Как правильно читать книги, чтобы получать максимум пользы


Пара слов о целях и пользе чтения

В зависимости от целей чтение может быть как развлекательным, так и познавательным. К первой категории относится, например, просмотр ленты в социальной сети или чтение любимых детективов. Во втором случае мы либо хотим извлечь информацию, либо что-то понять, осознать.

И если сортировка и запоминание фактов большинству дается относительно легко, то чтение ради понимания – навык не из простых. Но именно он лежит в основе образования и личного совершенствования.

Запомнить – это вовсе не значит понять. Какую книгу вы прочитали последней? Сможете тезисно перечислить ее основные мысли? Если нет, значит, вы не читали ее. Возможно, в общих чертах вы помните факты, но не прониклись смыслом или не до конца его осознали. Понять – это значит соотнести прочитанное со своим эмоциональным опытом, вписать в собственную картину мира.

Какую пользу несет в себе чтение:

  • Оно делает нас умнее, особенно если текст превосходит по сложности уровень читателя и ему приходится делать над собой интеллектуальные усилия, проявлять максимальную активность мозга.
  • Улучшается память и концентрация внимания. В ходе эксперимента, проведенного американской неврологической академией среди трехсот добровольцев зрелого возраста, было установлено, что чтение помогает более чем на 30 % замедлить процессы ухудшения памяти, вызванные старением.
  • Расширяется словарный запас. Считается, что особенно полезно в этом плане читать классиков. Вместе с тем пополнять свой лексикон можно посредством чтения самых разных жанров – от фантастики и приключений до истории и науки. Любая книга – это кладезь самых разноплановых ценных знаний.
  • Открываются возможности. С помощью интересных книг мы можем погрузиться в совершенно непривычный для нас мир, расслабиться и отвлечься от наскучившей рутины. Через чтение биографий и историй из жизни великих людей мы имеем возможность познакомиться с мышлением, отличным от нашего, посмотреть на вещи под другим углом, отметить для себя новые мысли и идеи. Иногда книга может заменить консультацию у эксперта, дать знания и навыки в нужной области.

Конечно же, не все тексты одинаково полезны. Кустарная публикация блогера и серьезный труд философа – это разные вещи. Но тут как раз и приходит на помощь навык осознания, понимания прочитанного и способность отличить “зерна от плевел”.

Далее мы с вами рассмотрим, какие способы осознанного чтения существуют и по каким правилам они осуществляются.

Словарный запас

Чтобы понимать прочитанное, необходимо понимать хотя бы большую часть слов в тексте. Богатый словарный запас — ключевой компонент понимания текста. Ученики могут выучить новые слова во время занятий, но как правило, они узнают значение слов через повседневные ситуации и во время чтения.

Как помочь: Чем больше новых слов узнают дети, тем сильнее обогащается их словарный запас. Вы можете помочь Вашему ребенку развить словарный запас, часто разговаривая с ним на разные темы, открывая для него новые слова и концепции. Игры со словами и смешные шутки также являются интересными для ребенка способами укрепления этих навыков.

Ежедневное совместное чтение также помогает укрепить словарный запас. Читая ребенку вслух, останавливайтесь, сталкиваясь с новыми словами, и объясняйте их значение. Но также важно, чтобы и ребенок читал самостоятельно. Даже если некому объяснить значение нового слова, ребенок может догадаться о его значении из контекста, а также узнать с помощью словаря.

Учителя тоже могут помочь, выбирая интересные слова для изучения и разучивая их все вместе в классе. Для практики словарного запаса учитель может вовлечь учеников в диалог во время урока или же провести игры со словами, чтобы сделать изучение новых слов интересным.

