Сущность познавательных процессов и их виды
Определение 1
Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.
Замечание 1
К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь.
В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:
- экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
- интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
- проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.
Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.
Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Познавательная сфера человека 480 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 260 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.
Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.
Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.
В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.
С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.
Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.
Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.
Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.
Замечание 2
Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.
Познавательные процессы в системе психических явлений
Восприятие — это простейший психический процесс, который заключается в отражении определенных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Не все существующие виды энергии, даже если они являются жизненно важными, воспринимаются человеком в виде ощущений. Для некоторых из них, например, облучение вообще не ощущается психически. Таким образом, человек получает в виде ощущений небольшую, но весьма значительную часть информации и энергии, действующей на его организм.
Недостаток ощущений приводит к серьезным нарушениям в работе организма.
Различают следующие типы ощущений:
1) При контакте со стимулом:
- Далекий.
- Контакт
- слуховой
- визуальный
- обонятельный
- тактильный
- вкусы
2) в зависимости от расположения приемника:
(a) интероцептивные — сигнализируют о внутреннем состоянии организма.
б) Проприоцептивные — сигнализируют о положении частей тела и их движении.
в) Экстероцептивные — сигнализируют о различных особенностях внешнего мира (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные).
Для возникновения ощущений необходимо, чтобы стимуляция достигла определенной силы. Например, если мы положим кристаллик сахара в стакан с водой, мы вряд ли почувствуем сладость. Если мы будем добавлять один кристалл сахара за другим, то в конце концов обнаружим, что вода стала сладкой. Минимальный размер стимула, который вызывает едва уловимое ощущение, называется нижним порогом чувствительности. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Эти пороги индивидуальны для каждого человека. Например, один человек слышит очень слабые звуки (тиканье наручных часов), или один человек воспринимает тусклый, приглушенный свет, а для другого этот свет должен быть немного ярче. Кроме того, разные анализаторы имеют разные пороговые значения. Например, у людей очень высокая чувствительность к запахам. Зрительная и вкусовая чувствительность высоки, в то время как тактильная (кожная) чувствительность относительно низкая. Подсознательные стимулы называются подпороговыми. Организм не воспринимает эти раздражители. Это определенно защитная реакция организма, потому что если бы организм постоянно получал и обрабатывал информацию на всех рецепторах, это привело бы к истощению. Верхний порог чувствительности — это наибольшее значение, при котором еще сохраняется достаточная чувствительность [Error: Reference source not found,129]. Например, если мы насыпаем соль в воду, то в конечном итоге воспринимаем горький вкус, а не соленый. В большинстве случаев сверхпороговые стимулы вызывают боль (например, сверхгромкий звук, ослепляющая яркость).
Абсолютная чувствительность не является постоянной на протяжении всей жизни: чувствительность детей развивается и достигает своего наивысшего уровня в подростковом возрасте. Она уменьшается с возрастом. Деятельность, которой занимается человек, оказывает значительное влияние на чувствительность. Например, дегустаторы лучше различают вкусы (опытные дегустаторы вина могут сказать не только из какого винограда сделано вино, но и где оно было выращено).
Сенсации имеют следующие характеристики:
Адаптация — приспособление органов чувств к внешним воздействиям. Например, когда мы выходим из темной комнаты на яркий свет, мы на мгновение ослепляемся, но через несколько минут наши глаза адаптируются, и мы видим нормально.
Синестезия — это возникновение под влиянием стимуляции одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Например, у человека возникают зрительные образы под воздействием звуковых стимулов — зрительно-слуховая синестезия.
Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия с анализатором и практикой. Например, слабые музыкальные тона могут повысить чувствительность зрительного анализатора.
Приемы запоминания
Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.
Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.
Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.
Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.
Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.
Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.
Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.
Сферы личности
Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.
На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете лучше познать себя и свои индивидуальные особенности. С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.
Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.
Выделяют следующие сферы личности человека:
- мотивационная;
- волевая;
- органическая и социальная;
- познавательная.
В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.
Мотивационная сфера личности
Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.
Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.
Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.
Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:
- Органические (потребность в еде и питье).
- Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
- Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
- Духовные (вера, повышение духовного уровня).
Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.
Основные характеристики мотивационной сферы личности:
- Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
- Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
- Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
- Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
- Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
- Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
- Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
- Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.
Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.
Волевая сфера личности
Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.
Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.
Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.
Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.
Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.
Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.
Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.
Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.
Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.
Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?
Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.
Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.
Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).
Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.
Органическая и социальная сфера личности
Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).
Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.
Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».
На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.
Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.
Познавательная сфера личности
Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.
Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.
Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.
Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.
Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.
Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.
Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.
Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:
- Когнитивистика;
- Лидерство;
- Логическое мышление;
- Принятие решений;
- Самопознание.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- «Что в характере твоем?»
- Психософия
- Использование пирамиды Маслоу для самоактуализации
- Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
- Когнитивная сфера личности
- Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
- Самоактуализация
- Условия формирования характера
- Мотивация достижений
- 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Ключевые слова:1Самопознание
Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника
Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых.
Рекомендуем ознакомиться:
- Что должен уметь ребенок в 3 года.
- Что должен уметь ребенок в 5 лет.
В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.
Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.
Виды познавательных психических процессов
Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.
К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.
Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.
Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции.
Психология познавательных процессов
Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.
Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.
Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность. Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.
Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.