Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Мотивы личности в психологии — это некая внутренняя сила человека, которая побуждает его к действию, что важно для достижения цели, которую определил для себя индивид. В научном свете определение мотивов личности очень разнообразно. Отдельные исследователи считают, что это есть идеи, а также представление личности, другие называют мотивами мысли и установки человека, которых он придерживается, руководствуясь ими по жизни. Зачастую многим знакомо чувство, когда хочется горы свернуть и удовлетворить свою потребность. Это чувство и переживание придает индивиду силу, а также веру в себя, что побуждает человека к формированию и росту личности. Собственно говоря, это переживание и есть мотивом личности.

Мотив личности очень важный атрибут в жизни индивида. Именно мотивы определяют, каких высот достигнет личность. В карьерном росте стремления сотрудников приобретают особенных свойств, поэтому начальство часто старается создавать внешние мотивы. К внешним мотивам относят повышение заработной платы или премии, иногда это просто похвала и т.д. Эти вещи побуждают человека проявить интерес и прибавить усилий, чтобы получить внешнюю награду и в результате работать лучше.

Но стоит отметить, что внутренние мотивы гораздо сильнее внешних. Если индивид, так сказать, загорелся изнутри некой целью и непременно хочет ее достичь, то он может преодолеть все преграды, поскольку он это делает для себя.

Мотивы поведения личности

Тема поведения человека интересовала психологию с давних времен. Ответы на вопрос «почему?» люди делают так, а потом ведут себя иначе, искали величайшее умы нашего мира. Сегодня, можно считать, что на человеческое поведение влияет множество разных феноменов. Это может быть определенная ситуация, личные качества человека, внешнее давление на личность, или же мотивы самой личности.

Мотивы поведения личности на что влияют? Рассматривая понятие личностных мотивов, можно говорить о том, что разные мотивы не только всячески влияют на поведение личности, но также в определенных ситуациях, мотивы могут определять поведение человека. Дело заключается в том, что мотив представляет собой слияние внутренних переживаний индивида, что нередко стает атрибутом личности и формулируется в личностное качество. Например, мотивы стать лучше, помогать людям и изменить этот мир на благо человечеству, могут стать характерными для личности, которая их испытывает, и сформироваться в отдельную черту — альтруизм.

Вместе с тем прибыльная мотивация глубже по широте воздействия на результаты деятельности фирм в общепринятой практике. Стремление заработать прибыль — более сильный и устойчивый мотив поведения, чем другие. Фирмы стремятся, как правило, к достижению долгосрочной, максимально возможной прибыли.  [c.542]
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.  [c.71]

Однозначного и общепризнанного определения капитализма не существует. Мы поэтому вынуждены довольно подробно рассмотреть основные догмы чистого капитализма, чтобы получить полное представление о нем. Коротко говоря, капиталистический строй охватывает следующие институты и принципы 1) частную собственность 2) свободу предпринимательства и выбора 3) личный интерес как главный мотив поведения 4) конкуренцию 5) опо-  [c.64]

С этой точки зрения становится ясно, что, например, интерес — это просто форма потребности, но никак не мотив поведения. Когда есть потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но будет ли проявлена активность в деле овладения объектом зависит не от интереса, а только от мотива. Следовательно, включать интересы в список мотивов поведения не только неверно, но и нецелесообразно интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Хорошо, что язык допускает смысловые оттенки, усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к живописи», мы не сказали ничего конкретного о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин поведения.  [c.108]

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, из тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованием морали. С. может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (С. за др.). С. переживает как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги С, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих людей. Форсируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах. С, способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считаются самой рефлексирующей эмоцией. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, С. участвует в регуляции общения (облегчая или затрудняя межличностные контакты). С. — полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры.  [c.464]

Мотив поведения — ключевое звено рассматриваемой схемы. Это конкретное объяснение, обоснование интереса, а также субъективное понимание личностью цели удовлетворения потребности/ возможного способа ее удовлетворения, внутреннее объяснение желания действовать определенным образом, в определенном направлении. Ведь интерес у разных людей может быть один (например, материальный интерес), а мотивы поведения могут быть разными.  [c.133]

