Гипотимный (конституционально-депрессивный) тип психопатии и акцентуации характера


Гипертимная и гипотимная психопатии

Гипертимная психопатия (ГП). Отдельные черты ГП могут, по наблюдениям Г.Е. Сухаревой (1959), проявляться в младшем школьном и препубертатном возрасте. Это преобладание радостного настроения, болтливость, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, склонность к озорству. Разграничить упомянутые признаки и физиологические проявления в большинстве случаев достаточно сложно. Более отчетливо формирующаяся ГП обнаруживается лишь к концу пубертатного периода.

Подростки с гипертимными чертами характера жизнерадостны, смешливы, любят шутить, очень общительны, стремятся к лидерству среди сверстников. Патологический характер жизнелюбия пациентов проявляется в том, что они легкомысленны, поверхностны, непоследовательны, не доводят до конца начатое дело, переключаясь на какое-то другое, не выносят ограничений, часто нарушают режим и дисциплину, нередко увлекая за собой сверстников. Часто случаются самовольные отлучки, уходы, прогулы, выявляется склонность к употреблению психоактивных субстанций, азартным играм, хулиганским выходкам. Нередко ускоренное половое созревание и повышенное сексуальное влечение ведут к раннему началу сексуальной жизни, случайным половым связям.

В некоторых случаях гипертимные черты личности сочетаются с истерическими или аффективно-возбудимыми компонентами. У части пациентов могут возникать фазные циклотимоподобные расстройства настроения с преобладанием гипоманиакальных состояний (Сухарева Г.Е., 1959), которые трудно дифференцировать от циклотимии.

Психопатические реакции у подростков с ГП чаще связаны с ограничением их свободы, жесткой регламентацией режима. Компенсации психопатических черт способствует умелое направление лидерских тенденций и стремления к сверхактивности таких подростков.

9) Депрессивное расстройство личности (ДРЛ). Синоним: гипотимная психопатия. Нередко первые признаки ДРЛ обнаруживаются в дошкольном возрасте. Дети большей частью грустны, тревожны, легко приходят в отчаяние, мало улыбаются и лишь ненадолго бывают жизнерадостными, пессимистичны, чрезмерно серьезны, не уверены в себе, редко испытывают чувство удовольствия и удовлетворения, излишне самокритичны, склонны к рефлексии (Ганнушкин П.Б., 1933; Kraepelin E., 1921; Schneider K., 1928; и др.).

Более отчетливо расстройство проявляется в пубертатном периоде. Подростков отличает депрессивный стиль мышления (пациенты видят в основном мрачные стороны действительности и собственной жизни), они безрадостны, унылы, мрачны, подавлены, не способны испытывать чувство удовольствия. Обычно убеждены в своей несостоятельности, беспомощности и малоценности, склонны к самообвинениям и угрызениям совести, тревоге и беспокойству. Как правило, пациенты малообщительны, молчаливы. У части пациентов обнаруживается склонность к реакциям недовольства, брюзжанию, обидчивости и раздражительности.

Формирование ДРЛ может происходить по-разному. В части случаев ДРЛ манифестирует уже в детстве. Обычно это конституциональное ДРЛ. В других случаях патохарактерологический сдвиг возникает в пубертатном возрасте у детей, до этого веселых, жизнерадостных и общительных. Возможно, в таких случаях определенную роль играет значительная реорганизация эндокринного профиля. Некоторое значение в развитии ДРЛ имеют, по-видимому, психогенные факторы: острые или хронические психологические стрессы. Постоянное погружение в ситуацию стресса вообще способно у многих лиц породить состояние т. н. приобретенной беспомощности: постоянно подавленное настроение, снижение активности, неуверенность в себе, пессимистическое восприятие действительности.

