Психопатия – врождённый либо приобретённый дефект работы высшей нервной деятельности. Психическое расстройство выражается в отсутствии у человека базовых эмоций: привязанности, любви, сочувствия и сострадания. Психопаты не чувствуют стыда, не раскаиваются в совершённых проступках. Именно поэтому такие люди часто становятся преступниками.
Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)
Возбудимый, или эксплозивный тип психопатии встречается преимущественно у мальчиков и впервые проявляется чаще всего во время первого биологического криза в возрасте от 2 до 5 лет. У детей отмечаются следующие симптомы: чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность. Двигательные и аффективные разрядки сопровождаются выраженным вегетативным проявлением. Фон настроения неустойчивый: повышенное настроение сменяется часто дистимическим настроением со слезами и капризами. В дошкольном возрасте такие дети трудно адаптируются в детских садах, бьют детей, реагируют протестом на замечания. В школе, гимназии, лицее и семье постоянно нарушают режим, конфликтуют с окружающими, уходят с занятий и из дома. Отмечаются также дисфории, нарушения влечений, астенические симптомы. В развитии возбудимого типа психопатии имеют значения перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическая патология, конституционально-наследственные факторы.
Профилактические мероприятия
Профилактика болезни должна проходить в раннем детстве и подростковом возрасте. Она носит неспецифический характер:
- в семье должна быть доброжелательная и поддерживающая психологическая атмосфера;
- родители объясняют ребенку, как правильно взаимодействовать с окружающими людьми и воспринимать собственную личность;
- при переездах, переходе в другое учебное заведение и ситуациях, сопровождающихся стрессом, с ребенком работает детский психолог;
- помощь в определении будущей профессии.
Если у человека выявлено истерическое расстройство личности, то профилактика направлена на предупреждение его перехода в стадию декомпенсации. Для этого требуется исключить любые стрессовые ситуации, прием наркотических средств и алкоголя, а также обеспечить положительные отношения с близкими людьми.
Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)
Становление эпилептоидной психопатии обычно происходит в препубертатном возрасте. Однако иногда даже у дошкольников уже отмечается педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятельность, вязкость. Любой дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции. Злобное настроение в отличие от возбудимых психопатий длится долго. Дети обычно злопамятны. В школьном возрасте у детей появляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе за порядок, недоброжелательное враждебное отношение к окружающим людям.
Истоки возникновения болезни
Конкретные причины развития истерического расстройства личности не установлены. Психиатры считают, что возникновение заболевания связано с тремя факторами: генетические особенности, система воспитания в семье и органические повреждения головного мозга в детстве.
Наследуемые черты характера различны, но при истерической психопатии часто выявляется передача от родителей повышенной впечатлительности, эмоциональности и неспособности замечать мелкие детали. Повреждения структур головного мозга могут быть связаны с периодом беременности, родов или раннего детства ребенка.
В психоанализе считают, что истероидная личность часто формируется при передаче детям родителями установок о том, что люди изначально обладают различной властью в зависимости от их пола. статуса, социального положения. Это происходит в детстве ребенка, в том числе при отказе взрослых принять его формирующуюся сексуальность. С мнением психоаналитиков согласны не все психиатры.
Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)
Неустойчивый тип психопатии чаще всего проявляется в препубертатном возрасте. У таких детей наблюдаются слабость воли, волевых задержек, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, поверхностные суждения, легкомысленность, повышенное стремление к удовольствиям, жажда новых впечатлений. Дети плохо учатся в школе, быстро попадают под влияние специфических асоциальных компаний, уходят из дома и школы, бродяжничают, курят, пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики. В компаниях всегда играют подчиненную роль. В основе неустойчивой психопатии часто лежит психофизиологический инфантилизм.
Диагностика
Диагностировать психопатию достаточно сложно. Для этого необходимо обладать специальными медицинскими знаниями. Пациент наблюдается врачом в течение длительного времени, что позволяет выявить патологические изменения личности и исключить ошибки в воспитании. Психиатры и терапевты используют в своей работе различные методики, позволяющие выявить отклонения от нормы. Помогает выявить такую патологию, как психопатия признаки у мужчин тест, разработанный Робертом Хэйром. Этот психиатр выделили двадцать основных критериев, которые позволяют дать оценку состояния человека.
