Кризис подросткового возраста считается одним из самых сложных. Проблемы в этом возрасте могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, ведь это то время, когда человек из детства переходит во взрослую жизнь. Моменты взросления, как правило, проходят с эмоциональным напряжением, тяжело и сложно не только для окружающих, но и для самого подростка.
Как пережить кризис 13-14 лет максимально безболезненно, вы узнаете, прочитав эту статью.
Что происходит с подростками?
Первой причиной возникновения подросткового кризиса называют половое созревание. Физиологические изменения в организме влияют на психическое и эмоциональное состояние подростка, является причиной эмоциональных проблем. У молодых людей наблюдается повышенная возбудимость, нервозность, раздраженность, упадок сил.
Парень или девушка переживают новые для них впечатления: половое влечение (часто неосознанное), заинтересованность противоположным полом, сексуальный интерес. Подростки начинают ощущать себя взрослыми и всячески стараются противостоять родителям и педагогам. Часто взрослые наблюдают такую картину: их дети в переходном возрасте как будто намеренно начинают противостоять очерченным рамкам, пытаясь раздвинуть их.
Дети желают нарушать установленные нормы и правила, что закономерно вызывает конфликт с родителями.
В столкновении со взрослыми подростки изучают себя, свои возможности, стараются самоутвердиться и показать, на что они способны. Психологи говорят о том, что кризиса в возрасте 13-14 лет может и не быть, но это чревато серьезными нарушениями в дальнейшем:
- Молодые люди прочувствуют все прелести кризиса в более позднем возрасте (18-20 лет), и это может повлечь негативные последствия в дальнейшей жизни.
- Инфантилизм, позиция «взрослого ребенка», который может продлиться долгие годы.
Нужно учитывать тот факт, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, скорее, это эпизодические моменты, когда подросток желает противостоять взрослым и их правилам.
Эмоциональное развитие
Подростковые эмоции — не шутки, и вы, вероятно, ощутите вкус безумной езды в течение следующего года. Они любят своих родителей, но не хотят иметь с ними ничего общего. Они чувствуют себя победителями, а затем чувствуют, что они все проиграли. Будут моменты счастья, удары грусти, а потом все будет повторяться снова и снова.
В это время дети начинают обретать свои лидерские качества и начинают понимать идею отдачи обществу. Поощряйте эти навыки, позволяя им участвовать в процессах принятия решений дома и поддерживая участие в общественной или школьной деятельности.
Основные вехи
- Начинает показывать бунтарскую полосу
- Укрепляет их независимость от родителей, но часто требует одобрения взрослых
- Начинает подвергать сомнению семейные ценности и развивать личную мораль
Совет для родителей
Уравновешивайте независимость и лидерство с соблюдением домашних правил и безопасностью вашего подростка. 1 Часто говорите о вещах, которые ваш 12-летний ребенок хотел бы делать самостоятельно, и постоянно идите на компромиссы, когда это сочтет нужным.
Фазы подросткового кризиса
Кризис 13-14 лет – один из самых серьезных и тяжелых этапов в развитии человека. Психологи выделяют несколько основных фаз кризиса:
- Предкритическая (негативная), когда у подростка начинают ломаться стереотипы, он осознает, что правила, которые долгие годы выстраивали родители, можно нарушить.
- Кульминация. Пик приходится, как правило, на возраст 13-14 лет, но эта грань очень условна, поскольку у каждого человека пик может происходить в любом возрасте.
- Посткритическая. Подросток делает собственные выводы, выстраивает новые отношения, формирует собственные правила.
Другие вехи
Многие 12-летние дети начинают изучать нравы своей группы сверстников. Поэтому не удивляйтесь, если ваш 12-летний ребенок объявит, что хочет перейти к новому образу жизни, чтобы жить как семья своего друга, или что он хочет изучить новую религию.
Изучение нравственности — нормальная часть процесса развития. 3 Поэтому, хотя важно объяснять свою мораль и устанавливать правила, способствующие нравственности в вашем доме, не беспокойтесь слишком сильно, когда ваш ребенок говорит, что он не согласен с вашими убеждениями.
Когда следует беспокоиться
Физическое и эмоциональное развитие не всегда идет рука об руку, когда ребенок превращается в подростка. Не беспокойтесь, если ваш ребенок не кажется эмоционально готовым к занятиям, которые делают другие его сверстники, или наоборот.
Оставайтесь на связи с эмоциональным состоянием вашего подростка, чтобы знать о проблемах психического здоровья, таких как депрессия, которые могут возникнуть в это время. 4 Хотя некоторая капризность является нормальным явлением, опасения по поводу здоровья и психического благополучия 12-летнего ребенка следует обсудить с педиатром или поставщиком психиатрических услуг.
Если вас беспокоит академическая жизнь подростка, например, его неспособность успевать в классе, назначьте встречу с учителем. У них часто есть ресурсы, которые могут вам помочь, и они могут предложить идеи, которые вы могли не учитывать.
Причины кризиса
Кроме полового созревания, психологи называют еще несколько причин, из-за чего начинается подростковый кризис:
- Развитие собственного сознания. Ребенок предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но часто они слишком завышены. В этом случае происходит формирование личностных комплексов, поскольку подростки еще не готовы воспринимать всю ответственность за собственные поступки. Из-за этого у детей могут ухудшаться отношения с родителями, сверстниками, педагогами.
- Контроль со стороны взрослых. 13-летние дети считают себя взрослыми людьми, которые могут принять взвешенные решения, не прибегая к помощи. На самом деле, это удается не всегда, ведь у подростков еще мало жизненного опыта. Когда со стороны взрослых (родителей, педагогов) поступают какие-либо запреты, подросток их демонстративно нарушает, при этом часто оказывается в смешной, нелепой ситуации. Взрослые хотят детям лучшего, поэтому злятся, что к их мнению не прислушиваются, а подросткам кажется, что их считают детьми. Отсюда противостояние и открытый конфликт.
- Самоутверждение. Дети в возрасте 13-14 лет хотят доказать всему миру и себе, что они уникальные, неповторимые, талантливые. Часто у подростков появляются лжеидеалы, на которых они стремятся быть похожими. Когда приходит осознание, что ничего не получается, начинается жесткая самокритика, ощущение своего бессилия, самокритика падает до нуля.
Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь
В период раннего подросткового возраста, который длится с 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят от зависимого положения к самостоятельной личности, которая может полноценно позаботится о себе. В этом возрасте, вне зависимости от пола, дети должны уметь:
- убирать в квартире;
- пользоваться стиральной машиной и стирать вручную небольшие вещи;
- готовить простые блюда с использованием плиты или без неё;
- самостоятельно мыться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
- мыть посуду;
- планировать своё личное время и распределять дела в зависимости от их важности;
- отстаивать своё мнение и принимать конструктивную, обоснованную критику;
- постоять за себя;
- выходить из неловких ситуаций;
- точно выполнять поручения, которые дают родители;
- обращаться за помощью в экстренные службы и чётко объяснять происходящее;
- распределять и копить карманные деньги;
- ухаживать за домашними животными;
- отвечать за свои поступки;
- смотреть за младшими;
- анализировать действия и их последствия.
С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине в составах продуктов и выбирать их не по привлекательности упаковки.
С 12 лет дети становятся достаточно независимыми и могут оставаться одни дома на целый день. При этом они уже в состоянии подогреть или приготовить себе еду, распределить время на дела и отдых.
В младшем подростковом возрасте ребёнок должен полноценно осваивать школьные предметы. Также он уже знает и чётко понимает, что является личностью, у которой есть права и обязанности, а также ответственность за свои поступки.
Признаки подросткового кризиса
У некоторых подростковый кризис проходит незаметно, другие испытывают серьезные проблемы с общением. Психологи выделяют общие признаки наступления кризиса:
- конфликтность в отношениях;
- желание побыть в одиночестве;
- предпочтение виртуальным разговорам;
- подросток желает общаться с друзьями, убегает из дома, игнорирует родителей;
- эмоциональная неуравновешенность;
- перепады настроения;
- вспыльчивость;
- желание уединения;
- агрессия;
- недовольство собой и окружающими;
- беспокойство, повышенная тревожность;
- заниженная самооценка;
- повышенные требования к собственной личности;
- ухудшение успеваемости.
Главным признаком подросткового кризиса психологи называют негативизм. Дети видят все в негативном ключе: все поддается критике, взрослые их раздражают, окружающий мир окрашен в черные тона.
Влияние компании на подростка
Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?
Подростки и сверстники – социальный аспект возраста
Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.
Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.
Что делать, если у вашего ребенка наступил кризис подросткового возраста?
Несмотря на то, что родители подростков очень переживают за своих детей, никакого определенного лечения не понадобится. Обращаться к специалистам нужно в том случае, когда поведение подростка выходит из-под контроля, что может повлиять на развитие его личности в дальнейшей жизни.
Советы психологов родителям детей-подростков:
- Старайтесь находить компромиссы. Больше общайтесь с детьми, чтобы понять, как и чем они живут. Ищите общие интересы, ведь вам наверняка есть, о чем поговорить за чашкой чая.
- Старайтесь придерживаться общих семейных правил, например, ужинать всем вместе за большим столом.
- Родителям важно придерживаться этих правил, иначе подросток быстро поймет, что можно из нарушать.
- Обсуждайте все важные семейные дела вместе с детьми. Интересуйтесь их мнением, прислушивайтесь к нему, чтобы подростки осознали, что их слово что-то значит.
- Не срывайтесь, разговаривайте спокойно, наберитесь терпения.
- Старайтесь заинтересоваться увлечениями своего сына/дочери. Допустим, сын увлекается тяжелым роком.
- Послушайте с ним вместе концерт любимого исполнителя, не критикуйте, не высказывайтесь негативно. Уважайте интересы своего ребенка!
- Хвалите за каждое достижение, говорите, что гордитесь успехами сына/дочери. Несмотря ни на что, ребенку в любом возрасте важно услышать слова похвалы именно от родителей.
- Проводите с подростком больше времени. Забудьте о домашних делах, прогуляйтесь по магазинам, посидите в кафе вместе, обсудите новости, поговорите по душам. Детям очень важно ощущать эмоциональную и физическую близость родителей, поэтому не жалейте времени на то, чтобы немножко побыть вместе.
- Постарайтесь остаться авторитетом для своего ребенка, при этом сохраняйте дружеские отношения. В подростковом возрасте так важно, чтобы родители понимали и принимали позицию детей.
- Чаще интересуйтесь делами детей у педагогов и школьных психологов.
Социальное развитие
Друзья становятся важнее, чем когда-либо, но значение противоположного пола также растет. 2 Ваш 12-летний ребенок считает важным принадлежать, что часто означает обретение независимости от родителей и других членов семьи, но с этим возникает риск давления со стороны сверстников .
Основные вехи
- Выражает озабоченность по поводу того, что вас любят и принимают
- Демонстрирует интерес к занятиям с участием представителей противоположного пола
- Понимает точки зрения других людей
Совет для родителей
Держите каналы связи открытыми и доступными для вашего 12-летнего ребенка. Ваш ребенок может начать сталкиваться с ситуациями, к которым он не готов или не знает, как справляться, включая все, что сопровождается давлением сверстников и взрослением. Даже если ваш подросток обретает независимость, ему все равно нужно знать, что его родители готовы оказать поддержку.
Что нельзя делать родителям детей-подростков
- конфликтовать с детьми;
- навязывать свое мнение;
- говорить в таком тоне: «Ты еще не вырос, чтобы меня учить», «Слушай нас, мы – взрослые, а ты еще ребенок», «Ты ничего не понимаешь», и т.д.;
- потакать всем капризам своих детей;
- повышать голос, устраивать истерики, применять физические наказания;
- критиковать, унижать;
- не уделять время ребенку, ссылаясь на занятость;
- закрывать дома, отключать интернет, чтобы дочь или сын не общались с друзьями;
- влезать в личное пространство ребенка (читать его переписку, дневник, постоянно проверять телефон, социальные сети и т.д.).
Адекватная реакция
Реагировать на поведение дочери можно так:
- Нет ничего плохого в том, что девочка проводит больше времени с подругами, чем с мамой. Взрослой женщине вряд ли будет интересно обсуждение парней, подростковых сериалов, популярной музыки или школьных событий. А ведь именно на эти темы чаще всего разговаривают девочки. В то же время дочери будет неинтересно обсуждать с матерью ее коллег по работе, рост цен на продукты и другие типично женские темы, которым часто посвящены беседы замужних дам. Родители должны проявлять ненавязчивый интерес к людям, с которыми общаются их дети, но при этом не стараться стать частью компании. Друзей и подруг можно пригласить домой на день рождения дочери. Это хороший повод узнать их ближе. Если родителям не нравится кто-то из компании их дочери, сказать об этом нужно как можно деликатнее. Необходимо привести убедительные доводы того, почему девочке не следует общаться с такой подругой. Наличие компании в любом случае намного лучше полного отсутствия контакта с ровесниками. Ребенок не должен становиться изгоем в подростковом возрасте.
- К новым вкусам дочери нельзя относиться резко отрицательно. Конфликт вкусов двух поколений — явление вполне обыденное. Вероятно, сегодняшние мамы и папы когда-то тоже спорили со своими родителями из-за того, что они не разрешали им носить модную одежду или слушать популярную во времена их юности музыку. Однако если родители категорически против татуировки, пирсинга в носу и т. д., об этом следует сообщить дочери. Необходимо найти золотую середину: избегать вседозволенности и при этом не ставить запрет на все.
- К первым чувствам подростка надо отнестись очень внимательно, особенно если дочь сама раскрыла родителям свою тайну. Ни в коем случае нельзя высмеивать или ругать ребенка, говорить, что он слишком мал для подобных вещей. Нельзя критиковать того, кого полюбила дочь. Подростковая любовь редко заканчивается чем-то серьезным и уж тем более свадьбой. Не пройдет и года, как дочь забудет парня, без которого она сегодня не представляет себе жизни. Современные подростки стремятся к «взрослой» любви, вступая в половые связи в раннем возрасте. Не все девочки хотят этого по-настоящему. Но желание не стать «синим чулком» и стремление удержать парня заставляют подростка идти против своих принципов. Дочери следует объяснить, что ранние половые связи вредны как для ее физического, так и для психического развития. Девочка должна понять, что она не обязана что-либо делать только ради того, чтобы кому-то угодить. В то же время дочери нужно рассказать о средствах предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций. Надо предоставить выбор самому ребенку. Нередко подростки совершают недозволенные поступки исключительно наперекор родителям. Если запретный плод перестает быть таковым, интерес к нему быстро пропадает.
- Смена стиля одежды и поведения не является прямым свидетельством деградации детей. Девочки более щепетильны в вопросах выбора одежды, чем мальчики. Они не хотят выглядеть старомодными и в чем-то отставать от сверстниц. Желание стать частью субкультуры вполне естественно. Готы и эмо в большинстве случаев ничем не отличаются от своих ровесников, не причисляющих себя ни к одной из субкультур. Бытует мнение, что странно одетые парни и девушки имеют суицидальные наклонности, употребляют наркотики и алкоголь в неконтролируемых количествах. На самом деле, речь идет об отдельно взятых случаях, а не о правиле. Подростком нередко движет тяга выделиться из толпы, стать не таким, как все, почувствовать свою исключительность.
- Еще недавно опасность социальных сетей заключалась в том, что подростки забывали про учебу и портили зрение, сидя перед монитором часами. Сегодня сайты для общения стали представлять настоящую опасность. Подростки бездумно вступают в диалоги с незнакомыми людьми, которые нередко оказываются злоумышленниками. От детей обманом получают информацию о материальном положении семьи. В общении с подростками заинтересованы и педофилы. Преступник может попросить ребенка выслать ему свои фотографии в стиле ню, пообещав за это деньги. Обещанных денег подросток так и не получает, а снимок дает возможность педофилу шантажировать ребенка. Опасаться следует и вступления дочери в так называемые группы смерти, получившие в последнее время широкое распространение. В таких группах неизвестные злоумышленники предлагают подросткам покончить с собой. Родителям следует как можно чаще беседовать с дочерью о возможных опасностях, которые подстерегают ее в социальных сетях. Можно зарегистрироваться на том же сайте и общаться со своим ребенком, находясь далеко от дома. Дочь оценит «продвинутость» папы и мамы.
- Наличие кумира также не должно пугать родителей. В подростковом возрасте детям нужны ориентиры. Вместо того, чтобы ругать ребенка за то, что он украсил свою комнату постерами с изображениями любимого музыканта или спортсмена, намного лучше ознакомиться с биографией знаменитости, понять, чем дочери понравился этот человек. Любовь к кумиру можно повернуть и в позитивное русло. Если девочке нравится какая-то актриса или певица, вероятно, стоит предложить ей пойти в актерскую или вокальную студию. Некоторые сегодняшние знаменитости прославились только потому, что в детстве подражали своим кумирам. Велика вероятность и того, что уже через 2-3 года дочь забудет о своем идеале.
- Чтобы не пришлось лечить дочь от какой-либо зависимости, профилактикой вредных привычек нужно заниматься с самого раннего детства. В первую очередь родителям следует пересмотреть свое поведение. Мама с сигаретой в руках, рассказывающая дочери о вреде курения, выглядит неубедительно. Если в семье ни у кого нет вредных привычек, ребенок не будет считать нормой воскресные посиделки взрослых с алкоголем. Акцент следует делать именно на здоровом образе жизни, а не на слове «нельзя». Чем чаще подростку запрещают, тем большим будет его желание сделать что-то запретное. Причиной начать пить, курить или принимать наркотики может стать стремление не отставать от сверстников. Сигарета или бутылка пива становятся показателем взрослости или символизируют возможность переходить установленные границы. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить дочери: взрослый человек — это не тот, кто пьет и курит. Зрелую личность отличает умение брать на себя ответственность за свои поступки и серьезно относиться к своей жизни.
- В борьбе за свою стройность девушки идут на крайние меры. Согласно современным канонам красоты, лишние килограммы — один из самых неприятных косметических дефектов. Девочке-подростку можно предложить заняться любимым видом спорта. Ребенок должен понять, что это наиболее безопасный для здоровья способ поддерживать себя в форме.
Родители часто критикуют своих детей. При этом папы и мамы склонны забывать, что будучи детьми, они причиняли своим родным не меньше беспокойства. Конструктивный диалог с ребенком должен начаться с самокритичного отношения к себе.
Метки:Девочка, Переходный возраст
Какими могут быть последствия
Подростки, которым не была оказана помощь, если они в ней нуждались, во взрослой жизни могут испытывать массу проблем:
- частые эмоциональные срывы;
- неврозы;
- психологические расстройства;
- замкнутость, закрытость;
- суицидальные наклонности;
- влечение к запрещенным препаратам.
Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок пережил подростковый кризис с минимальными потерями. Преодолеть кризисные моменты будет значительно проще, если с раннего детства родители будут придерживаться правильного воспитания. К 13-14 годам ребенок будет знать основные правила, научиться придерживаться их и разовьет коммуникативные способности. Эмоциональных вспышек, к сожалению, не избежать, но они будут проходить значительно легче, если заранее установить четкие правила и построить дружеские отношения со своими детьми.
Читайте по теме: Как пережить саизоляцию с подростками
Оставить комментарий
Путь от чистого ребенка до подростка
Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.
Подростковый возраст – признаки
Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.
Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.
Психологические особенности подростка. Кризис 13 лет.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время ˜ социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.
В соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством ˜ эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием ˜ эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность ˜ в умственное равнодушие, страсть к чтению ˜ пренебрежение к нему, стремление к реформаторству ˜ в любовь к рутине, увлечение наблюдениями ˜ в бесконечные рассуждения. Ст.Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска».
Подростковый кризис (кризис 13 лет) — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.
Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии.
42. Социальная ситуация развития в юности. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.
Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных
социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены правильности своих советов.
Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.
Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Medical Practice Dr. Danatsko проводит эффективное избавление от новообразований на коже.
Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.
В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.
Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
«Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».
Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).
Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.