10) Диссоциальная психопатия (ДП). Это сборная в характерологическом плане группа психопатий, основным проявлением которой служит антисоциальное или деструктивное поведение. При этом пациенты с раннего и среднего детства и на протяжении всех последующих лет демонстрируют различные формы агрессивности: физической, психологической, прямой, косвенной, реактивной и проактивной. Дети агрессивны в семье, на улице, в школе и других детских учреждениях по отношению как к детям, так и к взрослым и животным (подробнее см. в таблицах).

Вернуться к Содержанию

Гипотимный (дистимный) тип

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Акцентуации

Термин акцентуированные личности занял место между психопатией и нормой.

Психопатии — это аномалии характера, которые:

а) определяют весь психический облик человека;

б) не подвергаются значительным изменениям при его жизни;

в) мешают ему правильно адаптироваться в окружающей социальной среде.

По К.Леонгарду АКЦЕНТУАЦИИ – это индивидуальные человеческие черты, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими.

При ином толковании можно было бы прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины должны были бы признать патологией. Это вынудило бы вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчётливо выделяются на фоне среднего уровня.

Однако, в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле слова, подчёркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдается проявления тех свойств, которые в «больших дозах» дают паранойяльную, истерическую, ананкастическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картины, то такой средний человек безоговорочно может считаться нормальным. Такого человека не ожидает неровный жизненный путь существа болезненного, со странностями, неудачника, однако маловероятно и то, что он отличится и в положительном отношении.

В акцентуированных же личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.[1]

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (А.Е.Личко).

Акцентуации бывают скрытыми и явными. Скрытые акцентуации сбалансированы и они есть практически у всех людей, и выявляются при помощи тестов и методик, в том числе и описанных выше.

«Норма – это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное… Понятие нормальной личности – не безликое усреднение, статистически нормативная единица.

То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок ни с чем». Это вполне приспособленные к жизни люди, ничем не интересующиеся и не имеющие никаких проблем. Они, как эхо, отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, всё делают, «как все», чрезвычайно комформны и не имеют собственного мнения»[7].

При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется – это крайние варианты нормы. Причем важную роль играет направленность заостренной черты в социально-полезное русло или наоборот.

На фоне акцентуации может наблюдаться девиантное (отклоняющееся от лат. deviatio – отклонение) поведение (неврозы, аффекты, неожиданные поступки, которые могут длиться часами, сутками).

Исследователю необходимо обращать особое внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом нормы акцентуация переходит в психопатию.

В подростковом возрасте, как правило, акцентуации носят явный характер.

Возможны различные варианты развития акцентуации после прохождения личность границы подросткового возраста:

1) Явная акцентуация благополучно переходит в скрытую

2) Явная акцентуация переходит в психопатию

3) Личность не выходит за рамки акцентуации, психопатия не развивается, а акцентуация трансформируется, становится сложной.

Как уже говорилось выше, распознание типа акцентуации (особенно у подростка) – важная задача. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности. Тем самым, перед специалистом открываются перспективы для профилактической или в случае возникновения этих факторов, коррекционной или психотерапевтической работы.

1.Психастенический тип

Эти люди не очень общительны, застенчивы, характерны страхи. Им свойственна нерешительность, недоверие к себе, поиск помощи или совета у других. Желая что-то сделать, такой человек сомневается, правильно ли это. Решив что-то сделать, – делает немедленно, и нерешительность начинает сочетаться с нетерпеливостью. Начатое дело доводят до конца (хотя у них есть “граница вхождения”, до которой они еще могут повернуть назад). Когда дело закончено, снова начинает волноваться, насколько хорошо он справился.

С детства наблюдается робость, пугливость. Затем усиливается рассудительность, мнительность. Мышление обычно правильное, логическое. Могут быть моторно неловки. Склонны к мечтанию, самоанализу.

Часто хорошо развиты и начитаны, но из-за их нерешительности их могут обойти полные ничтожества.

В сложной экстремальной ситуации отличаются своеобразной реакцей – ко всеобщему удивлению они могут найти быстрое решение и проявить полное бесстрашие (чем резко отличаются от истероидов).