Когда то или иное действие осознается человеком как личная необходимость, мотив поведения переходит в решение действовать, руководствуясь своим интересом, своим мотивом поведения.  [c.135]

Итак, стимул — это внешнее побуждение (например, вручение работнику Почетной грамоты), которое будет действительно стимулировать работника лишь в том случае, если вызовет у него соответствующий внутренний мотив поведения. Этот мотив основывается  [c.140]

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, из тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованием морали. С. может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (С. за др.). С. переживает как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги С., обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих  [c.548]

Под мотивами мы понимаем активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее в знак протеста . Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения.  [c.158]

При выполнении работы по снижению текучести кадров, укреплению дисциплины труда, созданию оптимального социально-психологического климата менеджерам необходимо помнить, что поведение человека всегда чем-то мотивировано [109]. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее в знак протеста. Поведение может проявляться в любых формах, однако всегда следует искать мотив поведения.  [c.675]

Чистый капитализм. Частная собственность — господствующая форма собственности. Свобода предпринимательства и свобода выбора. Личный интерес как главный мотив поведения. Конкуренция — коренное свойство капитализма. Невидимая рука А. Смита. Система рынков и цен. Ограниченная роль правительства  [c.19]

Личный интерес как главный мотив поведения  [c.21]

По этой теории мотив данного поведения определяется  [c.407]

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.  [c.142]

Ключевым детерминантом номинального национального дохода, согласно монетаристам, является номинальная денежная масса. Причиной для такого вывода явилась уверенность монетаристов в том, что количественная теория денег, как показано в кембриджском уравнении (Ма = kY), является реальным отражением экономического поведения. В то время как М. Фридмен и остальные монетаристы поняли, что коэффициент k в кембриджском уравнении может варьироваться при изменении ставки процента вследствие спекулятивного мотива хранения денег, они не осознали, что спекулятивный мотив является эмпирически важным детерминантом поведения спроса на деньги.  [c.578]

Второй этап — определение целей разработки бизнес-плана. Цель — это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.  [c.26]

Мы должны провести четкое разграничение между созданием правил и игрой по этим правилам. Создание правил подразумевает коллективные решения, или политику. Игра по правилам подразумевает индивидуальные решения, или поведение на рынке. К сожалению, это различие редко соблюдается. Люди в большинстве своем, похоже, голосуют бумажниками, они лоббируют законодателей, которые отвечают их личным интересам. Еще хуже, что избранные представители также часто ставят свои личные интересы выше общественных. Вместо того чтобы отстаивать подлинные ценности, политические лидеры стремятся быть избранными любой ценой и под лозунгом господствующей идеологии рыночного фундаментализма, или неограниченного индивидуализма. Такое поведение считается естественной, рациональной и даже, возможно, желательной манерой поведения политиков. Такое отношение к политике подрывает постулат, на котором был построен принцип представительной демократии. Противоречие между личными и общественными интересами политиков, конечно же, всегда существовало, но оно было значительно усилено господствующими позициями, которые ставят успех, измеряемый деньгами, выше таких подлинных ценностей, как честность. Таким образом, процесс коллективного принятия решений рефлексивным образом усилил мотив получения личной прибыли  [c.12]

