Инерция мышления – психологическая проблема, которая мешает фантазии взлететь

Психологическая инерция, инерция мышления, ментальная ригидность. Все это описания одного и того же явления. Суть его можно определить, как неспособность идти новыми путями в решении задач. Человек ориентируется на уже известный ему опыт, старается спроецировать условия уже решенных задач на новый вопрос. Таким образом, можно говорить о шаблонности подхода, мышления в целом.

В меняющихся условиях, когда в цене гибкость, инертность мышления становится балластом, пережитком прошлого. Во многом вина за подобное явление, его массовость лежит на учебных заведениях: школах, университетах, которые не учат думать и не предлагают развиваться. Основа образования, которая существует в учреждениях постсоветского пространства, мешает нормальному развитию населения. Есть и субъективные факторы, которые также идут скорее из менталитета. Это традиционализм и консервативность в самых разных формах, суть от этого не меняется.

Можно ли преодолеть патологическую неспособность мыслить оригинально, ново? Да, решить вопрос можно. Но придется тренироваться, постоянно учиться и совершенствоваться. Это не самый быстрый процесс.

Причины инерции мышления

Патологический перекос мыслительной активности обусловлен несколькими весомыми факторами. Стоит сказать о них подробнее:

  • Особенности воспитания

Как ни странно, это одна из основных причин. Привить интерес ко всему окружающему, подстегнуть творческое развитие ребенка — задача в первую очередь самих родителей. Также необходимо подать пример собственными действиями. Если этого не происходит, ребенок становится вялым и безынициативным. Это закономерное явление. Как показывают исследования, такие же негативные результаты обнаруживаются при императивном типе воспитания. По модели «я говорю — ты делаешь как сказано, и точка». Такой подход убивает интерес к миру и делает ребенка послушным в абсолютной мере. Лишает способности действовать самостоятельно, учит беспомощности.

  • Склонность на слово доверять другим

Как показывает практика, это проявление конформизма. Склонности думать и действовать как все. Чтобы получить точную картину происходящего, явления или процесса, нужно провести тщательный анализ. Если человек видит или думает, что недостаточно разбирается в вопросе, он скорее поверит компетентному специалисту, чем начнет искать решение сам. Проблема в том, что никто не может проверить уровень профессионализма такого «специалиста». Соответственно, даже ложные решения человек воспримет как истинные и будет на них опираться. Это очень негативная черта, потому с ней нужно бороться. Развивать здравую долю недоверчивости. Отсюда возникает и другая проблема.

  • Отсутствие достаточного критического взгляда

Недостаточная способность подвергать сомнению чужие слова, действия или решения. Развивается как черта, присущая конформистам. С этим связано восприятия любой информации как истинной, без тени сомнения. Черта негативная. Не менее деструктивно и обратное явление, другая крайность. Упрямство.

  • Низкий творческий потенциал

Встречается относительно редко. Каждый человек обладает творческой искрой, вопрос только в том, как ее развить и раздуть. Большинство не стремится к этому. Люди довольствуются простыми решениями и общими ответами. Сказывается воспитание и образование. Инерция мышления — это стереотипная черта. Она лишает человека индивидуальности. Творческие способности можно развить. Действительно низкий потенциал может быть, только если человек болен. Например, врожденными психопатологиями: олигофренией, синдромом Дауна или прочими состояниями подобного рода, которые сказываются на интеллекте. Все остальное — оправдания.

  • Особенности образования

Краеугольный камень на уровне государства и общества. Западные страны, как и развитые государства Азии отошли от традиционализма в образовании. Они стремятся развить основной навык — способность думать и анализировать. Это происходит повсеместно: такая модель типична для школы, университета. Что касается стран бывшего Союза, здесь все так же сильны консервативные тенденции. Учат запоминанию большого количества информации, безусловному принятию точки зрения преподавателя, подавляют всякую инициативу. Соответственно, молодые люди не перенимают умения. Они становятся ходячими ретрансляторами чужого мнения, чужой позиции и не более того. Это сказывается на глобальном уровне. Формируются целые общества, склонные к абсолютному подчинению, доверяющие пропаганде и манипуляциям.

  • Низкая склонность к познавательной активности, деятельности

Проистекает из лени, неготовности работать и учиться на благо собственной личности. Инерция мышления — присущая человеку черта. Она устраняется только путем постоянного совершенствования. Также необходимо получение новой информации из нескольких источников, чтобы сформировать собственное мнение, восприятие. Когда таких стимулов, побуждающих интеллектуальную активность недостаточно, развивается безынициативность. Также это может быть врожденная черта характера.