Такой тип часто развивается вследствии специфического воспитания (очень высокие требования и ожидания, накладываемые родителями — как правило авторитарными). Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд. Обычно привязаны к родителям и способны на глубокие чувства. Боятся за близких, боятся смерти, аварий. Сензитивы (о них пойдет речь ниже) очень глубоко все переживают, а психастеники еще и реально смотрят на вещи и постоянно анализируют ситуацию. Такой человек может создавать проблему там, где обычно у других людей она не возникает. Характерны тревожные размышления (при анализе ситуаций).

Часто становятся педантичными, склонными к ритуалам. Не могут позволить себе опаздывать – чрезмерно пунктуальны. Если ритуалов много, они могут перейти в навязчивые состояния (неврозы). Для них характерно самокопание, недовольство собой, излишнее мудрствование. Никогда не решат проблему с помощью суицида. Для этого они слишком отвественны перед родными.

Никаких подростковых проблем. Из личностных проблем — возможна навязчивость, невротические реакции. Характер – утомительный.

Это тоже люди с низкой самооценкой и с очень повышенным уровнем тревожности.

Рекомендации:

— При работе моделируйте самые страшные ситуации, пусть психастеник их мысленно проиграет, примет их и начнет искать возможные решения.

— Научите психастеника конструктивному отношению к проблемам: «Это случилось. Что теперь делать?»

— Пусть нарушат какой-либо установленный порядок и удостоверятся, что ничего страшного не произошло.

— Порекомендуйте делать зарядку для лица. У психастеника всё время напряжен лоб, а рот изображает печаль. Пусть научаться расслаблять лоб, изображать разные позитивные эмоциональные состояния — радость, заинтересованность, уверенность, приятное удивление. Очень полезен тренинг актерского мастерства, примерка героических отважных ролей — Необходимо развивать реактивность и импульсивность. — Обязательно должна быть донесена мысль, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что без ошибок трудно накопить жизненый опыт. — Психастеника надо подталкивать к выражению собственного мнения без оглядки на родительскую тень и их осуждающую оценку. Надо донести до такого человека его право на свободу мыслей и мнений.

Гипертимный тип

С детства такие люди очень энергичны, самостоятельны, беззаботно общительны и болтливы. Это – озорники, склонные к шалостям, таким как мелкие хулиганства, нарушение дисциплины в школе. Они склонны к риску, авантюре – это их стихия. В частности они склонны к азартным играм, в которые они будут играть до последнего – они из тех, кому нужно всё или ничего. Очень жизнерадостны, остроумны, вообще напрочь лишены застенчивости. Благодаря своей приветливости и контактности легко знакомятся, легко входят в любую подростковую компанию, любят лидировать. Стремление к лидерству (чаще — неформальному) делает гипертимиков заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до конца. На окружающих они могут производить самое благоприятное впечатление. Активны, малоутомляемы. Не приемлют одиночества.

Энергичный гипертимный подросток обычно неусидчив, не систематичен в своих занятиях и обладает лишь поверхностными знаниями и интересами. Очень обаятельны. Могут быть способными, но им трудно учиться – даже при хороших способностях они, как правило, плохо успевают в учебе, испытывая к тому же большие трудности при соблюдении дисциплинарных норм. Им свойственна повышенная отвлекаемость, неусидчивость, нетерпение. Склонность к беспорядку, безответственность в поручениях. Крайнее непостоянство хобби. Задуманное редко доводят до конца. Энергия деятельности разбросанная. Могут конфликтовать с преподавателями, с родителями, но после эти же конфликты легко могут уладить сами.

Умеют найти выход из любой ситуации. Попадая в сомнительные компании, умеют не опускаться на дно. Однако при резко выраженном заострении акцентуации симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты: попадая во власть своих влечений, такие дети могут вливаться в асоциальные компании, нахождение в которых нередко влечет за собой раннюю алкоголизацию, употребление наркотических средств, делинквентное поведение (часто делают что-то просто за компанию, не думая о последствиях). Из-за неразборчивости в знакомствах возникают ранние сексуальные связи, возможны вкнерические заболевания. Эмансипация проходит очень тяжело. Представители этого типа с детства очень самостоятельны, возможны длительные побеги из дома.

