Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?

В последнее время мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство.

Поэтому сегодня мы поговорим о такой важной теме, как воспитание толерантности у подрастающего поколения. Почему это так важно, стоит ли говорить с ребёнком о проблемах расизма и дискриминации и что делать родителям, если сын или дочь стали жертвой травли по национальному признаку?

Что такое толерантность?

В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.

Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.

Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».

Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.

Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.

Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.

Проблема толерантности в России и в мире

Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.

В Европе, например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые выступают против «исламизации» своих стран.

А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.

В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.

Разделение «мы и они», «свой и чужой» было всегда. Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн.

Но времена меняются, и люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит «плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности. И это право нужно уважать.

Что следует из парадокса толерантности

Как всегда, всё упирается в трактовку. Одни воспринимают этот парадокс как вызов: «Те, кто ратует за толерантность, самые нетерпимые. Мы хотя бы изначально не лицемерим и открыто говорим, что относимся к некоторым категориям людей с ненавистью». Другие видят в нём оправдание насилия как первоочередного способа отстоять толерантность: «Вот соберутся все хорошие люди, изведут всех плохих — и тогда заживём». И то и то звучит не очень мирно.

Сам Поппер хоть и считал, что толерантность надо защищать, но призывал это делать «доводами разума и <�…> посредством общественного мнения». Потому нетерпимым действительно следует предоставлять слово, ведь это создаёт поле для дискуссий. А силовые методы применять лишь в виде самообороны и лишь для того, чтобы вернуть жизнь в привычное русло. Философ не отрицает, что они могут пригодиться:

Ведь вполне может оказаться, что они [представители нетерпимых философских направлений] не готовы общаться с нами на уровне доводов разума и начнут с того, что отвергнут всякие доводы. Возможно, они <�…> будут утверждать, что эти доводы обманчивы и для ответа на них надо использовать кулаки и пистолеты. Таким образом, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимыми к нетерпимым.

Карл Поппер

Например, если серая ворона пойдёт на белую с вилами, будет не до дискуссий. Понадобится остановить агрессора силой. Но пока этого не случилось, стоит просвещать, убеждать, объяснять. Толерантно относиться к «людоедскому» мнению при этом необязательно.

Поппер в своём труде выводит важнейшие, по его мнению, принципы гуманистической этики. Нас интересует первый:

Терпимость ко всем, кто сам терпим и не пропагандирует нетерпимость. С уважением следует относиться к чужому моральному выбору только в случае, если он не противоречит принципу толерантности.

Карл Поппер

Почему так важно говорить об этом с детьми?

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.

Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.

В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.

Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2022 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.

Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2022 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.

Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.

Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?

Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.

Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.

Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.

Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.

В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».

Советы родителям дошкольников:

Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас

Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.

Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.

Мультфильмы про расовые различия:

  1. «Зверополис» (2016, США).
  2. «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).
  3. «В порту» (1975, СССР).
  4. «Дружба народов» (2015, Россия).

Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:

  1. «Аккуратная история» (2014, Россия).
  2. «Подарок» (2015, Германия).
  3. «Про Диму» (2016, Россия).
  4. «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).
  5. «Струны» (2014, Испания).
  6. «Тамара» (2013, США).
  7. «Необычный младший братик» (1995, Франция).
  8. «Мой братик с Луны» (2007, Франция).

Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте

«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».

Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.

Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей

И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.

Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.

В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.

Советы родителям школьников:

Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком

Например:

  • расизм – это когда кто-то ненавидит человека только потому, что у него другой цвет кожи;
  • национализм — это любовь к своей Родине. Но она может быть и хорошая, и плохая. Хорошо — это когда ты гордишься своей страной, своим народом и культурой, но плохо — когда ты считаешь, что только твоя нация – самая лучшая и начинаешь испытывать ненависть к представителям других народов;
  • дискриминация — это несправедливое отношение, унижение человека за то, что он чем-то отличается от тебя.

Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога

Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.

Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур

Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.

Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план

Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.

Фильмы для семейного просмотра:

  1. «Просто помиловать» (2019, США).
  2. «Ограды» (2016, США).
  3. «Чужая ненависть» (2018, США).
  4. «Зеленая книга» (2018, США).
  5. «Кожа» (2008, Великобритания).

К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.

К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.

Советы родителям подростков:

  1. Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и национализму.
  2. Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни увлечений, ни интересов.
  3. Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.

Классный час Тема: « Почему нужно быть толерантным?».

Классный час

Тема:
« Почему нужно быть толерантным?».
Цель:

Способствовать развитию чувства толерантности у учащихся, оценить и проанализировать уровень толерантности учеников на сегодняшний день.

Задачи:

— познакомить учащихся с качествами личности, помогающими во взаимоотношениях с другими людьми;

— определить основные принципы толерантности;

— оценить и проанализировать уровень толерантности учеников.

Вступительное слово учителя:

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о том какие качества личности помогают, а какие мешают во взаимоотношениях с другими людьми. Ведь мы все такие разные, мы рождены быть разными.

