Кризис 17 лет – это один из периодов скачкообразного и бурного развития человека, когда вся его жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем – напряжены и испытывают стресс.
Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. После преодоления кризиса подросток превращается в юношу (девушку): становится более вдумчивым, целенаправленным, логичным и адекватным.
Определение понятия
Если говорить кратко, то кризис 17 лет в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения. Несмотря на название, возрастные границы юношеского кризиса – от 16 до 18 лет, в зависимости от жизненной ситуации и развития ребенка.
Причины кризиса юности
Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:
ЕГЭ
Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.
Ситуация выбора
Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.
Ожидания ближайшего окружения
Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.
Изменение привычной жизни
Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.
Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.
Первая любовь в 17-18 лет
Подростки всегда интересуются чем-то новым, и межличностные отношения не являются исключением. Они могут по-разному влиять на мальчика или девочку, что часто можно наблюдать.
Каждый подросток всегда должен помнить, что отношения — это не только положительные эмоции в компании своей второй половинки, но и ответственность.
Поэтому настоящая первая любовь не часто встречается в таком раннем возрасте, и только более взрослые люди становятся готовыми к этому чувству не только физически и духовно, но и материально, в финансовом плане.
Признаки кризиса юношеского возраста
У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:
Возникновение страхов
Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.
Нарушения работы нервной системы
К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.
Юношеский максимализм
Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:
- высокая категоричность суждений;
- упрямство;
- избыточная самоуверенность;
- стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
- завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
- отсутствие желания идти на компромисс;
- чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.
Основные фазы кризисного периода
- 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
- 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
- 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.
Пути развития подросткового кризиса
Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию
Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье
Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.
Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.
Вид кризиса: независимость
Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.
Кризис независимости – проявления
Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.
Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.
Признак кризиса – отдаление от родителей
Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.
Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.
Особенности кризиса
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:
- Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
- Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
- Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
- профессиональное самоопределение;
- формирование индивидуального стиля мышления;
- регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
- формирование логического интеллекта;
- осознание собственной ценности и индивидуальности;
- личностное самоопределение.
Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.
Риски кризиса юношеского возраста
Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.
Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.
Другой риск – возникновение девиаций. В результате постоянного стресса некоторые старшие подростки, по примеру старших родственников или сверстников, могут начать «снимать напряжение» посредством курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.
При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.
Опасность изгойства
Именно переходной возраст со всей силой проявляется нетерпимостью, нежеланием помочь тому, кто сильно отличается. Если подросток имеет проблемы с внешностью, жди беды. Обязательно найдутся те, кто посмеется, другие поддержат «за компанию».
Подобные проблемы у тинейджеров нередки. Они — немаловажная психологическая характеристика подросткового возраста. Из-за быстрой гормональной перестройки организма у 12–14-летних часто появляются заболевания кожи, лишний вес. Мальчики страдают неконтролируемой эрекцией.
Стать изгоем для тинейджера очень опасно. Все может закончиться не только замкнутостью, депрессиями, неврозами, а даже настоящей трагедией — попыткой суицида.
Запомните! Подростковый период мальчиков протекает более бурно. Они чаще девочек «отбиваются от рук». Для мальчиков-тинейджеров типичны чрезвычайная самоуверенность, стремление противопоставлять собственные взгляды мнению окружающих. Однако сохраняются противоречия. Индивидуализм, замкнутость странным образом уживаются с конформизмом, зависимостью от мнения «своей» группы.
Мальчики-тинейджеры чаще начинают чем-то сильно увлекаться — становятся «ботаниками», спортсменами, музыкантами. При этом подросток сильно преувеличивает собственные возможности. Мальчик 12 лет наделен тончайшей психологией. Надломить ее элементарно просто.
Мои советы родителям
Главное, чем могут помочь родители в кризисе юности – дать ребенку больше самостоятельности и ответственности. В этот период человек ждет от родителей понимания, поддержки, доверия и, главное, уважения. Ему идет на пользу прислушивание родителей к его мнению, обсуждение с ним ключевых семейных вопросов, доброжелательные высказывания в правильности выбранного им пути.
Стать ребенку другом в этот период не получится: приятелей он найдет в кругу сверстников. Роль родителя – наставническая, но без навязчивости, чрезмерной требовательности и упреков. Юноша ждет от родителей, что они будут страховать его на случай неудачи, но не станут вмешиваться в его дела без просьбы. К старшим старшеклассники и первокурсники относятся с уважением в том случае, если чувствуют то же самое по отношению к себе. В ином случае в период кризиса 17 лет можно окончательно испортить отношения со своим выросшим чадом.
Как правильно себя вести с подростком?
Важно сохранять золотую середину между «свободой и необходимостью». Не становится диктатором, отдающим команды. Главное, такая тактика совершенно неэффективна, ведь подросток — не маленький ребенок, для которого родители — высший авторитет.
Во-первых, тинейджер может послушаться, однако нехотя. А во-вторых, подросток, привыкший повиноваться родителем, не научится самостоятельно искать решение проблемам, не приобретет лидерских качеств.
Однако давать тинейджеру неограниченную свободу тоже нельзя. Иначе у подростка возникнут проблемы с чувством ответственности. Родители должны четко очертить границы дозволенного. Важно, чтобы тинейджер с этими пределами согласился, принял их, понимал, зачем они нужны.
При этом родители должны учитывать интересы ребенка, грубо не навязывать собственное понимание границ. Глупо, например, пытаться доказывать, что мусорить в собственной комнате — «преступление». Подросток бардак «на родной территории» воспринимает иначе, чем родные. В его сознании тот никак не увязывается с «бардаком в голове». Тинейджер просто считает, что имеет право самостоятельно решать, стоит ли убирать комнату, или нет. Для него это вопрос личного выбора, а не «морали». Такое часто проявляется у подростков 15 лет и более характерно для психологии мальчиков.