Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.
Что такое социализация
Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.
Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.
Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Факторы социализации
Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.
Микрофакторы
Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.
Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:
- особенностей перераспределения собственности;
- господствующей религиозной ориентации;
- характеристик трудовых отношений;
- принципов организации коллективов;
- состояния образования.
В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.
Макрофакторы
Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.
Важное значение имеет государственная идеология, которая:
- Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
- Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
- Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мезофакторы
К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:
- Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
- Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
- Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.
Стадии социализации и их факторы
Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.
В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.
- Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
- Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
- Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.
Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.
Функции социализации
Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.
Социализирующие институты выполняют следующие функции:
- Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
- Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
- Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
- Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
- Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.
В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.
Суть процесса
При рождении человек обладает лишь набором физиологических признаков, позволяющих выжить в окружающей среде. Но для комфортного существования каждому индивиду нужно научиться взаимодействовать с другими людьми. Освоить общественные нормы и правила можно только в процессе социализации личности. Развитие осуществляется в 3 этапа:
- Освоение основных норм и ценностей. Человек старается соответствовать своему окружению, копируя поведение близких людей.
- Персонализация личности. Подросток стремится к активному воздействию на других людей, сравнивает себя с окружающими и находит отличия.
- Интеграция человека в соц. группу. Индивид принимает «правила игры» и активно взаимодействует с обществом.
Социализация человека происходит при помощи набора средств, характерных для конкретного общества. Например, в каждой семье существуют свои традиции, методы поощрения и наказания, элементы духовной культуры. Выделяют 2 формы процесса: адаптацию и интеграцию.
Конкретных людей, влияющих на формирование личности индивида, называют социальными агентами. К примеру, в первые годы жизни ребёнка большим авторитетом пользуются родители, сёстры и братья, близкие родственники. В подростковом возрасте их место занимают друзья, одноклассники, учителя, тренеры.
На развитие индивида влияют и учреждения, то есть институты социализации:
- детский сад, школа и иные учебные заведения;
- армия;
- церковь;
- секции и кружки;
- СМИ.
Личностные особенности зависят и от глобальных факторов: государства, религии, расы, национальности. Все фазы социализации индивиды проходят по-разному. Психологи отмечают зависимость скорости адаптации от темперамента и интеллекта человека.
Типы социализации
Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:
- полную и частичную;
- направленную и ненаправленную;
- семейно-бытовую;
- профессионально-трудовую (организационную);
- субкультурную;
- групповую;
- ресоциализацию;
- гендерную (поло-ролевую).
Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.
Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.
Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.
Первичная социализация
В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.
Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.
В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.
Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.
Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:
- участие в процессе взрослого человека;
- индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
- удовлетворение основных потребностей ребенка;
- определение отношения детей к учебе;
- формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.
Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.
Ресоциализация
Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.
Процесс вторичной адаптации запускают:
- перемена социального статуса и роли человека в обществе;
- стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
- условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.
Вторичные процессы протекают в разных формах:
- Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
- Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
- Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.
Групповая
Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:
- ее члены взаимодействуют регулярно;
- существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
- участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
- группе свойственна самоидентификация;
- люди со стороны определяют общность как единое целое.
Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.
Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:
- обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
- оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
- ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.
Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:
- Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
- Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
- Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.
Гендерная
Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.
Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:
- Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
- На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.
Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).
Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:
- поло-ролевые схемы поведения;
- понимание ролей, которые свойственны полу;
- социальные ожидания;
- социальные подкрепления;
- идентификация.
Организационная
Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.
О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:
- у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
- работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
- руководителей устраивают результаты его работы;
- оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
- новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.
Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.
Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.
Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:
- изменение поведения человека;
- коррекция организационных требований и условий;
- оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.
Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:
- распределение властных полномочий;
- неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
- одобряемый внешний вид;
- свойственные должности поведенческие стереотипы;
- допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.
Досрочная
Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.
Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.
Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.
Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:
- Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
- Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
- Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
- Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
- Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
- Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.
Виды социализации
Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.
Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.
Первичная социализация
Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.
Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.
Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.
В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.
Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.
Вторичная или повторная социализация
Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.
Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.
Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.
Перманентная социализация
Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.
Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.
Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
- Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
- Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
- Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
- Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Функции и предназначение
Механизмы социализации личности — что это, виды
С помощью специальных организаций происходит поощрение желательного и подавление нежелательного поведения. Например, в школе дети обязаны подчиняться определенным правилам, которые потом сохраняются для взрослой жизни.
В каждом институте есть свой полный свод норм и правил поведения. Это позволяет делать поведение людей предсказуемым. Еще одна функция – регулятивная. Она позволяет поддерживать определенные модели поведения, которые помогают выстраивать отношения между людьми.
Основная задача институтов социализации – интегративная. Она сплачивает членов общества, укрепляет между ними связь. Делается это с помощью прививания норм, ценностей, правил.
Семья – это важный этап в жизни человека, в ней передается бытовой опыт
Наиболее значимые предназначения социальных институтов – это сохранение стабильности общества, удовлетворение потребностей людей. Без этого группа не сможет мирно сосуществовать. Психология позволяет изучать особенности отношений и вырабатывать эффективные методы улучшения атмосферы в коллективе.
Процессы институционализации
Несмотря на то, что современное общество достигло высокого уровня развития, процесс формирования социальных институтов не останавливается. Определение институционализации позволяет понять, что стандартизация разных норм все еще продолжается.
Для ее начала должно пройти несколько этапов. Первый – это само появление потребности, которая нуждается в удовлетворении. Второй – формирование целей. Третий – в ходе социального взаимодействия стихийно появляется норма.
Только после этого наступает институционализация, т.е. практическое применение новой нормы. В дальнейшем она может слегка меняться и претерпевать коррективы. Также разрабатывается система санкций за нарушение нормы.
Понятие институционализации включает в себя создание четкой статусной и ролевой структуры. Сложнее с нормами, которые затрагивают взаимоотношения людей. Например, чуть больше века назад женщины не имели большого количества прав, но благодаря эмансипации это удалось изменить.
Краткая характеристика процесса институционализации включает в себя понятие социальной потребности и организационного оформления. Все это небыстрые процессы.
К социальным институтам можно относить разные государственные органы, рабочие коллективы, семью и т.п. Их особенности изучают в педагогике, юриспруденции, социологии и других сферах. В школе на уроках обществознания дети знакомятся с разными видами социальных институтов, пишут про их особенности рефераты.