Определение 1
Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояний и закономерностей психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.
Объектом изучения общей психологии является психика живых существ, то, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они реализуют свои желания и побуждения. С точки зрения современной науки, психика является посредником между субъективным и объективным, а также дает знание о том, что такое внутреннее и внешнее, телесное и душевное.
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Задачей психологии является систематизация знаний и подача их в такой форме, чтобы каждый образованный человек мог самостоятельно изучать эту дисциплину.
С этой наукой сталкиваются представители разных профессий – не только психологи, но и социологи, юристы и так далее, так как многим необходимо знать закономерности развития психики человека, формирование внутренних процессов, свойства личности.
Общая психология обращает внимание на психическую активность человека, его характер, мышление, темперамент, испытываемые эмоции, восприятие, способности памяти. Эти данные рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как происходят взаимоотношения человека с людьми разных социальных групп.
Основные принципы общей психологии
Определение 2
Принципы психологии – это исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности ее развития и формирования, механизмы функционирования и формы проявлений, а также способы подхода к ее изучению и изменению.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Принципы общей психологии 440 ₽ Реферат Принципы общей психологии 230 ₽ Контрольная работа Принципы общей психологии 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Принципы психологии содержат в себе основные закономерности, присущие психике человека. Эти принципы выявились в результате длительных и кропотливых исследований.
Принципами общей психологии являются:
- Принцип отражения. Данный принцип раскрывает понимание того, чем является сущность психика человека, ее характеристики и особенности.
- Принцип детерминизма. Данный принцип раскрывает причины возникновения и развития психики. Психика человека – это не самостоятельный «предмет». Она формируется в результате взаимодействия различных факторов биологического, природного, социального происхождения.
- Принцип активности. Данный принцип подразумевает, что при изучении психических явлений необходимо учитывать, что внешние и внутренние факторы влияют на формирование психики человека.
- Принцип развития. Данный принцип отражает развитие психики. Он объясняет, что она динамична, а не статична. Необходимо рассматривать психику человека, как результат социального взаимодействия, а также взаимодействия окружающего мира, в том числе межличностного отношения, на сознание человека
- Принцип единства и взаимосвязи. Данный принцип основывается на знании о том, что только субъективное (как человек мыслит, во что верит) и объективное (как человек поступает, реагирует на определенные события) проявление психики может дать полный ответ на вопрос, что такое психика человека.
- Принцип системного подхода. Данный принцип утверждает, что только системный подход в изучении психики человека может считаться верным. Необходимо учитывать не только психологические факторы, но и физиологические.
- Принцип относительной самостоятельности. Данный принцип указывает, что любое психологическое и физиологическое явление имеет свое разнообразие, закономерности и принципы развития.
- Принцип личностного подхода, учета общественных интересов. Данный принцип утверждает, что правдивые знания могут выявляться только в результате исследования интересов, потребностей, жизненного опыта и особенностей группы людей.
Различные подходы и теории
Целостность в психологии – это общее понятие, данное в словаре психологических терминов и подразумевающее под собой автономность, внутреннюю согласованность и одновременно независимость объекта или явления от воздействия других окружающих его явлений внешней среды («Словарь психологических терминов»).
В зависимости от объекта в психологии различаются:
Целостность личности
Целостность в психологии – это, по отношению к личности, соединение ее частей, создающее крепкую и гармоничную основу. Давая такое определение целостности личности, популярный психолог и автор множества научных трудов Н.И. Козлов говорит о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.
Целостность личности предполагает соответствие внутренней жизни человека с его внешней деятельностью. Например, истинно верующий христианин не сможет служить в армии, поскольку будет вынужден нарушать заповеди, касающиеся отказа в убийстве и причинению вреда здоровью человека. Осуществление подобных, противоречащих его внутренним убеждениям действий способно нарушить его целостность и привести к серьезным душевным мучениям.
