Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей и взрослых

В психологии давно известно, что в своём творчестве люди через образы так или иначе выражают чувства и мысли. Поэтому рисунок отражает индивидуальность и позволяет больше узнать о человеке, его личностных особенностях и проблемах. Подмеченные учёными закономерности можно использовать для самодиагностики. Нарисуйте на листе бумаги дерево, а затем проанализируйте своё действие с помощью подсказок

Общее впечатление

Если вы долго не могли завершить рисунок и старались что-то исправить и переделать, то ваши желания противоречивы. Вы живёте с ощущением внутреннего конфликта. Если вы вообще не смогли дорисовать дерево, то это показатель переутомления и слабости. Тонкие линии в рисунке, сделанные почти без нажима, выдают погружённость в себя, сосредоточенность на собственных переживаниях, а также могут свидетельствовать о депрессивном состоянии и физической слабости.

Уверенность линий и чёткость в изображении — признак устойчивости от стрессов.

Если на рисунке много штриховки, то вам недостаёт уверенности в себе. Вы, по всей вероятности, тревожный, мнительный и часто сомневающийся человек.

Если вы рисуете неважно (не всем же быть великими художниками), но при этом довели работу до логического конца, то ваши сильные стороны — это целеустремлённость, упорство и вера в собственные силы.

Дерево.

Тест «Дерево».

Предложите обследуемому нарисовать дерево на листе формата А4 с помощью цветных карандашей. Не подсказывайте как рисовать и не помогайте.

Интерпретация*

Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка личности человека.

1. Корни дерева – прошлое (семейные связи).

Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни – проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их устойчивости.
Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ееповерхность
– подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен.
Размеры корней больше дерева
– неуравновешенные, бессознательное превалирует над сознательным.
Нет корней
– нет поддержки со стороны окружающих, ощущение одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и несчастным.

2. Ствол – настоящее – тело.

Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление к философствованию.
Ствол с заостренным верхом
– наличие конкретной цели, которой посвящена и сознательно и бессознательно жизнь человека.
Скрытый листвой верх ствола
– туманность конечной цели, она не просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности не определена.
Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный
– проблемы со здоровьем.
Слабый ствол
– ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал. Штриховка ствола – невротические тенденции.
Ствол искривлен
– склонность к регрессии и сверх компенсаторной фиксации в будущем.
Пень или ствол с обрубленным верхом
– надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития.
Сломанное дерево
– надлом, ощущение пустоты существования.
Дерево наклонилось, почти касается земли
– давление внешнего мира. Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации.
Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга илиовала, место соединения со стволом может быть замкнутым или нет,
ствол как две вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная враждебность.
Продольные полосы на стволе
– тревога. Общее напряжение, беспокойство, эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье. Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе.
Дупло
– развод, приход в семью отчима, чья-то смерть.
Сучья, обломанные ветви, дупло
– разрывы, разводы, психотравмы.

3. Крона – будущее

Структура кроны

– степень стремления к получению удовлетворения от окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное пространство.
Крона очерчена линией
– попытка контроля эмоций, Если за линию вырываются отдельные ветки – попытка неудачна.
Персеверации как очерк кроны –
взвинчивание мыслей, порожденное страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как поглощающий процесс, страх. Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо психического образа, действия, высказывания или состояния.
Много листьев, богатая крона как женские волосы
– самоощущение: меня много, уверенность в себе. Высокая самооценка.
Бесплотное дерево
– очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”, если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере.
Солнышко над деревом
– потребность в авторитете, в опеке.
Облака в небе
– генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности.
Тень дерева на земле
– тревожность на сознательном уровне, переживание неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет. Здесь солнце – это энергия.
Грибы, кусты
, в
се, что под деревом
– окружающая среда – семья, дети, то что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории – желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и себя контролирует.
Деревья или кусты рядом с деревом
– люди, обычно члены семьи, расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях.

4. Пейзаж вокруг дерева

Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность, эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим негативное к себе отношение.
Минимум деталей
– минимальная степень контактности с внешней средой, или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, – то низкая интеллектуальная работоспособность.
Потребность в количестве деталей
– признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой– тревога, неуверенность в себе.
Одинокое дерево на вершине
– одиночество и стремление к автономии, чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж.
Цветы, гнезда, лестницы
– наблюдательность, легкий характер, эстетизм, тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к фантазиям и отдыху.

5. Линия земли

Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность.

1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей в будущем

2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность. Глубина чувства определяется степенью наклона

3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности.

4) прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности, что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности, творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем проявления интеллектуальных способностей.

Прорисованная почва – потребность в опоре.

6. Верхушка дерева, ветви

Вилочка вместо макушки

– неопределенные перспективы, может быть, открытые конфликты.
Голая зачерненная верхушка
– страх перед будущим, пессимистические тенденции, личностный тупик.
Разветвленная макушка
– выбор.
Незаконченная макушка
– неопределенность представлений о будущем

пессимистическая перспектива, ощущение тупика.
Обломанные ветки
– мог пойти по этому пути, но не пошел.
Ветви –
сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения. Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность, ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы, которые человек сейчас решает.
Двумерные ветки, не скрывающие ствол
– ригидность, бескомпромиссность, возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.
Ветви не соединяются со стволом
– отклонение от нормы.
Ветки выходят за контур
— человек пытается контролировать свои эмоции.
Червь точит дерево
– соматическое заболевание (язва, гинекология) или сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне.
Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму.
7. Времена года

Лето

– норма, ровный фон настроения.
Осень
– депрессивные тенденции.
Зима
– сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество, недостаток контактов.
Весна
– на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения новых сил при выходе из кризиса, надежд.

8. Породы

Сосна, ель, лиственница. В

ысокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер. Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские способности и достаточно выражена активность действий.

Яблоня

.
У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если крупная яблоня с большими яблоками.
Сценарий матери и сильная зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери.

Пальмы, фикусы.

Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать.

Дубы. Э

пилептоидность.

Береза.

Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка.

Липа.

Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то

Плакучие, ива.

Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или немотивированное жизнью

Кипарис.

Шизоидность.

Клен

– Демонстративность

Тополь, ясень

– мужская идентичность

9. Размеры рисунка

Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью, состояния напряжения.

Очень высокое дерево

– зависимость от окружающей реальности. Проявляет склонность к агрессии.

Огромная крона, маленький ствол

– несамостоятельность, ощущение базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать удовольствие от окружающего мира.
Крошечные молодые побеги, пробивающиеся из большогоголого ствола
– оздоровление. Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поисков его в реальности.

Дерево примыкает к краю страницы

–проявление аргессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет.

10. Положение рисунка на листе. Центровка

– ощущение незащищенности и ригидности.
Верхний левый угол
– тревожность, регрессия, избегание нового опыта, стремление вернуться в прошлое.
Срез левого края рисунка концом листа
– фиксация на прошлом вместе со страхом перед будущим.
Срез правого края рисунка концом листа
– желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.
Использование нижнего края листа как основания
– генерализованная незащищенность, депрессивно — окрашенное состояние.
Использование пространства слева от центра листа –
доминирование эмоциональной сферы.
Использование пространства справа от центра листа –
доминирование интеллекта.

Расположение на листе

связано с уровнем притязаний – в верхней трети листа – высокие притязания, а в нижней трети — заниженные притязания. Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Завышение над средней линией

— стремление завысит собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.

Нижний край листа

– неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

11. Тип линий

Жирные

– напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной жизни.

Слабые

– неполноценность, нерешительность, боязнь поражения, нежелание рисовать некоторые детали.
Отрывистые
– аккуратность, скрупулезность, если рисует очень медленно – патоформность.
Жесткие прямые
– внутренняя ригидность.
Изогнутая
– неприятие условностей и ограничений. (В дереве должны быть изогнутые и прямые линии).
Сильно обведен контур
– «броня», напряженность, стремление все держать под контролем.
Переворачивание листа
– независимость ума, рассудительность, в терапии акцент на логическое обоснование и рациональный компонент эмоционального воздействия.

Много деревьев

– детское поведение, не следование инструкции.

*Внимание, данная интерпретация не является диагнозом, комментарии к тесту и обсуждение лучше провести с вашим личным психологом!

Расположение на листе

Если дерево большое и занимает примерно три четверти листа, то у вас позитивный взгляд на окружающий мир. Вы активный и энергичный человек.

Если деревце маленькое, вам недостаёт жизненной энергии, вы пытаетесь спрятаться от возможных проблем.

Если же места для дерева у вас не хватило, то это признак широты натуры, богатства фантазии и больших возможностей.

Дерево, склонённое влево, свидетельствует об импульсивности. Вы умеете радоваться тому, что имеете, но иногда вас пугает будущее и огорчает невозможность вернуть прошлое.

Дерево, склонённое вправо, выдаёт в вас человека сильных эмоций и богатой внутренней жизни. Но при этом вы умеете держать себя в руках.

