Что такое потребность человека: разбираемся вместе

Краткое определение

Потребность – это нужда в чем-либо, которая побуждает человека совершать действия для ее удовлетворения.

Субъективно она ощущается как дискомфорт, напряжение, “внутренний зуд”. В момент удовлетворения эти неприятные ощущения сменяются чувством удовольствия и расслабления, которые служат наградой человеку за его старания.

Человек постоянно испытывает на себе действие нескольких потребностей. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности нам необходимы еда, вода, свежий воздух, комфортные условия проживания и т. п. Эти нужды являются базовыми, первичными. Невозможность удовлетворить их ведет к серьезным проблемам со здоровьем и даже к смерти.

Есть и другая группа – вторичные. Они возникают, только когда у человека “закрыты” все базовые нужды. Сюда относятся духовные, социальные и экзистенциальные потребности. Подробнее о них мы поговорим, когда будем рассматривать пирамиду А. Маслоу.

Потребности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемые превращаются в мотивы и определяют деятельность человека. Неосознаваемые скрыты в подсознании и иногда прорываются наружу в виде сильных эмоций.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Как работает пирамида Маслоу?

Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.

Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.

Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.

Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.

Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.

Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.

В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.

Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.

Некоторые люди просто не хотят заниматься саморазвитием, потому что это не просто и, по их мнению, — скучно. Для саморазвития и работы над собой требуется время, но не каждый человек готов «жертвовать» своё время на личностный рост. Можно сравнить это с тем, что человек не может накопить деньги на крупную дорогую вещь, потому что не готов отказаться от мелких, не всегда необходимых, покупок.

Какие бывают потребности

Существует несколько подходов к классификации. Почти все именитые психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, разделяли их на высшие и низшие. Мы уже рассмотрели данную дифференциацию чуть выше.

Более сложная классификация разделяет нужды на три вида:

  1. Биологические (телесные). Все нужды, связанные с физиологией.
  2. Социальные. Нужды, которые обусловлены социальной природой человека.
  3. Экзистенциальные. Приобщают человека к вечному. Творчество, самосовершенствование, познание.

Биологические

Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их нет никакой возможности. К ним относятся:

  • подходящая пища;
  • комфортные параметры окружающей среды;
  • пригодная для питья вода;
  • нормальная экология;
  • безопасное жилье;
  • избавление от продуктов жизнедеятельности;
  • сексуальная удовлетворенность.

Этот базовый перечень практически не изменился со времен сотворения человека. Зато серьезно изменилось качество нужд. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из шкур и шалашом из веток. Уровень комфорта рос на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.

Соотношение базовых потребностей меняется в течение жизни. Например, в первые годы жизни сон имеет более важное значение, чем во взрослом возрасте. Секс, являясь приоритетом в подростковом возрасте, после 40 лет отходит на второй план.

Социальные

Они отражают социальную природу человека. Сюда отнесем:

  • чувство принадлежности к обществу;
  • социальное взаимодействие;
  • чувство привязанности;
  • самоутверждение;
  • признание заслуг.

Без удовлетворения этих потребностей человек может прожить, но жизнь его будет неполноценной.

Установление социальных связей

Экзистенциальные (духовные)

Эта группа нужд исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о прекрасном, о добре и зле, о гармонии, о приобщении к вечному. Такие нужды есть далеко не у всех людей, так как находятся на самой вершине иерархии.

К экзистенциальным потребностям относятся:

  • жажда знаний;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • тяга к творчеству;
  • поиск смысла жизни;
  • приобщение к прекрасному.

Человек в течение жизни должен стремиться достичь этого уровня и прочно обосноваться на нем.

Пирамида Маслоу 5 ступеней

Пирамида Маслоу представляет выразительную иерархию потребностей. Согласно идее, по мере удовлетворения низших потребностей у человека возникают другие желания и стремления, более высокого уровня. Все потребности можно сгруппировать в пять уровней.


Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней

Рассмотрим, каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу выделяют:

1. Потребности физиологические, основные — удовлетворение голода, жажды, тепла, половых инстинктов. Физическое выживание — базовая потребность. Если не удовлетворить эти потребности, тело человека не сможет полноценно «функционировать». Маслоу выделял важность основного этапа пирамиды.

