Клинические варианты психопатии. Истерические психопаты


Истери́ческое расстро́йство ли́чности (от др.-греч. ὑστέρα — «матка») (устаревшие названия — расстро́йство ли́чности истери́ческого типа, истери́ческая психопати́я) — расстройство личности, характеризующееся неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др. Включено в МКБ-10 и DSM-IV.

Это расстройство также называют истероидным, сценическим, театральным, гистрионным (от лат. histrio — «актёр»); встречается название «демонстративная личность».

Описание

Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем четыре тысячи лет (см. резюме в книге: Vieth, 1977). Использование этого термина вызывает споры, и понятие «истерия» было отвергнуто феминистками как сексистский ярлык, часто использовавшийся, чтобы принизить значение женских проблем всякий раз, когда они предъявляли жалобы, которые не были легкообъяснимыми, или когда они выдвигали требования, казавшиеся чрезмерными. Термин «истерия» использовался для обозначения таких разнородных явлений, как временная потеря контроля вследствие сильного стресса, конверсионное расстройство, синдром Брикета, расстройство личности и черта личности. Возможно, чаще всего он использовался, чтобы описать легковозбудимых пациенток, которые с трудом поддаются лечению. В обзоре этого явления Темошок и Хеллер (Temoshok & Heller, 1983) утверждают, что «диагностический ярлык «истерия» основан на внешнем впечатлении, лабилен, расплывчат, изменчив и поверхностно привлекателен как различные явления, с которыми он был связан» (р. 204). В попытке уменьшить путаницу (и возможные сексистские коннотации) относительно использования термина «истерия» Американская психиатрическая ассоциация не включила этот термин в DSM-III (APA, 1980). Вместо этого были обозначены отдельные категории соматизации, конверсионного расстройства, ипохондрии, диссоциативного расстройства и гистрионного расстройства личности (ГРЛ).

Симптомы

Заболевание развивается постепенно. Первые признаки истерического невроза возникают одновременно с тяжелым жизненным периодом, но обычно их принимают просто за нервный срыв или сильную усталость.

Обратить внимание нужно на следующие симптомы, которые имеют внезапное начало и окончание.

  • резкий переход от плача к смеху;
  • неконтролируемое дрожание конечностей;
  • мышечные спазмы;
  • приступ смеха без причины;
  • панические атаки;
  • ложное заикание или растянутость речи;
  • перепады настроения;
  • приступы злости или раздражения.

Во время припадка человек находится в чрезвычайно возбужденном состоянии, поэтому не способен контролировать свои действия. Он падает, рвет волосы или одежду, ломает мебель. Однако серьезных телесных повреждений сам себе никогда не наносит, так как цель припадка только привлечь внимание.Память сохранна, человек часто помнит все свои действия, но может ссылаться на провалы в памяти.

Также истерический невроз проявляется ухудшением общего физического самочувствия. Человек может жаловаться на:

  • скачки артериального давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • головную боль;
  • тошноту;
  • ухудшение зрения или слуха;
  • нехватку кислорода;
  • боли в различных частях тела.

Эти симптомы многократно могут усиливаться самим пациентом, чтобы вызвать жалость и сострадание. Нередко возникает паралич, который затрагивает двигательную активность ног или рук.Такое состояние получило название псевдопарез. У истерического невроза симптомы могут временно исчезать, а потом появляться снова.

Это заболевание не проходит самостоятельно. Истерия будет возвращаться до тех пор, пока человек не научится самостоятельно разрешать свои психологические проблемы.

Диагностика

МКБ-10

Согласно МКБ-10 данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

  • самодраматизация, театральность, преувеличенное выражение эмоций;
  • внушаемость, лёгкая подверженность влиянию окружающих или обстоятельств;
  • поверхностность и лабильность эмоциональности;
  • постоянное стремление к возбужденности, признанию со стороны окружающих и деятельности, позволяющей находиться в центре внимания;
  • неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении;
  • чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.

Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, лёгкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей.

Включаются:

  • истерическая личность;
  • гистрионная личность.

