4 ТЕХНИКИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. Латеральный разрыв. ТРИЗ. CRAFT. Дизайн мышление

Творческое мышление — не талант, а навык. Это действительно так. Ведь ему можно научиться.
ТРИЗ, Латеральное мышление, Дизайн-мышление, CRAFT.

Латеральный разрыв

Придумывая идею, мы хотим пойти проторенной дорожкой. Наш мозг укладывает всю поступающую информацию в паттерны — это сильно упрощает нам жизнь, но мешает изобретать новые решения. Суть латеральной техники (автор термина — британский психолог Эдвард де Боно, разработавший множество алгоритмов генерирования новых идей) в том, чтобы преодолеть шаблонное мышление. В основе техники лежит трехэтапный алгоритм.

Точка А — фокусируемся на задаче, то есть выбираем какой-то один ее аспект. Чем ýже фокус, тем проще создать что-то новое. Не перегружайте его информацией: это тормозит творческое мышление.

Допустим, нам надо придумать концепцию ресторана. Варианты фокуса:

  • в ресторане люди заказывают еду;
  • в ресторан люди идут, чтобы не есть дома;
  • в ресторане люди выбирают еду по меню.

Точка B — генерируем латеральный разрыв, набор абсурдных провокационных идей для задачи. Есть 6 базовых методов, их проще объяснить на примере.

  • Дополнение: фокус — люди заказывают еду; разрыв — люди заказывают еду и посуду.
  • Инверсия: фокус — в ресторан люди идут, чтобы не есть дома; разрыв — в ресторан люди идут, чтобы есть дома.
  • Исключение: фокус — в ресторане люди выбирают по меню; разрыв — в ресторане нет меню.
  • Гиперболизация: фокус — люди в ресторане сидят на стульях и диванах; разрыв — люди в ресторане сидят на одном стуле.
  • Замена: фокус — люди заказывают еду у официанта; разрыв — люди заказывают еду у друзей.
  • Изменение порядка: фокус — люди платят за еду, чтобы посидеть в ресторане; разрыв — люди сидят в ресторане, чтобы не платить за еду.

Это этап разрыва шаблона: получившиеся идеи невозможно применить в реальности. Чтобы «приземлить» абсурдное решение, в точке C мы устанавливаем связи с реальностью. Здесь тоже есть несколько способов:

  • извлекаем из абсурдной идеи ее основной принцип и дальше работаем только с ним;
  • ищем положительные аспекты идеи, то есть ее непосредственные выгоды и преимущества: какая ценность идеи видна с первого взгляда?
  • фокусируемся на различии: сравниваем провокационную идею с привычным способом действия и находим основные различия. На этих отличиях от привычного шаблона мы можем выстраивать новую концепцию.

Что такое творческое мышление

Творческое мышление — процесс придумывания чего-то нового. Это умение подойти к проблеме с другой стороны, найти прорывное решение. Такое мышление можно и нужно развивать: роботы мыслить творчески пока не научились. А значит сотрудники с таким умением — нарасхват.

Креативные идеи не прийдут в голову просто так. Если вам нужно придумать что-то новаторское, нужно создать обстоятельства, в которых это произойдет, или дать своему мозгу подходящий материал для работы. Английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре стадии, из которых состоит творческое мышление.

  1. Подготовка: вы определяете проблему, которую хотите решить, и собираете как можно больше знаний по предмету.
  2. Инкубация: вы обрабатываете собранную информацию. Не пытайтесь решить проблему, а позвольте своему разуму блуждать в его поисках. Так вы задействуете свое подсознание.
  3. Озарение: момент «эврики», который наступает, когда вы не сконцентрированы на поиске решения. Например, стоите в душе или готовите.
  4. Проверка: вы проверяете свою идею. Используйте навыки критического мышления, чтобы доработать ее и довести до аудитории.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Методы творческого мышления

Мозговой штурм

В основе этого метода лежит генерирование идей по принципу беспристрастной оценки. Каждый член группы может делиться своими идеями, и на этапе мозгового штурма никто не осуждает чужую идею. Записывайте все, что приходит вам в голову, и уже после штурма начинайте разбираться, что подходит, а что нет. А в конце встречи проголосуйте за лучшие варианты.

