Глава II. Внешняя среда – как фактор развития умственных способностей.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта

метки:

Ребенок, Семья, Двигательный, Развитие, Депрессия, Способность, Грудь, Коэффициент Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

Факторы, определяющие развитие интеллекта

Так же, как и в развитии других познавательных способностей человека, при фор­мировании интеллекта тесно переплетаются врожденные особенности и влияние окружающей среды, происходящее в достаточно ранний период жизни ребенка.

Для эффективного развития на начальном этапе имеет значение вес ре­бенка при рождении. Показано, что при весе новорожденного менее 1,5 кг отставание в развитии особенно существенно и его последствия не зависят от доходов родителей (Petterson, Alber, 2001).

Будущие способности ребен­ка ухудшаются при наличии хромосомных аномалий (например, болезни Дауна, синдрома Тернера и т.д), болезней матери в период беременности.

Показано, что кормление грудью в течение первых 3 месяцев улучшает интеллектуальное развитие ребенка в будущем. Были изучены интеллекту­альные навыки и двигательные функции 345 детей сначала в возрасте 13 ме­сяцев, затем — 5 лет. Детей для исследования отбирали случайно по меди­цинским карточкам их историй болезни. Оказалось, что продолжительность кормления грудью не влияла на развитие у детей двигательных навыков в любом возрасте, но сказывалась на интеллектуальном уровне. Те, кого кор­мили искусственно, в среднем имели более низкие умственные способнос­тей в 13 месяцев и худшие показатели интеллекта к 5 годам. По-видимому, та близость, которая связывает ребенка и мать при кормлении грудью, не только дает ребенку пищу, но и способствует развитию интеллекта.

13 стр., 6391 слов

Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

… а также нарушением полового развития (евнухоидизм, бесплодие). Степень снижения интеллекта может быть выражена в … развития ребенка, их значение для психомоторного речевого развития. Период внутриутробного развития. Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития … дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. У человека …

Один из поразительных результатов был получен в исследовании Х.М. Скилс (Skeels, 1966), длившемся более 40 лет. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей штата Айова. В нем малыши сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Исследова­тель забрал из пансионата 13 детей и передал на воспитание умственно от­сталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети, возмож­но, не получив необходимого интеллектуального развития, хотя бы получат ласку. Однако весьма скоро, живя со своими приемными мамами, полюбив­шими своих питомцев, они начали меняться. Дети начали говорить, осуще­ствлять необходимые для своей возрастной группы действия, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что четверо из них получили выс­шее образование, многие сформировали семьи и родили детей, и все смог­ли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государства. Эти данные свидетельствуют о том, что интенсивная стимуляция из­вне необходима для развития интеллектуальных способностей.

Объемное исследование 300 семей с приемными детьми обнаружило су­щественную зависимость интеллекта ребенка от интеллекта биологической матери (Horn, Arnold, 1997).

Другой доказанной закономерностью является влияние порядка рождения на интеллект (Zajonk, Markus,1975).

При обследовании почти 400 тысяч голланд­цев, проходивших военную службу, было обнаружено, что коэффициент интел­лекта уменьшается с увеличением детей в семье. Внутри семьи он наибольший в среднем у старшего ребенка и наименьший — у младшего.

Полагают, что ин­теллект, измеряемый типичными опросниками, напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит со взрослым. Соответственно, в больших семьях каж­дому ребенку достается меньше внимания, чем в маленьких. При этом совмест­ные игры детей ведут к улучшению двигательных возможностей ребенка. Более того, в среднем, чем больше детей в семье, тем меньше и сами взрослые посвя­щают времени интеллектуальным занятиям, поскольку больше времени тра­тится на уход за большим семейством. Наиболее четко зависимость снижения интеллектуального уровня ребенка и улучшения двигательных навыков наблю­дается у детей с тремя и более братьями и сестрами (Petterson, Albers, 2001).

На число детей в семье накладывается и другой показатель — бедность. Одна­ко эти данные свидетельствует еще и о том, что оценки когнитивного развития не учитывают особенности жизни детей из бедных семей. Безусловно, они плохо адаптированы к школьным знаниям, но у них есть великолепное знание выжи­вания на улице без родителей. В богатых семьях детей менее приучают к труду по дому, с особым вниманием относясь к знаниям академическим. Именно поэто­му можно сказать, что бедность усиливает знания, необходимые для выживания в условиях той среды, в которой развивается ребенок. Хроническая бедность улуч­шает двигательные навыки мальчиков, но ухудшает познавательное развитие, прежде всего девочек. Эти статистические закономерности могут противоречить отдельным случаям, когда в больших семьях родители много занимаются с деть­ми, а в маленьких — дети не нужны родителям (Petterson, Albers, 2001).