DSM-IV

Образчик чрезмерной эмоциональности и стремления к получению внимания, начиная с позднего отрочества, заметный во многих ситуациях, и проявляющийся, кроме общих критериев расстройства личности, пятью или более нижеследующих способов:

  1. некомфортно себя чувствует в ситуациях, когда не является центром внимания;
  2. взаимодействие с окружающими часто характеризуется неадекватной обольстительностью или провокационным поведением;
  3. проявляет быстро изменяющиеся, неглубокие эмоции;
  4. последовательно использует свою внешность для привлечения к себе внимания;
  5. отличается импрессионистским стилем речи с недостатком внимания к деталям;
  6. демонстрирует самодраматизацию, театральность и преувеличенные эмоции;
  7. внушаем, то есть легко оказывается под влиянием окружающих или ситуации;
  8. считает отношения более близкими, чем они есть на самом деле.

Причины проявления истероидного расстройства

Зачастую психологи и психиатры пытаются найти у человека и другие соматические расстройства при наличии симптомов истероидного расстройства. Так как это отклонение редко является единственным и основным в психике человека. Помимо него, специалисты часто диагностируют антисоциальное, пограничное, нарциссическое расстройства, а также депрессии.

Согласно официальной статистике, подобное отклонение HPD встречается нечасто — менее чем у 2% населения, большая часть которого это девушки и женщины в возрасте 25-50 лет.

Этиология и патогенез

Психоаналитическая интерпретация

В психоанализе истерическое расстройство личности понимается как состояние человека с истерическим типом личности, находящимся на пограничном уровне развития организации личности. Психоаналитики полагают, что человек с таким типом личности может находиться также на невротическом (что соответствует акцентуациям в отечественной психологии) и психотическом уровне, но характерные для данного типа личностные особенности при этом будут сохраняться.

Считается, что в основе истерической организации личности лежит опора на защитные механизмы«вытеснения», «сексуализации» и «регрессии». Кроме того, такие люди часто могут прибегать к контрфобическому «отыгрыванию» (то есть активному приближению пугающего события), что обычно связано с озабоченностью вымышленной властью и опасностью, исходящими от противоположного пола. Иначе говоря, истероид имеет повышенную склонность вытеснять из сознания (забывать) «неприемлемые» мысли и желания, причём «неприемлемыми» им считаются, в первую очередь, сексуальные желания. Истероиды часто очень сексуально-провокативны, но не осознают этой составляющей своего поведения и часто бывают глубоко шокированы, когда их действия воспринимаются как приглашение к сексу. Более того, если они уступают такому «неожиданному» предложению (как они иногда и поступают как для того, чтобы умиротворить пугающий сексуальный объект, так и для того, чтобы смягчить чувство вины за последствия своего поведения), то обычно не получают сексуального удовлетворения. Кроме того, такое согласие на, на самом деле, пугающий их секс, является и одним из проявлений контрфобического отыгрывания, о котором упоминалось выше.

Постоянная «рассеянная» тревожность истерических личностей интерпретируются как следствие большого количества подавляемых желаний, одновременно присутствующих в бессознательном. Аналогичным образом интерпретируются «истерические конверсии» — как непосредственное выражение бессознательных конфликтов.

Наиболее распространённой причиной формирования истерической личности в психоанализе считается семья, в которой ребёнку так или иначе передаётся послание, что люди разного пола обладают не одинаковой ценностью и властью. Ребёнок усваивает как часть своего опыта, что его пол является его недостатком, и даже может быть опасен людям противоположного пола, но, через эту опасность, даёт ему определённую власть. Основы истерической личности формируются в период полового созревания, когда формирующаяся сексуальность девочки (или, реже, мальчика) отвергается: родитель противоположного пола становится всё более отстранённым, а родитель своего пола — всё более конкурирующим.

То, что от ребёнка требуют, чтобы он, с точки зрения сексуальности, оставался ребёнком, и ведут с ним себя соответствующе — закладывает в нём склонность к регрессии. Необходимость сдерживать и скрывать свою сексуальность — формирует опору на вытеснение. Наконец, то, какое сильное влияние могут оказывать на родителей проявления сексуальности — закладывает в ребёнке опору на сексуализацию.

В представлениях истерической личности о мире обычно наличествует бессознательная гипотеза о слабости и низкой ценности своего пола и, в то же время, об опасности и силе пола противоположного. Жизнь такого человека зачастую оказывается организована вокруг попыток «захватить власть» над лицом противоположного пола и, одновременно, попыток избежать контактов с ним, так как оно кажется опасным и неконтролируемым.