Позвольте мне изложить свои доводы. Поведение, направленное на максимизацию прибыли, диктуется соображениями выгоды и пренебрегает требованиями морали. Финансовые рынки не являются ни моральными, ни аморальными соображения морали им просто чужды. В отличие от этого невозможно принимать правильные коллективные решения, если отсутствует четкое понимание различия между добром и злом. Мы не знаем, что считать правильным. Если бы нам это было известно, мы бы не нуждались в демократическом правительстве мы могли бы счастливо жить при правителе-философе, как предлагал Платон, но нам необходимо понимать, что правильно, а что — неправильно, иметь некий внутренний ориентир поведения в качестве граждан и политиков. Без этого представительная демократия не способна функционировать. Мотив прибыли смещает этот внутренний ориентир. Принципу выгоды отдается предпочтение перед моральными принципами. На высококонкурентном рынке, где ежеминутно совершается бесконечное число сделок, забота об интересах других людей может обернуться помехой. Отцы-основатели США считали минимум гражданских добродетелей чем-то само собой разумеющимся, и они не могли предвидеть возникновения высоко конкурентных рынков. Преобладание мотива прибыли над гражданскими добродетелями подрывает политический процесс. Это не имело бы значения, если бы мы могли полагаться на рыночный механизм в такой степени, какую считают возможной рыночные фундаменталисты. Но, как я показал выше, дело обстоит иначе.  [c.131]

От того в чем кроется мотив деятельности, зависит чистота и характер поведения руководителя и сотрудников предприятия в критической ситуации. Как известно, мотивы трудовой деятельности определяются характером потребностей ее исполнителей. Все потребности самых прогрессивных представителей общества — современных российских предпринимателей можно объединить в четыре группы.  [c.206]

На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств моти-визирования с «пирамидой» потребностей Маслоу.  [c.114]

Хозяйственная деятельность осуществляется в социальной среде, поэтому менеджеры, предприниматели должны оценивать полезность своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. Поступать морально означает рассматривать здравый смысл как мотив и обоснование этического поведения.  [c.189]

Понятия мотивации труда, мотивов известны давно, однако до сих пор нет четкого их определения, которое актуально в новых для нашей страны условиях рыночных отношений. Категория мотивации является предметом исследования в большей степени психологов, в основе ее лежит понятие мотива деятельности человека. Мотив — это внутренняя побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо у индивида и т.п. Мотив человека к действию связан с реализацией потребностей. Сформировалось однозначное толкование, что поведение человека в конечном итоге определяется его потребностями. Поэтому можно считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения человека.  [c.103]

Становление и развитие внутренних побудительных сил и есть суть процесса мотивации трудовой деятельности. Началом этого процесса являются потребности, завершением — установка к действию (мотив) и само действие (трудовое поведение).  [c.104]

При всех многообразных стимулах человек выбирает такую форму поведения, которая отвечает его сегодняшним запросам, потребностям, интересам, ценностям, т.е. процесс стимулирования включает в себя не только создание внешней ситуации выбора, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре работника. Вместе с внешней стимулирующей ситуацией эта внутренняя структура формирует непосредственный мотив действия.  [c.109]

Распределение издержек способно маскировать реальное поведение затрат. Если фактические расходы превращаются в трансфертную цену, возникают другие проблемы поскольку фактические издержки заранее знать невозможно, отвечающее за закупки подразделение лишается достоверных предпосылок для планирования. Неэффективность издержек просто передается подразделению, ведающему закупками, а отдел поставок теряет побудительный мотив контролировать затраты.  [c.108]

Мотив, вызывающий определённые действия человека, находится внутри него, имеет личностный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов. Мотивы определяются потребностями человека, ставшими настолько важными, чтобы побудить человека действовать. Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внешние мотивы представляют собой стремление человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или с неудобствами, которые приносит ему обладание таким объектом, а следовательно, стремлением от него избавиться. Напр., интересная работа приносит человеку наслаждение, и он зачастую готов трудиться почти даром в противоположном случае он согласен на всё, лишь бы от этой работы избавиться. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и то, как будет осуществлено это действие. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью.  [c.172]

Мотивация труда как ценностно-ориентационный элемент трудового потенциала работника. Мотивация поведения — одна из наиболее любимых исследователями проблем. А.Н. Леонтьев отмечал, что работы по проблемам мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется в них термин мотив 2. Мы не будем  [c.79]