  • Психопатологические состояния

Встречаются относительно редко, но существенно сказываются не общем состоянии человека, его когнитивном потенциале. Сюда можно отнести такие заболевания, как олигофрению, шизофрению, деменции, синдром Дауна, прочие состояния.

Есть и менее опасные патологические процессы. Они не столь очевидны, но оказывают большое влияние на развитие инерции мышления. Сюда можно отнести депрессию. Депрессия ставит крест на инициативе. Становится тем тормозом, которые препятствует развитию интеллекта. В том числе по причине апатии, нежелания что-либо делать, предпринимать. Вопрос решает не психолог, а узкопрофильный специалист. Зависит от конкретного диагноза. В случае с врожденным или приобретенным стойким слабоумием сделать ничего не получится.

  • Узкий кругозор

Связан с недостаточным познавательным интересом и особенностями личности. Справиться с ситуацией можно, нужно только захотеть. Узкий кругозор связан с недостаточным временем, которое человек затрачивает на собственное развитие. Проблема в основном кроется здесь. Инерция мышления постепенно сходит на нет, когда осваиваются новые пути, мнения.

  • Экономия времени

В некоторых случаях корнем всех бед может оказаться банальная лень. Нежелание тратить время на поиски собственного ответа. Это связано еще и с низкой познавательной активностью, нежеланием воспринимать новую информацию.

  • Тревожность

Инерция мышления, как ни странно, может быть связана с тревожным расстройством. При этом человек может и находит правильное, необычное решение, но старается не выказывать своих способностей, чтобы не стать объектом критики. Или же стремится к похвале, зная, какие решения от него требует начальство или преподавательский состав. Это негативная черта, часто она идет рука об руку с социофобией.

  • Неспособность воспринимать критику

Сказывается мягкость и нежность организации личности. Нужно разделять критику и переход на личности. В странах бывшего Союза в большей мере принято переходить на личности, грубо осаживать и унижать человека, а не его творения. Потому склонность говорить как есть распространена уже, чем в странах Запада. Это связано с особенностями организации общества, менталитетом людей и способами менеджмента, преподавания. На самом же деле с когнитивными способностями все может быть в порядке.

  • Демонстративность поведения

Стремление выделиться из толпы оригинальностью решения. Обратное явление, описанному выше. В этом случае мыслитель в буквальном смысле изобретает велосипед. Вместо того чтобы использовать доступные и эффективные инструменты, старается выдумать что-то свое. Вполне может быть, что задача решена. Но нерационально и с большим количеством трудозатрат. Демонстративное поведение типично для личностей с нарциссическим складом личности.

Инерция мышления — это стремление решать задачи старыми, шаблонными способами. Причины в основном психологические, связанные с психотипом и развитием мыслящего субъекта. Крайне редко фактор касается заболеваний.

История изучения эффектов ментальной ригидности и инерции

В процессе изучения этого феномена большое внимание уделялось изучению способа решения мыслительных задач. В традиционных экспериментах К. Дункера изучалась способность испытуемых применять привычные предметы непривычным путем. Задача была такова: имелась коробка с кнопками, свеча и спички. Свечу нужно было закрепить так, чтобы воск не капал на пол или стену (Рис 1).

Рис. 1

В ходе исследования выяснилось, что большинство людей практически не способны разделять предмет и привычную функцию, которую он выполняет. Дункер писал: «…инертное мышление, по крайней мере в некоторой своей части, является препятсвием или затормаживанием непривычных действий».

Но особый интерес при изучении данного явления имеет эффект Лачинса или эффект установки. В классическом варианте эксперимента испытуемым предлагалось три сосуда разного объема и бесконечный запас жидкости. Производя реальные или мыслительные манипуляции с сосудами, испытуемый должен был в конечном итоге получить исключительно определенный объем жидкости в каждом сосуде. Изначально, участникам предлагался ряд задач, решить которые можно было только одним единственным способом – так называемые установочные задачи. Затем, предлагались задания, которые уже имели два варианта решения, причем новый вариант решения был значительно легче предыдущего. В конечном счете, большинство испытуемых решали эти задачи одним привычным для них способом, который они применяли в начале испытания. Если же экспериментатором давалась установка на поиск нового способа решения задания, участники тратили намного больше времени для поиска нового пути решения проблемы.