Одна из разновидностей метода — обратный мозговой штурм. Здесь вы просите участников генерировать только негативные ситуации или идеи. Это поможет увидеть тонкие места в работе, понять, как вы можете справиться с определенными проблемами и заранее предугадать ошибки проекта.

Пример карты концептов, созданной в программе IHMC CmapTools/Wikiwand

Карта концептов

Картой концептов обычно пользуются инженеры и дизайнеры, чтобы структурировать знания. Это способ визуализации связей между отдельными концептами и идеями. Она помогает систематизировать мысли и открыть новые пути решения проблемы. Вы можете пользоваться ей на мозговом штурме или просто объединять разрозненные идеи.

Мыслительная карта (mind map)

Mind mapping изначально был разработан британским психологом Тони Бьюзеном. Он особенно эффективен в структурировании информации. Чтобы составить такую карту, поместите в центр основную идею и работайте во всех направлениях, создавая растущую и организованную структуру, используя ключевые слова, фразы, изображения или видео.

Мыслительная карта похожа на карту концептов, но она идёт от обратного. Вы не объединяете уже существующие идеи в единое целое, а исходите из основной мысли, которая разрастается на идеи.

Синтез форм по методологии CRAFT

Поле применения метода CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools) — социальные формы отношений. Под ними подразумеваются любые модели взаимодействия между людьми. Обычно такие взаимодействия выстраиваются стереотипно: идя в театр, поступая в бизнес-инкубатор или отправляясь на музыкальный фестиваль, мы заранее представляем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.

Суть CRAFT в том, чтобы переизобрести эти взаимодействия, разобрать их на элементы, а затем поместить эти элементы в новый контекст.

Например, вы хотите придумать концепцию ресторана, куда посетители будут приходить в вечерней одежде. Вечерняя одежда — это форма отношений. Разбираем ее на элементы: в каких случаях люди одеваются таким образом? Театр, гала-концерт, церемония вручения премии «Оскар». Помещаем эти элементы в контекст ресторана: как сделать поход в ресторан похожим на поход в театр или посещение торжественной церемонии? Культурная программа, тематические мероприятия и т. п. Теперь ресторан уже не просто «общепит», а нечто большее.

Ассоциации — основа развития креатива

Ассоциации запускают создание новых явлений, решений, продуктов. Мы используем ассоциативное мышление ежедневно.

В создании нового мозг опирается на то, что знает, видел и помнит. Сознательно или нет он последовательно соединяет одно событие с другим. Такая цепочка приводит к «неожиданным» идеям. На самом деле процесс мог быть запущен давно и только нахождение новых ассоциаций приводит к его завершению.

Виды ассоциаций

  1. Схожие по признакам: лампочка — груша.
  2. Противоположности: холодное — горячее, свежо — душно.
  3. Близкие по расположению предметы и явления: кисть — краски.
  4. Причина — следствие: щекотка — смех.

Как усилить ассоциативное мышление

  • Самостоятельно. Возьмите ручку и бумагу. Возьмите за основу любое слово, например, «креативность». В течение трех минут записывайте цепочку слов, где каждое последующее слово должно быть ассоциацией для предыдущего. В итоге у вас наверняка получится что-то далекое от исходника.

Затем еще в течение трех минут попробуйте связать первое и последнее слово в единый продукт, услугу. Как их можно применить, чем они будут полезны?

  • В компании. Устраивайте с друзьями ежедневный ассоциативный «забег». Генерируйте слово за словом, придумывайте необычные связи. Это полезное и по-настоящему веселое занятие.

Такие элементарные упражнения дают ощутимые результаты примерно через 3 недели. Выполняя их, ум приобретет гибкость, вы станете замечать новые возможности, принимать интересные решения.

Немного подробнее о методах креативного мышления в картинках.

Придумывать можно хаотично или последовательно.

Креативность — это такая мышца, которую можно прокачать. Она как компетенция состоит из четырех измеримых атрибутов: оригинальности, скорости, гибкости и детализации. Эти навыки развиваются так же, как и наши мышцы — на тренажере. То есть чем больше мы придумываем, тем лучше навык креативности.