Особенности кроны

Округлая по форме крона — признак эмоциональности и открытости.

Если же она состоит из изогнутых линий, то вы реалист и прагматик. А ещё умеете не поддаваться негативу и справляться с испытаниями.

Крона, состоящая из окружностей, сигнализирует о том, что вам не хватает в жизни позитива.

Плавные линии — показатель реалистичного взгляда на людей и события.

Крона, сформированная из окружностей, наводит также на мысль, что вам недостаёт общества людей, которые вас любят и ценят. Это мешает ощущать себя востребованным и защищённым.

Зигзагообразные линии кроны выдают натуру предусмотрительную и замкнутую.

Как проходить тест

Это один из самых простых и лёгких тестов, который могут проводить как специалисты, так и сами люди. Всё, что вам нужно сделать – это нарисовать дерево вместе с его кроной, ветвями, листьями, стволом и корнями. А потом вам следует проанализировать рисунок по определённым критериям.

«Доктор Кох выбрал дерево для своего диагностического теста по причине его символизма. Во многих культурах деревья являются мифологическими и символическими объектами, – пишет издание Exploring Your Mind, – Когда мы рисуем дерево, мы также подключаемся к нашему внутреннему состоянию, которое глубоко связано с природой».

Итак, этот психологический тест может пройти любой человек старше 6 лет. Вам нужны только базовые навыки для изображения объекта, то есть вам необязательно быть художником или хорошо рисовать. Тестируемому выдаются цветные карандаши, бумага и ластик, после чего он должен нарисовать дерево вместе с ветвями, стволом и корнями. На это выделяется время от 10 до 30 минут. Иногда человека также могут попросить написать короткую заметку о нарисованном им дереве. По завершении психолог анализирует различные детали рисунка.

Линии ствола

Если ствол прямой и равномерно сужается вверх, то вы человек предприимчивый и оптимистичный. При возникновении проблем умеете найти оптимальный способ для их разрешения. Если же кривой, то вам недостаёт смелости и активности.

Если ствол быстро сужается от широкого основания кверху, то над вами до сих пор довлеют невзгоды, перенесённые в детстве.

Чёткая связь ствола и ветвей — признак высокого интеллектуального уровня и богатого внутреннего мира. Если на дереве есть дупло, то в вашей душе — незажившая рана. А если из дупла высовывается какое-либо животное, то вам одиноко.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?


Рекомендации по проведению теста

  • Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.
  • Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно. Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка. Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще фломастеры и краски.
  • С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.


Рисунок взрослого человека


Рисунок ребенка
Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Очертания ветвей

Толстые и чётко прорисованные ветви — гармоничное сочетание ума и энергичности. Вы можете максимально выкладываться в деятельности и брать от жизни все блага.

Ветки с колючками выдают скрытые страхи и стремление защищаться. Объёмные ветки раскрывают вас как человека коммуникабельного, с задатками лидера.

Направленные вверх — признак энтузиазма и самоотверженности.

Ветки поникшие, опущенные вниз часто являются свидетельством растерянности и уныния.

Ветки, идущие в разные стороны, обычно изображают те, кто не умеет сосредотачиваться на чём-то одном и мечется.

Преобладание веток с левой стороны свидетельствует, что в своих поступках вы чаще руководствуетесь разумом, нежели чувствами. Если веток больше справа, вас прельщают быстрые результаты с минимумом усилий.

Фактура листьев

Кружевная, узорчатая листва свидетельствует об умении очаровывать. Вы можете преодолеть препятствия благодаря личному обаянию.

Прожилки на листьях — мягкотелость, внушаемость, инертность, исполнительность и усидчивость.

Несоразмерно крупные листья выдают неумение отличать главное от второстепенного. Вы человек серьёзный, щепетильный и ответственный, но излишне критично относящийся к себе. Листва, на которой не видно веток, выдаёт враждебный настрой по отношению к окружающим.

Цветы, плоды и корни

Цветущее дерево — знак удовлетворённости жизнью. А плоды выдают тех, кто умеет ставить правильную цель и достигать успеха, невзирая на обстоятельства.

Если у вашего дерева нет видимых корней, то вы стараетесь оградиться от внешнего мира и как бы витаете в облаках, периодически теряя ощущение реальности.

Если корни чётко выражены и от ствола уходят под землю, у вас наличествует тесная связь с родней. А вы сами наверняка являетесь хранителем семейного очага.

Породы деревьев

Если вы изобразили какое-то конкретное дерево, этот факт тоже следует учитывать.