В психологии под внутренней целостностью личности принято понимать способность человека в критических ситуациях оставаться верным своей жизненной позиции и целостной ориентации. Такой человек должен быть открыт людям и одновременно находиться в гармонии со своим внутренним миром, а при необходимости, и открыто заявить о своих убеждениях.
Целостная личность, в трактовке Н.И. Козлова – это индивид с устойчивой системой ценностей и мировоззрением, обладающий уверенностью в правильности выбранным им мыслей и действий, и готовый отвечать за все совершенные им действия. Ярким примером целостной личности, по мнению психологов, является Иисус Христос.
Психолог и руководитель Байкальской Инструкторской Школы ТЦТЧ, автор множества статей Чурсина Т.М. отмечает, что психологическая целостность личности по своей структуре напоминает «внутренний стержень», проявляющийся в высоком уровне удовлетворенности жизнью и радостью существования человека.
По словам специалиста, такая личность очень приятна в общении, склонна к оптимизму, созиданию и поддержке положительных стремлений других людей. Целостная личность рациональна в своих решениях и действует исходя из лучших побуждений, но при этом способна упорно противостоять разрушительным действиям со стороны окружающих.
Антиподом целостной личности в психологии служит понятие «фрагментарной личности», внутренние элементы которой находятся в постоянном конфликте друг с другом и не стремятся к общему взаимодействию.
По мнению психолога Н. И. Козлова, психологическая целостность не заложена в человеке генетически, а формируется под влиянием ближайшего окружения и внешнего воздействия.
Способы формирования целостности личности:
Способ формирования | Характеристика целостной личности |
Силовая модель | По мнению Н.И. Козлова, основана на жесткости убеждений и способности эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая модель целостности, по мнению психологов, в большей степени характерна для мужчин и присуща людям с определенным уровнем развития, в убеждениях которых присутствует высокая мораль и понятие духовности. Ярким примером такой личности является погибший на эшафоте английский утопист Томас Мор. |
Модель внутренней гармонии личности | Основана на внутренней гибкости и гармонии и заключается во внутреннем и внешнем взаимодействии человека с окружающей его средой. Для такой личности, по мнению психологов, свойственно:
Такая модель формирования целостности личности в большой степени присуща женщинам, проявляясь, по словам Н.И. Козлова, мягкими голосовыми интонациями, внешней добротой и способностью быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни (пример такой личности — мать Тереза Калькутская). |
Целостность восприятия
Целостность в психологии – это способность человека к восприятию, основанная на способности личности воспринимать всякий объект или предметную ситуацию как целостную систему даже в том случае, если какие-либо ее части невозможно увидеть в определенный момент (например, внутренняя часть какого-либо предмета).
Впервые отраженная в гештальт-психологии немецкими учеными М. Вертгеймером и В. Кёлером проблема понимала под целостностью восприятия – начальное свойство мозга, регулируемое законами подсознания.
Советские психологи понимали под целостностью восприятия — часть психологической целостности, присущей воспринимающему объект человеку. При этом образ, возникающий в его сознании и отражающий имеющуюся действительность, является совокупностью всех его компонентов, независимо от их наличия в определенный момент.
Степень формирования отчетливости образа в момент восприятия предмета основана на предвосхищении актуально невоспринимаемых его частей. Примером целостности восприятия может являться человек, наблюдавший только голову и плечи прохожего, но благодаря целостности своего сознания прекрасно представляющий положение рук, туловища и тело, а также походку прохожего.
Целостность-эго
Целостность-эго – это в психологии общность представлений человека о самом себе, позволяющая ему почувствовать собственную уникальность.
Э. Эриксон в своей «Теории развития личности» охватывающей все жизненное пространство индивидуума (от младенчества до старости) отмечает, что эго («Я») ребенка постепенно формируется под влиянием исторических условий, меняющихся социальных предписаний, культурных аспектов и системы ценностей.
«Я» (эго) в теории Эриксона – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Так взаимодействующий с окружением в процессе своего развития человек постепенно становится более компетентным в представлениях о собственной сущности.
