Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения


Что это такое и чем отличается от фантазии

Воображение – это способность человека создавать в голове образы, представления и идеи объектов, основанных на реальности.

Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Приведу простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.

А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.

Узнайте, какую роль играет воображение в запоминании.

Для чего нужно воображение

Многие полагают, что воображение необходимо в первую очередь творческим людям: художникам, композиторам, поэтам. Но это далеко не верно. Воображение является фундаментом креативного мышления. Без него невозможно было бы мечтать, строить планы, ставить цели, наслаждаться красотой. Воображение – это то, что отличает всех нас от животного мира.

Вот еще ряд преимуществ, говорящих в пользу этой способности:

  • Расширяет границы возможного. Если ставить цели только на основе уже приобретенного опыта, то не получится достигать новых высот и границ.
  • Дарит миру изобретения. Люди мечтали летать как птицы и придумали самолет. Они фантазировали о том, что смогут когда-нибудь беседовать с близкими, которые находятся далеко, и создали телефон. Все окружающие нас вещи, которые кажутся привычными, когда-то были созданы чьим-то воображением.
  • Помогает решать проблемы нестандартно. Вместо того чтобы поступить как обычно, мы можем подключить креатив и найти новый необычный выход из ситуации. Иногда он оказывается гениальным и существенно упрощает жизнь.
  • Приводит к открытиям. К примеру, Альберт Эйнштейн мечтал о таком месте, где было бы возможно остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни. Его размышления привели к созданию общей теории относительности, без которой человечество по-прежнему считало бы время величиной постоянной.
  • Позволяет творить. Именно воображение способствовало созданию вселенной Marvel, знаменитых музыкальных композиций, величественных небоскребов, дизайнерской одежды и т. п. Без чьей-то фантазии в нашем детстве даже не было бы сказок и игр.
  • Дает возможность любоваться красотой мира. Слышали когда-нибудь фразу “Поражает воображение”? Так говорят о глубоком звездном небе, бескрайних горных пейзажах, волнующейся морской глади. Человек, не наделенный творческим воображением, не станет подолгу смотреть, как горит огонь или льется водопад, ведь с практической точки зрения это бессмысленно.

Ученые утверждают, что воображение помогает создавать новые нейронные связи в головном мозге. За счет этого человек способен оказывать влияние не только на собственные привычки и действия, но и создавать вокруг себя желаемую реальность. Подробнее об этой особенности воображения читайте в статье о том, что такое визуализация.

Отличительные особенности творческого воображения ребенка

Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно. Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.

  • Яркость и неординарность фантазий и образов

Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут воображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мышление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа. Кроме того, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения.

  • Активное использование известных образов в новых условиях

Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации. Например, старший дошкольник способен сочинить несколько историй о сказочном герое. Образ героя является результатом работы творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием появляются благодаря росту содержательности творчества ребенка.

Воображаемый сюжет воплощается в рисунке

О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем.

Каким оно бывает

Существует несколько классификаций. Приведу самые распространенные.

По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.

Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности. Оно делится на:

  • Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
  • Продуктивное (или творческое). Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.

Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи. Оно бывает двух форм:

  • Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать. Сюда относятся случайные мысли, сны, галлюцинации.
  • Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.

Приемы для развития воображения у взрослых

Воображение есть у каждого. Просто у одних оно развито хорошо, а у других, в силу логического склада ума, отодвинуто на второй план, и его нужно “расшевелить”.

Рассмотрим, что нужно делать, чтобы стимулировать развитие воображения:

  1. Заменить просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи – это вид пассивного отдыха, который не предполагает умственных и творческих усилий. А вот любая созидательная деятельность отлично развивает воображение и заодно делает счастливее. Отнюдь не обязательно быть экспертом в рисовании, лепке или сочинении стихов – творите в свое удовольствие. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
  2. Слушать музыку без слов. Готовые песенные тексты внушают нам чужие мысли. Даже когда мы слушаем песни на незнакомом для нас языке, это все равно ограничивает простор для размышлений. Соберите подборку самых разных мелодий и попробуйте подобрать для них собственные слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, можно также попробовать смотреть фильмы без звука, стараясь понять, о чем идет речь.
  3. Читайте книги разных жанров. В особенности полезна для воображения фантастика, фэнтези.
  4. Заведите дневник. Вы можете записывать туда любые интересные мысли, придумывать истории или просто рассказывать, как прошел ваш день. Писательская деятельность здорово подстегивает воображение и полет мыслей.
  5. Получайте новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
  6. Не стесняйтесь мечтать. Мечты – это не только прерогатива маленьких детей. Взрослым тоже полезно пофантазировать о светлом будущем. Это развеет скуку и разовьет воображение.

А вот несколько задачек.

Задача № 1. Представьте в уме треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от основания этого треугольника мысленно проведите линию вправо, еще на 2 метра. Затем проведите точно такую же линию вправо от вершины параллельно первой и соедините их концы между собой. Какая фигура у вас получилась? Только никаких блокнотов! Задействуйте лишь свое воображение.