Согласно Кернбергу, люди с истерическим расстройством личности:

  • зачастую совершают совершенно неадекватный выбор партнера в личной жизни;
  • обычно обладают «импрессионистским когнитивным стилем» — быстро ухватывают общую картину «грубыми мазками» и игнорируют детали, что может приводить к ошибкам.

Клинические варианты психопатии. Истерические психопаты

Общая особенность истерических психопатов, по выражению К.Ясперса, — это «стремление казаться больше, чем это есть на самом деле». «Наиболее существенным в истерическом складе, — указывает Е.Блейлер, — является сильная, но очень неустойчивая аффективность». «…стремление, заряженное аффектом, — продолжает автор, — (создает) возможность расщепления, которую мы производим искусственно посредством гипноза». По К.Шнейдеру, истерики — это индивиды, «требующие признания».

Истерический психопат более всего страдает от невнимания к своей персоне, ему всегда необходимо быть на виду у других с целью подкупающей окружающих самопрезентации. Лишенные устойчивых интересов, глубоких привязанностей, сильных чувств, увлекающих к какому-то серьезному делу стремлений, а также определенных и твердых ценностных ориентаций, истерики не имеют ясного представления о базисных качествах собственного Я, они как бы не располагают материалом, пригодным для построения позитивной Я-концепции.

Психопатия близкого человека мешает жить полной жизнью? Обращайтесь в нашу психиатрическую клинику. Мы поможем!

Это обстоятельство не может не угнетать их, и они, может быть, это даже чувствуют, хотя до конца и не осознают. В сущности их поведением движет стремление обрести и укрепить чувство самоидентичности. Именно ради этого истерики и представляют себя в той или иной роли, оказываясь, правда, под бессистемным влиянием разных эмоций. Им, естественно, хочется предстать в глазах окружающих значительной или заслуживающей внимания фигурой. Они стремятся к тому, чтобы ими восхищались, обольщались, были очарованы, покорены благородством и одухотворенностью или прониклись к ним состраданием.

Трагедия истерика состоит в том, что он лишь разыгрывает разные роли, а не занимается той внутренней работой, которая необходима для личностного роста, консолидации разрозненных фрагментов Я в целостную структуру. Поведение истерика напоминает поведение ребенка, который всеми силами старается привлечь к себе внимание равнодушных родителей. В целом ситуация выглядит таким образом, что процессы персонализации, участвующие в строительстве Я, функционируют недостаточно активно. Их место занимают процессы апперсонализации, порождая разнообразную конверсионную симптоматику, внушаемость и самовнушаемость.

Истеричный пациент может блестяще играть разные роли, даже героические, если, конечно, знает, что за ним наблюдают и им восхищаются. С немалым искусством он может представлять себя и в роли отпетого негодяя, если чувствует, что публика принимает его благосклонно. Из побуждений эпатажа он может решиться пойти и на то, чтобы говорить и делать то, что другим не нравится, изображая собой какую-нибудь оригинальную личность.

Истерики — прирожденные актеры в жизни. Нередко их игра отдает притворством, фальшью, излишней драматизацией, чрезмерной экзальтацией. Но у каждого истерика есть и освоенные роли, с которыми пациенты вполне срослись, и тогда их поведение кажется натуральным, естественным, так что окружающие легко могут быть обмануты. В таких ролях пациенты как бы перевоплощаются в надуманные персонажи и даже чувствуют себя в качестве таковых.

В целом же личность истерического психопата лишена единства и стабильности, в ней существуют и сменяются самые разные тенденции. В.П.Осипов, имея это в виду, находил нечто родственное между истерией и шизофренией. Более уместна, пожалуй, аналогия со множественной личностью.

Неясность границ и содержания своего Я препятствует истерикам реалистически воспринимать не только себя, но и внешний мир, окружающих людей, служит непреодолимым барьером в построении стабильных и гармоничных отношений с людьми и обществом. Их представления о происходящем столь же изменчивы и противоречивы. Дифирамбы в честь кого-то могут легко смениться проклятиями, обожание — ненавистью, благодарность — обвинениями и упреками. Сообщения истериков о действительных событиях весьма необъективны, в них много фантазии и неопределенных упоминаний о своих переживаниях.

