Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов, получивших её, достаточно обширен. Так как прямая номинация для них отсутствует, они награждаются за открытия в медицине, литературе и даже экономике. В своё время лауреатами становились Павлов, Дейл и Лёви, Гесс, Камю, Сартр.
В 2009 году в секции медицины и физиологии был номинирован профессор Носсрат Пезешкиан — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт с иранскими корнями. Его детище — позитивная психотерапия — принесло ему всемирную известность и множество наград. А самое главное — эффективно помогает людям преодолеть те конфликтные ситуации, в которых они то и дело оказываются.
Что это такое
Позитивная психотерапия — это направление, центрированное на конфликте, который решается с помощью способностей (врождённых и приобретённых) самого человека. Оно широко применимо как в психологии, так и в психиатрии для лечения серьёзных расстройств личности и поведения. Уходит корнями в транскультурные психодинамические психотерапевтические методы. Первоначально Пезешкиан называл своё детище дифференциальным анализом. Основа — гуманистическая точка зрения.
Позитивная психотерапия Пезешкиана активно пропагандировалась в Германии, начиная ещё с 1968 года. Но признание она получила гораздо позже. В 1996 была объявлена эффективным и официальным направлением Европейской ассоциацией психотерапии. Вслед за ней в 2008 году то же самое провозгласили с высоких трибун Всемирного совета психотерапии.
Профессор Пезешкиан последние годы своей жизни (умер в 2010) постоянно ездил по миру с семинарами, симпозиумами, общественными лекциями. Проводил интервью с прессой, телевидением и радио. На сегодняшний день открыто более 40 центров позитивной психотерапии в разных странах. За активное претворение в жизнь своего метода доктор был удостоен множества наград:
- главная медицинская премия Германии «Ричард-Мартин-Прайс» за гарантию качества;
- премия Эрнста фон Бергманна;
- Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
- международная премия Авиценны за этику в науке;
- номинация на Нобелевскую премию.
Многие его книги переведены на русский язык:
- «Позитивная психотерапия — теория и практика нового метода».
- «Позитивная семейная психотерапия».
- «Психосоматика и позитивная психотерапия».
- «Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов».
- «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
Пезешкиан создавал позитивную психотерапию на основе транскультуральных исследований более 20 мировых культур. Поэтому его направление многие называют новаторским и межнациональным.
В обиходе можно встретить разные названия: позитивная динамическая психотерапия, дифференциальный анализ, транскультурная психодинамика и другие.
Сложности этимологии. Несмотря на то, что в ПП присутствует момент, обеспечивающий пациенту исключительно позитивный настрой, название направления не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», что переводится как «положительный». Оно восходит к другому латинскому понятию — «positum», что означает «имеющий место, фактический, данный».
Как складывалась история развития динамической психотерапии?