Психопатия часто бывает необратима, но при своевременном обращении к специалистам возможно улучшение ситуации. Если у подростка была диагностирована подобная патология, то работу с ним проводят психотерапевты и специальные педагоги, при необходимости также может быть назначено медикаментозное лечение.
Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)
Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.
Осложнения
Указанная симптоматика часто приводит к тому, что у человека развивается склонность к самообману, которая может достигать гипертрофированной степени. В результате, больной считает себя всегда правым, даже если совершает асоциальные поступки или преступления. Истерическое расстройство личности характерно для воров, мошенников, насильников и других преступников.
Без лечения истерическая психопатия у женщин может привести к их фригидности. При этом больная устраивает сексуальные провокации, кокетничает и проявляет симпатию к мужчинам. Однако стойкие отношения между ними не формируются. На фоне истерического расстройства возможны вегетативные нарушения. К ним относят тошноту, повышение температуры тела, приступы удушья, двигательные расстройства и другие признаки.
Основная причина их появления – психосоматика, которая возникает как реакция нервной системы на тяжелые психологические нарушения. Люди с истерическим складом личности склонны к беспорядочной сексуальной жизни, злоупотреблению спиртными напитками и наркотическими веществами. У них повышен риск развития психоза и депрессии, а также других аффективных расстройств.
Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)
Для детей с психастеническим типом психопатии характерны тревожность, неуверенность, мнительность. У таких детей часто возникают страхи, навязчивые состояния. Они плохо переносят большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки, разлуку с родителями, родственниками и родными, плохо адаптируются в новом коллективе. В школе они обычно учатся ниже своих возможностей, так как из-за неуверенности не проявляют активности, не успевают вовремя сделать самостоятельную или контрольную работу.
Лечение истерического расстройства личности в Москве
Лечение в период компенсации не проводится. Детям и подросткам рекомендуются профилактические мероприятия, которые может проводить детский психолог при образовательном учреждении. К ним относят психологическую поддержку, работу с родителями, а также помощь при выборе профессии. Это позволяет не допустить декомпенсации психопатии.
Психотерапевтическое и медикаментозное лечение назначают при декомпенсированном расстройстве личности. Психотерапевт работает с пациентом в психиатрическом стационаре или на амбулаторном приеме. Могут использоваться различные варианты психологической помощи: индивидуальная, семейная или групповая психотерапия.
Лекарственные препараты назначают при тяжелых нарушениях. Если у пациента развивается депрессия, устойчивая к психотерапии, используют антидепрессанты: Флуоксетин, Амитриптилин и другие. Они требуют регулярного приема и приводят к значимому эффекту через 3-4 месяца.
Для устранения истерических реакций могут использовать нейролептики по типу Рисперидона и его аналогов. Астения является показанием к назначению «мягких» нейростимуляторов. Любые лекарственные средства назначает только лечащий врач. Все психотропные препараты имеют обширный список противопоказаний, несоблюдение которых может стать причиной тяжелых осложнений.
В клинике доктора Исаева проводится профессиональное лечение истерического расстройства личности в Москве, для каждого пациента составляется индивидуальный курс терапии. При его составлении учитывается возраст больного, признаки клинической картины заболевания, опыт лечения в прошлом. На консультациях с врачом важно не утаивать никаких фактов, даже если они порочат личность обратившегося человека. Чем точнее будет поставлен диагноз и чем раньше начнется коррекция, тем лучше будет результат.
Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков. Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер. В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками. Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности и психических расстройств.
Считать ли все случаи психопатий эндогенной, конституциональной аномалией характера или признать возможность их формирования исключительно под влиянием неблагоприятных, прежде всего социальных, влияний среды? Ответ на этот вопрос стал предметом споров с первых шагов зарождения учения о психопатиях.
В. М. Бехтерев (1886) полагал, что причиной могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжкие общие заболевания. Однако большинство исследователей склонялись к эндогенной концепции происхождения психопатий . Изменения характера под очевидным влиянием среды стали выделяться в особые формы, называемые «социопатией» [Ленц А. К., 1927], ситуационным развитием [Ганнушкин П. Б., 1933], псевдопсихопатией [Осипов В. П., 1936], реактивными изменениями характера [Сухарева Г. Е., 1969] и т. п.