Три способа читать книги

Итак, мы с вами выяснили, что исходя из целей чтения выделяют несколько его типов:

  • Для развлечения. Это наименее затратное по энергии чтение, когда мы просматриваем смешные истории, незатейливые посты в Инстаграме и прочих социальных сетях.
  • Для получения информации. Сюда могут входить различного рода новостные ленты, которые нужны, чтобы быть в курсе последних событий.
  • Для понимания. Вот это уже более глубокая категория чтения. Чтобы понимать, что читаешь, недостаточно просто пробежаться глазами по диагонали. Здесь нужен системный подход. Он подразделяется на три уровня.

Эти уровни обозначил американский философ и преподаватель Мортимер Адлер. Он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы научить людей понимать и любить книги. Более подробно с идеями, которые будут изложены мною ниже, можно познакомиться в его издании Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений.

Итак, 3 способа чтения:

  1. Структурное, или аналитическое. На данном этапе задача читателя состоит в том, чтобы изучить содержание книги, понять ее структуру и основные темы, которые в ней освещаются.
  2. Интерпретационное. Другое его название – синтетическое. Этот способ предполагает обработку основных мыслей автора, способность осмыслить и пересказать отдельные абзацы, предложения, ключевые слова.
  3. Критическое, или оценочное. Здесь читатель уже берется спорить с автором, находя недостатки и шероховатости в повествовании.

Каждый из этих способов осуществляется по своим правилам, которые предполагают выполнение определенных действий. Для начала стоит подойти к освоению каждого способа в отдельности. Только потом следует сочетать в себе все три подхода. Но в любом случае здесь важна последовательность, ведь применять третий подход невозможно без прохождения первых двух.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Правила структурного метода чтения

Посмотрим, что входит в задачи читателя в рамках первого способа чтения:

  1. Определить тематику книги и цели автора. Для этого мы обращаем внимание на название, заголовки, предисловие, аннотацию. Это поможет понять, решение каких проблем ставит перед собой автор книги, каков ее жанр, имеет она отношение к теоретическим материалам или нацелена на практику и т. д.
  2. Выразить основную мысль. О чем эта книга? Как правило, тема изложения становится известна уже из аннотации, но каждый читатель может увидеть суть книги по-своему.
  3. Изучить структуру книги, ее содержание, разделы, параграфы. Также независимо от оглавления следует попробовать выделить свои части в повествовании, найти взаимосвязь, перечислить по порядку так, как считаете нужным вы.
  4. Выделить ответы на поставленные книгой вопросы. Каждое повествование несет в себе целью решить определенную задачу. Читатель может в этом правиле опираться как на слова автора, так и на собственное мнение. Удалось ли решить автору проблему и каким образом?

Следование этим 4 пунктам обеспечит вам хорошее запоминание прочитанной информации.

Интерпретационный способ

Если книга уже прочитана и все вышеперечисленные этапы первого способа пройдены, можно переходить ко второму подходу. Здесь тоже есть свои правила:

  1. Найти общий язык с автором. Здесь имеется в виду, что в книге нужно обозначить ключевые слова и определить их точные значения в текущем контексте, т. е. которые имел в виду сам автор. Очень часто мы читаем на автомате, не вникая в суть терминов и других сложных слов с особым значением. Именно обдумывание подобных слов и фраз поможет более глубоко понять прочитанное.
  2. Выделить ключевые предложения. После того как мы уяснили для себя главные термины, нужно найти утверждения автора. Как правило, основные мысли содержатся в тех предложениях, которые вызывают у читателя затруднения. Здесь важно разобраться детально в их смысле и попробовать пересказать своими словами. Еще один признак того, что вы хорошо поняли смысл, – это способность привести примеры из собственной жизни.
  3. Наблюдение за аргументами. Как правило, авторы стараются аргументировать свои выводы, чтобы читателю было проще следить за ходом мысли и довериться справедливости сказанного. Но нам, как людям думающим, совсем не лишним будет оценить качество приведенных фактов и, возможно, найти их слабые стороны.
  4. Анализ поставленных проблем. Какие из них автору удалось решить, какие появились в ходе повествования и как автор сам оценивает свои результаты. Этот шаг позволяет связать между собой не только три предыдущих правила, но и объединить первый способ чтения со вторым.