Выявленный феномен привлек внимание многих исследователей, которые впоследствии выявили множество факторов, ослабляющих или усиливающих эффект Лачинса. Так, количество решенных задач с использованием только одного варианта решения значительно уменьшается, если перед началом исследования на доске написать выражение «Не будь слепым!». Если же время или количество попыток ограничено, что приводит к повышению тревожности, действие эффекта значительно возрастает.

Также было установлено влияние мотивации на инерцию и ригидность мышления. То есть, чем больше у испытуемого выражена мотивация на достижение успеха, тем чаще он будет использовать вариант, который неизбежно приведет его к успешному решению задачи.

В следующей серии исследования группе была предложена задача со всадниками (Рис 2).

Рис. 2

Нужно было расположить карточки таким образом, чтобы все всадники одновременно оказались на лошадях. Нюанс этого испытания состоял в лишних деталях – искривленных спинах лошадей. Зачастую, испытуемые пытаются поместить всадников на спины лошадей перпендикулярно, а нужно расположить их параллельно друг другу.

Таким образом, множественные исследования показали, что ригидность, стереотипизация, инерция мышления используются нами, прежде всего, для экономии времени и энергии. Действительно, чтобы каждый раз не принимать решения, которые касаются самых мелочных вопросов, мы действуем по ранее намеченному плану, избавляя себя тем самым от постоянного анализа ситуаций. Но, в то же время, «мыслительная лень» часто блокирует или нивелирует творческий потенциал, нестандартные подходы к задачам.

Виды психологической инерции

Существует масса форм склонности мыслить штампами.

  • Экстраполяция. Стремление переносить решения задач на аналогичные задачи без учета особенностей фабулы. Утрированный пример: если яблоко зеленое, значит все фрукты зеленые. Разумеется, это не так. Но в парадигме названного вида инерции — это истина.
  • Аналогия на основании функциональной направленности объекта. Привычка, что некий объект выполняет одну задачу. Например, нож — режет. Стол выступает в качестве опоры. Скрепкой закрепляют бумаги.
  • Традиционализм в способе применения объекта. Близкая разновидность явления. Суть примерно в том же.
  • Терминологические ловушки. Термины, которые уже существуют, заранее содержат в себе способ решения той или иной проблемы. Капельница — медицинское изделие, ее название заранее отображает характер применения и т.д.
  • Инерция одного решения. Способ мышления, при котором субъект выбирает только тот путь, которые пришел в голову первым. Это наиболее опасная разновидность явления.

Видов психологической инерции намного больше. Это только часть возможного перечня.

Инертность у детей

Косность или неповоротливость ума, еще одни синонимы инертности мышления, не всегда встречаются исключительно в клинических случаях. Вы можете долго пытаться объяснить ребенку, что кит – это животное, но применив уже полученный опыт он будет настаивать, что это рыба и не принимать ваши слова. Не стоит выходить из себя, вполне возможно, что причина не в , его поведение характеризуется инертностью мышления.

Детям довольно сложно привыкнуть к новым правилам, справиться с объемами информации и тогда они начинают действовать согласно уже устоявшимся правилам, игнорируя изменившиеся условия.

Как проявляется инерция мышления

Признаков аномального состояния множество. Среди таковых можно назвать:

Проблемы с анализом. Сложные задачи представляют большие сложности для субъекта. Из колеи выбивает все, что не соответствует устоявшемуся паттерну восприятия. Примеры такой инерции мышления: врач сталкивается с непростым клиническим случаем. Он теряется и не может поставить диагноз, потому что привык иметь дело с другими патологическими состояниями. Или же юрист-правоприменитель приглашен составить проект нормативно-правового акта. Это новый вид деятельности, с которым субъект ранее не встречался. Примеры профессиональные. То же самое можно встретить и в бытовой деятельности, повседневной активности.

Узость интеллектуальной активности. Сказывается низкий уровень компетентности. Склонность делать одно и то же. Чаще всего речь идет о разновидности профессиональной деформации. Особенно, если субъект работает с рутинными вещами, которые никак не способствуют творческой активности и развитию. Случиться такое может практически в любом виде деятельности.

Ориентация на чужой опыт. Восприятие чужого опыта как абсолютной истины. На самом же деле, речь идет об одной из возможностей. Но человек воспринимает единичный случай как общую закономерность. Это разновидность парадокса мышления, инерция в таком случае очевидна. Единственный способ справиться с подобной ситуацией, это проанализировать другие мнения, составить свое собственное видение. Нужен навык и некоторая степень мужества, готовности переступать через собственные привычки.