Но это и хорошо! Представьте на минутку мир, в котором живут абсолютно одинаковые люди. Одинаковые во всем: по внешности, в поступках и мыслях. Какие чувства вызывает у вас картина такого мира? ( вопрос к классу –порассуждайте на эту тему). Хорошо, что мы живем в другом мире

Оглянитесь вокруг. На дворе XXI век. Человечество научилось решать сложные технические задачи, лечить опасные болезни — достигло многого, но не

Прекращаются межнациональные и международные конфликты, которые перерастают в войны. Одни люди убиваю других. Чего же не хватает людям, чтобы решать проблемы мирным путем. Может потому, что мы все разные? (давайте поговорим об этом и попытаемся сформулировать принципы мирного взаимодействия). Ваши предложения будем записывать на доску.

Все вы, наверное, не раз слышали о толерантности. Это слово такое модное сейчас звучит отовсюду. Что же подразумевается под ним? Каковы его корни, откуда оно произошло?

Обратимся к истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности( слайд 3)

С разных языков мира толерантность переводится по-разному, но общее просматривается во всех понятиях.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык Перевод на русский язык
английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
французский Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
китайский Проявление великодушия в отношении других
арабский Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
персидский Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе.

Блок-схема “толерантность”


Хочу предложить вам определить уровень вашей толерантности на сегодняшний день (см. анкета «Насколько вы толерантны»)

Насколько вы толерантны?»

. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Ключ к тесту

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Давайте подведем итоги и познакомимся с принципами толерантности ( слайды с 10-13)

И в заключении хочу прочитать вам небольшой отрывок из статьи о толерантности:

Толерантность многолика и многогранна. Чаще всего скромна и незаметна. И ни один осваивающий (не освоивший, а именно осваивающий, потому что не останавливаются) эту науку не назовёт себя таковым. Потому что где-то в начале пути приходит понимание, а за ним и мудрость. Толерантность — это инструмент, овладев которым, мастер упорно взращивает мир. Толерантность — это искусство, и, чтобы научиться ему, может потребоваться целая человеческая жизнь. Это лекарство против войны и страстей, но для его изготовления нужны Души, чистые, незапятнанные. Но очистившиеся сами — ценны вдвойне. Толерантность — это способ, это манера, это желание, это умение, это средство.

Толерантность — это каменный мост, по которому можно добраться к другим сердцам. Это пластырь, которым врачуют израненную Душу. Это то, чего не увидеть глазами. Ведь зорко одно лишь сердце.

Толерантность — это умение принимать, давать право на существование и терпимо относиться к идеям, ценностям и убеждениям, разнящимся от твоих. Спокойно относиться к тому, что каждый индивид своеобразен, и ИМЕЕТ ПРАВО на другое вероисповедание, другую, отличную от нашей точку зрения, принадлежность к другой расе.

Чтобы быть толерантным, совсем нет необходимости знать этикет, получать докторскую степень или быть гениальным. Потому что толерантность — это мудрость Души

. Это шестое, столь необходимое нам чувство. Эдакий вестибулярный аппарат для общения. Которого так часто не хватает… В это понятие я вкладываю очень много — чуткость, доброту, воспитанность, этику, силу. Так хочется встречать таких людей чаще. Но это работа; сложная, надоедливая, мучительная работа над собой. Что иногда не под силу нам, завертевшимся на жизненной карусели.

Может, нам стоить освоить хотя бы азы этой сложной науки? И не тешить своё самолюбие, разжигая ненависть? перестать думать, что, идя на компромисс и совершая взаимные уступки, мы становимся слабее. Наша сила — в обуздании своих страстей, недопустимости порицания, отвержения того, что нам не близко. Того, что мы, может быть, никогда не сможем понять. Нас никто не склоняет принимать чужое и далёкое, но и презирать его мы тоже не имеем морального права……

Я не ставлю точку в нашем разговоре, я ставлю многоточие. Мне хотелось бы, что каждый из вас задумался над нашим разговором…..

«Мой сын – националист, что делать?»

Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:

«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.

А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….

Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».

У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».

Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.

Стоит бить тревогу, если ребёнок:

  1. Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
  2. Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
  3. Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
  4. Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
  5. Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.

Что делать родителям:

  1. Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор.
  2. Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так поступаешь».
  3. По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на него негативное влияние.
  4. Обратитесь за помощью к детскому психологу.

Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.

Как быть толерантным в мире, полном парадоксов

Не считать своё мнение единственно верным

В одном исследованииPrejudiced and unaware of it: Evidence for the Dunning‑Kruger model in the domains of racism and sexism участников попросили оценить, насколько терпимо они относятся к людям другого гендера или иной расы. А потом задали вопросы, которые помогают выявить скрытые предрассудки. Оказалось, что наиболее толерантными себя считали сексисты и расисты. А самооценка по‑настоящему непредвзятых людей была довольно скромной. И это показательный пример, как можно своё мнение интерпретировать неправильно, не говоря уже о чужом.

Начинать с себя

Нетерпимость часто возникает в отношении взглядов и образа жизни, которые вообще нас не затрагивают напрямую. Скажем, если кто‑то хочет носить шлёпанцы на носки, то нам от этого какая печаль? Возможно, для нас такой человек выглядит нелепо или немодно. Но это не его проблема, а наша. И именно нам нужно разбираться, что пугает и цепляет нас настолько, что вызывает враждебность.

