Эффект Зейгарник: психология незавершенного действия

Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.

Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

блюма зейгарик

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник

Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.

Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.

В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году. Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Интересно знать!

На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»

В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ». Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

психологический феномен Зейгарник

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца), а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Эффект Б. Зейгарник – М. Овсянкиной

Тема 6. Экспериментальные работы в рамках теории поля.

Эффект Б. Зейгарник – М. Овсянкиной

Управление стрессом в теории поля

Социальные отношения и уровень притязаний

Групповая динамика

Стили лидерства

Одним из признанных критериев «хорошей» теории является степень ее плодотворности в плане стимуляции исследований. В этом отношении теория К. Левина поистине «хороша». Немногие иные теории личности породили столько экспериментов. Сам Левин, будучи блестящим теоретиком, всегда был и действующим исследователем. Он был инициатором эмпирической проверки многих своих базовых гипотез, и его великий исследовательский энтузиазм передался многим поколениям студентов Германии, Соединенных Штатов, России.

Эффект Б. Зейгарник – М. Овсянкиной

Как вы уже хорошо знаете, К. Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по её снятию.

Исследование незавершенных действий

Б. В. Зейгарник вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то, что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же К. Левин попросил его вспомнить, что заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и уносил тарелки. Объяснить это можно только тем, что в основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система «разряжена», потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это предположение необходимо было проверить экспериментально.

Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной гипотезы. С 1924 по 1926 гг. она провела серию опытов, в процессе которых участникам предлагался некоторый набор заданий (например, записать стихотворение, выбранное самим испытуемым, вылепить из пластилина любое животное, написать печатными буквами свое имя и адрес, нанизывание бусинок на нитку, считать назад от 55 до 17, сплести стул из кусочков картона). Всего подобных заданий было от 18 до 22. После того, как они выполняли несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом, участники не выполняли весь намеченный набор заданий. Гипотезы этого исследования были следующими:

— напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения;

— когда задание выполнено, напряжение снижается;

— когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти.

Т.е. основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные.

После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение завершенных действий в 1,9 раза. Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершенные.

На основании эксперимента можно сделать вывод о том, что мнемоническая деятельность определяется не закрепившимися в прошлом опыте ассоциациями, не количеством повторений, а наличием намерения сделать что-то в данный момент времени

. Наличие напряженной системы, направленной на выполнение действия в будущем, приводило к установлению цели и обусловливало реальную деятельность данного момента – воспроизведение. Но при изменении цели деятельности лучшее воспроизведение незавершенных действий не наступает. Действенными потребностями оказываются те, которые в проблемной ситуации приводят человека к принятию решения.

М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению незавершенных заданий.

Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86 % случаев участники эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий

. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Результат этого эксперимента напоминает одну комичную ситуацию. Девочка занимается на фортепиано. Ей необходимо поупражняться в гаммах до определенного времени, скажем, до шести часов. Рядом с ней сидит папа и читает газету. Девочка множество раз подряд проигрывает одну и ту же гамму, но ровно в шесть часов вскакивает и убегает на улицу, не доиграв две ноты. Через некоторое время папа начинает проявлять признаки легкой нервозности, а затем встает, подходит к инструменту, доигрывает те самые две ноты и успокоенный садится обратно читать газету. Почему же девочка не доиграла до конца? Видимо, ее деятельность, ее психологическое поле не было связано с гаммами. Скорее всего она считала минуты до того момента, когда можно будет пойти погулять.

Понятно, что в описанных экспериментах очень важна роль экспериментатора. Он должен был владеть определенными актерскими данными. Не каждому удавалось под различными предлогами прерывать выполнение заданий, чтобы испытуемые не заподозрили чего-нибудь. К. Левин особо подчеркивал, что ситуация эксперимента не может быть стерильной, свободной от любого социального влияния.

Исследование замещающих действий

Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к выполнению прерванных заданий. Некоторые из них «разрядили» напряжение, созданное в системе, выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением.

А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер замещающих действий, т.е. действий, разряжающих напряжение в системе.

Гипотеза подтвердилась – процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находится в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных областей). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью

, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется нарушением процесса коммуникации между заряженными областями.

