Эффект первичности и новизны – почему первое мнение бывает ошибочным

Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.


Фото автора cottonbro: Pexels

Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.

Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда. Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет. Кто-то делает это осознанно, понимая слова Коко Шанель и используя этот шанс.

В этой статье:

Ловушки мозгаПримерЭффект новизныДве противоположностиЭффект ореола

Ловушки мозга

В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.

В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.

Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.


Эффект ореола

Готовимся к экзамену!

Нередко эффект первичности возникает в те моменты, когда нам нужно запомнить большой объем информации. Чаще всего это случается перед сдачей экзаменов, когда приходится много читать, записывать и изучать. Если ваш мозг работает именно по такой схеме — запоминает все самое первое, то можно этим воспользоваться. Самое важное изучите изначально, а менее значимое оставьте на потом. Второй полезный момент, извлекаемый из такого типа мышления — это употребление синонимов. Вы идеально запомните первый билет из тех, что выучили, и когда в следующих вам будут попадаться те же слова или цифры, которые были в первом, вы автоматически вспомните и эту информацию.

Но заостряем ваше внимание на том, что если информации слишком много, эффект первичности может быть подавлен, и единственное, что вы сможете запомнить — это последние фразы, которые учили.

Пример

Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.

Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.

Ради себя любимого

Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.

Эффект новизны

Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.

Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.

Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.

Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.

Любимая работа

В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.

Две противоположности

Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.

Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.


Image by inna mikitas from Pixabay

Минусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления. А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.

Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.

Формирование первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека насыщена новыми встречами, и во многих обстоятельствах оценивать людей приходится на основе кратковременного восприятия – это первые впечатления и, на его основе возникает соответствующее поведение.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим логические, эмоциональные, чувственные компоненты. Формироваться первое впечатление может, как при специальном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Определяющими факторами впечатления о человеке, в первый раз встречаемого, являются особенности его внешнего облика и поведение. Сам человек, его поведение и облик отражаются при первой встрече очень ярко.

Также на формирование впечатления о незнакомом человеке существенное влияние оказывает ситуация, при которой произошла встреча.

Впечатление также будет зависеть и от личностных качеств того, кто оценивает незнакомца, его психический склад и отношение к различным сторонам действительности.

Перечисленные факторы являются глобальными и находятся в тесной взаимосвязи.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о качествах личности, впервые встреченного человека, большое значение имеет его общая эстетическая выразительность. Например, степень соответствия физической наружности человека со сложившимся идеалом красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, выбрав из большого числа фотографий красивые лица с точки зрения судей и обыкновенные лица. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам, возраст которых был в границах 18-24 года. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы рассказать по фотографиям о внутреннем мире каждого.

Фотографии, лица на которых были отнесены к более красивым, испытуемые охарактеризовали как уверенных, искренних, счастливых, духовно богатых людей. Оценка второй группы фотографий имела значительные расхождения с первой группой.

Выполненные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках тогда, когда объектом оказываются черты личности человека и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности или поступок.

Исследования Эббингауза

Впервые эффект края был открыт одним из основателей экспериментальной психологии, немецким психологом Германом Эббингаузом. Именно он первый обратил внимание на то, что человек лучше запоминает сведения, которые располагаются не в середине информационного ряда, а в его начале или конце.

Отправной точкой и доказательной базой для подтверждения его теории стали слоги, не имеющие смысла. Это были просто речевые элементы, состоящие из 2-х согласных и одной гласной. Эббингауз составил около 2300 таких несвязанных по смыслу слогов и провел эксперимент по заучиванию и запоминанию такого ряда на самом себе.

В ходе эксперимента психолог обнаружил, что многократные повторения в итоге приводили к одинаковому результату – слоги, находящиеся в начале ряда и в его конце запоминались лучше, чем слоги из середины.

Этот эффект сохранялся и при непосредственном воспроизведении материала и при его отложенном восстановлении в памяти. Впоследствии этот эксперимент, доказывающий существование эффекта края, стал частью теории памяти.

Понятие эффекта края в психологии

Суть данного понятия очень проста – среди информации, поданной в любом виде, лучше всего запоминаются первые и последние фрагменты. Данная особенность функционирования памяти имеет значение для процесса обучения и психологической практики.

Учитывая этот феномен, преподавателям и учителям рекомендуется организовывать подачу материала таким образом, чтобы наиболее важные тезисы озвучивались (или визуализировались) в начале и конце занятия. Этот же принцип будет работать и при психотренингах, когда специалист основные, корректирующие поведение и мышление, понятия доводит до клиента в начале своей беседы и по её завершению.

Эффект края в психологии подробно исследовался психологом из Германии Эбиннгаузом, который пришел к выводу, что он может проявляться как при непосредственном воспроизведении, так и при отложенном. В настоящее время существование данного феномена подтверждают и иные психологи, рассматривающие его в сопряжении с эффектами:

  • первичности – первого впечатления;
  • недавности – когда придается большая важность недавним событиям (или полученной информации), чем произошедшим ранее.


В некоторых случаях эффект края может стираться. Чаще всего это случается, если воспринимаемая информация сама по себе имеет мощную экспрессивно-эмоциональную окраску и содержит некие триггеры (аффективно значимые вещи).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]