Формирование психопатий под влиянием тяжелой и длительной психической травматизации стало актуальной проблемой в детской и подростковой психиатрии. Подростковый возраст — это период формирования характера, и поэтому обнаруживается большая податливость влияниям среды. Условия последней могут способствовать не только развертыванию и развитию, но и подавлению, компенсации эндогенно заложенных или в раннем онтогенезе приобретенных аномалий. Тяжкие удары судьбы, обстановка, резко искажающая развитие личности, могут оставить неизгладимый след в характере, если падают на период его формирования.
Особую группу составляют изменения характера под влиянием пренатальных, катальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями. Эти изменения характера обычно обозначают как «органические психопатии» [Певзнер М. С., 1941; Сухарева Г. Е., 1959]. Они существенно отличаются от тех последствий, которые могут оставить те же вредные воздействия на мозг, но в возрасте, когда морфологическое формирование мозга уже в основном завершено [Сухарева Г. Е., 1972]. Последние случаи, в отличие от органических психопатий, обычно квалифицируются как психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга.
К настоящему времени благодаря исследованиям Н. Binder (1960), О. В. Кербикова (1962), В. В. Ковалева (1969), Г. К. Ушакова (1978) и др. может быть предложена следующая рабочая систематика различных психопатических форм применительно к подростковому возрасту.
Конституциональные, генуинные, «ядерные» психопатии. Решающей в происхождении является неблагоприятная наследственность. Иногда удается проследить один и тот же тип характера у кого-то из родителей, сиблингов или других кровных родственников. Чаще же в роду приходится встречать психопатические личности разных типов, а иногда и психические заболевания.
Конституциональные психопатии выявляются даже при самых благоприятных условиях воспитания. Однако степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды [Морозов Г. В., 1969]. Несмотря на эндогенную обусловленность, только некоторые типы психопатий (например, шизоидная) раскрываются с раннего детства. Для каждого типа имеется свой критический возраст, на который обычно падает развертывание психопатических черт.
Психопатические или патохарактерологические развития, «приобретенные психопатии», «патохарактерологические формирования» (по В. В. Ковалеву). Здесь важнейшими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды, особенно в подростковом возрасте, когда совершается становление характера. Последствия подобных же влияний в раннем детстве могут сглаживаться в подростковом периоде, если в это время развитие личности происходит в благоприятном окружении.
Известно, однако, что далеко не все дети и подростки, растущие в одних и тех же неблагоприятных условиях, обнаруживают психопатические черты. В одинаковой среде, в одной и той же семье вырастают и разные типы психопатов, и совершенно здоровые личности. Вероятно, что в подавляющем большинстве случаев необходимо, чтобы семена дурных воздействий среды упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву. Такой почвой чаще всего может служить акцентуация характера. Для психопатического развития на почве акцентуации необходимо не просто любое неблагоприятное социально-психологическое воздействие. Оно должно быть таким, чтобы адресоваться к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации, и, кроме того, быть достаточно продолжительным, чтобы оставить стойкий след. Взаимоотношения между разными видами неправильного воспитания и психической травматизации, с одной стороны, и наиболее чувствительными к ним типами акцентуаций, с другой, будут рассматриваться в гл. V.
Лишь исключительные условия, особенно тяжкие удары судьбы, способны, видимо, сформировать психопатию на любой почве. Из прежней практики в дореволюционной России известны случаи психопатий на почве детско-подросткового госпитализма, когда все развитие от младенчества до юности шло в закрытых воспитательных учреждениях, где сугубо формализованный режим прикрывал жестокие отношения между воспитанниками. Другим примером могут послужить дети узников в фашистских концентрационных лагерях, выросшие в заключении со своими родителями: все они оказались особого рода психопатическими личностями. Но во всех этих случаях правильнее говорить не о психопатическом (пато-характерологическом), а о психогенном развитии .
На первых порах психопатическое (патохарактерологическое) развитие еще обратимо, но далеко зашедшее становится неотличимым от конституциональной психопатии [Кербиков О. В., 1961].
В термины «психопатическое развитие» и «патохарактерологическое развитие» нередко вкладывается различное содержание [Щербина Е. А., Сергеева Г. Е., 1978; Ковалев В. В., 1979]. Первое определяют как процесс становления конституциональной психопатии в детском, подростковом и молодом возрасте. Патохарактерологическим развитием обозначают, в отличие от «приобретенных» или «краевых» психопатий, только тог ранний этап их формирования, когда еще нет соответствия всем диагностическим критериям психопатии, когда еще девиации характера обратимы, возможна «депсихопатизация» [Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980].