Согласно теории Левина (и вы это помните), динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, т.е. в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.

На изучение замещающих действий был направлен эксперимент С. Слиосберг. Детям давалось лакомство (шоколадка, конфетка). Через некоторое время экспериментатор предложил детям «поесть» искусственные конфетки из папье-маше. На это они реагировали агрессией и непониманием. Но когда экспериментатор перед тем, как предложить несъедобные конфетки, ввел в ситуацию игровой момент («как будто вы пришли ко мне в гости»), то эффект «понарошку» привел к тому, что дети стали «есть» ненастоящие конфеты. Следовательно, замещение может наступать в нереальном плане, что подтверждает еще одно положение К. Левина. Смысл объектов и событий более подвижен в игровых, чем в неигровых ситуациях. Чем старше ребенок, тем легче это замещение наступает.

Были выделены следующие типы замещения:

1. Эквивалентные. Напряжение устраняется, насыщаясь схожим по цели действием. Например, вместо того, чтобы отдохнуть на Кавказе, человек отдохнул в Крыму.

2. «Pars pro toto» («Часть вместо целого»). Человек действует в направлении первоначальной цели, но целевое действие так и не совершается. Например, человек намерен зайти в магазин, но, забыв о намерении, тем не менее, проходит по улице, на которой расположен магазин.

3. Нереальные символические решения. Возникают, когда в реальности решение недостижимо.

Человек может успокоиться на замещающей деятельности, которую можно рассматривать как символ первоначального действия. Например, М. А. Карева (1976) исследовала девушек, больных нервной анорексией (отказ от принятия пищи). Эти девушки вызывали у себя рвоту, если их кормили насильно, считали, что они ужасно располнели, хотя объективно можно было говорить о дистрофии. Тем не менее, подавляющему большинству из них было свойственно замещающее действие, связанное с едой. Они любили ходить по магазинам, готовить. Родственники говорили, что девушки их просто «закармливали». Такое поведение – характерный пример замещающего действия.

Внешне теория замещающих действий напоминает концепцию психологических защит З. Фрейда. У Фрейда этот термин означает замещение либидозной потребности. С психоаналитической точки зрения потребность биологически детерминирована, а с точки зрения теории поля потребность порождается окружением. Как и основное, так и замещающее действие вызвано социумом. В теории поля замещающее действие несет в себе функцию регуляции, а не защиты. Хотя, несомненно, общие моменты присутствуют в этих теориях.

Тема 6. Экспериментальные работы в рамках теории поля.

Эффект Б. Зейгарник – М. Овсянкиной

Управление стрессом в теории поля

Социальные отношения и уровень притязаний

Групповая динамика

Стили лидерства

Одним из признанных критериев «хорошей» теории является степень ее плодотворности в плане стимуляции исследований. В этом отношении теория К. Левина поистине «хороша». Немногие иные теории личности породили столько экспериментов. Сам Левин, будучи блестящим теоретиком, всегда был и действующим исследователем. Он был инициатором эмпирической проверки многих своих базовых гипотез, и его великий исследовательский энтузиазм передался многим поколениям студентов Германии, Соединенных Штатов, России.

Эффект Б. Зейгарник – М. Овсянкиной

Как вы уже хорошо знаете, К. Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по её снятию.

Исследование незавершенных действий

Б. В. Зейгарник вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то, что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же К. Левин попросил его вспомнить, что заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и уносил тарелки. Объяснить это можно только тем, что в основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система «разряжена», потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это предположение необходимо было проверить экспериментально.

Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной гипотезы. С 1924 по 1926 гг. она провела серию опытов, в процессе которых участникам предлагался некоторый набор заданий (например, записать стихотворение, выбранное самим испытуемым, вылепить из пластилина любое животное, написать печатными буквами свое имя и адрес, нанизывание бусинок на нитку, считать назад от 55 до 17, сплести стул из кусочков картона). Всего подобных заданий было от 18 до 22. После того, как они выполняли несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом, участники не выполняли весь намеченный набор заданий. Гипотезы этого исследования были следующими:

— напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения;

— когда задание выполнено, напряжение снижается;

— когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти.

Т.е. основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные.

После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение завершенных действий в 1,9 раза. Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершенные.