2. Потребности в чувстве безопасности и уверенности связаны с желанием иметь комфортные условия жизни, избавиться от страхов и неудачи. Людям хочется иметь в своей жизни контроль, предсказуемость и порядок. Человек нуждается в социальной, эмоциональной стабильности, финансовой безопасности, соблюдении закона и порядка.

3. Потребности социальные для человека заключаются в необходимости общения и совместных действий с другими людьми. На этом уровне возникает необходимость в межличностных отношениях — это дружба, любовь, привязанность, доверие.

4. Потребности в признании заключаются в формировании уважения человека к себе (достоинство и независимость), и к окружающим (престиж, статус, положение, высокая оценка других людей).

5. Потребности духовные (личностная реализация) объединяет самовыражение, идентификация, самоактуализация человека. Это высший уровень, высшая потребность реализации человеческого потенциала. Люди по-разному воспринимают эту потребность. Одни приходят к духовному росту, вторые — стремятся стать лучшими в карьере, спорте, искусстве, третьи — реализуют потребность стать идеальными родителями.

Маслоу пояснял, что буквальное понимание модели пирамиды как поступательного движения от полного удовлетворения одного уровня к другому, является не совсем верным. По словам Маслоу, к реализации уровня не нужно относиться как «всё или ничего». Достаточно на нижних этапах прикрыть нужды «более или менее», и стремление человека вполне может развернуться на завоевание «вершины» пирамиды-треугольника.

Отметим, что 5 ступенчатая модель Маслоу немного позже расширили, в неё включили когнитивные, эстетические и более поздние — трансцендентные потребности индивидуума. С выделением изменений и добавлений получили распространение 7-ступенчатая и 8-ступенчатая модели.

Жизненный цикл

Давайте рассмотрим, как потребность возникает, развивается и реализуется. На начальном этапе она ощущается как смутно осознаваемая и неоформленная нужда в чем-то. Она выступает в виде внутреннего скрытого условия для деятельности, в виде некого идеала.

Далее нужда опредмечивается и конкретизируется, обрастает подробностями и становится движущей силой деятельности человека. Например, индивид открывает в себе тягу к любви и начинает искать партнера для отношений.

Из потребностей рождаются мотивы, которые впоследствии трансформируются в цели. Совокупность всех мотивов формирует направленность личности.

Чем дольше нужда остается нереализованной, тем сильнее внутреннее напряжение и дискомфорт. Он заставляет внимание течь в сторону объекта и побуждает человека совершать активные действия.

Если вы сильно голодны, то внимание будет выхватывать из окружающей реальности образы, связанные с едой.

В момент реализации человек испытывает эмоциональную разрядку и чувство удовлетворения от достигнутой цели. Происходит выброс гормонов радости – серотонина и эндорфина. Это своего рода вознаграждение за проделанную работу и поощрение к новым достижениям.

Естественно, не каждая нужда оказывается реализованной. Нереализованная может привести к следующим последствиям:

  1. Гибели человека. Если дело касается базовых биологических нужд.
  2. Фрустрации. Это сильное переживание вследствие неудовлетворения важнейшей для человека нужды, граничащее с нервным расстройством.
  3. Сублимации. Это преобразование чувства неудовлетворенности в созидательную энергию.

Все вышесказанное означает, что человеку стоит быть внимательным к своим внутренним побуждениям: осознавать, принимать и не пытаться подавлять их. Это необходимое условие для психологического здоровья личности.

Низшая площадка

Физиологические потребности можно удовлетворять всю жизнь и так и не суметь удовлетворить. Патология и смещение ценностных ориентиров, как правило, возникают у многих членов современного общества (вне зависимости от богатства и социальной значимости). И все эти проблемы — из-за возвеличивания и выдвижения на первый план низших потребностей. Так приходит неудовлетворение собой и своею жизнью, судьбой, местом, занимаемым в социуме. Непонимание своей роли в жизни. Как следствие – низкая социальная роль, ощущение, что ты винтик механизма, частичка серой массы, вызывающее гнет и чувство безысходности.

потребности и инстинкты

Теории потребностей в психологии

Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, занимавшихся изучением данного феномена.