15 стр., 7025 слов

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

… называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и …

Коэффициент интеллекта коррелирует и с социальным статусом семьи, поскольку семья с высоким социальным статусом в большей мере может со­здать ребенку насыщенную среду, то есть обеспечить его всем необходимым для развития когнитивных способностей. Показано, что дети, родившиеся в социально неблагополучных семьях, но живущие в привилегированных семьях, имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их братья и се­стры, воспитанные родителями (Skarr, Weinberg, 1976).

Однако наиболее существенное влияние на развитие ребенка оказывает депрессия матери. Умеренная депрессия в большей мере влияет на когни­тивные способности девочек, тогда как сильная депрессия ухудшает и ког­нитивное, и двигательное развитие всех детей, хотя для мальчиков послед­ствия были более тяжелые.

Обнаружен существенный кумулятивный эффект депрессии: чем дольше и глубже депрессия матери, тем хуже и двигательные, и когнитивные спо­собности детей, особенно мальчиков. При этом последствия тяжелее в тех случаях, когда у матери сначала была депрессия, а потом исчезла, чем тог­да, когда после рождения ребенка депрессии не было, а потом она возник­ла. Это свидетельствует о потребности в раннем взаимодействии с матерью и эмоциональном контакте с ней. Хорошее благосостояние может снять по­следствия умеренной депрессии, но не влияет на последствия сильной.

Когнитивное развитие детей зависит и от образования матери: чем бо­лее образована мать, тем лучше познавательные способности мальчиков (Petterson, Albers, 2001).

Познавательные процессы зависят также и от пола испытуемых. Это разли­чие касается не коэффициента интеллекта в целом, а отдельных его характерис­тик. Так, женщины более эффективно выполняют лингвистические задачи, а мужчины — задачи на мысленное вращение геометрических фигур (Walla,2001).

В главе «Психофизиология пола» говорится, что ориентация в пространстве за­висит от уровня половых гормонов. Психофизиологической же особенностью мышления женщин является большая заинтересованность обоих полушарий при решении любых задач, тогда как для мужчин характерна более выраженная латерализация, зависящая от типа задания (Вольф, 1996).

22 стр., 10561 слов

Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

… социально-педагогические аспекты жестокого обращения. Предмет исследования: социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье. Цель данной работы: изучить и описать социально-педагогические аспекты жестокого обращения …

Примеры похожих учебных работ

Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …

… социализацию ребенка. Доказана ведущая роль ближайшего социального окружения — семьи — для нормального психического развития ребенка (Г. … гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное …

Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную …

… фразы, слова (тревожная вербигерация).При тяжелых депрессиях характерно развитие депрессивно-параноидного синдрома, отличающегося остротой, резко … не радует, не волнует (ни родные, ни дети). Подобное состояние обычно сопровождается жалобами больных на …

Влияние типов семей на развитие подростка

… детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Поэтому тему своей курсовой я выбрала в этом русле: «Влияние типов семей на развитие … в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, …

Процесс формирования человеческой личности под влиянием института семьи

… Глава I. Теоретический аспект роли семьи в развитии личности ребенка .1 Семья как фактор социального развития подростка Одним из важнейших социальных фактов, оказывающих влияние на развитие личности подростка, психологи считают именно …

Интеллект стадии развития психики

… интеллект у животных Цель работы – рассмотреть интеллект стадии развития психики. Задачи: 1) Рассмотреть историю развития представлений об интеллекте животных; 2) Раскрыть предпосылки развития интеллекта … ориентироваться в среде. Развитие жизни …

Психологические особенности отношений детей к родителям в полных и неполных семьях

… матери для подростков Гипотеза: Методы: -анализ литературы; -наблюдение; -тест, проективные методики; 1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка. Семья … благополучного развития ребёнка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный …

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Развиваться или деградировать?
  • Фактор общего интеллекта
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
  • Искусственный интеллект и тест Тьюринга
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Тест Векслера

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]