Подростковый период, или пубертат является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.
Характеризуется подростковый возраст как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике.
На тему пубертата были созданы тысячи работ и пособий, но тем не менее этот возраст является самым сложным и непредсказуемым не только для ребёнка, но и для родителей, педагогов и окружающих. Если знать о самых основных процессах, которые происходят в теле и мышлении подростка, то можно значительно сгладить конфликты, недопонимания в семье, а также избежать многих ошибок.
Чем выше благосостояние общества, тем дольше детство
Что такое подростковый возраст. Когда ребёнок становится подростком
Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.
Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8-10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.
Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким.
Психологи выделяют три этапа взросления:
- Ранний подростковый период
Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям. У девочек наблюдаются скачки настроения, эмоциональная нестабильность. Внешне они становятся более женственными, округляются формы, появляются волосы в интимных местах, подмышками, а также происходит наступление первой менструации. У мальчиков созревание наступает немного позже, чаще всего на год, полтора. Оно характеризуется увеличением половых органов, появлением растительности на теле и поллюциями. Часто возникают перепады настроения так же, как и у девочек.
- Средний подростковый период
На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений.
- Поздний подростковый возраст
Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни.
Цитата Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.
Роберт Орбен
Содержание:
- Что нужно знать о подростковом возрасте? Почему сложно детям?
- Почему сложно родителям?
- У девочек
- Ошибки родителей в воспитании
- Совет родителям от психолога-эксперта
Психологические изменения подростка
Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.
Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.
Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.
Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.
В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться. Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться. Часто ребят охватывает печаль, обида.
Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.
Психологи выделяют 2 типа поведения:
- Кризис зависимости.
Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.
- Кризис независимости.
Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.
Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.
Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.
Преодоление кризисного периода: советы психолога
Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?
Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач
:
- Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
- Принятие собственной внешности.
- Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
- Дружеский, доверительный контакт с родителями.
- Приобретения ответственности, инициативности.
- Осознание своих способностей, выбор профессии.
Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.
Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.
Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.
Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.
Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.
Физиологические особенности ребёнка в пубертате
В первую очередь пубертат характеризуется физическими изменениями. Мальчики и девочки начинают стремительно расти. К тому же рост тела происходит в основном совсем неравномерно. Изначально растёт голова и руки, а только затем туловище. Такая природная “несправедливость” заставляет юношей и девушек страдать от собственного вида.
Мышечная система тоже развивается очень быстро, что доставляет неудобства сердечно-сосудистой системе. Как следствие, перепады настроения, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания.
Гормональные всплески приводят к развитию вторичных половых признаков. У девушек округляются молочные железы, становятся объёмнее бёдра, появляется растительность в области паха, подмышками. Появляется менструация. Также выброс сальных желёз способен превратить, ещё совсем недавно чистое лицо девушки, в полотно для прыщей. А это, в свою очередь, также доставит массу неприятностей и становится поводом для низкой самооценки.
Часто на фоне недовольством своего тела возникают пищевые нарушения, могут развиться такие психологические заболевания, как булимия, анорексия, особенно у девочек. Будьте особенно внимательны к питанию подростка, но ни в коем случае не высмеивайте его физическую форму. Если в вашей семье ещё нет правильных пищевых привычек — самое время больше узнать об этом и завести их.
У мальчиков также наблюдаются скачки роста, увеличиваются половые органы, ломается и снижается голос, появляется растительность на теле и лице. Склонность к прыщам, жирной коже наблюдается у мальчиков так же часто, как и у девочек.
Подростки впервые начинают чувствовать физическое влечение к противоположному полу.
Девочки чаще всего опережают мальчиков в развитии на полтора, два года. Первые скачки роста у них происходят в среднем в 11 лет, когда у мальчиков только в 13. Самый максимальный рост приходится на весну, а максимальная прибавка в весе на осень. Мальчики догоняют в развитии девушек в основном только к последним классам школы, при этом ребята все ещё продолжают расти, в то время как девочки уже остановились.
Особенности самооценки подростка
Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности. В формировании самооценки взрослеющего ребёнка очень важную роль играет его семья, взаимоотношения в этой семье, стиль воспитания родителей. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношения к собственным детям, восприятие детей, в целом определяют позицию подростка к отношениям с людьми и к миру.
Согласно исследованиям психологов, на сегодняшний день одна из самых распространённых проблем общества — это внутрисемейные проблемы. Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми часто приводят к негативным последствиям для психического развития подростка. Система воспитания, которая присутствовала в детстве будет взята за основу и перенесена во взрослую жизнь.
Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве способны сформировать у ребёнка повышенную тревожность, отсутствие безопасности, доверия к миру и людям. У ребёнка может развиваться ощущение собственной ненужности, незначительности, беспомощности и подверженности опасности. Таким образом, дети лишаются уверенности в своей ценности, нужности. Они становятся ранимыми, обидчивыми, мнительными.
Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
В раннем возрасте ребёнок чаще оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или большой.
В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.
Чтобы обеспечить устойчивую самооценку, подростки постоянно находятся в поисках одобрения себя, своих поступков и мыслей. Часто в погоне за тем самым одобрением общества, они могут жертвовать собственными нестойкими убеждениями и принципами. А всё лишь из-за страха быть не принятым в группу, клан. В этот момент один может стать беспокойным, неуверенным, ранимым. В то время как другой — зазнайкой, с завышенным самомнением. И здесь, как никогда нужна помощь и поддержка взрослого.
Ведь именно взрослый может показать ребёнку пути к самосовершенствованию, выходы из различных проблем, а также помочь поверить в себя. В случае усугубления проблем и сложностей с определением своего места в коллективе, подросток может стать жертвой буллинга, и если эту проблему быстро не решить его низкая самооценка закрепится и создаст серьёзные сложности во взрослой жизни.
Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.
В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг. А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов.Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями вашего ребёнка. Старайтесь чаще выходить все вместе, сами контролируйте своё телефонное время.
Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.
Социальные взаимоотношения
Подростковый возраст, особенности которого представляют собой выход на обновленную ступень в социальных взаимоотношениях, ориентирован на поиск себя в человеческом обществе.
Основные потребности в социализации подростка проявляются в желании приобщения к сверстникам и отделения от взрослых людей. Также важным является потребность подростка в признании людьми его самостоятельности и притязаний на права и свободы своей личности.
Характер общения с ровесниками, такого важного для ребенка в пубертатном возрасте, можно подразделить по возрастным группам:
- 10-11 лет. Потребность в нахождении в обществе ровесников, совместной деятельности.
- 12-13 лет. Потребность в утверждении собственной персоны в иерархии подросткового общества, желание занять нужную позицию среди ровесников.
- 14-15 лет. Превалирование стремления к независимости, признания важности своей личности.
Как правило, в подростковых сообществах, несмотря на все отрицание модели поведения взрослых, устанавливается иерархия общепринятых человеческих ценностей. Возможны различные видовые искажения, которые зависят от воспитания и окружающей среды, но основополагающими являются честность, верность, товарищество и прочие нормы поведения в обществе.
Подростковый возраст и девочек, и мальчиков, как правило, сопряжен с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
Во взаимоотношениях со взрослыми принято говорить об эмансипации подростка, отделении его от общества взрослых и некоторых его правил.
При этом социальные отношения со взрослым носят двойственный характер:
- Подросток рассчитывает на равенства и закрепление своих прав наравне со всеми представителями общества, ведь он уже взрослый.
- Подростку необходима поддержка, защита со стороны взрослых. Сохранение прежних форм контроля над деятельностью подростка при этом вызывают бурный протест.
Характерное конфликтное поведение в социальных взаимоотношениях проявляется в любом случае, однако его выраженность и интенсивность во много зависят от манеры общения взрослого, его уважительного отношения к личности подростка.
Чем характеризуется окончание подросткового возраста
Окончание столь сложного периода ждут не только родители, но и сами подростки. Нестабильное эмоциональное состояние, гормональные всплески, прыщи, волосы и неравномерный рост тела доставляют массу неудобств. Невозможно определить точный возраст завершения взросления. Этот процесс индивидуален так же, как и каждый человек. Тем не менее существуют определённые признаки, по которым можно определить, что самый непредсказуемый и трудный этап подошёл к концу.
Для девушек характерными признаками будет:
- Психическое состояние стабилизируется. Исчезают скачки настроения.
- Урегулирование цикла. Месячные приходят регулярно и вовремя.
- Полное формирование молочных желёз.
- Фигура становится женственной, округлой.
- Появляются волосы на теле.
- Появляется либидо, влечение к противоположному полу.
Чаще всего у девушек переходный возраст заканчивается вместе с окончанием школы. Однако, каждый организм индивидуален и могут быть отличия в 1-2 года.
Для юношей характерно:
- Полностью созревает половая система.
- Останавливается, стабилизируется рост и вес тела.
- Стабилизируется психическое состояние.
- Появляются волосы на лице и на теле.
- Регулируется либидо.
Цитата Подростки: существа, которые ещё не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители.
Ричард Уолдер