На основании эксперимента можно сделать вывод о том, что мнемоническая деятельность определяется не закрепившимися в прошлом опыте ассоциациями, не количеством повторений, а наличием намерения сделать что-то в данный момент времени

. Наличие напряженной системы, направленной на выполнение действия в будущем, приводило к установлению цели и обусловливало реальную деятельность данного момента – воспроизведение. Но при изменении цели деятельности лучшее воспроизведение незавершенных действий не наступает. Действенными потребностями оказываются те, которые в проблемной ситуации приводят человека к принятию решения.

М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению незавершенных заданий.

Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86 % случаев участники эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий

. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Результат этого эксперимента напоминает одну комичную ситуацию. Девочка занимается на фортепиано. Ей необходимо поупражняться в гаммах до определенного времени, скажем, до шести часов. Рядом с ней сидит папа и читает газету. Девочка множество раз подряд проигрывает одну и ту же гамму, но ровно в шесть часов вскакивает и убегает на улицу, не доиграв две ноты. Через некоторое время папа начинает проявлять признаки легкой нервозности, а затем встает, подходит к инструменту, доигрывает те самые две ноты и успокоенный садится обратно читать газету. Почему же девочка не доиграла до конца? Видимо, ее деятельность, ее психологическое поле не было связано с гаммами. Скорее всего она считала минуты до того момента, когда можно будет пойти погулять.

Понятно, что в описанных экспериментах очень важна роль экспериментатора. Он должен был владеть определенными актерскими данными. Не каждому удавалось под различными предлогами прерывать выполнение заданий, чтобы испытуемые не заподозрили чего-нибудь. К. Левин особо подчеркивал, что ситуация эксперимента не может быть стерильной, свободной от любого социального влияния.

Исследование замещающих действий

Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к выполнению прерванных заданий. Некоторые из них «разрядили» напряжение, созданное в системе, выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением.

А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер замещающих действий, т.е. действий, разряжающих напряжение в системе.

Гипотеза подтвердилась – процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находится в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных областей). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью

, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется нарушением процесса коммуникации между заряженными областями.

Согласно теории Левина (и вы это помните), динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, т.е. в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.

На изучение замещающих действий был направлен эксперимент С. Слиосберг. Детям давалось лакомство (шоколадка, конфетка). Через некоторое время экспериментатор предложил детям «поесть» искусственные конфетки из папье-маше. На это они реагировали агрессией и непониманием. Но когда экспериментатор перед тем, как предложить несъедобные конфетки, ввел в ситуацию игровой момент («как будто вы пришли ко мне в гости»), то эффект «понарошку» привел к тому, что дети стали «есть» ненастоящие конфеты. Следовательно, замещение может наступать в нереальном плане, что подтверждает еще одно положение К. Левина. Смысл объектов и событий более подвижен в игровых, чем в неигровых ситуациях. Чем старше ребенок, тем легче это замещение наступает.

Были выделены следующие типы замещения:

1. Эквивалентные. Напряжение устраняется, насыщаясь схожим по цели действием. Например, вместо того, чтобы отдохнуть на Кавказе, человек отдохнул в Крыму.

2. «Pars pro toto» («Часть вместо целого»). Человек действует в направлении первоначальной цели, но целевое действие так и не совершается. Например, человек намерен зайти в магазин, но, забыв о намерении, тем не менее, проходит по улице, на которой расположен магазин.

3. Нереальные символические решения. Возникают, когда в реальности решение недостижимо.

Человек может успокоиться на замещающей деятельности, которую можно рассматривать как символ первоначального действия. Например, М. А. Карева (1976) исследовала девушек, больных нервной анорексией (отказ от принятия пищи). Эти девушки вызывали у себя рвоту, если их кормили насильно, считали, что они ужасно располнели, хотя объективно можно было говорить о дистрофии. Тем не менее, подавляющему большинству из них было свойственно замещающее действие, связанное с едой. Они любили ходить по магазинам, готовить. Родственники говорили, что девушки их просто «закармливали». Такое поведение – характерный пример замещающего действия.