Неудачи способны вызвать у гипертимиков аффективную реакцию, но не надолго. Они быстро отходят и возвращаются к своему обычному жизнерадостному состоянию. Легко извиняются.

В жизни гипертимиков возможны блестящие взлеты (хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны) и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертимики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр.).

Рекомендации:

— Посоветуйте гипертимику завести тетрадку для работы над собой.

— В тетради в первую очередь нужно написать все ближайшие и отдаленные планы, после чего и там и там половину вычеркнуть — забыть. Лучше наметить мало, чем наметить много и не выполнить.

— Пусть он сам придумает себе «наказание» за каждое недоведенное до конца дело и невыполненное обещание. Сильно себя наказывать он все равно не станет, но научится фиксировать и контролиролировать свою недисциплинированность.

— Порекомендуйте ему спрашивать себя (лучше в письменном виде все в той же тетради) – «Что негативного для окружающих во мне еще осталось?», «Что мне надо сделать, чтобы эти качества не мешали мне и другим людям?»

— Гипертимика обязательно надо призывать поддерживать порядок вокруг себя – в комнате, в сумке, на столе – тогда порядок в его душе наступит намного скорее.

Гипотимный (дистимный) тип

Для представителей этого типа характерно сниженное настроение, склонность видеть окружающее в черном цвете. Постоянное безрадостное чувство ограничивает их активность. Повышенная чувствительность к неприятностям, тревожное ожидание несчастий.

Радость отравляется мыслями о ее непрочности, о том, что она скоро пройдет и снова все будет плохо. Он не проживает радость, так как сразу переносит себя в свое мрачное будущее.

Такие люди часто считают, что окружающие к ним относятся свысока или с презрением. Постоянно считают себя в чем-то виноватыми.

Из-за всего этого могут сторониться других, замыкаться в себе (но это не аутизм шизоида). При этом довольно отзывчивы к призывам о помощи, но сами раскрываются в очень узком кругу, которому они доверяют. К человеку, которому они открылись, очень сильно привязываются и могут быть очень навязчивы, параллельно становятся зависимыми от этого человека.

Ярко выражена потребность в любви, понимании, дружбе, сочувствии. Этим людям необходима поддержка, положительная оценка, уверения в их нужности, исключительности и значимости.

Этот тип часто вызывает трудности у психологов, так как часто именно психолог становится человеком, за которым им хочется следовать, в котором они ищут поддержку, и тогда такие акцентуанты ищут разные способы привлечь к себе внимание специалиста, стараются увеличить количество занятий, жалуясь на тяжелое психическое состояние. В связи с этим психологу очень важно отследить грань между настоящими проблемами и симуляцией, сопровождаемой попытками манипулировать им.

Свое плохое настроение, погруженность в себя и даже некоторую бесчувственность — все это дистимики полностью осознают, и это им мешает (в отличие от шизоидов, которые этого не чувствуют).

В том, что им предстоит сделать, дистимики видят только плохое, только трудности; к длительному волевому усилию неспособны, нерешительны. Довольно медлительны (преобладает внутреннее торможение). Часты мигрени, запоры, плохой ночной сон и дневная сонливость. Плохой аппетит, головокружения.

Боязливы, задумчивы, плаксивы в детстве. Могут быть психотические вспышки (маниакальные или депрессивные). Смежная группа — психастеники.

В работе гипотимики ответственны, на их слово можно положиться. При сверхкомпенсации возможны дерзость, возбудимость, причем чем больше пугливость, тем сильнее возбудимость (с выходом на соматические стигмы: «знаки» на теле, местные покраснения кожи, изъязвления, прыщи).

Мышление развито хорошо. Стиль мышления – вербальный. Опираются на слово, смысловую основу, содержательный анализ.

В стрессе могут проявляться стоп-реакции. Активность блокируется, нередко такие люди становятся бездумно-ведомыми.

Защитный механизм – отказ от самореализации и усиления контроля сознания.

Рекомендации:

— Таким людям необходимо больше общаться. Хотя достичь этого бывает очень сложно. Очень часто они производят на людей гнетущее впечатление, отчего по вполне понятным причинам группа пытается их вытеснить.

— Им как ни кому необходим здоровый образ жизни. Гимнастика, контрастный душ позволят повысить тонус и отвлекут от мрачных размышлений.

— Смех-лучшее лекарство. Надо провоцировать их на смех, ведь для них это такая редкость.

— Побольше хвалите их. За каждое задание, за каждый выполненный кусочек, за всё, за что только можно хвалить – не скупитесь, этих людей нельзя перехвалить.

— Обязательно работайте с самооценкой. Помогите этому человеку полюбить себя, пусть он ответит себе на вопросы: «что во мне есть привлекательного», «чем я могу быть интересен для окружающих». Не отчаивайтесь, если вначале вы услышите ответ: «Ничем». Терпение и труд – и он обязательно начнет видеть свои положительные качества. В каждом человеке есть ресурсы, которые помогают преодолеть все трудности.

— Самовнушения: «Мои дела с каждым днем все лучше во всех отношениях», «Я милый, добрый и замечательный».

1Следующая ⇒

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Профессиональная деятельность

Являются прекрасными работниками, только при условии, что им не будут ставить жестких временных рамок и требовать быстрых результатов. Способны выполнять кропотливую и монотонную работу, за которую не каждый возьмется, тщательно проверяя все детали и нюансы.

Ответственны и исполнительны. На дистимов наверняка можно положиться, если они согласились решить какую-то задачу, на середине пути её не забросят. И слова свои держат.

Частые пересечения с другими людьми вызывают напряжение и стресс, что крайне негативно сказывается на их самочувствии и продуктивности. Поэтому лучше выбирать профессию, не связанную с общением и принятием ответственных решений.

Данный психотип обладает высокоразвитым чувством справедливости. Он не будет воровать, подвергать компанию и сотрудников опасности и нарушать границы, которые установлены даже негласно.

Занимая руководящую должность, получает признание от подчинённых, которые могут смело рассчитывать на его добросовестность и тактичность.

При любых неудачах склонен винить себя, несмотря на то, что на какие-то события совершенно не в силах был повлиять.

Форс-мажорные ситуации способны довести его до нервного срыва, так как совершенно не умеет справляться с трудностями и быстро находить наиболее оптимальные способы решения проблем.

Поэтому в момент стресса он не думает, что делать, чтобы исправить ошибки, а полностью отдаётся процессу самобичевания.

Акцентуация характера

Акцентуация – это слабые места характера индивида. Ларошфуко писал: «Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить». Одна из классификаций типов личности определяется по типологии немецкого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и связана с понятием акцентуации характера.

По этой типологии выделяют:

  • Гипертимный тип, отличающийся постоянно повышенным настроением. Люди такого типа веселы, беззаботны, часто легкомысленны и склонны к увлечениям всякого рода. Это неисправимые оптимисты, все видящие в розовом свете. Они уверены в себе и своем успехе, а потому склонны к риску. Неудачи их не огорчают вовсе или неглубоко и недолго. Они общительны, легко завязывают знакомство, живо отзываются на все события, разносторонни, но в то же время обыкновенно поверхностны, неусидчивы, отвлекаемы. К постоянно повышенному настроению нередко примешивается раздражительность, приводящая к гневным вспышкам, как правило, непродолжительным, неглубоким и не производящим большого впечатления на окружающих. Они легко вскипают и быстро отходят. Это активные натуры. Они энергичны, деятельны, предприимчивы. Свои проекты они быстро и решительно приводят в исполнение.
  • Гипотимный тип. Гипотимики, так же как и гипертимики, отзывчивы, живо и сильно реагируют на все, что происходит вокруг них, но тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радости жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем, и прежде всего собой. Часто объективно хорошо выполняя работу, бывают не удовлетворены ею. Охотно говорят о бесцельности существования, склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрии.
  • Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимизмом. Люди этого типа домоседы, ведут замкнутый образ жизни, склонны к подчинению.
  • Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые перемены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного – замкнутыми. В период душевного подъема они относятся к гипертимному типу характера, а в период спада к дистимному типу.
  • Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения, возникающего по вполне пустяковым поводам, они склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, трудно уживаются в коллективе из-за низкой коммуникативности.
  • Застревающий тип – человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе и к окружающим, дисциплинированность.
  • Педантичный тип. Выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием, занудливостью на работе и в быту. Однако в общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.
  • Тревожный тип. Людям этого типа свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в сложных ситуациях опереться на сильную личность. Притягательные свойства этих людей – дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
  • Эмотивный тип. Существенная черта людей с таким типом характера -стремление общаться в кругу друзей, где их хорошо понимают. Они чрезвычайно чувствительны, обидчивы, хотя и носят обиды в себе, часто находятся в подавленном настроении, слезливы. Их привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренно радоваться чужим успехам.
  • Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны. Их положительные черты – артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести их за собой.
  • Экзальтированный тип. Ему свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, но в то же время такие люди могут быть конфликтными. Они альтруисты, внимательны к друзьям и близким, обладают яркими и искренними чувствами, хорошо развитым художественным вкусом. Отрицательные черты их характера – подверженность панике, отчаянию, сиюминутные настроения.
  • Экстравертированный тип. Такие люди отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому. Обладают высокой степенью общительности, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность на работе и в быту. Отталкивающие черты – легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.
  • Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Ориентированы на себя, на свой внутренний мир, свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой.

Они склонны к одиночеству, вступают в конфликты при попытках вмешаться в их личную жизнь, сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения и жизненные принципы. Их поступки определяются в первую очередь своей внутренней установкой. Они чрезмерно упрямы в отстаивании своих взглядов, даже нереальных. (Экстравертированный и интровертированный типы относятся к типологии К. Юнга.)

Типы личности, введенные Юнгом, не определяются обстоятельствами жизни человека. Они врожденные. Другая классификация акцентуированных личностей была предложена и разработана советским психиатром П.Б. Ганнушкиным и затем продолжена немецким психиатром К. Леонгардом.

По ней выделяют следующие психологические типы:

  • Эпилептоид. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, любовь к порядку, тщательность. Он чаще всего выбирает профессию, которая ему ближе, – финансиста, офицера, юриста, так как в процессе этой работы, связанной с поддержанием порядка, развиваются все больше и сами черты его характера.

Так, в качестве финансиста эпилептоид особенно ценен, так как в этой деятельности необходим учет и контроль, они требуют строгого порядка, тщательности и строгого соблюдения законности, то есть всех тех качеств, которыми обладает эпилептоид. Если эти качества не находят достойного конструктивного применения, то эпилептоид может стать бюрократом. Ему свойственно подчиняться не духу, а букве закона, и официальный документ для него заведомо важнее живого человека.

В работе с деньгами такие люди не допускают растрат и не идут на риск. Эпилептоид не сделает головокружительной карьеры, а будет медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. В качестве начальника, управляющего людьми он всегда будет требовательным и придирчивым как к себе, так и к другим. Он умеет принимать быстрые решения, не затягивая время, но при наличии времени может и «обмозговать» все подробно. Ему присущ авторитарный стиль руководства, но при этом он подвержен влиянию того, как принято в обществе.

Если принято демократично руководить, то ему нетрудно перестроиться в духе времени.

  • Паранойяльный. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, целеустремленность. Если работа совпадает с основной целью такого типа, то он всегда в работе. Ему трудно бывает работать в коллективах, поэтому наиболее успешной для него является индивидуальная творческая работа.