Напомним, что согласно определению, помещенному в Словаре по этике , поведение — совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Повторим, что поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных показателей, как намерения, побуждения, т. е., поведение дает больше оснований для нравственной оценки, чем поступок, мотив, средство, цель, поскольку поведение — это система, относительно устойчивое явление. Оценка поведения должна осуществляться на основе анализа, как минимум, всех характеристик деятельности, но лучше, если будут учтены и доступные для рассмотрения факторы внешней среды.  [c.139]

Еще раз подчеркнем, что главной характеристикой экономического человека является специфическая мотивация собственный интерес или стремление к богатству как главный мотив поведения. И именно это стремление к собственной выгоде, или своекорыстный интерес, является фактором экономического развития, обеспечивает рост богатства и благосостояния. Как отмечал уже А. Смит, рынок соединяет эти своекорыстные цели и невидимой рукой (рукой Провидения) направляет их к общему благу2. В рамках данных представлений экономическая проблематика сводится к проблеме координации уже имеющихся целей, где под целью понимается стремление к собственной выгоде. Это как раз и является областью экономической теории — выбор средств при заданных целях и предпочтениях, другими словами — распределение ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.  [c.58]

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория при обретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечтс общее в своей основе, что отражет определенную общность в моти вации человека к действиям.  [c.178]

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Чтобы потребность «заработала» и исполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого «пускового механизма» в виде специального психологического явления, называемого мотивом. Другими словами, для инициации деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить. Мотив «опредмечивает» потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив — это то, ради чего совершается деятельность. Существуют разнообразные попытки определения понятия «мотив». Их обсуждение, логическое обоснование и выбор наиболее точного определения интересны только специалистам-психологам и слишком далеко увели бы нас от цели, потому ограничимся определением, по возможности, самым простым и коротким, заранее соглашаясь на какие-то погрешности в смысле точности и полноты.  [c.105]

То или иное поведение людей (например, поведение участников организации) обычно является результатом одновременного действия целого ряда моти-вационных сил. Таким образом, мотивационные системы формируются как комплекс различных мотивов, определяющих, в свою очередь, стандарты поведения. Когда же мотивационные системы блокируют друг друга или вступают в противоречие, говорят о конфликтных мотивах. Для совершения тех или иных действий (например, для принятия какого-либо решения) важны все компоненты мотивационной системы. Поэтому индивидуум, его работодатели и общество в целом в равной мере заинтересованы в том, чтобы он проявлял интерес к работе. Интерес — это мощная движущая сила, мотивационная система в себе. Мадсен представляет это следующим образом  [c.250]

Цель — фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Производный термин целеполагание означает, что действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием [20, с. 70].  [c.50]

Итак, мы построили команду. Прогнозировать ее поведение и характер внутреннего взаимодействия ее членов — задача трудная, здесь нет гарантии успеха, но, рассматривая этот случай, мы убеждаемся в том, что если команда составлена целенаправленно, у нее есть шанс на успешную работу. Однако мотивационный профиль может помочь вам даже в том случае, если состав команды сформировался на основе случайной агломерации. Если каждый ее участник осознает свои мотивационные тенденции и их особенности, а также и моти-вационные особенности других, то по крайней мере взаимопонимание может стать основой согласованных методов совместной работы.  [c.278]

Возникает личность с правом на автономное поведение, и возникает новая риторика. Но по большому счету риторика, вероятно, изобретение коллективной личности. Это наиболее эффективные пути воздействия на массовую аудиторию. Несколько утрируя близкие ситуации, Болеслав Яворский вообще рассматривает риторичность в плоскости не очень притягательных явлений, когда он пишет «Всякий риторический процесс мышления исходит из заранее данного, зафиксированного как мотив и как цель и, значит, идеологически неподвижного, не подлежащего развитию тезиса. При риторичности невозможно введение и новых,  [c.536]

Говоря о трудовом поведении, нельзя не затронуть проблему риска как действия наудачу в надежде на счастливый исход. Исследования особенностей поведения бизнесменов, которых в последние годы проводится довольно много1, показывают, что потребность в ощущении риска от действий с непредвиденными результатами у предпринимателей минимальна. Более того, это не только национальная особенность трудового потенциала российских предпринимателей. По данным кросскультурного исследования предпринимателей и менеджеров России и Великобритании, мотив риска оказался на одном из последних мест2. Это тот редкий случай, когда западные и российские бизнесмены сходятся по своим ориентациям. Но, думается, все не так просто рисковать не хочет никто, но одних жизнь заставляет, а других — нет одни успешны, а другие — нет. Именно тех заставляет, и эффективность поведения выше у тех, в трудовом потенциале которых имеется склонность к преодолению принудительных ситуаций.  [c.123]

Поведение человека обычно определяется совокупностью мотивов, причем мотивы могут находиться в определенном соотношении по степени их воздействия на поведение человека, поэтому моти-вационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.  [c.130]

К.Е.Игошев утверждал, что «на уровне криминологической теории в самом общем виде мотив преступного поведения можно определить, как сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность»1.  [c.53]

Проблемы и вопросы мотивации часто имеют центральное значение в жизни организации… Хотя многие вопросы такого рода зачастую имеют в своей основе индивидуальные мотивы, следует помнить о том, что и другие факторы, такие, как недостаточное обучение или опыт работы, личностная характеристика, несовершенная организационная структура или недостаточный контроль, также могут иметь значение.. ..Один из способов объяснения мотивов поведения и их классификации состоит в том, что предполагается существование определенных внутренних моти-вационных состояний, характеризующих склонности и потребности.. ..Некоторые теории мотивации концентрируют внимание на ее содержании и пытаются выделить такие потребности, как голод, чувство безопасности, корпоративный дух, стремление к самореализации, которые формируют и контролируют поведение. Другие теории — теории процесса — концентрируют внимание на тех процессах, через которые цели или потребности реализуют свое влияние…»1.  [c.137]

Мотивы деятельности личности

В зависимости от того, какую цель видит перед собой человек, он будет действовать соответственным путем, чтобы достичь желаемого и получить наслаждение. Если человек голоден, то он будет действовать таким образом, чтобы найти еду и перекусить, удовлетворив данную потребность. Такое поведение будет обусловлено потребностью в пище, а поиски пищи и будут мотивом деятельности личности. Зависимо от потребностей или целей человека, мотивы деятельности могут быть очень разнообразными. Например, если потребности касаются базисных явлений, какие обеспечивают жизнь и развитие человека, то мотивы деятельности, которые заставляют удовлетворять такие потребности, будут называться органическими. Если конкретизировать, то к данным потребностям можно отнести уже упоминаемое чувство голода, потребность дышать, потребность спрятаться от жары в летний день, или потребность бежать от опасности с целью самосохранения. Все эти нужды являются базисными, и их человек стремится удовлетворить в первую очередь, чтобы позволить своему организму естественно существовать и развиваться.

Мотивы деятельности личности выделяют также функциональные. Они касаются потребностей, которые обеспечивают рост человека в культурной сфере. Это может быть активный отдых на озере, или занятие спортом, поход в церковь или театр. Все эти потребности создают мотивы деятельности, которые в свою очередь движут человеком к удовлетворению данных потребностей, что обеспечивает функциональный рост личности.

Мотивы деятельности личности бывают материальные. Материализм этих мотивов подразумевает под собой создание материальных вещей, для удовлетворения надобностей человека, которые касаются уюта или бытовой необходимости.

Ни для кого не секрет, что потребность быть уважаемым в обществе очень важна для человека. Иметь свое место среди других людей, занимать соответственный статус, а также возможность проявить свои социальные интересы — все это потребности, которые являются причиной возникновения социальных мотивов деятельности человека. В этом случае личность будет действовать таким образом, чтобы состояться среди людей, которые составляют ее общество. К примеру, деятельность такого рода может выражаться в участии в разнообразных социальных группах, принадлежности к волонтерам, в побуждении к принятию участия в разных акциях, организациях и т.д.