Критический способ

Прочтение и понимание смысла книги – это еще не все. За этим должно следовать формирование собственного мнения. Оно может либо совпадать с позицией автора, либо нет. Любая книга – это беседа с автором, в которой последнее слово всегда остается за читателем.

На данном уровне чтения тоже есть свои правила:

  1. Для того чтобы что-то критиковать и оценивать, нужно это понять и убедиться в том, что вы поняли позицию автора правильно.
  2. Целью спора нужно ставить не победу в нем, а достижение истины. Не стоит сразу высказывать возражения, поддавшись эмоциям. Заручитесь обоснованными аргументами, опирайтесь на логику и знания.
  3. Воздержитесь от критики, если не уверены в ее справедливости. Лучше еще раз перепроверьте факты и постарайтесь сформировать максимально объективную, беспристрастную оценку.

А вот как обосновать свою критику:

  • Сведения неполные, автору не хватает фактов. К примеру, если книга была опубликована давно и после нее были сделаны более современные открытия, то справедливо полагать, что описанные выводы будут не совсем точны.
  • Версия автора ошибочна. Это тоже может быть вызвано нехваткой информации или ложными предпосылками.
  • Аргументы неубедительны. Когда вы видите нелогичность сопоставляемых фактов.
  • Автор не до конца реализовал поставленные цели, не учел важных нюансов, обошел значимые факты.

Если все перечисленные правила читатель соблюдает, можно говорить о том, что его чтение является идеальным. Разумеется, достижение полного идеала похоже на утопию, но к этому нужно стремиться. Ведь в чтении важно не количество прочитанных книг, а качество чтения. Большинство изданий – это лишь пересказ мыслей великих классиков. Одна понятая идея куда лучше нескольких прочитанных книг.

Художественная литература как исключение из правил

Данная категория является искусством, которое сложно подвергнуть анализу и объективной критике. Художественная литература обогащает человека не знаниями, а переживаниями и эмоциональным опытом. Она призвана доставлять наслаждение, создавать настроение и воздействовать на воображение.

Именно поэтому правила чтения таких произведений принципиально отличаются. Здесь не нужно:

  • определять главную мысль;
  • искать термины, ключевые слова, аргументы;
  • подвергать сюжет логике;
  • проверять последовательность или достоверность.

Правила чтения художественной литературы можно свести к следующим:

  1. Определение жанра.
  2. Краткий пересказ сюжета.
  3. Прослеживание отдельных сюжетных линий и их пересечение.
  4. Понимание характеров героев, их поступков, отношений с другими.
  5. Включение читателя в сюжет, проживание жизни героев.

Рабочая память и внимание

Эти два навыка являются частью группы навыков, также известной как исполнительные функции. Они разные, но тесно связаны.

Когда дети читают, внимание позволяет им воспринимать информацию из текста. Рабочая память помогает им удерживать эту информацию и использовать ее, чтобы понять смысл и получить знания из прочитанного.

Способность самоконтроля во время чтения также связана с исполнительными функциями. Ребенок должен быть способен распознать, когда он что-то не понимает, остановиться, вернуться и перечитать, чтобы не оставалось никаких сомнений в понимании прочитанного.

Как помочь: Существует множество способов помочь ребенку укрепить рабочую память и это не обязательно должно выглядеть как урок. Есть много игр и повседневной деятельности, которые помогут развить рабочую память так, что ребенок этого даже не заметит!

Чтобы улучшить концентрацию внимания Вашего ребенка, ищите материалы для чтения, которые интересуют и/или мотивируют ребенка. Например, некоторые дети любят графические новеллы. Учите ребенка останавливаться и перечитывать текст, когда ему что-то не понятно. И продемонстрируйте ему, как Вы “мыслите вслух”, когда читаете, чтобы убедиться, что прочитанное имеет смысл.

