть навыками скорочтения, то нужно обязательно тренировать память. Без этого даже если вы и научитесь быстро читать, не сможете запоминать даже малую часть информации. В этом случае процесс чтения теряет всякий смысл. Вы можете записаться на платные курсы, где специалисты учат быстро и эффективно запоминать прочитанный текст, но не обязательно тратить деньги. Лучше самостоятельно тренироваться, соблюдая рекомендации и выполняя несложные упражнения для улучшения памяти при скорочтении.

Условно можно разделить работу памяти при быстром чтении на два этапа:

  • Краткосрочное запоминание прочитанного материала. То, что вы прочитали, держится в памяти недолгое время. Если информацию нужно удержать в памяти несколько часов или 1-2 дня, то краткосрочная память в этом поможет.
  • Долговременное запоминание читаемого. У большинства возникает проблема: сразу после прочтения материал запоминается хорошо, но проходит время, обычно один-два дня, и большая часть прочитанного забывается, ее уже невозможно вспомнить и воспроизвести.
  1. Удержание прочитанного во внимании

Ранее уже упоминалось, что интересная книга, доставившая удовольствие, читается быстрее скучного учебника, а ее содержимое и ваши эмоции остаются в памяти надолго. Эту истину не нужно никому доказывать, но почему же содержание одной книги мы помним всю жизнь, а второй забываем уже через несколько дней? Этому способствует несколько свойств, которые возникают во время чтения интересной книги:

  • Эмоциональность. Многие точно вспомнят содержание нескольких книг, которые вызвали сильные эмоции. Особенно яркие моменты остаются в памяти на всю жизнь. Эмоции, которые вызывает прочитанное, помогают запомнить смысл всей книги, некоторые фразы или факты человек может воспроизвести дословно.
  • Визуализация.Если для вас сюжет книги действительно интересен, вы не замечаете, как погружаетесь в смысл читаемого, обращаете внимание не на текст, а на содержание. Сознание создает зрительные образы, в процесс вовлекаются и другие органы. Происходит визуализация текста, у него появляется звучание, а иногда он может ассоциироваться с обонятельными и вкусовыми реакциями организма. Если во время чтения вы смогли подключить к процессу разные органы чувств, то текст запомнится надолго, а при его дальнейшем воспроизведении мозг будет опираться и на чувственные ассоциации. Чем больше факторов подключается в процессе чтения, тем легче в дальнейшем воспроизводить текст.

Чтобы улучшить запоминание текста, можно воспользоваться теми же упражнениями, с помощью которых тренируется внимание при чтении.

  1. Долговременное запоминание

Но какие бы органы чувств вы не подключали во время чтения, для долговременного запоминания этого недостаточно. Ученые доказали, что самый надежный способ – многократное повторение. Конечно, визуализация и осмысление прочитанного тоже поможет. Но важно не только количество повторов, но и интервалы между ними. Психолог-экспериментатор Герман Эббингауз в 19 веке определил «кривую забывания», которую также называют «кривой Эббингауза». Она демонстрирует, как происходит процесс забывания прочитанного материала.

И совсем по-другому выглядит «кривая забывания» при повторениях:

Запоминать материал можно двумя способами:

  1. Если для этого есть только два дня, то время на повторения следующее:
      первое – сразу же после прочтения;
  2. второе – через 20 минут;
  3. третье – через 8 часов после второго повторения;
  4. четвертое – через 24 часа после третьего;
  5. Но если время на запоминание не ограничено, а вы хотите, чтобы информация в вашем сознании хранилась долго, лучше использовать другую схему повторений:
      первое – сразу после чтения;
  6. второе – через 30 минут после первого;
  7. третье – на следующий день;
  8. четвертое – через 2-3 недели после третьего;
  9. пятое – через 2-3 месяца после четвертого;

Повторяйте важные тексты хотя бы два раза, и вы запомните их практически навсегда!