Творчество для него – это не свободное самовыражение, а поиск ответа на какую-нибудь великую загадку или решение какой-либо крупной проблемы. Именно такие личности двигают прогресс всего человечества, способствуют развитию всего общества. В коллективном труде паранойяльный тип – это генератор идей, которого нельзя ограничивать никакими рамками, кроме постановки самой цели исследования.

Результаты работы нужно уметь принимать в том виде, в котором он их поставляет. Его нельзя заставлять оформлять отчеты или выдавать готовые обсчитанные результаты – это пустая трата времени. Для этого лучше использовать эпилептоида, который будет дорабатывать результаты паранойяльного.

  • Гипертим. Ему свойственны повышенное настроение, экстравертирован-ность, высокий энергетизм. В связи с огромной активностью, общительностью и способностями гипертима ему самому и окружающим кажется, что он будет успешен в любом деле. В начале он может что-то организовать, предложить, начать, однако в процессе повседневной работы ему становится скучно, и он переключается на другое, бросив предыдущее. Так как он всегда на виду, его быстро продвигают по службе и выдвигают на руководящую работу. Гипертим часто художественно одарен, причем одновременно в разных областях – музыке, живописи, литературе. Его творческий процесс – это бессистемное выплескивание излишков своей энергии и таланта. Обычно он творит во всех областях понемножку, не достигая выдающихся успехов ни в одной из них.
  • Истероид. Ему свойственны высокий энергетизм и демонстративность (стремление быть в центре внимания). Это талантливый, разносторонне одаренный человек, особенно в плане художественных способностей. Ему легко дается перевоплощение, он очень артистичен. Это не мыслительный, а художественный тип, он мыслит не абстрактно-логически, а образно, поэтому он высокопродуктивен в художественном творчестве – изобразительном искусстве и поэзии. Истероидам лучше всего работать самостоятельно, вне рамок коллектива, заниматься свободным творчеством, потому что в коллективе им очень трудно ужиться, так как они очень конфликтны – демонстрируют свое превосходство, перебивают, ведут себя высокомерно.
  • Шизоид. Ему свойственны малый энергетизм, интровертированность (замкнутость). Чаще всего шизоиды занимаются точными науками – математикой или теоретической физикой. Могут быть музыкантами, тяготеющими к классической музыке, композиторами, сочиняющими сложную, оригинальную музыку или музыку нового стиля, художниками-абстракционистами. Все это происходит при благоприятном стечении обстоятельств. Если же с детства шизоиды оставались непонятыми и его способностям не уделялось достаточного внимания, то чаще всего такой человек вырастет не понятым никем чудаком или неудачником, работающим на непрестижной работе (сторож) и читающим свои малопонятные книги. Но даже будучи профессиональным ученым или музыкантом, при невозможности вести свои исследования или свободно творить он может уйти в сторожа и там продолжать свою деятельность, потому что она главное для него, а не положение, занимаемое им в обществе. Именно шизоиды – творцы великих открытий.
  • Психастеноид. Ему свойственны слабость, пониженный энергетизм, неувереннность. В работе он хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему не трудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, который все время меняет свои решения, мнения, распоряжения, то в такой обстановке психастеноид нервничает и в конце концов вынужден сменить ее. Ему приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа поближе к дому (библиотекарь).
  • Гипотим. Ему свойственны слабость, пониженное настроение, повышенная чувствительность, тревожность, мнительность. В работе чувствительному гипо-тиму не столь важно дело, сколь взаимоотношения на работе, особенно отношение начальства. Поэтому они могут быть очень хорошими, исполнительными и преданными секретарями, машинистками и т. п. Однако обычно гипотимы не довольны своей работой, где бы они ни работали, в то же время они ничего не желают менять в своей жизни.