И это не ложь в истинном ее качестве, хотя истерики, как, впрочем, и другие психопаты, могут преднамеренно лгать и быть неискренними. Столь же недостоверны самоотчеты о своем самочувствии — они достаточно размыты, неконкретны, всегда что-то напоминают, на что-то похожи и способны даже опытного врача поставить в сложное положение. О том же самом истерики могут говорить разные вещи в свойственной им импрессионистической манере. Семейная жизнь истериков редко бывает основательной, наполненной душевной близостью, но почти всегда переполнена скандалами из-за пустяков, битьем посуды, «истериками», обвинениями в неблагодарности и невнимании, сценами ревности, обмороками и болезнями, до которых «их довели».

Интимная жизнь в таких семьях почти всегда нарушена. Сексуальная жизнь истериков может быть нормальной и даже избыточной, отвечающей их желанию быть любимым, но и тут они не удерживаются от демонстрации своих сверхвозможностей или искушенности в нетрадиционных контактах. Нередко же они довольствуются тем, чтобы казаться очень привлекательными, возбуждающими похоть партнеров, не имея при этом намерения вступать в соответствующие отношения.

Первое впечатление от истериков может быть самым благоприятным: они кажутся по-детски простодушными, непосредственными, мягкими, доброжелательными, открытыми и эмпатичными. Окружающим не всегда легко отделаться от этого первого впечатления. Истерики как бы намеренно пользуются эффектом ореола, точно чувствуя, что многие люди долгое время могут оставаться под обаянием или гипнозом первого впечатления, полагая, что оно их обманывает. Непредвзятому наблюдателю или со временем, когда рассеивается свечение ложного ореола, становится ясно, что истерики — люди поверхностные, любящие только себя, точнее, свою способность быть неотразимыми, что в них много напускного, поддельного, ходульного и что строить долговременные отношения с ними рискованно.

Более того, в своей борьбе за расположение окружающих истерики часто бывают завистливы, ревнивы, не останавливаясь перед грязными сплетнями, жалобами на близких людей, клеветой, двусмысленными намеками, зная всю силу этого грозного оружия. В этом смысле можно сказать, что они несостоявшиеся нарциссы. Истерики и, разумеется, не только они одни нередко бывают искусными манипуляторами, играя на чувствах других людей, особенно на сострадании, жалости, сочувствии. Отсюда тот акцент, который они, общаясь, делают на своих несчастьях, обидах, несправедливости, бездушном к ним отношении, на неспособности людей ценить их достоинства и заслуги. С этим же связана тенденция бегства в болезнь, в преувеличении и даже симуляции каких-либо расстройств.

Неосознанная потребность к бегству в болезнь нередко проявляется конверсионной и диссоциативной симптоматикой, не сопровождающейся реакцией страданий даже на стойкие и серьезные нарушения. Болезнь иногда делается средством давления на окружающих — морбидный шантаж. Не менее редко встречаются попытки суицидного шантажа.

Истерики предпочитают профессии, связанные с широкими контактами, которые предоставляют богатые возможности «показаться». Это психотерапевтическая (связанная с гипнозом, программированием, кодированием и подобными методами «лечения»), артистическая, общественная деятельность и вообще публичная активность. В такой артистической среде, например, пышно процветают нескромность, склонность к назойливой саморекламе. Бывает, например, так, что актер, играющий роль известных людей, становится более знаменитым, нежели прототип роли. Часто бросается в глаза противоречие между благородными ролями и полным ничтожеством самого актера.

Сказанное не означает, конечно, что истерикам чужды позитивные и социальные качества. Но если к пациенту сложилось прочное негативное отношение, то ему не верят и тогда, когда он демонстрирует даже высокие качества своей натуры, хотя последнее случается не слишком часто. Большинству людей, по-видимому, свойственно все же с уважением относиться к подлинно человеческим проявлениям.

Иллюстрация (Карсон и др.). П., 22-летняя секретарша, причиняла массу хлопот начальнику и сослуживцам. По словам начальника, П., если не следить за ней постоянно, была не в состоянии выполнять свои обязанности. Беспомощная и зависимая с виду, она выдавала бурную реакцию на мелкие события и профессиональные требования, выказывая раздражение и периодически разражаясь вспышками гнева. Если окружающие требовали от нее того, чего ей не хотелось делать, она жаловалась на физическое недомогание, тошноту или головную боль. Более того, она часто вообще не выходила на работу. Чтобы сгладить ситуацию, П. кокетничала и нередко вела себя с мужчинами в офисе в требовательно соблазняющей манере. Из-за частого отсутствия на службе и неподобающего поведения в офисе начальник П. и менеджер по кадрам порекомендовали ей пройти психологическое тестирование и получить консультацию в рамках «Программы помощи служащим». На первую встречу с психологом она пришла, но контрольные явки проигнорировала. В конце концов, после нескольких скандальных выходок ей вручили уведомление об увольнении.
К содержанию

История

Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и остановится в определенном месте, вызывая там истерические симптомы. Лечение состояло в возвращении матки в нормальное положение путем окуривания или смазывания влагалища благовониями либо в том, чтобы прогнать матку из нового места ингаляцией или применением дурно пахнущих ядовитых веществ на пораженном участке. Предписания Гиппократа часто включали брак и рождение ребенка — рекомендации, даваемые врачами их истеричным пациенткам до сих пор.

Миллон (Millon, 1981) дает превосходный обзор ранних немецких описаний истерического характера, коротко описывая давние споры по поводу использования этого термина. Например, согласно Миллону, уже в 1923 году Шнайдер использовал ярлык «ищущий внимания» как замену понятию «истерический», заявляя, что последний термин подразумевает моральное суждение и имеет слишком широкое и неопределенное значение.

Хотя психоаналитическая теория происходит из объяснения Фрейдом симптомов истерии, его первичный интерес фокусировался на конверсионной истерии, а не на истерических чертах личности. В ранних психодинамических описаниях уделяется особое внимание нерешенным эдиповым конфликтам как первичному детерминанту этого расстройства, и подавление рассматривается как наиболее характерный тип защиты. Абрахам (Abraham, 1927/1948), Феничел (Fenichel, 1945) и Райх (Reich, 1945) подчеркивали значительную роль в развитии истерической личности эдипова комплекса, а также кастрационной тревоги и зависти к пенису. Они рассматривали оральные фантазии как защитную регрессию против доминирующих особенностей эдипова комплекса. Основываясь на убеждении, что разрядка подавляемых сексуальных эмоций приведет к излечению, психоаналитическое лечение истерии сначала состояло из суггестивных воздействий и гипноза для облегчения абреакции. Позже Фрейд модифицировал свой метод, включив в него использование свободной ассоциации и интерпретации сопротивления и переноса, чтобы облегчить достижение инсайта и абреакцию. Хотя лечение истерии считалось основой психоаналитического метода, было опубликовано мало эмпирических, контролируемых исследований.

Мармор (Marmor, 1953) оспорил классическую психоаналитическую точку зрения, подняв вопрос о том, является ли фиксация истерической личности прежде всего оральной, а не 133. фаллической по своей природе, предполагая более глубокие и примитивные расстройства. Несколько теоретиков психоанализа достигли компромисса между этими двумя представлениями, предлагая дифференциацию в пределах спектра истерической личности (Easser & Lesser, 1965; Kernberg, 1975; Zetzel, 1968). He так давно Баумбахер и Амини (Baumbacher & Amini, 1980-1981) выделили три подгруппы расстройств в ГРЛ: 1) невроз при истерическом характере, связанный с классическим триадическим эдиповым комплексом; 2) истерическое расстройство личности, возникающее на начальной фаллической стадии и таким образом связанное с диадическими (мать—ребенок) проблемами; 3) пограничная организация личности с истерическими особенностями, характеризующаяся более примитивными видами защит доэдиповых стадий.

В исследованиях с применением факторного анализа Лазар, Клерман и Армор (Lazare, Klerman, & Armor, 1966, 1970) обнаружили, что четыре из семи черт, традиционно связанных с истерической личностью, как и ожидалось, сгруппировались вместе. Черты эмоциональности, эксгибиционизма, эгоцентризма и сексуальной провокации были сгруппированы вместе, в то время как черты внушаемости и страха сексуальности группы не образовывали. Зависимость находилась в средней позиции. Было неожиданностью, что в группу истерических черт попали такие черты, как агрессия, оральная экспрессия, упрямство и отвержение других. На основе этих результатов Лазар с коллегами сделали вывод, что их выборка истерических пациентов, возможно, соответствует более примитивному, догенитальному варианту истерии.