Отсутствие достаточного критического отношения к словам и действиям других. Логическое продолжение предыдущего проявления. Слова и мнения других людей воспринимаются за чистую монету. Особенно, если высказавшийся — это авторитет в своем кругу. Всегда есть возможность ошибки или банального непрофессионализма говорящего. Этого субъект не учитывает и делает неправильные выводы из ситуации. Нужно развивать самостоятельность. Это единственный способ справиться с проблемой.

Поспешность. Решение принимаются максимально быстро. Часто — в целях экономии времени. Это пагубно сказывается на задаче, ее решении. Субъект вычленяет первый же пришедший ему в голову путь выполнения задачи. Он далеко не всегда самый рациональный и правильный. Это в расчет не берется.

Шаблонность интеллектуальной активности. Типична для человека с так называемым синдромом отличника. В школьные или университетские годы такой субъект склонен принимать решения по его последствиям, но не рациональным. Так, задача будет решена тем способом, который предпочитает преподаватель, чтобы получить похвалу. Ничего общего с эффективностью такой подход не имеет. Затем такой паттерн закрепляется и становится привычным. Вырваться из ловушки можно, но потребуется недюжинное волевое усилие. Того же самого, конформизма, подчинения требуют и на рабочем месте. Это может стать препятствием для нормального развития и условного «излечения».

В некоторых случаях — желание выделиться из толпы. Об этом уже было сказано. В такой ситуации изобретается велосипед.

Справиться с инерцией мышления можно. Потребуется некоторое время самосовершенствования и упорной работы.

Опасность предвзятости

У этого качества много негативных сторон. Рассмотрим, чем опасна предвзятость:

  • человек с таким качеством не способен к объективной оценке и принятию правильных решений;
  • не умеет слушать других без проецирования собственных мыслей на высказывание;
  • живет по принципу «существует два мнения — мое и второе, неправильное»;
  • проявляет избирательность к фактам, подстраивая их под свою выгоду;
  • не имеет гибкости мышления;
  • закрыт для восприятия нового и расширения кругозора, зациклен на традициях или давних примерах;
  • склонен к непоправимым ошибкам в результате принятия важных решений.

Из неверных убеждений формируется заключение ума и соответствующая схема действий, отдаляющая успех человека. Это способно нанести вред как самому предвзятому мыслителю, так и тем, кто имеет с ним дело.

Во Франции выявили «невидимую» для ПЦР-тестов мутацию коронавируса

Опасны не только для человека, но и для Земли: как защититься от магнитных бурь

Создание яркого образа — настоящая арт-терапия: делимся идеями

Диагностика состояния

Обнаружить аномальное состояние, перекос когнитивной деятельности не так трудно. Самостоятельно определить изменение тоже возможно. Но чтобы признать проблему, нужна определенная доля мужества. Что касается объективных способов диагностики, тут не обойтись без участия психолога.

Специальных опросников практически нет. Да и годятся они только для первичного обследования. Куда эффективнее оценка в «полевых» условиях. То есть использование стандартного задачника. Как правило, состоит он из 5-и казусов, которые нужно решить. По результатам можно судить о способности к рациональному, нетривиальному мышлению. Также применяется метод устного опроса. Важно выявить особенности логики условного пациента.

Если имеются данные за нарушения интеллектуальной активности, не обойтись без консультации специалиста по психотерапии или психиатрии. Зависит от ситуации. Задача — выявить первичный патологический процесс, который препятствует нормальной активности.

Корни предубеждений

Где мы чаще всего сталкиваемся с предвзятостью и как она формируется:

  • Мнение общества. Предвзятость в связи с распространенным суждением других, подкрепленная (или нет) личным опытом, удерживает человека в замкнутом кругу шаблонного мышления.
  • Личный опыт. Здесь виной всему собственные выводы из-за пережитых лично ситуаций.

  • СМИ или слухи. Иногда отношение к кому-либо формируется на основании услышанного ранее. К примеру, прозвучала новость о политическом деятеле по телевидению, а впоследствии она оказалась недостоверной. Но люди уже не в силах отказаться от укоренившегося в умы убеждения: на самом деле так было задумано конкурентом.
  • Страхи, боязнь провала. Если психика человека неустойчива по отношению к какому-то явлению, то он станет этого избегать, независимо от наличия реальной опасности. К примеру, человек не меняет ничего в жизни, так как предыдущие его попытки стали неудачными. В счастливые возможности он больше не верит.
  • Самоуверенность и гордыня. На каком-то этапе жизни человек убедился в своей правоте и после этого выработал девиз: все его действия безошибочны. Такая позиция ставит людей в ущербное положение. Человек не желает ничего принимать к своему сведению. Часто таким качеством обладают вышестоящие руководители.