Что следует усвоить в первую очередь! Типы личностей определяются, во-первых, темпераментом и характером индивида, во-вторых, его органическими особенностями и, наконец, нельзя рассматривать личность человека без учета существующих общественных отношений, существующего строя и социализации.

Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе, являясь сочетанием наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании они сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека.

В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

В процессе мотивации трудовой деятельности руководители организаций должны учитывать психологические особенности каждого индивида, тип его характера, темперамента и особенности поведения в процессе трудовой деятельности. Особое внимание, на мой взгляд, здесь следует уделять направленности той или иной личности на внешний или внутренний объект (то есть экстра- и интроверсию).

От этого во многом зависит функциональное разделение труда и выполнение производственных задач. Руководителям следует время от времени изучать путем тестирования характерологические особенности своего персонала наряду с изучением их потребностей. Обладание знаний о своем персонале поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различных ситуациях производственной деятельности.

Дистимическое расстройство

Опасность данного типа акцентуации характера заключается в том, что он способен довести себя мрачными мыслями и фокусировкой лишь на негативе до психического расстройства, которое называется дистимия.

Это депрессия, только в облегченном формате. Только протекает она дольше обычной. Поэтому рекомендуется обязательно лечить её у квалифицированных специалистов, не ожидая, что состояние улучшится само по себе.

Опасность дистимии заключается в том, что начаться может ещё в подростковом возрасте и длиться около двух лет.

Поэтому обычно сами больные и его близкие люди просто приходят к выводу, что настораживающие их признаки расстройства всего лишь являются чертами характера и воспринимают их как данность, с которой необходимо просто смириться.

Вот ещё, почему так важно обратиться к врачу при появлении первых же симптомов дистимии. Психотерапевт или психиатр смогут диагностировать наличие, либо отсутствие расстройства.

Признаки

Нижеуказанные симптомы могут беспокоить два, а то и три года подряд. Вполне вероятны моменты улучшения состояния, но они краткосрочны и составляют примерно от 10 до 14 дней.

  • Отношение к будущему крайне негативное, в то время как прошлое вспоминается с трепетом. Оно идеализируется, хотя в тот момент человек не ощущал ценности происходящего. Она обретается со временем, в качестве ностальгии.
  • Способность концентрироваться снижена, внимание рассеяно, и человек попросту не в состоянии удерживать его, контролировать.
  • Низкий уровень энергии, соответственно, падает работоспособность, не хочется по утрам вставать с кровати и вообще, двигаться.
  • Бессонница, ночные кошмары.
  • Изменение аппетита, чаще всего он повышается, так как личность с данным расстройством стремится получить удовольствие от жизни, замещая едой ощущение тревоги и безнадёжности. Но бывают ситуации и с отказом от пищи. Всё зависит от того, как она привыкла реагировать на стрессовые ситуации и справляться с напряжением.
  • Отсутствие сексуального желания, низкая возбудимость.
  • Самооценка становится критически низкой. Человек не в состоянии опираться на свои ресурсы и возможности, он не верит, что способен на что-то.
  • Утрата удовлетворения от тех занятий, которые раньше радовали. То есть, он ощущает безразличие к любимым хобби и даже близким людям.

Лечение

Дистимия обычно лечится с помощью психотерапии, а также лекарственных препаратов, которые прописывает психиатр.

Обычно это антидепрессанты для того, чтобы нормализовать настроение и вернуть пациенту возможность испытывать полную гамму чувств и ощущений, помимо грусти, безнадёжности и печали.

Немаловажной является диагностика на наличие вторичных психических заболеваний, которые возникли вследствие развития данного расстройства.

Например, может появиться социофобия, панические атаки, зависимость от алкоголя, никотина и других психоактивных веществ, которые больной употребляет в целях улучшения своего эмоционального состояния.

Несколько лет быть угрюмым – достаточно непростое испытание. Отчего нередко возникают попытки совершить самоубийство с целью избавления от страданий.

В тяжёлых случаях может идти речь о «двойной депрессии», это когда дистимия протекает с повторными депрессивными состояниями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]