Придумывать хаотично — это бессознательный процесс. Придумывать последовательно — это процесс структурированный и осознанный.

Мы будем учиться придумывать осознанно и последовательно. Для этого разберем четыре метода.

А как на самом деле? Немного о работе маркетолога и копирайтера

Какое-то время этот стереотипный образ рекламщика оставался в силе и даже подпитывался другими фильмами и книгами о рекламе. Да и сейчас, вполне вероятно, если вы сообщите, что работаете в сфере рекламы, многие обыватели представят вас именно за процессом изобретения очередной крутой идеи для радиоролика.

А тем временем спектр профессий в маркетинге и рекламе заметно расширился, как и круг возможностей, инструментов и задач. Теперь представить рядового маркетолога в раздумьях над очередным шедевральным слоганом всё сложнее — особенно тем, кто знает эту сферу изнутри.

Работа специалистов в маркетинге стала более рутинной: мы больше имеем дело с аналитикой, данными, сервисами учета продаж и рекламных бюджетов, а на творческие задачи отводится всё меньше времени.

Безусловно, в агентствах и компаниях, занимающихся выводом новых брендов на рынок, креатив все еще в значительной степени присутствует в работе — это отрасль брендинга и креативного копирайтинга, где легко найти криэйторов, трудящихся над очередным сценарием или неймом.

А вот маркетолог из среднестатистической российской компании или копирайтер, который работает над текстами для сайтов или соцсетей, сталкиваются с креативом всё реже.

Требования быть приземленными, ориентироваться на данные из отчетов и статистику по целевой аудитории медленно, но верно загоняют наш мозг в своеобразный тоннель, по которому проще и быстрее продвинуться к цели.

Поэтому мы так часто можем видеть ничем не примечательную рекламу. И именно поэтому всё меньше времени уделяем разработке новых рекламных идей для продвижения компании, предпочитая уже «проверенные» методы и рекламные фразы.

Но это точно не полезно для такой профессии, как маркетолог или копирайтер. Поэтому сегодня я постараюсь вдохновить вас на развитие креативных способностей и расскажу о способах «расшевелить» ваш мозг.

Латеральное мышление

Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!

Как это работает?

Нужно сделать 3 шага.

  • Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
  • Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.

Рассмотрим три метода:

1. Метод провокации.

Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.

В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.

Провокация — это ошибка, которую мы намеренно создаем, чтобы она открыла для нас новый ход мысли.

В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.

2. Метод от обратного.

Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.

3. Метод преувеличения.

Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.

  • Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.

Креативные методики

Когда речь заходит о создании креатива, почему-то в основном внимание уделяется таким направлениям как реклама и маркетинг. Отчасти это объясняется тем, что специфика повседневной рабочей деятельности рекламщиков и маркетологов подразумевает постоянную генерацию идей. Однако если говорить о креативе, как о неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности. Креативность часто называется одним из важных личных качеств, которым должен обладать идеальный кандидат на ту или иную вакансию. Креативность стала конкурентным преимуществом в борьбе за «место под солнцем».

Бытует мнение, что креативность сродни гениальности – то есть является врожденным качеством. Однако это предположение опровергают специалисты. Все как один говорят, что это креативность может в себе развить практически каждый. Исключение составляют единицы. Конечно, наибольших результатов в этом направлении, затратив наименьшее количество времени, можно достичь, посетив качественный тренинг креативности. Но что делать, если уже поставлена задача, найти для нее нестандартное решение жизненно необходимо, и времени на посещение тренинга уже нет?

Природа креатива

Для начала необходимо сказать пару слов о том, как получается креатив. Часто создается впечатление, что яркие идеи приходят в головы к своим создателям сами собой. Но это всего лишь впечатление. Проблема создания креатива и проблема творчества вообще уже многие годы волнует исследователей. В результате существует несколько классификаций, описывающих фазы творческого процесса. Одной из наиболее простых является классификация Грэхема Уоллеса, который выделил 4 фазы творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения;
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет;
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи;
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Нашей креативности мешаем чаще всего мы сами. Мешают, прежде всего, мыслительные барьеры, выработанная годами привычка во всем опираться на сознание. Мешает уверенность в том, что существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, в то время как любая задача в действительности имеет множество решений. Мешает убежденность в том, что все уже кем-то придумано. Также часто мешает предубеждение окружающих и страх показаться глупым.