Берёза сообщает о женственности, доброжелательности, уравновешенности, душевной щедрости и жизнелюбии.

Верба считается символом традиционных семейных ценностей. Это означает, что вы умеете соизмерять свои желания и возможности. А ещё обладаете немалым потенциалом в той сфере, которую выбрали для построения карьеры.

Дуб свидетельствует о крепости духа и умении сохранять душевное равновесие.

Ель — дерево тех, кто любит праздники и способен создавать их сам. В числе других характерных качеств — верность, чувство собственного достоинства и отвага.

Клён — дерево мудрых, тактичных и энергичных людей. Обычно именно к таким обращаются за советом и поддержкой.

Липа свидетельствует о мягкосердечии и ранимости. У вас острый глаз, и вы способны подмечать то, что другие не замечают.

Пальма — вам нельзя скучать и подолгу находиться на одном месте.

Плакучая ива — необходимо чувствовать рядом плечо надёжного и сильного человека.

Сосна — дерево людей обязательных, надёжных и постоянных. Вы отличный друг и прекрасный работник.

Яблоня считается семейным деревом. Его изображают те, кто любит своих близких и живёт в обстановке взаимопонимания и счастья.

Если же ваше дерево причудливое и абстрактное, то вы романтик и мечтатель.

Любые дефекты дерева (срубленное, больное и т.д.) сообщают о наличии серьёзных проблем. В их числе могут быть чувство вины, ощущение собственной неполноценности и уязвимости, беспомощность, душевная пустота.

Если же вместо одного дерева нарисовано несколько, то вы не привыкли следовать установленным правилам и всегда готовы отстаивать собственную точку зрения. В вас есть задор, беспечность, доля авантюризма и оптимизм.

Процесс рисования

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз фиксировать следующие аспекты:

Время касания:

  1. Время, прошедшее с момента, когда исследователь дал инструкцию, до момента, когда испытуемый начал рисовать;
  2. длительность любой паузы, возникающей во время работы чертежа (связанной с выполнением той или иной детали);
  3. общее время, затраченное испытуемым с момента инструктажа до момента, когда испытуемый сообщил о завершении рисунка (например, дома);

Названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, с последовательной нумерацией. Отклонения от порядка рисования деталей, которые встречаются у хорошо адаптированных испытуемых, обычно оказываются значительными. Точная запись такого случая необходима, так как упущение внимания исследователя к отклонению субъекта может помешать достаточно качественной оценке готового рисунка в целом.

Любые спонтанные комментарии (по возможности дословные), сделанные испытуемым при рисовании дома, дерева и человека, и соотнесите каждый из этих комментариев с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображенным объектам, но которые, тем не менее, могут дать много интересной информации о субъекте.

Любую эмоцию (самую незначительную), которую испытуемый проявляет во время выполнения теста, и соотнести это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные переживания, которые следует зафиксировать.

Для более успешного ведения записей исследователь должен убедиться, что он может беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и скрывать свои рисунки. В этом случае лучше не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

При индивидуальном обследовании каждого рисунка может быть задано неограниченное количество проективных вопросов, относящихся к выявленным проблемам пациента.

После завершения невербальной фазы теста исследователь должен дать испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и их окружение, а также выразить ассоциации, связанные с ними. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева или человека часто вызывает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый, скорее всего, вербализует то, что он не мог выразить раньше. Очевидно, что вторая фаза теста может быть более продуктивной, если испытуемый менее замкнут и враждебен и проявляет больше благоразумия.

Анкета, состоящая из 64 вопросов, имеет «спиралевидную» структуру, направленную на то, чтобы избежать формализованных ответов респондента и не дать ему вспомнить, что он говорил ранее в отношении конкретного рисунка. Прямые и конкретные вопросы чередуются с более косвенными и абстрактными.

Послеинтервьюирование не является жестко ограниченной процедурой, и консультант может в любой момент продолжить разговор в том направлении, которое считает продуктивным. Во всех случаях он должен определить, что именно значат для испытуемого слова-стимулы «дом», «дерево» и «человек».

Срок проведения повторного опроса не ограничен. Однако если опрос затягивается и его объем превышает объем формальной части, лучше перенести его завершение на следующую сессию.

Цель последующего опроса двояка:

  1. создать благоприятные условия для отражения субъектом своих чувств, установок и потребностей при описании и аннотировании рисунков, олицетворяющих жилище, существующий или некогда существовавший объект и живого или некогда существовавшего человека;
  2. Чтобы исследователь мог прояснить неясные аспекты рисунков.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]