Уже в DSM-I (АРА, 1952) проводилось различие между тем, что считалось невротическими аспектами истерии (конверсионная реакция) и личностными аспектами (тогда называвшимися «эмоционально неустойчивой личностью»). В DSM-II (АРА, 1968) были выделены истерический невроз (включая конверсионную реакцию и диссоциативную реакцию) и истерическая личность. Хотя психоаналитические теории истерической личности были более известны, чем любая другая концепция, они, очевидно, не оказали большого влияния на официальные классификации. Например, диагноз истерической личности в DSM-II был основан на группах черт и форм поведения, и истерическая личность определялась как паттерн поведения, «характеризующийся возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, чрезмерной реактивностью и демонстративностью… Эти люди также незрелы, сосредоточены на себе, часто тщеславны и сильно зависят от других» (р. 43). Как было отмечено ранее, в DSM-III (АРА, 1980) термин «истерия» не использовался вообще, вместо этого была описана отдельная категория гистрионного расстройства личности.

Реализация потребностей истерического типа личности

Самоуважение истериодного типа личности будет зависеть от их периодического достижения ощущения того, что они обладают таким же статусом и силой, как люди противоположного пола. Быть рядом с идеализированным мужественным парнем они рассматривают как расширение самих себя. Речь идет о том, что параметры силы они ассоциируют с мужчинами, а обладая одним из них, они сами, как будто бы, становятся более сильными.

У таких людей часто присутствует забота о других. Проявляя заботу о своем внутреннем испуганном ребенке, они пытаются защищать других и пытаться «причинить добро» другим людям. Истерические милые, заботливые женщины часто влюбляются в агрессинах и разрушающих мужчин. Любую силу такие женщины рассматривают как мужскую сторону, а не как интегрированную часть своей женской идентичности. Сила у них ассоциируется исключительно с мускулинностью. Единственным своим преимуществом может быть их сексуальность. В связи с этим они часто излишне обеспокоены тем, как они выглядят, боятся старения. Запросами к психологу могут быть вопросы, связанные с интересом к ним других людей в аспекте их внешности, возраста.

Задачей психолога является возвращение возможности самоуважения не только через сексуальность, привлекательность, но и через другие достижения или особенности.

Истерички очаровывают людей, так как боятся вторжения, эксплуатации и отвержения со стороны других. А если нет причин для беспокойства, они радушны и приветливы. Таким людям важно, чтобы их принимали.

Свои чувства истероиды могут выражать драматизированно и преувеличенно. Такие люди предпочитают наигранно выражать свои эмоции и мысли. Они обеспокоены тем, как они будут выглядеть перед теми, кого считают сильными. Их в детстве инфантилизировали и обесценивали. В связи с этим, они не ждут уважения к своим чувствам со стороны других людей и преувеличивают эмоции, чтобы избавиться от тревоги и убедить собеседников в своем праве на самовыражение. Но при этом истероиды подчеркивают, что их можно не воспринимать всерьез, могут отрекаться от своих слов, минимизировать их значение.

Например, девушка может сказать на работе, если ей предъявят претензии относительно того, что она говорила ранее: «Ну я же блондинка, что Вы от меня хотели?!».

Лечение и терапия

Медикаментозное лечение малопродуктивно при расстройствах личности (хотя оно помогает, например, от связанных с истерическим расстройством симптомов депрессии), поэтому применяется, в основном, психотерапия.

Психоаналитическая

По мнению сторонников психоанализа, один из самых благоприятных прогнозов — при применении психоаналитической терапии. Терапевту, однако, следует помнить о том, что попытки соблазнения — один из основных методов привлечения внимания в арсенале истерика, и, без сомнения, он будет использован и на терапевте; однако в случае, если соблазнение по отношению к терапевту оказывается успешным, это может оказывать самый разрушительный эффект как на ход терапии, так и на внутреннее состояние клиента. Другой серьёзной трудностью в терапии истерических клиентов является эротический контрперенос, который весьма часто возникает в терапии с этим типом клиентов.