Целостность-эго – характеристика, дающая возможность человеку почувствовать свою уникальность, помогающая бороться с отчаянием, появляющимся при старении и описанная им, как возможность обретения мудрости («целостности-эго перед отчаяньем»). В соответствии с «Теорией развития» на финальном этапе, пройдя сквозь кризисы идентичности, личность проводит «обзор своей жизни», испытывая при этом либо удовлетворения от достигнутого, либо отчаяние и боль за ранее совершенные ошибки.
Советский и российский психолог и публицист Н.И. Козлов под «целостностью эго» (эго-идентичностью) понимал чувство-ощущение, возникающее у личности при осознании непрерывности своего «Я» на разных жизненных этапах. Эго-идентичность, также, по мнению ученого, и есть основной фактор, отвечающий за формирование личностной зрелости.
З.Фрейд рассматривал целостность-эго как промежуточную часть между ид и супер-эго, отвечающую за связь и баланс человека с окружающим его внешним миром. В задачу эго, по мнению З. Фрейда входит необходимость достижения баланса и поиск компромисса между примитивными побуждениями личности, моралью и существующей реальностью.
Его последовали, определяли целостность-эго как необходимую часть, для формирования структуры личности.
Гейл Шихи определял целостность-эго этап развития «второй взрослой жизни», наступающий в возрасте (65-85+).
В трансперсональном подходе
Трансперсональный подход в психологии определяет целостность — как гармоничное слияние физических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов благополучия, а также социальную ответственность. Характерным отличием методики от других психологических подходов является включение в себя помимо остальных, и духовного компонента.
Основа содержания трансперсональной психологии – это жизненный опыт, позволяющий справляться с духовными проблемами личности посредством мифических, архетипических, личностных или трансперсональных компонентов.
К. Юнг был одним из первых, оценивших ценность трансперсонального психологического подхода, как способа освобождения человека от патологических душевных страданий.
В дальнейшем представители трансперсональной психологии (С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккена) подвергли теорию К. Юнга критике, полагая, что само понятие самости вредно, поскольку вводит человека в заблуждение относительно своей природы.
Основатели трансперсонального подхода представляют окружающий мир как целостную структуру, с одновременным нахождением в ней множества параллельно и одновременно существующих реальностей, обладающих равным онтологическим статусом и не имеющих между собой четких, придуманных ранее психологами, границ.
Введенные З. Фрейдом, К. Юнгом и Э. Эриксоном «понятие Я» и «теории личности» по трансперсонального психологическому подходу признавались вредоносными, как вводящими человека в заблуждение в отношении его истинной природы.
Мир здесь трактуется как целостная арена действия «над мировых» сил, направленная на самопознание, а человек понимается не как субъект активности, а как временная форма, принимающая некий «дух». Опыт и переживания отдельного человека понимаются лишь как фрагменты опыта этого «духа».
В гештальт-теории
Основанная Ф. Перлзом гештальт-терапия за свою основу берет целостный подход к изучению человека, со всеми его психическими, телесными, духовными и социальными аспектами. Специалисты, работающие в этом направлении, помогают людям осознать происходящие с ними в этот самый момент процессы, тем самым обучая их принятию ответственности за все происходящие в жизни события, а также возможные перемены.
Сам Перлз «гештальт» определял как единое целое, при разрушении проявляющееся множеством осколков. Созданная им форма неизменно стремиться к единству, а при отсутствии его приводит человека к незавершенной, давящей на него ситуации.
По словам Перлза в самых людях могут скрываться многочисленные незавершенные гештальты, преодолеть которые достаточно легко, после их тщательного изучения и проработки. Огромным преимуществом гештальт-терапии является возможность не пытаться проникнуть в бессознательную часть, а рассматривать проблемы, находящиеся на поверхности.