Внешне теория замещающих действий напоминает концепцию психологических защит З. Фрейда. У Фрейда этот термин означает замещение либидозной потребности. С психоаналитической точки зрения потребность биологически детерминирована, а с точки зрения теории поля потребность порождается окружением. Как и основное, так и замещающее действие вызвано социумом. В теории поля замещающее действие несет в себе функцию регуляции, а не защиты. Хотя, несомненно, общие моменты присутствуют в этих теориях.

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние

В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне

Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает

Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание. Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций

Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Что показывает практика

Эффект Зейгарника и Прокрастинация на рабочем месте
Эффект Зейгарника и Прокрастинация на рабочем месте

В СМИ много примеров, управляющих сознанием публики, накоплением незавершенных ситуаций. Допустим, любой захватывающий сериал, который всегда заканчивается на интересном месте, вызывает желание быстрее вернуться к фильму, узнать, что будет дальше.

Хемингуэй советовал своим знакомым писателям о прекращении творчества, если работа течет в хорошем русле. К ней сохранится острое влечение и появятся мысли, как продолжить сюжет. Следуя рекомендации, когда студент пишет реферат, прежде чем перейти к окончательной части, нужно вовремя остановиться и отойти от компьютера, заняться другим делом.

Перерыв в интересном месте:

  • улучшит процесс запоминания;
  • позволит осмыслить действия;
  • усилит мотив к продолжению;
  • повысит тягу к работе.

Важно!

Любовные истории лучше заканчивать вместе с психотерапевтом.
Если нет рядом специалиста, а тревога в сердце не дает покоя, свое сознание можно доверить пустому стулу:

  • поставить перед собой;
  • представить сидящего там обидчика;
  • начать рассказ о своих переживаниях;
  • задать вопросы, а ответ понять из собственных ощущений.

Внимательно отнеситесь к своим:

  • мыслям;
  • эмоциям;
  • здоровью.

Предстоит простить друга, освободиться от навязчивых мыслей, завершить процесс расставания.
Эффект Плацебо или насколько могуча Сила Внушения

Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник

Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:

  • Блюма Зейгарник «Патопсихология».
  • Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
  • Джон Гот.
  • Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».

Как использовать в повседневной жизни?

Эффект Зейгарник в психологии

Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.

Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.

Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.

В каких сферах применяется эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник в психологии способен играть и положительную роль, развивая личность, совершенствуя некоторые качества.

Данный эффект – это не просто интересное наблюдение о том, как работает человеческий мозг. При правильном использовании он может иметь конструктивные последствия в вашей повседневной жизни. Вы даже можете использовать это психологическое явление в своих интересах. Здравый смысл может сказать вам, что завершение задачи – лучший способ приблизиться к цели. Эффект Блюмы Зейгарник вместо этого предполагает, что прерывание во время задания является эффективной стратегией для улучшения вашей способности запоминать информацию.

Для развития людей и достижения наилучших результатов Эффект психолога Зейгарник используют в самых разных областях.

Вам также может быть интересно:

Эти убеждения разрушат вашу жизнь, срочно избавляйтесь от них

Обучение

Если вы готовитесь к экзамену, прекратите на время учебные занятия, а не пытайтесь зубрить их всю ночь перед экзаменом. Изучая информацию с интервалами, вы, скорее всего, будете помнить ее лучше до дня тестирования

Если вы изо всех сил пытаетесь запомнить что-то важное, кратковременные прерывания могут принести вам пользу. Вместо того чтобы просто повторять информацию снова и снова, просмотрите ее несколько раз, а затем сделайте перерыв

Пока вы сосредоточены на других вещах, вы обнаружите, что мысленно возвращаетесь к информации, которую изучали.

Маркетинг

Рекламодатели и маркетологи также активно используют эффект Зейгарник, чтобы стимулировать потребителей покупать товары

Например, режиссеры создают рекламные ролики, специально пропуская важные детали, чтобы привлечь внимание зрителей

Они захватывают интерес и заставляют людей хотеть большего. Чтобы получить все интересующие подробности, люди должны совершить покупку или отправиться в магазин для детального рассмотрения товара. Телевизионные шоу-программы и сериалы также используют эту стратегию. Эпизоды часто заканчиваются в момент активных действий, оставляя нерешенной судьбу персонажей или исход ситуации. Чтобы снять напряжение, создаваемое специально, зрители должны не забыть настроиться на следующий эпизод, чтобы выяснить, что происходит.