С помощью навыков скорочтения можно в течение короткого времени прочитать и запомнить значительный объем материала. Но чтобы научиться быстро читать, нужно тренировать внимание, научиться подавлять артикуляцию, работать над зрительными навыками, управлять информацией и развивать память. Помните, что развитие скорочтения без внимательности и памяти – пустая трата времени. Но если выполнять все упражнения и рекомендации, можно научиться не только скорочтению, но и не теряться в огромном информационном пространстве нынешнего мира.

БОНУС к статье: Как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства – узнайте в бесплатном видеокурсе по деловой коммуникации здесь.

Чтение слов целиком

Приложение Spritz также направлено на развитие периферического зрения. Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью возникают слова с выделенной красным буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорость чтения до 500–1000 слов в минуту.

На официальном сайте приложения есть демо-версия Spritz, в том числе и на русском. Можно выбрать скорость от 250 до 600 слов в минуту и другие языки: английский, немецкий, испанский и французский. В будущем разработчики планируют создать не только версию для вебсайтов и смартфонов, но и вариант для использования в рамках интерфейса электронных очков, интеллектуальных часов и других компактных устройств, ведь для работы приложению требуется всего одна строка.

Как выстраивать коммуникации внутри команды и управлять ею дистанционно? Какие негласные правила цифрового этикета нужно соблюдать? Почему нарушается work-life balance и как его восстановить? В проекте «FreeБизнес» вы найдете все необходимые материалы об эффективном менеджменте на расстоянии, советы по организации удаленной работы для руководителей и других сотрудников.

Как применить советы по концентрации внимания

Итак, вы вооружены практическими советами. Теперь нужно понять, как собрать их воедино и применять для улучшения концентрации в самых важных сферах. Для этого я предлагаю план из трёх шагов.

Создайте условия, чтобы прочувствовать преимущества концентрации

Выделите несколько часов на какое‑то дело, которое требует сосредоточенности. Удалите все потенциальные отвлекающие факторы и позвольте себе получать удовольствие от задачи. Когда время выйдет, поразмышляйте и запишите, какие изменения в работе или своих ощущениях вы заметили. Постарайтесь найти как можно больше плюсов.

Если с первого раза не получается, не сдавайтесь. Несмотря на все ваши старания всегда может произойти что‑то неожиданное, что вас отвлечёт. Просто повторите этот шаг ещё раз, пока не почувствуете практическую пользу от улучшенной концентрации.

Потренируйтесь на том, что для вас не слишком важно

Когда вы оценили всю пользу хорошей концентрации, можно практиковаться применять вышеописанные способы. Начните с задачи, которая для вас не слишком важна, чтобы не испытывать лишнее давление.

В идеале нужно выбрать что‑то, что вам нравится и что станет ещё лучше от дополнительной концентрации. Например, приготовление еды, ходьба или чтение. Все эти действия мы можем выполнять на автопилоте, но они приносят больше удовольствия, если уделять им достаточно внимания.

Я начала тренироваться на пробежках. Я могу бежать не задумываясь, но заметила, что когда концентрируюсь на дыхании, скорости, своём теле и окружающем пейзаже, ощущения становятся полнее. Это дало мне мотивацию развивать сосредоточенность. В то же время я могла экспериментировать, не чувствуя, что от моего успеха или неуспеха многое зависит.

Применяйте навыки для решения самых важных задач

Когда вы какое‑то время потренируетесь, то начнёте понимать, как устроено именно ваше внимание. Станете замечать, что его поддерживает, что нарушает и какие из предложенных инструментов лучше всего вам подходят.

Теперь можно применять полученные навыки к самым важным задачам. Не забывайте чётко определить свою цель и отвлекающие от неё факторы. Со временем приёмы, поддерживающие концентрацию, станут привычкой. Вы начнёте использовать их так, будто это самая естественная вещь в мире.