Целостность в гештальт-терапии напрямую связана с человеком, рассматривающимся исключительно как целостное существо, без искусственного расчленения на телесное и душевное, нарушающее понимание человеком своего внутреннего мира. Целостность здесь основана на взаимодействии личности с окружающим её пространством, находясь с ним контакте и оказывая на него определенное влияние.
Понятие «целостности» в психологии тесно связано с изучением личности, ее психологических, социальных и духовных аспектов. Ведущий свое начало от введенного К. Юнгом термина «самость» принцип целостности призван отразить структуру человеческой личности, целостности ее восприятия, является одной из основ Эриксоновской «Теории развития человека», а также применяется как основа разработок гештальт-психологии и трансперсональном подходе к изучению человеческого сознания.
Методы общей психологии
Для того, чтобы воплощать существующие принципы в реальности, используют некоторые практические методы исследований. К ним относится:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент;
- тестирование;
- вспомогательные и промежуточные методы исследования.
Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:
- Постановка целей и задач.
- Определение ситуации, объекта и предмета.
- Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
- Определение способа учета данных.
- Обработка полученных данных.
Беседа включает в себя общение исследователя и исследуемого с обсуждением проблем и вопросов, ответы на которые нужны как исследователю, так и исследуемому.
Эксперимент подразумевает искусственное создание необходимых условий для испытуемого и фиксирование результатов.
Тестирование – это процесс, заключающийся в ответе на короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.
Принципы психологии как науки
На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.
Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.
Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.
Школы общей психологии
Также существует множество школ, которые придерживаются вышеперечисленных принципов и используют методы исследования в своей практике. К таким школам может относиться:
- психоанализ;
- структурализм;
- фрейдизм
- трансперсональная психология;
- бихевиоризм;
- гештальтпсихология;
- индивидуальная психология;
- когнитивная психология;
- функционализм;
- гуманистическая психология;
- аналитическая психология;
- отечественная психология.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Принципы психологии личности
Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.
На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:
- социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
- психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
- организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.
Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.
Обзор методологических принципов в психологии
В данной статье представлен обзор различных источников, в которых был продемонстрирован перечень методологических принципов. Был проведен анализ и сравнение данных, предоставленных в различных источниках.
Ключевые слова: методология, методологические принципы, принцип верификации, принцип корреспонденции, принцип фальсификации, принцип асимметрии, принцип достаточного основания, принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип объективности, принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, принцип развития и самодвижения психики, принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, принцип самоорганизации живых систем и организмов, принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития.
Прежде всего следует дать определение понятию «методология». В психологии данный термин раскрывается следующим образом, «методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др». [5]. Изучив данное определение видно, что методология присутствует в различных сферах человеческой деятельности.
Перейдем к термину «методологические принципы», в статье будут рассмотрены различные принципы, взятые из работ отечественных психологов. Электронный словарь предоставляет следующее определение данному термину, а именно, «методологические принципы — кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований» [7].
После рассмотрения основных понятий, относящиеся к данной тематике статьи, можно перейти к обзору методологических принципов, представленных в различных источниках.
Первый источник, который был взят на рассмотрение, это работа Корниловой Т. В. и Смирнова С. Д. «Методологические основы психологии» [3]. В данной работе авторы выделяли следующие принципы: принцип верификации; принцип корреспонденции; принцип фальсификации; принцип асимметрии. Рассмотрим данные принципы более подробно. Принцип верификации, по мнению Корниловой и Смирнова, «предполагает установление истинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось». Принцип корреспонденции представляет собой «согласование предложения и факта». Принцип фальсификации определялся авторами следующим образом, данный принцип представляет собой «общие высказывания, касающиеся формулировок законов, могут быть проверены на истинность в эмпирическом исследовании». Принцип асимметрии заключается, по мнению авторов, в том, «что гипотезу можно фальсифицировать, но нельзя подтвердить на основе опытных данных» [3].