Как надо читать, чтобы было интересно и продуктивно

В этом разделе я приведу несколько рекомендаций, которые помогут проводить время за чтением с наибольшей пользой и удовольствием:

  1. Относитесь к выбору книг внимательно. Не стоит читать все подряд, гнаться за модными новинками, браться за то, что попадается под руку. Ищите отзывы, рецензии, изучайте содержание. Убедитесь, что внутри именно то, на что вы рассчитываете. Так вы будете иметь больше возможностей избегать литературы, на которую откровенно жаль потраченного времени.
  2. Читайте с карандашом в руках. Это поможет вам более основательно подойти к процессу, выделяя важные или непонятные для себя моменты, чтобы потом вернуться к ним и обдумать. Также можно обзавестись стикерами и закладками для важных пояснений, заметок или собственных мыслей и идей.
  3. Ставьте конкретную цель. Для чего вы читаете эту книгу? Какие вопросы хотите для себя прояснить, что узнать? Так ваше внимание будет оставаться сконцентрированным, а вы не пропустите важные моменты.
  4. Помните о подведении итогов. Просто почитать, положить на полку и забыть – это вовсе не сложно. А вот сделать выводы, обосновать личное мнение по поводу прочитанного, взять на заметку важные практические рекомендации или идеи – совсем другой уровень.
  5. Не зацикливайтесь на одном жанре. В мире очень много интересного. Если вы всю жизнь предпочитали детективы, попробуйте почитать что-то из фэнтези или осилить исторический роман. Не бойтесь открываться новому и расширять границы кругозора.
  6. Делитесь впечатлениями от прочитанного. Лучший способ выразить свое мнение – это написать письменную рецензию или рассказать о своих эмоциях и мыслях другу. Опишите основную мысль, какие идеи выдвигал автор, какие аргументы приводил в их защиту, какие цитаты вам пришлись по душе, что для себя вы вынесли из всего произведения.

Отдельно хочется затронуть вопрос того, как лучше читать – вслух или про себя. На самом деле нет таких исследований, которые бы однозначно выделяли преимущества одного и недостатки другого способа. Чтение вслух хорошо подходит тем, кто наделен слуховой памятью, оно позволяет прокачивать дикцию и образное мышление. Зато молчаливое чтение создает условия для лучшей концентрации, когда ничего не отвлекает и можно погрузиться в “проживание” содержания.

Несмотря на то, что бумажные книги остаются самой приятной формой, многие считают более удобным чтение с помощью электронных устройств. Для вас я оставлю ссылку на подборку приложений для чтения книг.

Построение и когезия предложений

Понимание того, как строятся предложения, может показаться навыком, необходимым для письма. То же самое можно сказать и о соединении идей внутри предложений и между ними, которое называется когезией. Но эти навыки важны и для понимания прочитанного.

Знание того, как идеи соединяются на уровне предложений, помогает детям понимать смысл из отрывков и целых текстов. Это также приводит к тому, что называется когерентностью, или способностью связывать идеи с другими идеями в общем произведении.

Как помочь: Подробно расскажите ребенку основы построения предложений. Поработайте с ним над связью двух или более мыслей, как письменно, так и устно.

Эффективно ли скорочтение

Еще в середине прошлого века навык скорочтения стал позиционироваться как эффективный метод быстрого усвоения больших объемов текстовой информации. Ученые начали разрабатывать все новые и новые техники, позволяющие еще быстрее “поглощать” книги.

К примеру, одна из техник предусматривает беглое чтение первых и последних абзацев, списков, заголовков и других ключевых элементов текста, не затрагивая все остальное. Другая методика задействует периферическое зрение и одновременное восприятие 5 слов.

Помимо многочисленных сторонников, у данного метода есть и противники. Один из них – когнитивный психолог, исследователь визуального восприятия и автор книги “Психология чтения” Кит Рейнер.

Он утверждает, что человек очень ограничен в силу анатомических особенностей строения органов зрения и способностей мозга анализировать информацию. Во время медленного вдумчивого чтения в нашей голове начинает звучать внутренний голос, который дублирует все прочитанное нами. Методы скорочтения лишают нас такой привилегии. Нам становится труднее усваивать, анализировать и запоминать информацию.