С нашей точки зрения, нет нужды в эти сходные понятия вкладывать разный смысл. Процесс становления конституциональных психопатий вряд ли нуждается в особом термине. Нарушения характера, обусловленные влиянием среды, но не достигающие уровня психопатии, не следует рассматривать как стойкую форму патологии и относить к патохарактерологическому развитию. Их правомерно относить к реакциям или транзиторным, обратимым нарушениям на фоне акцентуаций характера.
Органические психопатии. Здесь аномалии характера бывают обусловлены действием пренатальных, натальных и ранних (первые 2—3 года жизни) постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К этим вредностям относятся тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, нейроинтоксикации, тяжелые длительные истощающие соматические заболевания с первых месяцев жизни и т. п. Эта группа психопатий рассматривается в гл. VI.
Психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга. Сюда относят стойкие изменения характера после черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и тяжелых интоксикаций нейротропными ядами, начиная с возраста, когда формирование мозга в основном завершено: после первого критического периода, т. е. после 3—4 лет. Для подросткового периода особое значение имеют черепно-мозговые травмы. Чаще всего приходится видеть известные картины церебрастении или энцефалопатии, которые в подростковом возрасте имеют некоторые особенности проявлений [Личко А. Е., 1979]. Перечисленные факторы в подростковом возрасте могут иногда играть роль «второго удара» на фоне уже имевшихся в раннем онтогенезе пренатальных, натальных или ранних постнатальных вредностей. Тогда вслед за таким вторым ударом может развернуться картина органической психопатии, до этого затушеванная или вовсе незаметная.
К этой же группе психопатоподобных расстройств примыкают изменения характера, встречающиеся у некоторых больных эпилепсией. Изменения, сходные с конституциональной эпилептоидной психопатией, встречаются не ранее 5—6-летнего возраста [Абрамович Г. Б., 1965]. В генезе этих изменений важнейшую роль играет органическое поражение головного мозга — либо то же самое, что послужило причиной эпилепсии, либо явившейся следствием эпилептической болезни.
Психопатоподобные (псевдопсихопатические) расстройства при шизофрении и аффективных психозах. В подростковом возрасте большинство случаев шизофрении дебютирует с изменений характера. При остро начавшейся шизофрении они могут встречаться в периоде предвестников. При прогредиентной шизофрении с постепенным началом нередко имеют место Психопатоподобные дебюты [Личко А. Е., 1979]. Ремиссии у подростков особенно часто сопровождаются психопатоподобными нарушениями. После перенесенного в детстве или юности приступа шизофрении могут быть многолетние ремиссии с психопатоподобными изменениями личности — «постпроцессуальные психопатии» [Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980]. Наконец, существует особая форма — психопатоподобная вялотекущая (или медленнотекущая, по Д. С. Озерецковскому, 1973) шизофрения, начало которой обычно относится к подростковому возрасту. Здесь изменениями характера в основном исчерпываются проявления болезни. Дифференциальная диагностика между психопатоподобными проявлениями шизофрении и становлением психопатии в подростковом возрасте представляет собой одну из самых сложных и трудных диагностических задач в психиатрии.
При аффективных психозах (маниакально-депрессивном и шизоаффективных) как гипоманиакальные, так и депрессивные состояния в подростковом возрасте нередко могут маскироваться психопатоподобным поведением, и на первых порах распознание истинной причины такого поведения не всегда бывает легким. Злокачественное течение маниакально-депрессивного психоза у подростков может повести к формированию стойких психопатоподобных изменений [Личко А. Е., 1979].
Таковы основные пять форм психопатий и психопатоподобных расстройств, встречающихся в подростковом возрасте. С нашей точки зрения, первые три формы (конституциональные психопатии, психопатические развития и органические психопатии) правомерно включать в понятие психопатий в широком смысле слова. Две последние формы — изменения характера при резидуальных органических поражениях головного мозга и при психических заболеваниях — правильнее относить к психопатоподобным расстройствам.
Лечение психопатии
Комплексное лечение психопатии позволяет нормализовать развитие личности ребенка. Лечение зависит от вида психопатии и возраста пациента.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Фото: Poznyakov | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Нарушения развития речи, задержка речевого развития, лечение зрр
Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове
Тики, нервный тик, лечение, гиперкинезы, гиперкинез лечение
Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение ммд у детей
Бруксизм, скрежетание зубами во время сна, одонтеризм: симптомы и лечение