Следующий источник, который был взят на обзор, является работа Новикова А. М. и Новикова Д. А. «Методология научного исследования» [6]. В данной работе авторы выделили четыре принципа: принцип достаточного основания; принцип детерминизма; принцип соответствия; принцип дополнительности. По мнению Новикова А. М. и Новикова Д. А. принцип достаточного основания «является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Принцип детерминизма, как считают авторы, «будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его». Что касается принципа соответствия, то авторы отмечают следующее, это «закономерная связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой». Принцип дополнительности представляет собой тот случай, когда «воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий» [6].
В работе Константинова В. В. «Методологические основы психологии» [2] представлено большое количество принципов, разберем только некоторые их них. Константинов В. В. выделяет следующие принципы: принцип объективности; принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов; принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности; принцип развития и самодвижения психики; принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики; принцип самоорганизации живых систем и организмов; принцип единства личности, сознания и деятельности. Далее подробно представлен каждый принцип, показанный в работе автора. Принцип объективности, по мнению Константинова В. В. можно определить следующим образом, это «принцип беспристрастности, т. е. стремление постичь истину и встать выше сиюминутных стремлений, желаний, избежать субъективных оценок». Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, как считает автор, «ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений». Принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, Константинов В. В. объясняет следующим образом, что «все психические явления результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром». Принцип развития и самодвижения психики предусматривает, по мнению автора, «постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах, понимание психического как единства непрерывного и дискретного». В принципе системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, автор о. Принцип самоорганизации живых систем и организмов «предусматривает изучение психики и психических феноменов исходя из идей гомеостаза, а также исследование функций психики, обеспечивающих активное приспособление и адаптацию к условиям окружающей среды». Мнение автора, «что сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна» заключатся в принципе единства личности, сознания и деятельности [2].
В монографии Мазилова В. А. «Методология психологической науки: история и современность» [4] был выделен один принцип психофизиологического параллелизма. Стоит привести содержание данного принципа, который был представлен автором в своей монографии. Данный принцип «позволял «запараллелиться» с «настоящей» наукой, но сохранить свою самостоятельность» [4]. Для Мазилова В. А. была важна самостоятельность принципа, что он и описывает в своем труде.
Последним источником в обзоре по методологическим принципам является работа авторов: Волкова Б. С., Волковой Н. В., Губанова А. В. «Методология и методы психологического исследования» [1]. В своем труде авторы выделили следующие принципы: принцип детерминизма; принцип единства психики и деятельности; принцип объективности; принцип развития. Содержание принципа детерминизма авторы рассматривают через разбор специфики детерминанта психического развития. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. пишут следующее, что «специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности: воспитание — процесс многоплановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации; б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом». Принцип единства психики и деятельности авторы рассматривают через анализ процесса обучения и воспитания детей: «а) учитывать связь психического развитая ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: в ведущей деятельности; в зарождающейся деятельности; в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей». Принцип объективности у авторов рассматривается через «равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: по уровню психического развития; по содержательной характеристике деятельности: по обучаемости и т д. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле». Принцип развития заключается в том, чтобы «изучать психическое явление в системе трех координат: актогенеза, онтогенеза, историогенеза. Учитывать: психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; тенденции развития в последующих возрастных ступенях» [1].
После проведения анализа специальной литературы можно отметить, что большое количество авторов занимаются проблемой исследования методологических принципов. В приведенных выше источниках рассматриваются разнообразное количество принципов, большинство принципов не повторяются в других источниках. За исключением принципа детерминизма и принципа объективности, но также отмечается, что данные принципы объясняются по-разному, но суть принципа одна.
В статье были приведены термины «методология», «методологические принципы» и даны определения для более детального понимания понятий. В статье был проведен обзор различных источников, в которых были представлены различные методологические принципы, также был проведен анализ специальной литературы и проведено сравнение информации, предоставленной в источниках.
Литература:
- Волков Б. С. Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.
- Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
- Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
- Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.
- Мир психологии // Методология. URL: https://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком. — 280 с.
- Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru