Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах


Введение

Цели
освоения дисциплины:

– ознакомление студентов с данной отраслью психологического знания, повышение компетентности в области психологии делового общения;

– формирование теоретических знаний и практических навыков по психологии общения. Задачи

освоения дисциплины:

– овладение студентами категориальным аппаратом психологии делового общения, спецификой и особенностью делового общения как социальнопсихологического явления;

– ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки;

– овладение студентами современными технологиями делового общения, ознакомление с особенностями межличностного восприятия коммуникации и взаимодействия в общении;

– овладение студентами литературной и деловой письменной устной речи на русском языке и навыками публичной и научной речи;

– продемонстрировать значимость выявленных закономерностей для понимания и решения психологических проблем общения, организации его различных форм, для развития и коррекции общения.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла – Б1. Гуманитарный и социально-экономический цикл.

Изучение курса «Психология делового общения» проводится в тесной связи с такими дисциплинами, как «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Философия», «Психология и педагогика» и служит основой для других дисциплин, например, рассматривающих отдельные проблемы психологии общения. Дисциплина «Психология делового общения» является единым базовым теоретическим курсом, дающим основательную систему знаний, связанных с пониманием особенностей общения как социально-психологического явления, формированием общей культуры общения, а также психологических и нравственных качеств как необходимых условий профессиональной деятельности специалиста.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных (ОК):

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования (ОК-2);

– способность принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-3);

– способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-5);

– владение навыками публичной и научной речи (ОК-6). б) профессиональных (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
– управлять исследовательскими и проектно-внедренческими коллективами (ПК-6). научно-исследовательская деятельность:

– организовывать самостоятельную и коллективную научноисследовательскую работу (ПК-13); консалтинговая деятельность:

– консультировать по совершенствованию архитектуры предприятия (ПК-14);

– консультировать по вопросам развития ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-15); педагогическая деятельность:

– разрабатывать образовательные программы и учебно-методические материалы по управленческим и ИТ-дисциплинам (ПК-18);

– проводить лекционные и практические занятия по управленческим и ИТдисциплинам (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:

• об истории научного изучения проблемы общения, о разделах психологии общения;

• психологические основы делового общения;

• об этических ошибках делового общения, включая знание делового этикета и протокола;

• о прикладном аспекте знаний психологического минимума применительно к деятельности специалиста;

• о спецкодексе психологической стороны делового общения в области бизнеса.
Уметь:
• применять знания психологической стороны делового общения в своей деятельности специалиста;

• строить межличностные отношения в деловой сфере с учетом цели общения и индивидуально-психологических качеств партнера;

• строить отношения в деловой сфере сервиса и иной области делового общения на базе знаний об этикете;

• демонстрировать высокую культуру поведения Владеть:

• навыками использования знаний психологии для предотвращения и разрешения конфликтов в деловом общении;

• определять индивидуально-психологические свойства личности и особенности неречевого поведения партнеров по общению;

• уметь пользоваться психологическим инструментарием для психологического исследования.
Приобрести опыт деятельности:
• устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах;

• работы в команде и создании климата делового сотрудничества, доверия и уважения;

• постоянно работать над собой и стремиться к успеху.

Трудности межличностного общения

В течение всей своей жизни человек находится в постоянном общении. Ежедневные контакты необходимы для комфортного существования в обществе.

В течение всей своей жизни человек находится в постоянном общении. Ежедневные контакты необходимы для комфортного существования в обществе. Во время коммуникации люди обмениваются информацией, передают и получают различные эмоции, лучше узнают себя и реализуют свою индивидуальность. Так все люди разные, время от времени возникают трудности в межличностном общении, которые преодолеть поможет только квалифицированный специалист.

1. Определение и описание трудностей и дефектов в процессе межличностного общения

Трудности, возникающие в процессе межличностного общения, становятся серьезным препятствием не пути к эффективному взаимодействию между людьми. Осложняют эти отношения, особенности характера каждого из участников диалога. Как правило, трудности такого рода являются источником нервно-психического напряжения. Они имеют различия по типу возникновения ситуаций, по степени напряжения и влияния на эффективность общения.

Существуют 2 группы трудностей:

  1. Объективно переживаемые — видны человеку во время общения и, в результате, приносящие неудовлетворенность этим контактом. Это трудности носящие коммуникативный характер.
  2. Субъективно переживаемые — не всегда видны и очевидны для человека в конкретной беседе. Это трудности носящие психологический характер, проявляющиеся в виде застенчивости и социальной неуверенности. Человеку трудно взять на себя ответственность, определиться с выбором или выразить свое мнение начальнику.

Существующие группы трудностей общения делятся на первичные и вторичные. Первичные — связаны с темпераментом и характером личности. Вторичные — связаны с неудачным опытом социальных и эмоциональных контактов. И то и другое являются следствием коммуникативных барьеров, а так же стрессов, травм, обмана или тщетного ожидания.

Дефектом межличностного общения считаются преграды, которые создает человек, обладающий определенным набором личностных качеств, таких как бестактное, авторитарное и невоспитанное поведение, проявление эгоизма и эгоцентризма, подозрительности, морализаторства и наглости. Эти свойства характера, как правило, проявляются во время нервно-психического напряжения, перегрузки, ограниченности в свободном времени. Результатом, влияния этих помех, будет ограничение круга общения и неудовлетворенность собеседников, что без сомнения, скажется на результате всего взаимодействия. Демонстрируется раздражительность, конфликтность, физическая, психическая и нервная усталость.

Специалисты по языку тела человека отмечают, что защитная поза партнера, резкие движения и высокомерный взгляд вызывают подсознательное недоверие к человеку. Бывает, конечно, что собеседник элементарно «одевает» маску, скрывая собственную неуверенность, скованность и страх. К сожалению, эти неразумные действия часто проявляются независимо от его желаний, тогда, когда появляется угроза его достоинству или самооценке.

Устойчивый дефект общения проявляется в виде неуверенности в себе, постоянной тревожности, чувства неполноценности, беспокойства, страха или оцепенения, вплоть до полной ограниченности действий. Эти люди, в процессе жизни, как правило, приобретают авторитарный и консервативный взгляд на вещи, отношения и привычки.

Доверительному и открытому общению мешают перечисленные свойства характера, одновременно приводя к конфликтам и нарушению естественного контакта .

Виды и уровни межличностного общения у взрослых

Уровни общения:

  • Социально-ролевой уровень

Цель: Выполнение ожидаемой от человека роли.

  • Манипулятивный уровень

Цель: Поиск способов повышения эффективности взаимодействия, организация совместной деятельности.

  • Интимно-личностный уровень

Цель: Психологическая близость, доверительное общение и эмпатия.

Виды общения:

  • Опосредованное общение (интернет, телефон, письмо).
  • Непосредственное общение (личный контакт).
  • Формальное общение (ролевое, деловое, функциональное).
  • Неформальное общение (товарищеское, доверительное, интимное).
  • Диалогическое общение (взаимоотношение двух людей).
  • Групповое общение (взаимоотношения в группе людей).
  • Массовое общение.

Особенности межличностного общения у дошкольников

У малышей общение, как правило, тесно связано с игрой, изучением предметов и рисованием.

Начиная с 4 лет у детей общение с ровесниками становится главной потребностью. Одновременно сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для них взрослый — это объект уважения и познания мира.

Для деток до 7 лет взрослый является старшим другом, от которого они ожидают понимания и сопереживания. Следовательно, с возрастом потребность в общении увеличивается, приобретает новые формы и значение.

Весь дошкольный период происходит переход от непосредственной формы общения к мотивированной.

Непосредственная форма общения носит избирательный характер. Дети выбирают партнера без особых объяснений. Общаясь, начинают проявлять следующие коммуникации — кокетство, притворство, фантазии, стремятся выразить обиду и специально не отвечать товарищу. В основном общаются нестандартно, раскованно и эмоционально. Инициативные действия преобладают над ответными, то есть с трудом могут поддержать и развить диалог.

Особенности межличностного общения у подростков

Специалисты признают огромное значение межличностного взаимодействия для подростков. Это центр их существования, который определяет все остальные стороны деятельности и поведения. Общение в это время качественно меняется по сравнению с общением, которое было в младшей школе.

Общаясь с ровесниками, подростки начинают активно осваивать цели, нормы и средства поведения в обществе, определяют критерии оценки себя и товарищей. Смена ориентиров, происходит постепенно или, в исключительных случаях, бурно.

В ходе межличностного общения вырабатываются навыки взаимодействия в социуме, умение подчиняться дисциплине в коллективе и одновременно отстаивать свои интересы, осознанно соотносить общественные и личные интересы.

Вне общества сверстников подросток не способен выработать необходимые коммуникативные качества. В связи с этим подросток стремится:

  • Устанавливать содержательные отношения с окружением.
  • Расширять круг общения, знакомясь с интересными людьми.
  • Быть признанным.
  • Быть принятым в различные социальные группы.
  • Устанавливать контакты с противоположным полом.
  • Осваивать характерное для своего пола поведение.

Если у младшего подростка положение среди ровесников в основном зависит от школьных оценок и поведения, то для старшего подростка особенно важным становится другое достоинство — сообразительность, умение владеть собой и смелость.

Проблемы во взаимодействии у подростков возникают по следующим причинам:

  • Трудность представляет выбор адекватного поведения с окружением.
  • Низкая самооценка.
  • Болезненное реагирование на любую критику.
  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Застенчивость и робкое поведение.
  • Состояние тревоги и подавленное настроение.
  • Недоверчивость.

Важная информация о клинике Преображение

Если Вами уже принято решение о необходимости консультации по вашей проблеме, остановите свой выбор на квалифицированных и опытных специалистах нашей клиники.

Каждая ситуация трудности в общении, в клинике Преображение, рассматривается индивидуально. При необходимости комплексной помощи подключаются смежные специалисты.

В случаях, если трудности в общении возникли на фоне психического расстройства возможно лечение в стационаре или поликлинике, которые созданы на нашей базе и расположены в центре Москвы.

На любые вопросы, очень подробно, Вам ответят по электронной почте и телефонам:

+7
8
Принимаются звонки 24 часа в сутки
Бесплатная линия

E-mail

Будьте смелее, обращайтесь к специалистам!

Содержание и структура дисциплины

Таблица 1 – Содержание и структура дисциплины

Глава 1 – разработана Якиманской И.С.; глава 2 – разработана Биктиной Н.Н., главы 3,4 – разработаны Логутовой Е.В.

Каталог:

book -> contact contact -> Составитель: проф. К. Сельченок contact -> Кейт Кинан Эффективное общение contact -> Майк Клейтон Как говорить, чтобы вас слушали contact -> Ирина Лешутина Риторика. Искусство публичного выступления contact -> Искусство оратора contact -> Аллан и Барбара Пиз Почему мужчины хотят секса, а женщины любви contact -> Владимир Всеволодович Ульянов Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи contact -> Посвящаю своей жене Виктории contact -> Макс Эггерт Язык тела. Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела contact -> Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных

3,39 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Сущность затрудненного общения

Определение 1
Затрудненное общение – это все виды и формы общения, которые приводят к деструктивным изменениям поведения партнеров.

Проблема затрудненного общения сегодня довольно активно обсуждается в отечественной психологии. Существующие модели оптимального общения напоминают, скорее всего, перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам.

Показателем затрудненного общения является несоответствие заданным параметрам. Данный подход наиболее широко распространен в прикладных областях психологии – психология педагогического общения, управленческое взаимодействие, специалисты именно этих областей должны владеть навыками эффективного оптимального общения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В основе классификации затруднений в общении лежит их оценка с помощью которой можно определить ситуации затрудненного общения – от легких сбоев до уровня конфликта, приводящего к разрыву всех отношений между партнерами.

Литература по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что данный термин используется и в широком и узком смысле. В широком смысле он объединяет такие явления, как конфликты, барьеры, трудности, затруднения, сбои, препятствия, преграды. В узком смысле он фиксирует незначительные, легко преодолеваемые трудности общения без деструктивных последствий.

Ряд специалистов считает, что затрудненное общение относится к глобальному, интегральному феномену.

По мнению В.Н. Кунициной феномен затрудненного общения – это явление, представленное в сознании и переживании партнеров. Если говорить о причинах возникновения затруднения в общении, то на первое место специалисты ставят состояние напряженности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и др.

Затрудненное общение рассматривается в нескольких плоскостях:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психология затрудненного общения 400 ₽ Реферат Психология затрудненного общения 270 ₽ Контрольная работа Психология затрудненного общения 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • как социально-психологический феномен, который проявляется при взаимодействии и социальном общении;
  • как объективное явление, проявляющееся в несоответствии цели и выбранной модели общения;
  • как субъективное явление, проявляющееся в разных переживаниях человека, например, неудовлетворенные потребности, внутриличностные конфликты и др.

Рисунок 1.

Существует несколько классификаций трудностей, возникающих в общении:

  • объективные и субъективные трудности,
  • первичные (природные условия жизни, история формирования группы) и вторичные трудности (порожденные психогенными и социогенными воздействиями, осознаваемые, т.е. реально присутствующие в процессе общения и неосознаваемые, они представлены в сознании личности, но несуществующие реально),
  • ситуативные или устойчивые трудности,
  • межкультурные и культурно-специфические,
  • индивидуально-психологические, социально-психологические трудности.

Кроме этого существуют когнитивно-эмоциональные, мотивационные, инструментальные, вербальные и невербальные, а также социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные трудности.

Замечание 1

Таким образом, затрудненное общение – это социально-психологический феномен, отражающий широкий спектр явлений неэффективного общения.

Затрудненное общение и личность

Для личности существует определенная свобода выбора ситуаций и направление активности участия в них. Личность может выбрать любое направление активности, при этом она может отказаться от других направлений. Выбирая свое направление, личность оказывает влияние на возникновение конкретных ситуаций социальной практики. Поэтому изучение влияния общения, как на личность, так и личности на общение, является важным.

В таком подходе особенно нуждается психология затрудненного общения. В социальной психологии затрудненного и незатрудненного общения используются социально-психологические и психологические характеристики личности – это направленность, установки, система отношений личности, ценностные ориентации, стратегии взаимодействия, ролевые и статусные позиции личности, навыки и умения в области коммуникации, соответствие её поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.

Анализируя социально-психологические характеристики субъекта затрудненного и незатрудненного общения, можно сказать следующее:

  • Субъектом затрудненного общения является индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей. Характерным для него является искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии, смещение отношений, установок, неадекватные эмоциональные реакции, низкий уровень эмпатии. Последствиями являются сбои, трения, конфликты;
  • Индивид, выступающий субъектом незатрудненного общения, имеет достаточно развитые социальные способности и позитивные личностные качества. Характерными для него являются рефлексия собственных представлений, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, субъектного отношения к себе и к другим, высокий уровень эмпатии. Результатом незатрудненного общения является взаимодействие, согласие, кооперация, сотрудничество.

Для исследования ситуаций затрудненного взаимодействия наиболее адекватным является подход, обозначаемый как «личность в ситуации» – он дает возможность полно отразить характеристики, существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия:

  • существование барьера на пути достижения целей партнеров;
  • рост нервно-психического напряжения;
  • демонстрация непонимания;
  • сбои в интеракции, т.е. во взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств.

Вариантов субъектов затрудненного общения очень много, но, несмотря на это, общей их чертой является дисгармония внутреннего мира, что проявляется в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий.

Замечание 2

Собирательный портрет такого субъекта, составленный на основании базовых характеристик, – это субъект противоречивый, с постоянными внутренними конфликтами, тревожный или, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству во всем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]