Чем быстрее человек читает, тем меньше он понимает прочитанное, упускаются из вида важные детали, теряется суть.

Тем не менее нужно признать, что при определенных условиях скорочтение может действительно сэкономить очень много времени и сослужить добрую службу. К примеру, если в очень большой статье или книге нужно найти что-то важное, выделить только ключевые моменты.

Кстати, если вы хотите научиться этому навыку, вам будет интересно ознакомиться с курсами по скорочтению.

Расширение кругозора и аргументация

Многие дети связывают прочитанное с уже полученным опытом, поэтому важно расширять кругозор ребенка, чтобы у него сложилось какое-то представление об окружающем его мире, прежде чем он начнет читать. Также важно научить ребенка “читать между строк” и находить смысл там, где он не написан буквально.

Как помочь: Ваш ребенок может расширить кругозор с помощью чтения, общения, просмотра фильмов и сериалов, знакомства с произведениями искусства. Также многие вещи приходят с годами личного опыта.

Откройте Вашему ребенку возможности для получения новых полезных знаний в разных областях и обсуждайте с ним то, что вы узнали из опыта, полученного, как вместе, так и по отдельности. Помогите ребенку провести связь между новыми и старыми знаниями и задавайте вопросы, которые требуют развернутых ответов и вдумчивых объяснений.

Вы также можете прочитать эти советы о том, как можно использовать мультики, чтобы помочь Вашему ребенку научиться делать для себя выводы.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Самые быстрые скорочтецы на планете

Наиболее известным человеком, обладающим навыком скорочтения, являлся Джон Фицджералд Кеннеди (президент Америки). Как утверждал он сам, его скорость чтения составляла 1200 слов в минуту, при этом он хотел, чтобы все его подчинённые освоили навык быстро читать, а также прошли курсы Эвелин Вуд (она выделила базу для освоения скорочтения, на которой основана книга и её собственная школа «динамического чтения»).

Самые быстрые скорочтецы на планете
Самые быстрые скорочтецы на планете

Но подобного рода достижения Кеннеди не идут ни в какое сравнение с интеллектом и способностями к скорочтению другой «звезды скорочтения» – Кима Пика (прототип персонажа Дастина Хоффмана из кинофильма «Человек дождя»), который читал около десяти тысяч слов в минуту, то есть разворот страницы у него занимал всего лишь от 8 до 10 секунд. И при этом он мог читать в одно и то же время 2 страницы книги.

До сих пор не знаете, кем хотите быть, когда вырастете?

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Злата Арефьева

Карьерный консультант

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Инструкция «Как выбрать подходящую профессию»

3,7 MB

Уже скачали 10901

Невероятная способность на самом деле стала возможной не благодаря одним лишь тренировкам (и даже не из-за них): у Пика был врожденный порок головного мозга, у него отсутствовало мозолистое тело (сплетение нервных волокон связывает полушария), отчего (как считали некоторые) его полушария перерабатывали поступающие в них данные, не затрагивая друг друга.

И всё-таки даже результат в десять тысяч слов в минуту удалось преодолеть. По данным исследований, проведённых в США в 1963 году, был человек, который мог читать со скоростью более семнадцати тысяч слов в минуту.

Говард Берг говорил, что может читать книги со скоростью двадцать пять тысяч слов в минуту (что равняется примерно восьмидесяти и более страниц печатного текста каждые шестьдесят секунд), поэтому он был признан самым быстрым чтецом на мировом уровне по данным Книги рекордов Гинесса версии 1990 года. Если смотреть со стороны, то процесс чтения похож на ускоренное перелистывание страниц!

Как фрагментировать информацию

Самая важная часть фрагментирования – запоминание не фактов, а связей между ними. «Волга впадает в Каспийское море» – это про связь Волги и Каспийского моря.

Фрагментирование здорово отличается в разных науках. Есть разница, запоминать, как правильно двигаться и дышать при беге, или учить факты из истории Древнего Рима. Но при внешних отличиях для обработки новой информации мозг задействует одни и те же участки, вне зависимости от того, к какой сфере она относится. Поэтому неважно, что вы изучаете, принцип один и тот же.

Шаг 1. Сосредоточиться

Не за что
Не за что
Понимаю, что это банально, но сосредоточенность очень сильно влияет на восприятие информации. Если вы постоянно отвлекаетесь, смотрите сообщения в соцсетях или поглядываете в телевизор, сосредоточиться на структурировании материала будет нелегко.

Возможности нашего мозга ограничены. Мы можем сосредотачиваться на нескольких вещах одновременно, но тогда мозг не сделает выбор между важной и незначительной информацией и будет запоминать все подряд. Вывод: нельзя отвлекаться, если хотите фрагментировать информацию.

Шаг 2. Понять идею

Понимание позволяет связать воедино всю информацию, которую вы пытаетесь запомнить.

Но одного понимания часто бывает недостаточно. Иногда мы смотрим на чьи-то кейсы или примеры решения задач и думаем, что понимаем.

Ага! Так вот, как это делается! Ну, это каждый дурак может
Ага! Так вот, как это делается! Ну, это каждый дурак может

На самом деле, понимание материала не означает, что вы можете применить изученное на практике. Понимание пониманием, опыт опытом.

Такое наверняка бывало с вами в школе или университете: на уроке вы все понимали, а дома или на экзамене ничего не могли вспомнить.

Действительно узнать, запомнили вы информацию или нет, можно только, применив ее на практике.

Шаг 3. Контекст

Важно понять не только, когда применять изученный материал, но и когда его не применять. Фрагментирование – это процесс, состоящий из двух частей: понимания каждой отдельной части информации и ее связи с другими частями.

Контекст – это место столкновения двух этих подходов.

Более того, понимание контекста позволяет использовать информацию не только так, как описано в учебнике, но и придумывать собственные применения знаниям. То, что Волга впадает в Каспийское, а не Черное море, означает, что путь из варяг в греки однозначно по Волге не проходил. Хотя ни в учебнике географии, ни в учебнике истории этого вывода нет, мы можем сделать его самостоятельно на основании культурного контекста.

Создать более узкий тематический контекст поможет изучение материала по диагонали. Просмотрите текст или видео, которые планируете изучить, задерживаясь только на структурных элементах: списках, подзаголовках, иллюстрациях и диаграммах. Такое изучение не поможет вам глубоко проникнуть в материал, но создаст сетку, в которую вы будете вписывать новую информацию.

Такой же подход работает не только в масштабах конкретной статьи, лекции или главы учебника, но и целой науки.

Допустим, в рамках самообразования вы решили глубоко изучить философию постмодерна. С чего начать? С учебника или даже с книги типа «Постмодерн за 30 минут». Это контекст, который кто-то услужливо создал за вас. Изучите основные понятия и термины, познакомьтесь с именами основных мыслителей. Позже вы можете расширить свои знания, если прочитаете труды этих самых мыслителей и другую литературу. Но для начала вам нужна сетка, куда после будут вписываться новые знания.

Больше способов помочь с пониманием текста

Когда дети испытывают трудности с освоением вышеперечисленных навыков, им может быть сложно полностью понимать прочитанное.

Узнайте, что может быть причиной трудностей с чтением у ребенка. Помните, если у ребенка трудности с чтением, это не значит, что он не умен. Но некоторым детям необходима дополнительная поддержка для успешного развития навыков чтения. Чем раньше Вы обратитесь к специалисту или начнете применение специальной корректирующей методики, тем меньше стресса и отставания в учебе и развитии получит Ваш ребенок. Обратите внимание на компьютерную методику Fast ForWord, направленную на развитие навыков фонематического восприятия, декодирования, памяти, концентрации внимания и других исполнительных функций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]