Непреклонная уверенность в собственной правоте способна противостоять логическим доводам. В жизни это может проявляться как нежелание учитывать мнение молодого специалиста, оскорбление человека, образ которого напомнил негативного персонажа, и тому подобное.

Бараны на шоссе и другие снимки для международного фотоконкурса

Анаэробные упражнения, изометрия: расшифровка распространенных фитнес-терминов

Эффектный способ поменять законы: что для этого делали бедняки Древнего Рима

Любая сфера, где присутствует система оценки, критика, начиная со спортивных соревнований, конкурсов и завершая семейными отношениями, может зависеть от предубеждений, хотя людям нелегко это признавать.

Как преодолеть

Когда дело касается клинических случаев, описанных в первой части этой статьи, лечением должен заниматься исключительно врач. Это является обязательным условием. Если же вы самостоятельно решили, что у вас есть небольшие проблемы с поиском ответов и вы хотите и привить себе новые качества, то лучшим способом станут логические задачи.

Шахматы, нарды, монополия и другие настольные игры со временем помогут поднять уровень интеллекта и научат быстрее находить верные решения. Решайте кроссворды, судоку, покупайте другие игры для развития логики, в которые можно играть самому. В психологии пока не придумали более эффективного способа устранения этой проблемы.

Кроме того, не забывайте про . Оно задействует фантазию, способствует появлению нового житейского опыта. Также я могу посоветовать вам несколько книг для развития творческих способностей.

Сопутствующие расстройства

Брадипсихия — результат поражения центральной нервной системы, несущей ответственность за мозговую деятельность. Зависимо от элемента поражения развиваются разные типы расстройств. К ним относятся:

  • брадибазия – замедленная ходьба;
    Для паркинсонизма характерна брадикинезия
  • брадитимия — замедление смены эмоций;
  • брадикинезия — заторможенный темп и ограниченная амплитуда движений;
  • брадипраксия — замедленная направленность действий;
  • брадилексия – медленное чтение;
  • брадифазия, брадилалия являются замедлением речи, в то же время она почти всегда бывает правильной, наблюдается как во взрослом возрасте, так и в детском (часто возникновение брадилалии отмечается у больных, идущих на поправку);
  • также может развиться нарушенная артикуляция, при длительной беседе у человека появляется усталость.

Когда брадипсихия представляет собой следствие болезни Паркинсона, необходимо сделать акцент на симптоматике основного патологического процесса. К ней относятся чувство усталости, тревога, расстройство сна и др.

Провоцирующие факторы и заболевания

Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:

  1. Сосудистые заболевания головного мозга.
    Острые, зачастую хронические расстройства кровотока в мозге, которые возникают из-за прогрессирующего атеросклероза, гипертонии, эмболии и тромбоза сосудов, являются фактором разрушения вещества в головном мозге. Также нарушениям подвержены структуры, которые отвечают за быстроту мышления.
  2. Болезнь Паркинсона
    . Часто встречающаяся причина, характерным проявлением которой является замедленное мышление. Кроме подобной угнетающей симптоматики (пациенты на позднем этапе развития данного патологического процесса не склонны замечать какие-либо изменения) существует большое количество иных неприятных проявлений. К примеру, мысли станут не только замедленными, но и вязкими, для больного станет характерна назойливость, замедленная запутанная речь.
  3. Эпилепсия
    . На позднем этапе формирования недуга, когда специалисты наблюдают разрушение личности как результат прогрессирующего заболевания, может отмечаться заторможенность, как и остальные симптомы измененного мышления.
  4. Шизофрения
    . Как и во время эпилепсии при шизофрении брадипсихия не считается начальным симптомом патологических процессов, а развивается постепенно с течением времени.
  5. Депрессия
    . Психическая болезнь, которая характеризуется большим количеством симптомов, часто маскирующихся под соматические сложности – включая зубную боль либо ишемию. К ним также относится и вялость мышления.
  6. Гипотиреоз
    . Ненадлежащее функционирование щитовидной железы. При таком недуге симптоматика крайне выражена и возникает одной из первых.
  7. Токсические поражения
    . Такая подгруппа болезней в международной классификации не существует. Однако, термин максимальным образом описывает причины возникновения болезненной симптоматики – интоксикация организма.

Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.

Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]