Специалисты в области тренингов креативности утверждают, что у каждого человека существуют свои барьеры, блоки и комплексы, мешающие мыслить по-настоящему творчески. Это может быть и «комплекс отличника», и просто боязнь ошибок, и что-то другое, сугубо индивидуальное. Соответственно, и пути высвобождения творческой энергии у каждого человека должны быть свои, индивидуальные.

Поскольку данная статья не претендует на особую глубину изучения вопроса, а скорее имеет своей целью дать читателю некий инструментарий, который может пригодиться в экстренной ситуации.

На зарядку становись!

Итак, если перед вами поставлена сложная задача, и вы действительно хотите найти нестандартное решение, для начала потребуется разминка. На тренингах креативности довольно часто для разогрева используются детские игры, подразумевающие некоторую физическую активность. Например, одного из участников просят загадать слово, а другого знаками показать его. Еще одно тренинговое упражнение заключается в следующем. Участников просят взять лист формата А4 и аккуратно разделить его на 8 частей. После этого при помощи только большого, указательного и среднего пальцев свернуть из каждой из 8 бумажек маленькие бумажные «снежки». В оригинале далее следует шумная игра в снежки, после которой участники должны собрать как можно больше бумажных «снежков». После этого всех просят так же аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев развернуть «снежки» в первоначальное состояние. Это кажущееся «дурацким» на первый взгляд упражнение направлено, если верить специалистам, на стимуляцию гипоталамуса.

Если нет возможности привлечь к процессу кого-то из коллег, можно просто подвигаться, размяться, побегать или попрыгать. Обладая некоторой подготовкой, можно постоять на голове. Целью подобных экзерсисов является расслабление, разрядка. Некий регресс, возвращение в детское состояние, когда еще не было «зажатости» и «зашоренности».

К сожалению, описанные выше упражнения подразумевают групповую работу и помимо этого могут, мягко говоря, смутить сидящих рядом коллег. Поэтому приводим альтернативный вариант разминки при помощи друдлов – загадок-головоломок, рисунков, глядя на которые невозможно точно сказать, что на них изображено. Ценность друдлов заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает. В качестве упражнения необходимо назвать максимальное количество возможных вариантов того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными (рисунки 1-5).

Рисунок 1. Пример: бабочка, взбирающаяся по веревке

Рисунок 2. Пример: Утенок, выглядывающий из-за края ванны

Рисунок 3. Пример: Кошачья лапа

Рисунок 4. Пример: Вид на автомобильную развязку

Рисунок 5. Пример: План улицы с отмеченным местом посадки парашютиста

Помимо упражнений «настроиться на нужный лад», то есть расслабиться, создать эмоциональный, образный фон помогает музыка и просмотр визуальных изображений. После «разминки» должно активизироваться и заработать ваше творческое правое полушарие мозга. Сколько времени нужно потратить на разминку? На тренингах «на разогрев» отводится примерно 20 минут. Степень вашей «готовности» вам, к сожалению, придется определять самостоятельно.

Креативные методы

Итак, теперь можно перейти к первой фазе творческого процесса, а именно к формулировке задачи и попытках ее решения. Основой поиска нестандартной идеи является способность взглянуть на проблему «под другим углом». Здесь мы приведем описания некоторых простых и наиболее популярных методик. Но сначала важный совет – в процессе работы не забывайте фиксировать (например, на бумаге) все пришедшие вам в голову идеи.

Метод газетных вырезок

Эта методика может быть использована и на креативных группах, и в индивидуальной работе. Суть заключается в следующем. Вам необходимо произвольно выбрать несколько газетных заголовков. Затем вы должны придумать решение проблемы, начинающееся с текста одного из выбранных вами заголовков. Здесь желательно ограничить время описания проблемы, например, 5 минутами. Если работа происходит в группе, все описанные решения собираются вместе, а затем каждый из участников группы должен взять любое чужое решение, продолжить его или развить. Начиная описание решения проблемы с не имеющего к ней прямого отношения фразы, вы фактически вынуждены взглянуть на проблему по-новому, с совершенно неожиданной стороны. Следует сразу оговориться, что рациональный анализ решений может проводиться только после того, как собраны все варианты.