Самокопание — это больно. Переложить ответственность за дискомфорт на кого‑то другого всегда легче. В то же время жизнь станет гораздо проще, если разобраться с внутренними проблемами. Потому что люди, которые нас бесят, никуда не исчезнут. Гораздо проще прекратить беситься.

Быть открытым

В медицине толерантность означает снижение реакции на повторное введение вещества, привыкание к нему. В этом определении уже содержится инструкция. Мы можем раздражаться, сталкиваясь с какими‑то людьми, потому что воспринимаем их как нечто инородное. Но терпимость — это привычка. Чем чаще мы взаимодействуем с раздражителем и однообразно на него реагируем, тем проще сформировать стереотип толерантного поведения.

Не критиковать, а интересоваться

Нас раздражают непривычные вещи и люди. Но, возможно, нам проще было бы смириться, если бы мы знали, почему дела обстоят именно так. Например, носки под шлёпанцами защищают от мозолей. А семья человека другой национальности — жители этой местности в пятом поколении, и «понаехавший» здесь вовсе не он. Такие внезапные открытия заставляют смотреть на всё в новом свете.

Высказывать своё мнение

Если предыдущие пункты были больше про толерантность, то тут мы прямо подошли к её парадоксу. Как мы помним, главное оружие терпимости — просвещение. И общественные дискуссии в этих целях отлично работают.

Например, возьмём скандал с «засильем» темнокожих персонажей в кино. Маятник раскачивается, и сильнее всего видны две крайние позиции. На одной находятся те, кто переживает, что в сериале «Чернобыль» нет темнокожих. На другой — зрители, которые выражают своё негодование по поводу любого темнокожего персонажа. Но сейчас проблема дискриминации в киноиндустрии выведена в плоскость общественного обсуждения, и это уже немало. А маятник рано или поздно успокоится и займёт позицию по центру.

Не бояться дискуссий

Поппер предлагает не лишать голоса носителей враждебных философий (а это может быть любой из нас). Истина рождается в спорах, но только если собеседники хотя бы чуть‑чуть готовы прислушиваться друг к другу. Если мы просто отстаиваем свою позицию, не слыша оппонента, это пустая трата времени. Но если подойти к процессу осознанно, можно получить весьма неплохой результат.

  • Узнать новые данные и скорректировать свои взгляды. Менять мнение в свете дополнительной информации вполне нормально.
  • Укрепиться в своей позиции. Доводы оппонента иногда лишь добавляют в неё кирпичиков.
  • Получить аргументы для новых споров. Соперники часто задают вопросы, которые ставят нас в тупик. Но они же дают пищу для размышлений. Появляется возможность подумать и подготовиться на случай, если в будущем кто‑то спросит об этом же.

А ещё важно, что дискуссия направлена не только на оппонентов, но и на зрителей. Возможно, соперника мы не убедим, но окружающих заставим задуматься. Именно поэтому важно вести спор экологично и помнить о том, что это беседа, а не война.

Не терпеть «людоедство»

Конечно, пройти мимо враждебного высказывания можно и никто нас за это не должен осуждать. Чтобы противостоять «людоедству», нужен внутренний ресурс. Иначе, спасая мир, рискуем не спасти себя. Но если этот ресурс у нас есть, выражать несогласие с враждебной позицией можно и нужно.

Например, вы всегда молчали, когда при вас кого‑то оскорбляли, а потом раз — и перестали. Какое‑то время вы будете выглядеть в глазах окружающих странным. А потом кто‑то ещё встанет на вашу сторону. И ещё. Ничего революционного, просто слова. Но иногда и их достаточно, чтобы всё изменить.

Ребёнок – жертва дискриминации

По данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2016 году, почти треть родителей стараются ограничивать общение своих детей с детьми мигрантов, а также позволяют себе негативные высказывания в их адрес. Поэтому нисколько не удивительно, что подобное поведение перенимают и дошколята, и подростки.

Что делать, если ваш ребёнок в детском саду, школе или на улице столкнулся с пренебрежительным отношением или насмешками из-за своей национальности:

  1. В первую очередь объясните ребёнку, что его вины в произошедшем нет, а те, кто позволяет себе подобное поведение, не правы.
  2. Дети должны знать, что они вправе гордиться своей национальностью и своей культурой. Познакомьте ребёнка со старинными обычаями, попросите бабушек и дедушек рассказать об истории вашего народа.
  3. Научите ребёнка защищать себя от нападок. В ответ на оскорбительные слова он может сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь тем, что я – армянин/ грузин/узбек и т.д.»
  4. Обратитесь за помощью к воспитателю или классному руководителю. Попросите организовать в детском учреждении мероприятие, посвящённое знакомству с различными народами и их традициями.
  5. Если издевательства продолжаются, а педагог игнорирует ситуацию, обратитесь к руководству учреждения. Ваш ребёнок не должен страдать от равнодушия взрослых и жестокости детей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]