Во время терапии с любым терапевтом у истерической личности очень быстро образуется сильный перенос, особенности которого сильно зависят от пола терапевта. С терапевтом противоположного пола истерический клиент обычно ощущает себя возбуждённым, испуганным и защитно-соблазняющим. К терапевту одного с собой пола — испытывает враждебность и конкуренцию. В обоих случаях перенос самым очевидным образом повторяет детско-родительский конфликт этого клиента.

Есть и ряд других серьёзных проблем, возникающих в терапии таких людей, как то: контрперенос на регрессию клиента, раздражение, которое он может вызывать у терапевта, ошибочное недооценивание излишне театрально описываемых переживаний и другие.

Особенности истероидного типа личности

Эти люди с легкостью поддаются внушению. Могут превращаться в нытиков. Предпочитают демонстрировать свое тело, хотя сами его стыдятся, чувствуют себя хуже других. У них присутствует много бессознательной тревоги, вины и стыда. Легко подавляемы. Прибегают к диссоциации для снижения аффективно заряженных импульсов. Например, «очаровательное безразличие» – уверенность при воспоминании того, чего не было на самом деле; склонность верить в вопиющую ложь, которую сами рассказывают.

У таких личностей можно отметить неуемность в еде, приступы истерической ярости. Личность истерического плана, как правило, реагирует аффективно. Они могут какое-то время копить недовольство, внутреннее напряжение, а затем, в какой-то момент, разом выплескивают все то, что накопилось. Если обратиться к тому, как они воспринимают отношения между людьми, то у них отмечается неравная ценность разных полов. Могут в детстве замечать, что родители или учителя уделяют больше внимание их братьям или, если речь идет о мальчиках, то сестрам.

В их представлении присутствует неравная власть полов. Внимание других людей обращается на внешние проявления. Мальчиков, например, стыдили за их женские черты в присутствии девочки. И она воспринимала женственность, как некоторую власть над мужчиной. Отмечалось, что часто отцы истерических личностей были одновременно внушающими страх и соблазнительными. Любящий отец может внушать страх своим поведением маленькой девочке. Девочка воспринимала своего папу одновременно как возбуждающий и внушающий страх объект. А если девочка видит, что он доминирует над супругой (ее мамой), то девочка может делать вывод, что люди ее пола ценятся меньше в обществе, а к мужчинам следует подходить осторожно.

Мальчики, воспитанные в матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, также могло присутствовать противопоставление «настоящим мужчинам». У лиц с гомосексуальной направленностью в семьях наблюдалась такая динамика.

Женщина хочет нежности и любви от партнера мужчины, но, когда он это ей предоставляет, она может обесценить эту любовь, считая этого мужчину недостаточно мужественным.

Литература

  • Кернберг, Отто. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях = Agression in Personality Disorders And Perversions. — Москва: Класс, 2001. — 368 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — ISBN 5-86375-103-7.
  • Кернберг, Отто. Отношения любви, норма и патология = Love Relations. Normality and Pathology. — Москва: Класс, 2006. — 256 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 2000 экз. — ISBN 5-86375-124-X.
  • Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7.

Лечение истерии. Методики

  • Психодинамическая психотерапия

Общее лечение при истерическом расстройстве личности является тем же, что и при всех расстройствах личности.

Мало что известно об эффективности когнитивно-поведенческой терапии и лекарственной терапии истероидного расстройства личности.

Может применяться психодинамическая психотерапия, которая фокусируется на лежащих в основе конфликтах. Терапевт может начать с поощрения пациентов заменять словами поведение, что будет способствовать понимаю пациентами самих себя и менее драматичному общению с другими людьми. Затем терапевт может помочь пациентам понять, что именно их театральное поведение является неадекватным способом привлечения внимания окружающих и каким образом управлять чувством собственного достоинства.

Корни понятия «истероид»

Слово «истеороид» происходит от греческого «ὑστέρα», что означает «матка». Известно, что изначально считалось, что такие черты личности свойственны исключительно женщинам. Последующие исследования в этой области пришли к выводу, что истерические черты могут присутствовать и у мужчин.

Можно говорить о проявлениях данного типа личности. В психологии существует множество классификаций характера. В основании этого разделения лежат разные признаки. Совокупность психологических черт дает возможность при их объединении выйти на характеристики того или иного типа личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]