Метод помогает очень быстро выстроить ассоциативный ряд, который, как правило, либо наталкивает на решение проблемы, либо задает направление креативного процесса. На метод газетных вырезок очень похож метод произвольно выбранных слов. Суть метода заключается в том, что в газете или книге вы должны наугад выбрать слово, а после этого связать его с существующей проблемой. Энди Грин в своей книге «Креативность в паблик рилейшнз» приводит такой пример работы с этой методикой. Одному из сотрудников было необходимо разработать темы для медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Произвольно выбранным оказалось слово «Сербия». После некоторого замешательства родились следующие темы: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и т.д.

Метод «потока»

Метод заключается в том, чтобы предложить максимально возможное количество решений проблемы. Причем решения могут быть самыми фантастическими и абсолютно нереалистичными. Критически на решения можно будет взглянуть позже, но в момент придумывания решений важно «отпустить» свое сознание и дать полную волю воображению.

Метод заданного диапазона

Вы должны сформулировать и зафиксировать на бумаге диапазон возможных решений проблемы. Начальная точка должна описывать наиболее очевидное, консервативное и беспроигрышное решение. Финальная точка должна, напротив, описывать самое безумное и нереалистичное решение. Эти две точки являются исходными ограничивающими параметрами. Далее необходимо придумать возможные решения проблемы в рамках заданного диапазона и выписать их соответствующим образом, не оценивая, а ранжируя по степени «рискованности» и «безумности». Этот метод дает возможность освободиться от некоторого психологического груза — даже если ничего ценного не удастся придумать, всегда можно вернуться к начальной точке, то есть консервативному решению.

Метод вымышленных персонажей

Метод вымышленных персонажей лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один. Метод заключается в следующем: вы должны создать собственную «креативную группу» из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать вопрос «Какое решение этой проблемы предложил бы Сальвадор Дали?» или «Какое решение этой проблемы предложил бы Винни-Пух?». Чем разнообразней ваша собственная «креативная группа», тем лучше. В основе, как вы уже поняли, лежит все тот же базовый принцип – рассмотреть проблему с разных сторон, с разных точек зрения.

Метод шести шляп

Эта методика была разработана Эдвардом де Боно и является одной из наиболее известных. Методика помимо того, что заставляет смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, разделяет мыслительный процесс на основные этапы, практически совпадающие с описанными выше фазами творческого процесса: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку. Каждый из этапов символизирует шляпу определенного цвета:

  • Белая шляпа – рациональная, этап сбора информации. На данном этапе необходимо просто изложить цифры и факты;
  • Красная шляпа – эмоциональная. На данном этапе необходимо зафиксировать все связанные с задачей эмоции, предчувствия и др.;
  • Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. На данном этапе обсуждаются возможные неудачи;
  • Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. На данном этапе нужно смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества;
  • Зеленая шляпа – творческая. На данном этапе важно сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, возможных альтернативах, рассматриваются все возможные варианты;
  • Синяя шляпа – философская. На данном этапе формулируется общее представление о ситуации, систематизируется мыслительный процесс.

Методика подходит и для индивидуального использования, и для работы в группе, и напоминает ролевую игру. В обычной жизни наш мыслительный процесс включает все перечисленные выше этапы, но зачастую мы думает обо всем этом одновременно. Методика позволяет уделить внимание каждому из аспектов мышления, но по одному за раз.

Mind Mapping

Эта методика, разработанная Тони Бьюзеном, в русском языке чаще всего переводится как создание карт ума, создание интеллект-карт или создание ментальных карт. Методика интересна, прежде всего, тем, что позволяет структурировать мыслительный процесс и стимулировать пошаговое мышление. Mind Mapping практически универсальна, ее можно использовать в самых разных ситуациях: для прояснения какого-либо вопроса, для сбора информации, для принятия решения. Лучше всего использовать этот метод на этапе, когда необходимо структурировать новые идеи.

Основу методики составляет процесс радиантного мышления – берется основная проблема и от нее, как от ствола дерева, ответвляются различные идеи, связанные с ней. Ментальная карта должна быть максимально образной, аккуратной и красочной, ее необходимо дополнять цветными иллюстрациями – создание карты само по себе является творческим процессом. Для создания ментальной карты желательно использовать листы большого формата (не менее А4), цветные фломастеры, карандаши или мелки.

Старт начинается с середины листа, где вы в квадрате или в круге (как вам больше нравится) обозначаете существующую задачу. Затем от нее проводятся в виде жирных линий ветви, обозначающие основные идеи, связанные с этой задачей. Все названия для дальнейшего удобства использования лучше писать печатными буквами. Значимость мыслей выделяется с помощью толщины линий (рисунок 6). Подчеркнуть связи между различными ветвями можно при помощи замкнутых контуров и стрелок.

Эта методика особенно полезна в тех случаях, когда необходимо «навести порядок» в мыслях и правильно расставить приоритеты. Mind Mapping позволяет облечь беспорядочные мысли в запоминающуюся и структурированную форму. Более подробно о методике можно почитать здесь.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – групповой метод поиска решения – в настоящее время получил широкое распространение. Однако часто приходится слышать о том, что его проведение не привело к желаемым результатам. Поэтому следует сказать несколько слов о принципиально важных моментах, влияющих на результативность подобного мероприятия.

По правилам мозговой штурм должен проходить под руководством опытного модератора. Его функции – расшевелить аудиторию, если она «не настроена» работать, направлять обсуждение, если оно отклоняется в сторону и т.д. Если нет возможности привлечь опытного модератора, то его может заменить хороший коммуникатор, вооруженный «сценарием», регламентирующим дискуссию. В начале мозгового штурма должна быть примерно 20-минутная разминка, для которой могут быть использованы упражнения, описанные в начале статьи. Общее время дискуссии по соображениям продуктивности не должно превышать 2 часов.

Довольно распространенной ошибкой является отсутствие четкого разграничения этапов генерации новых идей и их анализа и критики. В результате многие хорошие и нестандартные решения отправляются в корзину, едва появившись. На этапе генерации важно собрать все идеи, связанные с решением задачи. И только после того, как все участники высказали свое мнение, можно переходить к сортировке идей, например, путем голосования за наиболее понравившиеся. Результатом мозгового штурма является список возможных решений задачи, который передается для дальнейшей оценки аналитикам, директору по развитию и др.

Эврика!

Описанные методики помогают генерировать идеи, однако иногда решения кажутся не достаточно хорошими. Остается предчувствие, что где-то существует еще одно – лучшее – решение. Если вернуться к описанным выше фазам творческого процесса, то после попыток решения задачи, неизменно следует фаза инкубации, когда необходимо отвлечься от поиска идей и переключиться на что-то другое. Переключая свое сознание на другой предмет, мы не перестаем работать над решением задачи, процесс продолжается, но уже на подсознательном уровне. Если верить специалистам, именно в этот момент происходит интуитивное проникновение в суть задачи и долгожданное озарение. Это подтверждается примерами из истории. Наиболее известный из них – открытие, совершенное Ньютоном в момент падения на его голову яблока.

В заключение можно сказать, что, конечно, в статье представлены далеко не все упражнения и методики. Помимо тех методов, что уже описаны специалистами, каждый из нас располагает собственным арсеналом средств. Мы приглашаем вас поделиться своими «рецептами» в форуме статьи.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала бизнес-тренерам, консультантам Екатерине Киктевой и Ирине Поповой.

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

  • Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

  • Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

  • Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

  • Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

  • Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

CRAFT

CRAFT – это методология Василия Лебедева, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы и создать новые.

Как это работает?

  • Задача
    : придумать концепцию парка.

Когда мы придумываем идею, мы часто сразу фокусируемся на объекте придумывания: к примеру, перед нами стоит задача обустроить парк.