Задача № 2. В этом упражнении понадобится самопроверка. Ниже я буду называть слова, а вы должны представить их в голове. Каждому образу вам нужно присвоить балл:

  • если образа нет совсем – 0;
  • если он слабый – 1;
  • хороший образ – 2;
  • очень яркий и отчетливый – 3.

Итак, слова будут разделены на несколько категорий:

  1. Зрительные образы – автомобиль, воробей, вишня, супермаркет.
  2. Слуховые – лай собаки, школьный звонок с урока, раскаты грома.
  3. Осязательные – кошачья шерсть, ветер, ползущая по руке божья коровка.
  4. Обонятельные – клубника, свежескошенная трава, чеснок, костер.

Вы можете добавлять любые образы в приведенные категории.

Перед выполнением следующего упражнения советую почитать о том, что такое ассоциации.

Задача № 3. Вам нужно подобрать объекты-ассоциации к разным цветам. К примеру, когда вы слышите “фиолетовый”, что приходит на ум? Возможно, это баклажан, машина такого цвета, оттенок радуги и т. п. А оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.

Задача № 4. Нам помогут друдлы. Это графические головоломки, представляющие собой условные изображения, которые нужно дорисовать до осмысленного предмета. Этим можно заниматься как в одиночку, так и в компании.

Как может происходить процесс:

  • Каждый игрок по очереди приводит свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии, тот вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
  • Один игрок-ведущий рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Выигрывает тот, у кого будет больше идей.

Ниже я привела пример того, как выглядят друдлы.

Развитие одномерных представлений

Точка — это безразмерное представление. Её можно представить, мысленно уменьшая пятно. Одномерное представление — это линия

Игра «Рыбка»

В ручейке лежат одиннадцать пронумерованных камней на равном расстоянии друг от друга (рис. 1). Рыбка выполняет команды «налево» и «направо» и в исходной ситуации находится под пятым камнем. Ведущий подает рыбке серию команд, ведомый должен определить номер камешка, под которым находится рыбка после последней команды. Ребенок может не знать цифр. Это не беда. Во время игр в «Рыбку» и «Колибри» он освоит цифры и счет, если конечно, правильно помочь ему в этом.

Примеры: 1. Рыбка находится под пятым камешком. Плывет направо, направо, направо, налево. Под каким камешком прячется рыбка? (Под седьмым). Если ведомый правильно определил положение рыбки и указывает на седьмой камешек, то рыбка, в следующей серии команд, стартует из-под седьмого камешка: 2. Рыбка находится под седьмым камешком. Плывет направо, направо, налево, налево, направо. Под каким камешком прячется рыбка? (под восьмым). В случае потери ведомым рыбки, она возвращается под пятый камешек. Начальный темп игры — 80-90 слов в минуту, начальное количество команд в серии — три. Постепенно наращивая темп и количество команд довести их до 120 слов в минуту и десяти соответственно.

Игра «колибри»

Цветки мальвы расположены друг над другом на равных расстояниях. Колибри перелетает с цветка на цветок, выполняя команды «вверх», «вниз» (рис. 2). Ведущий подает несколько команд, ведомый должен определить положение колибри после последней команды. Начинать следует с трех-четырех команд в темпе 80-90 слов в минуту и, постепенно наращивая количество команд и темп, довести их до 20 и 120 соответственно. Например: 1. Колибри находится на пятом цветке и выполняет команды — вверх, вверх, вниз, вниз, вниз. Где теперь находится колибри? (На четвертом цветке). Колибри находится на четвертом цветке и выполняет команды — вниз, вниз, вверх, вверх, вверх, вверх, вниз. Где теперь находится колибри? (На пятом цветке).

Рис 2.

Ориентировочные задачи и игры

Трехпозиционные ориентировочные задачи

Решение ориентировочных задач наращивает объем оперативной памяти ребенка, помогает детализировать модель пространства, в котором предстоит действовать. Это может пригодиться в критической ситуации, например, во время пожара при сильном задымлении, когда нет возможности использовать зрительные анализаторы, при блуждании в пещере, в лесу, в подвале или лабиринте.