Читать вертикально

Вернее, вертикальными движениями глаз. При традиционном чтении у нас небольшое поле зрения, то есть участок текста, который мы воспринимаем глазами, очень маленький. Поэтому глазам приходится делать много лишних скачков и остановок. А если как бы дробить взгляд, расширяя при этом поле зрения, то информации при каждой остановке глаз будет восприниматься больше. Тогда за одну фиксацию будет восприниматься не 2−3 слова, а целая строка, а иногда даже абзац.

Читать текст целыми фразами не только быстрее, это улучшает и понимание прочитанного, делает его более глубоким. Всё потому, что восприятие больших фрагментов текста во время одной фиксации рисует в голове яркие образы, которые проясняют смысл текста.

Думаем, ты тоже замечаешь, как снижает скорость чтения непродуктивный переход глаз от конца прочитанной строки к началу новой. Это лишние, холостые движения глаз. Чтение вертикально, то есть сверху вниз по центру страницы, значительно ускоряет процесс чтения.

Что на самом деле не даёт нам концентрироваться

Проблемы с концентрацией были у людей всегда. Вот что пишет в своей книге «Неотвлекаемые» Нир Эяль: «Предыдущим поколениям не отвлекаться помогало социальное давление — до изобретения персонального компьютера прокрастинация за рабочим столом была заметна всем окружающим. Чтение журнала или рассказ о своих выходных по телефону давали коллегам ясно понять, что вы отлыниваете от работы».

Сегодня всё далеко не так очевидно, а если вы работаете из дома, социальный фактор вообще отпадает. Да и в целом обстоятельства изменились:

  • Как никогда много людей заняты интеллектуальным трудом, для них долгая концентрации очень важна.
  • Интеллектуальный труд обычно предполагает, что человеку нужно обрабатывать огромное количество информации.
  • Средства для отвлечения — наши электронные устройства — всегда под рукой. Более того, у нас создаётся ложное чувство продуктивности, например когда мы читаем статьи в интернете и называем это «собирать материалы».
  • Невидимость отвлечений для окружающих снижает социальную ответственность.

Все эти обстоятельства делают проблемы с концентрацией заметнее, но не вызывают их. Прочитав много книг о внимании и понаблюдав за собой, я могу сделать вывод, что причины кроются в нашей психологии.

Отсутствие цели

Из средства для достижения результата продуктивность часто превращается в фетиш. Мы стараемся быть продуктивными и сосредоточенными ради самой продуктивности. Но с таким подходом мозгу непонятно, для чего вообще концентрироваться и прилагать усилия. Естественно, хороших результатов так не добиться.

Стремление к новизне

Способность долго концентрироваться на чём‑то одном была невыгодна для эволюции. Гораздо важнее было умение быстро перенаправить внимание в ответ на неожиданную опасность. В результате наш мозг до сих пор постоянно ищет новизну. Такое поведение подкрепляется выбросом дофамина, когда мы переключаемся на новую задачу, вкладку в браузере или телепрограмму.

Причём в поисках новых стимулов человек готов зайти очень далеко. Во время одного исследованияJust think: The challenges of the disengaged mind участников попросили в течение 15 минут сидеть в комнате и просто думать. В помещении было только устройство, с помощью которого можно несильно, но болезненно ударить себя током. До начала эксперимента все участники сказали, что готовы заплатить, лишь бы избежать этого. Но когда они остались в комнате наедине со скукой, 67% мужчин и 25% женщин воспользовались устройством, некоторые даже не один раз.

Перегруженность внимания

Способность концентрироваться не безгранична. Когда мы переходим границы и перегружаем внимание, то теряем возможность сосредотачиваться. Это происходит, когда мы пытаемся сделать слишком много всего одновременно или очень долго фокусируемся на чём‑то сложном.

Как пишет Крис Бэйли, чем чаще мы до краёв заполняем внимание, тем больше времени у нас уходит на переключение между задачами, тем меньше мы способны на ходу отфильтровывать ненужную информацию и тем сложнее нам подавлять желание перепрыгивать с одного дела на другое.