Динамическая психотерапия является логическим продолжением классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Самыми распространенными ее вариантами стали аналитическая психология Юнга, волевая терапия Ранка, интерперсональная психотерапия Салливана, индивидуальная психология Адлера, гипноанализ Волберга (подробнее о гипнозе), широко распространенная в России личностно-ориентированная, иначе реконструктивная психотерапия Мясищева и многие другие. Кстати, реконструктивная психотерапия является сугубо отечественным научным продуктом и базируется на учении В.Н. Мясищева о неврозах и принципах их психотерапии, как пограничных состояниях. Следует отметить, что развитие динамического подхода в психотерапии шло по трем принципиально различным направлениям: 1. Фрейдистском, основанном на конфликте врожденных инстинктов, который постепенно усиливается в ходе психосексуального развития. Конфликт возникает между противоположными инстинктами, между инстинктами и окружающей средой, а также между немедленным удовлетворением потребностей ребенка и миром, противостоящим и отсрочивающим этот процесс. 2. Неофрейдистком, представленном Г.С. Салливаном, К. Хорни и Э. Фроммом и рассматривающим внутренний конфликт не как запрограммированный врожденными инстинктами, а как сформированный межличностными и общественными отношениями. Базовой они считают потребность ребенка в безопасности, принятии и одобрении его действий значимыми для него взрослыми. Присущая детям любознательность, энергичность, невинность телесных желаний, потенциал роста и развития, а также неограниченное стремление к полному обладанию любимым взрослым человеком не всегда отвечает требованиям находящихся рядом взрослых. В этом и заключается основной детский конфликт. Если родители в силу разных причин не в состоянии обеспечить безопасность ребенка и создать условия для реализации потенциала его роста, то у него существует реальная опасность развития тяжелого психического конфликта, в том числе и отсроченного во времени. 3. Экзистенциальный, при котором конфликт возникает за счет конфронтации личности с данностями его бытия, так называемыми неизбежными конечными факторами существования индивида. Их выделяют всего 4: • Смерть – ужасающая и вполне осознаваемая конечная данность. Ее неизбежности противостоит самое сильное желание человека продолжать существовать. Даже на смертельном одре человек стремится жить. Подтверждение тому классический случай, когда неизлечимый сильно страдающий больной попросил доктора об эвтаназии. Тот оставил возле его постели таблетки, объяснив, какая доза может стать смертельной. Утром он нашел пациента в таком же состоянии, но из упаковки не была взята ни одна таблетка. • Свобода – менее очевидная, но не менее значимая данность. Отношение к свободе неоднозначно. В общем она расценивается позитивно, если человек примеряет ее на себя, но так как мы все живем в социуме, то свободы разных личностей могут входить в конфронтацию между собой. Поэтому структурированное сообщество, в котором действуют правила и стандарты поведения противостоит так называемой абсолютной свободе, создавая для человека опору и почву для безопасности. Потеря такой опоры и осознание, что вместо нее пустота, неминуемо порождает внутренний экзистенциальный конфликт. • Изоляция рассматривается не как чувство одиночества и изолированности от других людей, а как более фундаментальная данность. В одиночестве мы приходим в этот мир и в одиночестве покидаем его. Никакая человеческая близость не способна преодолеть этот барьер. Поэтому и возникает конфликт между абсолютной изоляцией и потребностью в защите, контактах и ощущении человеком себя, как части большого человеческого мира. • Бессмысленность, которая порождается первыми тремя данными. Если мы все умрем, сами отвечаем за свою вселенную и одиноки в этом равнодушном мире, то в чем смысл нашего существования, зачем мы живем и как нам жить дальше? Этот динамический конфликт обусловлен поисками смысла жизни человеком, оказавшимся в бессмысленном по его представлениям мире. Задачей экзистенциального психотерапевта является выяснение характера и причины глубинных личностных конфликтов. Сделать это достаточно сложно, так как чаще всего представленная пациентом симптоматика похожа на пеструю мозаику, а первопричина психических проблем глубоко скрыта под многими слоями вытеснений, замены, отрицания и символизации болезненных для психики воспоминаний. Прежняя схема предложенного Фрейдом динамического подхода в экзистенциальной психодинамике кардинально меняет содержание и может быть представлена так:
Осознание конечной данности → Тревога → Защитный механизм В обеих формулах ключевое значение для возникновения и развития психических расстройств имеет тревога, запускающая осознанные и неосознанные процессы психической активности, как защитного механизма. Эта психическая активность и является основой различных психопатологий. Соответственно особенностям каждого направления разнятся и методы динамической психотерапии, используемые в психотерапевтической практике.
Суть
Вся суть позитивной психологии раскрывается в этимологии термина. Она работает с той проблемой, которая имеется на данный момент и которая требует скорейшего решения именно сейчас. Носсрат Пезешкиан считал, что, пока в остальных направлениях докапываются до истинных причин конфликта (психотравмы, расстройства), уходит драгоценное время. Потом оно ещё тратится на возможное устранение провоцирующих факторов. И только после этого начинается работа непосредственно с самой проблемой. А она за этот срок уже успевает разрастись, пустить корни и перейти в запущенную стадию.