Улучшение эффективности

Мы уже выяснили – эффект Зейгарник состоит в том, что люди лучше помнят о незавершенном. Но зачастую мы откладываем задачи до последнего, выполняя их в бешеном темпе в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. К сожалению, эта тенденция может не только привести к значительному стрессу, но и к снижению производительности. Делать быстро и много – еще не значит делать хорошо. Один из способов преодолеть проблемы лени – применить эффект Зейгарник. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький. Как только вы начали, но еще не закончили свою работу, вы обнаружите, что думаете о задаче. Вы уже не сможете от нее легко оторваться, пока, наконец, не закончите ее. Вы, конечно, можете не завершать все сразу, но каждый ваш маленький шаг приближает вас к конечной цели. Этот подход способен не только мотивировать вас к завершению, но также привести к чувству выполненного долга. Когда вы закончите работу, то легко сможете применить свою энергию в другом месте.

Психическое здоровье

Как вы уже знаете, эффект Зейгарник не всегда полезен. Когда вы не справляетесь с заданиями, они могут навалиться всем скопом вас, создавая непомерную нагрузку. Они будут вторгаться в ваши мысли, вызывать стресс, беспокойство и плохой сон. Эти деструктивные мысли могут вызвать невротическое расстройство и депрессию. Тем не менее эффект Зейгарник может играть положительную роль в преодолении подобных трудностей. Повторяющиеся мысли способны побудить людей завершить начатое задание. Если вы начнете выполнять то, что еще возможно завершить, достигнуть, преодолеть – это обязательно приведет вас к чувству выполненного долга, успокоению, повысит вашу самооценку и уверенности в себе.

Вот мы и разобрались, что же такое Эффект Зейгарник в психологии, чем характеризируется и где применяется. Тренируйте свою память и сохраняйте внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу много незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти и лишать вас сил. Даже маленькие шаги обязательно приведут вас к результату.

Автор, эксперт сайта: Анастасия Светлова

«Пережила криз ВСД, страдала неврозом и паническими атаками. Справилась со всеми расстройствами. Изучаю психологию, оздоровительные и духовные практики. Делюсь своим опытом и знаниями, чтобы помогать людям восстанавливать здоровье и внутренний баланс».

Как и кем был открыт эффект Зейгарник

Сам по себе эффект незавершенности, как психологическое явление существовал, скорее всего, с момента появления человека разумного. Просто раньше никто не замечал и не изучал этот феномен. Впервые он был открыт Блюмой Вольфовной Зейгарник – ученицей Левина, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете.

На заметку!

К. Левин — крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гештальт-психологии — известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.).

Интерес к психологии человека и различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж, жила в Берлине и училась в вузе.

Эффект Зейгарник
Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета. Но вскоре ее заинтересовали совсем другие области и она очень быстро переквалифицировалась на психолога. В то время Б. Зейгарник начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то, в один прекрасный день Блюма сидела в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами. Был час пик, в заведении было полно народу. Наблюдательная студентка заметила интересную вещь – один официант, несмотря на многочисленные заказы, ничего не записывал. Но при этом он не ошибался и приносит вовремя все заказы.

Зейгарник отметила его феноменальную память и решилась побеседовать с ним о его работе. Она спросила, помнит ли он блюда соседнего стола, который обслужил немного раньше их.

Официант не смог перечислить абсолютно весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Но в этот момент у Блюмы зародилась идея, где направление ее изучения было выбрано. Ей оставалось только подтверждение этого феномена.

Позже она также беседовала и с другими официантами. Почти все говорили, что с момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель. Но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе практически мгновенно забывалась.

В дальнейшем интерес студентки Зейгарник перерос в научное исследование и был перенесен в стены университета. Блюма сконцентрировалась на экспериментальном обосновании теории, ранее уже предложенной Левиным. Суть эффекта сводилась к тому, чтобы показать и научно зафиксировать – если человека прервать в деле и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании и всех его деталях.

Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет термин, названный в ее честь «Эффект Зейгарник — в психологии». Это была ее 1первая научная работа. На тот момент женщине-психологу было 27 лет.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]