Эмоциональный дискомфорт

Для меня это самая большая проблема. Пока я отучала себя от телефона, заметила, что в течение дня возникает бессчётное количество эмоций и ощущений. Они побуждают перевести внимание с того, чем я занимаюсь, на что‑нибудь другое.

Как и стремление к новизне, это связано с нашим эволюционным развитием. Как пишутBad is Stronger than Good учёные, если бы удовлетворение и удовольствие были постоянными, мы бы лишились стимулов дальше искать новые выгоды и преимущества. Другими словами, эти чувства не были полезны нашему виду, вот и сегодня мы постоянно испытываем беспокойство.

Последние три года я пыталась решить эти проблемы. Я стискивала зубы и старалась не отвлекаться. Это работало, но только в определённой степени: обойти устройство мозга мне не удалось. Всё стало меняться, когда я приняла причины трудностей с концентрацией. Я прекратила с ними бороться и стала учиться оборачивать их себе на пользу. Для этого нужно разобраться, как устроено наше внимание.

Как правильно распоряжаться вниманием

Представьте внимание как физическое пространство, которое одновременно вмещает только определённое количество задач. Оно зависит от того, сколько наших «вычислительных мощностей» нужно на каждую из них. Например, вы можете одновременно гладить бельё, слушать радио и подпевать. Подобные дела занимают довольно мало места, мы совершаем их почти на автомате.

Со сложными задачами по‑другому. Они требуют сознательной вовлечённости и больше пространства. Это, например, серьёзный разговор, написание отчёта, чтение книги по философии. Чем сложнее дело, тем меньше места остаётся на синхронное выполнение других. Например, когда вы внимательно слушаете рассказ друга о его проблемах, вам может быть сложно заварить чай, хотя при обычных обстоятельствах вы делаете это без запинки.

Способность концентрироваться сильно зависит от того, как вы распоряжаетесь своим пространством внимания. Для оптимальных результатов придерживайтесь следующих правил.

Оставляйте «свободное» место

Во время выполнения сложной задачи это позволяет делать две вещи. Во‑первых, обдумывать наилучшую стратегию. У вас могут появиться идеи, которые не пришли бы в голову, если бы внимание было забито до отказа. Например, убрать пространное введение из презентации и перейти сразу к основной теме. Во‑вторых, замечать, на что вы направляете внимание, а когда неизбежно отвлечётесь — возвращаться к задаче.

Любопытно, что такой же подход тренируется в медитации осознанности. Медитирующему говорят сосредоточиться на дыхании, но не направлять на это всё внимание. Остальная его часть нужна для наблюдения за тем, что происходит в сознании.

Старайтесь избегать «хвостов»

Они возникают, когда мы переключаемся с одного дела на другое, особенно если первое не довели до конца. Допустим, вы пишете важное сообщение и вдруг звонит телефон. Пока вы разговариваете, ваш мозг продолжает думать о сообщении, и вам трудно сосредоточиться. Такие мысли и есть «хвост» предыдущего дела. Чтобы его не возникало, старайтесь по возможности не перепрыгивать с одной задачи на другую.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

Читать без регресса

Прочитал слово — снова перечитал. Прочитал предложение — снова возвращаешься в начало строки. Знакомо? Это и есть регресс в чтении. Обычно такое происходит, если возникают какие-то вопросы по тексту или отдельным словам. А некоторые незаметно для себя даже лёгкий текст читают дважды, как будто для верности. Когда возвраты обоснованы, то есть у нас, к примеру, возникают новые мысли, их считают обоснованными и называют реципациями. Но и реципации, и регрессии сильно уменьшает скорость чтения.

И всё же почему мы читаем с регрессами? Самая часта причина — это привычка. Порой так получается из-за невнимательности, а не оттого, что текст требует какого-то дополнительного осмысления. Отказавшись от чтения с регрессами мы будем читать в два раза быстрее.

Методика быстрого чтения рекомендует перечитывать текст только после первого законченного чтения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]