К мотивам деятельности личности могут принадлежать духовные мотивы. Они проявляются там, где человек имеет потребность в саморазвитии, а также в самосовершенствовании. Чтобы удовлетворить такие нужды, человек может читать книги, молиться Богу, заниматься йогой или действовать каким-либо другим образом, чтобы обрести духовное насыщение.

Этапа потребности.

1 латентный этап — потребность есть, а путей удовлетворения нет.

2 — удовлетворение потребности.

3- насыщения.

Какие аспекты влияют на удовлетворение потребности — конкретизация. Удовлетворение осуществляется конкретным образом.

2 ментализация — потребности удовлетворяются осознанно

3 социализация — потребности удовлетворяются социально одобряемым способом.

Потребность в учении ненасыщаемая.

Мотив — есть детерминанта активности.

Мотив, как потребность — когда потребность рассматривается как побудитель активности учащегося.

5 стр., 2254 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся

… методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — … процессов обучения и воспитания. Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего …

Мотив, как цель — цель это не то к чему следует стремиться, а то, что надо осуществить, поэтому целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Мотив, как побуждение — в данном подходе мотив рассматривается, как побуждающая, движущаяся сила или побуждение. В качестве мотива рассматривается как внешний объект, так и воображаемый.

Мотив, как намерение – намерение есть ни что иное, как волевой акт, который создаёт ситуации позволяющие человека положиться на действия внешних стимулов в связи с чем выполнение намерения становится не волевым актом, а условно рефлекторным

Потребности и мотивы личности

В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность — это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.

Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.

В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь. В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей. Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности. Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации. Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены.

Литература.

Божович «Избранные произведения», Немов «Психология» 2 том, Ильин «Мотивация и мотивы», выготский

Существуют следующие методы психологического воздействия, в том числе и на ребенка.

Прямое воздействие. Оно включает в себя внушение, убеждение, подражание.

Опосредованное воздействие. Регуляция уровня удовлетворения потребности, включение в определенным образом организованную деятельность.

Трехлетний ребенок манипулирует предметами. У него сенсорный интеллект. Дети старше — ролевая игра, подражают взрослым. Дошкольники — ролевая игра, игра по правилам

Лидия Ильинична Бажвич в своей работе психологические закономерности формирования личности в онтогенезе отмечает, что личность это человек который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Психическое развитие ребенка может быть понято в рамках его социализации, усвоение продуктов накопленного опыта.

В своей работе Лидия Ильинична Бажович критикует позицию Алексея Николаевичка Леонтьева отрицая при том принятое в психологии описание развития потребностей в терминах: субъективное состояние, желание, увлечение и аффекты. Она так же критикует и трактовку им мотивов поскольку им недостаточно обосновывается понятие значения и смысл. По ее мнению Леонтьев раскрыл одно из условий способствующих рождению новых мотивов, но не раскрывает причин и процесса формирования мотивов.

Нормативный документ программа диагностики и коррекции.

Лапицкий дал два листика.

Примеры похожих учебных работ

Глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников

… глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников Где ссылки 1.1 Понятие мотивации и её формирования Характеристика мотивации учебной деятельности Важнейшим компонентом учения являются мотивы, побуждения,которыми ученик …

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

… другую сторону учебной мотивации — ее направленность: «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не …

Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте

… мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью [7]. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную …

Мотивация учебной деятельности 3

Мотивы учебной деятельности 1.2.1 Сущность учебных мотивов и мотивации 1.2.2 Классификация учебных мотивов 1.2.3 Характеристики и функции учебной мотивации и мотивов 1.2.4 Рекомендации по повышению мотивации к обучению ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

… а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников. Цель исследования : исследовать мотивации учения и достижения старших школьников. Объект исследования : учебная деятельность старших подростков …

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Что еще включает система мотивов

Однако структура, приведенная выше, будет неполной, если проигнорировать другие компоненты системы мотивов.