1. На скамейке сидят лицом к нам, считая слева на право: Маша, Катя и Зина. 1.1. Кто сидит между Машей и Зиной? (Катя) 1.2. Кто сидит слева от Кати? (Маша) 1.3. Кто сидит справа от Зины? (Никто) 1.4. Кто сидит между Катей и Зиной? (Никто)

2. На лесенке сидят (сверху вниз) воробей, сорока и синица. 2.3. Кто сидит над воробьем? (Никто) 2.4. Кто сидит под сорокой? (Синица) 2.5. Кто сидит между сорокой и синицей? (Никто) 2.6. Кто сидит между синицей и воробьем? (Сорока) 2.7. Кто сидит под синицей? (Никто) 3. В строю идут один за другим, начиная с первого, Саша, Сережа и Коля. 3.1. Кто идет перед Сашей? (Никто) 3.2. Кто идет перед Колей? (Сережа) 3.3. Кто идет за Сашей? (Сережа) 3.4. Кто идет между Сашей и Сережей? (Никто) 3.5. Кто идет между Сашей и Колей? (Сережа) 3.6. Кто идет за Сережей? (Коля)

Задание: Придумать три ориентировочные задачи. После освоения ориентации на оси, состоящей из трех объектов, можно переходить к освоению более сложных осей, состоящих, например, из десяти единиц. Это игры на определение координат в декартовой и полярной системах.

Игра «Морской бой»

На игровом поле 10х10 клеток размещены «корабли» необходимо уничтожить корабли, назвав координаты каждой клеточки, из которых они состоят. Эти клеточки условно называются «палубами». Как правило, состав «эскадры» такой:

  • Один четырехпалубный корабль.
  • Два трехпалубный корабля.
  • Три двухпалубных корабля.
  • Четыре однопалубных корабля.

Эта игра помогает освоить декартову систему координат, которая пригодится при изучении математики в средней и высшей школе, при игре в шахматы.

Рис. 3. Например, для уничтожения корабля, состоящего из четырех клеток (четырехпалубного корабля) необходимо назвать координаты Б9, В9, Г9, Д9. Один из вариантов игры заключается в том, что игровой поле предъявляют ребенку в течение 5 секунд и предлагают, отвернувшись от поля назвать по памяти координаты корабля, который надо уничтожить.

Игра «Воздушный бой»

Рис. 4. В игре «воздушный бой» координатная сетка состоит из концентрических окружностей, обозначенных латинскими буквами и радиальных линий, обозначенных цифрами. Для уничтожения треугольных летательных аппаратов достаточно назвать их координаты — С11 и А5. Играть можно так же, как и в игру «Морской бой». Эта игра помогает освоить радиальную систему координат, которая пригодится ребенку при изучении высшей математики.

Игра «лабиринт»

В игре «Лабиринт» игрового поля нет. Ведущий заводить ведомого в воображаемый лабиринт используя команды «вверх», «вниз», «налево», «направо», «вперед», «назад» и указывая количество шагов. Задача ведомого запомнить путь, развернуться на 180 градусов (кругом) после последней команды и найти выход из лабиринта совершая ходы в обратном порядке. Например, если ведущий подал следующую серию команд: » Четыре шага вперед, 10 шагов направо, 11 ступенек вверх, 5 вперед, 2 налево», то ведомый должен сказать: «Кругом, 2 шага вперед, 5 шагов направо, 11 ступенек вниз, 10 шагов прямо, четыре шага налево». Это может пригодиться в экстремальных условиях, например, когда в здании погас свет, или, хуже того, разгорелся пожар. В таких случаях возникает необходимость быстро покинуть помещение вслепую. Опытные пожарники, заходя в помещение, автоматически просчитывают шаги и отмечают ориентиры, которые можно узнать наощупь, если вдруг придется выбираться из задымленного помещения.

Методы и упражнения для детей

Малыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя. Приведу некоторые рекомендации:

  1. Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
  2. Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
  3. Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
  4. Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
  5. Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.

Содержание упражнения

Ведущий сообщает учащимся, что на часах с циферблатом можно поменять стрелки местами. При этом и время, соответственно тоже поменяется. Так, например, если часы показывали десять часов, то после смены стрелок местами часы будут показывать 11 часов 50 минут (можно продемонстрировать на макете или доске). Включая своё воображение, учащиеся должны ответить, который час будут показывать часы после изменения стрелок:

  • Без 5 минут 12
  • 10 часов 11 минут
  • 2 часа 31 минута и т.д.

Цель.

Развивать творческое воображение

Полезные материалы по теме

В завершение приведу небольшую подборку литературы для тех, кто хочет больше углубиться в тему воображения:

  • Майкл Микалко “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно”
  • Майкл Микалко “Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие”
  • Дэн Роэм “Визуальное мышление”
  • Асоскова Ю., Кинякина О., Захарова Т. “Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция”
  • Кристоф Ниманн “Скетчи по воскресеньям”
  • Эстанислао Бахрах “Гибкий ум”
  • Марк Леви “Гениальность на заказ”
  • Эдвард де Боно “Шесть шляп мышления”
  • Остин Клеон “Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения”
  • Марина Москвина “Учись видеть. Уроки творческих взлетов”
  • Джона Лерер “Вообрази. Как работает креативность”

Также рекомендую Курс на развитие творческого мышления от платформы Викиум. Он поможет не только развить воображение и внимание, но и научиться создавать и воплощать свои идеи, находить нестандартные решения. Программа состоит из 16 уроков с видео, графическими схемами и заданиями. Стоимость участия – 1 490 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]