Теория Абрахама Маслоу

Самая знаменитая теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основателю гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно ей нужды человека формируют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил эту структуру в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.

Пирамида Маслоу

В основании пирамиды находятся нужды, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны. Давайте подробно рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:

  1. Физиологические потребности. Сюда относится нужда в еде, воде, отправлении естественных нужд, сне, удовлетворении сексуальных желаний. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида на биологическом уровне.
  2. Безопасность. Это потребность в стабильности, уверенности в будущем, в сохранении здоровья и т. д.
  3. Социализация и любовь. Человеку важно чувствовать свою принадлежность к обществу и устанавливать социальные связи. Сюда относится потребность во внимании, привязанности, общении.
  4. Признание. Стремление добиться уважения в обществе и удовлетворить тщеславные амбиции.
  5. Самоактуализация. Стремление реализовать заложенный в человеке потенциал на 100 %.

На первых двух уровнях находятся низшие нужды. Они являются врожденными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие нужды, формирующиеся под воздействием социальной среды.

Неудовлетворенные низшие уровни блокируют возникновение высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшего уровня.

Именно иерархичность теории Маслоу чаще всего подвергается критике. Существует множество примеров, которые ей противоречат. Например, как объяснить подвиги солдат, которые сражались во имя Родины, будучи голодными или лишенными элементарных удобств. Но тем не менее на данный момент это самая совершенная и продвинутая теория.

У нас на блоге есть отдельная статья про пирамиду Маслоу. Загляните туда.

Теория Клейтона Альдерфера

Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:

  1. Потребности существования. Сюда объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждами одного порядка.
  2. Потребности связи. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
  3. Потребности роста. Обучение и стремление к внутреннему прогрессу.

В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.

Загляните в нашу статью о том, что такое самореализация.

Теория Дэвида Макклелланда

Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми.

Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:

  1. В достижении или свершении.
  2. Во взаимодействии.
  3. Во власти.

При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.

Теория Эриха Фромма

Представитель неофрейдизма Эрих Фромм изучал роль бессознательного в процессе формирования потребностей.

Согласно его концепции в бессознательном запечатлен весь опыт человечества, а также заложен скрытый потенциал личности, отведенный человеку изначально. Однако при столкновении с жесткими рамками и стереотипами реального мира возникает внутренний конфликт. Так многие нужды остаются нереализованными.

Фромм выделял следующие потребности:

  • общение и установление социальных связей;
  • творчество;
  • принадлежность к роду, ощущение глубоких корней;
  • идентификация с кем-то или с чем-то;
  • познание.

Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

  1. В развитии. Группа , «,для себя»,. Ребенок с ранних лет стремится познать окружающий его мир. Как только малыш приобретает первые навыки общения, он начинает интересоваться всем происходящим вокруг, задавая многочисленные вопросы окружающим его близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно черпать информацию из книг. Получение знаний происходит постоянно: в процессе общения с родителями, прогулок на улице, занятий в детском саду, просмотра мультиков и т.д. Позднее ребенок получает знания в школе, институте и т.д. Впервые устроившись на работу, уже взрослый человек начинает постигать свою профессию, приобретать практические навыки в ней. В повседневной жизни, столкнувшись с интересующим вопросом, люди предпринимают усилия для получения необходимой информации.
    В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.
  2. В общественном порядке. Группа , «,вместе с другими»,. Человек испытывает желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины, правопорядка. Его стремление к подобному укладу жизни выражается в соблюдении существующих норм закона, построении общения с людьми на принципах равенства и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют нужду человека убирать за собой мусор, выгуливать собак в установленных местах, приходить на работу без опозданий, голосовать на выборах и т.д.).
  3. В альтруизме. В современном обществе данный вид потребностей развит мало. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений в угоду интересов других людей. Далеко не все представители общества способны пожертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты , это мягкие, спокойные люди, искренне заинтересованные в оказании помощи окружающим. Они могут удовлетворять свою потребность различными способами: организация приюта для бездомных животных, помощь престарелым людям, помощь умирающим пациентам в хосписах.
    Все их действия осуществляются на безвозмездной основе.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]