Среди важных элементов, имеющих устойчивый характер, можно выделить:

  • Установки. Формируются в череде ситуациях, на которые ты, сама того не осознавая, реагируешь определенным образом. И если в самом начале, наличие выбора было осознанным, то с течением времени твои действия приобрели автоматизм, бессознательный характер. Например, ты столкнулась с бездомным – от него пахнет грязью и алкоголем, он просит у тебя деньги.

У тебя возникла острая негативная эмоциональная реакция. Несколько таких встреч могут привести к тому, что в будущем ты будешь отрицательно реагировать не только на бездомных, но и на обычных людей, которые попросили у тебя деньги взаймы. Два элемента слились и сформировали единую установку.


Image by mohamed Hassan from Pixabay

  • Влечение. Представляет собой бессознательное переживание, ощущение необходимости удовлетворения какой-либо потребности. З. Фрейд говорил о влечении к жизни и смерти, понимая под этим, с одной стороны инстинкты, связанные с размножением, стремлением к самосохранению, с другой, – направленные на разрушение. Но есть и более простая трактовка – человек может испытывать непонятную страсть, желание к другому человеку или объектам окружающего мира.

Влечение носит эмоционально насыщенный характер и часто противоречит сознательным интересам. Вспомни, как по необъяснимым причинам тебя когда-то влекло к какому-либо молодому человеку из параллельного класса. С точки зрения логики, чувство было необъяснимо и, возможно, даже раздражало тебя. Но ты бежала взглянуть на него на переменах, хотела выступить лучше всего, чтобы он заметил тебя, совершала несвойственные себе поступки.

  • Интересы. Могут быть заряжены как эмоциональной энергией, так и стремлением узнать новое, разобраться в проблеме. Они всегда осознанны, их можно обсудить, объяснить, ими можно поделиться с друзьями. Отдыхая на море, ты заметила черепашку, копошащуюся в песке. С чем были связаны ее действия, ты так тогда и не разобралась, но, вернувшись домой, начала читать про черепах и однажды стала зоологом.
  • При наличии устойчивых интересов часто говорят о появлении склонности. Однако склонность включает не только стабильную заинтересованность, но и определенные способности. Даже если тебе очень интересна математика, но ты просто не можешь считать или с трудом применяешь формулы, о склонности говорить не приходится.


Image by ShonEjai from Pixabay

  • Убеждения. Эта категория полностью противоположна влечениям и носит сознательный характер. Мало того, человек, убежденный в правильности какого-либо действия или поведения, будет шагать в строго избранном направлении.

Кроме перечисленных элементов, в систему мотивов входят желания, намерения, ценности, мировоззрение.

Классификации направленности личности

Мировоззрение

Существует несколько классификаций направленности личности.

По открытости

Бывает истинная и скрытая направленность. Последняя становится видна только в кризисных, опасных, нестандартных для личности ситуациях.

По структуре

По внутриличностным компонентам выделяют:

  • эмоциональную направленность;
  • когнитивную направленность (локус контроля);
  • направленность сферы интересов;
  • направленность ценностных ориентаций;
  • направленность деятельности.

Относительно личностной позиции человека

Исходя из оценки личности как источника активности, выделяют:

  • гуманистическую;
  • эгоистическую;
  • депрессивную;
  • суицидальную направленность личности.

По сфере реализации активности

Выделяют следующие виды направленности:

  • исследовательская;
  • культурная;
  • спортивная;
  • профессиональная и другие.

Элементы направленности личности

Направленность личности отражается в таких формах:

  • влечения,
  • желания,
  • стремления,
  • интересы,
  • склонности,
  • мировоззрение,
  • убеждения.

С ними тесно связаны стереотипные модели взаимодействия личности, или диспозиции. Это характер поведения человека в типичных для него ситуациях. Диспозиции зависят от ситуации или от выраженных особенностей личности.

Диспозиции в свою очередь тесно связаны с установками – готовность субъекта к определенной деятельности конкретными способами, обеспечивающими устойчивое течение деятельности. Установки – компонент направленности личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]