Считая эти моменты явным минусом большинства психотерапевтических направлений, Носсрат Пезешкиан создавал позитивную психотерапию с совершенно иной целью — работать непосредственно с проблемной ситуацией. Не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы, он старался в короткие сроки избавить человека от тревожных мыслей, депрессии, нервозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они ещё не перешли в запущенную форму.
Это даёт отличные и быстрые результаты. Люди получают решение своей проблемы всего за несколько сеансов, при этом не углубляясь в прошлое и не вызывая в закоулках памяти неприятные воспоминания. Сохраняя душевное равновесие, они ещё и учатся самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций впоследствии.
Основные задачи позитивной психотерапии:
- психотерапевтический аспект — лечение личностно-поведенческих расстройств;
- педагогический аспект — воспитание и профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации детей и подростков;
- транскультурально-социальный аспект — развитие и усовершенствование межкультурального сознания (изучение национальных традиций, влияющих на поведение и внутреннее состояние их носителей);
- междисциплинарный аспект — взаимодействие и интеграция (насколько это возможно) других психотерапевтических направлений под общей эгидой.
Такое разнообразие аспектов, с которыми приходится работать специалистам, делают её ещё более привлекательной.
Каковы базовые положения динамической психотерапии?
Динамическая психотерапия (ДПТ) известная под названиями психодинамическая или психоаналитическая психотерапия, объединяет несколько видов психотерапии, сформированных на основе психоанализа и экзистенциальной психологии. Во главу понимания психических процессов и поведения личности динамическая психотерапия ставит сферу бессознательного и глубоко спрятанный в ней опыт прошлой жизни, начиная с детского, иногда даже младенческого возраста. Основными элементами такого воздействия являются особенности мышления (когнитивная защита (подробнее о когнитивно-поведенческой терапии)), межличностных взаимоотношений и восприятия других людей через перенос скрытого в подсознании опыта на окружающую действительность. Почему именно динамическая? Возможно, многие подумают, что это определение относится к быстродействию и интенсивности данного направления психотерапии. Но нет, действительно с технической точки зрения динамика означает силу, энергию и движение, но в приложении к психической деятельности термин динамическая свидетельствует о развитии психической сферы личности, как борьбы между внутренними процессами психики и заложенного определенными обстоятельствами конфликта между инстинктами и сопротивляющегося им Эго человека. По Фрейду именно этот конфликт лежит в основе развития неврозов. Он считал, что их причина имеет сексуальную природу, а развитие невротических состояний подчиняется таким основным принципам, как динамичность, структурность, развитие и адаптация. Вся психоаналитическая модель основана на таких основных положениях: • Главная роль в психических процессах принадлежит инстинктам и их трансформации в результате подавления и сопротивления их болезненным для психики проявлениям. • Между физиологическими инстинктами и защитным механизмом Эго («Я», опосредующее связь с внешним миром) идет постоянная борьба – инстинкты подавляются существующими в обществе моральными стандартами и нормами поведения. • Само подавление инстинктов имеет сексуальный характер, поэтому основным этиологическим фактором неврозов считается неверное психосексуальное воспитание и соответственно искаженное либидинозное влечение. • Источники такого патологического развития находятся в довольно отдаленном прошлом, в полученных еще в детстве психологических травмах, связанных, например, с эдиповым комплексом (бессознательным эротическим влечением) к родителю противоположного пола. • Наличие внутреннего сопротивления выявлению этого комплекса. • Психический детерминизм, т.е. обусловленность поведенческих и психических феноменов предшествующими событиями, осознанно или бессознательно влияющими на особенности психики и поведения личности. В общем цепочку причинно-следственных связей в развитии неврозов по Фрейду можно представить в виде такой схемы:
Влечение → Тревога → Защитный механизм.