Согласитесь, сразу тянет подумать о том, какие скамейки поставить, какой асфальт положить и какие шарики повесить. Это значит, что мы изначально будем создавать тот же парк с набором обычных предметов.

Для того, чтобы найти особенность, а еще точнее, вызвать интерес к парку, давайте смотреть на отношение человека к нему. Как он воспринимает парк? Каким он должен быть? Что это восприятие изменит? И нужно ли его вообще менять?

  • Вернитесь к абстрактному мышлению

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вернуться на шаг назад к абстрактному мышлению и начать рассуждать о мотивах и барьерах человека, связанных с парком. Это позволит выявить так называемый конфликт, на основе которого мы сформулируем нашу идею.

В процессе поиска мотива выяснилось, что парк часто используется как место первого свидания. Ведь у парка есть все возможности для этого: своя страница вFacebook, свой сайт, свои работники и те же «скамейки-пруды-деревья».

Осталось их «заточить» под конкретную драму, чтобы стало ясно, зачем именно этот парк нужен. Так появились большая идея «служба первого свидания» и первый парк, который помогает всеми своими ресурсами организовывать свидания от Facebook до мороженщика.

  • Раскрывайте идею в каждом элементе

Следующий шаг — раскрыть большую идею в каждом отдельном элементе коммуникации: скамейки, на которых можно сидеть, только тесно прижавшись друг к другу, дорожки, где необходимо держать друг друга за руки, чтобы ним пройти, поющего серенады мороженщика и другое.

Кому нужно развитие креативности

Давайте посмотрим глубже. Как умение думать иначе повлияет на жизнь обычного человека?

  • Интересная жизнь. Креатив выводит нас за рамки привычного. Будни перестают быть серыми, жизнь играет яркими красками. Мы не выполняем то, чему научились. Мы сами придумываем интересное развитие своего сюжета. Усильте правое полушарие мозга, и вполне возможно, что по сюжету вашей жизни напишут отличную книгу.
  • Преимущество над ИИ. В течение 20-30 лет роботы заменят людей на 50% существующих профессий. Развитие креативности позволяет самоидентифицироваться, как личность. Понять: какой я? Как мне найти свое место, чтобы остаться интересным и полезным для современного общества? Как жить счастливо?
  • Продление молодости. Гибкое мышление полезно для здоровья. Пока молод мозг, мы в силах проживать ярко каждый день. Тренировки разума важны не меньше, а может даже больше, чем для тела.

Развивать гибкость мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства.

Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности. Ранее мы делились с вами историей нашего резидента Ивана, который уже в 20 лет заработал 2 миллиона рублей, используя креативное мышление и не боясь неудач. Не проходите мимо и обязательно почитайте эту увлекательную историю по ссылке здесь.

Дизайн-мышление

Это практика быстрых и полезных действий для создания действительно нужных людям продуктов и сервисов. Метод создания продукта с фокусом на потребностях человека, благодаря эмпатии — способности смотреть на мир глазами других людей, а также понимать их потребности.

Как работает?

Алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти этапов:

  • Эмпатия

На данном этапе ваша задача разобраться в том, что делают люди, зачем они это делают, каким видят окружающий мир, какие у них ценности, а также узнать об их физических и эмоциональных потребностях.

  • Фокусировка

Нужно четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из информации и находок, которые вы обнаружили на этапе эмпатии.

  • Генерация идей

Во время брейншторма важно количество, а не качество. Можно использовать любые способы генерации, а еще важно фиксировать каждую идею на отдельном стикере, чтобы не упустить интересную находку в процессе придумывания.

  • Прототипирование

Начинаем создавать быстрые и грубые прототипы. Разрабатываем сценарии взаимодействия и применяем ролевое моделирование. Создаем условия для получения первого пользовательского опыта.

  • Тестирование

Даем протестировать прототип фокус-группе и собираем обратную связь.

Постоянно спрашивайте, что не нравится пользователю. Фокусируйтесь на том, чего вы еще не знаете.

Постарайтесь тестировать продукт там, где он будет использоваться или максимально точно имитируйте обстановку. Например, команда Steelcase+IDEO думала о том, как можно сделать обучение более удобным и мобильным, и разработали стул-парту.

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]