Динамическая модель Фрейда расширила представления о человеческой психике, объяснив ее индивидуальные особенности наличием конфликтующих мыслей, эмоций, поведенческих реакций, которые могут иметь как адаптивный характер, так и быть базисом для психопатологических расстройств. Кстати, конфликт сил может быть заложен на разных уровнях, как глубоко в бессознательном, так и в сознании.
Преимущества
Принцип «здесь и сейчас» активно используется в нейролингвистическом программировании, психодраме, клиентцентрированной психотерапии, гештальт-терапии, недирективном гипнозе. И всё-таки работа в этих направлениях слишком затягивается, так как они практически не черпают внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне. Большинство из них ориентированы на устранение симптоматики, а не самого конфликта.
На фоне всего этого не удивительно, что позитивная психотерапия имеет такой успех. Её преимущества перед другими направлениями:
- конфликто-, а не симптомоцентрированность;
- краткосрочность: в среднем, 20 сеансов в рамках психологии и не более 50 — психотерапии (с учётом окончательного избавления от достаточно тяжёлых расстройств);
- универсальность: специалистам не приходится подыскивать разные методы, техники и приёмы — здесь всё работает на практически мгновенное устранение конфликта;
- интернациональность: это кросс-культурная психотерапия, интегрирующая философию и интуитивную мудрость Востока и рационализм и научность Запада;
- активное вовлечение пациента в процесс работы над своими конфликтами;
- работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами;
- активное применение притчи и метафоры как психотерапевтического инструмента для работы с пациентами;
- ориентированность на будущее, несмотря на принцип «здесь и сейчас»: позитивная психотерапия учит, как справляться с проблемными ситуациями в дальнейшем.
Помимо всех этих преимуществ, данное направление предлагает также методики работы с проблемами, возникающими у самих психотерапевтов. Для практикующих специалистов это существенный плюс. Один из наиболее привлекательных моментов для пациентов — краткосрочная позитивная психотерапия позволяет устранить конфликт за минимальное количество сеансов. Там, где гештальт-терапии потребуется полгода, ПП управляется за полтора месяца.
Основные принципы
Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.
Принцип баланса
Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.
Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.
Принцип надежды
Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним. Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра. Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.
Принцип само- и взаимопомощи
Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность. И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает. Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.
Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.
Как убедить ребенка в прохождении позитивной терапии?
Мы все знаем, какими упертыми могут быть дети, особенно если у них серьезные проблемы. Поэтому наиважнейшей родительской ролью будет являться объяснение важности терапии.
В первую очередь, ребенка стоит убедить в том, что в этом нет ничего унизительного или болезненного. Активно слушайте ребенка и реагируйте на невербальные сигналы. Внимательно относитесь к его переживаниям, проблемам и эмоциям. При этом сами старайтесь быть открытым и спокойным.
Объясните ребенку, насколько распространены эти проблемы и что почти каждый подросток с этим сталкивается. Скажите о том, что роль терапевта состоит в том, чтобы оказать помощь и поддержку, что он не враг ему. Также стоит указать, что все разговоры между ним и терапевтом будут строго конфиденциальными.
О способностях
Врождённые и приобретённые способности являются ключевыми понятиями. Причём речь идёт не столько о талантах, одарённости или гениальности, сколько об общечеловеческих ценностях. Например, с точки зрения ПП, в каждом с самого рождения заложены две ведущие способности (потребности) — познавать и любить.
Способность и потребность познавать
Это рациональная, интеллектуальная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие мозга. Во-первых, она более развита у математиков, физиков и людей других специальностей, связанных с точными науками. Во-вторых, учитывая интеграцию культур, с точки зрения позитивной психотерапии, данная способность находится в приоритете у жителей Северной Америки и Западной Европы.
Именно это становится во главу угла при разрешении конфликта, к примеру, у химика или немца. Психотерапевт предлагает им устранить его путём логических размышлений. Постоянные ссоры с женой? Из-за чего? Есть не готовит, одежду не стирает и не гладит, за детьми не смотрит, требует много денег? А есть какие-то положительные моменты в совместной жизни с ней? Чего больше: достоинств или недостатков? С помощью подобных наводящих вопросов и записи чётких ответов, сопоставительной таблицы в конце уже первого сеанса рационалист видит, что смысла быть с такой супругой больше нет и единственный выход из данной ситуации — развод (или наоборот).
Способность и потребность любить
Это эмоциональная, чувственная духовная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие. Она развита у представителей гуманитарных и творческих профессий, а также у жителей Востока и Южной Америки.
Если с семейной проблемой (ссоры с женой) к позитивному психотерапевту пришёл художник или японец, им бесполезно задавать те чёткие, рациональные вопросы, которые так эффективно сработали в предыдущем случае. Ответы на них будут даваться расплывчатые, длинные и неопределённые, что только ещё больше запутает клиента в том, чего он хочет, и затянет сеанс.
Здесь требуются иные приёмы и техники. Например, метафоризации или притчи. Увидя собственную семейную жизнь как испорченное полотно или высохшие краски, художник сможет сам принять решение, реанимировать их или заменить новыми. Услышав историю о глупой жене, японец поймёт, как всё исправить.
«Сверхлюди»
Труднее всего работать с людьми, у которых происходит смешение физиологических способностей и культурно-исторических предрасположенностей. Например, с китайцем-информатиком или музыкантом-англичанином. С одной стороны, ими движет наиболее развитое полушарие. С другой — этническая принадлежность. В таких случаях приходится выявлять доминирующий из этих факторов и работать с ориентацией на него. При этом необходимо устранить вечный внутренний конфликт между двумя этими сущностями.
Такой межкультуральный подход позволяет позитивной психотерапии работать с человеком любой национальности, учитывая его этнические и культурно-исторические предрасположенности. Это даёт отличные результаты.
Когда эффективна детская терапия?
Как отмечалось выше, детская терапия может быть эффективной для широкого круга проблем. Если родитель не уверен, нуждается ли ребенок в консультировании или нет, список симптомов ниже может быть хорошим критерием. Если ребенок испытывает один или несколько из этих симптомов в сочетании с беспокойством родителей, вероятно, стоит принять меры.
Ниже приводятся симптомы, которые могут указывать на проблему:
- неоправданная агрессия;
- несдержанность;
- трудности, связанные с социальными ситуациями;
- частые кошмары и проблемы со сном;
- резкое ухудшение успеваемости в школе;
- постоянное беспокойство;
- потеря интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие;
- сообщения о голосах в голове;
- социальная изоляция и желание быть в одиночестве;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- жалобы на усталость.
В дополнение к этим проблемам ребенок может иметь дело с:
- чувством грусти и апатии;
- постоянным гневом;
- озабоченностью своим внешним видом;
- неспособностью концентрироваться;
- неспособностью усидеть на месте.
Если вы все же решили обратиться к специалисту, задайте ему следующие вопросы:
- Почему рекомендуется психотерапия?
- Каких результатов я могу ожидать?
- Как долго мой ребенок будет проходить терапию?
- Сколько стоит сеанс терапии?
- Как мы (родители) узнаем о прогрессе нашего ребенка и о том, как можем помочь?
- Как скоро мы можем ожидать изменений?
Только после этого и убедившись в целесообразности мероприятия можно обсуждать вопрос с самим ребенком.
Этапы и методы
Этапы
В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:
- Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
- Её детальная проработка.
- Ситуационное согласие.
- Вербализация.
- Расширение границ целей.
Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).
Методы
На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:
- вопросно-ответная методика;
- проговаривание;
- визуализация;
- выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.
Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:
- формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами;
- истории, сказки, притчи;
- метафоры;
- мультикультурный подход;
- стратегия комплиментарного подхода;
- подборка примеров подобных конфликтов.